Фовизм
Фовизм(от фр. fauve – дикий) – название течения во французской живописи 1905-1907гг.,которое представляли А.Матисс, А.Марке, А.Дерен, Р.Дюфи, Ж.Руо, М.Вламинк.Когда на парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотнаэкспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих откартин энергии и страсти, один из французских критиков заклеймил авторов словомles fauves – “дикие звери”. Случайное высказывание вошло в историю,закрепившись как название за течением. Художественной манере фовистов былисвойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силехудожественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкиеконтрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма.Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема.
КартинаМориса де Вламинка “Цирк”, в котором автор явно пренебрегает законамиперспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительнообозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие егоздания. Стремительные широкие синего, оранжевого, розового цветов создаютособую эмоциональную напряженность образов. Вламинк, по профессиигонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, черезпять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с АнриМатисом, Дереном и Жоржем Руо. Ряд лучших работ Вламинка относится именно кфовистскому периоду его творчества. В 1907 году художник обращается к работамПоля Сезанна и под их впечатлением отказывается от яркого колорита, которыйстановится теперь у Вламинка несколько приглушенным.
Футуризм
Название(от латинского “футурум” — “будущее”) особого модернистского течения вевропейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать “искусствобудущего”, футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с еенравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машиннойурбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей,движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмоми экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы формхудожники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современногоим человека, городского жителя.
Футуризмзародился в Италии. Лидером и идеологом движения был литератор ФилиппоМаринетти, скульптор и живописец Уго Боччони, живописцы Карло Карра, ДжиноСеверини, Джакомо Балла.
Концепциячеловека у западноевропейских футуристов:
Вфутуристическом манифесте “Искусство механизмов” говорится о двух ипостасяхидеала нового человека. Это либо человек – робот, функционер, безликий винтик вмеханизме окружающего его мира и общества, либо личность, воплощающая идеюсверхчеловека. (Футурист Мафарка — излюбленный герой Маринетти — вымышленныйвосточный властитель, площадной, вульгарно сниженный вариант ницшеанского Заратустры,представляющий в сущности ту же машину, но только биологически совершенную.)
Русскийфутуризм. Весьма отличался от своего западного варианта, уноследовав лишьзаглавный пафос строителей “искусства будущего”, противопоставляющих егоискуству и культуре прошлого. Существовал в рамках модернистского направленияв русском искусстве, представлял собой сочетание различных группировок.Футуристами (“будетлянами”) называли себя члены петербургского “Союза молодежи”В.Е. Татлин, П.Н. Филонов, М.З. Шагал, А.А. Экстер, участники выставок“Ослиный хвост”, “Мишень”, “Трамвай Б” – М.Ф. Ларионов, Н.С. Гончарова, К.С.Малевич, К.М. Зданевич и др., члены группы “Гилея” – В. Маяковский, Д.Д.Бурлюк.
Реди-мейд
В1902 году в Нью-Йоркской галерее «Sidnej Jams» прошла выставка«Новые реалисты». Здесь демонстрировались простые вещи, элементысреды, их копии демонстрировались как самостоятельные объекты искусства.
Языкготовых вещей («ready made»). После Первой Мировой войны в Европеорганизовалась группа художников, называвшаяся «Dada». Её могли бысчитать основоположницей многих современных направлений искусства. Один изгромких представителей этого направления был М. Дюшан. Этот художник реальные,банальные вещи поднял на уровень искусства: колесо велосипеда на табуретке,раковину туалета. Это значило, что каждый предмет может быть скульптурой.Искусство становится предметом согласования. Благодаря художнику авторской былапризнана не только работа рук, но и неповторимый акт отбора вещей. Исчезаютграницы между искусством и предметами. Естественно, границу можно очертить, ноона будет довольно теоретической, так как множество художников балансируют наэтой грани.
Реди-мейд(англ. ready made — готовый) — один из распространенных приемов современного(авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленногопроизводства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется ввыставочном зале. Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окруженияизменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном наподиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы ицвета. Название реди-мейд впервые в 1913 — 1917 годы применил М. Дюшан поотношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу,сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение вразличных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.
Сюрреализм
Сюрреализм(фр. surrealisme — сверхреализм) — направление в литературе и искусстве XX в…сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А.Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали,что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя вовремя сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматическихдействий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.).
Сюрреалистическаяпрограмма в изобразительном искусстве осуществлялась в основном по двумнаправлениям. Одни художники вводили бессознательное начало в процесс созданияживописных полотен, в которых преобладали свободно текущие образы, произвольныеформы, переходящие в абстракцию (М. Эрнст, А. Масон, Дж. Миро) Другоенаправление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точностивоспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картиныотличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы,что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительностииллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок:твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимыеобъекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретаютневесомость, и все это создает образ невозможный в реальности. Общие особенностиискусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетанияформ, зрительная неустойчивость, изменчивость образов.
Главнойцелью сюрреалистов было через бессознательное подняться над ограниченностью какматериального, так и идеального мира, продолжить бунтарство против выхолощенныхдуховных ценностей буржуазной цивилизации. Художники этого направления хотелисоздать на своих полотнах реальность, неотражающую действительность,подсказанную подсознанием, но на практике это порой выливалось в созданиепатологически отталкивающих образов, эклектику и китч. Отдельные интересныенаходки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративногоискусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине дваразличных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда.
Вэто же время художники обратились к имитации черт первобытного искусства,творчества детей и душевнобольных. При всей своей программной заданностипроизведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации. Они одновременномогут отождествляться в нашем восприятии как со злом, так и с добром.Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство и смирение, отчаяние и вера — эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов,активно воздействуя на зрителя. При всей абсурдности и даже определеннойзабавности некоторых произведений сюрреализма они способны стимулироватьсознание, пробуждать ассоциативное воображение.
Сюрреализмпредставлял собой противоречивое художественное явление, что в значительноймере объясняет широкую орбиту его распространения. Многие ищущие художники,впоследствии отказавшиеся от сюрреалистических взглядов, прошли через него (П.Пикассо, П. Клее и др.). К сюрреализму примыкали поэты Ф. Лорка, П. Неруда,испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы.
Примитивизм
Примитивизм(неопримитивизм)
— направление, возникшее в европейском и русском искусствев начале ХХ века. Его главным признаком было программное опрощениехудожественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства — народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д.В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущуюнеиспорченному цивилизацией сознанию.
В России примитивизм наиболее ярко представлен именамиН.С.Гончаровой, М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, художников групп ” Бубновыйвалет”, ” Ослиный хвост” и некоторых мастеров ” Голубойрозы”. Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусствоВостока, а также лубок, провинциальные вывески, детское творчество, народнаяигрушка, искусство примитивных культур.
Термин«примитивизм» часто применяется по отношению к наивному искусству — к творчеству художников, не получивших образования, однако ставших участникамиобщего художественного процесса (напр., А. Руссо, Н. Пиросманашвили).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта izo.ru/