Некоторые теории и концепции личности

Некоторые
теории и концепции личности
Концепция
жизнетворчества (Л.В.Сохань).

В основу
концепции, созданной коллективом укр. ученых под руководством Л.В.Сохань,
положено представление о жизни человека как творческом процессе. Личность
рассматривается как субъект жизни, в основе существования которого лежит
жизнетворчество – духовно-практическая деятельность личности, направленная на
творческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта. Разрабатывая,
корригируя и осуществляя свой сценарий жизненный, личность овладевает
искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни,
развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий
жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих,
среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания
личности событийной картины жизни, процесс ее самоусовершенствования. Концепция
разрабатывает также такие понятия, как: “жизненный путь личности”,
“образ жизни”, “стиль жизни”, “культура жизни” и
др.
“Активационная”
концепция (Д.У.Фиске и С.Р.Мадди).

В основе
концепции лежит понятие “активации”, т. е. психологического
возбуждения или напряжения, вызываемого состоянием физиологического возбуждения
в обусловленном центре мозга. Существует типичный для каждого человека уровень
активации (обычная или характерная активация), являющийся характеристикой его
личности Его развитию способствует ранний опыт человека. Фактический уровень
активации зависит от воздействия стимуляции внутренних и внешних источников.
Если он падает ниже обычного для данного человека, то поведение направлено на
увеличение влияния стимула. Если активация выше обычного, поведение направлено
на уменьшение влияния.

В зависимости
от уровня обычной активации (активации потребностей), а также от степени
экстернальности-интернальности (см. Локус контроля) все люди делятся на четыре
типа личности: 1. Высокоактивационный экстернал – “удачливый
человек”, ищущий встреч с природной и социальной средой; он ненасытен в
своих аппетитах, стремится к действиям, сильным переживаниям, проявляет
любопытство, авантюрность и импульсивность. 2. Высокоактивационный интернал –
человек, склонный к размышлению, фантазированию; он невнимателен к событиям
внешнего мира, тонкий и сложный, ведет жизнь “из разума”, следует
своим ощущениям и эмоциям, стремится к новизне и творчеству. 3.
Низкоактивационный экстернал – вечный консерватор, конформист; он прост в своих
вкусах, избегает конфликтов неоднозначности и сильных, дезорганизованных
внешних событий, пытается наводить установленный порядок в окружении,
предпочитает знакомое новому. 4. Низкоактивационный интернал – консервативный,
защищающий “золотую середину” человек; избегает любых излишков и
поблажек, прост, несложен, без детализированных мыслей и грез, аскетичен,
склонен к последовательности и устойчивости.
“Биосферная”
концепция (А.Ангьял).

Одним из
ключевых считает понятие “биосферы”, включающей личности и их мир.
Личность – один из компонентов биосферы. Символ. “Я” – общая сумма
Я-концепций человека. Взаимодействие между человеком и его средой
рассматривается как противоречие между тенденцией к автономии, присущей
организму, и тенденции к гомономии, присущей среде. Автономия (самодетерминация)
направлена на отделение от других и физич. среды с акцентом на независимость и
отчужденность. Гомономия (отказ от себя) направлена на слияние или объединение
с др. людьми, идеями или неодушевленной средой с акцентом на зависимость.
Выражение обеих характеристик одновременно ведет к дифференцированию и
интеграции.

Для
характеристики личности вводится понятие измерений (нечто подобное чертам
личности). Вертикальное измерение простирается от полюса конкретного
поверхностного поведения к полюсу глубоких, лежащих в основе этого поведения,
сил. Прогрессивное измерение включает ряд поведенческих действий, приводящих
человека ближе к финальной цели. Горизонтальное измерение представляет
координацию дискретных действий в более широкой, лучше интегрированной и более
эффективной единице поведения (возможно, такой, как тип). Соответственно, любой
поведенческий акт может быть описан как проявление нижележащих процессов.
Концепция
“духовного человека” (Ж.Ньюттен).

Опирается на
одну из основных идей – взаимодействие индивида со средой. Оптимальное
состояние этого взаимодействия – равновесие, к достижению которого человек
постоянно стремится. Основной движущей силой такого стремления является
мотивация – непрерывная активная селективность, определяющая устойчивость и
направленность поведения и обеспечивающая достижение цели.

Все
потребности, которые понимаются как “паттерны” связей субъекта с
окружающим миром и как динамический аспект личностного способа существования и
поведения в мире, классифицируются по трем уровням психической жизни:
психофизический (потребность жизненного развертывания и биологического
контакта); психосоциальный (потребность развертывания личности и
психосоциального контакта); экзистенциальный (потребность экзистенциального
поддержания и универсальной интеграции). В категории “потребность”
очень важным является временное измерение, т. к. его реализация предполагает
осуществление некоего поведенческого будущего.

В структуре
личности автор выделяет две подструктуры: интимную и социальную, интеграция
которых определяет гармоничность “Я”. Развитие личности заключается в
прогрессивной интеграции, преодолевающей конфликты. Человек обладает
врожденными человеческими возможностями, в процессе обучения создаются лишь
формы их выражения.
“Мотивационная”
концепция (Д.К.Мак-Клелланд).

Поведение
личности определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами,
заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в
будущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и
отрицательные (вызывающие недовольство) эмоции являются врожденными реакциями
на соответственно маленькие и большие расхождения между ожиданиями и событием.
Положительные эмоции ведут к приближению, тогда как отрицательный аффект ведет
к избеганию. Люди стремятся к маленьким степеням расхождения
(непредсказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней
непредсказуемости, чтобы избежать угрозы.

Личность
описывают следующие характеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив – сильная аффективная
ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основанная на
прошлой связи конкретных стимулов и положит, и отрицательных аффектов.

Можно говорить
о мотивах приближения, в которых человек стремится, чтобы его антиципация стала
реальностью, и мотивах избегания, когда человек не дает своей антиципации стать
реальностью. В зависимости от того, какие расхождения между ожиданием и
событием поощряют родители в детских переживаниях (маленькие или большие), у
ребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация
(приближения или избегания). Черта – заученная человеком тенденция реагировать,
которая возымела успех в прошлом при аналогичной мотивации (если он реагировал
более или менее успешно в подобных ситуациях в прошлом, когда был аналогично
мотивирован). Схема – единица познания или процесса мышления, отображающая в
символич. форме прошлый опыт. Существует три гл. класса схем – идеи, ценности и
социальные роли.
Организмическая
концепция (К.Гольдштейн).

Ключевое понятие
концепции- организм, состоящий из дифференцированных членов, функционирующих по
принципу “фигура-фон”. Фигура- это любой процесс, возникающий и
выделяющийся на фоне. Различаются фигуры естественные, функционально
укорененные в фоне, составляющем целостность организма, и неестественные,
изолированные от организма – продукт травматического опыта и навязанных
человеку привычек. Активность организма проявляется в трех формах поведения:
действия (произвольная сознательная активность); отношения (внутренние переживания);
процессы (телесные функции). Поведение может быть конкретным (автоматическое
реагирование на стимул) и абстрактным (реагирование после размышления о
стимуле). Функционирование организма охватывает следующие динамические
проявления: 1) процесс выравнивания (тенденция к равномерному распределению
энергии по организму); 2) самоактуализацию (творческая тенденция человеческой
природы как основной мотив организма); 3) “приход к согласию” со
средой (поиски организмом той среды, которая наиболее соответствует его
самоактуализации).
Психосинтез
(Р.Ассаджоли).

Внутренний мир
личности включает такие элементы: 1) низшее бессознательное (простейшие формы
психики, влечения, комплексы и т. п.); 2) среднее бессознательное (продукты
бессознательной деятельности, свободно переходящие в сознание), 3) высшее
бессознательное, или сверхсознательное (высшие формы интуиции и вдохновения);
4) поле сознания (поток ощущений, образов, мыслей, чувств и г. д., доступных
наблюдению, анализу и оценке человеком; находится внутри области среднего
бессознательного); 5) сознательное “я” (точка чистого самосознания,
находится в центре поля сознания); 6) высшее “Я” (истинное
“Я”, постоянный центр, из которого “Я” возвращается в
сознание; находится в верх. точке высшего бессознательного); 7) коллективное
бессознательное (подобно архетипам Юнга ; находится вокруг областей
бессознательного).

Отсутствие
внутреннего единства личности является причиной болезней души и тела,
неудовлетворенности, неуверенности, неустойчивости в настроениях, мыслях и
действиях. Чтобы преодолеть эти проблемы Ассаджоли предлагает четыре стадии
достижения внутреннего единства: 1) глубокое познание своей личности
(исследование элементов, образующих личность; то, что осуществляет
психоанализ), 2) контроль над различными элементами личности (методом
разотождествления себя с ними); 3) постижение своего истинного “Я” –
выявление или создание объединяющего центра (проекция своего центра вовне – на
идеальную личность); 4) психосинтез: формирование или перестройка личности
вокруг нового центра (использование всех имеющихся в распоряжении энергий,
развитие недостающих или недостаточно развитых сторон личности, согласование и
соподчинение различных психических функций и энергий, создание устойчивой
структуры личности.).
Список
литературы

П. П.
Горностай. Некоторые теории и концепции личности