Некоторые вопросы конкуренции в торговле

–PAGE_BREAK–
1.2. Методы конкуренции в торговле.

      В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

     Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой  промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен»  — она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

    Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению  потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать. Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и  возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы  используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

    При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары

   При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально.

     Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. Например: «Американские покупатели готовы переплатить 1 – 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства». К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения

природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.

  Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только    доносят     до покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь

создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой  предприниматель выступает во внешней торговле.     К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

                         
Стратегии конкуренции.

Таблица 1. Базовые стратегии конкуренции.

  

  Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли.

     1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать

рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.

     2. Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми

свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть, если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечивает решение проблемы в большом сегменте рынка.

     3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии

рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и,

следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.
1.3. Недобросовестная конкуренция в торговле, методы борьбы с ней.

    Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм  конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. В него входят:
распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов; продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
   Данное положение направлено в первую очередь на недопущение недобросовестной конкуренции, связанной с промышленным шпионажем. По вопросу о том, что представляет собой недобросовестная конкуренция и законодательство о недобросовестной конкуренции, существует много мнений. Однако нет единых точек зрения. Большинство российских правоведов, так или иначе работавших над проблемами конкурентного законодательства, концентрировали внимание в основном на анализе норм, посвященных пресечению монополистической деятельности и ограничения конкуренции.   Недобросовестная конкуренция — это не разновидность конкуренции вообще, а один из видов нарушений конкурентного законодательства, один из возможных вариантов неправомерных действий. В отличие от соглашений, сговоров, злоупотреблений доминирующим положением он обладает существенной особенностью: принимается во внимание не только нарушение законодательства, но и прежде всего нравственных норм — норм добропорядочности, разумности, справедливости, а также обычаев делового оборота.

    Вместе с тем в отечественной литературе недобросовестная конкуренция достаточно часто рассматривается как правонарушение. Однако вопрос о том, можно ли недобросовестную конкуренцию рассматривать как правонарушение, и если да, то в каких случаях, и соответственно уместно ли рассмотрение ее признаков через призму состава правонарушения, до настоящего момента не ставился. Кроме того, в юридической литературе недобросовестная конкуренция иногда рассматривается как злоупотребление правом. В основном такая трактовка дается зарубежными учеными.

    В России недобросовестная конкуренция уже получила определенное распространение. Одним из ее методов является переманивание выгодных клиентов с использованием финансового и административного давления, связей во властных структурах и т. д. Есть прецеденты, когда банк, используя свое влияние в Москве, осуществляет давление на федеральные власти с тем, чтобы счета подведомственных структур переводились в филиалы этого банка на территории, что ведет к истощению и без того небогатых ресурсов регионов.

   Неприглядные с этической точки зрения действия субъектов банковского рынка оказывают следующее воздействие. 1) Вкладчики. Отказ выплатить обещанные проценты в силу их нереальности или дезорганизации хозяйственного процесса конкурентами лишает кредиторов потребительского излишка, вносит дисбаланс в планы доходов и соответственно расходов. 2) Заемщик. Распространение дискредитирующей информации о банке-конкуренте наносит ущерб и деловой репутации ссудополучателей. 3) Банковская система в целом. Подрывается доверие к финансово-кредитным институтам, сужается их ресурсная база, доходность понижается, растет вероятность банкротства. 4) Общеэкономическая ситуация. Падают объемы кредитов промышленности, сельскому хозяйству, торговле, населению на потребление — тормозится воспроизводственный процесс. В связи с вышеизложенным государство должно предпринимать активные меры, направленные против недобросовестной конкуренции.

   Достаточным потенциалом в борьбе с недобросовестной конкуренцией обладает регулярная публикация рейтингов надежности коммерческих банков (по данным БР) и небанковских финансово-кредитных институтов (по данным финансовых органов), а также осуществление комплекса мер по повышению финансово-экономической культуры населения.

   В заключении, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день очень существенными и важными являются мероприятия по защите от недобросовестной конкуренции, их воздействие на товарные и финансовые рынки. На сегодняшний день, комплекс средств, нацеленных на укрепление и развитие конкуренции, достаточно широк и поэтому формирует отдельное направление государственного регулирования. Однако нельзя допускать, чтобы борьба с вышеописанными отклонениями приводила к разрушению среды товарного и финансового рынка. Напротив, необходимо укреплять ее. Тем более что сегодня основной упор все чаще переносится с прямого вмешательства в структуру отрасли.
II
.Значение барьеров входа и выхода на рынок для развития конкуренции.

2.1. Классификация рыночных барьеров.
            Каждый  рынок имеет свою специфику производство различных товаров, различный состав производителей, размер предприятий, особенности технологии, состав и специфика потребителей и другие.

   Экономическая прибыль – это разность совокупного дохода  и суммы явных и неявных издержек. Она является стимулом к вступлению в отрасль новых конкурентов. Если прибыль предприятия отрицательная, то оно стремится покинуть рынок.

   Рыночные барьеры – препятствия при проникновении на рынок новых конкурентов (барьеры входа), а также экономические последствия при уходе с рынка для предприятия, действующего на рынке (барьеры выхода). Значительные рыночные барьеры могут  препятствовать  появлению на рынке новых конкурентов, ограничивая их число. Незначительные барьеры, наоборот, создают возможность для потенциальных конкурентов относительно просто входить в отрасль или покидать ее, не неся при этом существенных убытков. Характеристика этих барьеров зависит от конкретной рыночной ситуации и различается для отдельных видов конкуренции (табл.2.)

Таблица 2. Характеристика барьеров по видам и типам конкуренции.

Совершенная

конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая

Олигополистическая

Барьеры

Отсутствует

непреодолимы

Относительно преодолимы

Крайне трудноопределимы

     Как видно из табл.2, рынок совершенной конкуренции полностью открыт для проникновения на него других предприятий. В условиях монополии он наоборот полностью изолирован. Для этих двух видов конкуренции рассмотрение механизмов рыночных барьеров не имеет смысла. В тоже время рынки  монополистической и олигополистической конкуренции относительно открыты для других предприятий и их продукции. Однако,

именно для олигополистического характера взаимодействия предприятий рассмотрение механизмов рыночных барьеров наиболее актуально.

    Рыночным барьером будем называть совокупность независимых экономических мер, источниками которых являются предприятия присутствующие на рынке, и направленных на  изоляцию других участников данного рынка.

     

                  

                Рисунок 2. Рыночные барьеры.

На рисунки  2  мы выделили  объективные и субъективные барьеры

    1. Объективные барьеры не зависят от деятельности  предприятий и являются общими условиями для всех участников рынка. Их источником является государство. Можно рассмотреть:экономические и организационные ограничения – государственная политика в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности и последствия этой политики для конкретных товарных рынков, сроки окупаемости капитальных вложений; административные ограничения – наличие (отсутствие) ограничений деятельности производителей на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней (лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, решения органов власти по ограничению ввоза (вывоза) товаров на территорию (с территории) и тому подобное).

     2. Субъективные барьеры создаются сознательной деятельностью самих предприятий и стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых конкурентов на данный рынок: ценовое поведение предприятий – представляет собой установление такого уровня цен товаров, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов; неценовыми поведение предприятий – например: увеличение объема выпуска продукции; характеристика связей с другими участниками рынка; дифференциация выпускаемого продукта (возможное разнообразие предлагаемой продукции);эффект масштаба – если минимально эффективный масштаб деятельности на данном товарном рынке высок, то

входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь существенно более высокие затраты, чем уже действующие на товарном рынке хозяйствующие субъекты, и, следовательно, быть менее конкурентоспособными; превосходство в уровне затрат – возникают в том случае, если затраты на единицу продукции уже действующих продавцов ниже, чем у вновь входящих на рынок хозяйствующих субъектов; ограничения по спросу – высокий уровень удовлетворения спроса, отражающий как высокую насыщенность рынка товарами, так и низкую платежеспособность покупателей, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами;  объемы инвестиций – значительный размер первоначального капитала, который необходим для начала деятельности хозяйствующего субъекта на рынке, может являться одним из важных барьеров входа на рынок.

  В силу того, что объективные  барьеры влияют в равной степени на всех участников  рынка, их можно не рассматривать. Вопросы их преодоления не определяются тактикой и стратегией  предприятий на рынке. Субъективные барьеры представляют собой вполне определенные экономические факторы, источником которых являются  предприятия уже существующие на  рынке. Характеристика этих барьеров свидетельствует о том, что, в силу уникальности  каждого участника рыночных процессов, они будут проявлять себя независимо от каждого предприятия на  рынке.
2.2. Значение барьеров  для развития конкуренции.

   Оценка значимости барьеров  имеет принципиальное значение для всех агентов рынка. Для укоренившихся фирм она является необходимым условием проведения эффективной политики по сдерживанию входа новичков и оптимальной ценовой политики, направленной на защиту своих долгосрочных прибылей, а также условием выбора конкурентной стратегии, включая кооперативное и некооперативное поведение в отрасли. Для новичков такая оценка чрезвычайно важна при принятии решения о входе в отрасль и при выборе способов решения этой задачи. С точки зрения государства оценка значимости отраслевых барьеров входа необходима как в рамках внешнеторговой политики, нацеленной на поддержание и защиту отечественных отраслей от иностранной конкуренции, так и для выявления инструментов поддержания и поощрения конкуренции в целях максимизации уровня общественного благосостояния.

   Задача оценки значимости барьеров входа усложняется тем обстоятельством, что не существует универсальной формулы, с помощью которой можно было бы подсчитать их «высоту». Более того, некоторые барьеры вообще не поддаются количественному измерению, и в этой ситуации экономистам приходится полагаться лишь на интуицию и профессиональные навыки. Мы видим, что наиболее чувствительными к наличию барьеров являются новички, стремящиеся осуществить вход в отрасль, а также небольшие фирмы. Помимо абсолютных преимуществ в издержках и эффекта масштаба, ограничивающих вход новичков, укоренившиеся в отрасли фирмы могут поднимать входные барьеры посредством лимитирования доступа к дистрибьюторским сетям (используя свои  барьеры соответствующей группы)

   В свою очередь укоренившиеся в отрасли фирмы чувствительны к барьерам, на которые могут повлиять входящие новички, например к торговой марке. Для того чтобы данный барьер стал значимым для укоренившейся фирмы, новичок обязан нести высокие издержки на собственные рекламные кампании, целью которых является либо упразднение существующей на рынке торговой марки и «переориентация» потребителей на собственную торговую марку, либо формирование нового сегмента спроса. Как инструмент, ограничивающий конкуренцию в отрасли, данный барьер не всегда однозначно влияет на укоренившиеся фирмы .

   Используя инструменты рыночной политики, государство также может влиять на высоту определенных входных барьеров. Оно может устанавливать правила и регулировать доступ к дистрибьюторским сетям, ограничить доступ к инфраструктуре и ресурсам. Другим примером зависимости компаний от государства является концентрация продавцов в отрасли. Обычно укоренившиеся фирмы способны координировать свои действия таким образом, чтобы сдерживать вход новых фирм на рынок, но государство может ввести определенные правила, запрещающие соглашения между укоренившимися фирмами.

    продолжение
–PAGE_BREAK–