Оглавление
2.1Биосфера как одна из оболочек Земли. Состав и границы биосферы
4.2каковы источники и основныегруппы загрязняющих веществ атмосферы России
6.5Какие животные участвуют в самоочистке воды и водных экосистемах
10.2.Назовите виды мониторинга окружающей среды
15.9.Какие первые договоры по охране природы были заключены Россией
Списоклитературы
2.1 Биосфера как одна из оболочек Земли. Состав играницы биосферы
Биосфера(от греч. bbs — «жизнь», spbaira — «шар») — одна из оболочек (сфер) Земли,состав и энергетика которой в существенных своих чертах определены работойживого вещества. Термин введен Э. Зюссом в 1875 г., в результате работ В.И.Вернадского этот термин стал обозначать всю ту наружную область планеты Земля,в которой не только существует жизнь, но которая в той или иной степенивидоизменена или сформирована жизнью. Биосфера включает в себя тропосферу,гидросферу, литосферу.
Областьсовременного обитания живых организмов охватывает в среднем 1217 км — несколькоменьше на суше, больше в океане. Сфера случайного попадания организмов ибиогенных элементов колеблется до 4050 км. Считается, что нижняя границабиосферы в среднем лежит на глубине 3 км от поверхности суши и на 0,5 км нижедна океана, хотя в буровых скважинах живые микроорганизмы обнаружены на глубине4 км, а микробиологические остатки — до 7 км. В «черных курильщиках» — выходахтермальных вод на дне океана на глубинах в 3 км при давлении около 300 атм (34107 Па) обнаружены живые организмы при температуре 250 С (с повышением давленияпри t > 100 С вода не кипит). Растения поднимаются в горы до высоты около 5км. Дальше царствует вечный холод, но жизнь здесь теплится — обитают некоторыепаукообразные и микроорганизмы. Верхняя граница биосферы находится на высоте2025 км на уровне озонового слоя, защищающего все живое от жесткогоультрафиолетового излучения. Выше случайно залетают только споры бактерий игрибов.
Биосферане только сфера жизни. Это видно из состава вещества биосферы, состоящего изглубоко разнородных геологически не случайных частей:
1)вещества, образуемые процессами, в которых живое вещество не участвует, — косное вещество, твердое, жидкое и газообразное;
2)биокосное вещество, которое создается одновременно живыми организмами и коснымипроцессами, представляя динамические равновесные системы тех и других.Организмы в их образовании играют ведущую роль;
3)вещество, находящееся в радиоактивном распаде. Это вещество в такой формеявляется одной из самых мощных сил, меняющей всю энергию биосферы;
4)вещество космического происхождения, атомы.
Сточки зрения иерархии уровней организации живой материи и системного подходабиосфера — совокупность всех экосистем (биогеоценозов). Все экологические ниши,пригодные для жизни, заняты биосферой, возникшей одновременно с появлениемжизни на Земле (около 4 млрд лет назад) в виде примитивных протобиоценозов впервичном Мировом океане.
Структурнобиосфера представляет собой совокупность функционально связанных и иерархическисоподчиненных единиц — экосистем. Такой взгляд на биосферу вытекает из принципасистемности — основного принципа современного научного знания. Именно потомучто отдельные составляющие — экосистемы — функциональны, а не хаотичноструктурны, возникает системная целостность. В связи с этим одно из наиболеекатастрофичных последствий деятельности человека связано с разрушениемструктуры экосистем и, следовательно, с разрушением структуры биосферы в целом.
Человекобитает в самом нижнем, прилегающем к Земле слое атмосферы, который называетсятропосферой. В ходе эволюции (антропогенеза) организм человека адаптировался копределенному составу атмосферы, который принято называть средним илинормальным. Основной потребитель воздуха в природе — флора и фауна Земли.Подсчитано, что весь воздушный океан проходит через земные живые организмы,включая человека, примерно за десять лет. Воздух необходим всему живому наЗемле. Без пищи человек может прожить всего пять недель, без воды — пять дней,без воздуха — пять минут, но нормальная жизнедеятельность людей требует нетолько наличия воздуха, но и определенной его чистоты, от качества воздухазависят здоровье людей, состояние растительного и животного мира, прочность и долговечностьлюбых конструкций, зданий, сооружений. Загрязненный воздух губителен для суши,морей, почв.
4.2каковы источники и основные группы загрязняющих веществ атмосферы России
Впоследние годы содержание в атмосферном воздухе российских городов ипромышленных ненов таких вредных примесей, как взвешенные вещества, диоксидсеры, существенно уменьшилось, так как со значительным спадом производствасократилось число промышленных выбросов, а концентрации оксида углерода идиоксида азота выросли в связи с ростом парка автомобилей. Источникамизагрязнения воздуха различными газами являются:
—процесс выплавки чугуна и переработки его на сталь;
—выбросымартеновских и сталеплавильных цехов;
—предприятия по выработке цветных металлов;
—химическая и нефтехимическая промышленность;
—производство цемента и других строительных материалов;
—деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Всельской местности источниками загрязнения атмосферного воздуха являютсяживотноводческие и птицеводческие хозяйства, промышленные комплексы попроизводству мяса и др. Ученые считают, что ежегодно тысячи смертей в городахвсего мира связаны с загрязнением воздуха. Всякое загрязнение вызывает уприроды защитную реакцию, направленную на его нейтрализацию. Эта способностьприроды долгое время эксплуатировалась человеком безумно и хищнически. Отходыпроизводства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены ипереработаны самой природой. Однако процесс загрязнения резко прогрессирует, истановится очевидным, что природные системы самоочищения рано или поздно несмогут выдержать такой натиск, так как способность атмосферы к самоочищениюимеет определенные границы. От загрязнения воздуха страдают животные ирастения. Например, отходы медеплавильных заводов — хлор, мышьяк, сурьма —вызывают гибель домашних и диких животных, поедающих отравленную этимивеществами пищу. Медь и цинк, попадающие с выбросами заводов на землю, могутполностью уничтожить травяной покров. Загрязнение воздуха таит в себе угрозуздоровью людей. Например, в Москве предрасположенность к бронхиальной астме,бронхиту, тонзиллиту, хроническому отиту на 40-60% выше в районах с повышеннымуровнем загрязнения атмосферного воздуха (Садовое кольцо, северо-западная исеверо-восточная части столицы).
Комплекснаяоценка состояния здоровья детей на основе углубленного медицинского осмотрашкольников 7—11 лет показала, что более трети учащихся в загрязненных районахимеют функциональные отклонения, 60% страдают различными хроническимизаболеваниями, у 20% детей повышено артериальное давление, у 47% — анемия.Стратосферный озоновый слой защищает людей и живую природу от жесткогоультрафиолетового и космического излучения. Запуск мощных ракет, испытанияядерного и термоядерного оружия, ежегодное уничтожение природного озонатора —миллионов гектаров леса — пожарами и хищнической рубкой, массовое применениефреонов в технике, парфюмерной и химической продукции в быту — главные факторы,разрушающие озоновый экран Земли.
Впоследние годы над Северным и Южным полюсами возникли «озоновые дыры» площадьюсвыше 10 миллионов квадратных километров каждая, появились «озоновые дыры» надмногими странами Европы, над Россией. Прорыв через «озоновые дыры» солнечныхрентгеновых и ультрафиолетовых лучей в 50-100 раз увеличивает число мощныхлесных пожаров. В 1996 году в России сгорело 2 млн. га леса. Земля и растениястрадают от кислотных дождей. Огромный вред наносят кислотные дожди и лесам.Леса высыхают, хвойные деревья желтеют, у лиственных изменяется окраскалистьев. Кислотные дожди наносят ущерб сельскохозяйственным культурам:изменяется обмен веществ в клетках растений, растения замедляют рост иразвитие, падает урожайность. По данным «Государственного доклада …» за 1999г. только в прошлом году в атмосферу было выброшено стационарными источниками18,5 миллиона тонн отходов производства. Еще 12 миллионов тонн, по словамдиректора Государственного центра экологических программ Александра Шеховцова,попало в воздух от автомобильных выхлопов. Иными словами, на каждого жителяРоссии приходится в среднем более 200 килограммов распыленной в атмосфере«грязи» — сажи, диоксида серы, аммиака, оксида углерода, бензпирена,формальдегида, диоксида азота, метилмеркаптана, сероводорода и других веществ.И хотя в целом выбросы с начала 90-х ежегодно снижались, положение остаетсятревожно неблагополучным. Тем более, что в 33 регионах, в том числе вКемеровской и Оренбургской областях, Красноярском, Приморском, Алтайском краях,загрязнение атмосферы существенно увеличилось. Больше всех «постарались» предприятияэлектроэнергетики, черной и цветной металлурги, химической и нефтехимической, атакже топливной промышленности.
Средигородов безусловным «чемпионом» по отравлению среды обитания является Норильск.Здесь за двенадцать месяцев в воздух выброшено колоссальное количество диоксидасеры — 2,1 миллиона тонн, 27 тонн свинца, 52 тонны сероуглерода, 37 тоннксилола. На втором месте — Новокузнецк: на его счету почти полтысячи тоннатмосферных загрязнений. Третье и четвертое места занимают Липецк и Магнитогорск(соответственно 350 и 320 тонн). В этих городах расположены гигантыотечественной металлургии. Расчеты показывают: в Норильске в расчете на каждогожителя вредные примеси составляют восемь тонн, в других названных городах — от0,7 до 1 тонны. По результатам мониторинга специалисты определили 22 города ссамым плохим воздухом. В них так называемый индекс загрязнения атмосферы больше14 (уже при коэффициенте 7 уровень загазованности считается высоким). Этогорода Балаково, Бийск, Братск, Екатеринбург, Иркутск, Кемерово, Краснодар,Красноярск, Липецк, Магадан, Магнитогорск, Москва (отдельные районы),Новокузнецк, Новороссийск, Омск, Ростов-на-Дону, Селенгинск, Тюмень, Улан-Удэ,Хабаровск, Чита, Южно-Сахалинск. Этот перечень не является исчерпывающим. Делов том, что в ряде городов с высоким содержанием примесей в воздухе (например,Ангарске, Архангельске, Сызрани, Нижнем Тагиле) наблюдения в первом кварталепрошлого года не проводились. Концентрация таких высокотоксичных веществ, какбензпирен, оказалась выше ПДК в 107 городах России, например, в Кургане в 60раз. Высокое и очень высокое загрязнение воздуха было зарегистрировано впрошлом году в 31 городе страны с населением 17,5 миллиона человек. Более чемдесятикратное превышение ПДК обнаружили не в одном — двух, а в 266 замерах. ВОмске, например, содержание ацетальдегида в атмосфере было выше предельнодопустимого уровня в 72 (!) раза, этилбензола — в 55, хлорида водорода — в 34. Экологическинеблагополучная Мурманская область, по заключению медиков, относится к зонечрезвычайно высокого риска в отношении здоровья. В течение последних пяти лет унаселения Кольского полуострова показатели заболеваемости (болезни эндокриннойсистемы, органов пищеварения, кожи, врожденные аномалии) были самыми высокими встране. Вот что говорится по этому поводу в упомянутом выше докладе:«Установлена достоверная связь между содержанием сернистого ангидрида ватмосферном воздухе и распространением стенокардии, болезней кожи и верхнихдыхательных путей у населения. С загрязнением окружающей среды железом связанораспространение мочекаменной болезни, с медью — ожирение и болезникостно-мышечной системы. Высокое содержание марганца способствует развитиюишемической болезни сердца. Но, может быть, самую большую опасность представляютвещества, способствующие развитию раковых заболеваний. Это формальдегид,бензпирен, никель, этиленоксид, хлороформ.
Такимобразом, для семи с лишним миллионов россиян вероятность заболеть раком заметноповышается. По качеству атмосферного воздуха самым неблагоприятным дляпроживания является Восточно-Сибирский экономический район. Здесь и наиболеевысокий в России показатель смертности — 1490 человек на 100 тысяч населения (всреднем по стране — 1471). Учитывая стремительное старение основных фондов, атакже оживление экономики, можно прогнозировать серьезное обострениеэкологической ситуации в ближайшей перспективе. В настоящее время уже немалоделается для стабилизации и улучшения сложившейся экологической ситуации. Затратына охрану атмосферного воздуха в прошлом году превысили 10 миллиардов рублей.Всего удается улавливать и обезвреживать три четверти загрязняющих атмосферувеществ (в прошлом году, например, — более 61 миллиона тонн). Особую проблемупредставляет автомобильный парк России. Ежедневно автотранспорт выбрасывает ватмосферу 16,6 млн. тонн загрязненных веществ. Автомобильными двигателямивыделяются в воздух городов более 95% оксида углерода, около 65% углеводородови 30% оксидов азота. Автомобиль загрязняет атмосферный воздух не только токсичнымикомпонентами отработанных газов, парами топлива, но и продуктами износа шин,тормозных накладок. В городские водоемы и почву попадают топливо и масла,моющие средства и грязная вода после мойки, сажа. В атмосферный воздухпостоянно поступают пары топлива из баков, наиболее заметные в летний период вместах массовых стоянок автомобилей. По оценкам медиков и экологов,автотранспорт заметно сокращает среднюю продолжительность жизни населения.Автомобиль можно сделать экологически более чистым, применяя электронныесистемы управления, оптимизирующие работу двигателя, тормозов и другихагрегатов. В Германии поставлена задача сократить средний расход автомобильноготоплива с 9 до 5 л на 100 км пробега. В России в 1997 г. завершена сборкаопытно-промышленной партии 13 60 автомобилей «ВАЗ-9-093» с электроннымвпрыском. Использование водорода в качестве основного вида топлива можеткоренным образом изменить всю будущую техническую цивилизацию. Важнейшаяпроблема современности — охрана атмосферы от загрязнения автотранспортом будетпрактически решена.
6.5Какие животные участвуют в самоочистке воды и водных экосистемах
Самоочищениеводоемов обусловливается рядом факторов. Условно их можно разделить нафизические, химические и биологические. Физические факторы. Самоочишение речнойводы происходит в результате разбавления ее чистой водой и свежими притоками. Всвязи с этим снижается концентрация органических веществ в воде, создаютсянеблагоприятные условия для размножения микробов. Оседание в воде нерастворимыхорганических и неорганических частиц, а вместе с ними и бактерий, губительноедействие ультрафиолетовых лучей на микроорганизмы способствуют самоочищениюводоема. Химические факторы. Бактериостатическое и бактерицидное действие намикроорганизмы оказывают соли серебра, меди, галогенов (иод, бром и др.), Nad,растворенные в воде, рН, а также окисление органических и неорганическихвеществ в водоеме. Интереснейшими явлениями природы являются способностьводоемов к самоочищению и установление в них так называемого биологическогоравновесия. Оно обеспечивается совокупной деятельностью населяющих ихорганизмов: бактерий, водорослей и высших водных растений, различныхбеспозвоночных животных. Поэтому одна из важнейших природоохранительных задачсостоит в том, чтобы поддерживать эту способность. Каждый водоем — это сложнаяживая система, где обитают растения, специфические организмы, в том числе имикроорганизмы, которые постоянно размножаются и отмирают. Если в водоемпопадают бактерии или химические примеси, то в условиях девственной природыпроцесс самоочищения протекает быстро и вода восстанавливает свою первозданнуючистоту. Факторы самоочищения водоемов многочисленны и многообразны. Условно ихможно разделить на три группы: физические, химические и биологические. Важнымфизическим фактором самоочищения водоемов является ультрафиолетовое излучениесолнца. Под влиянием этого излучения происходит обеззараживание воды. Эффектобеззараживания основан на прямом губительном воздействии ультрафиолетовыхлучей на белковые коллоиды и ферменты протоплазмы микробных клеток.Ультрафиолетовое излучение может воздействовать не только на обычные бактерии,но и на споровые организмы и вирусы. Из химических факторов самоочищенияводоемов следует отметить окисление органических и неорганических веществ.Часто дают оценку самоочищения водоема по отношению к легко окисляемомуорганическому веществу (определяемому по биохимической потребности кислорода —ВПК) или по общему содержанию органических веществ (определяемому похимическому потреблению кислорода — ХПК. В процессе самоочищения водоемаучаствуют водоросли, плесневые и дрожжевые грибки. Двустворчатые моллюски —постоянные обитатели водоемов — являются санитарами рек. Пропуская через себяводу, они отфильтровывают взвешенные частицы. Мельчайшие животные и растения, атакже органические остатки поступают в пищеварительную систему, несъедобныевещества оседают на слое слизи, покрывающем поверхность мантии двустворчатых.Слизь по мере загрязнения перемещается к концу раковины и выбрасывается в воду.Комочки ее представляют собой комплексный концентрат для питаниямикроорганизмов. Они и завершают цепь биологической очистки вод. Свойство рексамоочищаться благодаря происходящим в них биологическим процессам позволилосправляться с отходами. То, что большинство городов, а с ними и крупныхпредприятий было построено на водоразделах и в верховьях рек, раньшевоспринималось лишь как историческая достопримечательность Города растут, каклюди, разве только медленнее. И человек за свою жизнь не всегда успеваетоценить, как изменились потребности города в воде. А изменения есть, и поройвесьма значительные. Ведь водоемы в теперешних условиях являются местом нетолько водозабора (изъятия воды для промышленных, питьевых и другихпотребностей), но и приема сточных вод. Современное сельскохозяйственноепроизводство, как и промышленность, может быть источником загрязнения.
10.2 Назовите виды мониторинга окружающей среды
Мониторингсостояния окружающей природной среды предусматривает постоянное наблюдение запроцессами, происходящими в природе и техносфере, с целью предвидения измененийих качества, ухудшения среды обитания человека, деградации биосферы.
Взависимости от конкретных целей, задач, объектов наблюдения различают нескольковидов и классов мониторинга. По объектам наблюдения различают: атмосферный,воздушный, водный, почвенный, климатический мониторинг, мониторинграстительности, животного мира, здоровья населения и т.д. Существуетклассификация систем мониторинга по факторам, источникам и масштабамвоздействия.
Мониторингфакторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей(ингредиентный мониторинг) и разнообразных природных и физических фактороввоздействия (электромагнитное излучение, радиоактивные излучения, солнечнаярадиация, акустические шумы и шумовые вибрации).
Мониторингисточников загрязнения – мониторинг точечных стационарных источников (заводскиетрубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля свнесенными химическими веществами) источников.
Помасштабам воздействия мониторинг бывает пространственным и временным.
Похарактеру обобщения информации различают следующие системы мониторинга:
Глобальный– слежение за общемировыми процессами и явлениям в биосфере Земли, включая всеее экологические компоненты, и предупреждение о возникающих экстремальныхситуациях;
Базовый(фоновый) – слежение за общебиосферными, в основномприродными явлениями, явлениями без наложения на них региональных антропогенныхвлияний;
Национальный– мониторинг в масштабах страны;
Региональный– слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона, где этипроцессы и явления могут различаться и по природному характеру, и поантропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы;
Локальный– мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;
Импактный– мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо–опасныхзонах и местах.
Классификациясистем мониторинга может основываться и на методах наблюдения (мониторинг пофизико-химическим и биологическим показателям, дистанционный мониторинг).
Химическиймониторинг – это система наблюдений за химическим составом(природного и антропогенного происхождения) атмосферы, осадков, поверхностных иподземных вод, вод океанов и морей, почв, донных отложений, растительности,животных и контроль за динамикой распространения химических загрязняющихвеществ. Глобальной задачей химического мониторинга является определениефактического уровня загрязнения окружающей среды приоритетными высокотоксичнымиингредиентами.
Физическиймониторинг – система наблюдений за влиянием физическихпроцессов и явлений на окружающую среду (электромагнитные излучения, радиация,акустические шумы и т.д.).
Биологическиймониторинг – мониторинг, осуществляемый с помощьюбиоиндикаторов (т.е. таких организмов, по наличию, состоянию и поведениюкоторых судят об изменениях в среде).
Экобиохимическиймониторинг – мониторинг, базирующийся на оценке двухсоставляющих окружающей среды (химической и биологической).
Дистанционныймониторинг – в основном авиационный, космический мониторинг сприменением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой,способный осуществлять активное зондирование изучаемых объектов и регистрациюопытных данных.
Взависимости от принципа классификации имеются различные системы мониторинга
Наиболееуниверсальным является комплексный экологический мониторинг окружающей среды.
Комплексныйэкологический мониторинг окружающей среды – это организация системы наблюденийза состоянием объектов окружающей природной среды для оценки фактическогоуровня загрязнения и предупреждения о создающихся критических ситуациях,вредных для здоровья людей и других живых организмов.
Припроведении комплексного экологического мониторинга окружающей среды:
а)проводиться постоянная оценка экологических условий среды обитания человека ибиологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т.д.), а так жеоценка состояния и функциональной целостности экосистем;
б)создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когдацелевые показатели экологических условий не достигаются.
Системакомплексного экологического мониторинга предусматривает:
выделениеобъекта наблюдения;
обследованиевыделенного объекта наблюдения;
составлениедля объекта наблюдения информационной модели;
планированиеизмерений;
оценкусостояния объекта наблюдения и идентификацию его информационной модели;
прогнозированиеизменения состояния объекта наблюдения;
предоставлениеинформации в удобной для использования форме и доведение ее до потребителя.
Основныецели комплексного экологического мониторинге состоят в том, что на основанииполученной информации:
1)оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и средыобитания человека (т.е. провести оценку соблюдения экологических нормативов);
2)выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия такихизменений, а так же определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевыепоказатели экологических условий не достигаются (т.е. провести диагностикусостояния экосистем и среды обитания);
3)создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативныхситуаций до того, как будет нанесен ущерб, т.е. обеспечить заблаговременноепредупреждение негативных ситуаций.
Существуеттак же понятие общего мониторинга, объектом исследования которого является, помнению академика И.П. Герасимова (1975), «многокомпонентная совокупностьприродных явлений, подверженная многообразным естественным динамическимизменениям и испытывающая разнообразное воздействие и преобразование еечеловеком».
Дляконкретизации действий и удобства рассмотрения общий мониторинг он подразделяетна следующие блоки:
–биоэкологический;
–геоэкологический;
–биосферный;
Вкаждый из этих блоков могут быть включены определенные виды мониторинга взависимости от конкретных объектов наблюдения. В свою очередь, структураотдельного вида мониторинга может состоять из отдельных подсистем илиподпрограмм из других видов мониторинга.
Одиниз вариантов структуры видов мониторинга окружающей среды представлен на схемениже. Приведенная на схеме структура не является полной классификацией всехвозможных видов мониторинга окружающей среды. Между отдельными видамимониторинга не всегда представляется возможным провести четкую грань, посколькуотдельные виды мониторинга могут быть использованы другими или входят в ихструктуру.
Внастоящее время наибольшую актуальность приобретает мониторинг антропогенныхизменений, так как именно техногенное или хозяйственное воздействие человека наокружающую среду приносит опасные изменения в экологические системы, ландшафты,природные комплексы. Основой для этого служит фоновый мониторинг в неизмененныхили малоизмененных природных комплексах.
Исключительноважное значение имеют результаты фонового мониторинга в процессе биосферногомониторинга, предназначенного для определения глобально-фоновых изменений вокружающей природной среде под усиливающимся антропогенным воздействием.
Последствиямиантропогенного «давления» на биосферу могут быть изменения циркуляции газовмежду океаном и воздушной оболочкой Земли, погодно-климатических условий напланете, нарушение озонового слоя, загрязнения Мирового океана нефтью инефтепродуктами, нарушение естественных мест обитания и путей миграции вживотном мире, нарушение биогеоценозов и т.д.
Иподобным нарушениям имеются веские аргументы, полученные при биосферноммониторинге.
Неотъемлемойчастью биосферного мониторинга являются биосферные заповедники (заказники),позволяющие поддерживать стратегию биоразнообразия.
15.9 Какие первые договоры по охране природы былизаключены Россией
Законодательнаясистема каждого государства по своему отличается друг от друга и в этомотношении Россия не составляет исключения. Важной задачей является наиболееполное правовое обеспечение на федеральном уровне охраны дикой природы, какодной из глобальных проблем современности. Российская Федерация — участницаКонвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися подугрозой исчезновения — СИТЕС — Convention on International Trade in EndangeredSpecies of Wild Fauna and Flora (CITES), вступившей в силу с 1 июля 1975 г.,которая по своему характеру является глобальной конвенцией и в настоящее время(по состоянию на июль 2001 года) в СИТЕС участвует 154 государства, включаяРоссию.Россия является Стороной Конвенции с 1976г. как правопреемник СССР. В1994 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 1051, вкотором подтвердило, что функции Административного органа СИТЕС в Россиивыполняет соответствующее ведомство. Данная Конвенция устанавливает широкуюсистему контроля за международной торговлей редкими и исчезающими видами дикихживотных и растений и вытекающих из этого условий. Российская Федерация донастоящего времени не входит в число стран, подписавших Конвенцию, которыеустановили достаточно исчерпывающие национальные законы для ее выполнения. Темболее в РФ не существовало и не существует специального закона,соответствующего положениям СИТЕС. Подобная ситуация в природоохранном российскомзаконодательстве всего лишь частично компенсируется некоторыми правовыми актамипо определенным направлениям. Система российского природоохранногозаконодательства слабо приспособлена для специальных задач по выполнениюКонвенции, т.к. существующие федеральные законы по охране природы ограничены всвоем действии и направлены в большей или меньшей степени на защиту “местной”(российской) фауны. Россия относится к той группе стран-участниц, которые покаустановили такую систему законодательств, где охвачены только часть аспектов повыполнению Конвенции. Положение в данной сфере не спасает даже тот факт, чтопосле ратификации СИТЕС она автоматически стала частью национальногозаконодательства РФ и ее положения становятся обязательными для выполнениявсеми гражданами и организациями, т.е. “применяются правила международногодоговора” — Статья 82 Закона РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающейсреды”; Статья 60 Закона РФ от 24.02.1995 г. № 52-ФЗ “О животном мире”. Основныесамоневыполнимые условия СИТЕС представлены в Статьях II.4 и VIII.1, согласнокоторым стороны должны разрешать торговлю образцами видов только в соответствиис положениями Конвенции. Следовательно, стороны обязаны принимать “… меры позапрещению торговли образцами”, перечисленными в Приложениях СИТЕС, еслиторговля не соответствует условиям Конвенции. Это общее правило дополняется иконкретизируется Статьей VIII.1, где сторонам предписывается приниматьнадлежащие меры как для проведения в жизнь положений Конвенции, так и позапрещению торговли видами, находящимися под угрозой исчезновения. Такимобразом, принятие сторонами соответствующих мер по соблюдению Конвенцииозначает возложение обязательств по ее выполнению не только на организации, нотакже и на частных лиц. Статья VIII.1 имеет широкий круг вопросов, благодарячему стороны имеют определенную свободу в выборе мер по выполнению положенийКонвенции. Однако, есть две обязательные категории мер, которые должны бытьприняты согласно Конвенции: первая категория — меры по наказанию за торговлюобразцами или наказание за владение ими, или наказание за то и другое (СтатьяVIII.1(а)), вторая категория — меры, предусматривающие конфискацию иливозвращение таких образцов в ту страну, из которой они были ввезены (СтатьяVIII.1(б)).
Указанныеобязательства необходимо рассматривать в качестве основы Конвенции, ибо еесоблюдение должно основываться на эффективной системе наказания. Следовательно,эти положения Статей СИТЕС должны быть отображены в соответствующихнациональных правовых актах. В законодательстве РФ на федеральном уровне данныеСтатьи Конвенции не подтверждаются ни одним законом или иным правовым актом.Тем не менее, Конвенция налагает ясное обязательство на страны-участницыпринять соответствующее законодательство. Невыполнение этого условия вроссийском природоохранном законодательстве представляет собой нарушениеКонвенции. Таким образом, подобное частичное исполнение СИТЕС, без принятиясоответствующих законов или иных правовых актов на федеральном уровне, неявляется достаточной для обеспечения выполнения Конвенции. При этомпреследование (в т.ч. уголовное) за нарушение положений СИТЕС может вытекатьтолько из национального законодательства. Для того, чтобы условия Конвенциимогли быть реализованы, необходимо в законодательном порядке определить, какиевластные государственные структуры будут ответственны за соблюдение ивыполнение СИТЕС с указанием и оценкой их полномочий. Это означает, чтосамовыполняющиеся условия Конвенции сами по себе всего лишь только создаютширокое правовое поле деятельности, которое необходимо дополнять национальнымзаконодательством. При этом возникает значительное количество частностей,решение которых возможно на национальном уровне и они требуют в большинствеслучаев принятия специальных правовых актов. В Российской Федерациизаконодательно определены государственные структуры, отвечающие за выполнениеусловий Конвенции. Так, в Письме ГТК РФ от 03.06.1992 г. № 01-13/2783 “Обадминистративном органе СИТЕС в России”.говорится, что в соответствии с решениемПравительства РФ от 17.01.1992 г. № ЕГ-8-02155 “выполнение функцийАдминистративного органа Конвенции о международной торговле видами дикой фауныи флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), возложено наМинистерство экологии и природных ресурсов Российской Федерации”. В дальнейшем,уже 13 сентября 1994 года, Правительство РФ приняло специальное Постановление №1051 “О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны,вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры,находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973г.” и с учетомпоследней редакции в свете Постановления Правительства РФ от 16.06.2001 № 469Административным органом по СИТЕС в России определено “Министерство природныхресурсов Российской Федерации — в отношении видов дикой фауны и флоры,находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб”. Теперьследует обратить внимание на так называемые “частности” российскогозаконодательства по выполнению условий СИТЕС. Все в том же Постановлении № 1051пунктом 4 устанавливаются условия, основой которых является наличие“специального разрешения”, вывоза с территории и ввоза на территорию России“видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действиеКонвенции”. Кроме этого в пункте 6(а), даны поручения Минприроды РФ совместно сГТК, МВЭС, Минсвязи и Минсельхозпродом РФ “разработать и утвердить правилавывоза с территории Российской Федерации и ввоза на территорию РоссийскойФедерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих поддействие Конвенции”. Не менее интересен пункт 6(в), согласно которомуМинприроды РФ должно утвердить по согласованию с МВЭС и ГТК России “переченьвидов животных и растений, торговля которыми регулируется в соответствии состатьей V Конвенции”.Заметный случай, когда в российском законодательном актеприродоохранного значения дается прямая ссылка на одну из статей международногодокумента. Принятие национального законодательства по выполнению СИТЕС имеетсвои неоспоримые преимущества перед международным договором, т.к. а)соблюдается национальная законодательная система; б) именно через национальноезаконодательство наиболее успешно информируются все заинтересованныегосударственные структуры, торговые фирмы и общественность об изменениях вправилах торговли, которые возникли после ратификации Конвенции, а также онаказаниях за их нарушение; в) судебным властям более легче осуществлять иконтролировать выполнение национального законодательства по сравнению смеждународными договорами, ибо смысл последних не всегда трактуется однозначно,особенно при определенных противоречиях между текстом договора и национальнымзаконодательством. Есть другие доводы в пользу законодательства по выполнениюКонвенции.
Во-первых,с помощью подобного законодательства можно выяснить какой эффект оказываетСИТЕС на другие национальные законодательные акты, относящиеся к торговлеобъектами дикой природы, и поможет принять меры для устранения возможныхразногласий и противоречий.
Во-вторых,согласно Статье XIV.1(а) Конвенции сторонам дается право принимать “болеестрогие внутренние меры” по регулированию “условий торговли, добычи, владенияили перевозки образцов видов”, занесенных в СИТЕС. Если подобные жесткие мерыбудут приняты стороной Конвенции, то для этого также необходимо их принятие ичеткая формулировка в национальном законодательстве.
В-третьих,СИТЕС должен быть способен адаптироваться к различным изменениям, возникающим взависимости от обстоятельств, о которых на начальном этапе проектированияусловий Конвенции даже не могли предположить.
Врезультате на конференциях стран-участниц было принято большое количестворезолюций, либо направленных на уточнение некоторых условий Конвенции, либопризывающих стороны принять конкретные действия. Сами по себе подобныерезолюции конференций и уведомления странам-участницам не являютсяобязательными без соответствующих национальных законов, а потому не могут бытьвыполнены. Для принятия уполномочивающими властями рекомендуемых мер необходимовнесение изменений в законодательство. Таким образом, выполнение СИТЕС ирезолюций конференции невозможно без жесткой национальной законодательнойосновы, которая создает систему разрешений, контроля валидности иностранныхразрешений и наложения взысканий, в т.ч. конфискацию объектов незаконнойторговли. Выполнение условий СИТЕС затрагивает два различных аспектагосударственной деятельности: охрану представителей животного и растительногомира и международную торговлю, включая таможню. Каждый из них имеет не толькособственную систему законодательства, которая определяет действия иответственные органы, но существует комплекс законодательных актов длярегулирования импорта и экспорта объектов дикой природы. В регулированиемеждународной торговлей видами СИТЕС включены несколько правительственныхминистерств и ведомств Российской Федерации. Следовательно, одной из важнейшихзадач, которая стоит перед природоохранным законодательством — это четкоеразграничение обязанностей различных структур власти, чтобы исключитьнедоразумения, накладок или дублирования. Следует добавить, что выполнениеположений СИТЕС является дополнением к различным местным мерам, относящимся кимпорту и экспорту образцов флоры и фауны, и определенным другими законами,которые касаются сохранения природы, ввоза чужих видов, таможни,эпидемиологического благополучия и здравоохранения, карантина животных ирастений, и ничто в этих положениях, согласно Статье XIV.2 Конвенции, не должномешать выполнению имеющихся “любых внутренних мер или обязательств”. Значимымдля России является вопрос экспорта местных видов дикой природы. Для полученияразрешения на экспорт образцов, изъятых из дикой природы, административныйорган РФ должен удостовериться, что этот образец был пойман без нарушениязаконов. Если данный вид не находится под защитой национальногозаконодательства, то это условие автоматически устраняется. С другой стороны,если образец местного вида был сначала импортирован в РФ, а затемреэкспортируется, то административный орган должен удостовериться в том, чтообразец был импортирован в соответствии с условиями Конвенции. Однако, еслиобразцы были ввезены обманным путем, или данный вид не защищается встране-импортере, почти всегда будет невозможно доказать, что образец былполучен законным путем. В данном вопросе российское законодательство отвечаетположениям СИТЕС. Так, экспортно-импортные операции, оговоренные в статьяхКонвенции, регулируются Письмом ГТК РФ от 17.09.1997г. № 02-07/17968, согласнокоторому при осуществлении таможенного контроля действует письмо МинсельхозаРоссии от 20.01.1994г. № 19-8-05/250 “О порядке оформления экспорта и импортаживотноводческих грузов в Российской Федерации”. Одно из положений пункта 1данного письма гласит: “Ввоз млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий, рыб,моллюсков, насекомых, находящихся под угрозой исчезновения, а также их частейили дериватов, включая охотничьи трофеи, допускается при наличии разрешения(защитной марки) административного органа страны-экспортера, в соответствии сКонвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимся подугрозой исчезновения (СИТЕС). Вывоз из России перечисленных подконтрольныхгрузов допускается только при наличии разрешения Министерства охраны окружающейсреды и природных ресурсов Российской Федерации, которое являетсяпредставителем России в СИТЕС”. Такое требование полностью выполняет положенияСтатей III, IV и V Конвенции. Кроме того, данные Статьи СИТЕС более углубленнопредставлены в российском законодательстве благодаря нескольким правовым документам.Одно из них — Постановление Правительства РФ от 20.10.1998г. № 1222 “О внесенииизменений и дополнений в правила продажи отдельных видов товаров, переченьтоваров длительного пользования, на которые не распространяется требованиепокупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или заменыаналогичного товара, и перечень непродовольственных товаров надлежащегокачества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другихразмера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации” — оговариваетособенности продажи животных и растений в Правилах, согласно которым продавецдолжен предоставить информацию о “… номере и дате разрешения на ввоз натерриторию Российской Федерации определенных видов диких животных и дикорастущихрастений, выданного компетентным органом страны-экспортера или инымуполномоченным на выдачу такого разрешения органом (в отношении ввезенных вРоссийскую Федерацию диких животных и дикорастущих растений, подпадающих поддействие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры,находящимися под угрозой исчезновения, или конфискованных в результате нарушенияуказанной Конвенции)”.
Другойдокумент — Письмо ГТК РФ от 26.06.1997г. № 01-15/12017 “О направленииинформации об экологических преступлениях” — ориентирован на повышениеэффективности таможенного контроля “за перемещением… диких животных ирастений” в случаях “незаконной международной перевозки животных и растений”.Это означает повышенное внимание к происхождению образцов дикой природы и особооговаривается п.8(а), в соответствии с которым “… для объектов Конвенции СИТЕС(редкие животные и растения) указать страну происхождения согласно определениюСИТЕС (страну, где животное или растение было выведено из дикого состояния,разводилось в неволе или искусственно) и страну происхождения согласнотаможенному определению…”.Также указывается на основании п.8(б) “страна,откуда ввезены вещества или живые объекты (для объектов СИТЕС указать странупоследнего реэкспорта)” .
Темсамым национальное законодательство позволяет контролировать международнуюторговлю видами животных и растений в природоохранных целях. При этомотсутствует правовой акт федерального уровня, который был бы направлен наконтроль и регулирование внутренней торговли, а также владение итранспортировку объектами СИТЕС. При сложившейся ситуации целесообразно дляэффективного выполнения Конвенции запретить или ограничить с помощьюнационального законодательства внутреннюю торговлю, приобретение и владениевидами, перечисленными в СИТЕС.
Списоклитературы
1.АксеноваО.В.Экология. М.: Знание,1999.-287с. 2.Боголюбов С.А. Экология: Юрид. энцикл.слов. Ин-т законодательства.Норма,2001,-443с. 3.Большаков В.Н.Экология. М.
инжиниринг,2000.-330с. 4.ВронскийВ.А. «Экология: словарь-справочник. Изд. -Ростовн/Д.: Феникс, 2002,-573с.
2.ГореловА.А. Экология: Учеб. Пособие для вузов.-М.: Юрайт,2001.-312с.
3.ГирусовЭ.В., Новоселов Н.А. Экология и экономика природопользования. М.: Единство.-2002.-419с. 7.Денисов В.В., Гутенев В.В. Экология. –М.: Вуз.кн.2002. -726с.
5.МизгунЮ.Г. Экология известная и неизвестная. М.: Здоровье, 1994.-257с.
6.МозолевскаяЕ.Г. Экология, мониторинг и рациональное природопользование. М.: МГУЛ, 2002.-249с.
7.НиколайкинН.И. Экология. -3-е изд., стер. –М.:, Дрофа,2004. -621с.
8.ПотаповА.Д. Экология. –Изд.2-ое, испр. и доп. –М.: Высш. шк.2004.-526, [2[.
9.ПрохоровБ.Б. Экология века.М.: Академия. 2003.-317,[2[.
10.ПотасовВ.В. Матвеев А.С. экология: термины, стандарты, сертификация. Нормативы ипоказатели. Учеб. и справ. Пособие. –М.: Финансы и статистика. 2001. -205с.
11.ХарченкоН.А., Михацкий Ю.П. Экология. М.: Изд.-во Моск.гос.ун-та леса.2003. -398с.
12.ЦветковаЛ.И. Экология. –СПб.: Химиздат.2001.-550с.
13.ЧердымоваЗ.Э. Экология в схемах и таблицах. Самара: Федоров. 1997. -222с.
14.Экологияи власть.1917 – 1990.М.: МФД. 1999. -429с.
15.Экологияамериканских индейцев и эскимосов. -М.: Наука.1988. -336с.19.
Размещенона www.