Ненадлежащая реклама

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу «Гражданскоеправо»
по теме: «Контрольнаяработа 102»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Ненадлежащая реклама –понятие и правовые последствия
2. Задача
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ненадлежащая реклама– понятие и правовые последствия
Реклама – это информация:
а)распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков,графиков и т.н.);
б)распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации,транспортных средств и др.);
в) офизическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;
г) котораяпредназначена для неопределенного круга лиц;
д) цельюкоторой является формирование или поддержание интереса к физическому,юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;
е) которая врезультате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует ихреализации.
Основным законодательнымактом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещенияи распространения рекламы, является Федеральный закон «О рекламе»(далее – Закон о рекламе). Он регулирует отношения, возникающие как натоварном, так и на финансовом рынке. Действие Закона о рекламе нераспространяется на политическую рекламу.
Требования крекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся не только в Законе Орекламе, но и в других актах. Так, реклама лекарственных средств осуществляетсяв соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22июня 1998 г. «О лекарственных средствах» Реклама пестицидов иагрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19июля 1997 г. «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».Требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона«О рынке ценных бумаг». Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 утверждена Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортныхсредствах.
Реклама, вкоторой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту, способураспространения, установленных законодательством, является ненадлежащей. ВЗаконе приведен не исчерпывающий перечень видов ненадлежащей рекламы и еепризнаки.
Недобросовестнаяреклама – это реклама, которая дискредитирует лиц, не пользующихсярекламируемыми товарами; содержит некорректные сравнения рекламируемого товарас товаром других лиц; порочит честь, достоинство, деловую репутациюконкурентов; злоупотребляет доверием физических лиц или недостатком у нихопыта, знаний и т.п.
Недостовернойявляется реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительностисведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличияего на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и т.п.
Неэтичнаяреклама – это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающуюобщепринятые нормы гуманности и морали путем употребления: оскорбительных слов,сравнений, образов в отношении:
·    расы,
·    национальности,
·    профессии,
·    социальнойкатегории,
·    возрастнойгруппы,
·    пола,
·    языка,
·    религиозных,философских, политических и иных убеждений физических лиц.
Неэтичнаяреклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировоекультурное достояние; государственные или религиозные символы, национальнуювалюту.
Заведомоложная реклама – такая, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель,рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
Скрытаяреклама – реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействиена его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях,которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама можетраспространяться путем использования специальных видеовставок (двойнойзвукозаписи) и иными способами.
Приведемотдельные примеры ненадлежащей рекламы.
Одним из ярких примеровнедобросовестной рекламы являлась наружная реклама сухариков «Кириешки».Суть рекламы – плакат, на белом фоне которого находились засохшие хлебные коркии кожура от банана или от апельсина, а слоган гласил: «Настоящие сухарикикорочками не назовут». Данное заявление порочило честь, достоинство иделовую репутацию конкурента «3 корочки» и было снято с местраспространения буквально через месяц.
К недобросовестнойрекламе также можно отнести пример судебного разбирательства с компанией «МобильныеТелеСистемы» (МТС) за утверждение «Плати только за последнюю»услуги «Джинс-Минута». Такое заявление вводит потребителей взаблуждение, так как отсутствует в рекламе часть существенной информации.
Пример недостовернойрекламы – реклама пива «ПИТ», а точнее, его упаковки. В телевизионнойверсии рассказано о том, что пиво «ПИТ», благодаря своей упаковке,обладает рядом свойств, которыми не обладает пиво в других пластиковыхупаковках, в частности, оно защищено от воздействия ультрафиолетовых лучей. Вэтом и заключается недостоверность. Такую рекламу Министерство поантимонопольной политике (МАП) оштрафовала и сняла с эфира.
Пример неэтичной рекламы,который вызвал множество споров и судебных разбирательств с МАП – реклама пива «Тинькофф».Суть – солнце, океан и шикарная яхта, на которой две девушки в полуобнаженномвиде и молодой человек, который их обнимает. По мнению МАП, эта реклама провоцировалана групповой секс. По этим соображениям было принято решение снять стелевизионного эфира данный ролик.
К яркому примеру можнозаведомо ложной рекламы отнести компании «Ридерз Дайджест», «Евро-Шоп»и «Пост-Шоп». Эти фирмы занимаются вовлечением потребителя вразличные игры с призами.
Скрытый вид рекламыраспространен на телевидении, а в частности в фильмах. Примеров множество.Например, в фильме «Окно» Джонни Депп курил только лишь «L&M», в фильме «Трасса 60» рекламируется «Pepsi Cola», в фильме «Послезавтра» герой ездитна машине марки «Honda»и так далее.
Законом орекламе предусмотрены санкции и меры ответственности за различные нарушения приосуществлении рекламной деятельности. При этом рекламодатель отвечает занарушения в части содержания рекламной информации, если не доказано, чтонарушение произошло не по его вине. Рекламопроизводитель отвечает заоформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораспространитель несетответственность за нарушения законодательства в части, касающейся времени,места и средства размещения рекламы.
Государственныморганом, в функции которого входит контроль за осуществлением рекламнойдеятельности, является МАП и ее территориальные подразделения. При установлениифакта нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан произвестиконтррекламу.
Контрреклама –это опровержение ненадлежашей рекламы, распространяемое в целях ликвидациивызванных ею последствий.
Согласно ст. 29 Закона О рекламе вслучае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе нарушительобязан осуществить контррекламу в срок, установленный МАП России (еготерриториальным органом), вынесшим решение об осуществлении контррекламы. Приэтом нарушитель несет расходы по контррекламе в полном объеме. Если контррекламане осуществлена нарушителем в установленный срок, МАП России (еготерриториальный орган), принявший решение о проведении контррекламы, вправепринять решение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя додня завершения распространения им контррекламы. При этом орган, принявшийрешение о полном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, обязаннезамедлительно поставить об этом в известность все стороны договоров снарушителем на производство, размещение и распространение его рекламы.
Контрреклама осуществляется посредствомтого же средства распространения, с использованием тех же характеристикпродолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемаяненадлежащая реклама. Содержание контррекламы согласовывается с федеральнымантимонопольным органом (его территориальным органом), который установил фактнарушения и принял соответствующее решение о его исправлении. В отдельныхслучаях по решению МАП России (его территориального органа), который принялрешение о проведении контррекламы, допускается замена средства распространения,характеристик продолжительности, пространства, места и порядка осуществленияконтррекламы.
За нарушениезаконодательства о рекламе предусмотрена ответственность двух видов:гражданско-правовая и административная. Юридические лица илиграждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) занарушение законодательства РФ о рекламе несут гражданско-правовую ответственностьв соответствии с законодательством РФ.
Лица, права иинтересы которых нарушены в результате ненадлежащей рекламы, могут в судебномпорядке потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, компенсациюморального вреда, а также публичного опровержения ненадлежашей рекламы.Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителемзаконодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы)влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ.Порядок рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламебыл утвержден приказом ГКАП РФ от 13 ноября 1995 г. № 147.
Рекламодатель несет ответственность занарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации,предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушениепроизошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Рекламопроизводитель несетответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части оформления,производства, подготовки рекламы.
Рекламораспространитель несетответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейсявремени, места и средств размещения рекламы.
По смыслу п. 3 ст. 31 Закона О рекламесумма штрафа, уплаченная рекламодателем, рекламопроизводителем илирекламораспространителем в соответствии с комментируемой статьей КоАП,зачисляется в соответствующие бюджеты в следующем соотношении[1]:
40% – в федеральный бюджет;
60% – в бюджет субъекта Федерации, натерритории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальныйпредприниматель – рекламодатель, рекламопроизводитель или рекламораспространитель.
Уплата штрафа не освобождаетрекламодателя, рекламопроизводителя или рекламораспространителя от исполненияпредписания о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе или отисполнения решения об осуществлении контррекламы.
Рекламодатель, рекламопроизводитель илирекламораспространитель вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением опризнании недействительным полностью или частично предписания или решения МАПРоссии (его территориального органа) в соответствии с законодательством РФ.
Подача указанного заявления неприостанавливает исполнение предписания или решения МАП России (еготерриториального органа), если судом или арбитражным судом не будет вынесеноопределение о приостановлении исполнения названных актов.
2. Задача
Общество обратилось в арбитражный суд сиском о признании недействительными решениями и предписания антимонопольногооргана. Решением общество как рекламодатель признано нарушившим пункт 6 статьи6 Закона О рекламе, что выразилось в демонстрации несовершеннолетних в опаснойситуации. В предписании о прекращении нарушения пункта предлагается прекратитьраспространение данной рекламы.
Общество обжаловало предписаниеантимонопольного органа ссылкой на то, что данное нарушение было допущено повине рекламопроизводителя в связи с чем истец как рекламодатель не должен нестиответственности за ее содержание.
Какое решение должен принять суд?Обоснуйте свое мнение.
В ст. 30 Закона о рекламе изложеныдифференцированные условия привлечения виновных лиц к ответственности. Так,рекламодатель несет ответственность за нарушение законодательства о рекламе вчасти содержания информации, предоставляемой для создания рекламы, если недоказано, что указанное нарушение произошло по вине рекламопроизводителя илирекламораспространителя. В свою очередь рекламопроизводитель несет ответственностьза нарушение законодательства о рекламе в части оформления, производства,подготовки рекламы. Рекламораспространитель несет ответственность за нарушениезаконодательства о рекламе в части, касающейся времени, места и средствразмещения рекламы.
Рекламодатель несет ответственность занарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации,предоставляемой для создания рекламы, если не доказано, что указанное нарушениепроизошло по вине рекламопроизводителя или рекламораспространителя.
Согласно ст. 21 Закона о рекламе рекламодатель,рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или ихкопии, содержащие рекламу, включая все вносимые в них последующие изменения, втечение года со дня последнего распространения рекламы. Следовательно, длявынесения решения суд обязан затребовать соответствующие материалы отрекламодателя и принять решение в зависимости от их содержания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.   Кодекс обадминистративных правонарушениях РФ.
2.   Федеральный Закон «Орекламе».
3.   Гогин А.А.Ответственность за нарушение ФЗ «О рекламе».// Право и политика.2004. №5.
4.   Постатейный комментарий кКоАП РФ, расширенный, с использованием материалов судебной практики./ Под ред.Агапова А.Б. – М., 2004.