Неналоговые доходы бюджетной системы

–PAGE_BREAK–1.2 Особенности неналоговых доходов бюджета РФ

Неналоговые доходы— денежные средства, поступающие в распоряжениегосударства через взимание неналоговых платежей.

Неналоговые доходы бюджета – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и иные неналоговые доходы.

Порядок уста­новления, исчисления и взимания неналоговых доходов регламентируется бюджетным законодательством, а также целым комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательст­вом Российской Федерации о приватизации, а взимание отдель­ных санкций — Гражданским и Уголовным кодексами Россий­ской Федерации.

Для неналоговых доходов государства характерны особенности, отличающие их от государственных налогов.

Во-первых, большинство неналоговых платежей имеет двусторонний характер. То есть субъекты правоотношений по поводу уплаты большинства неналоговых платежей имеют взаимные права и обязанности. Так, государство как обязательный субъект правоотношений, взимая неналоговые платежи, обязано совершить соответствующие действия в пользу плательщиков этих платежей, например предоставить право на занятие какой-либо деятельностью, на перевоз товара через таможенную границу, предоставить какие-либо услуги и т.п. В свою очередь плательщики неналоговых платежей вправе потребовать от государственных органов совершения в свою пользу соответствующих действий. Такая взаимосвязь прав и обязанностей субъектов правоотношений, возникающих по поводу уплаты большинства неналоговых платежей, придает им характер возмездности.

Во-вторых, в отличие от налогов, которые всегда являются обязательными платежами, неналоговые доходы могут иметь форму обязательных и добровольных платежей. Большая часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. Их обязательность подтверждается принудительным взысканием в определенном порядке в случае неуплаты в предусмотренных случаях. Однако основания уплаты обязательных неналоговых и налоговых платежей неодинаковы: налоги уплачиваются при наличии налогооблагаемого объекта, а основанием уплаты обязательных неналоговых платежей является совершение компетентными органами в пользу юридических и физических лиц определенных действий (предоставление тех или иных прав, выполнение работ, услуг). Уплата добровольных платежей, включаемых в группу неналоговых доходов государства, основана на соответствующем волеизъявлении юридических и физических лиц. Методы привлечения дополнительных денежных средств на принципе добровольности определены законодательством. К ним относятся выпуск и распространение государственных ценных бумаг, проведение государственных лотерей, взносы в порядке осуществления благотворительной деятельности и иные законные методы.[2]

В-третьих, особенностью неналоговых платежей является и то, что для них в большей степени, чем для налогов, характерен признак целевой направленности в использовании поступлений по ним. Целевое направление использования неналоговых доходов государства устанавливается при введении неналоговых платежей и закрепляется в правовых актах, определяющих порядок исчисления и взимания каждого конкретного платежа. Неналоговые доходы государства, как правило, аккумулируются в государственных бюджетных и внебюджетных фондах, формируемых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Однако поступления по некоторым неналоговым доходам государства могут передаваться органам местного самоуправления для зачисления их в соответствующие местные бюджеты в порядке, установленном законодательством.

В –четвертых, у неналоговых доходов  не определены конкретные став­ки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

В-пятых, в отличие от налоговых доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.

Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.[3]
1.3 Состав неналоговых доходов бюджета

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

по территориальному уровню — федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

по методам формирования — доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;

по источникам их аккумуляции — доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства. [4]

В Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 41 перечисляются неналоговые доходы.

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

иные неналоговые доходы.[5]

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным ко­дексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:

— средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в го­сударственной или муниципальной собственности;

— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюд­жетных средств на счетах в кредитных организациях;

— средства, получаемые от передачи имущества, находяще­гося в государственной или муниципальной собственно­сти, под залог, в доверительное управление;

— средства от возврата государственных кредитов, бюджет­ных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспече­ния, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных га­рантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муници­пальным гарантиям;

— плата за пользование бюджетными средствами, предос­тавленными другим бюджетам, иностранным государст­вам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в устав­ных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муници­пальным образованиям;

— часть прибыли государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

— другие доходы от использования имущества, находящего­ся в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муниципальной собст­венности, в том числе:

— средства от продажи уставного капитала организаций, на­ходящихся в государственной или муниципальной собст­венности;

— средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

— доходы от реализации государственных запасов и резервов;

— доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

— иные доходы.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, по­лученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федера­ции, субъектам Российской Федерации, муниципальным образова­ниям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Иные неналоговые доходы.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, зачисляются в доходы федерального, бюджетов субъектов РФ или, соответственно, местного бюджета в полном объеме. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера. [6]

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами различных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

В государственной собственности находится значительная частьпакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае можетпоступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогамгода.[7]

Штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ.

При этом действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:

1)поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий:

2)санкции за нарушение порядка применения цен:

3)административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за не целевое использование бюджетных средств и др.[8]

Согласно п.1 ст. 46 Бюджетного кодекса  штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

А в п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций  и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. К числу последних могут быть отнесены, например:

1)суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей;

2)поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др.

Суммы конфискаций, компенсаций и тому подобное зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и судебными решениями.[9]

Неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно с уверенностью делать выводы о компетентности или о некомпетентности конкретных государственных управленцев
    продолжение
–PAGE_BREAK–1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система.

Во всех странах большую часть доходов всех бюджетов составляют налоги.

В Центральных и Европейских странах доля налогов 80 — 90%, в США — 95%. В территориальных и местных бюджетов налоги составляют более 50%.

Финансовая система Великобритании включает в себя четыре традиционных звена:

государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.

Основная часть расходов финансируется из консолидированного фонда (98%), который формируется преимущественно налоговыми поступлениями (95%).

К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.

Доходная часть национального фонда займов формируется за счет процентов, поступающих от корпораций и местных органов власти как оплата за кредит, части прибыли Банка Англии, средств некоторых специальных фондов.

Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней:

1. Федеральный бюджет;

2. Бюджеты 50 штатов – членов федерации;

3. Бюджетов 12,7 тыс. административных, хозяйственно-предпринимательских, культурно-просветительских и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, тауншипов и т.п.).

Бюджетные доходы состоят из налоговых и неналоговых поступлений, причём первые составляют большую часть.

 Бюджетные доходы собираются более чем в 10 тысячах банковских учреждениях, действующих на территории всей страны, и ежедневно аккумулируются в 12 банках Федеральной Резервной Системы. В конце рабочего дня (по установленному графику) остатки неиспользованных бюджетных средств перечисляются указанными 12 банками на генеральный счёт Нью-Йоркского банка ФРС. Банковские учреждения независимо от форм собственности располагают (по совокупности) общими остатками бюджетных средств (так называемая «подушка») в размере 60 млрд. долларов. В случае недостаточности доходов производится временное использование средств, остающихся на счетах в виде указанной «подушки».

Доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 процентов. Соответственно доля неналоговых доходов составляет порядка 10%.

Таможенные пошлины и многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший вклад в доходную часть американского бюджета, по сравнению со сбором налогов.

Бюджетная система Канады имеет 3 уровня:

1. Федеральный бюджет;

2. Бюджеты провинций и территорий;

3. Бюджеты местных органов власти.

Основным источником доходов являются налоги (более 90% доходной части).

Неналоговые доходы также составляют незначительный удельный вес в доходной части бюджета Канады.

Финансовая помощь бюджетам провинций из федерального бюджета выделяется в виде целевых и нецелевых трансфертов.

Целевой трансферт для финансирования утверждённых программ выделялся бюджетам провинций с целью расходования полученных средств на здравоохранение и среднее образование. Финансовые ресурсы передавались бюджетам провинций в виде прямых перечислений из федерального бюджета, а также путём передачи в доходы региональных бюджетов части налоговых поступлений федерального бюджета.

Как правило, более высокая централизация бюджетной системы и большой объём перераспределяемых бюджетных средств характерны для стран с высокой степенью неравенства бюджетной обеспечённости между субъектами федерации. Например, в Канаде, где из 12 субъектов федерации только два характеризуются существенно меньшей бюджетной обеспеченностью, в федеральный бюджет взимается только 48,2% налоговых доходов, объём финансовой помощи составляет около 15% доходов субъектов федерации.

Доходы региональных бюджетов зарубежных стран формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также за счёт поступлений из вышестоящих бюджетов. Стоит лишь отметить, что налоговые доходы региональных бюджетов представляют собой местные налоги и сборы и часть общих налогов, поступающих в бюджеты данного уровня из вышестоящих бюджетов.

К неналоговым доходам региональных бюджетов относятся доходы от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических и физических лиц.

В формировании доходной части региональный бюджетов участвуют и такие поступления из вышестоящих органов, как дотации и субвенции, при помощи которых государство имеет возможность покрывать дефицит местных бюджетов.

Основную долю в структуре неналоговых доходов местных бюджетов зарубежных стран составляют доходы от государственной собственности муниципалитетов.

Можно отметить, что по неналоговым доходам местных бюджетов зарубежных стран наблюдается следующая структура, так в доходы США поступает порядка 12% неналоговых доходов из общей суммы доходной части, Франции – 15%, Германии порядка 31%, Англии – 34%.[10]

Сравнивая формирование доходной  базы бюджетов развитых зарубежных стран с поступлениями доходов бюджетов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

Во-первых, основными доходами бюджетов  в развитых зарубежных странах, также как и в России, являются налоговые доходы;

Во-вторых, основную долю неналоговых доходов бюджетов в зарубежных странах и в России составляют доходы от использования государственной собственности;

В-третьих, помимо доходов от использования собственности, в состав неналоговых доходов включаются штрафы и различные административные сборы
    продолжение
–PAGE_BREAK–2. Анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ 2.1 Динамика неналоговых доходов Федерального бюджета

Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги.

Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.

Роль и значение неналоговых доходов в консолидированном бюджете  отражены в таблице 1.

Таблица 1 Доходы  консолидированного бюджета РФ, млрд.руб.

Статьи дохода

2005  год

2006  год

2007 год

КБРФ

ФБ

КБСРФ

КБРФ

ФБ

КБСРФ

КБРФ

ФБ

КБСРФ

ИТОГО ДОХОДОВ

7847,5

4979,7

2867,8

9791,7

6170,4

3621,3

10741,2

6965,3

3775,9

Налоговые доходы

5171,5

3056

2115,5

6179,7

3572,4

2607,3

7059,8

4243,7

2816,1

Неналоговые доходы

2092

1840,5

251,5

2893,5

2573,9

319,6

3003

2721,6

281,4

Безвозмездные перечисления

527,2

83,2

444

634,7

24,1

610,6

586,1

 

586,1

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

56,8

 

56,8

84,5

0,8

83,7

84,2

0,5

83,7

В таблице 2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части консолидированного бюджета.
Таблица 2 Структура доходов  консолидированного бюджета РФ, %

Статьи дохода

2005  год

2006  год

2007 год

КБРФ

ФБ

КБСРФ

КБРФ

ФБ

КБСРФ

КБРФ

ФБ

КБСРФ

ИТОГО ДОХОДОВ

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Налоговые доходы

65,9

61,4

73,8

63,1

57,9

72,0

65,7

60,9

74,6

Неналоговые доходы

26,7

37,0

8,8

29,3

41,3

8,8

27,9

39,0

7,5

Безвозмездные перечисления

6,7

1,7

15,5

6,5

0,4

16,9

5,5

0,0

15,5

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

0,7

0,0

2,0

0,9

0,0

2,3

0,8

0,0

2,2

На рис. 1.  представим структуру доходов консолидированного бюджета в общем виде.

Рис. 1 Структура доходов консолидированного бюджета РФ.

Следует отметить, что наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. При этом, доля доходов консолидированного бюджета РФ занимает более 65%, и уменьшается за анализируемый период.

Налоговые доходы федерального бюджета сокращаются с уровня в 61,4 % в 2005 году, до 60,9% в 2007 году.

Следует отметить рост  в структуре доходов неналоговых доходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ.

Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет составили 6,7% в доходах на 2005 год, далее происходит падение до уровня в 5,5% в 2007 году о утвержденному бюджету.

Доходы от предпринимательской деятельности занимают очень малую часть в доходах консолидированного бюджета РФ, и занимают порядка 0,7% в 2005 году, и 0,8% в 2007 году. При этом доходы от предпринимательской деятельности сформированы за счет поступлений в консолидированный бюджет субъектов РФ, в то время как данные доходы в федеральный бюджет не поступают.

Таким образом, отметим, что неналоговые доходы в структуре консолидированного бюджета РФ приходятся  в большей части на федеральный бюджет РФ.

В таблице 3 представим сравнительный анализ налоговых и неналоговых доходов в федеральный бюджет.

Таблица 3  Доходы федерального бюджета, %

2005  год

2006  год

2007 год

Изм.%

ИТОГО ДОХОДОВ

100

100

100

Налоговые доходы

61,4

57,9

60,9

99,2

Неналоговые доходы

37,0

41,3

39,0

105,4

Как видно из таблицы, в структуре доходов федерального бюджета на  долю неналоговых доходов в 2005 г. приходилось 37 %, тогда как налоговых доходов  в размере 61,4%, однако в  2006 г. неналоговые доходы запланированы в размере 41,3% общей суммы доходов, в то время как налоговые – 57,9%., и на 2007 год неналоговые доходы составили больший объем в доходах – 60,9%, то есть в целом произошел рост удельного веса неналоговых доходов на 5,4%.

На рис. 2 представим для наглядности соотношение налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета.

Рис. 2 Соотношение налоговых и неналоговых доходов ФБ, %

Теперь представим статьи неналоговых доходов, за счет которых формируется федеральный бюджет РФ.

Таблица 4  Неналоговые доходы федерального бюджета, млрд.руб.

Статьи дохода

2005 год

2006 год

2007 год

Темп роста

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

2007/ 2005

Неналоговые доходы

1840,5

100

2573,9

139,8

2721,6

105,7

147,9

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собств-ти

81,5

100

113,3

139,0

99,8

88,1

122,5

Доходы от продажи нематериальных активов

1

100

1,5

150,0

2,2

146,7

220,0

Административные платежи и сборы

8,3

100

3,2

38,6

3,7

115,6

44,6

Штрафные санкции, возмещение ущерба

1,7

100

2,7

158,8

2,1

77,8

123,5

Доходы от внешнеэкономической деятельности

1644,5

100

2301,2

139,9

2455

106,7

149,3

Доходы от оказания плат. услуг и компенс.  затрат

64,1

100

95,8

149,5

118,7

123,9

185,2

Платежи за пользование природ. ресурсами

36,2

100

53,5

147,8

37,4

69,9

103,3

Прочие неналоговые доходы

3,2

100

2,7

84,4

2,7

100,0

84,4

Проанализируем динамику неналоговых доходов федерального бюджета за 2005-2007 годы.

На рис.3 представим динамику неналоговых доходов в общем виде

Рис. 3 Динамика неналоговых доходов ФБ, %

Согласно представленного графика наблюдается постепенный рост неналоговых доходов Федерального бюджета РФ.

Так увеличение в 2006 году составило 39,8%, что произошло за счет значительного роста доходов от штрафных санкций, а также иных неналоговых доходов. В 2007 году планируется прирост неналоговых доходов в размере 5%.

На этой же диаграмме выделены доходы от внешнеэкономической деятельности, так как занимают достаточно большой удельный вес в неналоговых доходах ФБ.

Так в 2006 году данные доходы выросли на 39,9%, в то время как в 2007 году на 6,7%.

И также следует отметить их постепенный рост

Представим диаграмму по видам неналоговых доходов (рис. 4)

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности увеличиваются на 39% в 2006 году, по отношению  к 2006 году сокращаются в 2007 году на 12%, а в целом за 2005-2007 год растут на 25%.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов увеличиваются за 2005-2007 годы на 120%, то есть в 2.2 раза.

Административный платежи и сборы сокращаются с 8,3 млрд.рублей в 2005 году до 3,7 млрд.рублей в 2007 году.

Рост штрафных санкций запланирован в размере 23,5%.

Рис. 4 Динамика видов неналоговых доходов ФБ, %

Доходы от оказания платных услуг также растут на исследуемом периоде, и в целом рост составляет 85%.

Незначительный прирост составляют платежи за пользование природными ресурсами в целом за 2005-2007 годы на 3%, тогда как в 2007 году по сравнению с 2006 годом данный вид неналоговых доходов падает.

Также происходит сокращение прочих неналоговых доходов федерального бюджета.

Для более четкой картины формирования доходной части за счет неналоговых доходов федерального бюджета необходимо проанализировать  их структуру.

    продолжение
–PAGE_BREAK–2.2 Структура неналоговых доходов Федерального бюджета

Состав и структура неналоговых доходов федерального бюджета имеет следующий вид:

Таблица 5  Структура неналоговых доходов федерального бюджета.

Статьи дохода

2005 год

2006 год

2007 год

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

млрд. руб.

%

Неналоговые доходы

1840,5

100

2573,9

100

2721,6

100

Доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собств-ти

81,5

4,43

113,3

4,40

99,8

3,67

Доходы от продажи нематериальных активов

1

0,05

1,5

0,06

2,2

0,08

Административные платежи и сборы

8,3

0,45

3,2

0,12

3,7

0,14

Штрафные санкции, возмещение ущерба

1,7

0,09

2,7

0,10

2,1

0,08

Доходы от внешнеэкономической деятельности

1644,5

89,35

2301,2

89,41

2455

90,20

Доходы от оказания плат. услуг и компенс.  затрат

64,1

3,48

95,8

3,72

118,7

4,36

Платежи за пользование природ. ресурсами

36,2

1,97

53,5

2,08

37,4

1,37

Прочие неналоговые доходы

3,2

0,17

2,7

0,10

2,7

0,10

Представим структуру неналоговых доходов на рис.5.

Рис. 5 Структура неналоговых доходов ФБ, %

Как видно из представленных данных, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности – 89,3% в 2005 году, и 90,2% в 2007 году, то есть происходит рост удельного веса данной группы доходов.

На втором месте по доле в неналоговых доходах  федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности – порядка 4% от неналоговых доходов.

Далее доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат – на 2005 год составили 3,5%, в то время как в 2007 году удельный вес вырос до уровня в 4,36%.

Порядка 2% составляют платежи за пользование природными ресурсами.

Остальные виды неналоговых доходов занимают незначительные позиции в структуре, к таковым относятся доходы от продажи материальных и нематериальных активов, штрафы, административные сборы, и прочие неналоговые доходы.

Проект федерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007–2009 годы рассчитывался на основе прогноза основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и параметров прогноза на период до 2009 года, предполагающих сохранение относительно благоприятных внешних условий и активизацию внутренних факторов роста экономики.

    продолжение
–PAGE_BREAK–