Необходимость разработки и порядок утверждения норм расхода топливно-энергетических ресурсов

Министерство образования Республики Беларусь
Минский институт управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
Предмет: «Экономика предприятия»
Тема: «Необходимость разработки и порядок утверждения норм расхода топливно-энергетических ресурсов»
Выполнил:
__________________________
__________________________
__________________________
Минск
2009

Содержание
Необходимость разработки и порядок утверждения норм расхода топливно-энергетическихресурсов
Списокиспользованных источников

Необходимостьразработки и порядок утверждения нормрасхода топливно-энергетических ресурсов
Топливно-энергетические ресурсы, накоторые Беларусь небогата, постоянно дорожают. В связи с этим, вопросы отраженияих стоимости на себестоимости и отпускной цене продукции (работ, услуг) и нормырасхода приобретают особую актуальность для предприятия.
ДирективойПрезидента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость- главные факторы экономической безопасности государств» в целях укрепленияэкономической безопасности государства поручено обеспечить энергетическуюбезопасность и энергетическую независимость страны. Для этого руководителямгосударственных органов всех уровней управления следует организовать жесткийконтроль за рациональным использованием топливно-энергетических и материальныхресурсов, снижением удельных материальных затрат на единицу выпускаемойпродукции при одновременном росте производства и его модернизации. Этого можнодостичь только в том случае, если все субъекты хозяйствования будут рациональноиспользовать топливно-энергетические ресурсы (ТЭР).
Субъектыхозяйствования независимо от форм собственности (далее — организации) в своейхозяйственной деятельности обязаны руководствоваться и соблюдать нормыследующих документов, регламентирующих нормирование, использование и учет ТЭР:
— Закона Республики Беларусь от 15 июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» (вредакции от 8 июля 2008 г.);
— Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1998 г. № 1582«О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии»(в редакции от 29 ноября 2007 г.);
— постановления Комитета по энергоэффективности при Совете Министров РеспубликиБеларусь от 19 ноября 2002 г. № 9 «Об утверждении Положения о нормированиирасхода топлива, тепловой и электрической энергии в народном хозяйствеРеспублики Беларусь» (далее — Положение № 9);
— постановления Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137«О республиканской программе энергосбережения на 2006-2010 годы» (в редакции от28 февраля 2007 г.) [1, с.188].
Занарушения порядка потребления ТЭР установлена ответственность в виде штрафных санкций следующими нормативно-правовымиактами:
— Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля2003 г. № 194-З (в редакции от 8 июля 2008 г.);
— Порядком Министерства топлива и энергетики Республики Беларусь от 17 апреля1997 г. «Порядок определения размера ущерба, причиненного при нарушениях виспользовании электрической и тепловой энергии»;
— Порядком Государственного комитета по энергосбережению и энергетическомунадзору Республики Беларусь от 12 августа 1997 г. № 14, Государственногоналогового комитета Республики Беларусь от 13 августа 1997 г. № 15,Министерства финансов Республики Беларусь от 18 августа 1997 г. № 97,Министерства экономики Республики Беларусь от 13 августа 1997 г. № 28/3-3187«Порядок начисления и перечисления сумм штрафов (платежей) и примененияэкономических санкций за нерациональное использование топливно-энергетическихресурсов»;
— постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. №1820 «О дополнительных мерах по экономному и эффективному использованиютопливно-энергетических ресурсов» (в редакции от 4 августа 2005 г.).
 Такимобразом, за нерациональное использование ТЭР предусмотрены санкции какадминистративного, так и экономического характера.
 Длятого чтобы не допускать нарушения законодательства в области использования ТЭР,организации должны разработать и утвердить нормы их расхода или предельныеуровни потребления.
Классификация топливно-энергетическихресурсов и порядок разработки норм. Постановлением Министерства экономикиРеспублики Беларусь от 25 февраля 2000 г. № 30 определены виды ТЭР.
Так,к котельно-печному топливу относятся следующие виды топлива:
— газы (природный, попутный (нефтяной), нефтепереработки, сжиженный);
— мазут топочный;
— топливо печное бытовое;
— уголь (каменный и бурый);
— угольные брикеты;
— кокс металлургический;
— торф топливный (фрезерный и кусковой);
— топливные брикеты;
— сланцы;
— дрова;
— отходы деревообработки и лесозаготовки.
Ктопливу для использования в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) относятся:
— дизельное топливо;
— реактивное топливо;
— бензины моторные;
— керосин.
Кэнергии относится:
— электрическая;
— тепловая [4].
Такимобразом, организации должны рационально использовать все виды ТЭР и соблюдатьнормы их расхода.
Порядокнормирования расхода топлива, тепловой и электрической энергии установлен вПоложении № 9, которое регламентирует единый методический подход к нормированиюрасходов ТЭР на производство единицы продукции (работы, услуги) в РеспубликеБеларусь. Поэтому при разработке норм ТЭР все организации должныруководствоваться нормами Положения № 9.
Поднормами расхода ТЭР понимается мера потребления топлива, тепловой,электрической энергии, измеряемая в условных единицах, на производство единицы продукции (работ, услуг) определенногокачества в планируемом периоде (квартал, год).
Основнойзадачей нормирования расхода ТЭР является обеспечение применения припланировании производства продукции (работ, услуг) технически и экономическиобоснованных и (или) прогрессивных норм расхода топлива, тепловой иэлектрической энергии [8].
Нормированиерасхода ТЭР должно осуществляться на всех уровнях планирования хозяйственнойдеятельности организации: технологический процесс, участок, цех, организация вцелом.
Приэтом нормированию подлежат расходуемые как на основные, так и вспомогательныепроизводственно-эксплуатационные нужды организации топливо, электрическая итепловая энергия независимо от объема их потребления и источниковэнергообеспечения. Электроэнергия нормируется независимо от напряжения и видатока. Нормируемая тепловая энергия включает расход теплоты, передаваемойпотребителям такими теплоносителями, как пар, горячая вода и др.
Организациипри нормировании ТЭР могут использовать отраслевые методики по нормированиюрасхода ТЭР, которые определяют организационно-методические и техническиеподходы к нормированию в отрасли в целом и служат основой работы понормированию расхода ТЭР по видам продукции (работ, услуг) в рамках отрасли.
Разработанныев организации нормы ТЭР должны систематически пересматриваться с учетомпланируемого развития производства продукции (работ, услуг), измененияструктуры производства, достижения наиболее экономичных показателейиспользования ТЭР как отечественных, так и зарубежных.
Положением№ 9 установлена классификациянорм расхода ТЭР, которые подразделяются:
 поколичеству нормируемых объектов — на индивидуальные и групповые;
 посоставу норм расхода ТЭР — на технологические и общепроизводственные;
 попериоду действия — на текущие (квартальные, годовые), перспективные ипрогрессивные (годовые).
Индивидуальнаянорма расхода ТЭР — это мера планового количества потребления ТЭР напроизводство единицы продукции (работы, услуги), устанавливаемая по типамопределенных топливо- или энергопотребляющих агрегатов, установок, машин(паровым и водогрейным котлам, печам, станкам) или по их отдельным единицам итехнологическим схемам применительно к прогнозируемым объемам и условиямпроизводства продукции (работ, услуг).
РасходТЭР, включаемый в индивидуальную норму расхода, подразделяется на:
— расход ТЭР на технологические процессы;
— расход ТЭР на вспомогательные нужды производства;
— потери ТЭР в сетях и аппаратах.
Индивидуальнаянорма расхода ТЭР является технологической и служит для расчета групповой нормырасхода.
Групповаянорма расхода ТЭР определяет меру расхода топлива, тепловой, электрическойэнергии на производство всего объема одноименной продукции (работ, услуг) поразличным уровням управления (участок, цех, организация в целом).
Принормировании расхода топлива устанавливается только технологическая норма егорасхода (индивидуальная или групповая) [9, с.325].
Общепроизводственнаянорма расхода ТЭР включает технологическую норму и дополнительно учитываетрасход ТЭР на вспомогательные производственно-эксплуатационные нужды(общепроизводственное, цеховое и заводское потребление на отопление,вентиляцию, освещение и др.), для организации (цеха), отнесенные напроизводство определенной продукции (работ). Нормированию подлежат все видырасхода топлива, тепловой и электрической энергии на производственные иэксплуатационные нужды — на основное и вспомогательное производство (отопление,вентиляцию, освещение, водоснабжение и др.), включая потери во внутризаводскихсетях, независимо от объема потребления указанных ресурсов и источниковэнергоснабжения.
Текущаянорма расхода ТЭР, т.е. норма, утвержденная на текущий квартал или год,устанавливается для квартального и годового планирования и контроля зафактическими расходами ТЭР.
Перспективнаягодовая норма расхода ТЭР используется для перспективного планирования ипрогнозирования потребности в ТЭР в процессе достижения прогрессивных норм.
Прогрессивнаянорма расхода ТЭР — это мера потребления ТЭР на единицу продукции (работы,услуги) определенного качества в результате внедрения в производство новейшихтехнических, технологических и организационных энергоэффективных достижений иэнергосберегающих мероприятий.
Такимобразом, процесс нормированияТЭР в организации начинается с разработки индивидуальных норм.
Расходтоплива, тепловой и электрической энергии, необходимый для производства единицыпродукции (работ, услуг), выражается в следующих единицах:
— топливо (котельно-печное) — в килограммах условного топлива (кг у.т.);
— тепловая энергия — в мегакалориях (Мкал);
— электрическая энергия — в киловатт-часах (кВт-ч);
— обобщенные энергозатраты — первичная энергия в тоннах условного топлива (т.у.т.).
Единицейизмерения объема продукции (работ, услуг) при нормировании расхода ТЭР служитнатуральная единица объема товарной продукции (работ, услуг), выраженная,например, в тоннах (т), квадратных метрах (м2), декалитрах (дкл) ит.д.
Еслиорганизация осуществляет производство однородной продукции (работ, услуг) сширокой номенклатурой изделий (видами выполняемых работ, услуг), то следуетприменять условные единицы измерения объема продукции (работ, услуг). Пересчетнатуральных единиц объемов продукции (работ, услуг) в условные единицы можетосуществляться при помощи такого показателя, как трудозатраты на производствоединицы продукции (работ, услуг) [6, с.537].
Переченьвидов продукции (работ, услуг), которые подлежат нормированию расходов ТЭР наих производство, а также способы перевода натуральных единиц продукции (работ,услуг) в условные единицы содержатся в соответствующих отраслевых(ведомственных) методиках нормирования расхода ТЭР или же организациясамостоятельно устанавливает данный перечень и согласовывает его вустановленном порядке с соответствующими органами Комитета поэнергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь (далее — Комитетапо энергоэффективности).
Ворганизации для расчета норм ТЭР в качестве исходных данных должныиспользоваться:
— первичная техническая и технологическая документация;
— технологические регламенты и инструкции, экспериментально проверенныеэнергобалансы и нормативные характеристики энергетического и технологическогооборудования, паспортные данные оборудования, нормативные показатели,характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия производства(коэффициенты использования мощности, удельные тепловые характеристики для расчетарасхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, нормативы потерь энергиипри передаче и преобразовании и другие показатели);
— данные о фактических и планируемых объемах и структуре производства продукции(работ, услуг);
— трудозатраты на единицу произведенного вида продукции (работ, услуг);
-данныео фактических расходах топлива и энергии за анализируемый период;
— данные о плановых и фактических удельных расходах топлива и энергии запрошедшие годы, акты проверок использования ТЭР;
— данные передового опыта отечественных и зарубежных предприятий, выпускающиханалогичную продукцию (работы, услуги), по рациональному использованию ТЭР;
— план мероприятий или программа по энергосбережению;
— данные энергетического обследования организации.
Разработкатехнически обоснованных норм расхода ТЭР осуществляется с периодичностью одинраз в три года, а также при изменении технологии, структуры и организациипроизводства и совершенствовании методики нормирования расхода ТЭР независимоот сроков предыдущей разработки.
Процессразработки норм очень трудоемкий и требует квалифицированных знаний ислаженного взаимодействия всех структурных подразделений организации. В связи сэтим для разработки норм расхода ТЭР организация имеет право привлекатьспециализированные организации.
Руководстворазработкой норм расхода ТЭР осуществляет руководитель организации, которыйнесет персональную ответственность за обоснованность, своевременную разработку,представление на согласование и фактическое внедрение норм расхода ТЭР.
Разработанныенормы расхода ТЭР согласовываются Комитетом по энергоэффективности (областнымии Минским городским управлениями по надзору за рациональным использованием ТЭР)на срок до одного года с последующим их пересмотром по результатам работыорганизации, индивидуального предпринимателя при условии представлениянеобходимых материалов.
Переченьдокументов, который необходимо представить для согласования норм расхода ТЭРуточняется в Комитете по энергоэффективности (областных, Минском городскомуправлении по надзору за рациональным использованием ТЭР) по месту нахожденияорганизации.
Материалыдля согласования норм расхода ТЭР представляются в Комитете поэнергоэффективности (областные, Минское городское управления по надзору зарациональным использованием ТЭР) не позднее чем за 30 дней до ввода их вдействие. Все материалы должны быть подписаны руководителем организации изаверены печатью.
Важностьразработки норм расхода ТЭР вызвана еще и тем, что по утвержденным нормамэнергоресурсы включаются в плановую себестоимость продукции (работ, услуг).
Так,согласно п. 2.1 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов,утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22апреля 1999 г. № 43 (в редакции от 8 февраля 2006 г.) отпускные цены напродукцию производственно-технического назначения, товары народного потребленияи тарифы на услуги (работы) формируются на основе плановой себестоимости, всехвидов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым ибюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства,определяемой с учетом качества продукции (товаров, работ, услуг) и конъюнктурырынка.
Включениезатрат в себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) производится всоответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Министерством экономики,Министерством финансов, Министерством статистики и анализа и Министерствомтруда Республики Беларусь 30 января 1998 г. (зарегистрированы в Реестрегосударственной регистрации 11 февраля 1998 г., рег. № 2293/12) (далее — Основные положения), отраслевыми особенностями состава затрат, утверждаемыми вустановленном Основными положениями порядке, отраслевыми методическимирекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимостипродукции (работ, услуг), утверждаемыми соответствующими отраслевымиминистерствами, объединениями, подчиненными Правительству Республики Беларусь.
Всоответствии с п. 2.6.8 Основных положений в состав затрат, относимых насебестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической итепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода.
Такимобразом, от правильностиразработки норм расхода ТЭР зависит обоснованное включение их в себестоимостьпродукции и правильное формирование отпускной цены на продукцию (работы,услуги).

Список использованных источников
1. АлексеенкоН.А., Гурова И.Н. Экономика промышленного предприятия. Минск.: ИздательствоГревцова, 2009. — 264 с.
2. ВолковВ.П., Ильин А.И., Станкевич В.И. Экономика предприятия. Минск.: Новое знание,2004. — 672 с.
3. ВыварецА.Д. Экономика предприятия. Москва.: Юнити, 2007. — 543 с.
4. Закон Республики Беларусь от 15июля 1998 г. № 190-З «Об энергосбережении» [Электронныйресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь. – Мн., 2009.
5. ИващенкоН.П. Экономика фирмы. Москва.: Инфра-М, 2007. — 528 с.
6. ИльинА.И., Станкевич В.И. Экономика предприятия. Минск.: Новое знание, 2005. — 698с.
7. Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 2 февраля 2006 г. № 137 «О республиканской программеэнергосбережения на 2006-2010 годы» [Электронный ресурс] /ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Мн., 2009.
8. Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 16 октября 1998 г. № 1582 «О порядке разработки,утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» [Электронныйресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь. – Мн., 2009.
9.Нехорошева Л.Н. Экономика предприятия. Минск.: Вышэйшая школа, 2008. — 383 с.
10. ЧуевИ.Н., Чуева Л.Н. Экономика предприятия. Москва.: Дашков и К, 2008. — 416 с.