Необходимость, сущность и формы государственного регулирования развития науки и техники

Министерствообразования и науки Украины
Приазовскийгосударственный технический университет
Контрольнаяработа
Подисциплине: Государственное регулирование экономики
Натему: Необходимость, сущность и формы государственного регулирования развитиянауки и техники
Выполниластудентка
ГруппыЗ-05-ФК
Клафас Н.С.
Проверила ст.преподаватель
Капранова Л.Г.
Мариуполь,2008 г.

План
 
Введение
1         Научнаяи научно-техническая деятельность
2         Развитиенауки – важнейшая составляющая экономической политики
3         Основныецели, принципы и задачи государственной научно-технической политики
4         Формыи методы реализации научно-технической политики
5         Приоритетыразвития науки и техники
Заключение

Введение
Государственноерегулирование социально-экономического развития страны является существеннымпризнаком рыночной экономики смешанного типа. Разумный симбиоз рыночных игосударственных регуляторов дает возможность реализовыватьсоциально-экономические цели развития общества, достигать высокой эффективностипроизводства, стабильного экономического развития, обеспечивать социальнуюсправедливость.
Трансформацияэкономической системы Украины ставит цель формирования социальноориентированной рыночной экономики. Достичь этой цели невозможно без активногоучастия государства.
Именногосударство, имея четкую стратегию и программу реформирования и используя весьарсенал средств, которые есть в его распоряжении, способно в относительнокороткие сроки и с наименьшими потерями создать условия для становленияцивилизованных социально-экономических отношений и полнейшего удовлетворенияпотребностей общества.
Передэкономикой Украины стоят сложные и важные проблемы, от решения которых зависитбудущее государства: какие функции должно выполнять государство в трансформационнойэкономике, какие формы и методы регулирования оно должно для этого применить,какой должна быть специфика управления развития социально-экономическихпроцессов в отдельных сферах и секторах экономики.

1Научная и научно-техническая деятельность
Несмотря наразные трансформации и потрясения XX столетие ознаменовалось структурнымисдвигами в экономике, которые в основном обеспечили прогресс развитияцивилизации. Важнейшим из этих сдвигов было введение науки в системупродуктивных сил. Постепенно, но неуклонно и закономерно научный потенциал ужедо середины столетия стал главным фактором развития, как в пределах отдельныхстран или регионов, так и в общечеловеческом масштабе. Внешним признаком новогоположения науки в обществе стал рост количества параметров ее сферы:научно-исследовательские лаборатории были организованы на всех значительныхпромышленных предприятиях, сформировался большой государственный секторисследований и разработок, появились государственные органы управления наукой,государственная научно-техническая политика и пр.[5;80]
Особенностьюэтого момента является признание объективной тенденции мирового развития –наука стала ведущим фактором прогресса и превратилась в самостоятельную большуюсовременную отрасль общественной жизни с тысячами работников, результатыдеятельности которых в массовом масштабе реализуются на практике внепосредственно продуктивную силу материального и духовного производства.
Прогресснауки требует разных типов кооперации, которые совершаются намежгосударственном и негосударственном уровнях и между ними.
Формамикооперации науки являются:
§  многосторонние проекты,исследовательские сети, сотрудничество научных товариществ развитых стран истран, которые развиваются;
§  стипендии, гранты истимулирование общих исследований;
§  программы содействияобмену знаниями;
§  созданиенаучно-исследовательских центров;
§  международные соглашенияоб общем действии, оценивании и финансировании мегапроектов и организацияширокого доступа для участия в них;
§  международные комиссиидля научного рассмотрения комплексных проблем и др.
В развитыхстранах исторически сложились разные структуры, как государственные, так игражданские, которые совершают научные исследования и разработки. Так вГермании — это, прежде всего Товарищество Макса Планка и ТовариществоФраунгофера, в Нидерландах – Организация прикладных научных исследований (TNO), Организация научныхисследований (NOW), Королевская академия искусств и наук (KNAW) и др. кроме того,значительный объем работ используется в университетах.
В Украине этаподсистема репрезентирована разветвленной сетью научных учреждений разныхтипов, которые в своей совокупности призваны обеспечивать должныйнаучно-технический уровень как страны в целом, так и каждой сферы национальнойэкономики в частности.
Основными типаминаучных организаций являются:
§  конструкторские;
§  проектные ипроектно-поисковые;
§  высшие учебные заведения;
§  научно-исследовательскиеи конструкторские подразделения на промышленных предприятиях.
Начиная с1991 г. в организационной составляющей научного потенциала Украины происходятизменения, которые стали особенно заметны в последние годы.
Научные инаучно-технические работы в Украине выполняют 1505 организаций, среди которыхнаблюдается тенденция к уменьшению количества научных и конструкторскихучреждений в отрасли технических наук.
Приростколичества организаций за период с 1991 по 2004 г. был обеспеченпреимущественно увеличением числа научно-исследовательских учреждений от 502 до818 высших учебных заведений от 146 до 159.
Количествонаучно-исследовательских организаций отраслевого сектора науки за годынезависимости Украины выросла от 804 до 870, что является результатом дроблениянаучных учреждений и промышленных предприятий в процессе корпоратизации иакционирования. Особенно негативно эти процессы повлияли на динамикунаучно-исследовательских учреждений заводского сектора науки, количествокоторых на этот период уменьшилось с 104 до 83, а удельный вес – 7,7 до 5,5%.Это негативно отразилось на инновационной деятельности промышленныхпредприятий: возможности совершения и внедрения новых разработок существенносократились, что сказалось на динамике создания образцов новых типов машин,оборудования, аппаратов, приспособлений и способов автоматизации, новых видовпродукции.
Число научныхучреждений, которые функционируют в высших учебных заведениях, на протяженииопределенного периода выросло с 146 до 168. Стабилизация их удельного веса впределах 10,7 – 11,0% удостоверила умеренный характер институциональныхизменений в этом секторе науки. Далее по мере расширения сетинаучно-технологичных парков и центров, где важную роль должны игратьуниверситеты и академические институты, трансформационные процессы вакадемическом и вузовском секторах науки будут происходить активнее.
Количествопроектно-конструкторских и поисковых организаций в продолжение определенногопериода уменьшилось с 446 до 268 (с 33,1 до 18,0%), которое ухудшило условия ивозможности доказательства научно-исследовательских работ до их следующейстадии проектно-конструкторских разработок.
Особенноебеспокойство вызывает тенденция к сокращению в стране кадрового потенциала научныхучреждений, который непосредственно обеспечивает совершение научныхисследований и разработок. Сравнительно с 1990 г. он уменьшился в 2,8 раза.Ныне в научных учреждениях работают почти 178 тыс. лиц, в частности 4 тыс.докторов наук и около 17 тыс. кандидатов наук.[5;83]
Кадровыйпотенциал науки на протяжении многих лет определял место Украины среди ведущихевропейских государств: ученых – около 0,54% от численности экономическиактивного населения (в том числе исследователей — 0,41%). Насыщенность научнымикадрами в Украине и сейчас соответствует уровню таких стран, как Испания,Польша, Чехия, Венгрия, однако является вдвое меньшей по среднему значениюэтого показателя в странах ЕС (1,2%) и почти в четыре раза меньше, чем внаиболее обеспеченной научными кадрами среди европейских стран Финляндии(2,0%).
По некоторымнаучным направлениям на счет кадрового потенциала наша страна является одной изсамых сильных. Так, имея уникальный кадровый корпус в отрасли информационныхтехнологий, Украина может быть в этом направлении конкурентоспособной намировом рынке, однако этот потенциал не используется не только в отраслипрограммирования, а и для интегрирования страны в мировое информационноепространство, тогда как западные страны создают условия для привлечения нашихмолодых специалистов именно этого направления.
В отличие отстран ЕС, где большинство ученых и инженеров, которые совершают исследования иразработки, работают в промышленности, в Украине такие специалистысосредоточены преимущественно в научно-исследовательских учреждениях. В нихработает 90,3% докторов и кандидатов наук. Остальные являются работникамиконструкторских организаций, исследовательских заводов, проектных ипроектно-поисковых учреждений, высших учебных заведений.
Основнойпричиной сокращения численности научных структур и оттока квалифицированныхработников из научной сферы и ныне остается брак в финансировании этой сферы.
Характернымпризнаком современной науки и направления в будущее является гуманизацияисследований и в связи с этим рост капиталовложений в человеческий фактор иисследование его развития. Приоритетными направлениями развития науки и техникидо 2006 г. предусмотрены реализацией специальных исследований, посвященныхчеловеческому потенциалу страны, его здоровью, культуре, образованию, условиямсохранения и дальнейшего роста. Значительная роль в стратегическом развитиинауки будет принадлежать социально-гуманитарным дисциплинам, обогащениюдуховных, политических и морально-этических знаний ученых, а такжеисследованиям, результаты которых должны благоприятствовать улучшению здоровьячеловека и охране среды. Такая тенденция должна быть присуща инновационнойэкономике, которая приходит на смену постиндустриальной. Она должнаобеспечиваться соответствующими инвестициями в человеческий капитал.
Анализструктуры научно-технологических направлений разработок показывает, что частьтехнологического содержания их как носителей новых знаний в общем количестве напродолжении 1995-2004 гг. резко уменьшалась. Многие из них касаются иныхнаправлений научных исследований, направленных в целом на создание новых видовпродуктов, изделий и услуг.
Далеко неведущую роль в этих разработках занимают новые технологии, особенно изобретениякак инновации, которые, по сути, должны быть почвой революционныхтехнологических преобразований. По статистике, количество разработок в отраслиновой техники и технологии уменьшилась сравнительно с 1991 г. почти в 4 раза.
Приблизительнотакими темпами происходит и внедрение технологических инноваций в производство.На протяжении нескольких лет самыми низкими темпами внедрялись такиенаправления научно-технического развития, как малоотходные, ресурсосберегающиеи безотходные технологии. Сравнительно с 1991 г. почти в шесть раз снизилисьтемпы внедрения роботизированной техники, финансирования научных инаучно-технических разработок.
Оно еще неприобрело в нашей стране прогрессивных программно-целевых форм. Частьприоритетных разработок, которые реализуются по научно-техническим целевымпрограммам и сосредоточивают в себе самые прогрессивные знания, направленные напрорыв в технико-экономическом развитии производства, также уменьшается.
Факторы, которые определяютсостояние и основные направления трансформации научной системы:
§  структура научногокомплекса (по формам, распределению, секторами науки);
§  кадровая составляющая(уровень подготовки кадров с высшим образованием и научных кадров: количество,структура, сферы использования);
§  состояние финансовогообеспечения (источники финансирования, объемы и удельный вес в ВВП, структураинвестирования НДДКР по источникам поступлений и распределений между сектораминауки);
§  уровеньматериально-технического обеспечения научной сферы (материальная и техническаявооруженность исследований и ученых);
§  результативность научно-исследовательскойдеятельности (количество, эффективность и уровень внедрения их и т.п.).
 
2Развитие науки – важнейшая составляющая экономической политики
Постоянноеусовершенствование способов и предметов труда, технологии производства и егоорганизации является движущей силой развития продуктивных сил и экономическогороста. Переход Украины к системе рыночных отношений остро установил проблемуупадка в последние годы уровня науки и техники. Украина чрезвычайно быстротеряет конкурентоспособность своей продукции не только на внешнем, но и навнутреннем рынке. Происходит это, прежде всего из-за низкогонаучно-технического уровня, низкого качества и больших расходов на производствоотечественной продукции. Сконцентрировав все усилия на реализации монетаристскойконцепции экономической политики, правительство не уделило достаточноговнимания развитию научно-технического прогресса.
Практическисейчас в Украине происходит катастрофическое рушение научно-технического иинтеллектуального потенциала общества. За годы реформ более чем в четыре разасократилась часть ВВП, которая расходуется на развитие науки.
В то же времяв экономике промышленно-развитых стран она составляет 1,2-1,5%, в Южной Корее,где в последние годы происходил быстрый рост производства, расходы на наукушагнули даже 2% от ВВП. Сейчас в Украине значительно вырос уровень безработицыв сфере науки. За пределы Украины выехало 6000 ученых. Вследствие этого 90%товаров, которые производятся в Украине, не имеют научного обеспечения, а этоуже признак слаборазвитых стран.
Рушениенаучно-технического потенциала обусловливает и низкий уровеньконкурентоспособности товаров, которые производятся в Украине. Исследованиясовременных проблем международной конкуренции дало возможность М. Портерусделать вывод, что условием равноправной интеграции страны в мировое хозяйствоявляется пять факторов: наука и технология; капитал; рабочая сила;инфраструктура; информация. Все они непосредственно связаны с уровнем развитияобразования и науки.[4;157]
Поддержканациональной науки и образования и их дальнейшее развитие требуют срочноговмешательства со стороны государства: нужно разработать активнуюнаучно-техническую политику, построить оптимальный для современных условийэкономический механизм, который соединял бы государственные и рыночные рычаги влиянияна научно-технические процессы и был бы максимально сориентированным наэкономический рост Украины и ее интеграцию в мировую экономику какпромышленного государства. Одной из причин брака в такой политике является непониманиемногими правителями роли НТП в экономическом росте, и развитии промышленности вчастности.
Все страныстремятся к разработке и реализации государственной инновационной политики.Влияние государства должно быть направлено на максимальную поддержку собственногоинновационного потенциала, ведущих научных и конструкторских центров, а такжена обеспечение реализации научно-технической политики, которая соответствуетмировому уровню.
Это значит,что Украина должна выбрать такие направления разработки «высоких» технологий,для реализации которых в государстве уже созданы реальные предпосылки иимеющийся научно-технический потенциал выхода на ведущие позиции мировой наукии техники. Механизм создания и расширения нововведений имеет три общиесоставляющие, характерные почти для всех стран:
§  систему государственнойподдержки фундаментальных и поисковых исследований;
§  разные формы и источникифинансирования и непрямого стимулирования исследований;
§  поддержку малогоинновационного предпринимательства.
Как свидетельствуетопыт развитых стран, основными направлениями влияния правительственных органовна процессы в инновационной сфере является планирование, финансово-кредитное регулирование,стимулирование, правовой порядок и организация производственной деятельности.
Формированиефинансовых и законодательных стимулов для поддержки инновационных технологий ипредпринимательства в сфере науки и научно-технической деятельности являетсяважнейшим направлением государственного регулирования в инновационной сфере. К стимуламгосударственного регулированияв научной и научно-техническойдеятельности принадлежат:
§  кредиты, налоговые иамортизационные льготы;
§  корректировкаантимонопольного законодательства;
§  внешнеэкономическиепреференции;
§  информационно-консультативнаяподдержка;
§  другие финансовые льготы.
К системестимулов инновационного процесса принадлежат комплексно-правовые законодательныенормы, а именно: промышленное охранное право частной и интеллектуальнойсобственности, законодательное закрепление интеллектуальной собственности иправовое регулирование ее использования.
Эффективнойформой государственного вмешательства в инновационную и научную деятельностьявляется создание при участии государства вузовско-промышленныхисследовательских центров. Задача состоит в стимулировании объединенияфинансовых ресурсов и материально-технической базы промышленности сквалифицированными кадрами вузов. Средствами такого стимулирования могут бытьфинансирования начальных расходов вузовско-промышленных центров из средств государственногобюджета; выдача предприятиям-участникам бесплатных лицензий на использованиеразработанных изобретений и открытий.[2;121]

3Основные цели, принципы и задачи государственной научно-технической политики
Закон Украины«О науке и научной деятельности» и изменения и дополнения к другимзаконодательным актам, которые должны обеспечить внедрение этого закона вжизнь, дают гарантии функционирования науки как сферы деятельности.
Законопределяет правовые, организационные и финансовые принципы развитиянаучно-технической сферы, создает условия для научной и научно-техническойдеятельности, обеспечения потребностей общества и государства в технологическийразработках.
Развитиенауки и техники является решающим фактором прогресса общества, повышения благополучияего членов. Этим обусловлена потребность государственной поддержки науки какисточника экономического роста и составляющей национальной культуры иобразования. Целенаправленная политика в обеспечении использования достиженийотечественной и мировой науки и техники дает возможность полнее удовлетворитьсоциальные, экономические, культурные и другие потребности общества.[3;328]
Законучреждает принципы перехода к базовому и преимущественно целевомуфинансированию науки, четко разграничивает функции Президента, КабинетаМинистров, парламента и других структур в обеспечении жизнедеятельности науки.
Назаконодательном уровне закреплена норма финансирования научной инаучно-технической деятельности цивильного назначения.
Научно-техническаяполитика– это политика государства относительно формирования условий, способствующихдля эффективного научно-технического развития страны, в частности цели, формы иметоды деятельности государства в научно-технической деятельности.[1;126]
Научно-техническаядеятельность охватывает фундаментальные и прикладные научные исследования, атакже доведение ее результатов до стадии практического использования.Государство призвано создавать современную инфраструктуру науки и готовитьнаучно-технические кадры, предоставлять государственное финансирование иприоритетное материально-техническое обеспечение фундаментальных исследований,долгосрочных государственных научно-технических программ, поддержкуприоритетных направлений развития науки и техники. Государство также ведет статистикув научно-технической сфере, обеспечивает создание рынка научно-техническойпродукции, оценивает научно-технический уровень исследований, новых технологийи техники, совершает экспертизу научно-технических проектов, научно-техническоесотрудничество с другими государствами.
Главныепринципы государственной научно-технической политики:
§  демократизация идецентрализация управления в сфере науки и техники;
§  учет требованийэкологической безопасности;
§  ориентированность насоздание рыночной (предпринимательской) экономики;
§  поддержка(первоочередная) научно-технических работ, что обеспечивает решение важнейшихпроблем развития Украины путем отбора научно-технических приоритетов;
§  сбалансированностьразвития фундаментальных и прикладных исследований;
§  поддержка конкуренции ипредпринимательства в научно-технической сфере;
§  участиенаучно-технической общественности в формировании и реализации государственнойнаучно-технической политики;
§  создание и развитие рынканаучно-технической продукции.
Функции пореализации государственной научно-технической политики исполняют органыгосударственного управления и негосударственные структуры, которые всовокупности можно разделить на пять уровней:
Іуровень – Верховная Рада Украины;
ІІуровень – Кабинет Министров Украины;
ІІІ уровень –министерства, ведомства и другие центральные органы управления;
ІV уровень – местные органыгосударственной власти и управления;
V уровень – организации,учреждения и предприятия, которые принимают участие во внедрении научно-техническойполитики.
ВерховнаяРада Украины определяет главные цели, направления и правовые основыдеятельности в научно-технической сфере, объемы бюджетного финансированиянаучных исследований, отчислений бюджетных средств в Государственный фонд фундаментальныхисследований, Государственный инновационный фонд и размеры государственногорезерва материально-технических и сырьевых ресурсов для обеспечениянаучно-технической деятельности; утверждает приоритетные направления развитиянауки и техники, перечисление национальных программ и объемы финансированиякаждой из них; создает систему кредитно-финансовых, налоговых и таможенныхрегуляторов в научно-технической политике.
КабинетМинистров Украины ведет распределение средств бюджета, предназначенных дляфинансирования научных исследований, использования Государственногоинновационного фонда и других государственных фондов, организовывает разработкинациональных и государственных программ, создает механизм их реализации;контролирует организацию, координацию и выполнение работ насчет созданияинфраструктуры научно-технической деятельности, определяет порядок формированияи использования для этого внебюджетных фондов, разрабатывает экономические,правовые и организационные механизмы стимулирования НТП, заключает международныесоглашения в сфере научно-технического сотрудничества.
Министерстваи ведомства совершают научно-техническую политику в подчиненной отрасли.Центральными органами государственного управления Украины, которые выполняютфункции управления развитием науки и техники, является Министерство экономики(сводный отдел экономических реформ и научно-технической политики) иМинистерство по делам науки и технологий. К организационным структурам, которыепринимают участие во внедрении государственной научно-технической политики,принадлежат сертификационные службы, организации научно-технической экспертизы,информации, республиканские и местные инновационные фонды. Их деятельностьнаправлена на поддержку научно-технической сферы.
Научно-техническуюдеятельность общегосударственного значения финансируют из бюджета игосударственных внебюджетных фондов. Для финансирования иматериально-технической поддержки способов относительно обеспечения развития ииспользования достижений науки и техники в Украине формируется государственныйинновационный фонд. Другие виды научно-технической деятельности совершают изсобственных и привлеченных средств всех субъектов научно-технической сферы.[3;330]
Цельгосударственной инновационной политики – стратегическая ориентация развития приоритетныхпроизводств на создание и широкое использование новых высокопродуктивныхтехнологий, машин, материалов, обеспечения социально-экономических,организационных и правовых условий для постоянного восстановления иэффективного использования научно-технического потенциала.
Главныецели инновационной политики Украинского государства:
§  обеспечение развитиястраны, внедрения нововведений;
§  постоянное обновление имодернизация производства;
§  обеспечение прогрессивныхструктурных сдвигов в экономике;
§  синхронизацияинвестиционных и инновационных циклов;
§  формирование современногоконкурентоспособного национального производства;
§  налаживание системынаучного прогнозирования технологического развития отраслей отечественногопроизводства;
§  экспертная инвентаризациягосударственных научно-технических программ;
§  сосредоточиваниеинвестиционных ресурсов на формировании национальных технологических лидеров(целевое инвестирование «точек роста»);
§  ускорение процессаформирования рынка научно-технической продукции и повышения рыночного спроса нанаучно-технологические достижения;
§  формирование условий, прикоторых внедрение НТП и инноваций были бы жизненно необходимыми дляпроизводителей.
Задачейгосударственного регулирования НТП и инновационной деятельности в Украине является созданиеоптимального экономического механизма, который объединял бы государственные ирыночные рычаги влияния на научные и инновационные процессы, был сориентированна экономический рост Украины, ее интеграцию в мировую экономику.[1;129]
 
4Формы и методы реализации научно-технической политики
Достиженияцелей и задач научно-технической политики реализуется государством прииспользовании конкретных методов ее реализации. По признаку формы влияния нанаучно-техническое развитие экономики весь арсенал этих методов делится на двегруппы: методы прямого и методы непрямого регулирования.
К методампрямого регулирования относятся:
§  определениегосударственных приоритетов развития науки и техники;
§  государственныенаучно-технические программы;
§  государственный заказ внаучно-технической сфере;
§  государственнаянаучно-техническая экспертиза;
§  бюджетное финансированиеисследований и работ, которые выполняются в рамках приоритетных направленийразвития науки и техники;
§  государственная политикаотносительно формирования и поощрения научно-технических кадров;
§  государственная политикав сфере международного научно-технического сотрудничества.
К методамнепрямого регулирования относятся:
§  дифференцированнаяналоговая политика;
§  стимулирующаяфинансово-кредитная политика;
§  гибкая амортизационнаяполитика;
§  правовая защитаинтеллектуальной собственности;
§  государственная политикав сфере международного научно-технического сотрудничества.
Методыпрямого регулирования предусматривают непосредственно участие государства врешении как общих проблем научно-технического прогресса, так и проблем егоотдельных сфер и направлений. Методы непрямого регулирования создаютэкономические и правовые условия для ускорения научно-технического прогресса,однако это не означает, что такие условия должны быть одинаковы для всехотраслей развития науки и техники. Государство может их дифференцироватьсоответственно приоритетным направлениям и программам. Но главное, чтобы врамках каждого направления или программы научные, исследовательские и проектныеорганизации имели одинаковые экономические и правовые условия деятельности, чтобудет способствовать развитию конкуренции между ними.[4;164]
Методыреализации государственной научно-технической политики по способу влияния можноразделить на три группы: правовые, административные и экономические. Средиметодов научно-технической политики отличаются простые методы, которыепользуются только одним из способов влияния, и сложные, которые объединяют всевозможные способы. Так, например, бюджетное финансирование исследований иработ, которые выполняются в рамках приоритетных направлений развития науки итехники, относят к сложным методам, поскольку, с одной стороны, конкретныеобъемы финансирования определяются органами исполнительной власти, то естьадминистративным решением, с другой стороны они воплощаются в показателяхгосударственного бюджета, который по характеру является экономическим рычагом.
Начальнымэтапом формирования научно-технической политики является установлениеприоритетов развития науки и техники. Эти приоритеты определяются на основеанализа перспективных направлений развития экономики, развития научныхисследований и состояния научно-технического потенциала. Они составляют основунаучно-технической политики и вносятся в соответствующие законодательные актыгосударства. Исходя из приоритетных направлений разрабатывают системугосударственных мер, которую реализуют всеми другими методами. Так, например,на принципе приоритетов формируются государственные научно-техническиепрограммы, разрабатывается дифференцированная система налоговых льгот,определяются объемы бюджетного финансирования и предоставления льготныхкредитов и др.
Государственныенаучно-технические программы являются одним из методов планированиянаучно-технического развития в промышленности. Это документ, в котором определеныресурсы, исполнители и сроки совершения комплекса мер, направленных на решениенаучно-технических проблем. При условии рыночной экономики они имеютиндикативный характер, поскольку включают плановые задачи государственных ипроектных работ в частном секторе экономики.
Государственныйзаказ в научно-технической сфере обеспечивает экономически выгодные условия дляучастия научных, исследовательских и проектных организаций в развитиифундаментальных исследований, разработки и освоении принципиально новыхтехнологий и видов продукции. Государственный заказ заключается согласногосударственным научно-техническим программам на договорной основе. Онообеспечивается финансированием, поддерживается материально-техническимиресурсами и выдается исполнителям на конкурсных основах. Важным моментом вовремя проведения конкурсов на получение государственного заказа внаучно-технической сфере является обеспечение гласности относительно условийпроведения, участников и результатов конкурсов.
Государственнаянаучно-техническая экспертиза является неотъемлемым элементом реализациинаучно-технической политики. Оно проводится с целью обеспечения научнойобоснованности структуры и содержания приоритетных направлений и программразвития науки и техники, определения социально-экономических и экологическихпоследствий научно-технической деятельности, анализа эффективностииспользования научно-технического потенциала, определения уровня исследований иих результатов.
Бюджетноефинансирование научно-технической деятельности касается, как правило,фундаментальных исследований и разработок, в частности по вопросам обороныУкраины; приоритетных направлений развития науки и техники; прикладныхнаучно-технических разработок, результаты которых имеют общегосударственноезначение; научно-технических исследований и работ, которые связаны снаучно-техническим сотрудничеством по международным соглашениям.
Важнымметодом реализации научно-технической политики является формирование ипоощрение научно-технических кадров. Государство обеспечивает подготовку ипереподготовку научно-технических кадров в государственных научных учрежденияхи учебных заведениях, выделяет необходимые для этого материальные ресурсы,законодательно предоставляет равные правовые условия для функционированияорганизационных структур разных форм собственности, которые совершают обучениеи повышение квалификации кадров.
Государственнаяполитика в сфере патентов и лицензий является составляющей частьюнаучно-технической политики. Она направлена на регулирование отношений,связанных с приобретением и использованием прав на объекты интеллектуальнойсобственности. В целом государственную политику в сфере патентов и лицензийнаправлено на защиту интеллектуальной собственности, она способна стать могучимфактором научно-технического развития.
Государственнаяналоговая политика также должна создавать способствующие экономические условиядля ускорения научно-технического прогресса. С этой целью в налоговом законодательствепредусматривается дифференциация налоговых ставок и таможенных сборов,направленная на увеличение собственных инвестиционных ресурсовнаучно-исследовательских организаций, предприятий и объединений, которыепроводят работы по приоритетным направлениям НТП.
Важное местов дифференцированной налоговой политике принадлежит таможенным льготам,установленным для экспорта и импорта новых технологий, продукции, лицензий,«ноу-хау» и т.д.
Дифференцированнаяналоговая политика обязательно должна быть направлена на поддержку малыхпредприятий, которые совершают инновационную деятельность, поддержку авторовинтеллектуальной собственности, которая используется для созданияинновационного продукта.
В составметодов непрямого регулирования принадлежит также стимулирующаяфинансово-кредитная политика. Ее основное содержание состоит в предоставлении государствомкредитных ресурсов на льготных условиях тем коммерческим банкам, которыекредитуют выполнение работ по приоритетным направлениям НТП.
С цельюинтенсификации обновленных процессов в научно-технической сфере государствопроводит гибкую амортизационную политику. Ее содержание состоит в том, чтонаучно-исследовательским, проектно-технологическим организациям, предприятиям иобъединениям, которые ведут работы по приоритетным направлениям НТП ипроизводят инновационный продукт, предоставляется право амортизации.Законодательством в этом случае предусмотрено применение одного изальтернативных методов начисления амортизации: равномерного, ускоренного,замедленного.
Важнымметодом государственной политики в сфере НТП является поддержка международногонаучно-технического сотрудничества. Международное сотрудничество создаетнеобходимые правовые и экономические условия и способствует совершениюсубъектами научно-технической деятельности свободных и равноправных отношений смеждународными научными товариществами.[4;168]
 
5Приоритеты развития науки и техники
Основой длявыбора приоритетных направлений развития науки и техники является комплексныйпрогноз социально-экономического и научно-технического развития Украины собязательным анализом разных его вариантов и использованием выводовгосударственной экспертизы, независимых экспертов и гражданского обсуждения.
ВерховнаяРада Украины по представлению правительства постановляет перечень приоритетныхнаправлений развития науки и техники и национальных научно-технических программс одновременным рассмотрением вопросов ресурсного обеспечения для ихреализации.
ПравительствоУкраины относительно каждого приоритетного направления развития науки и техникиопределяет государственные органы и научные учреждения, которые разрабатываютконцепцию направления с очертанием целей, ожидаемых экономических и социальныхрезультатов, структурных изменений в производстве вследствие его реализации иобосновывают необходимые для этого расходы. Концепция рассматривается правительством,и после ее одобрения является основой для формирования государственныхнаучно-технических программ по проведению научных исследований, создание иосвоение новых видов техники и технологии.
Национальныенаучно-технические программы формируются с учетом долгосрочных интересовразвития материальной и духовной культуры народа Украины и направлены наразвязку общественных проблем.
Основнымспособом реализации национальных программ и приоритетных направлений развитиянауки и техники является государственные научно-технические программы, которыеформируются и реализовываются на основе целевых проектов и разработок.
Государственнаяцелевая программа представляет комплекс взаимосвязанных задач и способов, которыенаправлены на развязку важнейших проблем развития государства, отдельныхотраслей экономики либо административно-территориальных единиц, осуществляетсяс использованием средств Государственного бюджета Украины и согласованииотносительно терминов исполнения, состава исполнителей, ресурсного обеспечения.
Понаправленности государственные целевые программы делят на:
§  экономические, которые направлены наразвязку комплексных отраслевых и межотраслевых проблем производства, повышениеего эффективности и качественных характеристик, создание новых производств,развитие производственной кооперации;
§  научные, целью которых являетсяобеспечение исполнения фундаментальных исследований в отрасли природных,общественных и технических наук;
§  научно-технические, которые разрабатываютсядля развязки важнейших научно-технических проблем, создания принципиально новыхтехнологий, средств производства, материалов, другой наукоемкой иконкурентоспособной продукции;
Относительнокаждой из государственных научно-технических программ правительство страныназначает руководителей, предоставляет им необходимые полномочия, в частностиправо распоряжаться ресурсами.
Украина непринимает участие в разработке и совершении межгосударственных научно-техническихпрограмм на основе многосторонних или двусторонних договоров и соглашений,предусматривая выделение для этой цели бюджетных средств.[5;169]
Статьей 7закона Украины «О приоритетных направлениях развития науки и техники»предусмотрены такие направления их развития на период до 2006 г.:
1)        фундаментальныеисследования по важнейшим проблемам природных, общественных и гуманитарныхнаук;
2)        проблемыдемографической политики, развития человеческого потенциала и формированиягражданского общества;
3)        сохранениеокружающей среды;
4)        новейшиебиотехнологии; диагностика и методы лечения самых распространенных болезней;
5)        новыекомпьютерные способы и технологии информатизации общества;
6)        новейшиетехнологии в энергетике, промышленности и агропромышленному комплексу;
7)        новыевещества и материалы.
Основнымиинновационными проектами, которые планируются в ближайшее время, являются:
§  проведение селекционнойработы с микроорганизмами – продуцентами пищевых кормовых продуктов ибиологически активных веществ для поддержки и улучшения ее биосинтетическихспособностей и поиск новых штаммов микроорганизмов с промышленными качествами;
§  разработка технологиибетаина – лечебно-профилактического средства и пищевой добавки – с отходовспиртопроизводства;
§  разработкаэнергосберегающей технологии производства биотоплива из растительного сырья;
§  разработка технологийсоздания биологически активных препаратов из морепродуктов.
Инновациинынче становятся основным средством увеличения прибыли субъектов хозяйствованияза счет удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных расходовсравнительно с конкурентами.
Относительнотеории управление инновации является как адаптивной реакцией системы на сменуусловий внешней среды, так и способом повышения эффективности использованиявнутренних резервов.
Вобщепринятом значении инновации – это результаты научных исследований иразработок, способные улучшить технические, экономические, потребительскиехарактеристики имеющейся продукции, процессов, услуг или стать основой новой.
Инновации вобъединении с профессиональным менеджментом в современной мировой экономикестановятся основой улучшения конкурентоспособности продукции, способов имеханизмов управления технологичными, социальными процессами. В промышленноразвитых странах, от 75% до 100% прироста промышленного производстваобеспечивается за счет использования инноваций.
Нововведения– прогрессивная новация, задействована в динамике, новое для организационнойсистемы, которая принимает и использует его.
Словаинновация и нововведение по сути идентичны, это — комплексный процесс создания,расширения и использования того нового, что способствует развитию и повышениюэффективности работы компаний. В то же время нововведения составляют не толькопродукт деятельности, а этот процесс (внедрение), а новация – это объектинновационной деятельности, то, что нужно внедрить и использовать.
В начале ХХΙст. мировая экономика стремится сформировать новую парадигмунаучно-технического развития. Ее составляющими выступают:
— теснаявзаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиления социальнойориентации новых технологий;
— глобальныйхарактер создания и использования знаний, технологий, продуктов и услуг;
— формирования экономики знаний.
В мировыхрейтингах конкурентоспособности, которые составляет международная организация«Мировой экономический форум», Украина находится в восьмой десятке: в 2002 г.по общему индексу конкурентоспособности Украина занимала 77 место, по индексутехнологий – 72, по субиндексу развития информационно-коммуникационныхтехнологий – 67. В 2002 г. ее позиции снизились по общему индексу на 9 пунктовсравнительно с 2001 г., такая же тенденция наблюдалась и в 2003 г.
В результатеускорения технологического прогресса происходит информационная революция, котораярасширяет масштабы революции технологичной. Приблизительно из ста прогнозныхтехнологий было отобрано 10 прорывных, которые прибывают на разных стадияхразработки и имеют большое значение для развития экономики в ближайшеедесятилетие и дальнейшие периоды:
1) портативныеинформационные устройства, которые объединяют возможности персональногокомпьютера, доступа в Интернет, получение телевизионного изображения ителефонной связи;
2) топливно-аккумуляторныеавтомобили, т.е. автомобили с «гибридными» двигателями, для которых будетиспользоваться водно-кислородное топливо и электроэнергия;
3) Торговля спомощью Интернет.
4)возникновения стиля жизни, связанного с использованием способов информатики иИнтернета во всех его аспектах – работе, обучении, совершении закупок;
5) появление«виртуальных секретарей» — интеллектуальных компьютерных программ высокогоуровня, которые дают возможность решать многочисленные проблемы иориентироваться во множестве информации;
6)генетически измененные организмы;
7) компьютеризированноемедицинское обслуживание;
8)альтернативные источники энергии;
9) интеллектуальные,мобильные работы. Следующее поколение промышленных роботов будет способновоспринимать внешнюю среду, принимать сложные решения и самообучаться;
10) компьютеризированноеуправление производством зерновых культур с учетом земельных условий.
Приоритетныенаправления научно-технического инновационного развития Украины:
1) Создание имассовое внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
2)Использование перспективных информационных и электронных технологий, средствинформатики и систем связи;
3) Разработкановых биотехнологий для сельского хозяйства, отраслей легкой и пищевойпромышленности, производство лекарств;
4) Созданиенаучных основ охраны здоровья населения, разработка новых методов профилактики,диагностики и лечения заболеваний;
5) Развитиеконкурентоспособности технологий в самолетостроении, ракетно-космическомкомплексе, судно- и автомобилестроении, в производстве военной техники.
Отличительнойчертой новой инновационной фазы развития человечества является повышенноевнимание к знаниям, поскольку они все больше проявляют себя какнепосредственная продуктивная сила. В социальном плане ожидается, чтонаукоемкие технологии будут способствовать укреплению демократических процедурпринятия решений, повышению эффективности управления и непрерывному обучениючленов общества на протяжении всей жизни.
Главнымнаправлением выявления политической воли законодательства и исполнительнойвласти на текущую и среднесрочную перспективу следует считать разработку иреализацию инновационной политики как составляющей общей экономической политикис приоритетностью развития инновационной среды.
Обеспечениеустойчивого экономического развития возможно лишь при условии проведенияактивной инновационной политики с учетом интересов субъектов этого процесса иосведомления ими ответственности за долю государства и ее место в мировомсодружестве.
Инновационнаядеятельность будет эффективна лишь тогда, когда будет учитываться такой важныйфактор, как государственное регулирование, которое дополнит действие рыночныхрегуляторов (спроса и предложения, конкуренции) в отраслях науки и техники,поскольку оно является фундаментом современных инноваций.
В Украинерыночные формы управления инновационной деятельностью находятся на начальномэтапе развития. Еще и до сих пор распространена практика использованияадминистративного направления финансовых потоков, которое тормозит процессразвития предприятия. Требует усовершенствования система управленияинновационной деятельностью в первую очередь на основе четкого распределенияфункций между распорядителями средств, предназначенных для их развития,расширения масштабов программно-целевого управления, создания сети внебюджетныхфондов, условий для использования рискованных средств инновационнойинфраструктуры, а также предоставление широких полномочий Министерствуобразования и науки Украины в отрасли инновационной реализации приоритетныхнаправлений развития науки и техники.
Инновационнаяполитика Украины должна основываться не на традиционной схеме«государство-бизнес», а строиться по схеме «правительство — региональнаяадминистрация — бизнес». Правительство разрабатывает свои направлениятехнологической политики, которые соответствуют общегосударственным целям(например, технологическая реструктуризация транспортного итопливно-энергетического комплексов, создания единого информационногопространства). Но поскольку инновационная экономика – это, прежде всего гибкая,динамичная структура, разработка и совершение инновационной политики можновоплотить сначала на региональном уровне. Важнейшими шагами в этом направлениидолжны стать формирование новой модели регионального развития, сменатранспортной политики государственного центра, которая стимулировала быинновационные процессы, и максимальное использование внутренних ресурсовразвития регионов.

Заключение
Такимобразом, научно-технический прогресс оказывает позитивное влияние наравномерный экономический рост на любом этапе развития. В состоянии рецессииэкономическая политика должна быть направлена на возрождение благодарятехнологическим изменениям экономического потенциала более быстрыми темпами. Всостоянии инфляционного развития технологические изменения особенно желанны,поскольку именно они могут увеличить реальный ВВП и таким образом уменьшитьинфляцию. Так научно-технический прогресс может стать мощным антиинфляционнымсредством. Эти выводы очень важны для формирования экономической политикиУкраины, поскольку возможность выхода из кризиса нашей страны еще и до сих порнедостаточно связывается с обязательным внедрением всех достиженийнаучно-технического прогресса.
Украинадолжна развязать неотложные задачи в сфере развития инновационной инаучно-технической деятельности. Их реализация позитивно будет влиять как надостижения экономической стабилизации, так и на обеспечение экономическогоразвития на новой технологической и технической основе.

Списокиспользованной литературы
1.        ДідківськаЛ.І., Головко Л.С. Державне регулювання економіки, — Київ «Знання Прес» 2000,с. 9-10; с. 124-136;
2.        СтеченкоД.М. Державне регулювання економіки, — Київ 2000 с. 120-121;
3.        МихасюкЛ., Мельник А., Крупка М., Залога З. Державне регулювання економіки, – Київ2000 «Атіка» с. 328-338;
4.        ЧистовС.М., Никифоров Л.Є., Куценко Т.Ф. та ін. Державне регулювання економіки, –Київ, 2000 с. 156-169;
5.        ФедуловаЛ.І. Інноваційна економіка, – Київ, «Либідь» 2006, с. 80-91; с. 168-172.