Неоценимыйвклад ученых-физиков СССР в Великую Победу
9 мая 2010 года исполнится 65 лет со дня ВеликойПобеды советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народнашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм,освободив от него Украину, Белоруссию, Прибалтику, многие государстваВерсточной Европы. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами висторию человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна — ивоины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все,но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученыестраны.
Великая Отечественная война для советского народаначалась 22 июня 1941 г. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенноезаседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить всесилы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народногохозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученымвсех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры отфашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученыеидут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателямивойны — во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасениякультуры, служащей всему человечеству».
Война всколыхнула весь народ, в том числе и людейзанимающихся наукой, и, конечно, физиков и химиков. Всем понятно, чтозначительную роль в создании современного оружия играет техника, основойкоторой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался,он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийскоеоружие — приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивлениевоздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – ина первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовойсилы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц,позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
Готовясь к войне, фашисты рассчитывали уничтожитьосновную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую«запереть» на морских базах с помощью различного типа мин — секретного игрозного оружия — и постепенно ликвидировать. Адмирал Н.Т. Кузнецов говорил,что кардинальную помощь флоту могла оказать только квалифицированная научнаясила. И эта помощь пришла.
Еще до войны в Ленинградском физико-техническоминституте под руководством профессора А.П. Александрова группой ученых былиначаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитный минами. Вих ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов.
Известно, что земной шар создает вокруг себямагнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной долиТеслы. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своимсиловым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например,корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн, томагнитное поле концентрируется и может увеличиться в несколько десятков раз. С однойстороны, для навигации с использованием компаса в качестве указателянаправления движения корабля это мешает. Корабль искажает истинное направлениеземного магнитного поля, приходится учитывать влияние стального корпуса накомпас. Но, с другой стороны, это усиленное кораблем магнитное поле можетпроявиться и таким образом, что способно привести в действие какой-нибудьмеханизм, поворачивающийся под влиянием магнитной силы и замыкающийэлектрическую цепь. В эту цепь можно включить детонатор, погруженный вовзрывчатое вещество мины. Такие мины отличаются от обычных, на которые корабльнепосредственно натыкается и этим вызывает взрыв, тем, что лежат на дне моря, ивзрываются на расстоянии — под действием лишь магнитного поля корабля.
С началом войны работа по размагничиванию судовактивизировалась. К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основнуючасть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвигученых увековечен памятником им в Севастополе. На кораблях специальным образомрасполагали большие катушки из проводов, по которым пропускался электрическийток. Он порождал магнитное поле, компенсирующее поле корабля, т.е. поле прямопротивоположного направления. Все боевые корабли подвергались в портах«антимагнитной обработке» и выходили в море размагниченными. Тем самым былиспасены многие тысячи жизней наших военных моряков. Понятно, что для такойработы потребовались знания физиков, хорошие физические лаборатории, что иопределило ее успех.
В начале войны к ученым обратились представителиинженерных войск с просьбой выяснить, нельзя ли разработать подобную мину недля кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикампредоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними наразных глубинах. Оказалось, что поле довольно заметное, и можно былопопробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилосьважное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньшеметалла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели.
Потребовалось придумать специальный сплав длясвоеобразной стрелки «компаса», замыкающего цепь, содержащую небольшуюбатарейку, сплав, легко намагничивающийся под действием поля танка. Врезультате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами наодну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать нетолько танк, но и автомашину. Что уж говорить о паровозах…
Ученых страны ждало серьезное испытание: врагнаступал; его армии неумолимо двигались на восток. С первых дней войны порешению ЦК партии и Государственного Комитета Обороны началась эвакуациянаучных учреждений и вузов, прежде всего из прифронтовой полосы в отдаленные отнее места. Она была объявлена важнейшим государственным делом: нужно было вочто бы то ни стало сохранить и ученых, и научную базу страны. Поэтомуфизические, физико-технические, химические научные институты и вузы, а такжепрезидиум Академии наук были вывезены в эвакуацию в Казань. Лозунг «Все дляфронта, все для победы!» стал ведущим для всей научно-исследовательской работы.Химики также внесли значительный вклад для нужд фронта и тыла. Онисодействовали развитию металлургической, машиностроительной и обороннойпромышленности, создавали новые металлы и сплавы для брони, пластмассы, новыесоставы для зажигательных смесей, топливо для ракетных установок, новыемедицинские и технические препараты, участвовали в поиске новых видов сырья. АкадемикЮ.Г. Мамедалиев в 1941 г. выполнил работу по синтезу толуола (метилбензола).Его использовали для получения тротила. Тротил с щелочами образует соли,которые легко взрываются при механических воздействиях. Материал использовалидля производства взрывчатых веществ, зарядов к разрывным снарядам, подводнымминам, торпедам. Во время Второй мировой войны его было произведено около 1млн. тонн. Знаменитый авиаконструктор С.А.Лавочкин писал: «Я не вижу моеговрага — немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубокомубежище. Но, не видя его, я воюю с ним… Я знаю, что бы ни придумал немец, яобязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, все мои знания иопыт… чтобы в день, когда два новых самолета — наш и вражеский — столкнутсяв военном небе, наш оказался победителем». Так думал не только С.А.Лавочкин, нои каждый создатель боевой отечественной техники.
В истории обороны Ленинграда, когда город 29месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградскихученых во время блокады есть эпизод, который связан с «Дорогой жизни». Этадорога пролегала по льду замерзшего Ладожского озера: была проложенаавтотрасса, связывающая окруженный врагом город с Большой землей. От неезависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимоеобстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, ледвыдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей,т.е. имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливалисьпод лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело,и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Ученые провели исследованияи выяснили причины.
Павел Павлович Кобеко возглавил работу по этойпроблеме. Ученые установили: главную роль играет деформация льда. Этадеформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят отскорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч: если транспорт шелсо скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже однамашина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль игралаинтерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне;сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда. Одно из открытий химиковсыграло громадную роль в спасении многих тысяч раненых. Широко известны работыА.Е. Фаворского и М.Ф. Шостаковского по синтезу винил-бутилового эфира — густойвязкой жидкости, являющейся хорошим средством для заживления ран; онаиспользовалась в госпиталях под названием бальзам Шостаковского.
«Говорит пехота: Чистая работа! Где ударит «Катя»,фрицу не пролезть. Воевать охота, — говорит пехота, — Раз у нас такая пушкаесть! Влево и направо, бьет врагов на славу. Впереди — горячий бой. Огненнуюлаву на врагов ораву Сыплет «Катя» щедрою рукой». Эти стихи написаны военврачомС.Семиным на фронте в июле 1942 г. и посвящены «Катюше» — реактивнойартиллерийской установке, выпускающей реактивные снаряды.
Впервые «Катюши» вступили в бой 14 июля1941 г. в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. У г. Орши, там,где батарея произвела первые залпы, установлен памятник, на котором застыламогучая «катюша», как символ постоянной готовности к ратному подвигу во имясвободы, независимости и счастья нашей Родины.
Созданию оружия предшествовала работа группы ученыхи конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского,Г.Э.Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия былосоздано конструкторское бюро во главе с В.П.Барминым. Применение нового оружиясулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутыйк тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии иувеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычныеартиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пускснаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силыотдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить иоблегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало такженеобходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали,экономия которой в условиях массового производства вооружения приобреталавесьма важное значение. Сравнительно небольшой вес и простота устройстванаправляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж наавтомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а такжекораблях и даже на самолетах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивнойартиллерии. Но, пожалуй, главным было то, что простота устройства исравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности созданиямногозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно,залпами, создавая высокую плотность огня.
28 августа 1942 года было подписано секретноепостановление ГКО №2352сс «Об организации работ по урану». В нем АН СССР былопредписано «возобновить работы по исследованию осуществимости использованияатомной энергии путем расщепления ядра урана и представить к 1 апреля 1943 годадоклад о возможности создания урановой бомбы или уранового топлива».
Был создан Специальный комитет для руководства всемиработами в области добычи урана и разработки атомной бомбы. 12 апреля 1943 годабыла образована Лаборатория измерительных приборов № 2 Академии наук СССР (ныне— РНЦ «Курчатовский институт»). В феврале 1943 года Государственный комитет пообороне (ГКО) распоряжением № 2872сс от 11.02.43 перевел эту лабораторию вМоскву и назначил профессора И.В. Курчатова научным руководителем работ поурану. Обязанности повседневного руководства этими работами были возложены на заместителяпредседателя Совета народных комиссаров (СНК) СССР Михаила ГеоргиевичаПервухина и на уполномоченного ГКО по науке Сергея Васильевича Кафтанова. Изсостава высшего руководства страны урановую проблему стал курировать первыйзаместитель председателя СНК, заместитель председателя ГКО Вячеслав МихайловичМолотов.
В эти годы в СССР осуществлялся анализ разведданных,изучались вопросы физики деления урана, разделения изотопов, радиохимии иметаллургии урана. В частности, в 1944 году Курчатов на циклотроне М-1 впервыевыделил «индикаторные количества» плутония для изучения его химических свойств,а в составе Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) СССР было создано 9управление (добыча и переработка урановых руд). Но шедшая Великая Отечественнаявойна требовала высочайшего напряжения сил всей страны, поэтому внимание курановой проблеме было недостаточным.
9 мая 1945 г. в 21.00 из тысячи репродукторов,установленных по всей Москве, раздался голос Верховного Главнокомандующего,поздравившего народы СССР с Победой. Диктор всесоюзного радио Юрий Левитанвзволнованно-торжественным голосом зачитал последний приказ (приказ № 369), вкотором в ознаменование разгрома врага предписывалось произвести салюттридцатью артиллерийскими залпами из тысячи орудий. В воздух взвилась краснаясигнальная ракета.
После войны немцы признали, что наши наука и техникабыли на высоте требований, которые предъявило время. И действительно, советскиеученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свойпатриотический долг помощи фронту.
Секретное оружие Вермахта
Сверхтяжёлые танки. Ratte Р1000
«Крыса» (нем. «Ratte»), Р1000 — обозначениесверхтяжёлого танка прорыва и артиллерийской поддержки, сухопутного крейсерамассой до 1000 тонн, проект которого разрабатывался в Германии в 1942-1945годах. Сведений об изготовлении хотя бы одного прототипа не имеется.
В июне 1942 году концерном «Крупп» Гитлеру былпредставлен проект сверхтяжёлого 1000-тонного танка. После обсуждения проекта сРейхсминистром вооружений Альбертом Шпеером, проект получил условноеобозначение «Ratte» — «Крыса» (очевидно, по аналогии с проектом танка «Maus» —«Мышь»).Конструкторами танка были инженер Эдвард Гротте и доктор Гаккер.
Ещё до войны, во время работы в СССР с группойнемецких специалистов, которых специально пригласили в марте 1930 года дляработы над созданием новых танков, Гротте предлагал советским военным кругампроекты подобных сверхтяжёлых танков, которые были отвергнуты в пользуотечественных проектов из-за трудностей в реализации отечественнойпромышленностью технически сложных новаторских разработок Гротте.
При предполагаемом артиллерийском вооружении танк«Крыса» теоретически мог бы бороться (например, в качестве подвижного фортабереговой обороны) даже с морскими крейсерами и линкорами.[источник не указан47 дней] В сухопутной войне танк «Крыса», обладая, вероятно, низкойподвижностью (вследствие больших размеров и сравнительно низкой удельноймощности), был бы неуязвим для огня артиллерийских орудий (кроме сухопутнойартиллерии особой мощности) и противотанковых мин, но не защищён отбомбардировок с воздуха.
Танк «Крыса» мог рассматриваться как одно извозможных воплощений «оружия возмездия», однако его создание не способно былооказать существенного влияния на ход войны, в связи с чем данный проектпредставляет интерес лишь как технический казус.
Landkreuzer P. 1500 Monster
Landkreuzer P. 1500 Monster (Сухопутный крейсер P.1500 Монстр) — немецкий сверхтяжёлый танк, который так и остался «на бумаге».
Из-за малой известности нет точного изображенияэтого танка. Landkreuzer P. 1500 «Монстр» был проектом сверхтяжелого танка,планируемого для установки на него орудия Krupp 800mm Schwerer Gustav, такимобразом представляя собой огромную САУ. Он должен был стрелять снарядами массой7 тонн на расстояние до 37 км. В основном он должен был использоваться противхорошо укреплённых сооружений. В случае постройки, он бы легко перегнал PanzerVIII Maus, и даже огромный Landkreuzer P. Ratte 1000 в размере, но мощностидвигателей хватило бы для развития скорости лишь 10-15 км/час. Он бы имел 42 м(138 футов) в длину, весил бы 2500 тонн, имел бы толщину лобовой брони корпуса250 миллиметров, 4 V-образных дизельных двигателя и рабочий экипаж более 100человек.
23 июня 1942 Немецкому Министерству по вооружениюбыл предложен проект Landkreuzer P. 1000 Ratte. Адольф Гитлер заинтересовалсяпроектом и разрешил «воплощение в металл» этого танка. В декабре того же годапоявился новый проект — 1500-тонный танк «Монстр» (Landkreuzer P. 1500Monster). В начале 1943 года Альберт Шпеер отменил проект.
Проектный вес С-1500 превысил все нормы — одно лишьего основное орудие весило почти 500 тонн. Другим фактором являласьнеобходимость сильного бронирования и наличия большого количествавспомогательного оружия. Из-за огромной проектной массы перед разработчикамистояла серьёзная проблема — обеспечение машине способности к передвижению кактаковой.
Изначально предполагавшиеся в качестве силовойустановки танка восемь Daimler-Benz оказались слишком слабыми, после чего разработчикамибыло принято решение о использовании для машины четырёх V-образных двигателейMAN (6500 л.с. каждый), использовавшихся на подводных лодках типа VII. Однакодаже с такой мощной силовой установкой танк не смог бы развить скорость более20 км/ч, и для его обслуживания потребовалось бы более 100 человек экипажа.
Так P.1500, даже если бы был закончен, не нашёл быпрактического применения в военных действиях. И хотя его толстая броня и мощнаяартиллерия создавали бы проблемы для наземного противника, ввиду сильноограниченной маневренности танк был бы уязвим для атак авиации. Егопросто-напросто невозможно было спрятать от атак с воздуха — звено штурмовиковс лёгкостью могло бы уничтожить этого сухопутного гиганта (даже при условииприкрытия его расчётом ПВО), что в принципе было ясно ещё на стадиипроектирования. Усиленное прикрытие же его от авиации было бы делом весьмазатратным (что по непроверенным данным и явилось отказом даже проектировать этувесьма дорогую машину, которую можно уничтожить оружием, относительнаястоимость которого была просто несоизмеримо ниже самого P.1500). При такихусловиях единственное возможное применение машина могла бы найти только вглубоком тылу в качестве самоходного орудия (дальнобойная артиллерия), так какдальность артиллерийского огня в 50 км подходила для разрушения вражескихукреплений. Вблизи линии фронта использование P.1500 не представлялось бывозможным ввиду невозможности транспортировки. Помимо того, что ни по железнойдороге, ни на низко рамном прицепе-тяжеловозе танк не мог бытранспортироваться, его огромные размеры и масса не позволяла использоватьмосты и тоннели. О расходе топлива такой исполинской машиной можно толькодогадываться.
Легенды Третьего рейха
физика война оружие газ
Калининград. О находке местных подростков говоритвесь город. Есть предположение, что ребята откопали так называемый «Летающийблин Циммермана».
В конце минувшей недели мальчишки обнаружили впесчаном карьере на окраине города загадочный объект, находившийся в толщепеска. По словам очевидца, дети случайно вызвали оползень, который открыл частьметаллической конструкции.
«Там люк был, но мы его не смогли открыть. А сверхубыла нарисована немецкая свастика», — рассказывает один из подростков. Объект,судя по описанию, представляет собой диск диаметром около пяти метров.Единственная фотография, получившаяся на пленке, которую ребята отщелкали в тотдень старенькой «мыльницей», вышла довольно смазанной. Частично раскопав объектвручную, дети обнаружили в верхней части остекленную кабину, однако разглядетьчто-либо внутри им не удалось – стекло оказалось тонированным. Более точноеописание находки можно будет получить после того, как закончатся раскопки.
Однако, судя по всему, эта информация едва ли станетдостоянием общественности. По словам мальчишек, уже к середине следующего дня,когда они решили еще раз осмотреть загадочный диск, место, где они егообнаружили, оказалось оцеплено. В тот день склон карьера, где произошелоползень, был закрыт тентом. Солдат, стоявший в оцеплении, пояснил, что здесьобнаружен склад боеприпасов военного времени и ведутся работы по егоразминированию. Между тем на месте не было саперов, однако находилось дваавтокрана и несколько тентованных армейских грузовиков.
Судя по описанию объекта, речь вполне может идти опрототипе «летающего диска» времен Второй мировой войны. Как известно, немцыиспытывали как минимум три модели, разработанных различными конструкторскимибюро: «Хаунебу», «Фокке-Вульф – 500 А1» и так называемый «Летающий блинЦиммермана». Последний был испытан на базе в Пенемюнде еще в конце 1942 года.Видимо, какие-то работы в этом направлении велись и на территории ВосточнойПруссии. Как иначе объяснить появление «летающего диска» на окраинеКенигсберга?
Сегодня достоверно известно, что в 30-е -40-е годыГермания проводила интенсивные работы по созданию дискообразных летательныхаппаратов, использующих нетрадиционные способы создания подъемной силы.Разработка велась параллельно несколькими конструкторами. Изготовлениеотдельных узлов и деталей поручалось разным заводам, с тем чтобы никто не могдогадаться об их истинном предназначении. Какие физические принципы былиположены в основу движителей дисколетов? Откуда были получены эти данные? Какуюроль в этом играли немецкие тайные общества «Аненэрбе»? Все лисведения содержались в конструкторской документации? Об этом я расскажу далее,А теперь главный вопрос. Почему немцы обратились к дискам? Неужели и тут следыкатастрофы НЛО? Однако всё гораздо проще
Война. Идёт борьба за поднятие скорости истребителейи грузоподъёмности бомбардировщиков, что требует интенсивных разработок вобласти аэродинамики (да и ФАУ-2 много хлопот доставляет – сверхзвуковыескорости полета). Аэродинамические исследования той поры дали хорошо известныйрезультат – при заданных удельных нагрузках на крыло (на дозвуке) эллиптичное,в плане, крыло обладает наименьшим индуктивным сопротивлением, по — сравнению спрямоугольным. Чем выше эллиптичность, тем меньше это сопротивление. А это, всвою очередь, прирост скорости самолета. Взгляните на крыло самолетов техвремен,. Оно эллипсоидальное. (ИЛ — штурмовик, например).А если пойти ещедальше? Эллипс – тяготеет к кругу. Уловили идею? Вертолеты в стадии зарождения.Их устойчивость – тогда, не разрешимая проблема. В этой области идутинтенсивные поиски, а экранолеты круглой формы – уже было. (Круглый экранолет,кажется Грибовского, начало 30-х). Известен самолет с дисковым крыломконструкции русского изобретателя А.Г.Уфимцева, так называемый«сфероплан», построенный в 1909-м. Энерговооруженность «тарелки», иее устойчивость, вот где предстоит схватка мысли, поскольку подъемная сила«тарелки» не велика. Однако, турбореактивные двигатели уже есть. Ракетные – тоже,на ФАУ-2. Системы гиростабилизации полета, разработанные для Фау-2, работают.Соблазн большой. Естественно, пришла очередь за «тарелками».
Все многообразие разработанных во время войныаппаратов можно условно разделить на четыре основные типа: дископланы (как споршневыми, так и реактивными двигателями), вертолеты-диски (с внешним иливнутренним расположением ротора), самолеты вертикального взлета и посадки (споворотным или вращающимся крылом), диски-снаряды. Но тема сегодняшней статьиименно те аппараты, которые можно было принять за НЛО.
Первые документально зафиксированные сообщения овстречах с неизвестными летательными аппаратами, имевшими форму диска, тарелкиили сигары, появились в 1942-м году. В сообщениях о светящихся летающихобъектах отмечалась непредсказуемость их поведения: объект мог с большойскоростью пройти сквозь боевой строй бомбардировщиков, не реагируя на стрельбуиз пулеметов, а мог просто во время полета внезапно потухнуть, растворившись вночном небе. Кроме того, фиксировались случаи сбоев и отказов в работенавигационного и радиооборудования бомбардировщиков при появлении неизвестныхлетательных аппаратов.
В 1950-м в США рассекретили часть архивов ЦРУ,касавшихся НЛО. Из них следовало, что большинство зафиксированных после войнылетающих объектов представляли собой исследовавшиеся трофейные образцы или дальнейшееразвитие немецких разработок военных лет, т.е. являлись делом рук человеческих.Однако эти архивные данные оказались доступны лишь очень ограниченному кругулиц и не получили широкой огласки.
Гораздо более значительный резонанс получила статья,напечатанная 25 марта 1950-го в итальянском «II Giornale d’Italia»,где итальянский ученый Джузеппе Белонце (Giuseppe Ballenzo), утверждал, чтонаблюдавшиеся во время войны светящиеся НЛО являлись всего-навсегоизобретенными им дисковыми летательными аппаратами, так называемыми«дисками Белонце», которые в обстановке строжайшей секретностиразрабатывались с 1942-го в Италии и Германии. В доказательство своей правотыон представил эскизные наброски некоторых вариантов своих разработок. Черезнекоторое время в западноевропейской прессе промелькнуло заявление немецкогоученого и конструктора Рудольфа Шривера, в котором он также утверждал, что вГермании во время войны разрабатывалось секретное оружие в форме «летающихдисков» или «летающих тарелок», а он являлся создателемнекоторых из этих аппаратов. Так в СМИ появилась информация о так называемыхДисках Белонце.
Эти диски получили своё наименование по фамилииглавного конструктора — итальянского специалиста по проектированию паровыхтурбин Белонце (Giuseppe Ballenzo 25.11.1876 — 21.05.1952 гг), предложившегосхему дискового летательного аппарата с прямоточными двигателями.
Работы над дисками начались в 1942-м году.Первоначально это были беспилотные дисковые аппараты с реактивными двигателями,разрабатываемые в рамках секретных программам «Feuerball» и«Kugelblitz». Они предназначались для нанесения ударов по далекоотстоящим наземным целям (аналог дальней артиллерии) и борьбы сбомбардировщиками союзников (аналог зенитной артиллерии). И в том и в другомслучае в центре диска располагался отсек с боезарядом, аппаратурой и топливныйбак, в качестве двигателей использовались прямоточные ВРД. Реактивные струиПВРД вращающегося в полете диска создавали иллюзию быстро бегущих по кромкедиска переливающихся огней.
Одна из разновидностей дисков, предназначенная дляборьбы с армадами вражеских бомбардировщиков, имела по краям лопасти инапоминала собой дисковую фрезу. Вращаясь, они должны были кромсать все, чтопопадалось на пути. При этом, в случае потери самим диском хотя бы однойлопасти (это более чем вероятно при столкновении двух аппаратов), центр тяжестидиска смещался относительно оси вращения и его начинало швырять в самомнеожиданном направлении, что вызывало панику в боевом строю самолетов.Некоторые варианты дисков оснащались устройствами, создававшимиэлектромагнитные помехи для радио — и навигационной аппаратурыбомбардировщиков.
Диски запускались с наземной установки следующимобразом. Предварительно они раскручивались вокруг своей оси с помощьюспециального пускового устройства или сбрасываемыми стартовыми ускорителями.После достижения необходимой скорости запускались ПВРД. Результирующаяподъемная сила создавалась как за счет вертикальной составляющей тяги ПВРД, таки дополнительной подъемной силы, возникавшей при отсосе двигателямипограничного слоя с верхней поверхности диска.
Наиболее интересен был вариант конструкциипредложенный «Зондербюро-13» ( курировалось «СС»). Засоздание корпуса отвечал Ричард Мите (Richard Miethe), который после войны,предположительно, работал в канадской фирме Авро, над программой создания ЛА«Аврокар». Ещё один из ведущих конструкторов — Рудольф Шривер (RudolfSchriever) был конструктором предыдущих моделей дисколётов
Это был пилотируемый аппарат с комбинированнойтягой. В качестве главного двигателя использовался оригинальный вихревойдвигатель В.Шаубергера (V. Schauberger), который заслуживает отдельногообсуждения. Корпус был окольцован 12-тю наклонными реактивными двигагелями(Jumo-004B). Они своими струями охлаждали двигатель Шаубергера и, всасываявоздух, создавали сверху аппарата область разрежения, что способствовало егоподъему с меньшим усилием (Эффект Коанда).
Диск был построен на заводе в Бреслау (Вроцлав),имел диаметр 68 м (был создан и его макет диаметром 38 м.); скороподъемность302 км/ч; горизонтальную скорость 2200 км/ч. 19 февраля 1945 года этот аппарат,совершил свой единственный экспериментальный полет. За 3 мин летчики-испытателидостигли высоты 15 000 м и скорости 2200 км/ч при горизонтальном движении. Он могзависать в воздухе и летать назад вперед почти без разворотов, для приземленияже имел складывающиеся стойки. Но война заканчивалась и через несколько месяцеваппарат был уничтожен по приказу В. Кейтеля.