Всенеосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:
(1)неосознаваемые механизмы сознательных действий;
(2)неосознаваемые побудители сознательных действий;
(3)«надсознательные» процессы.
Впервый класс – неосознаваемых механизмов сознательных действий – входят в своюочередь три различных подкласса:
а)неосознаваемые автоматизмы;
б)явления неосознаваемой установки;
в)неосознаваемые сопровождения сознательных действий.
Рассмотримкаждый из названных подклассов.
Поднеосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которыесовершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о«механической работе», о работе, при которой «голова остаетсясвободной». «Свободная голова» и означает отсутствиесознательного контроля.
Анализавтоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые изэтих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через сознание иперестали осознаваться.
Первыесоставляют группу первичных автоматизмов, вторые – группу вторичныхавтоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые –автоматизированными действиями, или навыками.
Вгруппу автоматических действий входят либо врожденные акты, либо те, которыеформируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры:сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глази многие другие.
Группаавтоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна.Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действиеначинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось,происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоениеболее сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизникаждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит воснове развития всех наших умений, знаний и способностей.
Рассмотримкакой-нибудь пример. Возьмем обучение игре на фортепиано. Если вы сами прошличерез этот процесс или наблюдали, как он происходит, то знаете, что всеначинается с освоения элементарных актов. Сначала нужно научиться правильносидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, пальцы на клавиатуре. Затемотрабатываются отдельно удары каждым пальцем, подъемы и опускания кисти и т. д.На этой самой элементарной основе строятся элементы собственно фортепианнойтехники: начинающий пианист учится «вести» мелодию, брать аккорды, игратьстаккато и легато… И все это – лишь основа, которая необходима для того,чтобы рано или поздно перейти к выразительной игре, т. е. к задачамхудожественного исполнения.
Так,путем продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемыеуровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство. И в концеконцов, выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда, по словам Гейне,«рояль исчезает, и нам открывается одна музыка».
Почемув исполнении мастеров-пианистов остается «одна музыка»? Потому, чтоони в совершенстве овладели пианистическими навыками.
Говоряоб освобождении действий от сознательного контроля, конечно, не надо думать,что это освобождение абсолютно, т. е. что человек совсем не знает, что онделает. Это не так. Контроль, конечно, остается, но он осуществляется следующиминтересным образом.
Полесознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно имеет фокус, периферию и,наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот этанеоднородная картина сознания как бы накладывается на иерархическую системусложного действия. При этом самые высокие этажи системы – наиболее поздние инаиболее сложные компоненты действия – оказываются в фокусе сознания; следующиеэтажи попадают на периферию сознания; наконец, самые низкие и самыеотработанные компоненты выходят за границу сознания.
Надосказать, что отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. Вполе сознания происходит постоянное изменение содержаний: представленным в немоказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов,составляющих данное действие.
Движениев одну сторону, повторим, это уход выученного компонента из фокуса сознания наего периферию и с периферии – за его границу, в область неосознаваемого. Движениев противоположную сторону означает возвращение каких-то компонентов навыка всознание. Обычно оно происходит при возникновении трудностей или ошибок, приутомлении, эмоциональном напряжении. Это возвращение в сознание может быть ирезультатом произвольного намерения. Свойство любого компонента навыка вновьстать осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка,возможность его дополнительного совершенствования или переделки.
Междупрочим, этим свойством навыки отличаются от автоматических действий. Первичныеавтоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, попытки ихосознать обычно расстраивают действие.
Этопоследнее обстоятельство отражено в хорошо известной притче о сороконожке.Сороконожку спросили: «Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужносейчас сделать шаг?». Сороконожка глубоко задумалась – и не смогладвинуться с местами!
Спросим себя, а есть ли автоматические процессы в умственной сфере? Конечно,есть. Их так много, что сразу даже трудно выбрать какой-нибудь простой пример.
Лучшевсего, наверное, обратиться к области математики. Именно там для нас наиболееочевиден процесс последовательного наслоения все более сложных действий, уменийили знаний на автоматизированные предшествующие «слои». Уход болееэлементарных действий на неосознаваемый уровень сопровождается моментальным«усмотрением» того, что вначале требовало развернутого процессамышления.
Понятие«установка» заняло в психологии очень важное место, наверное, потому,что явления установки пронизывают практически все сферы психической жизничеловека.
Всоветской психологии существует целое направление – грузинская школа психологов– которое разрабатывает проблему установки в очень широком масштабе. Грузинскиепсихологи являются непосредственными учениками и последователями выдающегосясоветского психолога Дмитрия Николаевича Узнадзе (1886 – 1950), который создалтеорию установки и организовал разработку этой проблемы силами большогоколлектива.
Собственнотеорию установки я с вами разбирать не буду: это большая и сложная тема.Ограничусь знакомством с явлениями неосознаваемой установки.
Преждевсего, что такое установка. По определению, это – готовность организма илисубъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенномнаправлении.
Замечу,что речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относитсяк периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который емупредшествует.
Фактов,демонстрирующих готовность, или предварительную настройку организма к действию,чрезвычайно много, и они очень разнообразны. Как я уже говорила, они относятсяк разным сферам психической жизни индивида.
Например,ребенок задолго до годовалого возраста, пытаясь взять предмет, подстраиваеткисть руки под его форму: если это маленькая крошечка, то он сближает ивытягивает пальцы, если это круглый предмет, он округляет и разводит пальцы ит. д. Подобные преднастройки позы руки иллюстрируют моторную установку.
Спринтерна старте находится в состоянии готовности к рывку – это тоже моторнаяустановка.
Есливы сидите в темной комнате и со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда ив самом деле начинаете слышать шаги или подозрительные шорохи. Поговорка«у страха глаза велики» отражает явления перцептивной установки.
Когдавам дается какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрическихсимволах, то у вас создается установка решать его с помощью формултригонометрии, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическимпреобразованиям. Это пример умственной установки.
Состояниеготовности, или установка, имеет очень важное функциональное значение. Субъект,подготовленный к определенному действию, имеет возможность осуществить егобыстро и точно, т. е. более эффективно.
Ноиногда механизмы установки вводят человека в заблуждение (примернеобоснованного страха). Приведу вам еще один пример, на этот раз заимствуя егоиз древнекитайского литературного памятника.
«Пропалу одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться:ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравшийтопор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора.
Новскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашел свой топор. На другойже день посмотрел на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож он навора» (Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с.271).
Именно«ошибки установки», которые проявляются в ошибочных действиях,восприятиях или оценках, относятся к наиболее выразительным ее проявлениям ираньше всего привлекли внимание психологов.
Надосказать, что не всякая установка неосознаваема. Можно сознательно ждатьстрашного – и действительно видеть страшное, можно осознанно подозреватьчеловека в краже топора – и действительно видеть, что он ходит, «какукравший топор». Но наибольший интерес представляют проявления именнонеосознаваемой установки. Именно с них и начались экспериментальные итеоретические исследования в школе Д. Н. Узнадзе (Узнадзе Д. Н. Психологическиеисследования. М., 1966).
Основныеопыты, которые явились отправной точкой для дальнейшего развития концепции Д.Н. Узнадзе, проходили следующим образом. Испытуемому давали в руки два шараразного объема и просили оценить, в какой руке шар больше. Больший шар, предположим,давался в левую руку, меньший – в правую. Испытуемый правильно оценивал объемышаров, и проба повторялась: снова в левую руку давали больший шар, а в правую –меньший, и испытуемый снова правильно оценивал объемы. Снова повторялась проба,и так раз пятнадцать подряд (Повторение проб служило цели укрепления, илификсации, установки, соответственно описываемые опыты получили названиеэкспериментов с фиксированной установкой).
Наконец,в очередной, шестнадцатой, пробе неожиданно для испытуемого давались дваодинаковых шара с той же самой инструкцией: «сравнить их объемы». Ивот оказалось, что испытуемый в этой последней, контрольной пробе оценивал шарыошибочно: он воспринимал их снова как разные по объему. Зафиксировавшаясяустановка на то, что в левую руку будет дан больший шар, определяла, илинаправляла, перцептивный процесс: испытуемые, как правило, говорили, что влевой руке шар меньше. Правда, иногда ответы были такие же, как и вустановочных пробах, т. е. что в левой руке шар больше. Ошибки первого типабыли названы контрастными иллюзиями установки, ошибки второго типа –ассимилятивными иллюзиями установки.
Д.Н. Узнадзе и его сотрудники подробно изучили условия возникновения иллюзийкаждого типа, но я не буду на них сейчас останавливаться. Важно другое –убедиться, что установка в данном случае была действительно неосознаваемой.
Непосредственноэто не очевидно. Более того, можно предположить, что в подготовительных пробахиспытуемые вполне осознавали, что идут однотипные предъявления, и начиналисознательно ждать такой же пробы в очередной раз.
Предположениеэто абсолютно справедливо, и для того, чтобы его проверить, Д. Н. Узнадзепроводит контрольный эксперимент с гипнозом.
Испытуемогоусыпляют и в состоянии гипноза проводят предварительные установочные пробы.Затем испытуемый пробуждается, но перед тем ему внушается, что он ничего небудет помнить. Вслед за пробуждением ему дается всего одна, контрольная, проба.И вот оказывается, что в ней испытуемый дает ошибочный ответ, хотя он не знает,что до того ему много раз предъявлялись шары разного размера. Установка у негообразовалась и теперь проявилась типичным для нее образом.
Итак,описанными опытами было доказано, что процессы образования и действия установкиизучаемого типа не осознаются.
Д.Н. Узнадзе, а за ним и его последователи придали принципиальное значение этимрезультатам. Они увидели в явлениях неосознаваемой установки свидетельствосуществования особой, «досознательной», формы психики. По их мнению,это ранняя (в генетическом и функциональном смысле) ступень развития любогосознательного процесса.
Можно различным образом относиться к той или иной теоретической интерпретацииявлений неосознаваемой установки, но безусловный факт состоит в том, что этиявления, как и рассмотренные выше автоматизмы, обнаруживают многоуровневуюприроду психических процессов.
Перейдемк третьему подклассу неосознаваемых механизмов – неосознаваемым сопровождениямсознательных действий.
Невсе неосознаваемые компоненты действий имеют одинаковую функциональнуюнагрузку. Некоторые из них реализуют сознательные действия – и они отнесены кпервому подклассу; другие подготавливают действия – и они описаны во второмподклассе.
Наконец,существуют неосознаваемые процессы, которые просто сопровождают действия, и онивыделены нами в третий подкласс. Этих процессов большое количество, и оничрезвычайно, интересны для психологии. Приведу примеры.
Вам,наверное, приходилось наблюдать, как человек, орудующий ножницами, двигаетчелюстями в ритме этих движений. Что это за движения? Можно ли отнести их кдвигательным навыкам? Нет, потому что движения челюстями не реализуют действие;они также никак не подготавливают его, они лишь сопровождают его.
Другойпример. Когда игрок на бильярде пускает шар мимо лузы, то часто он пытается«выправить» его движение вполне бесполезными движениями рук, корпусаили кия.
Студентына экзаменах часто очень сильно зажимают ручку или ломают карандаш, когда ихпросишь, например, нарисовать график, особенно если они в этом графике не оченьуверены.
Человек,который смотрит на другого, порезавшего, например, палец, строит горестнуюгримасу, сопереживая ему, и совершенно этого не замечает.
Итак,в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения,тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативныхреакций, сопровождающих действия и состояния человека.
Многиеиз этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют классическийобъект физиологии. Тем не менее, как я уже сказала, они чрезвычайно важны дляпсихологии. Важность эта определяется двумя обстоятельствами.
Во-первых,обсуждаемые процессы включены в общение между людьми и представляют собойважнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуникации.
Во-вторых,они могут быть использованы как объективные показатели различныхпсихологических характеристик человека – его намерений, отношений, скрытыхжеланий, мыслей и т. д. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальнойпсихологии ведется интенсивная разработка так называемых объективныхиндикаторов (или физиологических коррелятов) психических процессов и состояний.
Дляпояснения обоих пунктов снова приведу примеры.
Первыйпример будет развернутой иллюстрацией того, как можно непроизвольно инеосознаваемо передавать информацию другому лицу.
Речьпойдет о «таинственном» феномене «чтения мыслей» с помощьюмышечного чувства. Вы, наверное, слышали о сеансах, которые дают некоторые лицас эстрады. Суть их искусства состоит в действительно уникальной способностивоспринимать у другого лица так называемые идеомоторные акты, т. е. тончайшиемышечные напряжения и микродвижения, которые сопровождают усиленноепредставление какого-то действия.
Неосознаваемыепобудители сознательных действий. Таким образом, по Фрейду, психикашире, чем сознание. Скрытые знания – это тоже психические образования, но онинеосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлыхвпечатлений.
Фрейдсчитает возможным поместить эти содержания в сферу, непосредственно примыкающуюк сознанию (в предсознание), поскольку они при необходимости легко переводятсяв сознание.
Чтоже касается области бессознательного, то она обладает совершенно другимисвойствами.
Преждевсего, содержания этой области не осознаются не потому, что они слабы, как вслучае с латентными знаниями. Нет, они сильны, и сила их проявляется в том, чтоони оказывают влияние на наши действия и состояния. Итак, первое отличительноесвойство бессознательных представлений – это их действенность. Второе ихсвойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется этоработой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, – механизмов вытеснения исопротивления.
Помнению З.Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями,главное из которых – сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже умладенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множествасоциальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представлениявытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большойэнергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает имсопротивление. Тем не менее, они прорываются в сознательную жизнь человека,принимая искаженную или символическую форму.
Фрейдвыделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения,ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.)и невротические симптомы.
Невротическиесимптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд. Вот одинпример из его врачебной практики.
Молодаядевушка заболела тяжелым неврозом после того, как, подойдя к постели умершейсестры, на мгновение подумала о своем шурине (муже сестры): «Теперь онсвободен и сможет на мне жениться». Эта мысль была тут же ею вытеснена каксовершенно неподобающая в данных обстоятельствах, и, заболев, девушкасовершенно забыла всю сцену у постели сестры. Однако во время лечения она сбольшим трудом и волнением вспомнила ее, после чего наступило выздоровление.
Согласнопредставлениям З.Фрейда, невротические симптомы – это следы вытесненныхтравмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильнозаряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен бытьвскрыт и разряжен – и тогда невроз лишится своей причины.
Обратимсяк случаям проявления неосознаваемых причин действий в обыденной жизни, которыев ранний период своей научной деятельности в большом количестве собрал и описалЗ. Фрейд (З. Фрейд. Психопатологии обыденной жизни // Хрестоматия по общей психологии.Психология памяти. М. 1978).
Далеконе всегда (и вы сейчас это увидите) в основе симптомов лежит подавленноесексуальное влечение. В повседневной жизни возникает много неприятныхпереживаний, которые не связаны с сексуальной сферой, и, тем не менее, ониподавляются или вытесняются субъектом. Они также образуют аффективные очаги,которые «прорываются» в ошибочных действиях.
Вотнесколько случаев из наблюдений З. Фрейда.
Первыйотносится к анализу «провала» его собственной памяти. Однажды Фрейд поспорилсо своим знакомым по поводу того, сколько в хорошо известной им обоим дачнойместности ресторанов: два или три? Знакомый утверждал, что три, а Фрейд – чтодва. Он назвал эти два и настаивал, что третьего нет. Однако этот третийресторан все-таки был. Он имел то же название, что и имя одного коллеги Фрейда,с которым тот находился в натянутых отношениях.
Другойпример. Один знакомый Фрейда сдавал экзамен по философии (типа кандидатскогоминимума). Ему достался вопрос об учении Эпикура. Экзаменатор спросил, не знаетли он более поздних последователей Эпикура, на что экзаменующийся ответил:«Как же, Пьер Гассенди». Он назвал это имя потому, что два дня назадслышал в кафе разговор о Гассенди как об ученике Эпикура, хотя сам его работ нечитал. Довольный экзаменатор спросил, откуда он знает это имя, и знакомыйсолгал, ответив, что специально интересовался работами этого философа.
Послеэтого случаи имя П. Гассенди, по словам знакомого Фрейда, постоянно выпадало изего памяти: «По-видимому, виной тому моя совесть, – заметил он, – я итогда не должен был знать этого имени, вот и сейчас постоянно его забываю»(З.Фрейд. Психопатологии обыденной жизни // Хрестоматия по общей психологии.Психология памяти. М. 1978. с. 112).
Следующийпример относится к оговоркам. З.Фрейд считал, что оговорки возникают неслучайно: в них прорываются истинные (скрываемые) намерения и переживаниячеловека.
Однаждыпредседатель собрания, который по некоторым личным причинам не хотел, чтобысобрание состоялось, открывая его, произнес: «Разрешите считать нашесобрание закрытым».
Авот пример ошибочного действия. Когда Фрейд был молодым практикующим врачом иходил к больным на дом (а не они к нему), он заметил, что перед дверяминекоторых квартир он, вместо того чтобы позвонить, доставал собственный ключ.Проанализировав свои переживания, он нашел, что это случалось у дверей техбольных, где он чувствовал себя «как дома» (З.Фрейд. Психопатологииобыденной жизни // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М. 1978.с. 147).
Впсихоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективныхкомплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализасновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика,заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слои (методсвободных ассоциаций) или сновидений.
Стой же целью используется уже частично знакомый вам ассоциативный эксперимент.Расскажу об этом методе более подробно, так как он наиболее простой.
Выуже знаете, что в ассоциативном эксперименте испытуемому или пациентупредлагают быстро отвечать любым пришедшим в голову словом на предъявляемыеслова. И вот оказывается, что после нескольких десятков проб в ответахиспытуемого начинают появляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.
Есливы читали рассказ К. Чапека «Эксперимент доктора Роуса», то моглисоставить себе представление о том, как это все происходит.
Передамвам краткое содержание рассказа. В чешский городок приезжает американскийпрофессор-психолог, чех по происхождению. Объявляется, что он продемонстрируетсвое профессиональное мастерство. Собирается публика – знать города, журналистыи другие лица. Вводят преступника, который подозревается в убийстве. Профессордиктует ему слова, предлагая отвечать первым пришедшим в голову словом. Сначалапреступник вообще не желает иметь с ним дело. Но потом игра «в слова»его увлекает, и он в нее втягивается. Профессор дает сначала нейтральные слова:пиво, улица, собака. Но постепенно он начинает включать слова, связанные собстоятельствами преступления. Предлагается слово «кафе», ответ –«шоссе», дается слово «пятна», ответ – «мешок»(потом было выяснено, что пятна крови были вытерты мешком); на слово«спрятать» – ответ «зарыть», «лопата» –«яма», «яма» – «забор» и т. д.
Корочеговоря, после сеанса по рекомендации профессора полицейские отправляются внекоторое место около забора, раскапывают яму и находят спрятанный труп (ЧапекК. Рассказы. М., 1981).
Унас нет возможности разбирать далее теорию и технику психоанализа, равно как иего критику. Все это требует специального курса лекций. Моя цель была лишьпознакомить вас с главным вкладом З.Фрейда – открытием им сферы динамическогобессознательного и описанием форм его проявления.
Обратимсяк третьему классу неосознаваемых процессов, которые я условно обозначила как«надсознательные» процессы. Если попытаться кратко ихохарактеризовать, то можно сказать, что это процессы образования некоегоинтегрального продукта большой сознательной работы, который затем«вторгается» в сознательную жизнь человека и, как правило, радикальноменяет ее течение.
Чтобыпонять, о чем идет речь, представьте себе, что вы заняты решением проблемы, окоторой думаете изо дня в день в течение длительного времени, исчисляемогонеделями и даже месяцами или годами. Это жизненно важная проблема. Вы думаетенад каким-то вопросом, или о каком-то лице, или над каким-то событием, котороене поняли до конца и которое вас почему-то очень затронуло, вызвало мучительныеразмышления, колебания, сомнения. Думая над вашей проблемой, вы перебираете ианализируете различные впечатления и события, высказываете предположения,проверяете их, спорите с собой и с другими. И вот в один прекрасный день всепроясняется – как будто пелена падает с ваших глаз. Иногда это случаетсянеожиданно и как бы само собой, иногда поводом оказывается еще одно рядовоевпечатление, но это впечатление как последняя капля воды, переполнившая чашу.Вы вдруг приобретаете совершенно новый взгляд на предмет, и это уже не рядовойвзгляд, не один из тех вариантов, которые вы перебирали ранее. Он качественноновый; он остается в вас и порой ведет к важному повороту в вашей жизни.
Такимобразом, то, что вошло в ваше сознание, является действительно интегральнымпродуктом предшествовавшего процесса. Однако вы не имели четкого представленияо ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждыйданный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс,который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.
Почемуже подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаютсяот сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.
Во-первых,субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный»процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясноеосознание результата, к которому субъект стремится. Во-вторых, неизвестенмомент, когда «надсознательный» процесс закончится; часто онзавершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия,напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценкумомента, когда она будет достигнута.
Судяпо феноменологическим описаниям, к обсуждаемому классу«надсознательных» процессов следует отнести процессы творческогомышления, процессы переживания большого горя или больших жизненных событий,кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.
Однимиз первых психологов, который обратил специальное внимание на эти процессы, былВ. Джемс. Он собрал на этот счет массу ярких описаний, которые изложены в егокниге «Многообразие религиозного опыта» (В. Джемс. Многообразиерелигиозного опыта. М., 1910). В качестве более поздних работ на эту тему (нарусском языке) можно назвать небольшие статьи З.Фрейда (З. Фрейд. Печаль имеланхолия // Психология эмоций. Тексты. М., 1984), Э. Линдемана (Линдеман Э.Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты. М., 1984), сравнительнонедавно опубликованную книгу Ф.Е.Василюка (Василюк Ф. Е. Психологияпереживания. М., 1984) и др.
Приведудва развернутых примера, которые разбираются В. Джемсом. Первый пример Джемсзаимствует у Л. Н. Толстого.
«Мнерассказывал С., – пишет Л. Н. Толстой, – умный и правдивый человек, как онперестал верить. Лет 26-ти уже, он, раз на ночлеге во время охоты, по старой, сдетства принятой привычке, встал вечером на молитву. Старший брат, бывший с нимна охоте, лежал на сене и смотрел на него. Когда С. кончил и стал ложиться,брат его сказал ему: „А ты все еще делаешь это?“ И больше ничего они несказали друг другу. И С. перестал с того дня становиться на молитву и ходить вцерковь… И не потому, чтобы он знал убеждения своего брата и присоединился кним, не потому, чтоб он решил что-нибудь в своей душе, а только потому, чтослово это, сказанное братом, было как толчок пальцем в стену, которая готовабыла упасть от собственной тяжести; слово было только указанием на то, что там,где он думает, что есть вера, давно пустое место, и что потому слова, которыеон говорит, и кресты, и поклоны, которые он кладет во время стояния на молитве,суть вполне бессмысленные действия. Сознав их бессмысленность, он не могпродолжать их» (цит. по У. Джемс. Многообразие религиозного опыта. М.,1910, с. 167).
Заметьте,что с человеком, от лица которого ведется рассказ, случилось как раз то, что яописала в абстрактном примере: в один прекрасный день он обнаружил, что потерялверу; что его вера – как стена, которая уже не поддерживается ничем, и еедостаточно тронуть пальцем, чтобы она упала, в роли этого «пальца» и выступилравнодушный вопрос брата. Тем самым как бы подчеркивается, что не стольковопрос брата, сколько предшествующий процесс, не осознававшийся в полном объемегероем рассказа, подготовил его к этому решающему повороту.
Другойпример из Джемса относится к кризису чувства.
«Втечение двух лет, – рассказывает один человек, – я переживал очень тяжелоесостояние, от которого едва не сошел с ума. Я страстно влюбился в одну девушку,которая, несмотря на свою молодость, была отчаянной кокеткой… Я пылал любовьюк ней и не мог думать ни о чем другом. Когда я оставался один, я вызывалвоображением все очарование ее красоты и, сидя за работой, терял большую частьвремени, вспоминая наши свидания и представляя будущие беседы. Она была хорошасобой, весела, бойка. Обожание мое льстило ее тщеславию. Любопытнее всего, чтов то время, как я добивался ее руки, я знал в глубине души, что она не созданабыть моею женою, и что никогда она на это не согласится… И такое положениедел в соединении с ревностью к одному из ее поклонников расстраивало мои нервыи отнимало сон. Моя совесть возмущалась такой непростительной слабостью с моейстороны. И я едва не дошел до сумасшествия. Тем не менее, я не мог перестатьлюбить ее.
Нозамечательнее всего тот странный, внезапный, неожиданный и бесповоротный конец,которым все это завершилось. Я шел утром после завтрака на работу, пообыкновению полный мыслями о ней и о моей несчастной участи. Вдруг, как будтокакая-то могущественная внешняя сила овладела мной, я быстро повернул назад иприбежал в мою комнату. Там я принялся немедленно уничтожать все, что хранил впамять о ней: локоны, записочки, письма и фотоминиатюры на стекле. Из локонов иписем я сделал костер. Портреты раздавил каблуком с жестоким и радостнымупоением мщения… И я так чувствовал себя, точно освободился от тяжкогобремени, от болезни. Это был конец. Я не говорил с ней больше, не писал ей, ини одной мысли о любви не возбуждал во мне ее образ.
В это счастливое утро я вернул к себе мою душу и никогда больше не попадался вэту ловушку» (У. Джемс. Многообразие религиозного опыта. М., 1910, с.169).
В.Джемс, комментируя этот случай, подчеркивает слова: «как будто какая-томогущественная внешняя сила овладела мной». По его мнению, эта«сила» – результат некоторого «бессознательного» процесса,который шел вместе с сознательными переживаниями молодого человека.
В.Джемс не мог предвидеть, что термин «бессознательный» приобретет врезультате появления психоанализа слишком специальный смысл. Поэтому, чтобыподчеркнуть совершенно особый тип впервые описанных им процессов, яиспользовала другой термин – «надсознательные». Он, как мне кажется,адекватно отражает их главную особенность: эти процессы происходят надсознанием в том смысле, что их содержание и временные масштабы крупнее всеготого, что может вместить сознание; проходя через сознание отдельными своимиучастками, они как целое находятся за его пределами.
Подведемитоги всему сказанному в последних двух лекциях. В свое время З.Фрейд сравнилчеловеческое сознание с айсбергам, который на девять десятых погружен в моребессознательного, Вы знаете, что под бессознательным Фрейд имел в видувытесненные желания, влечения, переживания. Рассмотрение всей темы«Неосознаваемые процессы» приводит к выводу, что, если сознание иокружено «водами» бессознательного, то состав этих «вод»гораздо более разнообразен.
Всамом деле, попробуем изобразить человеческое сознание в виде острова,погруженного в море неосознаваемых процессов (рис.1). Внизу следует поместитьнеосознаваемые механизмы сознательных действий (I). Это – техническиеисполнители, или «чернорабочие», сознания. Многие из них образуютсяпутем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.
Наравнес процессами сознания можно поместить неосознаваемые побудители сознательныхдействий (II). Они имеют тот же ранг, что и сознаваемые побудители, толькообладают другими качествами: они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены ивремя от времени прорываются в сознание в особой символической форме.
Инаконец, процессы «надсознания» (III). Они развертываются в формеработы сознания, длительной и напряженной. Результатом ее является некийинтегральный итог, который возвращается в сознание в виде новой творческойидеи, нового отношения или чувства, новой жизненной установки, меняя дальнейшеетечение сознания.
Список литературы
ГиппенрейтерЮ. Б. Неосознаваемые процессы.