Николенкова Н. В.
Характеристика
полноты относится к числу обязательных при анализе простого предложения и части
сложного. Однако разглядеть неполноту может далеко не каждый делающий разбор
школьник, да и на вступительных экзаменах ошибки в этой части синтаксической
характеристики предложения можно отнести к наиболее часто встречающимся.
Проблема в том, что непонимание того, что именно относится к данной
характеристике, приводит к неспособности понять, в чем именно заключается
ошибка.
Самостоятельно
излагая вопрос о неполноте предложения, в качестве примеров школьники выбирают
наиболее легкие, очевидные примеры, чаще всего сакраментальное “Откуда
дровишки? – Из лесу, вестимо”. Причем на “каверзный” вопрос
“А в чем же здесь неполнота?” обычно не в состоянии ответить, для
большинства неполнота – это “когда предложение получается короткое, так
как в нем имеются только самые нужные члены предложения, а ненужные
отсутствуют, потому что и без них все понятно по смыслу “. Между тем
позже, прочитав соответствующие разделы разных пособий, школьники более
осмысленно характеризуют неполные предложения как “предложения с
лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из
контекста “. Но, выучив правильную формулировку, не все школьники
оказываются в состоянии с легкостью отличить в тексте неполные предложения от
их полных аналогов. Другая известная ошибка – распространение понятия неполноты
еще и на предложения особой структуры, в частности на односоставные.
Предлагаемые
ниже рассуждения не ставят цели описать все возможные случаи неполноты
предложения в русском языке. Мы хотели бы проанализировать наиболее стандартные
случаи неполноты и показать школьникам, как следует рассуждать при определении
предложения как полного либо неполного.
Запомните:
неполным считают такое предложение, в котором отсутствует какой-либо член
предложения, при этом грамматически и по контексту на него есть указания.
Отсюда
следует, что в неполном предложении пропущен член, уже названный ранее, и при
этом желательно наличие членов предложения, которые именно от пропущенного
члена могли бы зависеть.
Сравните
предложения: Ранняя осень и Уже осень. При анализе обоих предложений мы
выделяем в них член, грамматически аналогичный подлежащему. Казалось бы,
структура предложений сходна, можно описать оба как односоставные назывные. Но
давайте посмотрим на зависимый компонент. В первом предложении это определение,
член предложения, относящийся к слову с предметным значением. Во втором
предложении второстепенным членом будет обстоятельство, которое призвано
служить для характеристики обстоятельств совершения действия или степени
проявления признака. Уже по определению обстоятельства видно, что оно должно
зависеть от глагола либо от прилагательного и наречия, но не от
существительного. Таким образом, грамматический анализ содержащихся во втором
предложении членов привел нас к однозначному решению: второе из предложений
оказывается двусоставным неполным, в нем пропущен глагол-сказуемое, которое
распространяет оставшееся в предложении обстоятельство времени.
Такие
рассуждения полезны, но чаще мы сталкиваемся со случаями неполноты другого
рода, то есть с пропуском члена предложения, который имеется в контексте. НАША
ЗАДАЧА – ОБНАРУЖИТЬ ЭТОТ ЧЛЕН, ведь он не всегда “бросается в глаза”.
1.
Неполнота в составе главного члена двусоставного предложения.
Может
ли быть неполным член предложения? Почему же нет! В русском языке возможно
выражение подлежащего словосочетанием, сказуемые могут быть составными именными
и составными глагольными, то же относится и к главным членам односоставных
предложений.
•
Начнем со сказуемого составного глагольного. Сравните:
Людоед
хотел есть, но не мог. – Людоед не мог есть, потому что больше не хотел.
В
первом примере перед нами простое предложение с составным глагольным сказуемым
(далее СГС), в котором одному инфинитиву соответствуют два модальных глагола.
Такое предложение мы рассмотрим как полное, хотя и укажем на отсутствие повтора
инфинитива при однородных сказуемых (грубейшей ошибкой будет найти в
предложении два сказуемых – составное глагольное и простое глагольное!!!).
Второе
из приведенных предложений сложное. В первой его части содержится СГС, во
второй представлен только модальный глагол (= грамматическая часть СГС).
Инфинитив подразумевается, но он ясен из предыдущей части и не повторяется,
следовательно, мы рассматриваем сказуемое второй части, а вместе с этим и всю
вторую часть как НЕПОЛНОЕ предложение, в котором отсутствует лексическая часть
СГС (следует заметить, что в предложении отсутствует и подлежащее, но этот
случай мы подробно рассмотрим ниже).
•
Неполным может оказаться составное глагольное сказуемое, которое выражает главный
член безличного ОСП. Это достаточно сложный случай, так как пропускается
вспомогательный компонент, остается инфинитив, и предложение с легкостью
описывается разбирающими текст как безличное инфинитивное. Сравните: Он получил
приглашение в гости без адреса и теперь не знал, куда ему идти. – придаточная
часть по смыслу ОСП безличное, пропущена вспомогательная часть
“надо”. Я ушел, чтобы вскоре вернуться. Здесь придаточная часть –
инфинитивное предложение, так как перед нами придаточное цели, для которого
структура инфинитивного предложения – норма.
•
Для сказуемого составного именного возможен пропуск связки. К примеру:
Он
был принцем, а она нищенкой.
Вторая
часть – неполное предложение, где пропущена связка в составном именном
сказуемом. Такие предложения следует отличать от предложений с нулевой связкой
(Она нищенка.) В предложениях с нулевой связкой все предложение оказывается
отнесенным к настоящему времени, нулевая связка на это настоящее время и
указывает. Поскольку для русского языка нулевая связка в настоящем времени
является нормой, то предложение характеризуется как полное. В приведенном выше
сложном предложении обе части относятся к прошлому, время в них прошедшее,
следовательно, должна быть употреблена связка в прошедшем времени. Её отсутствие
– неполнота предложения.
•
Возможна также неполнота при выражении подлежащего. Наиболее сложной для
анализа будет ситуация, когда подлежащее выражено количественным
словосочетанием, то есть числительным или другим словом со значением количества
(чаще всего это существительное) в сочетании с существительным в родительном
падеже, но при этом собственно смысловое существительное опущено. Сравните,
например:
Два
меньше семи. Вчера был бал, а завтра будет два . У одного царя было три сына, а
у другого – два.
В
первом предложении подлежащее действительно выражено числительным. Два других
предложения имеют в своем составе (во второй части обоих предложений) неполные
подлежащие. Об этом можно догадаться по смыслу предложения, ведь имеется в виде
не число “два”, а сочетания “два бала”, “семь
сыновей”.
Получается,
что главный член вполне может сам по себе оказаться неполным, а это,
естественно, ведет и к характеристике всего предложения как неполного.
Задание
Определите,
чем выражены главные члены предложения. Выявите случаи неполноты.
1.
Бедный Волк хотел есть уже пять дней. Он не ел так долго не потому, что не
хотел, а потому, что не мог найти пищи. Зайцы попрятались, они и были умные, а
сейчас еще умнее, с тех пор как главный герой “Ну, погоди” перешел
жить в этот лес. Сначала он начал создавать комплексную сеть по противодействию
волку, но не закончил, потому что не сумел. По образованию заяц был инженером,
а сейчас он экс-мультяшный герой. Но он еще станет конструктором, а потом
лауреатом какой-нибудь премии! Волк всего этого не мог знать, так как читать не
мог, хотя пять лет учился. Но он ненавидел школу, поэтому стал не ученым, а
просто лесным хищником.
2.
Лиса была красавица, а волк – облезлым бродягой. Он мечтал дружить с лисой, но
не прислуживать ей. А лиса хотела именно последнего. Пять комнат на первом
этаже норки нуждались в регулярной уборке, а три на втором – в ежемесячной. Но
волк не собирался помогать лисе, хотя и мог бы.
3.
Машенька испекла 42 пирожка. Пять лежало сверху, чтобы заглянувший в ларь медведь
смог их увидеть и поверить девочке. Три были съедены Машей по дороге к бабушке
с дедушкой. Остальные 34 лежали сейчас в миске. Бабушка не позволяла их съесть,
так как не привыкла, чтобы пирожки ели просто так, вместо обеда. Машенька
тайком начала было есть один пирожок, но не закончила.
4.
Я купила коробку конфет, а сейчас осталось 12. Я и хотела перестать их есть, но
не нашла в себе сил, чтобы остановиться. Теперь их так мало! Вот подруга Ира
старается не есть, хотя не всегда может. Два года назад она была толстушкой, а
я худенькой, а сейчас она стала как фотомодель, а я как колобок.
2.
Неполнота как отсутствие одного из главных членов двусоставного предложения.
Гораздо
чаще, чем неполнота на уровне состава главного члена предложения, встречается
неполнота предложения, связанная с отсутствием одного из главных членов. При
этом есть более простые случаи неполноты на уровне одного из главных членов,
которые достаточно просто увидеть, в других случаях неполнота определяется лишь
после анализа текста.
Можно
выделить такие часто встречающиеся случаи.
•
В сложном предложении во второй части пропускается подлежащее, таким образом
язык избегает повтора одного и того же слова – Министр лег спать сразу же после
бала, так как устал как собака. Такие случаи возможны в придаточной части
сложноподчиненного предложения, особенно в придаточных причины, сравнительных.
•
В сложном предложении во второй части пропускается сказуемое, также во
избежание повтора – Маша пришла в домик медведей в 8 вечера, а сами медведи – в
10. В этих случаях на месте пропуска сказуемого может быть поставлено тире. Как
правило, это бывает в сложносочиненных предложениях, чаще всего с
противительными отношениями.
•
Сложный для многих случай представляет собой придаточное изъяснительное,
которое стоит на месте подлежащего главной части, фактически вытесняя
подлежащее из главной части. Рассмотрим примеры. Хорошо, что принцы есть.
Бывает, что даже Золушкам лень работать. Ему кажется, что он влюбился. С
первого взгляда главные части хочется охарактеризовать как односоставные
безличные, сравни: Тепло! Светает. Мне не везет. Но если разобраться,
понимаешь, что придаточная часть фактически выполняет здесь роль подлежащего,
синонимична по смыслу слову “то”: “*Хорошо то, что принцы есть”,
“*Бывает то, что …лень”… Такие предложения в языке возможны, но для
них нужен более широкий контекст: Хорошо, что бал не завтра, плохо же то, что
за завтрашний день мы не сможем купить новые платья. Такие предложения
рассматриваются в школьных учебниках , но, как правило, остаются на периферии
сознания школьников, из года в год на экзамене по русскому языку ошибки в
определении структуры главных предложений при придаточном изъяснительном
остаются наиболее распространенными.
•
Хотелось бы обратить внимание школьников на то, что типичные односотавные
предложения (обобщенно-личные, неопределенно-личные и безличные) являются
полными. В них подлежащее не предполагается самой структурой. В предложениях
типа Светает подлежащего вообще быть не может. Там нет деятеля, субъекта – производителя
действия. В предложениях Кричат субъект предполагается, но само действие
важнее, чем его производитель. В обобщенно-личных переосмысляется субъект,
действие мыслится как относящееся ко всем и к каждому, поэтому подлежащее
только подразумевается.
Для
определенно-личных ОСП возможны две точки зрения. Не все ученые признают
существование такого типа предложений, для многих предложение Люблю грозу в
начале мая будет неполным с отсутствием подлежащего. Но в школьной традиции
такие предложения выделяются в отдельный тип, поэтому характеризуются как
полные односоставные. Сложнее случаи, когда эти предложения оказываются второй
частью сложного при наличии в первой части личного местоимения 1-го и 2-го
лица, например: Я не останусь до конца бала, потому что хочу спать. Вторую
часть необходимо рассмотреть как неполную, соотнеся приведенное предложение с
примером из предшествующих пунктов.
Но
и односоставные предложения могут оказаться неполными, в этом случае опускается
главный член: “Сюда!” – звала Ариэль друзей. Прямая речь в этом
предложении характеризуется как односоставное неполное с опущенной
предикативной основой (=с опущенным главным членом). В сказанном можно
убедиться, если попытаться “достроить” предложение: [Идите] сюда!.
•
Двустставное предложение также может быть представлено как неполное без своей
предикативной основы, то есть опускается и подлежащее, и сказуемое. Обычно
такие предложения встречаются в разговорной речи, они оказываются компонентами
диалога (главные члены называются в одной реплике диалога, в ответной – уже
нет): Это все где случилось? – В море.
Такое
неполное предложение с опущенными главными членами (как с обеими главными, так
и с одним) может оказаться частью сложного предложения. Рассмотрим, к примеру,
такое: Старшие братья ушли на работу, а младший – домой. Во второй части
опущено подлежащее (“брат”) и сказуемое (“ушел”), в
результате характеризуется как неполное. Было бы ошибкой охарактеризовать
прилагательное “младший” как подлежащее, однако эта ошибка встечается
часто. Проблема, как нам кажется, заключается в желании анализирующих текст
выделить подлежащим слово в именительном падеже, а о том, что оно должно
обозначать и на какой вопрос отвечать, не все задумываются.
Сравни
еще такие предложения: Одна дочь царя вышла замуж за Сокола, другая [дочь,
вышла] – за Ворона. В саду у Беляночки росли белые розы, а у Розочки [розы,
росли] – красные.
Еще
один пример неполноты предложения, когда опущена вся предикативная основа, –
это одно из однородных придаточных, которые имеют одинаковую предикативную
основу. Купец не знал, зачем, почему и на какой срок он едет в дальние страны.
Здесь три придаточных, два первых – неполные с пропущенной предикативной
основой, которая есть в третьей части.
Задание
Определите,
чем выражены главные члены предложения. Выявите случаи неполноты.
1.
Было ясно, что старшие невестки царя не умеют делать ничего, а младшая умеет
все. Пирог испечет, рубаху за ночь сошьет. А вот может ли танцевать? Как бы это
проверить? Может, бал организовать? Вот и будет видно, что еще рукодельница
умеет и как.
2.
Было очевидно, что лягушка танцевать на балу не сможет. Младший царевич был в
ужасе. Что делать? Как беде помочь? Лягушка не переживала, потому что не знала
про будущий бал. Пока царевич был у отца, она придумывала, как и чем его
развеселить, поэтому приготовила роскошный обед. На первое был суп из раковых
шеек, на второе – икра заморская, баклажанная, на третье – компот. Царевич съел
все, а лягушка, берегущая фигурку, – только икру.
3.
Сбросила с себя лягушка кожу, потом вышла на улицу, хотела позвать служанок, но
передумала. Она хотела все сделать сама, как будто была не волшебницей, а самой
простой девушкой. А то жизнь пройдет, и так и не узнаешь, из чего и как долго
пекут хлеб. “По-моему, черный хлеб печется из ржи, а белый – из
пшена”, – пыталась она вспомнить. Повспоминала-повспоминала, в ладоши
хлопнула и позвала знакомых служанок.
4.
Старшие дочери купцы были девушки легкомысленные, а младшая – разумная. Старшие
постоянно требовали наряды, а младшенькая только всякие аленькие цветочки.
Первые купить было просто, хотя дорого, а второй – невозможно. Купец и не знал,
где искать. Если бы не шторм, не попасть бы купцу на таинственный остров. А там
– холм, и на нем – аленький цветочек.
5.
Настенька была такая добрая и ласковая, как будто не росла вместе со злыми
сестрицами. Старшие всегда обижали младшую, так как не любили девочку. Она не
понимала почему , но благодаря этому с детства привыкла полагаться лишь на
себя. Ей казалось, что она все в жизни сумеет, надо лишь пытаться. Поэтому,
попав к Чудищу, она не растерялась, благодаря чему понравилась хозяину.
3.
Неполнота как пропуск второстепенного члена.
В
этом разделе нам хотелось бы выделить три наиболее важных и часто встречающихся
моментов. Здесь мы не претендуем на полноту охвата материала, так как неполнота
на уровне пропуска второстепенных членов отличается большим разнообразием.
•
В первую очередь следует отметить пропуск дополнения в главной части при
придаточных изъяснительных: Принц не знал, что делать. В главной части нет
дополнения “того”, его место занято изъяснительной частью. Задание:
попробуйте определить в предыдущем задании, где есть неполнота этого рода.
•
Пропуск второстепенного члена (дополнения и реже обстоятельства) возможен в
сложных предложениях с параллельным строением частей. Неполнота определяется
как по смыслу, так и по оставшемуся второстепенному члену – определению. Этот
случай очень похож на рассказанное выше про подлежащее, например: Старший
царевич полюбил первую сестру, а младший – вторую. Во второй части пропущена
предикативная основа (“царевич, полюбил”), а также дополнение
(“сестру”), на это указывает как структура первой части, так и
оставшееся определение. Король жил в огромном дворце, а принц – в маленьком. Кроме
пропуска сказуемого, есть еще пропуск обстоятельства, от которого также
осталось лишь определение.
•
В разговорной речи возможна также неполнота главной части при придаточном
места. Вообще-то этот тип придаточного относится к обстоятельству места в
главной части: Гномики жили там, где никто не ходил. Но в разговорной речи
обстоятельство места может быть опущено, что создает неполноту. Из разговорной
речи это может быть заимствовано в художественной литературе. “Не пойду,
куда вчера ходил, буду искать невесту в другой стороне”, – решил принц.
Самая первая часть в прямой речи – неполное предложение с пропуском
обстоятельства места.
Задание.
Мы
не будем давать специальное задание на 3 пункт, предложим текст, в котором
использованы разные случаи неполноты. Найдите их и опишите.
1.
Кощей и Баба Яга – главные отрицательные герои сказок. Оба они существа
неприятные, но один злодей, а другая все же милая бабуля. Принцам помогает,
странников, мимо нее проходящих, кормит… А её все ругают: то не так, это не
эдак. Кстати, Кощея жалеют! Его одна красавица в сказке к стене приковала,
другая в подвал посадила, третья – в башню. За что? Да, потом Кощей отомстил,
но это потом. Первой же начала именно принцесса.
2.
У одного короля было 12 дочерей. Первая была злюкой, вторая кривлякой, третья плаксой.
Четвертая не умела ничего делать, так как была ленива. Пятая была
раздражительна, шестая глупа. У седьмой была одна забота – её внешность, а у
восьмой – наряды. Девятая постоянно ела орешки, десятая – конфеты, поэтому были
ужасно толстые. Одиннадцатая не знала, чем заняться и для чего. Лишь
двеннадцатая – Златовласка- отличалась не только красотой, но и умом и
добротой. Остальные 11 её поэтому не любили, как будто не были сами виновать в
своих недостатках.
3.
“Пойди не знаю куда, принеси не знаю что!” – таков был приказ
выжившего из ума короля. Принц пошел куда глаза глядят и узнал что почем. Вышло
не так чтоб очень, но приказ был выполнен .
4.
Принц достал живую воду, а вороненок принес мертвую. По флаконам было неясно,
где какая. Чтобы проверить, пришлось бы пить, чего не хотелось. Принц решил
отдать как есть, пусть там сами разберутся! Так и хранятся флаконы во дворце:
голубой – в одном сейфе, зеленый – в другом. Так и не распробовали! Жалко!
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru
Дата добавления: 26.01.2008