Курсовая работа
на тему:
«НЕРВНЫЕ ДЕТИ»
Вступление
Нервный ребенок, детская нервность – понятияскорее бытовые, чем медицинские, причем понятия очень неконкретные. Под детскойнервностью порой подразумевают и обыкновенную педагогическую запущенность, инепатологические, хотя и резко выраженные особенности характера, и различныенервно-психические заболевания. Мы будем говорить о детской нервности, имея ввиду болезненные, патологические состояния – неврозы и психопатическиепроявления.
1. Нервные срывы у детей (неврозы)
Если бы мы изобразили процесс становления нервнойсистемы ребенка в виде графика, нам не удалось бы получить непрерывно, плавноподнимающуюся кривую. Созревание организма протекает отнюдь не равномерно.Периоды медленного поступательного развития перемежаются более или менеерезкими «скачками», для которых характерны значительные изменения в поведенииребенка – результат определенной перестройки, происходящей в организме. Особаяинтенсивность этих изменений свойственна трем возрастным периодам: 3–5, 7–9 и12–15 лет. Эти периоды не без основания называют критическими.
Работа головного мозга представляет собой сложноесоотношение двух нервных процессов – возбуждения и торможения. Способность кнаиболее эффективному использованию торможения не дана от рождения и возникаету ребенка не сразу. Она совершенствуется в течение жизни и вследствиепостоянного взаимодействия с окружающей средой. Овладение тормозным процессомпроисходит у детей довольно медленно. На протяжении всего дошкольного периодавозбуждение существенно превалирует над торможением.
С приходом в школу ребенок в значительной степениовладевает навыками поведения в коллективе. Детская непосредственность отчастиумеряется нарождающимися правильными представлениями об окружающем, пониманиемнеобходимости соблюдения дистанции. Преобладание роли возбуждения сохраняется,однако тормозные процессы в этом возрасте уже достаточно прочны. Все болеекрепнет активное торможение, возрастает умение управлять им.
При этом нельзя забывать об одном важномобстоятельстве. В возрасте, когда ребенок поступает в школу, происходит сложнаяперестройка нервной системы, обусловленная, с одной стороны, физиологическимифакторами, а с другой – сменой привычного стереотипа. В большинстве случаевпосле короткого периода пребывания в новых условиях ребенок начинаетприспосабливаться к ним. Но для некоторых детей такая ломка привычного модусажизни может оказаться неблагоприятной. Вот в этих случаях и может возникнутьнервный срыв, или невроз.
Невротические состояния в детском возрастепринимают различные формы. Одни дети-невротики чрезмерно возбудимы, легко даютвспышки гнева, раздражения, страха. Они капризны и требовательны, суетливы инепоседливы, порой много говорят, жестикулируют, гримасничают. У них нередкоотмечаются конфликты со сверстниками и взрослыми, они плохо ведут себя науроках, постоянно вертятся, задевают соседей, бурно реагируют на замечания ит.п. Другие, напротив, вялы, апатичны, замкнуты, быстро истощаются при малейшихнагрузках, плохо спят ночами и сонливы днем. Они застенчивы, робки, пугливы,держатся особняком, в стороне от шумных компаний, отличаются повышеннойвпечатлительностью.
У детей, страдающих неврозами, ухудшаетсяработоспособность. Если они и берутся горячо за какое-то дело, то не доводятего до конца. Не спасает их и умственное развитие. Даже при наличии хорошихзадатков они нередко учатся посредственно из-за рассеянности, неусидчивости,утомляемости.
Развитию невроза могут способствовать грубые ошибкив воспитании, постоянные нарушения правил гигиены и ухода за детьми,заболевания, ослабляющие нервную систему (инфекционные болезни, травмы черепа,отравления и др.), длительное эмоциональное перенапряжение, воздействие внешнихпсихотравмирующих факторов, всякого рода перегрузок головного мозга. 1.1 Неврастения
Довольно часто наблюдается в детском возрасте.Она проявляется в резкой возбудимости и вместе с тем быстрой истощаемости.Недаром эту болезнь называют «раздражительная слабость». Типичные жалобы – тяжестьв голове, резь в глазах при чтении и письме, головные боли, головокружение.Дети подавлены, тоскливы, легко и быстро устают, не справляются с повседневнымишкольными заданиями. Явления психической утомляемости настолько выражены, чторебенок уже к третьему-четвертому уроку теряет способность восприниматьобъяснения учителя. У доски он порой не может сказать и двух слов, хотянакануне добросовестно готовился к уроку. Придя из школы домой, испытываетжелание лечь в постель. Уступая настояниям родителей, он все же принимается зауроки, но оказывается не в состоянии осмыслить заданный материал, по несколькураз прочитывает один и тот же текст, обнаруживая, что ему никак не удаетсясосредоточиться, и устает еще больше. У него также нарушается ночной сон,снижается аппетит.
Симптомы этого невроза имеют сходство спризнаками обычного переутомления, но более стойки. Уставший здоровый ребеноктакже может капризничать, раздражаться, испытывать слабость. Но у него этиявления проходят после непродолжительного отдыха, переключения на другоезанятие. Ребенку же, страдающему неврастенией, кратковременный отдых непомогает. Улучшение наступает лишь после длительного отдыха, неукоснительногособлюдения правильного распорядка дня. Иногда приходится прибегать и клекарственным средствам.
Неврастения у детей вызывается разными причинами.Однако особую роль играют непосильные нагрузки, взваливаемые нами, взрослыми,на детскую психику.
Многие родители стремятся, следуяраспространившейся моде, обучать своих сына или дочь помимо школьной программыеще и музыке, иностранному языку, фигурному катанию, причем часто без учетаинтересов и склонностей ребенка, а главное – его возможности справиться безпотерь для здоровья с сильно возросшим объемом новых дел и заданий.
Естественно, никто не возражает противсовершенствования в спорте, получения музыкального образования или овладенияосновами математики. Но в каждом индивидуальном случае необходимо здравооценить реальные возможности и силы ребенка, трезво взвесить его способности,учесть склонности и интересы, поговорить с врачом о состоянии его здоровья, а вдальнейшем внимательно следить за самочувствием ребенка в процессе«сверхпрограммных» занятий.
Современная жизнь с ее бурными темпами неумолимовторгается в мир ребенка, перегружает его психику многочисленными новымисведениями, сильными впечатлениями. Если он живет вне всякого режима, часамисидит у телевизора, является невольным участником безалаберноговремяпрепровождения своих родителей, вовремя не обедает и в одни и те же часыне укладывается спать, – создается большая угроза возникновения неврастении. 1.2 Невроз навязчивых состояний
Навязчивость проявляется в сфере мышления(навязчивые идеи, представления, воспоминания), эмоций (навязчивые страхи),двигательной активности (навязчивые действия, поступки). Явления навязчивостикрайне многообразны. Это могут быть мысли неприятного содержания: например,постоянное ожидание грозящей опасности или же мучительные подозрения, что людина тебя «пристально смотрят». Ребенок отказывается отвечать у доски, избегаетлюдных мест, неловко чувствует себя в транспорте, при большом скоплении людей.Часто это навязчивые действия: постукивание рукой или ногой, подпрыгиваниенесколько раз на одном месте, повторение каких-либо звуков и др. Навязчивыедействия представляют своего рода защитный акт, с помощью которого ребенокснимает внутреннее напряжение, возникшее в связи с той или иной навязчивоймыслью.
Наиболее типичные разновидности навязчивогостраха – боязнь заражения, возникновения какой-либо болезни, страх наступлениявнезапной смерти. Нередкими у детей являются длительные и стойкие состояниянавязчивого страха, возникшего под влиянием психотравмы, при неожиданнойперемене привычной обстановки, неурядицах и ссорах в семье, особенно когдакто-либо из родителей злоупотребляет алкоголем. Постоянное ожидание возможныхскандалов, драк в доме делает этих детей робкими, запуганными, неуверенными всебе. Переживание страха сопровождается резко выраженными расстройствамидеятельности вегетативной нервной системы: при любой неурядице в семье уребенка возникают усиленное сердцебиение, потливость, слабость, появляетсябледность кожных покровов, синеют руки, дрожат колени.
Страх отрицательно действует на формированиехарактера, угнетает детскую личность, подавляет ее активность, делает ребенкаслабым и беспомощным. Связанное с переживанием навязчивого страха чувствоугнетенности сковывает, мешает общению со сверстниками.
Навязчивыми страхами особенно часто страдаютдети, отличающиеся повышенной ранимостью и впечатлительностью. Страхи у этихдетей обычно обусловлены ситуацией. Например, пищу для них могут дать увиденныйтелефильм, предназначенный исключительно для взрослых, книга, рассчитанная надругой возраст, реальные события, вызвавшие у ребенка испуг, всякие «страшные»истории, пересказываемые в присутствии детей. Нельзя пугать детей. Напротив,нужно стараться активно ограждать их от различных устрашающих ситуаций. А товедь многие родители прибегают к запугиванию как к педагогической мере! 1.3 Нервная анорексия
Утрата аппетита, часто развивается в результатекакой-нибудь шутки или же вроде бы безобидного подтрунивания над чрезмернойупитанностью ребенка. Зафиксировавшись после этого на своей комплекции, ребенокрешает во что бы то ни стало похудеть и с этого момента упорно отказывается отпищи. Желание есть поначалу подавляется усилием воли. А спустя месяц-другойчувство голода уже и не возникает. Теперь, если ребенок даже и попытаетсяпринять пищу в несколько большем объеме, чем сурово ограниченный им самим жерацион, у него появляются тошнота, ощущение переполнения желудка. Этозаболевание может длиться продолжительное время и нелегко поддается лечению.
Предостерегаем родителей и воспитателей отнеобдуманных замечаний и реплик, указывающих на то, что ребенок излишне упитан,полноват и т.п. Взрослый человек, услышав в свой адрес такую реплику, возможно,погорюет – и не больше. Ведь у взрослого уже прочно сформированы механизмыпротивостояния, он вдобавок наделен способностью рассуждать. Дети же в своихдействиях чаще всего исходят из той или иной эмоции, порыва, желания. Ихтруднее остановить, заставить критически оценить сложившуюся ситуацию,поскольку сфера мышления у ребенка только еще начинает развиваться.
Если нервная анорексия – заболевание довольноредкое, то элементарное снижение аппетита встречается у 15–20% учащихсяначальных классов. Причину надо искать в отступлениях от правильного режима,рационального чередования занятий и отдыха, в недостаточном пребывании ребенкана свежем воздухе.
Прием пищи – жизненно важная процедура, но ни вкоем случае не должно быть назойливого навязывания ее ребенку. Впрочем, есть идругая крайность – полное пренебрежение к пище в семьях, живущих напряженнойдуховной жизнью, где не едят, а «заправляются», «перекусывают» на ходу или неотрываясь от интересной статьи в научном журнале. Эта ситуация также чреватапотерей аппетита у детей.
Реактивные состояния в детском возрасте могутнаблюдаться вследствие трудностей адаптации к режиму школы, несправедливостиучителя (мнимой или действительной), ссоры с товарищами. Развитие реактивногосостояния в некоторых случаях отмечается у малышей, перенесших тяжелопротекавшую инфекцию или травму головы и вернувшихся в школу с еще не вполневосстановленным здоровьем. В поведении ребенка на первый план выступают крайнеболезненная реакция на шум, беспричинная обидчивость, склонность к слезам. Детиотдаляются от общества сверстников, стремятся к уединению, тишине, покою. Еслиребенок встречает непонимание со стороны взрослых, и особенно учителя, это ещебольше углубляет конфликт. В таких случаях ребенок может даже совершить побегиз школы, спрятаться где-нибудь на чердаке или в подъезде. Обычно наряду с патологическимвлечением к побегам наблюдается и склонность ко лжи.
Нервные тики проявляются в моргании, покашливании,подергивании головой, плечами, рукой. Иногда тики «вырастают» из привычки,носящей защитный характер. Ребенок моргает при попадании в глаз соринки или принеудобной, стягивающей лоб над бровями шапке; он неловко поводит шеей,стиснутой тесным воротником; постоянно откидывает голову назад, ибо в глазападают волосы неухоженной прически. Если же нервная система ребенка по тем илииным причинам ослаблена, привычные вынужденные движения могут перерасти внервный тик. Развитию нервных тиков может способствовать ограничение подвижныхдетей в их естественной двигательной активности. Разумеется, нужно стремитьсяприучить ребенка в определенные моменты вести себя спокойно и даже смирно. Новместе с тем нельзя ежеминутно одергивать его окриками: «Не бегай, упадешь!»,«Слезь с качелей!», «Не вертись!», «Не двигай стулья!»
Заикание – одна из разновидностей невротических нарушенийу детей. Степень выраженности во многом зависит от ситуации речевого общения:чем она сложнее и ответственнее, тем труднее ребенку вступать в контакт. Имеютзначение и характерологические черты: неуверенность в себе, впечатлительность,мнительность, робость, чрезмерная ранимость. Эти качества являются как быфоном, на котором развивается невроз. Основная же вина за возникновение уребенка трудностей речевого контакта лежит на родителях: не задумываясь опоследствиях, они закладывают в его сознание мысль о существовании ситуаций, якобынесущих угрозу здоровью и жизни. Например, «угрожающими» объектами становятсянекоторые животные, особенно собаки, явления природы.
У ребенка со здоровой психикой к вечеруразвивается естественное утомление, появляется желание спать. Уложенный впостель, он мгновенно погружается в сон. Совсем иное дело ребенок-невротик.Несмотря на все усилия, он не может заснуть, ворочается с боку на бок, ищетлюбой повод привлечь к себе внимание взрослых, просит их посидеть рядом с ним ит.п. Это беспокойство объясняется перенасыщенностью впечатлениями дня, которыеобусловливают развитие в коре головного мозга застойных очагов возбуждения.
В нарушении «процесса» засыпания иногда виновны исами родители, читающие ребенку перед сном рассказы, которые могут вызватьповышенную эмоциональную реакцию, разрешающие смотреть вечерние телепередачи,предназначенные для взрослых, или участвовать в шумных играх.
Бывает и другого рода расстройство – неглубокий,поверхностный сон. Ребенок спит тревожно, вскрикивает во сне, просыпается,просит подойти к нему, «взять на ручки». Причина возникновения таких состояний –переживаемые детьми страхи, связанные с ночными сновидениями. Ребенок смотриткуда-то в темноту, как бы видя то, что вызвало у него страх, дрожит, произноситотдельные бессвязные слова («боюсь», «не уходи от меня»). В случаях наиболеесильных потрясений, вызванных пережитым страхом, может возникнуть нарушениеречи в виде заикания.
Причинами, предрасполагающими к нарушениям речи уребенка, могут быть и частые ссоры взрослых в присутствии малыша, пьянствородителей, напряженная обстановка в семье. Любой скандал в семье,сопровождаемый криками, руганью, рукоприкладством, может явиться роковым дляребенка, вызвав «срыв» в нервной системе (например, заикание).
О предотвращении этого речевого дефекта надоначинать заботиться, когда младенец еще не появился на свет. Задолго до родовмать должна неукоснительно следовать советам врача женской консультации, ибо наее «попечении» теперь еще одна жизнь.
Следующая ступень – забота о правильном развитиималыша в период становления у него фразовой речи (3–4 года). Для предупреждениязаикания важно не пропустить самые первые проявления детской нервности(возбудимость, капризность, раздражительность, расстройства сна).Общеукрепляющее и успокаивающее лечение способствует быстрой нормализациисостояния.
Главная роль в достижении стойкого равновесиянервной системы ребенка принадлежит семье и той атмосфере, которая в нейсложилась. Ровные отношения между родителями, режим сна и питания, обязательныеежедневные прогулки, упорное приучение малыша к правильному общению сосверстниками и взрослыми – все это не только обеспечивает его полноценноефизическое и интеллектуальное развитие, но и укрепляет психику, закладываетосновы формирования характера, определенных личностных свойств и в конечномсчете исключает предпосылки для возникновения заикания.
Психическое становление маленького человекадолжно происходить постепенно, искусственное форсирование чревато осложнениями.В трудоемком деле воспитания неуместен элемент соревновательности. Ребенка неследует перегружать частыми походами в цирк, зоопарк, а также многочасовымсидением у телевизора.
В случаях задержки психического и речевогоразвития, слишком ускоренного темпа речи, нарушения речевого дыхания нужнообратиться к специалистам. Врачебную помощь таким детям могут оказатьпсихоневролог, логопед, невропатолог.
Совершенно недопустимы устрашающие методывоспитания, угрозы, различные психотравмирующие наказания, пугающие шутки. Ни вкоем случае нельзя сеять в детской душе зерна страха.
В детском возрасте могут отмечаться такжеразличные проявления упрямства, которое объясняется прежде всего стремлениемребенка к самостоятельности и проявляется рано – примерно в двухлетнемвозрасте, когда он уже хорошо ходит, бегает, говорит, обретает способностьактивного овладения окружающим миром. Наступила пора, когда он хочет все делатьбез посторонней помощи. Все настойчивее и чаще звучит фраза: «Я сам».
Мера этой самостоятельности должна регулироватьсявозрастом ребенка, а также приобретаемыми им в ходе роста и развития новыминавыками, способностями и возможностями взаимодействия с внешним миром. Нобывает так, что степень предоставления самостоятельности определяется не этимифакторами, а зависит в основном от особенностей личности родителей, ихотношения к ребенку. В одних семьях первоклассник ходит за продуктами вмагазин, сам относит обувь в починку, белье в прачечную, провожает младшегобратишку или сестренку в детский сад, ездит через весь город на занятия в какую-нибудьсекцию или кружок. В других семьях для того же первоклассника установленысуровые правила: он никуда не отлучается из дома без сопровождения взрослых,отчитывается во всех, даже самых мелких делах, в школу ходит с мамой, папой илибабушкой. Он строго подотчетен при выборе друзей, его не отпускают в школьныепоходы, поездки со сверстниками, тщательно охраняя его безопасность.
Против таких методов воспитания ребенокпротестует. И его можно понять. Он нуждается в предоставлении ему определеннойсвободы в собственных действиях и поступках, ему (и это совершенно естественно)претит постоянная мелочная опека, сковывающая все его порывы и желания,превращающая его в пассивное существо и в итоге лишающая его индивидуальности.Отсюда и проистекают упрямство и непокорность ребенка. Как уже говорилось,упрямство встречается у совсем маленьких детей. Это их первые попыткипродемонстрировать свою волю. Развитие у малыша множества новых навыковвызывает у него гордость собой и даже некоторое завышенное представление освоих возможностях. Ему кажется, что он теперь может буквально все.
Стремление убедить окружающих в этих возможностяхчасто выражается в неподчинении взрослым, игнорировании их указаний,своенравии, непослушании, иногда в агрессивных выходках. Дело здесь не просто всовпадении или несовпадении желаний ребенка и взрослого. Дети отказываются оточень желаемого, если его выполнение связано с просьбой, исходящей от взрослых.Непослушание и упрямство объясняются влиянием в общем-то несложных психологическихмеханизмов. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что он этого хочет, апотому, что он этого потребовал. Упрямство – это защита от влияния взрослых,своеобразный способ самоутверждения. Если оно встречает резкое сопротивлениевзрослых, стремящихся «втиснуть» поведение ребенка в жесткие рамки, возникаютвыраженные реакции протеста, которые при условии давления на ребенка могутпревратиться в открытый бунт. Такая ситуация может потребовать специальногопедагогического или даже медицинского вмешательства.
Не во всех случаях к детскому упрямству надоотноситься как к болезни. Однако у некоторых упрямство проявляется с такойсилой и затягивается на столь продолжительный срок, что может расцениваться какявно болезненный симптом. Иногда оно переходит в свою крайнюю степень – негативизм,т.е. категорическое отрицание всего, что предлагается со стороны взрослых.
2. Отклоненияв характере и поведении детей (психопатические проявления)
Психопатия представляет собой комплекс существующихс самого рождения черт и задатков, особенностей темперамента и характера,вызывающих различного рода трудности в жизни как для самого ребенка (авпоследствии взрослого человека), так и для окружающих.
Стало быть, у детей, наделенных психопатическимичертами, имеются не какие-то временные болезненные симптомы, а определенныйсклад психики, дисгармония отдельных психических функций, неадекватность,несоразмерность реакций на внешние раздражители.
Конечно, немалую роль играют в этих случаяхусловия воспитания. Ведь взрослые могут с первых лет жизни ребенка приложитьнеобходимые старания (иногда прибегая к помощи воспитателей дошкольныхучреждений, педагогов, врачей), чтобы искоренить в сыне или дочеринежелательные качества. Другие же, не придавая этому серьезного значения,наоборот, всячески культивируют в ребенке имеющиеся негативные черты. Врезультате окончательно формируются психопатические проявления, которые затемначинают определять все реакции, поступки, манеру поведения.
Мы расскажем о двух формах указанной патологии – опсихопатии психастенического и истерического круга, наиболее частовстречающихся в детском возрасте.
Дети-психастеники крайне нерешительны, ранимы,стеснительны, неуверенны в своих силах, робки. В новой ситуации они оказываютсябеспомощными и пассивными, общение с незнакомыми людьми приводит к скованности,у них «сохнет во рту», они обливаются потом, произносят невпопад какие-то фразы,при этом проявляют еще большую растерянность и стараются поскорее покинутьнезнакомое общество. Со сверстниками сходятся с трудом, причем не из-заотсутствия стремления к контакту, а из-за боязливости и застенчивости. Ониобнаруживают, кроме того, склонность рассуждать по любому поводу, что взначительной степени мешает им проявлять твердость в тех или иных решениях,самостоятельность и инициативу.
Психастеники чаще всего предпочитают одиночество.Наедине они чувствуют себя более спокойно и уверенно. Эта уверенность мгновеннопропадает в компании. Моторная неловкость, «зажатость», робость этих детей обычнооказываются объектом насмешек со стороны сверстников, что приводит к сильнымпереживаниям, усиливает и без того свойственное психастеникам чувствособственной неполноценности, еще больше заставляет их искать уединения,замыкаться в себе.
Критическим периодом, когда психастеническиечерты начинают обнаруживаться во всей полноте, обычно является 7–8-летнийвозраст. Это период трудных для ребенка первых школьных лет, период сменыбезмятежного детства новыми строгими правилами, определенными обязанностями, появлениемсознания ответственности.
Дети-психастеники нелегко привыкают к новымтребованиям. У них усиливаются тревожность и сомнения, они живут в постоянноможидании каких-то неприятностей, проявляют беспокойство по малейшим пустякам.Встают в 5–6 часов («чтобы не опоздать в школу»), по нескольку раз подряд моютруки, чтобы ни в коем случае не получить замечание при осмотре санитарнойкомиссией. Придя домой из школы, они не бегут во двор, а сидят за столом, еще иеще раз переписывая заданный урок, пока не добьются, чтобы не было ни однойкляксы или помарки. По сути дела, чрезмерной тщательностью и аккуратностью оникак бы компенсируют неуверенность.
Отвечая урок, они теряются, краснеют, смущаются.Экзамены для них представляют почти непреодолимое препятствие. Готовиться кэкзаменам дети начинают задолго, без конца повторяют пройденный материал и недают при этом покоя родителям, заставляя проверять их знания.
Такие дети, как правило, оказываются не всостоянии постоять за себя, возражать, спорить, отстаивать свою точку зрения,свои интересы. В жизни они в силу описанных характерологических черт всегдачувствуют себя на последних ролях.
Другая форма – психопатия истерического круга.Главная особенность детей-истериков проявляется в стремлении постоянно обращатьна себя внимание окружающих. Все должны слушать только его, восхищаться егопознаниями, остроумием и др. Если собирается компания, он стремится командоватьсверстниками, обязательно быть лидером, заводилой.
В общей массе мальчишек и девчонок эти дети заметновыделяются. Их отличают хорошие способности, живой ум, умение «схватывать налету». В необычных ситуациях они никогда не теряются, проявляют большуюнаходчивость, умение ловчить и изворачиваться.
Дети-истерики все время нуждаются в новыхвпечатлениях, тянутся к новым знакомствам, очень общительны. Быстропривязываются к тому или иному человеку, однако отношение к объектампривязанности и симпатии отличается непостоянством. Проявления ласки и любвивнезапно могут смениться обидой, подчас гневом и злобой.
Из-за неусидчивости, отвлекаемости такие детиучатся неровно. Отмечается полная их несостоятельность при выполнении дел,требующих усидчивости, терпения, тщательности, кропотливости. У таких детейвозникает сразу много импульсов к деятельности – они берутся то за одно, то задругое дело, но тут же его оставляют. Интересы их неглубоки, влечения изменчивыи непостоянны.
Они не переносят всякого рода стереотипов истрого регламентированного режима. На уроках обнаруживают отсутствиеспособности сосредоточиться: разговаривают, смеются, задевают соседей.
Эти дети неугомонны, суетливы, шумно двигаются. Вбеседе многословны, перескакивают с одной темы на другую. Могут без концатеребить собеседника вопросами, но, будучи вдруг чем-то отвлечены, отбегают, недождавшись ответа.
Обращает на себя внимание чрезмернаятребовательность этих детей. В их поступках и действиях отмечается отсутствиеединой линии, а реакции внезапны, импульсивны. Они легко раздражаются по самомуничтожному поводу, при этом нередко проявляют агрессию к окружающим.Неадекватные формы поведения объясняются повышенной возбудимостью нервнойсистемы.
Бросаются в глаза неестественность поведения этихдетей (демонстративность, театральность), склонность к фантазированию ивымыслам. Рассуждения их обычно поверхностны, эмоциональная жизнь явнопреобладает над интеллектуальной. Со взрослыми они ведут себя излишне свободно,часто держатся просто вызывающе, совершенно не чувствуя дистанции.
Несомненно, что в формировании этих свойствличности ребенка велика роль родителей, которым зачастую мешает своеобразныйэгоизм. Взрослые всерьез считают: у них совершенно особенный ребенок!Выставляют его на всеобщее обозрение, умоляя: «Спой», «Покажи то-то и то-то, утебя это прекрасно получается», усиленно культивируют «таланты» своего чада,превозносят его красоту, ум,
изобретательность, смекалку (частонесуществующие), готовят какой-то особый, «избраннический» путь ребенку, неимеющему совершенно никаких предпосылок для этого. А потом невольно пожинаютплоды неправильного воспитания, удивляясь, почему сын или дочь выросличерствыми, глухими к чужой беде и боли, требующими от жизни как можно больше иничего не желающими давать взамен, обнаруживающими чрезмерные, необоснованныепритязания, привычку делать только то, что им нравится.
Оказываются ли они по мере повзросленияспособными управлять своими желаниями и поступками, сдерживать себя,подчиняться определенным общественным нормам и правилам, добросовестновыполнять свою работу, иметь семью, проявлять любовь к своим домашним, ладить сдрузьями, окружающими людьми?
Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. Многоезависит от воспитания, от того, сколько усилий приложили родители, помогаяребенку избавиться от присущих ему негативных черт. Важно и отношение самогоребенка к своим недостаткам. Начиная с раннего детства и до периода зрелости ондолжен постоянно и упорно «работать» над собой, борясь со своими слабостями. 2.1 Способы лечения и профилактики
Что должны предпринять родители при развитии уребенка тех или иных симптомов невроза или психопатических проявлений?
Прежде всего следует получить консультациюпсихоневролога. После обследования он подскажет правильную тактику поведения поотношению к ребенку и назначит необходимое лечение с помощью лекарственныхсредств (в основном психотропных препаратов), а также психотерапии ипсихокоррекции. Лечение важно начать как можно раньше, не дожидаясь, покаболезнь примет выраженный, затяжной характер.
Кроме того, нужно помнить о различныхобщеукрепляющих мерах. Родители должны следить за тем, чтобы ребенокрационально распределял время на работу и отдых, в определенные часы принималпищу, достаточно гулял на воздухе, вовремя ложился спать. Соблюдение режимаспособствует экономной и более продуктивной затрате нервной энергии,следовательно, играет большую роль в сохранении здоровья.
Ребенок должен правильно питаться. Слишкомобильное или, наоборот, скудное питание, однообразная пища, бедная витаминами,нарушают обмен веществ, что приводит к недостаточности питания нервных клеток,мышечной ткани и т.д. Пища детей, страдающих неврозом, должна содержать какможно больше овощей и фруктов. Количество же мясных продуктов и яиц желательнонесколько ограничить. Ребенку с ослабленной нервной системой особенно нужны витаминыи микроэлементы. Необходимо приучить ребенка к ежедневной утренней гимнастике.После выполнения гимнастических упражнений тело обтирают мокрой губкой илимочалкой, принимают душ. Водная процедура, как правило, завершается растираниемтела сухим полотенцем.
В профилактике невротических нарушений у детейогромную роль играют особенности воспитания. Для малыша чрезвычайно важнанормальная обстановка в семье. Любые семейные неполадки резко отражаются на ещене окрепшей детской психике.
Известно, что в тех семьях, где царит ровное,спокойное настроение, установлены близкие, дружеские отношения, детиразвиваются и физически, и психически гораздо лучше. Родителям надо постояннопомнить, что их отношение к детям должно быть всегда ровным и твердым. На ребенкаочень плохо влияет любое проявление непоследовательности в действиях старших.
Прежде чем что-то сказать ребенку, необходимоподумать, как это отразится на его нервной системе. Кстати, не только кздоровым, но и к нервным детям следует предъявлять определенные требования(конечно, посильные), при этом спокойно, настойчиво добиваясь их выполнения. Влюбом случае надо постараться объяснить ребенку, чем вызваны те или иныетребования. Именно объяснить, а не упрашивать его, не приказывать ему, как эточасто бывает. Дети очень чутко реагируют на всякого рода противоречивости впросьбах и распоряжениях родителей.
Если вы по отношению к ребенку все же проявилинепоследовательность, не бойтесь открыто признать это. Сам факт признанияошибки подкупает детей, повышает в их глазах авторитет взрослого. В том случае,когда вы в чем-нибудь отказываете ребенку, что-либо запрещаете, следуетобязательно мотивировать причины запрета. Тон при этом не должен бытьвозбужденным, ни в коем случае не допустимы окрики и грубые слова.
Дети-невротики особенно чувствительны кнаказаниям. Они не могут перенести не столько физическую боль, скольконравственную – несправедливость, проявленную к ним, непонимание, отсутствиесочувствия. Как результат физического насилия у этих детей нарастаютвозбудимость и взрывчатость. Чем чаще производятся наказания, тем меньше ихвоздействие и больше вероятность возникновения психогенно обусловленныхрасстройств (тревога, нарушение сна, подавленное настроение). Патологическаяроль наказаний состоит в том, что с их помощью подавляется активность детей какпроявление их темперамента, воли и формирующегося чувства собственного «я».
Важную роль в профилактике детских неврозовиграет исключение в семье пьянства. Ведь очень многие дети становятсяневротиками из-за скандалов (а нередко и драк), причиной которых явилось частоеупотребление спиртного родителями.
Какие ошибки чаще всего допускают родители ввоспитании детей? Очень типичное явление – желание родителей встать как бы «надребенком». Такая позиция диктует склонность постоянно поучать, понукать,указывать на его промахи и недостатки, корить за каждую мелочь («У тебя вголове не мозги, а мякина!», «Сколько тебе раз объяснять, бестолочь?», «Ну чтоты согнулся, как крючок?», «Весь в грязи извозился, чучело гороховое!», «Зачемя тебя только на свет родила, такую неряху?» и т.п.).
Что могут дать подобные способы воспитания, кромедушевной боли, озлобленности, часто граничащей с ненавистью, неотвратимогожелания как можно скорее сбросить с себя родительское «ярмо»?
Родители должны воспитывать характер детей, нодля этого им прежде всего следует позаботиться о воспитании своего характера иповедения.
Кроме родителей, стремящихся создать в семьежесткий режим послушания и непререкаемости, есть и другая категория отцов иматерей, которые, обожая свое чадо, буквально трясутся над ним, следят закаждым его шагом. Стоит ему выйти хотя бы на минуту из-под контроля, совершитьнечто «незапрограммированное» – как сразу же раздаются родительские возгласы ипричитания. Дети, опутанные такого рода чрезмерной заботой, постоянной опекой,растут робкими, боязливыми, мнительными, не умеющими принимать самостоятельныерешения. Кроме того, малыш благодаря такому воспитанию привыкает быть кумиром,всеобщим баловнем, которому все дозволено, кем восхищаются все родственники изнакомые. Но вот этот ребенок поступает в детский сад или школу и вдругобнаруживает, что на него никто не обращает внимания, воспитатель (или учитель)относится ко всем детям одинаково. Вот и причина нарушения внутреннегоравновесия, возникновения нервного срыва.
Вывод
Следовательно, нужна искренняя заинтересованностьродителей во всем, что происходит в жизни ребенка, неподдельное любопытство кего делам, активное желание наблюдать за малейшими изменениями, которыепроисходят в душе и сознании вашего сына или дочери. Важно проявлять к ребенкувнимание (но ни в коем случае не чрезмерное и навязчивое), быть добрым, чутким,понимать детские проблемы, пусть даже пустяковые и наивные, не оскорблятьребенка, не бранить по поводу и без повода, не выставлять на всеобщеепосмешище.
Дляпредупреждения невроза родителям следует избегать излишней требовательности исуровости в отношении с ребенком, стремления изводить его различными, частосовсем необоснованными замечаниями. Ребенок всегда должен понимать, какимицелями руководствуются родители в общении с ним. Именно в том случае, когдаребенок участвует в жизни семьи, разделяет ее трудности и радости, возникаетподлинный диалог, предполагающий в известной степени равенство позиций «отцов идетей».
/>Список литературы
1. Возрастная физиология / Ю.А. Ермалаев.– М.: Высш. шк. 1985. 384 с., ил.
2. Пробуждающее мышление / Ф. Кликс. – М.: Прогресс.1983.
3. Физиология ВНД / Л.Г. Воронин. – М.: Высш.шк. 1979
4. Физиология человека / под. ред. Г.И. Косицкого.– Ф50 3-е изд., перераб. и доп., – М.: Медицина, 1985. 544 с., ил.
5. Физиология человека / под. ред. Н.В. Зимкина.– 3-е изд. – М.: Физкультура и спорт. 1964.