По запросу Комитета Государственной Думыпо образованию Библиодосье к «круглому столу» на тему«Несчастные случаи с обучающимися: правовые аспекты»по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки)Москва, сентябрь 2011 г.Предлагаемое библиодосье к «круглому столу» на тему «Несчастные случаи с обучающимися: правовые аспекты» подготовлено по запросу Комитета Государственной Думы по образованию на основе информационно-библиографических ресурсов Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки). Библиодосье состоит из трёх частей.^ Первая часть содержит публикации в журналах о защите прав детей на жизнь и здоровье в период их нахождения в образовательных и воспитательных учреждениях, о существующей нормативной базе по расследованию и учету несчастных случаев с обучающимися и с воспитанниками образовательных учреждений, включая вопросы соответствия регламентации расследования и учета несчастных случаев среди детей, подростков и юношества в системе образования конституционным и международно-правовым нормам в части защиты детей, о необходимости разработки Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью, пострадавшей от воздействия опасностей социального, техногенного (пожары), природного и террористического характера, а также о разграничении ответственности между школой, родителями и самим ребенком за травму, полученную им в учебном заведении.^ Вторая часть включает официальную статистическую информацию о заболеваемости детей и подростков, в том числе о травмах и некоторых других последствиях воздействия внешних причин (за 2007-2009 гг.). В третьей части представлен дополнительный список книг, авторефератов диссертаций, публикаций в журналах и газетах по указанной теме. Библиографические записи расположены в алфавитном порядке авторов или заглавий.СОДЕРЖАНИЕ Часть IПубликации в журналах ^ Жирнова Н.Н. Проблемы реализации некоторых конституционных прав несовершеннолетних в период их нахождения в образовательных и воспитательных учреждениях (о защите прав детей на жизнь и здоровье во время, когда они находятся в школе или детском саду)Елагин А. Учет и объективность (о необходимости разработки Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью, пострадавшей от воздействия опасностей социального, техногенного (пожары), природного и террористического характера)^ Сентюрин Ю.П. Детский травматизм: как с ним бороться (о нормативно-правовой базе, создающей условия для охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса)Тудос А. Проблему загнали в тупик? (о проблеме нормативно-правового регулирования учета и расследования несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками системы образования Российской Федерации)^ Попович В.А. Кто поможет выйти из тупика? (о нормативно-правовом регулировании процедуры учета и расследования несчастных случаев с различными категориями учащихся)^ Павлова Л.О. Кто отвечает за травму школьника? (о разграничении ответственности между школой, родителями и самим ребенком за травму, полученную им в учебном заведении)^ Степанова М.И. Профилактика детских травм на школьном участке 471114182527 Часть II Статистическая информация 30 Часть III Дополнительный список книг, авторефератов диссертаций,публикаций в журналах и газетах Книги, авторефераты диссертацийПубликации в журналах и газетах 3334 Составители: Научное редактирование – канд. филол. наук Т.А. Москаленко (начальник отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ);Поиск, анализ, отбор, систематизация материалов в ресурсах УБФ (ПБ), полнотекстовых базах данных, формирование библиографических списков, оформление библиодосье – Н.Н. Логинова (консультант отдела библиотечно-информационного обслуживания УБФ (ПБ); подготовка статистической информации – Е.Л. Малахова (консультант отдела ведения баз данных и государственной библиографии по официальным документам УБФ (ПБ); Сканирование публикаций, подготовка электронной версии библиодосье, размещение на сайте УБФ (ПБ) в сети Интранет Государственной Думы по адресу: http://parlib-search.duma.gov.ru/ – С.А. Домченков (консультант отдела электронных изданий УБФ (ПБ).Часть IПубликации в журналах ^ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НЕКОТОРЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРИОД ИХ НАХОЖДЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ*О защите прав детей на жизнь и здоровье во время, когда они находятся в школе или детском саду^ Н.Н. Жирнова Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г., учитывала изменения в обществе, начавшиеся в конце 80-х – начале 90-х годов, в том числе и в сфере идеологии, в частности во взглядах на систему воспитания и образования. К моменту принятия новой Конституции Российской Федерации наша страна присоединилась к Международной конвенции о правах ребенка 1989 г. На основе новой Конституции Российской Федерации в 1998 г. был принят Федеральный закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”. Действующая Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина. В полной мере это, безусловно, относится и к правам несовершеннолетних детей. Федеральные и муниципальные законодательные акты, а также подзаконные решения в системе образования гарантируют детям право на охрану здоровья, право на защиту и помощь, на социально-педагогическую и психологическую поддержку со стороны воспитателей и учителей и многое другое. Предъявляемые современным обществом требования к действующей системе по защите прав несовершеннолетних и представительству их интересов вызваны необходимостью более строгого соблюдения действующего законодательства, а также создания новых норм правового регулирования в данной области общественных отношений. Основываясь на простом человеческом и родительском опыте, а также на судебной и адвокатской практике, можно смело утверждать: права детей в системе образования соблюдаются недостаточно. Это относится ко всем категориям прав, но особое место в этом перечне, на мой взгляд, необходимо уделить защите прав детей на жизнь и здоровье в тот период времени, когда они находятся в соответствующем воспитательном или образовательном учреждении. Кому незнакома ситуация: во время нахождения в детском саду или в школе дети баловались, а иногда и откровенно хулиганили, при этом кто-то получил травму. Наша реакция на такую ситуацию очевидна, мы возмущены: “куда смотрят воспитатели и учителя”, ведь именно им мы доверяем жизнь и здоровье наших детей, когда они находятся в детском саду или школе. А вот о положительной реакции представителей образовательного учреждения на то или иное происшествие нам удается узнать гораздо реже. Руководители школ и детских садов чаще всего не любят брать на себя ответственность за случаи причинения вреда здоровью несовершеннолетних во время нахождения детей в соответствующих учреждениях, стараются всеми способами переложить эту ответственность на родителей, на третьих лиц или на самих несовершеннолетних. Однако в соответствии с действующим законодательством (ч. 2 ст. 1073 ГК РФ) именно на воспитательном учреждении лежит ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним в то время, когда они находятся в данном учреждении. Степень этой ответственности зависит от различных обстоятельств, но в любом случае нормативными актами предусматривается четкий порядок действий воспитателей и учителей в ситуациях, когда ребенок получает травму или причиняется иной вред его здоровью в детском саду или школе. Прежде всего, ребенка следует отвести в медицинский кабинет, чтобы установить степень тяжести полученных телесных повреждений и оказать первую медицинскую помощь. Уже при таком простом шаге возникают проблемы. В частности, в Санкт-Петербурге медицинские работники, прикрепленные к образовательным и воспитательным учреждениям, им не подчиняются, а находятся в штате медицинских учреждений. Школы и детские сады только предоставляют кабинеты для нахождения медицинских работников. Расписание работы медицинских работников также определяется не потребностью образовательного учреждения, а решением медицинского учреждения. Зачастую медицинский работник бывает в образовательном учреждении не весь период, когда там находятся дети, а только в определенные дни и часы. Таким образом, возможность оказать первую медицинскую помощь пострадавшему ребенку может быть затруднена. Отсутствие согласования между разными ведомствами в этой части отражается в первую очередь на детях. Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 1 октября 1990 г. № 639 введено в действие Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР. Данный приказ отменялся в 1996 г., но 9 февраля 2004 г. был вновь восстановлен и действует в настоящее время. Расследованию подлежат все несчастные случаи: травмы, острые отравления, телесные повреждения, нанесенные другими лицами. Всю полноту ответственности за обеспечение безопасных условий учебно-воспитательного процесса в учреждении несет его руководитель. Под расследованием следует понимать опрос лиц, которые видели, при каких обстоятельствах была получена травма ребенком, получение письменных объяснений от учащихся и педагогов, от работников, отвечающих за приготовление пищи, проведение обсуждений причин, вызвавших несчастный случай. Также приказом руководителя воспитательного учреждения должна создаваться комиссия по расследованию несчастного случая. Несчастный случай, происшедший во время учебно-воспитательного процесса, вызвавший у участника или воспитанника потерю работоспособности не менее одного дня, в соответствии с медицинским заключением оформляется актом формы Н-2 (образец формы прилагается к Приказу). Копия акта обязательно выдается родителям пострадавшего ребенка не позднее трех дней со дня окончания расследования. Все несчастные случаи подлежат обязательной регистрации в соответствующем журнале. Специальному расследованию подлежат групповые несчастные случаи и несчастные случаи со смертельным исходом. Контроль за правильным и своевременным расследованием и учетом несчастных случаев осуществляют вышестоящие органы управления образованием. Лица, виновные в нарушении требований о регистрации и расследовании несчастных случаев, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству. Казалось бы, все продумано, все – во благо ребенка. Но на практике руководители школ и заведующие детскими садами нередко пытаются различными способами ввести в заблуждение родителей относительно прав детей и их законных представителей, а также тех обязанностей, которые данные руководители должны выполнять. Причины такого, мягко говоря, неправильного поведения со стороны официальных представителей образовательных учреждений можно объяснить желанием сохранить репутацию учреждения, избежать ответственности. Но ведь расследование каждого несчастного случая необходимо не только для привлечения виновных к ответственности, но и в большей степени для анализа и устранения причин, которые привели к неприятной ситуации. В результате несчастный случай может повториться и с другими детьми или с тем же самым ребенком. Например, во время прогулки в одном из детских садов Фрунзенского района Санкт-Петербурга мальчик 4 лет из младшей группы нашел шприц с остатками какой-то жидкости, который выбросили наркоманы, имеющие свободный доступ на территорию детского сада. Рассматривая находку, ребенок поранил глаз. Медицинской сестры в детском саду в это время не было. Родители, приехавшие по вызову воспитателя, сразу самостоятельно отвезли мальчика в инфекционную больницу для оказания первой помощи и проведения необходимых обследований, так как имелась вероятность риска заразиться серьезными заболеваниями. Первичное обследование и лечение ребенка потребовало нескольких дней, а окончательные выводы врачи могли сделать только через несколько месяцев. Когда родители привели мальчика в детский сад и попытались поговорить с заведующей о несчастном случае, они услышали, что “заведующая не несет никакой ответственности за действия наркоманов”, “воспитатель ни в чем не виновата, так как детей много, а она на прогулке одна”, “родители должны сами объяснять детям, что можно брать в руки, а что нет”. Ни о каких извинениях, актах расследования, привлечении виновных к ответственности не было и речи. Такое заведомо неправомерное поведение руководителя детского учреждения вызвало справедливое возмущение родителей, которые были вынуждены обратиться к адвокату за защитой прав малолетнего ребенка. После обращения родителей и адвоката в районный комитет по образованию с жалобой на действия заведующей были выполнены все предусмотренные законом формальности, а районный комитет по образованию обратился к администрации района с ходатайством о выделении средств на ремонт ограждения территории этого детского сада. Заведующая была привлечена к ответственности за несоблюдение санитарных норм на территории вверенного ей детского сада и грубые нарушения по оформлению несчастного случая. Родители пострадавшего мальчика ждут окончательного результата медицинских обследований и готовят иск для обращения в суд за защитой прав ребенка и возмещения вреда здоровью, а также возмещения морального вреда за причиненные физические и нравственные страдания в связи с полученной травмой. Судебная практика по делам такого рода, к сожалению, немногочисленна. Чаще всего родители не доводят дела до суда, руководители образовательных учреждений ограничиваются извинениями и выплатой некоторой материальной помощи. Тем самым “сор из избы” не выносится, репутация воспитательного учреждения и его руководителя не страдает. Известен случай, когда после консультации с юристом родители пострадавшего ребенка потребовали от директора школы выполнения необходимых формальностей, защищая права ребенка, на что директор, принеся извинения, предложил оказать содействие в переводе ребенка в соседнюю, более престижную школу – и таким образом конфликт был урегулирован. Возможно, для кого-то этот путь разрешения конфликта приемлем, но некоторые родители принципиально отстаивают законные интересы своих детей и добиваются вынесения справедливых решений суда и взыскания с виновных возмещения материальных затрат на лечение ребенка, а также компенсации морального вреда. В конце февраля 2008 г. один из районных судов Санкт-Петербурга после двухлетнего разбирательства удовлетворил иск отца, действовавшего в интересах своей несовершеннолетней дочери. Девочку на перемене толкнули пробегавшие мимо мальчики старшего класса, и она ударилась головой о стену. Дежурные учителя, обязанные в соответствии с должностными инструкциями следить за порядком в коридоре на перемене, своевременно не остановили озорников. Девочка получила сотрясение головного мозга, почти месяц находилась на больничном, в дальнейшем продолжала наблюдаться у врачей-специалистов по поводу последствий травмы. Директор этой гимназии сделал все возможное, чтобы уйти от законной ответственности, поскольку именно школа должна была отвечать за данный несчастный случай в соответствии со ст. 1073 ГК РФ, так как мальчики, толкнувшие пострадавшую, не достигли на тот момент четырнадцатилетнего возраста. Отчаявшиеся найти справедливость, родители обратись в суд. Даже в суде директор пытался переложить ответственность за травму на родителей мальчиков, отказался принести извинения, настоял на проведении судебно-медицинской экспертизы пострадавшей, сомневаясь в правильности диагнозов врачей из районной поликлиники. Представители районного комитета по образованию встали на защиту прав директора, пытаясь также сохранить репутацию гимназии. Суд долго и тщательно проверял все доводы сторон, оценил все нормативные документы, регулирующие ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей, но признал правоту родителей и взыскал с гимназии расходы на лечение ребенка и компенсацию морального вреда. Такая правовая позиция судов заслуживает уважения, поскольку судебная практика, безусловно, подкрепляет теоретические основы источников правовых норм и действующего законодательства, служит положительным примером для разрешения аналогичных спорных ситуаций. Совершенно очевидно, что необходимо формировать позитивное правосознание как у лиц, ответственных за права несовершеннолетних, так и у лиц, представляющих законные интересы несовершеннолетних. Обеспечение защиты прав детей в соответствии с действующим законодательством может быть реализовано в том числе и максимальной информированностью населения о правах несовершеннолетних, об обязанностях руководителей образовательных и воспитательных учреждений. Только повышение правовой культуры всех должностных лиц, осуществляющих управление в области образования, является гарантом создания в учебном заведении правового пространства. Организация учебного процесса и внеучебной деятельности на основе уважения достоинства каждого, на основе соблюдения конституционных прав создает необходимые условия для осознания прав и обязанностей, воздействует на формирование мотивов и установок поведения, межличностных взаимоотношений. Хочется надеяться, что с развитием демократических процессов в обществе в воспитательных и образовательных учреждениях будет проводиться определенная работа по претворению в жизнь мер по наделению детей не декларативными, а конкретными правами. Понимание ответственности руководителями этих учреждений за детей будет носить при этом не формальный, а практический характер, что в своей совокупности приведет к наиболее полному соблюдению конституционных прав несовершеннолетних.^ УЧЕТ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ*О необходимости разработки Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью, пострадавшей от воздействия опасностей социального, техногенного (пожары), природного и террористического характера ^ А. Елагин, доктор юридических наукВ статьях «Детский травматизм: как с ним бороться» и «Проблему загнали в тупик?» (опубликованы в журнале «Охрана труда и социальное страхование» № 2 и № 11 за 2010 г.) была затронута тема нормативного регулирования процедуры учета и расследования несчастных случаев с различными категориями учащихся.^ Автор дайной статьи имеет за плечами тридцатилетний опыт работы в высшей школе и высказывает свою позицию по данному вопросу. Прежде всего хотелось бы уяснить, что такое несчастный случай с дошкольником, школьником или студентом. На бытовом или житейском уровне под понятие «несчастный случай» можно подвести многое из того, что случается с ребенком или студентом. Это элементарное падение с получением травмы, гибель или отравление продуктами горения в период пожара. А следует ли считать несчастным случаем утопление, гибель или получение увечья в ДТП в ходе экскурсии, отравление некачественно приготовленной пищей в школьной столовой, суицид или покушение на него? Как быть с избиениями и драками, которые происходят среди подростков в стенах учебного заведения? Для несовершеннолетних отсутствует уголовная ответственность. Будет ли это считаться несчастным случаем? Последнее имеет принципиальное значение, учитывая наблюдающиеся у молодежи жестокость, вандализм, агрессивность. По данным МВД России, в 2009 г. среди несовершеннолетних зарегистрировано 85 тыс. преступлений. За пять месяцев 2010 г. задержано более 31 тыс. малолетних преступников, а всего за полгода зарегистрировано 32,9 тыс. «детских» преступлений. Большинство из них совершается вне стен учебного заведения, но немало их происходит и там, в том числе с получением пострадавшими травм различного характера. В ст. 3 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» дано определение понятию «несчастный случай на производстве». Это событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть. В юридической литературе под несчастным случаем понимается внезапное и вредное воздействие внешней силы на организм человека при отсутствии умысла со стороны пострадавшего. Анализируя эти понятия, приходим к выводу, что общим для них являются получение пострадавшим увечья, повреждение здоровья и в ряде случаев – смерть. В этой связи правильнее говорить о воздействии на учащихся опасностей социального, психологического, природного и террористического характера и о защите от них. Это утверждение целесообразно закрепить в проекте Федерального закона «Об образовании». Не менее важны учет опасностей (пожары, дорожно-транспортные происшествия, нарушение правил безопасности) и их расследование. В первую очередь необходимо точно знать, сколько детей травмируется и гибнет от производственных опасностей. Проблема правильного учета опасностей, рисков, воздействующих на детей, заключается в том, что в этом процессе участвует достаточно много ведомств. Это Минобразования России, Минспорттуризма России, Минздравсоцразвития России, а также Росстат как главное ведомство страны, формирующее государственную статистику, в том числе и в сфере образования, здравоохранения и демографии. Следует определить, какая из названных структур должна вести эту статистику. По мнению автора, необходимо разработать новое Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью, пострадавшей от воздействия опасностей социального, техногенного (пожары), природного и террористического характера. Оно должно быть введено взамен действующего Положения о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе гособразования СССР (утв. приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 01.10.90 № 639, согласовано с Минздравом СССР, Госкомитетом СССР, Прокуратурой СССР и ЦК профсоюзов работников народного образования и науки). В новое Положение следует включить нормы по установлению причин и условий, в силу которых имел место несчастный случай; по установлению виновных за нарушение требований правил, норм безопасности. Справедливости ради отметим, что такие нормы зафиксированы, например, в ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями). Руководителю организации (в том числе учреждения образования), в которой произошел пожар, предоставляется право (и обязанность) проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, произошедших на предприятии. Продолжая разговор на затронутую тему, хотелось бы дать родителям, дети которых посещают учреждения образования, практический совет, касающийся процедуры расследования несчастных случаев. Не надо стесняться применять предоставленные права, в том числе – использовать возможности органов внутренних дел. Приказом МВД России от 04.05.10 № 333 утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел РФ заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях. В этой Инструкции имеется упоминание о несчастных случаях, которые происходят на транспорте, в быту, по пути домой, в том числе в учебном или другом заведении. Речь идет о несчастных случаях, которые требуют проверки для обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения. Большинство несчастных случаев с детьми, студентами являются результатом упущений в организации учебного процесса или досуга детей. Это реальное основание для подачи заявления в местный орган внутренних дел с целью проведения проверки. Регистрация сообщения осуществляется в соответствии с п. 16 указанной Инструкции. Согласно абз. 2 п. 7 Инструкции сообщения о происшествиях (несчастных случаях) поступают в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи и принимаются в дежурных частях органов внутренних дел круглосуточно. Рассмотрение сообщений о происшествии, в том числе о несчастном случае, осуществляется уполномоченным должностным лицом органов внутренних дел (участковым уполномоченным полиции, инспектором инспекции по делам несовершеннолетних или другим сотрудником полиции) в порядке, установленном законодательными или нормативными актами РФ. При официальном обращении в орган внутренних дел по факту заявления будет проведена проверка (качественно или не очень качественно – другой вопрос), и заявитель получит официальный ответ. При желании он сможет ознакомиться с материалами проверки. Данный механизм нельзя отнести к категории идеальных, но, тем не менее, он дает возможность пострадавшему или его законному представителю (родителю, опекуну и т.д.) официальным путем получить информацию о причинах и обстоятельствах происшедшего несчастного случая. Целесообразность в использовании возможностей полиции возникает, если ребенок находится в летнем лагере отдыха, в туристическом походе, на соревнованиях, занимается в секции или кружке. В связи с принятием Федерального закона от 07.02.11 № 3-ФЗ «О полиции» уровень требовательности и контроль, в том числе общественный, к деятельности полиции существенно возрастет. Это дает основание надеяться, что заявления о несчастных случаях в школах, вузах и иных образовательных учреждениях будут рассматриваться надлежащим образом. Хотелось бы затронуть еще один немаловажный вопрос. На рынке услуг функционирует множество коммерческих учреждений, в которых обучение предоставляется на платной основе. Это курсы иностранных языков, курсы по подготовке охранников и телохранителей, автошколы, кружки бальных танцев и т.д. Обучающиеся на всех этих курсах платят за обучение, и их нельзя отнести к категории учащихся, на которую распространяется Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе госообразования СССР. Они не подпадают и под процедуру расследования несчастных случаев с работниками предприятий, установленную Трудовым кодексом РФ, постановлением Правительства РФ от 31.08.02 № 635 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве», постановлением Минтруда России № 73 (2002 г.) «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Если, к примеру, с молодым человеком, который проходил обучение на курсах охранников, чтобы получить лицензию для занятия этим видом деятельности, произошел несчастный случай (а такое вполне возможно), то кто и как его должен расследовать? К сожалению, ответа на этот вопрос нет. Надеемся, что в новом Положении эта позиция будет отражена, и что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки будет осуществлять контроль по этому направлению деятельности. Любые требования, которые имеются в действующем Положении или которые войдут в новый документ, не будут стоить ломаного гроша, если за их исполнением не будет контроля. Многие исследователи и практические работники предлагают страховать детей и подростков от несчастных случаев с целью снижения детского травматизма. Автор не против страхования как экономического механизма защиты учащегося, воспитанника и т.д., однако при этом вместо системного подхода, наведения порядка и многоплановой работы по предупреждению несчастных случаев среди детей нам пытаются навязать страхование как панацею от большинства несчастных случаев. Страхование ничего кардинально не изменит, если не будет, как отмечалось, системной работы и ответственности педагогов, воспитателей и других должностных лиц образовательных учреждений за дисциплину и порядок. Вместе с тем сегодня – и с этим надо считаться – далеко не каждый родитель может позволить себе добровольное страхование ребенка. Это затратный и одновременно малоэффективный механизм, так как после получения травмы ребенок только один раз получит страховое возмещение. А как быть дальше, если полученная травма окажется серьезной и ребенок будет нуждаться в длительном лечении, реабилитации или того хуже – станет инвалидом? Страховое лобби, без всякого сомнения, будет выступать за обязательное страхование детей, подростков и т.д., и в первую очередь – за счет бюджетных средств. Это для них очень выгодно и удобно, учитывая, что в категорию застрахованных попадут несколько десятков миллионов человек. Полагаю, что пока без этого можно обойтись, так как в системе образования и у родителей имеются другие проблемы финансового и материального плана. В своем Послании Федеральному собранию ГД РФ 30 ноября 2010 г. Президент РФ Д.А. Медведев отметил: «Нам не должно быть стыдно за то, какую страну мы передадим нашим детям и внукам, но не менее важно, в каких руках будет находиться судьба России. 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. Это задача номер один для всех нас. Забота о будущих поколениях – это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу. Считаю, что нам жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства. Политика современная, политика, которая отвечает интересам национального развития. И именно поэтому в нынешнем Послании я уделю этой теме самое главное внимание». Ответ на поставленные Президентом РФ задачи Министерство образования и науки РФ своим приказом от 28.12.10 № 2106 утвердило Федеральные требования к образовательным учреждениям, касающиеся охраны здоровья обучающихся и воспитанников. Эти требования представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение физического и психологического здоровья подрастающего поколения. Требования сформированы с учетом факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья обучающихся, воспитанников. Среди них обозначены факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях. Следует признать, что несчастные случаи, происходящие с обучающимися в образовательных учреждениях, приводят порой к потере здоровья, а иногда и к гибели. Не раскрывая в данной статье все Федеральные требования (их достаточно много), хотелось бы выделить те направления, которые затрагивают и рассматриваемую проблему. Например, одним из требований к целостности системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников является системность деятельности по вопросам здоровьесбережения. В основной образовательной программе образовательного учреждения, уставе и локальных актах должны найти отражение направления деятельности (в том числе и по предупреждению травматизма), обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, безопасный образ жизни. Не менее важным является требование о включении в основную общеобразовательную программу разделов и модулей по формированию культуры безопасного образа жизни. При мониторинге сформированной культуры безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников наряду с аналитическими данными, проведением социологических исследований требуется отслеживать динамику показателей общего здоровья, а также травматизма в образовательном учреждении (в том числе дорожно-транспортного травматизма). Вышеперечисленные показатели в обязательном порядке включаются в ежегодный отчет образовательного учреждения, который будет доступен широкой общественности. Рассмотренные выше вопросы направлены на защиту прав и интересов детей, на создание условий для безопасного образа их жизни, поддержку их со стороны государства. В этой комплексной, целенаправленной деятельности всем важно помнить слова Ф.М.Достоевского о том, что все счастье мира не стоит одной слезинки, невинно пролитой ребенком.^ ДЕТСКИЙ ТРАВМАТИЗМ: КАК С НИМ БОРОТЬСЯ*О нормативно-правовой базе, создающей условия для охраны жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса^ Ю.П. Сентюрин, статс-секретарь – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Демографическая ситуация в стране, несмотря на принимаемые меры по реализации Указа Президента РФ от 09.10.07 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.», остается сложной. Улучшить демографические показатели можно не только за счет роста рождаемости, но и за счет сохранения здоровья и увел^ ПРОБЛЕМУ ЗАГНАЛИ В ТУПИК?*О проблеме нормативного регулирования учета и расследования несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками системы образования Российской Федерации^ А. Тудос, шеф-редактор журнала «Охрана труда и социальное страхование» В журнале «Охрана труда и социальное страхование» (№ 2 за 2010 г.) в рубрике «Консультация» была опубликована статья «Детский травматизм: как с ним бороться». В ней помещено разъяснение статс-секретаря – заместителя министра образования и науки Российской Федерации Ю.П. Сентюрина о существующей нормативной базе по расследованию и учету несчастных случаев с обучающимися и с воспитанниками образовательный учреждений. Однако это разъяснение вызвало у наших подписчиков ряд вопросов Аудитория обучающихся и воспитанников не только огромна, но и разнородна. В нее входят все, начиная от малышей детского дошкольного учреждения и заканчивая студентами техникумов и вузов. Это сотни тысяч человек, которые определяют будущее нашей страны. Можно отметить, что только в этом году первоклассниками стали 74 тыс. детишек. Понятно, что проблема правильного учета и расследования несчастных случаев с детьми различных возрастов волнует всех, в том числе родителей пострадавших, и особенно тех, кто имел неприятную возможность столкнуться с несчастным случаем с ребенком в период его нахождения в учреждении системы образования. Напомним читателям, что в упоминавшемся разъяснении Ю.П. Сентюрина сообщалось, что в настоящее время процедура расследования и учета несчастных случаев установлена Положением о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками в системе Госообразования СССР, которое утверждено приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 01.10.90 № 639 (вместе с Пол
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…