Внешнеэкономическая деятельность авиакомпании (на примере ЗАО “Эйр Казахстан”)” СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность государства 7 1.1.сущность и виды внешнеэкономической деятельности 7 1.2.внешнеэкономическая деятельность Республики Казахстан. 15 Глава 2. Анализ внешнеэкономической деятельности авиакомпании ЗАО “Эйр Казахстан 1. Экономическая характеристика авиакомпании 31 2.2.
Анализ производственной и финансовой деятельности авиакомпании ЗАО “Эйр Казахстан” 3. Внешнеэкономическая деятельность ЗАО “Эйр Казахстан” 55 Глава 3. Перспективы развития ЗАО “Эйр Казахстан” на 2002 – 2005 годы 1. План развития ЗАО “Эйр Казахстан” на период 2001 -2005 гг 59 3.2.
Прогноз финансовых показателей и Программа развития на период 2001-2005года 63 Заключение 68 Список литературы 72 ВВЕДЕНИЕ Казахстан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой эконо¬мики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в миро¬хозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по уг¬лублению экономических реформ, формированию социально ориентированной
рыночной экономики, Казахстан исходит из того неоспоримого факта, что ры¬ночная экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолирован¬ность и замкнутость. В связи с этим будущее на¬шей экономики видится в интеграции ее с миро¬вым хозяйством. Не случайно одним из важных шагов пра¬вового обеспечения подлинного суверенитета рес¬публики стало конституционное закрепление Казахстан как самостоятельного субъекта между¬народных отношений, определяющего
внешнюю политику в своих интересах, имеющего право вступать в международные организации, системы коллективной безопасности, межгосударственные образования. Республика Казахстан активно включилась в многосторонние международные механизмы экономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в авторитетных международных финансовых и экономических, организациях, таких как Организация Объединенных Наций и ее институты,
Всемирный банк, Международный валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Организация содействия экономическому развитию, Международная организация труда, Всемирная организация здравоохранения, и в других ведущих финансово-экономических организациях. Многие международные организации — ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Комиссия
Европейского Союза и другие открыли в республике свои региональные представительства и активно сотрудничают с казахстанскими партнерами. Осуществляется ряд проектов, разработанных при участии Международного валютного фонда, Мирового банка, Международной финансовой корпорации и способствующих, в частности, развитию в республике малого и среднего бизнеса и финансового обеспечения проектов в приоритетных направлениях экономики. Казахстан вместе с государствами
Центральной Азии стал членом организации экономического сотрудничества, созданной Турцией, Ираном и Пакистаном. В рамках этой организации республика принимает активное участие в разработке и реализации проектов по совместному строительству межгосударственных транспортных коммуникаций, обеспечивающих для Казахстана выход к морским портам, к транснациональным транспортным сетям, мировым рынкам товаров и капитала. Следует отметить, что сотрудничество Казахстана с международными организациями строилось
и будет строиться исходя из цели, сочетающей как долгосрочные, так и текущие приоритеты. Во-первых, это стратегическая интеграционная задача—непосредственное включение в международные валютно-финансовые и торговые механизмы на основе создания равноправных и отвечающих национальным интересам условий для взаимодействия всех хозяйствующих субъектов Казахстана с внешним миром. Во-вторых, это прямое содействие решению текущих проблем республики, поддержка
проводимых реформ путем получения финансовой, технической и консультативной помощи со стороны ряда указанных институтов на основе имеющегося международного опыта. На начальном этапе осуществления реформ пришлось практически с нуля формировать современный внешнеэкономический комплекс республики, создать по существу новый механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. За три года независимости реформа внешнеэкономических связей в
Казахстане заметно продвинулась, прежде всего, в организационно-правовых аспектах. С начала осуществления реформы изменился состав и структура участников внешнеэкономических связей. Право выхода на внешний рынок получили более двух тысяч хозяйствующих субъектов республики, в числе которых ассоциации, концерны, малые и частные предприятия. Помимо внешней торговли, заметно активизировались другие формы внешнеэкономического сотрудничества,
увеличивается число созданных и функционирующих на территории республики предприятий с иностранными инвестициями. За первые годы независимости были приняты основные законодательные акты, изданы указы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основы расширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности, стимулирующие развитие экспортного потенциала республики. Существенно был упрощен порядок создания совместных с иностранным капиталом предприятий, регистрации
участников внешнеэкономической деятельности и лицензирования экспортиру¬емой продукции. Все это позитивно повлияло на ак¬тивизацию внешнеэкономической деятельности и на улучшение структуры экспорта и импорта. Целью дипломной работы является изучение внешнеэкономической деятельности национальной авиакомпании “Эйр Казахстан”. В задачи исследования входят: -изучение теоретичеких аспектов внешнеэкономической деятельности; -анализ основных экономических показателей компании; -ознакомление с деятельностью компании
с зарубежными партнерами; -выявление направлений совершенствования функционирования компании и др. Глава 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 1.1 Сущность и виды внешнеэкономической деятельности Понятие внешнеэкономической деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических
связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей. Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортированных предприятий
с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера. Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними,
так и с зарубежными партнерами. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг – транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению
платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных рынков. Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной структурой связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки. Согласно Конвенции Организации Объединенных
Наций о договорах международной купли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая между контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе которых указаны разные государства. Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-
финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции. Внешнеэкономическую деятельность и внешнеэкономические связи не следует рассматривать как две раздельных сферы функционирования и государственного регулирования.
Основные задачи внешнеэкономической деятельности государства, такие как: – таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу; – нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и квотирование); – меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы). Существенно влияют на определение стратегии внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств,
ведомств, отдельных предприятий и объединений. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, со¬трудничество. Внешняя торговля начала быстро развиваться при капи¬талистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира: США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других в мировую рыночную экономическую систему.
Процесс бурного развития капиталистического способа производства способствовал решению технических проблем пере¬броски крупных партий товаров на дальние расстояния ;за счет использования железных дорог, пароходов в XIX веке. В XX веке возможность широкого развития внешней торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного, желез¬нодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов. Интенсивное развитие различных видов машинного про¬изводства делает необходимостью увеличение
внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потреб¬ность закупки нефти, леса, руд„мёталлов тем выше, чем интенсив¬нее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может разви¬ваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономиче¬ских связей и усилению внешнеэкономической
деятельности. Существенной предпосылкой развития внешнеэкономиче¬ской деятельности является возможность повышения нормы при¬были на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капи¬тала и таким образом способствует снижению издержек производ¬ства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая
ниже на¬циональной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня на¬циональной стоимости в развитых странах. Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснацио¬нальные корпорации, которые чаще всего бывают национальны¬ми по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности
и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весь¬ма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного обо¬рота приходится около одной трети международного экспорта. К ряду других общих факторов развития внешнеэкономи¬ческой деятельности относятся: 1. Неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отрас¬лей, свой. уровень развития промышленности сельского
хозяйст¬ва, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике. Специализация промышленного или сельскохозяйственно¬го производства дает сильный толчок развитию внешней торгов¬ли, что очень актуально для небольших по территории и числен¬ности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и других. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50 % и при¬мерно такая же доля
импортируется. 2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Еже¬годно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть ре¬гионы: Западная Европа, США, Ближний
Восток, Южная Амери¬ка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому переме¬щение работников из страны в страну, регулируемое Междуна¬родной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности. Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способст¬вует установлению торговых отношений между странами мира.
Установлению внешнеэкономических -связей между госу¬дарствами способствует возможность некоторых стран мира: Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и других – выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах. 3. Характер политических отношений. Укреплению внеш¬неэкономической деятельности способствует наличие дружествен- ных политических отношений между странами.
И, наоборот, по¬литическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей. 4. Различный уровень научно-технического развития. Фор¬мированию внешнеэкономической деятельности способствует об¬мен между странами студентами, стажерами, научными сотрудни¬ками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспе¬дициях; выполнение контрактов по проведению проектных, науч¬но-
исследовательских и конструкторских работ. 5.Особенности географического положения, природных и климатических условий. К результатам развития внешнеэкономи¬ческой деятельности в мировой экономике можно отнести: • дальнейшее углубление международного разделения труда; • экономию общественного труда в странах, активно осуществ¬ляющих внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей; • интенсивный и рациональный обмен результатами труда; • дальнейшее укрепление политических,
научных, технических, культурных и других связей; • увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономи¬ку; • успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов; • расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют Виды внешнеэкономической деятельности: экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы); * оказание субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности,
в том числе производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других не запрещенных законами государства; * научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе; * международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных
законами государства; * кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами государства; * совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом
на территории государства и за ее пределами; * предпринимательская деятельность на территории государства, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами государства; * организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных
мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности; * организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории государства за иностранную валюту; * товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговли; * арендные, в том числе лизинговые операции; * операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и на межбанковском валютном рынке; * работы на контрактной основе физических лиц государства
с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; * другие виды внешнеэкономической деятельности не запрещенные законами государства. Приведенный перечень видов и форм внешнеэкономической деятельности является весьма полным и охватывает практически все известные в мировой практике виды. Однако следует отметить, что ведущую роль среди них играет такая форма внешнеэкономических связей как международная торговля, с помощью которой страны могут развивать специализацию, повышать производительность
своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне не эффективно или невозможно вообще. 1.2.Внешнеэкономическая деятельность Республики Казахстан Становление Казахстана как независимого государства предполагает построение политических и экономических отношений с зарубежными странами, определение места страны в системе мировых хозяйственных связей и
международного разделения труда. До конца 1991 г. Казахстан не имел самостоятельной государственности. Развитие республики осуществлялось в условиях централизованной системы планирования и глубокой интеграции в рамках экономического пространства бывшего СССР. Именно в советский период была осуществлена индустриализация Казахстана и развитие его крупных зерноводческих хозяйств, причем экономика была специализирована на
поставках в другие республики СССР топливно-энергетических и минеральных ресурсов, зерна и другой сельскохозяйственной продукции, т.е. носила сырьевой характер. В республике были также построены крупные металлургические заводы для первичной переработки минерального сырья, а также крупные машиностроительные заводы, большая часть которых входила в систему военно-промышленного комплекса СССР. Распад СССР и разрушение единого экономического и денежного пространства особенно болезненно отразились
на экономике Казахстана, во многом обострив спад производства и инфляционные процессы. Казахстан вышел на мировую арену как самостоятельное государство, находясь в состоянии глубокого экономического кризиса. Сложившиеся экономические деформации, полная ориентация всей экономики на пространство бывшего СССР, неадекватность системы экономических отношений внутри республики характеру мировых экономических связей -все это значительно ограничило возможности быстрой интеграции страны в мировую экономику.
Кроме того, Казахстан, как страна, не имеющая выходов к морю и имеющая выходы на мировые транспортные магистрали только через пост социалистические страны с нестабильной экономикой, имел чисто объективные трудности в диверсификации своих экономических отношений. Экономические реформы, направленные на переход к рыночным отношениям – это объективная необходимость для того, чтобы “вдохнуть жизнь” в экономику путем формирования новой системы стимулов производственной
деятельности и ее регулирования. Бывшая централизованно планируемая экономика Казахстана должна претерпеть трансформацию, чтобы стать адекватной системе производственных отношений, сложившихся в мире, и интегрироваться в систему мировых хозяйственных связей, которые регулируются финансовыми потоками, отражающими действие рыночных сил. Новая внешнеэкономическая политика республики формируется в контексте этих реформ и является их неотъемлемой
частью. С одной стороны, переход к рыночными отношениям является необходимым условием вхождения страны в мировой рынок, с другой стороны, развитие внешнеэкономических связей стимулирует развитие рыночных отношений, способствуя созданию конкурентного рынка внутри республики и поступлению конкурентных сигналов к экспортерам, ускоряет процесс монетаризации экономических связей и формирования адекватной финансовой системы, дает мощный импульс процессам разгосударствления и приватизации.
Таким образом, главные акценты во внешнеэкономической политике определяются этапами проведения экономической реформы . На первом этапе необходимо стимулировать воздействие внешнеэкономических связей на ход рыночной реформы и макроэкономическую стабилизацию, что определяет главный курс на либерализацию внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая политика должна быть направлена также на рационализацию и диверсификацию экономических связей с другими странами, что позволит
Казахстану постепенно снизить уровень экономической зависимости от стран бывшего СССР, прежде всего от России, и обеспечить большую устойчивость экономике. На втором этапе акцент может быть сделан на продвижение продукции казахстанских экспортеров на мировой рынок, т.е. на повышение конкурентоспособности национальной экономики. Этот этап наступает, когда страна достигает макроэкономической и финансовой стабильности и начинает
осуществлять инвестиции в производство. В прошедшие годы основным содержанием внешнеэкономической политики Казахстана стала либерализация внешнеэкономической деятельности. До 1993 г. вся внутренняя, межреспубликанская и внешняя торговля регулировалась системой государственных заказов. Экспортные лицензии и квоты распространялись почти на 200 наименований товаров, включая все энергетические ресурсы, черные и цветные металлы, продукты питания, зерно, строительные материалы, широкий
спектр промышленных и потребительских товаров. Экспорт стратегических товаров осуществлялся только через монопольные внешнеэкономические структуры. Практически вся торговля со странами бывшего СССР регулировалась двусторонними межправительственными соглашениями и проводилась на клиринговой основе. Первый значительный шаг в либерализации внешнеэкономической деятельности был сделан в 1992- 1993 г. внешнеэкономические операции в основном регулировались через систему государственных заказов, а экспорт
стратегических товаров находился под монопольным контролем государства. Таможенная служба республики в этот период находилась на стадии формирования, и по объективным причинам, официальная таможенная статистика не велась. Характерной чертой торговых отношений этого периода являлась значительная доля бартерных сделок, прежде всего, между предприятиями стран СНГ, в силу отсутствия у них достаточного объема собственных финансовых средств.
Число квот было сокращено до 34 наименований, а лицензий – до 61 наименования. Были введены аукционы по продаже экспортных квот и лицензий. Объем межреспубликанской торговли по межправительственными соглашениями сократился на 60%, а систему государственного заказа, обеспечивавшую выполнение соглашений, сменила система государственных закупок, которая более полно отвечала рыночным условиям и формировалась на основе договорных цен.
В то же время для выравнивания внутренних и внешних цен на экспортную продукцию были введены экспортные налоги на 145 видов, уплачивавшиеся в твердой валюте, в размере до 30 процентов. Средний размер экспортных налогов составлял 15%. Импортные лицензии распространялись на 5 наименований продукции, импорт облагался налогом в размере от 0,5 до 21% со средней ставкой 13%. Около 26 предприятий пользовались льготами по внешнеэкономической деятельности.
В 1994 г. 25,7 % экспортных поставок республики и 9% импортных поставок осуществлялись в порядке прямого товарообмена. Произошло дальнейшее уменьшение числа товаров, подлежащих лицензированию (до 34 наименований) и квотированию (до 7 наименований), по большинству товаров произошло выравнивание внутренних и мировых цен, что привело к снижению средней ставки налога на экспорт до 7%, причем экспортный налог уплачивался уже в тенге. Были отменены все льготы по налогообложению внешнеэкономической деятельности.
В 1993-1995 г. осуществляется существенная либерализация ВЭД, во внешней торговле утвердился принцип договорных цен, были подписаны соглашения о торгово – экономическом сотрудничестве со многими государствами, в том числе Соглашение о зоне свободной торговле государств – участников СНГ. С 1995г. республика ежегодно имеет положительное сальдо торгового баланса (по данным таможенной
статистики), при стабильном увеличении (за исключением 1998г.) экспортной составляющей внешнеторгового оборота республики (с 58% в 1995г. до 64,4% в 2000г). Были отменены все экспортные квоты, отменены экспортные и импортные лицензии, за исключением короткого списка товаров, составленного по соображениям национальной и личной безопасности и здоровья (9 наименований – по экспорту и 11 наименований – по импорту); аннулирована монополия на внешнюю торговлю стратегическими
товарами; отменена обязательная продажа валютной выручки экспортеров; запрещена бартерная торговля; приняты меры для расширения биржевой торговли промышленной и сельскохозяйственной продукцией, установлен порядок реализации товаров на экспорт через аукционную торговлю на биржах, а также порядок выдачи товарными биржами сертификатов для таможенного оформления вывозимых товаров. В январе 1995 г. Россия, Казахстан и Беларусь заключили договор о таможенном союзе.
Первый этап – отмена таможенных барьеров между этими странами – был завершен в марте 1995 г. С начала октября 1995г. были введены единые таможенные тарифы. Максимальная ставка экспортного таможенного тарифа была снижена с 30% до 25%, а число товарных групп, облагаемых таможенным тарифом, сократилось с 70 до 27. Значительно снижены ставки импортных таможенных пошлин, хотя перечень налогооблагаемых товарных групп
все еще включает 12 наименований. Благоприятная конъюнктура мировых цен на экспортируемые товары, реализация политики импортозамещения позволили в 2000г достичь самого высокого положительного сальдо торгового баланса (без учета неорганизованной торговли) в размере 4087,4млн. долл. США. По итогам 2000г. экспорт товаров в стоимостном выражении увеличился на 63%, импорт –на 37%. В 2000г. большая часть экспортно-импортных операций осуществляется за
СКВ: экспорт-90,2%, импорт – 60,7%. Доля бартера во внешнеторговых операциях стала незначительной: экспорт –1,3%, импорт-2,6%. За 1995-2000гг. объем товарооборота со странами вне СНГ возрос в 2,5раза, а со странами СНГ снизился на7%. В структуре внешнеторговых связей Казахстана прослеживается тенденция увеличения доли стран вне СНГ (с 39% в 1995г.до 64% в 2000г.) и сокращение доли государств – членов
Содружества (соответственно с 61до 36% ). Для усиления контроля за внешнеэкономической деятельностью и исключения случаев недобросовестных сделок в 1995 г. Правительство наметило разработать Законы “Об экспортно-импортных сделках” и “Об экспорте капитала”, а также гармонизировать таможенные тарифы с международными нормами. Вывоз зерна, хлопка-волокна, кожсырья, проката черных металлов будет осуществляться при их приобретении
или регистрации контрактов по их продаже на республиканских товарных биржах. Вводится совместный банковский и таможенный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта. Либерализация внешнеэкономической деятельности коснулась не только внутренних процедур, но и доступа на рынки зарубежных стран для казахстанской продукции. Кроме вышеуказанного таможенного союза между Россией,
Беларусью и Казахстаном, в соответствии с которым были отменены все таможенные барьеры на пути продвижения товаров, за эти годы значительно улучшился режим доступа на рынки стран ОЭСР. В отношении Казахстана сняты или снижены многие санкции, применявшиеся к странам с нерыночной экономикой, со стороны стран ОЭСР: дискриминационные тарифы, квоты, изменяющиеся уровни налогообложения, произвольно применяемые схемы лицензирования и другие нетарифные барьеры.
Республика получила статус наибольшего благоприятствования на рынках Европейского Союза, Австрии, Скандинавских стран, Канады, США и Японии. В 1992 г. Канада, в 1993 г. ЕС и Австрия и в 1994 г. США включили Казахстан в систему Генеральных преференций. В настоящее время проводится подготовка вступлению
Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), включая Генеральную систему торговли и тарифов (ГАТТ). Вместе с тем, экспорт Казахстана все еще не страдает от антидемпинговых мер, квотирования и других ограничений, поэтому ускорение рыночных реформ и вступление республики в ВТО являются важнейшими задачами для обеспечения выхода на мировые рынки. Внешнеэкономические связи Казахстана были значительно диверсифицированы.
Разрыв хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, обусловленный в первые годы после его распада центробежными тенденциями и нарушением платежного механизма, наряду со многими негативными последствиями имел и положительный результат: вследствие необходимости адаптации к новым условиям и переориентации товарных потоков произошла рационализация хозяйственных связей. Искусственно поддерживаемые плановой экономикой, но не рациональные товарные потоки были переориентированы,
а наметившаяся в последние два года тенденция к реинтеграции позволяет восстановить те связи, которые являются взаимовыгодными для стран-партнеров. В настоящее время Казахстан торгует со 124 странами мира. Значительно изменилась страновая структура внешнеторгового оборота -доля стран СНГ снизилась до 56-60%. Главными торговыми партнерами Казахстана сегодня являются: Россия (40,5% экспорта и 42,6% импорта),
Узбекистан (4% экспорта и 6,7% импорта), Украина (2% экспорта и 3% импорта), Кыргызстан (1,8% экспорта и 2,3% импорта), Нидерланды (11% экспорта), Швейцария (5% экспорта и 2,5% импорта), Германия (3,7% экспорта и 6,7% импорта), Китай (6,0% экспорта и 1,2% импорта), Турция (1,6% экспорта и 3,5% импорта), Республика Корея (1,3% экспорта и 1,5% импорта) и
США (1,0% экспорта и 2,3% импорта). За период с 1995г.по 1999г. доля минеральных продуктов в Казахстанском экспорте возросла с 29% до 44%, а в 2000г. по сравнению с1999г. удельный вес минеральных продуктов в общем объеме экспорта вырос еще на 11 процентных пунктов . Оценивая реальные экспортные возможности Казахстана, приходится констатировать, что в ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки в основном с сырьевой продукцией.
Обрабатывающая промышленность республики сегодня неконкурентоспособна, и потребуется время, чтобы провести мероприятия и осуществить инвестиции, которые позволят производить конкурентоспособную продукцию. Такая ситуация обусловлена технологической отсталостью и изношенностью оборудования, несоответствием мощностей предприятий имеющимся ресурсам, высокой энерго – и материалоемкостью производства, отсутствием технологий глубокой переработки, что делает казахстанскую промышленную продукцию неконкурентоспособной
даже по ценовому фактору, а также грузом социальных проблем, что также ведет к повышению цен. Если металлургические предприятия республики даже в современных условиях имеют неплохие экспортные возможности, то в машиностроении ситуация исключительно сложная. Здесь главная задача – в кратчайшие сроки провести реформирования предприятий и конверсионные мероприятия, направить интеллектуальный, научный и технологический потенциал военно-промышленного комплекса на цели
повышения конкурентоспособности продукции. Одной из главных статей казахстанского экспорта является нефть сырая, доля которой в экспорте возросла с 15%в 1995г.до 44,2% в 2000г. В 2000г. по сравнению с 1995г. более чем в три раза увеличился удельный вес нефти и газового конденсата в экспорте республики, на ряду с уменьшением удельного веса отдельных товаров. Казахстан входит в число крупнейших производителей нефти в мире, а устойчивый спрос на это сырье на
мировом рынке позволяет рассматривать экспорт нефти как важнейший потенциальный источник доходов страны. Однако сегодня возможности экспорта нефти ограничены отсутствием прямого доступа на мировой рынок и зависят от квот, устанавливаемых Россией на транспортировку нефти по ее трубопроводам. Так, в 1999 году квота, установленная Казахстану для транспортировки нефти на рынки дальнего зарубежья, составляла 7 млн. тонн, что, безусловно, гораздо ниже его экспортных возможностей.
В настоящее время важнейшими статьями казахстанского экспорта являются черные металлы, медь и медная продукция. Богатые месторождения с качественными и дешевыми ресурсами создают Казахстану первичные конкурентные преимущества в экспорте этой продукции. Однако, конкурентный потенциал черной и цветной металлургии постепенно подтачивается из-за износа оборудования, отсутствия инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, несоответствия мощностей
предприятий рудной базе, повышения стоимости энергоресурсов, отсутствия оборотного капитала. Кроме того, технологическая отсталость производства не позволяет производить продукцию в соответствии с мировыми стандартами. Поэтому недостаточные инвестиции в экспортные производства могут привести к большим потерям в будущем. Товарная структура казахстанского экспорта характеризуется преобладанием 8-10 товаров на долю которых приходится более 80% стоимостного объема экспорта.
Товарная структура импортируемых республикой товаров достаточно разнообразна: наибольшую долю занимают машины и оборудование, химические товары и минеральные продукты. В рыночной экономике государство осуществляет регулирование международной торговли и внешней экономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию
ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней политики государства. Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные. Экономические методы регулирования международной торговли базируются на использовании
экономических инструментов торговой политики (таможенных пошлин, налогов НДС, акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях. Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты,
с помощью которых государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается. Тарифные методы являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании международной торговли определила целесообразность
их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования. Тарифное регулирование направленно преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины. Экспортные пошлины противоречащими природе рыночных отношений, международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной торговле.
Ассортимент товаров, завозимый в Казахстан из разных стран разнообразен и постоянно обновляется. Некоторые товары поступают на казахстанский рынок только завоза их из других стран. Но в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками и ценами.
Соотношения между этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, как правило, колебаться в весьма широком диапазоне, что определяет необходимость дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции. При ограниченном ассортименте завозимой продукции и массовости завоза, ставки таможенных пошлин могут устанавливаться индивидуально для конкретных изделий или с ориентированием на их индивидуальные выходные главные параметры. Например, таможенные пошлины на автомобили и перевозочные средства устанавливаются
с учетом объема цилиндров двигателя и количества лет с момента их выпуска, что может служить показателем их морального и физического износа. Целесообразно при импорте товаров, бывших в употреблении и имеющих значительный моральный и физический износ, применять повышенные ставки ввозных пошлин, что ограничивает завоз такой продукции, поскольку это не способствует научно-техническому прогрессу общества. Таможенные пошлины являются важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономической деятельности, с
помощью которого реализуется техническая политика государства в области внешнеполитического обмена, и поэтому ставки ввозных пошлин не могут быть инертными к техническому уровню и физическому состоянию импортируемых машин и оборудования, а тем более создавать преимущества для импорта морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования. Последовательное и целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активной внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики, полноправное
участие в международном разделении труда и интеграцию в систему мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов стратегического плана – обеспечения устойчивого экономического роста. Внешняя торговля со странами СНГ. Динамика внешнеторгового оборота Казахстана со странами СНГ складывалась неоднозначно. В 1997-1999гг. наблюдалась тенденция снижения объемов внешней торговли со станами
Содружества. Однако в 2000г произошло существенное повышение объемов экспортно-импортных операций со всеми странами – основными торговыми партнерами из числа стран Содружества. В 2000г. доля стран СНГ в общем объеме казахстанского экспорта составила 26%. В страны Содружества, казахстанскими поставщиками было экспортировано товаров на 2390,4 млн.долларов (160% к предыдущему году).Произошло существенное повышение объемов экспорта: на
Украину – в 2,3раза,в Беларусь – на 66%, в Россию- на 57%, в Азербайджан – на 54%. Незначительное сокращение объема экспорта наблюдалось в Кыргызстан (менее 2%). Поставки в Туркменистан сократились на 45%. Таблица 1 Динамика экспорта Республики Казахстан в страны СНГ (млн. долл.США) Наименование страны 1995 1996 1997 1998 1999 2000
ВСЕГО из него: 5250,2 5811,0 6497,0 5435,8 5598,0 9139,5 СТРАНЫ СНГ 2883,5 3178,9 2981,9 2169,5 1492,4 2398,4 Таможенный союз 2535,3 2702,9 2452,0 1738,6 1256,3 1914,8 Беларусь 54,2 46,2 43,0 22,2 12,1 20,1 Кыргызстан 74,9 111,6 66,2 62,8 59,5 58,5 Российская Федерация 2365,8 2484,4 2287,8 1611,4 1138,6 1783,9
Таджикистан 40,4 60,7 55,0 42,2 46,1 52,3 Страны вне Таможенного союза 348,2 476,0 529,9 430,9 236,1 475,6 Азербайджан 23,1 9,6 23,2 29,8 30,7 47,4 Армения 0,2 0,1 0,1 0,8 7,0 4,2 Грузия 0,3 10,1 2,1 4,7 3,3 7,7 Молдова 2,5 3,1 2,8 ‘ 0,9 0,2 1,1 Туркменистан 47,5 38,8 49,8 12,3 13,5 7,4 Узбекистан 153,1 201,8 148,4 119,2 66,4 139,2
Украина 121,5 212,5 303,5 263,2 115,0 268,6 В первом полугодии 2001г.доля стран СНГ в общем объеме экспорта Республики составила 31%(в январе-июне 2000г 28,2%). Внешнеторговый оборот со странами СНГ составил 3173,9 млн.долларов США, что на 32,1 % выше уровня аналогичного периода 2000г в том числе экспорт – 1382,2млн. долларов, импорт – 1791,7млн. долларов. Российская Федерация в силу исторически сложившихся процессов экономического
сотрудничества с Казахстаном продолжает оставаться основным торговым партнером и основным потребителем казахстанской продукции. Удельный вес Российской Федерации в объеме экспорта в страны СНГ в 2000г. составил 75%. Наибольший удельный вес в структуре экспорта в Российскую Федерацию занимают: минеральное топливо, оксид и гидроксид алюминия, руды и концентраты, недрагоценные металлы и изделия из них, пшеница и мука.
В 2000г. по сравнению с1999г. экспортные поставки в РФ увеличились по основным товарным группам. Так, в 2 раза повысился экспорт транспортных средств, свинца и изделий из черных металлов, экспорт минерального топлива. Вместе с тем, сократились поставки в Россию мяса и субпродуктов ( по данным 2000г. 96% от общего экспорта данного товара было поставлено в
Россию) – в 13 раз, овощей (93%) – в 2раза, шерсти(21%) – на 11%. В 2000г. доля стран СНГ в общем объеме импорта Казахстана составила 55%. В импорте из стран Содружества преобладают поставки машин, оборудования и транспортных средств, топливно-энергетических ресурсов, продукции химической и металлургической промышленности. В 2000г. по сравнению с 1999г. поставки в Казахстан из
Российской Федерации возросли на 82%, Азербайджана и Туркменистана – в 2,3раза, Украины – на 35%, Кыргызстана и Беларусь на 2%. В то же время из Узбекистана – сократились на 16% (табл.2). Внешняя торговля со странами вне СНГ. В Казахстане в 1995-2000гг. наблюдалась устойчивая динамика роста внешнеторгового оборота со странами вне СНГ. Причем высокими темпами росли объемы экспорта.
Пик экспортной активности в торговле со странами дальнего зарубежья пришелся на 2000г когда было продано продукции на 6749,1 млн.долларов (164% к уровню 1999г) (табл.3). Доля стран вне СНГ в общем объеме казахстанского экспорта в 2000г. составила 74%. Таблица 2 Динамика экспорта Республики Казахстан в страны вне СНГ (млн. долл.США) Наименование страны 1995 1996 1997 1998 1999 2000
ВСЕГО 2366,7 2732,1 3515,1 3266,3 4105,6 6749,1 ЕВРОПА 1597,6 1621,2 2174,5 2271,1 1910,2 2799,5 СТРАНЫ ЕС 1116,2 1095,4 1707,5 1690,5 1284,3 2073,8 СТРАНЫ ВНЕ ЕС 481,4 525,8 467,0 . 580,6 625,9 725,7 АЗИЯ 647,6 1006,7 1134,9 726,8 847,3 1208,3 АМЕРИКА 108,6 95,0 179,2 220,0 1319,1 2719,6 АФРИКА 12,5 8,8 25,5 47,4 27,7 19,5 АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ 0,4 0,4 1,0 1,0 1,3 2,2
На протяжении последних лет увеличиваются объемы поставок казахстанской продукции в страны Азиатского региона. Увеличились экспортные поставки в Китай – на 42%, в Турцию на – 78%, в Иран в – 2раз. При этом сократились объемы экспорта в Республику Корею на 5%, в Японию – на 58%. В станы Азиатского региона, по данным 2000г, было экспортировано 57%
черных металлов и изделий из них (в 1999г-65%). Преобладает, главным образом, плоский прокат черных металлов, основными потребителями которого в 2000г. были Китай, Иран, Турция, Таиланд. В минувшем году большинство из этих стран значительно увеличили объемы импорта казахстанского проката черных металлов: Китай-11%, Иран-2,4раза, Турция –48%. В 2000г. по сравнению с 1999г . поставки в
Китай алюминия необработанного возросли в 7 раз, меди рафинированной –на 69%, отходов и лома медных – на59%. За 2 предыдущих года произошло резкое увеличение экспорта в страны Америки, главным образом, за счет продажи нефти на Бермудские и Виргинские острова. С каждым годом увеличивается экспорт в США, которые являются основным торговым партнером нашего государства в американском регионе.
В 2000г.доля стран вне СНГ в общем объеме импорта составила 45%. Импорт из стран вне СНГ, по данным таможенной статистики, увеличился по сравнению с предыдущем годом на 10% и составил 2294,7млн.долларов. Большая часть импортных товаров завозится на казахстанский рынок из Германии, Великобритании, Италии, Нидерландов. Страны азиатского региона в общем объеме импорта в Казахстане в 2000г. составил 12%. Основные поставщики данного региона:
Китай, Япония, Турция, Республика Корея. Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАКОМПАНИИ «ЭЙР КАЗАХСТАН» 2.1 Экономическая характеристика ЗАО «Эйр Казахстан» Авиакомпания «Эйр Казахстан» образована в 1996году.Взлет авиакомпании начинался, можно сказать, с абсолютно нелетной погоды 1996 года, когда самолеты
НАК «Казахстан ауе жолы»фактически проиграли экономическую войну за собственное воздушное пространство немецким, голландским и российским асам гражданской авиации. Наследники прославленного КУГА не справились с управлением, которое перестало быть централизованно плановым, и в результате не только посадили казахстанский «борт» в 10-миллиардную долговую яму, но и оставили после себя изношенный на 80 процентов самолетомоторный парк, снизивший в 5 раз пассажиропоток,
отделившиеся аэропорты, утраченные рейсы и практически отданный «чартам» рынок авиауслуг. Вывести национальную авиацию из такого штопора могло только оперативное применение новых, более современных методов управления. Движение, прогресс в той застойной атмосфере появились лишь с образованием авиакомпании «Эйр-Казахстан». Это предприятие в короткие сроки сумело, не прибегая к помощи зарубежных управляющих и иностранных займов, не только вывести из кризисного состояния всю оставшуюся летную систему, но и
поднять ее на должную высоту. Команда менеджеров стремилась к главному, созданию совершенно новой системы, в которой бы не возможно были ошибки, приводящие к разрушению компании (как это случилось с предшествиниками) Достаточно сказать, что, например, в прошлом году доля нашего национального авиаперевозчика на этом рынке, несмотря на известную конкуренцию, составила уже 80 процентов. Такой высокий показатель – следствие эффективной экономической политики компании, которая в отличие
от множества «умирающих» предприятий смогла найти резервы и инвестиции, а главное, управленческую «мудрость движения». И буквально за год-два добиться возрождения технической базы, восстановления регулярности надежности полетов, увеличения их частоты и возвращения утраченных рейсов. Более того, проложить новые маршруты самой различной протяженности и создать сервисную службу на уровне мирового. Последнее особенно немаловажно. Ведь открытость всех границ способствовала формированию новой
психологии нашего авиапассажира, которого уже не удовлетворяет устаревший «аэрофлотовский» сервис. Поэтому поступательное движение «Эйр-Казахстан» выразилось в массе нововведений. Это была разработка гибкой тарифной сетки, содержащей девять видов расценок на услуги в зависимости от ситуации на рынке;и ввод в действие системы продажи и бронирования авиабилетов «Габриэль» в десяти городах страны, а также спутниковой системы передачи данных; создание собственного отдела туризма для
оптимизации наиболее популярных маршрутов; проведение специальной программы «Персонал», повысившей профессионализм сотрудников компании до международных стандартов; и даже усовершенствование системы бортового питания с учетом диетических и религиозных потребностей пассажиров. Но главным фактором успешного продвижения на воздушном рынке, безусловно, является уровень технической оснащенности авиакомпании, состояния ее самолетомоторного парка.
А в случае с национальным авиаперевозчиком -это еще и престиж государства. Ведь в настоящее время Казахстан настолько полно интегрировался в мировое сообщество, что стал практически воздушным мостом между Востоком и Западом. И это не могло повлиять на рост требований к состоянию лайнеров, их оснащенности, комфортабельности, безопасности, экономичности. Ведь не секрет, что аэропорты многих государств с неохотой принимают заметно отставшие по вышеуказанным
параметрам самолеты советского, российского производства. Не жалуют их и зарубежные пассажиры, которых сейчас не -мало на наших авиалиниях не только в силу привычки к более высокому уровню комфорта, но и традиционно психологической приверженности к «своей» марке самолета. К тому же и отечественный пассажир уже прекрасно различает недостатки и преимущества в сравнительной дилемме «москвич – мерседес» , и его предпочтение здесь не однозначно.
Конечно, технические специалисты «Эйр-Казахстан» придерживаются несколько иного мнения по поводу меньшей безопасности и экономичности в эксплуатации самолетов российского производства. Тем более, что пилот современного авиалайнера, говорят они, по своей подготовке больше похож на оператора атомной станции, чем водителя автомобиля. И в «Эйр-Казахстан» без обеспечения 100-процентной безопасности полета ни один самолет не взлетит.
Однако веяния времени несут необходимость обновления летного парка. Поэтому в прошлом году он пополнился двумя лайнерами Боинг-737, на подготовку шести экипажей, для которых авиакомпания затратила тогда 90 тысяч долларов. Но движение продолжается. «Эйр Казахстан» приобрел аэробус А-310. Этот наиболее популярный сейчас в мире тип самолета – плод инженерной мысли западноевропейского
промышленного консорциума «Эрбас Индастри», в которую входят такие крупнейшие авиационно – космические фирмы, как «Аэроспасьяль» (Франция), «Даймлер – Бенц Аэроспейс Эрбас» (Германия), «Бритиш Аэроспейс» (Великобритания) и CASA (Испания). ЗАО «Эйр Казахстан» создано постановлением Правительства Республики Казахстан № 1030 от 20.08.1996 года «О мерах по экономической стабилизации
гражданской авиации Республики Казахстан» в целях экономического оздоровления и приоритетного развития гражданской авиации, создания конкурентоспособного национального перевозчика, представляющего интересы Республики Казахстан на международном рынке. Уставный фонд общества был образован путем внесения части государственного имущества, ранее находившегося на правах пользования у НААК «Казахстан Ауе Жолы». В соответствии с Мировым соглашением между
ЗАО «Эйр Казахстан Групп», ОАО «Казкоммерцбанк» и ЗАО «Эйр Казахстан» одобренным постановлением Правительства Республики Казахстан № 1581 от 23.10.2000 года 50% акций ЗАО «Эйр Казахстан» передано в собственность ОАО «Казкоммерцбанк», оставшаяся часть акций (50%) находится в собственности государства. Демонстрируя готовность
ЗАО «Эйр Казахстан» в полномасштабном участии в глобальной авиационной системе, в 1997 году ЗАО «Эйр Казахстан» зарегистрировалось в Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization – ИКАО) под кодами KZK, а в 1998 году вступило в Международную ассоциацию воздушного транспорта (International Air Transport Association – ИАТА), где было зарегистрировано с кодами 9Y и 452.
ЗАО «Эйр Казахстан» является активным членом Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) и участником ее Конференций по координации тарифов и расписания, членом Клиринговой Палаты ИАТА. Авиакомпания вступила в члены МИТА (Многостороннее Интерлайн Соглашение), в рамках которого заключила соглашения о признании перевозочной документации с более чем 40 ведущими авиакомпаниями мира, одновременно заключив ряд специальных прорейтовых
соглашений. В течение 1998-2000 годов в ЗАО «Эйр Казахстан» с целью оптимизации была проделана определенная работа по разработке и принятию единой тарифной сетки, поэтапному сокращению штатов авиакомпании, развитию системы оплаты труда. Схема организационного построения компании представлена на рисунке 1. Финансовое управление Летный отряд Бухгалтерия Юридический отдел Коммерческое управление ЦВР Управление обеспечения авиаперевозок и обслуживания на борту
Рис.1. Организационная структура ЗАО “Эйр Казахстан” Финансовое управление является одним из важнейших подразделений ЗАО. Центр Взаиморасчетов (ЦВР)- обеспечивает контроль продажи авиаперевозок авиакомпании, своевременности и полноты получения выручки, учета доходов и расходов, связанных с авиаперевозками, ведет взаиморасчеты с партнерами по авиа бизнесу. • Осуществляет учет и контроль финансовой деятельности
Представительств Авиакомпании; • Ведет учет движения и остатков бланков строгой отчетности (БСО) в подразделениях Авиакомпании, представительствах и независимых фирмах; • Проводит обработку полетной и расчетно – финансовой документации. Сотрудники отдел бюджетного планирования: • осуществляют технологию планирования, учета и анализа финансовых результатов; • определяют стратегию развития предприятия в целом и отдельных его подразделениях; • моделируют
бизнес-процессы. Основными задачами отдела является: • разработка бюджетных технологий, бюджетных программ; Формирование бюджета компании, всех структурных подразделений; • анализ фактического и планируемого бюджета; • контроль исполнения бюджета; Выработка рекомендаций; • создание бизнес модели; • формирование плана по доходам; • расчет финансовых показателей (фин. устойчивость, платежеспособность, рентабельность, деловая активность, прибыльность); • формирование экономического мышления руководителей всех структурных
подразделений посредством бюджетирования; Цели отдела «Управленческий и производственный учет» сводятся к следующим; 1. Определение методики учетной политики совместно с бухгалтерией, формирующей себестоимость; 2. 2.Анализ экономической эффективности деятельности авиакомпании и ее структурных подразделений; 3. Анализ производственных затрат и определение способов их минимизации; 4. Учет и анализ финансовых результатов при выполнении долгосрочных планов;
5. Анализ и учет курсовых разниц и дисконтирования денежных потоков; 6. Анализ и использования чистой прибыли; 7. Планирования и контроль уровня запасов. А функции отдела включают: • составление правительственных отчетов авиакомпании; • предоставление информации по управленческому и производственному анализу руководству и структурных подразделений авиакомпании; • расчет основных нормативных показателей экономической эффективности.
Отдел труда и заработной платы – занимается составлением штатного расписания авиакомпании, составлением статистических отчетов, установлением должностных окладов. Коммерческое управление осуществляют следующие отделы: Отдел расписания – составляет расписание движения воздушных сил. Отдел организации авиакомпаний – составление и заключение договоров на аэропортовое обслуживание, аэронавигацию,
наземное и техническое обслуживание. Управление по организации полетов и движения воздушных сил- поддерживают связь с бортом на протяжении всего полета и сопровождают до места стоянки. Управление материально – технического обеспечения и наземного обслуживания – занимается материально техническим снабжением для обслуживания и ремонта АТ, а также снабжением спец.одежды летного состава, бумагой и канцелярскими товарами и др. Осуществляет текущий ремонт воздушных судов, следит за состоянием
ВС. Управление сервиса на борту- занимается подготовкой борт/проводни