Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления 35и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком [10] и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России – органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийноспасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийноспасательных формирований;осуществляют планирование и применение нештатных аварийно- 36спасательных формирований;поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:по подчиненности: территориальные и организаций;по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 24 часа, военное время – 6 часов.Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийноспасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными. 37 Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийноспасательные формирования.Рассмотрим режимы функционирования РСЧС.В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в пределах конкретной территории установливается один из следующих режимов [3]:1.Режим повседневной деятельности – при нормальной производственнопромышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизотий и эпифитотий. 2.Режим повышенной готовности – при ухудшении вышеуказанной обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. 3.Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.В режиме повседневной деятельности органами управления и силами РСЧС осуществляются следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях и прогнозирование ЧС; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; 38совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др.В режиме повышенной готовности соответствующие КЧС принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС и их масштабов; принимаются меры по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов, приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвигаются при необходимости в предполагаемый район ЧС и др.В режиме чрезвычайной ситуации организуется защита населения; выдвигаются оперативные группы в район ЧС; организуется ликвидация ЧС; определяются границы зоны ЧС; организуются работы по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийноспасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований. 39 Основным методом проведения занятий являются практическая тренировка (упражнения).Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен:знать:- характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;- особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;- поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);- предназначение формирования и функциональные обязанности;- производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;- порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;уметь:- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийноспасательных работ;- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;- оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;- работать на штатных средствах связи;- проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;- незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; – выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.Основными формированиями общего назначения, входящими в состав объектовых спасательных служб, являются спасательная команда (группа) – предназначается для ведения аварийно-спасательных работ и сводная команда (группа) – предназначается для ведения АСДНР.Схема организации объектовой спасательной команды показана на рис. 8 41 Командиркоманды Звено управления и Сандружинаразведки (4чел.) (23 чел.)-командир …………………..…1 Спасательные- разведчик – дозиметрист……2 группы-разведчик-мотоциклист…….1 -командир….1-мотоцикл…………………..….1 Спасательныезвенья (по 8 чел.) -командир………..1-спасатель………..5-резчик металла….2Рис. 8 Схема организации спасательной команды (103 чел.) Схема организации объектовой сводной команды показана на рис. 9. 42 Командир Зв. связи и разведки (6чел.) -командир звена………..1 -радист………………….2 -телефонист…………….1 -разв.- дозиметрист……..1 -разв.- сантехник……….1 -груз. автомобиль………1Г Р У П П ЫСпасательные Механизации и Сандружина (по 25 чел.) авар.- технич-я(27 чел.) (23 чел.) Мед. звенья Спас. звенья (по 8 чел.) (по 4 чел.) Зв. механизации (7чел.) -командир-водитель……1 Электротехн. звено (7чел.) -бульдозерист…………..2 -командир-электромех…….1 -крановщик……………..2 -водитель …………………..1 -компрессорщик………..2 -электромонтер…………….4 -бульдозер ……………..1 -электромеханик……………1 -автокран……………….1 -силовая электростанция….1 -компр. станция……..…1 -осветительн.электрост-я…1 -грузовой автомобиль…1 -грузовой автомобиль……..1 Зв. водопроводно- Звено газовых сетей (6чел.)канализ. сетей (6 чел.) -командир-газопроводчик…1-командир-сантехник…1 -слесарь-газопроводчик……2-слесарь-сантехник……2 -газосварщик………………..2-газосварщик…………2 -водитель……………………1водитель……………..1 -груз. автомобиль…………..1-свароч. аппарат……………1-груз. автомобиль……..1свар. аппарат………..…1 Рис. 9 Схема организации объектовой сводной команды (107 чел.) 43 Основными спасательными службами специального назначения объектов являются:Служба разведки (подчиняется непосредственно руководителю объекта). Ее задача – выявление обстановки в очаге поражения. Служба оповещения и связи создается на базе узла связи ОЭ во главе с его начальником. Ее задачами являются оповещение о возникновении ЧС (передача сигналов ГО и сообщений), поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др. Медицинская служба создается на базе медицинских подразделений ОЭ. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах эвакуации (рассредоточения). Служба противорадиационной и противохимической зашиты (ПРПХЗ) создается на базе химических лабораторий и химических цехов предприятий. Основные задачи службы – разработка и осуществление мероприятий по защите рабочих, служащих от радиоактивных и отравляющих веществ, АХОВ, контроль за состоянием средств индивидуальной защиты, организация радиационного и химического наблюдения и осуществление контроля за облучением личного состава, проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационного и химического заражения. Аварийно-техническая служба создается на базе производственного или технического отделов. Она разрабатывает и проводит мероприятия, повышающие устойчивость работы предприятия, организует неотложные 44аварийно-восстановительные работы на сооружениях и сетях коммунальноэнергетического хозяйства. Противопожарная служба создается на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ПРПХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения. Служба охраны общественного порядка (ООП) создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСДНР. Служба убежищ и укрытий (УУ) создается на базе отделов капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Она занимается разработкой плана размещения рабочих и служащих в защитных сооружениях, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах. Служба материально – технического обеспечения (МТО) организуется на базе отдела материально – технического снабжения ОЭ. Задачей этой службы является разработка плана материально – технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами довольствия, организация ремонта техники и размещения имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет его, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения. Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает и реализует мероприятия, обеспечивающие безопасную подачу газа, 45топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты, неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам. Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих, служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения, эвакуацию пораженных, а также для выполнения других задач ГОЧС. По решению руководителя объекта могут быть созданы и другие спасательные службы. Вывод Знание руководителями и работниками организаций (предприятий, учреждений) основных требований законодательно-правовых актов в области защиты населения в ЧС может способствовать повышению качества организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполнения других мероприятий РСЧС, ГО. 46 Список использованной литературы:1. Федеральный закон «О безопасности» от 05. 03. 1992 № 2446-1 (в редакции Закона РФ от 25. 12. 1992 №4235-1, Указа Президента РФ от 24.12. 1993 №2288, Федерального закона от 25. 07. 2002 № 116-ФЗ). 2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.№ 68-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28. 10.2002 №129-ФЗ, от 22. 08.2004 №122-ФЗ).3. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 №28-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09. 10.2002 №123-ФЗ, от 19. 06. 2004 № 51 – ФЗ, от 22. 08. 2004 №122 – ФЗ)4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21. 12. 1994 №69-ФЗ (в редакции Федеральных законов 09. 10. 2002 №123 – ФЗ, 19.06. 2004 №51-ФЗ, от 22. 08. 2004 №122-ФЗ.5. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22. 08.1995 №151-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 05. 08. 2000 №118-ФЗ, от 07. 08. 2000 №122-ФЗ, от 07. 11. 2000 №135-ФЗ, от 11. 11. 2003 №139-ФЗ, от 22. 08. 2004 №122-ФЗ).6. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30. 12. 2003 №794 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 27. 05. 2005 №335).7. Постановление Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иныхобъектов ГО» от 29. 11. 1999 №1309.8. Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13. 09 1996 №1094.9. Постановление Правительства РФ «О федеральных службах гражданской обороны» от 18. 11. 1999 №1266.10. Приказ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий 47стихийных бедствий « Об утверждении порядка создания нештатных аварийноспасательных формирований» от 23. 12. 2005 №999.11. Журнал «Гражданская защита» № 10, 1999г.12. Журнал «Гражданская защита» №11, 2004г.13. Журнал «Гражданская защита» №2, 2006 г. Оглавление Введение………………………………………………………………3Глава 1. Правовые и организационные основызащиты работников организаций (предприятий,учреждений)…………………………………………..………….…..4Глава 2. Единая государственная системапредупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Гражданскаяоборона……………………………………………………..…….…..24 Список использованной литературы……………………………47
Нештатные аварийно-спасательные формирования
Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:проведение аварийно-спасательных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления 35и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями организаций в соответствии с настоящим Порядком [10] и с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований, разрабатываемыми Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России), исходя из задач гражданской обороны и защиты населения, и согласовываются с территориальными органами МЧС России – органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.Организации, создающие нештатные аварийно-спасательные формирования:разрабатывают структуру и табели оснащения нештатных аварийноспасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами;укомплектовывают нештатные аварийно-спасательные формирования личным составом, оснащают их специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, в том числе за счет существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений;осуществляют подготовку и руководство деятельностью нештатных аварийно-спасательных формирований;осуществляют всестороннее обеспечение применения нештатных аварийноспасательных формирований;осуществляют планирование и применение нештатных аварийно- 36спасательных формирований;поддерживают нештатные аварийно-спасательные формирования в состоянии готовности к выполнению задач по предназначению.При создании нештатных аварийно-спасательных формирований учитываются наличие и возможности штатных аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб.Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:по подчиненности: территориальные и организаций;по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки и разграждения, разбора завалов, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты.Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время – 24 часа, военное время – 6 часов.Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийноспасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения в установленном порядке военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях нештатные аварийно-спасательные формирования доукомплектовываются невоеннообязанными. 37 Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности.Финансирование мероприятий по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется за счет финансовых средств организаций, создающих нештатные аварийноспасательные формирования.Рассмотрим режимы функционирования РСЧС.В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решениями соответствующих руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в пределах конкретной территории установливается один из следующих режимов [3]:1.Режим повседневной деятельности – при нормальной производственнопромышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизотий и эпифитотий. 2.Режим повышенной готовности – при ухудшении вышеуказанной обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. 3.Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.В режиме повседневной деятельности органами управления и силами РСЧС осуществляются следующие основные мероприятия: наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях и прогнозирование ЧС; планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС; 38совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС; создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС и др.В режиме повышенной готовности соответствующие КЧС принимают на себя непосредственное руководство функционированием подсистем и звеньев РСЧС; усиливаются дежурно-диспетчерские службы; усиливается наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозируется возможность возникновения ЧС и их масштабов; принимаются меры по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов, приводятся в состояние готовности силы и средства, уточняются планы их действий и выдвигаются при необходимости в предполагаемый район ЧС и др.В режиме чрезвычайной ситуации организуется защита населения; выдвигаются оперативные группы в район ЧС; организуется ликвидация ЧС; определяются границы зоны ЧС; организуются работы по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; осуществляется непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийноспасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России.Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований. 39 Основным методом проведения занятий являются практическая тренировка (упражнения).Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен:знать:- характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;- особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;- поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);- предназначение формирования и функциональные обязанности;- производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;- порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;уметь:- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийноспасательных работ;- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;- оказывать первую медицинскую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;- работать на штатных средствах связи;- проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;- незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации; – выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.Основными формированиями общего назначения, входящими в состав объектовых спасательных служб, являются спасательная команда (группа) – предназначается для ведения аварийно-спасательных работ и сводная команда (группа) – предназначается для ведения АСДНР.Схема организации объектовой спасательной команды показана на рис. 8 41 Командиркоманды Звено управления и Сандружинаразведки (4чел.) (23 чел.)-командир …………………..…1 Спасательные- разведчик – дозиметрист……2 группы-разведчик-мотоциклист…….1 -командир….1-мотоцикл…………………..….1 Спасательныезвенья (по 8 чел.) -командир………..1-спасатель………..5-резчик металла….2Рис. 8 Схема организации спасательной команды (103 чел.) Схема организации объектовой сводной команды показана на рис. 9. 42 Командир Зв. связи и разведки (6чел.) -командир звена………..1 -радист………………….2 -телефонист…………….1 -разв.- дозиметрист……..1 -разв.- сантехник……….1 -груз. автомобиль………1Г Р У П П ЫСпасательные Механизации и Сандружина (по 25 чел.) авар.- технич-я(27 чел.) (23 чел.) Мед. звенья Спас. звенья (по 8 чел.) (по 4 чел.) Зв. механизации (7чел.) -командир-водитель……1 Электротехн. звено (7чел.) -бульдозерист…………..2 -командир-электромех…….1 -крановщик……………..2 -водитель …………………..1 -компрессорщик………..2 -электромонтер…………….4 -бульдозер ……………..1 -электромеханик……………1 -автокран……………….1 -силовая электростанция….1 -компр. станция……..…1 -осветительн.электрост-я…1 -грузовой автомобиль…1 -грузовой автомобиль……..1 Зв. водопроводно- Звено газовых сетей (6чел.)канализ. сетей (6 чел.) -командир-газопроводчик…1-командир-сантехник…1 -слесарь-газопроводчик……2-слесарь-сантехник……2 -газосварщик………………..2-газосварщик…………2 -водитель……………………1водитель……………..1 -груз. автомобиль…………..1-свароч. аппарат……………1-груз. автомобиль……..1свар. аппарат………..…1 Рис. 9 Схема организации объектовой сводной команды (107 чел.) 43 Основными спасательными службами специального назначения объектов являются:Служба разведки (подчиняется непосредственно руководителю объекта). Ее задача – выявление обстановки в очаге поражения. Служба оповещения и связи создается на базе узла связи ОЭ во главе с его начальником. Ее задачами являются оповещение о возникновении ЧС (передача сигналов ГО и сообщений), поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и др. Медицинская служба создается на базе медицинских подразделений ОЭ. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслуживание семей, работающих в местах эвакуации (рассредоточения). Служба противорадиационной и противохимической зашиты (ПРПХЗ) создается на базе химических лабораторий и химических цехов предприятий. Основные задачи службы – разработка и осуществление мероприятий по защите рабочих, служащих от радиоактивных и отравляющих веществ, АХОВ, контроль за состоянием средств индивидуальной защиты, организация радиационного и химического наблюдения и осуществление контроля за облучением личного состава, проведение мероприятий по ликвидации последствий радиационного и химического заражения. Аварийно-техническая служба создается на базе производственного или технического отделов. Она разрабатывает и проводит мероприятия, повышающие устойчивость работы предприятия, организует неотложные 44аварийно-восстановительные работы на сооружениях и сетях коммунальноэнергетического хозяйства. Противопожарная служба создается на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ПРПХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения. Служба охраны общественного порядка (ООП) создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником. На нее возлагается обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСДНР. Служба убежищ и укрытий (УУ) создается на базе отделов капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Она занимается разработкой плана размещения рабочих и служащих в защитных сооружениях, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах. Служба материально – технического обеспечения (МТО) организуется на базе отдела материально – технического снабжения ОЭ. Задачей этой службы является разработка плана материально – технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами довольствия, организация ремонта техники и размещения имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет его, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения. Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы – главный энергетик объекта. Служба разрабатывает и реализует мероприятия, обеспечивающие безопасную подачу газа, 45топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты, неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам. Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих, служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения, эвакуацию пораженных, а также для выполнения других задач ГОЧС. По решению руководителя объекта могут быть созданы и другие спасательные службы. Вывод Знание руководителями и работниками организаций (предприятий, учреждений) основных требований законодательно-правовых актов в области защиты населения в ЧС может способствовать повышению качества организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, выполнения других мероприятий РСЧС, ГО. 46 Список использованной литературы:1. Федеральный закон «О безопасности» от 05. 03. 1992 № 2446-1 (в редакции Закона РФ от 25. 12. 1992 №4235-1, Указа Президента РФ от 24.12. 1993 №2288, Федерального закона от 25. 07. 2002 № 116-ФЗ). 2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г.№ 68-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 28. 10.2002 №129-ФЗ, от 22. 08.2004 №122-ФЗ).3. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 №28-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 09. 10.2002 №123-ФЗ, от 19. 06. 2004 № 51 – ФЗ, от 22. 08. 2004 №122 – ФЗ)4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21. 12. 1994 №69-ФЗ (в редакции Федеральных законов 09. 10. 2002 №123 – ФЗ, 19.06. 2004 №51-ФЗ, от 22. 08. 2004 №122-ФЗ.5. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22. 08.1995 №151-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 05. 08. 2000 №118-ФЗ, от 07. 08. 2000 №122-ФЗ, от 07. 11. 2000 №135-ФЗ, от 11. 11. 2003 №139-ФЗ, от 22. 08. 2004 №122-ФЗ).6. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30. 12. 2003 №794 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 27. 05. 2005 №335).7. Постановление Правительства РФ «О порядке создания убежищ и иныхобъектов ГО» от 29. 11. 1999 №1309.8. Постановление Правительства РФ «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13. 09 1996 №1094.9. Постановление Правительства РФ «О федеральных службах гражданской обороны» от 18. 11. 1999 №1266.10. Приказ Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий 47стихийных бедствий « Об утверждении порядка создания нештатных аварийноспасательных формирований» от 23. 12. 2005 №999.11. Журнал «Гражданская защита» № 10, 1999г.12. Журнал «Гражданская защита» №11, 2004г.13. Журнал «Гражданская защита» №2, 2006 г. Оглавление Введение………………………………………………………………3Глава 1. Правовые и организационные основызащиты работников организаций (предприятий,учреждений)…………………………………………..………….…..4Глава 2. Единая государственная системапредупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Гражданскаяоборона……………………………………………………..…….…..24 Список использованной литературы……………………………47