Введение
Современная ситуация вмире отмечена масштабностью миграционных процессов. Россия активно включена вдинамику миграции народонаселения: за последнее десятилетие она вышла на второеместо в мире после США среди принимающих стран.
По сравнению с другимистранами Россия столкнулась с миграцией по историческим меркам относительнонедавно. За это время Россия прошла сложный путь динамического формирования собственногозаконодательства, отвечающего основным международным стандартам и уровнюразвития миграционных отношений в стране.
Известно, что пикмиграционной активности обрушился на Россию в начале 1990-х годов – такназываемая постсоветская миграция. Резкий переход к политике «Открытых дверей»в условиях неподготовленной к широкомасштабным миграционным потокамзаконодательной базы, органов государственной власти, оснащения границ ипривело к тому, что государство, по существу, утратило контроль над процессамимиграции. Сыграли свою роль и другие факторы – внутренняя социально –политическая напряженность, сложная ситуация, имевшая место в Северо –Кавказском регионе, изменение общей конъюнктуры на рынке труда и др.
Спонтанная,неуправляемая миграция оказывала негативное влияние на экономическое,социальные, демографические, этнокультурные и другие процессы как в РоссийскойФедерации в целом, так и в остальных ее регионах. Результатом такой нерегулируемоймиграции стали: рост криминогенных очагов, неравномерность развитиярегиональных рынков труда, угрозы безопасности приграничным субъектамФедерации, прежде всего на Дальнем Востоке РФ. Неконтролируемая миграция непозволяла обеспечить защиту прав самих мигрантов.
В связи с этим вомногом из ситуативной правовой миграционной политики, из политики аффирмативныхдействий, являющихся результатом последующего, часто слабого реагирования навозникающие изменения миграционной обстановки, современная российскаямиграционная правовая политика постепенно трансформируется в политику активныхдействий, обеспечивающую не только предсказуемость миграционных процессов, но иих направление в нужное для страны русло.
1. Понятие и сущностьнезаконной миграции
Для формирующегосяобщего рынка труда стран СНГ первостепенное значение имеет трудовая миграция,которая получает все большее распространение в связи с вовлечением бывшихсоюзных республик в международный миграционный обмен и процессы глобализации.Ключевой фигурой данной миграции является трудящийся мигрант. В соответствии смеждународной конвенцией о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семей,принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1990 г., трудящийся мигрант — это лицо, которое занимается оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве,гражданином которого оно не является. В контексте проблем формирования рынкатруда стран СНГ более правомерно применять термин «трудовая миграция» втрактовке Международной Конвенции ООН 1990 года. Трудовая миграцияосуществляется в легальной и нелегальной формах.
Субъектами незаконноймиграции являются неконтролируемые и нелегальные эмигранты, незаконныеиммигранты. К неконтролируемым эмигрантам относятся российские граждане,выезжающие через территорию стран ближнего зарубежья и другие страны.Нелегальные эмигранты – это российские граждане, которые нелегально выезжают изнашей страны. Незаконные иммигранты являются иностранные граждане и люди безгражданства, въезжающие в Россию нелегально, по недействительным документам илибез них, объявленная ими цель въезда не соответствует их намерениям.
Картина формированияобщего рынка труда не будет полной без анализа количественных и качественныхпараметров нелегальной миграции. В последние десятилетия масштабы нелегальноймиграции резко возросли и расширилась ее география. Образование новыхнезависимых государств на территории бывшего Союза ССР и наличие прозрачныхграниц между странами СНГ создали благоприятные условия для бесконтрольногопроникновения на постсоветское пространство нелегальных мигрантов из дальнегозарубежья. Возросла нелегальная миграция и между странами СНГ, в основном натерриторию России.
На процессы нелегальноймиграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
Во-первых, усилениемиммиграционного контроля во многих странах запада уменьшило возможностилегального въезда, что сказалось на более активном использовании нелегальныхканалов.
Во-вторых, неформальнаяэкономика предъявляет все возрастающий спрос на нелегальную иностранную рабочуюсилу из-за ее дешевизны и непритязательности.
В-третьих, приобрелглобальный характер бизнес, связанный с контрабандой людей.
В четвертых, с отменойэмиграционного контроля многие государства, особенно бывшие социалистическиестраны, стали перевалочными пунктами для нелегальных мигрантов из страндальнего зарубежья.
К нелегальным мигрантамс учетом опросов, проведенных специалистами, относятся следующие группы лиц:
— лица, въезжающие встраны СНГ нелегально: без документов, чужим документам, а также иностранцы
— иностранные граждане,обучающиеся в странах СНГ или работающие по трудовым контрактам и после завершениясроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину.
— транзитные мигранты,которые намереваются выехать в одну из стран запада в целях получения тамработы или статуса беженца
— беженцы, которые уклоняютсяот выезда из страны после получения отказа от убежища.
В современной научнойлитературе и СМИ существует множество различных оценок количества нелегальныхмигрантов. По данным ФМС МВД РФ, количество нелегальных мигрантов в Россиисоставляет около 3 млн. человек, причем процесс их увеличения происходитдостаточно интенсивно. За последние 5 лет число задержанных на границе Россиивозросло почти в 10 раз. Среди них оказались граждане более 30 стран, скоторыми Россия не имеет общих границ (Бангладешь, Турция, Шри-Ланка, Индия,Пакистан, Афганистан, Вьетнам и др.)
Для предотвращениянезаконной миграции введен иммиграционный контроль, который осуществляется впунктах пропуска через границу. Предусмотрена выдача разрешений работодателямна привлечение иностранной рабочей силы, установлены квоты на ее привлечение.Принимать решения о нежелательном пребывании иностранных граждан и лиц безгражданства в нашей стране имеют право МВД, ФСБ, Минобороны, Минздрав, комитетпо финансовому мониторингу, Служба внешней разведки, Минюст и МИД России.
2. Административнаяответственность за правонарушения в сфере незаконной миграции и миграционныхправоотношений
Административнымправонарушением в области защиты Государственной границы может быть признанонарушение установленного порядка управления в этой сфере, но не все составыпроступков связаны с незаконной миграцией; часть из них касается обеспеченияфункционирования границы и ее неприкосновенности (например, нарушения правилхозяйственной деятельности в пограничной зоне или правил мирного прохода черезтерриториальное море). Для миграционного права представляют интерес нормы,устанавливающие ответственность за нарушение:
Ø правилпересечения Государственной границы, порядка следования от Государственнойграницы до пунктов пропуска (и в обратном направлении);
Ø правилвъезда (выезда) и пребывания в пунктах пропуска через Государственную границу.
Согласно ст. 9 ЗаконаРФ от 01 апреля 1993 г. №4730-I«О Государственной границе Российской Федерации» ее пересечение на суше лицамии транспортными средствами осуществляется на путях международногожелезнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемыхмеждународными договорами РФ или решениями Правительства РФ. Данными актамиопределяется время пересечения Государственной границы, устанавливается порядокследования от Государственной границы до пунктов пропуска через нее и вобратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов,товаров, животных и прием их на транспортные средства.
Под пунктом пропускачерез Государственную границу понимается территория в пределахжелезнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского, речного порта,аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иноеспециально оборудованное место, где осуществляется пограничный, а принеобходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границулиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В соответствии со ст.14 Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации» иностранныеграждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих илипребывающих на российской территории, пересекшие Государственную границу стерритории иностранного государства, при наличии в их действиях признаковпреступления или административного правонарушения привлекаются кответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Вслучаях, когда отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производствапо делам об административных правонарушениях, но эти лица не пользуются правомполучения политического убежища в соответствии с Конституцией РФ, пограничныеорганы и пограничные войска в официальном порядке передают их властямгосударства, с территории которого они пересекли Государственную границу. Еслипередача нарушителей властям иностранного государства не предусмотренадоговором Российской Федерации с эти государством, пограничные органы ипограничные войска выдворяются их за пределы Российской Федерации вопределяемых пограничными органами и пограничными войсками местах.
Дела о данныхадминистративных правонарушениях рассматриваются должностными лицамипограничных органов.
Субъектами данныхправонарушений выступают как граждане (должностные лица) Российской Федерации,так и иностранные граждане и апатриды. Нормы не дифференцируются в зависимостиот субъекта правонарушения, в частности, по составам «Нарушение пограничногорежим в пограничной зоне»; «Нарушение пограничного режима в территориальном мореи во внутренних морских водах Российской Федерации»; «Нарушение правил,относящихся к мирному проходу через территориальное море Российской Федерацииили к транзитному пролету через воздушное пространство Российской Федерации»;«Нарушение порядка прохождения установленных контрольных пунктов (точек)»;«Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи сисполнением им обязанностей по охране Государственной границы РоссийскойФедерации».
Другие составыправонарушений четко разграничивают ответственность граждан (должностных лиц)Российской Федерации и иностранных граждан и апатридов, в частности такие, как«Нарушения режима Государственной границы Российской Федерации»; «Нарушениережима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».
3. Административныеправонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан илилиц без гражданства на территории Российской Федерации и их общаяхарактеристика
КоАП РФ предусматриваеттри категории составов по субъектам правонарушений в области обеспечения режимапребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РоссийскойФедерации.
Во-первых, Это составы,по которым субъектом правонарушения выступают только иностранные граждане илиапатриды, в частности: «Нарушение иностранным гражданином или лицом безгражданства режима пребывания (проживания) в Российской федерации» (ст. 18.8КоАП РФ), в соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лицабез гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанностинаравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом илимеждународным договором. В интересах обеспечения общественного порядка,создания для иностранных гостей нормальных условий во время их пребывания в РФи транзитного проезда через территорию нашей страны устанавливаютсяопределенные обязательные правила для иностранных граждан и лиц безгражданства. Объектом посягательств являются установленный порядок управления,общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.Субъектом правонарушения может быть иностранный гражданин или лицо безгражданства, достигшее 16 лет; «Нарушение беженцем или вынужденным переселенцемправил пребывания (проживания) в Российской Федерации» (ст. 18.12 КоАП РФ),объектом правонарушений, приведенных в данной статье, является режим пребыванияна территории РФ иностранных граждан, лиц без гражданства, а также граждан РФ,признанных вынужденными переселенцами. Субъектом ответственности за нарушениеправил снятия с регистрационного учета и своевременной постановки на учетявляется достигшее восемнадцатилетнего возраста лицо, признанное вустановленном законом порядке беженцем или вынужденным переселенцем. Указаниена восемнадцатилетний возраст вытекает из содержания законов «О беженцах» и «Овынужденных переселенцах»
Во-вторых, это составы,по одной части которых субъектом выступает гражданин Российской Федерации(должностное лицо, юридическое лицо Российской Федерации), а по другой –иностранный гражданин или лицо без гражданства. К таким составам относятся, вчастности, «Нарушение должностным лицом организации, принимающей в РоссийскойФедерации иностранного гражданина или лицо без гражданства. Либо гражданиномРоссийской Федерации или постоянно проживающим в Российской Федерациииностранным гражданином правил пребывания иностранных граждан или лиц безгражданства в Российской Федерации» (ст. 18.9 КоАП РФ), в настоящее времяпорядок оформления на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лицбез гражданства регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а такжепринимаемыми во исполнение этого Закона постановлениями Правительства РФ.Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранныхграждан или лиц без гражданства; «Нарушение правил привлечения и использованияв Российской Федерации иностранных работников либо осуществление иностраннымиработниками трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения наработу» (ст. 18.10 КоАП РФ), данная статья содержит два взаимосвязанных составаправонарушений, объединенных объектом посягательства на общественные отношения,связанные с привлечением и использованием в Российской Федерации иностраннойрабочей силы. В ч.1 статьи объективная сторона правонарушения выражается внарушении работодателем правил привлечения и использования в РоссийскойФедерации иностранной рабочей силы. Субъектом правонарушения может быть лицо(физическое или юридическое), осуществившее прием на работу иностранногоработника. В ч.2 статьи объективная сторона правонарушения выражается впоступлении иностранного гражданина или лица без гражданства на работу приотсутствии разрешения на работу. Субъектом правонарушения по ч. 2 статьиявляется иностранный гражданин или лицо без гражданства; «Нарушениеиммиграционного законодательства» (ст. 18.11 КоАП РФ), данная статья принята вцелях предупреждения и сокращения неконтролируемой миграции, усиления контроляза иммигрантами, находящимися в России. Объектом посягательств являетсяустановленный порядок проживания (нахождения) иммигрантов в России доопределения их статуса. Субъектами правонарушения являются иностранные гражданеи лица без гражданства, пребывающие в России в качестве иммигрантов, статускоторых еще не определен.
В-третьих, это составы,где субъект правонарушения не дифференцирован, в частности «Незаконный провозлиц через Государственную границу Российской Федерации» ( ст. 18.14 КоАП РФ),необходимость ее принятия объясняется тем, что имеются факты, когда незаконноепересечение государственной границы совершается нарушителями путем скрытногопроникновения на транспортное средство транспортной или иной организации иличастного лица, осуществляющего международную перевозку, использую при этомнебрежное исполнение своих обязанностей персоналом такой организации иливладельцем транспортного средства. Объектом посягательства в данном случаеявляется установленный порядок пересечения Государственной границы РоссийскойФедерации. Субъектами правонарушения по ч. 1 статьи могут быть толькоюридические лица, не принявшие меры по предотвращению незаконного проникновенияна транспортное средство, а по ч. 2 – граждане; и «Незаконная деятельность потрудоустройству граждан Российской Федерации за границей» (ст. 18.13 КоАП РФ).Последний состав направлен на противодействие правонарушениям в областимиграции не в Российскую Федерацию, из нее. Его цель – защитить права изаконные интересы граждан РФ в сфере труда за границей. Объектом правонарушенияявляются общественные отношения, связанные с установленным порядкомкоммерческой деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации заграницей. Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридическиелица, осуществляющие вышеуказанную деятельность.
В качестве наказания заданные правонарушения КоАП РФ, как правило, предусматривает наложениеадминистративного штрафа, в отдельных случаях – предупреждение,административный арест, административное приостановление деятельности.
В качестведополнительного наказания в ряде составов предусматривается административноевыдворение за пределы Российской Федерации.
4.Практическое задание
Задача:ГражданинГермании Шульц во время пребывания на стажировке в РФ нанес тяжелое увечьероссийскому гражданину. Следственные органы России, установив виновникапреступления, потребовали от Германии направить Шульца в РФ для осуждения иотбытия наказания. Должна ли немецкая сторона удовлетворить требования властейнашего государства, если между Россией и Германией договор о правовой помощи незаключен. Избежит ли Шульц уголовной ответственности?
Ответ:
Вданной задаче представлены институты уголовного права и международныхправоотношений.
Всоответствии с разделом Iглавы 2 ст.11 Уголовного кодекса РФ, лицо, совершившее преступление натерритории РФ, подлежит уголовной ответственности по Кодексу РФ. По смыслуданной статьи следует, что все лица, не взирая на то, является ли онгражданином, РФ, лицом без гражданства, либо иностранным гражданином должнобыть привлечено к уголовной ответственности по Российскому Закону. Вместе стем, согласно условию задачи подозреваемый Шульц успел выехать в Германию,гражданином которой он является, раньше, чем был заподозрен в совершениипреступления. Также по условию задачи, договор между Россией и Германией оправовой помощи не заключен. Следовательно, в данном случае вопрос обэкстрадиции решен быть не может.
Полагаю,что вопрос о том, избежит ли Шульц уголовной ответственности, будет решатьсяГерманскими властями, если ответственность за данное преступление предусмотренаГерманским уголовным кодексом.
Длярешения данной задачи были использованы:
1. Уголовныйкодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ;
2. Международнаяконвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным иуголовным делам от 22 января 1993 года.
Заключение
миграциянезаконный административный ответственность
Анализ законодательствапозволяет сделать вывод о том, что административная ответственность такойкатегории мигрантов, как иностранные граждане и лица без гражданства,усиливается. Ежегодно в России за нарушение миграционного законодательства кадминистративной ответственности привлекаются тысячи иностранных граждан и лицбез гражданства. Усиление ответственности за нарушения в области миграциипрежде всего связано с тем, что постоянно растет их количество. Значительноебольшее число видов деяний признаются правонарушениями. Из некоторых статейисключен такой вид наказания, как предупреждение. Таким образом, законодательустановил только одно основное наказание – штраф, а как дополнительное –административное выдворение. Размеры административных штрафов повышены. Субъектныйсостав правонарушений также расширен. За нарушения правил привлечения и использованияиностранных работников к ответственности могут быть привлечены какработодатель, так и заказчик работ (услуг), а за нарушения правил пребыванияиностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации подлежитответственности не только должностное лицо принимающей организации, гражданинРоссийской Федерации, но и постоянно проживающий в России иностранныйгражданин.
В то же время многиевопросы административной ответственности, включенные в главу 18 КоАП РФ,выходят за рамки объекта правонарушений, предусмотренных этой главой. Например,вопросы ответственности работодателей. Кроме того, в указанную главу включенаответственность лиц, которые не являются иностранными гражданами и лицами безгражданства – вынужденные переселенцы (ст.18.12), граждане Российской Федерации(18.13), что требует корректировки названия главы.
Как представляется,было бы возможно дополнить КоАП РФ положениями об административнойответственности лиц, содействующих иностранным гражданам и лицам безгражданства, не зарегистрированным в установленном порядке в качествеиндивидуальных предпринимателей, в осуществлении предпринимательскойдеятельности. В настоящее время КоАП РФ нормативно не содержит понятия лица,содействующего совершению административного правонарушения. Его введение, равнокак и установление ответственности граждан России за содействие нелегальныммигрантам в их предпринимательской деятельности, способствовало бы снижениюуровня экономической преступности в стране.
Списокиспользуемой литературы
1. ТопилинА.В. Рынок труда России и стран СНГ – М., 2004 г.
2. Незаконныемиграции в России. Открытые дискуссии. Информационный биллютень. МОМ,июль-август 2001 г.
3. ХабриеваТ.Я. Миграционное право России: теория и практика. – М.: Юридическая фирма«КОНТРАКТ», 2008.
4. АверинА. Н. Социальная политика и подготовка кадров. М., 2007.
5. КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 года
6. КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 03 марта 2006 года№30-ФЗ.
7. Уголовныйкодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63 – ФЗ.
8. ФедеральныйЗакон РФ от 01 апреля 1993 года «О Государственной границе РоссийскойФедерации».
9. ФедеральныйЗакон РФ от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации ивъезда в Российскую Федерацию».
10. ФедеральныйЗакон от 25 июля 2002 года №115 – ФЗ «О правовом положении иностранных гражданв Российской Федерации».
11. ФедеральныйЗакон от 19 февраля 1993 года №4528-1 «О беженцах».
12. ФедеральныйЗакон от 19 февраля 1993 года №4530 – I«О вынужденных переселенцах».
13. Международнаяконвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным иуголовным делам от 22 января 1993 года.