«Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ с целью сбыта» Содержание 1. Введение. 2. Уголовно-правовая характеристика преступления в сфере незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта. 3. Организация и особенности незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ на территории РФ. 4. Законодательство об ответственности за незаконный оборот сильнодействующий и ядовитых веществ,
наказание, предусмотренное УК РФ. 5. Борьба против незаконного оборота сильнодействующих веществ. Меры предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы. 1. Введение. Одним из видов преступлений против здоровья населения являются преступления связанные с незаконным оборотом наркотических средств и сильнодействующих или ядовитых веществ.
Возрастание данного вида преступлений представляет непосредственную и реальную угрозу здоровью не только отдельного индивида, но и человечества в целом. Причины возрастания этих преступлений многообразны, в частности в Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что «серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в различных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля,
несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности». Проблема незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых средств является международной, о чем говорят акты и соглашения заключенные на международном уровне. Законодательство РФ предусматривает составы преступлений, непосредственно связанных с незаконным обращением
сильнодействующих и ядовитых веществ, изготовлением, приобретением, хранением, перевозкой, сбытом, а также определяет наказуемость соответствующих действий в отношении сильнодействующих и ядовитых веществ. В 1974 году была сформулирована норма, согласно которой незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, и сбыт сильнодействующих, а также ядовитых веществ стало преступлением. 2. Уголовно-правовая характеристика преступления в сфере незаконного оборота сильнодействующих или
ядовитых веществ в целях сбыта. Согласно УК РФ (Глава 25. Статья 234. «Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта»): Предметом этого преступления выступают не являющиеся наркотическими средствами или психотропными веществами: а) сильнодействующие (например, клофелин, спорынья, люминал, элениум, хлороформ) и ядовитые вещества (например, дихлорид ртути, фенол (карболовая кислота), цианистый калий) б) оборудование для их изготовления
и переработки. Списки сильнодействующих и ядовитых веществ определены заключением Постоянного комитета по контролю наркотиков при Минздраве России. Перечень оборудования для их изготовления и переработки в настоящее время отсутствует. Существует три списка сильнодействующих и ядовитых веществ: Список No.1 сильнодействующих веществ, Список No.2 ядовитых веществ
Список No.3 специального контроля веществ, находящихся под международным контролем в соответствии с Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г. Сильнодействующие вещества обладают двумя признаками: медицинским и юридическим. С медицинской точки зрения таковы¬ми признаются вещества, способные причинить значительный вред здоровью человека. Юридических признаков два: Во-первых, дан¬ные вещества официально не признаны наркотическими
средства¬ми или психотропными веществами и не включены в Перечень № 1 наркотических средств. Во-вторых, данные вещества включены в Список № 1 сильнодействующих веществ и веществ Таблицы 1 и 2 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиче¬ских средств или психотропных веществ 1988 г утвержденный Заключением Постоянного комитета по контролю наркотиков.
Список № 1 содержит 106 наименований, а также значительно большее количество производных от веществ, признанных сильно¬действующими. Из числа наиболее распространенных в медицин¬ской практике можно назвать седуксен, аллобарбитал, аминазин, реланиум, клофелин, мезепам, эфедрин, хлороформ, хлорэтил и т. п. Список психотропных веществ не является окончательным и может дополняться. Ядовитые вещества также обладают медицинскими (фарма¬кологическими) свойствами и юридическими признаками.
С меди¬цинской точки зрения ядовитыми считаются вещества, которые при их употреблении даже в небольших дозах могут вызвать смерть человека или наступление тяжких последствий для его здоровья. С юридической точки зрения данные вещества не отнесены к нарко¬тическим средствам или психотропным препаратам и официально не признаны таковыми. С другой стороны, они включены в Список №2 ядовитых веществ и веществ Таблицы 1 и 2
Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ 1988 г утвержденный Заключением Постоян¬ного комитета по контролю наркотиков. Список ядовитых веществ включает 31 наименование, в том числе ангидрид уксусной кислоты, мышьяковистый ангидрид, очи¬щенный пчелиный яд, ртуть, стрихнин, фенол, цианистый калий и другие. Он тоже не является исчерпывающим, и вопрос о призна¬нии того или иного вещества ядовитым может быть
решен экспер¬тизой. Во всех случаях, когда возникает вопрос, можно ли конкретное вещество отнести к сильнодействующим или ядовитым (в связи с тем, что данное вещество отсутствует в соответствующих Списках, действующих на данный момент), вопрос может решаться экспертным путем, в том числе путем получения заключения Президиума Постоянного комитета по контролю наркотиков. По мере накопления соответствующей информации по веществам, пока не входящим в издаваемые
Постоянным комитетом Списки, в них в установленном порядке будут вноситься дополнения. Оборудование для изготовления и переработки сильнодейст¬вующих и ядовитых веществ — это любые инструменты, приборы, механизмы, используемые для подобных целей. В отличие от обо¬рудования, применяемого для изготовления наркотических и психотропных веществ, оно не должно находиться под специальным контролем, что может весьма затруднить доказательство незакон¬ности
операций Основным объектом данных преступлений является безопасность здоровья населения. Субъектом преступления являются вменяемые лица достигшие 16 лет, а по ч. 4 ст. 234 – лицо, которое обязано соблюдать установленный порядок оборота этих веществ (специальный субъект). Объективная сторона образуется из двух видов действий: незаконное приобретение или хранение сильнодействующих или ядовитых веществ в крупном размере (ч.1) и незаконное приобретение, хранение,
изготовление, переработка, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ч.2). Под изготовлением сильнодействующих или ядовитых веществ следует понимать любые действия, в результате которых они будут выработаны из природного или синтетического сырья. Под переработкой следует понимать любые действия, в результате которых из конкретных сильнодействующих или ядовитых веществ получаются новые, например очищенные от посторонних примесей, смешанные в определенных
пропорциях для усиления одурманивающего либо отравляющего действия. И при изготовлении, и при переработке в результате получаются сильнодействующие либо ядовитые вещества, готовые к применению. Приобретение — это получение сильнодействующих или ядовитых веществ любым способом, например их покупка, получение в обмен на другие товары, в счет уплаты долга, в дар и т.п. Хранением являются любые действия, связанные с нахождением сильнодействующих или ядовитых веществ во
владении виновного (при себе, в помещении, в тайнике и т.п.). Под перевозкой следует понимать любые действия по перемещению сильнодействующих или ядовитых веществ независимо от способа транспортировки и места хранения. Незаконное перемещение таких веществ через государственную границу РФ подлежит дополнительной квалификации по ч.2 ст.188
Уголовного Кодекса (контрабанда). Пересылка — это такое незаконное перемещение сильнодействующих или ядовитых веществ, когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя, например в виде почтовых или багажных отправлений. Хищение сильнодействующих или ядовитых веществ влечет ответственность по соответствующим статьям главы 21 УК как преступление против собственности, а их последующее хранение с целью сбыта, а также переработка, перевозка, пересылка либо сбыт – по совокупности как хищение и преступление, предусмотренное
ст. 234. Незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, а также оборудования для их изготовления или переработки – это любые способы их возмездной или безвозмездной реализации (продажа, дарение, обмен, уплата долга, передача на время). Все образующие объективную сторону деяния признаются не¬законными лишь в том случае, если они совершаются с нарушени¬ем установленных правил. Так, изготовление и переработка силь¬нодействующих и ядовитых веществ может осуществляться только специализированными
государственными учреждениями, имеющими лицензию на такую деятельность. Подобные действия частных лиц, а также работников предприятий, не имеющих лицензию, будут незаконны. Состав преступления является формальным и оно будет окон¬ченным в момент совершения действий. Уточним, однако, что изготовление считается оконченным, ко¬гда получены вещества, по своей концентрации, количеству и свой¬ствам способные создать опасность для жизни и здоровья людей.
Действия, непосредственно направленные на получение сильнодей¬ствующих и ядовитых веществ (сам процесс изготовления), когда еще не было получено готового препарата, являются покушением и квалифицируются по ст. 30 и 234 УК. Незаконное приобретение компонентов с целью получить та¬кие вещества следует считать приготовлением; но поскольку пре¬ступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 234 УК, не являются тяж¬кими, приготовление к нему ненаказуемо.
Ответственность насту¬пает только за приготовление к посягательству, установленному ч. 3 ст. 234 УК (изготовление сильнодействующих веществ в круп¬ном размере или совершенное организованной группой). Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и с целью сбыта. Если сильнодействующие вещества изготавливают¬ся, приобретаются, хранятся и перевозятся для личного потребле¬ния, состав преступления отсутствует. Немаловажную роль играет и цель приобретения сильнодействующих
или ядовитых веществ, а именно приобретены сильнодействующие или ядовитые вещества без цели сбыта или с целью сбыта. Об отсутствии цели сбыта можно судить по количеству и объему хранимого, а также по факту употребления данных веществ самим лицом совершающим преступление. 3. Организация и особенности незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ на территории РФ. Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ — специфическая область организованной
преступной деятельности. Преступные Организации, занимающиеся таким бизнесом, характеризуются всеми типичными чертами, отличающими современную организованную профессиональную преступность: четкая иерархия, наличие руководящего ядра, ролевое распределение функций членов организации, жесткая дисциплина и строгая конспирация, связи с коррумпированными чиновниками различных служб госаппарата и властных структур, наличие коммерческих каналов легализации преступных доходов, прикрытия преступной деятельности.
Организации наркобизнеса могут носить транснациональный характер. В роли организаторов преступных сообществ выступают дельцы иных сфер преступного бизнеса: игорного, притонов разврата или преступные авторитеты; лица, ранее судимые за незаконный оборот наркотиков; встречаются медицинские работники, сотрудники исследовательских учреждений. Организации имеют своих экспертов, блоки защиты и противодействия правоохранительным органам, сеть
сбытчиков, как оптовых, так и розничных. В составе организации могут быть специальные производственные структуры, лаборатории по изготовлению синтетических наркотиков, перевозчики (курьеры) и т. п. Существуют следующие варианты незаконного оборота сильнодействующих или ядовитых веществ: 1) контрабандный ввоз из-за рубежа и реализация в России; 2) изготовление и реализация в России; 3) изготовление в
России и контрабандный вывоз за рубеж, преимущественно в страны Европы и Центральной Азии (СНГ); 4) контрабандный транзит через территорию России 4. Законодательство об ответственности за незаконный оборот сильнодействующий и ядовитых веществ, наказание, предусмотренное УК РФ. Согласно статье 234 УК РФ « Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта» предусмотрено следующее
наказание: 1. Незаконные изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка в целях сбыта, а равно незаконный сбыт сильнодействующих или ядовитых веществ, не являющихся наркотическими средствами или психотропными веществами, либо оборудования для их изготовления или переработки – наказываются лишением свободы на срок до трех лет. 2. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или неоднократно наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет. 4. Нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты
труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч.
4 ст.234 УК РФ коммент. статьи, включает: а) нарушение отдельных правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ; б) последствия в виде хищения указанного вещества или причинения иного существенного вреда; в) причинную связь между нарушением правил и наступившими последствиями. Указанные в статье правила оборота сильнодействующих или ядовитых веществ могут носить как производственный, так и бытовой характер (беречь от детей, хранить в герметичном виде, вдали от источников огня либо
при определенной температуре и т.п.). Признаком объективной стороны является лишь нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ. Нарушение иных правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ (ввоза, вывоза, использования, утилизации и некоторых др.) состава коммент. преступления не образует и в зависимости от наступивших последствий может быть квалифицировано как преступление против жизни или здоровья, экологическое преступление
и пр. Причинение иного существенного вреда может выражаться в заболевании человека, загрязнении ядовитыми веществами окружающей природной среды, приостановке на длительный срок производственного процесса, возникновении пожара и т.д. В случае наступления по неосторожности смерти человека вследствие нарушения указанных правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 234 и ст. 109. Если причинен тяжкий вред здоровью человека, то согласно
Постановлению Пленума ВС РФ N 9 содеянное также надлежит квалифицировать по совокупности ч. 4 ст. 234 и соответствующей части ст. 118. Установление причинной связи предполагает выяснение того, что нарушение специальных правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ явилось необходимой и главной причиной совершения их хищения либо наступления иного существенного вреда. Состав преступления (ч. 4) признается оконченным в момент наступления указанных в диспозиции статьи
последствий. Субъективная сторона состава преступления (ч. 4) характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомысленного или небрежного отношения лица к хищению либо причинению иного существенного вреда. Виновность в данном преступлении является смешанной (не путать с двумя формами вины) в том смысле, что само по себе нарушение отдельных правил оборота сильнодействующих или ядовитых веществ может быть административным
или дисциплинарным проступком, который совершается виновно (умышленно или по неосторожности). В таком случае квалификация по субъективной стороне складывается из двух этапов: а) установление умышленного или неосторожного нарушения соответствующих правил; б) установление неосторожного отношения к наступлению указанных в статье последствий. Состав преступления исключается, если хищение сильнодействующих или ядовитых веществ либо иной существенный вред наступили в результате невиновного нарушения специальных
правил. Если субъект, нарушая правила оборота сильнодействующих или ядовитых веществ, относился к названным последствиям с прямым или косвенным умыслом, то содеянное в зависимости от обстоятельств квалифицируется как пособничество хищению, преступление против жизни или здоровья и т.д. Деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 коммент. статьи, относятся к преступлениям средней тяжести, в ч. 3 предусмотрено тяжкое преступление, а в ч. 4 – преступление небольшой тяжести.
Квалифицирующими признаками преступления являются: совершение его группой лиц по предварительному сговору или неоднократно (ч. 2), а также организованной группой либо в отношении сильнодействующих веществ в крупном размере (ч. 3). При этом следует учитывать, что в настоящее время официально крупный размер этих веществ не определен. Поэтому его необходимо устанавливать экспертным путем с учетом особенностей воздействия того или иного вещества на организм человека.
Часть 3 содержит особо квалифицирующие признаки: совер¬шение посягательства организованной группой и в отношении силь¬нодействующего вещества в крупном размере. Критерии крупного размера сильнодействующих веществ в нормативном порядке не установлены. Они определятся экспертным путем. По ч. 4 ст. 234 УК наступает ответственность за нарушение правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска,
перевозки или пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ, если это повлекло их хищение либо причинение иного существенного вреда. Часть 4 ст. 234 УК содержит самостоятельный состав престу¬пления, имеющий определенное сходство, но и отличающийся от сформулированных в ч. 1, 2, 3 данной статьи по признакам объек¬тивной и субъективной стороны. Предметом данного преступления также являются сильнодействующие и ядовитые вещества.
Объек¬тивная сторона выражается в нарушении правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки, пересылки силь¬нодействующих и ядовитых веществ, если это повлекло их хище¬ние либо причинение иного существенного вреда. Состав данного преступления является материальным. Обязательными признаками объективной стороны признаны деяние, последствие и причинно-следственная связь между ними. Признаки деяния аналогичны пре¬дусмотренным в ч.
1 ст. 234 УК. В принципе, нарушение правил тоже влечет признания данных действий незаконными. Но в ч. 1 этой статьи их незаконность объясняется тем обстоятельством, что субъект вообще не имеет права производить какие бы то ни было действия с сильнодействующими и ядовитыми веществами. В ч. 4 ст. 234 УК субъект преступления правомочен на совершение опре¬деленных действий с этими веществами. Незаконность заключает¬ся в нарушении порядка, формы выполняемых действий.
Другими словами, в ч. 1 этой статьи незаконность носит материальный ха¬рактер, а в ч. 4 — формальный. Под нарушением правил понимается неисполнение или не¬надлежащее исполнение установленных правил обращения с силь¬нодействующими и ядовитыми веществами. Уголовная ответственность устанавливается не за само нару¬шение правил, а за его преступные последствия: хищение сильно¬действующих или ядовитых веществ, причинение иного сущест¬венного вреда.
При хищении (любым способом) необходимо установить, что оно стало возможным именно благодаря нарушению правил произ¬водства, хранения, учета, перевозки и т. п. данных веществ. Если такая связь отсутствует, отсутствует и состав ч. 4 ст. 234 УК. По смыслу данного посягательства не имеет значения, в каком объеме и на какую стоимость похищены данные вещества. Состав преступления будет и в том случае, если сумма похищенного не¬значительна
и не дает основания возбуждать уголовное дело по статьям о хищениях (ст. 158-162 УК), поскольку сильнодействую¬щие и ядовитые вещества способны причинить вред здоровью че¬ловека даже в малых количествах. Иной существенный вред может выражаться в уничтожении сильнодействующих или ядовитых веществ, других объектов соб¬ственности, оборудования, которое используется для их производ¬ства, перевозки, пересылки или хранения. Вред может быть причи¬нен здоровью работников предприятия и даже
их жизни. Возможно причинение экологического вреда в виде загрязнения воздуха, зем¬ли, воды и т. п. При любом виде причиненного вреда необходимо установить причинно-следственную связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями. С субъективной стороны деяние, предусмотренное ч. 4 ст. 2 УК, допускает умышленное нарушение правил обращения с сильнодействующими или ядовитыми веществами и неосторожное отношение к последствиям этого. Субъект преступления специальный: лицо, на которое возложены
обязанности по соблюдению установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки ил пересылки сильнодействующих или ядовитых веществ. Для наступления ответственности по ч.4 комментируемой статьи необходимо установить причинную связь между нарушением соответствующих правил и происшедшим хищением сильнодействующих или ядовитых веществ либо причинением иного существенного вреда. Кроме того, должно быть точно установлено, какое конкретное
требование и каких конкретно правил (кем приняты, когда и т.п.) было нарушено виновным. В соответствии с Положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, основанием для вышеперечисленных действий является лицензия, выдаваемая Министерством внешних экономических связей РФ по номенклатуре и в пределах квот, устанавливаемых
Правительством РФ с учетом международных обязательств нашей страны. Основаниями же для выдачи лицензии являются сертификат (свидетельство) на право ввоза и вывоза, выдаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков, и соответствующее разрешение Минздравмедпрома РФ (для сильнодействующих веществ) или Минприроды РФ (для ядовитых веществ). В сертификатах, выдаваемых
Постоянным комитетом, обязательно указываются импортер и экспортер, а также для каких целей производится экспортная (импортная) операция. Таким образом, для установления незаконного характера тех или иных действий с сильнодействующими и ядовитыми веществами следует прибегать к соответствующим нормативным правовым актам, содержащим порядок обращения с указанными веществами. Ответственность за незаконный оборот сильнодействующих веществ и ядовитых веществ.
На момент вступления в силу УК РФ 1996 года, введения его в действие, в Российской Федерации существовал утвержденный Постановлением правительства список сильнодействующих и ядовитых веществ. Речь идет о 930-м Постановлении правительства 1996 года, утвердившим номенклатуру сильнодействующих и ядовитых веществ. Осенью прошлого года Федеральным законом статья 234 УК РФ была дополнена примечанием о том, что списки сильнодействующих
и ядовитых веществ для Уголовного кодекса устанавливает Правительство Российской Федерации, что и было сделано 29 декабря 2007 годом. Таким образом, и до того существовали соответствующие списки, утвержденные правительством, и на сегодняшний день они существуют. Только речь идет о разных постановлениях правительства. 5. Борьба против незаконного оборота сильнодействующих веществ
Борьба против незаконных действий с наркотическими средствами предусматривается несколькими десятками международных договоров, из которых самыми важными являются Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г Конвенция о психотропных веществах 1971 г. и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Конвенция 1961 г. регламентирует прежде всего использование наркотических средств медицинскими и
научными учреждениями и предусматривает сотрудничество и контроль за культивированием растений, служащих основанием для изготовления наркотических средств, и производством наркотических препаратов. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, в которых указаны наркотические средства и препараты, используемые для их изготовления. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. регулирует вопросы производства психотропных веществ, их использование в медицинских и научных целях, экспортно-импортные операции с ними, меры по
предупреждению злоупотребления ими. К Конвенции прилагаются Списки I, II, III, IV, содержащие перечень психотропных веществ и препаратов. В соответствии с Конвенцией: наркотическое средство – это любое природное или синтетическое вещество, включенное в Списки I и II Конвенции о наркотических средствах 1961 г. и этой Конвенции с поправками; психотропное вещество – это любое природное или синтетическое вещество или любой
природный материал, включенные в Списки I, II, III, IV Конвенции о психотропных веществах 1971 г. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера. Согласно Конвенции (ст. 3) преступлениями являются:
1) преднамеренное производство, изготовление, экстрагирование, приготовление, предложение, предложение с целью продажи, распространение, продажа, поставка на любых условиях, посредничество, переправка, транзитная переправка, импорт или экспорт средств, предусмотренных Конвенцией 1961 г этой Конвенцией с поправками или Конвенцией 1971 г.; 2) культивирование опийного мака, кокаинового куста или растения каннабис в целях
производства наркотических средств в нарушение Конвенции 1961 г. или этой Конвенции с поправками; 3) хранение или покупка любого наркотического средства или психотропного вещества для целей, указанных выше; 4) изготовление, транспортировка или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в таблице I и таблице II, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства или изготовления наркотических средств или психотропных
веществ; 5) организация, руководство или финансирование любых вышеперечисленных правонарушений; 6) конверсия или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате участия в вышеназванных правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания ее незаконного источника или оказания помощи лицу, участвующему в совершении указанных правонарушений; 7) сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения,
подлинных прав в отношении собственности, полученной в результате указанных правонарушений; 8) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что она получена в результате указанных правонарушений; 9) владение оборудованием, материалами или веществами, указанными в таблице I и таблице II, если известно, что они предназначены для незаконного культивирования, производства или
изготовления наркотических средств или психотропных веществ; 10) публичное подстрекательство или побуждение других лиц к совершению вышеуказанных действий; 11) соучастие и попытки совершения указанных правонарушений. В качестве отягчающих обстоятельств Конвенция предусматривает: 1) совершение правонарушения организованной группой;
2) участие правонарушителя в других видах международной преступной деятельности; 3) применение правонарушителем насилия или оружия; 4) совершение правонарушения должностным лицом; 5) вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних; 6) совершение правонарушения в учебном заведении или других общественных местах или вблизи от них или в других местах, используемых учащимися для проведения мероприятий;
В соответствии с Конвенцией Российская Федерация будет осуществлять свою юрисдикцию в случае совершения указанных в ст. 3 деяний: 1) любым лицом на территории РФ или на борту водного или воздушного судна, зарегистрированного в РФ; 2) гражданином РФ или лицом, обычно проживающим на территории РФ; 3) совершение за границей некоторых из перечисленных в ст.
3 действий, если они преследовали цель последующего незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации. Меры предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота сильнодействующих и ядовитых веществ: – принятие новой нормативно-правовой базы для повышения эффективности предупреждения и борьбы с преступностью; – усиление государственного воздействия на сознание людей, их взгляды и представления, формирование их нравственных качеств, добросовестного отношения к труду, правильного поведения в семье,
соблюдения прав и интересов других лиц, уважения к закону; – активизация государственного контроля; – ограничение возможностей «отмывания» преступно нажитых средств и иного имущества и т.д.; – контроль за легальным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ; – усиление контроля в сфере здравоохранения за отпуском рецептов на получение сильнодействующих и ядовитых веществ и ведение более строгой их отчетности; – ограничение рекламы лекарственных средств и усиление контроля по рецептурному отпуску препаратов,
содержащих наркотические, психотропные и сильнодействующие вещества; – проведение правоохранительными органами специальных оперативно-профилактических мероприятий. – сокращение безработицы; – контроль за субъектами, имеющими право на хранение и сбыт этих веществ, в целях снижения возможности их утечки в нелегальный оборот и дальнейший сбыт; – внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией; – пропаганда здорового образа жизни; –
блокирование в сети Интернет сайтов, осуществляющих продажу анаболических стероидов, содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества. 6. Заключение. Для преступлений связанных с сильнодействующими и ядовитыми веществами характерны некоторые особенности: Общий объект преступления – здоровье населения; Субъект преступления – лицо достигшее 16 лет. Исключение составляют должностные лица, и в случае хищения либо вымогательства лица достигшие 14 лет; Предмет преступления наркотические средства, психотропные,
сильнодействующие и ядовитые вещества. Каждый из них характеризуется весом и объемом; Субъективная сторона преступлений всегда характеризуется прямым умыслом. Незаконное использование сильнодействующих средств, в особенности наркотических, несёт не только опасность для здоровья человека, Нои социальную угрозу, порождает и стимулирует многочисленные виды правонарушений. Учитывая тот факт, что в настоящее время наркомания и токсикомания – явления масштабные, особую озабоченность
вызывает то, что это является в значительной степени молодежной проблемой. Жертвами становятся люди репродуктивного возраста, что создает угрозу генофонду нации, ее здоровью, ее будущему. 7. Список использованной литературы. 1. Уголовный Кодекс РФ. – М.: «Проспект»,2000. – 160 с. 2. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации /
Под общ. ред. доктора юридических наук, профессора Ю.И.Скуратова и доктора юридических наук, Председателя ВС РФ В.М. Лебедева. – 3-е изд изм. И доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА – М), 2000 896 с. 3. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации /
Под общ. ред. кандидата юридических наук, ст. научного сотрудник Института государства и права РАН Полубинской С.В. 4. Шмелева, Е. Г. «Незаконные оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность: 12.00.08 Уголовное право и криминология ;
Уголовно-исполнительное право /Е. Г. Шмелева ; Науч. рук. Ф. Р. Сундуров. -Тюмень,2008. -26 с Библиогр.