Нищелюбие русских князей основные направления защиты и помощи нищим на Руси

Ульяновскийгосударственныйуниверситет.
КафедраПедагогикиВысшей школыи СоциальнойРаботы.

Реферат.
«Нищелюбие»русских князей: основные направлениязащиты и помощинищим на Руси.

Выполнила:
Студенткагруппы СР-12
ЦарёваЕ.В.
Проверила:
НагорноваА.Ю

.
Ульяновск-2003г.

Оглавление.
Оглавление.
Введение.
Первыйэтап помощирусских князей
«Нищелюбие»ВладимираСвятого.
«Нищелюбие»Ярослава Мудрого.
«Нищелюбие»ВладимираМономаха.
Второйэтап помощирусских князей.
«Нищелюбие»Андрея Боголюбского.
«Нищелюбие»АлександраНевского.
Заключение.
Литература.

Введение.
Всложные моментыистории зачастуюпроявляетсянеспособность(или нежелание)объективнооцениватьдействительность.Не являетсяисключениеми понятие «социальнаяработа». Всовременныхтрудах, посвященныхсоциальнойработе, какправило, исследуетсяили современноеположение делв этой сфере, или зарубежныйопыт, которыйзачастуюрассматриваетсяв историческомразвитии.
Истокисоциальнойработы следуетискать еще вдревности. Ужетогда, как отмечалиисторики, славянскиенароды отличалисьгуманным отношениемк соплеменникам и даже к бывшимврагам.Нищелюбиеже— добродетель, состоящая воказании помо­щинищим, одна изобязательныхдобродетелейканонизирован­ныхрусских князей.По мнению А.Гуревича, «исцелениеболь­ных, раздачабогатств, щедрыеподаяния милости»— основныедоказательствасвятости. Врусских летописяхони имелиопре­деленнуюформулу: многихканонизированныхрусских князейхарактеризоваликак «мнихолюбив»,«страннолюбив»,«нищелюбив».Такие историки, как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьевис­пользуютприменительнок раннему периодукняжескойпомо­щи христианскиепонятия «нищелюбие»,«милосердие»и более позднему— светскоепонятие«благотворительность».
Официальнымже началомявляется договор911 года князяОлега с греками, который содержалв себе моменты, называемыеныне социальнойработой.
ВX веке возники долго существовалинститут нищелюбия, который отождествляетсяс человеколюбием.Главной христианскойзаповедью сталалюбовь к ближнему:«Любовь к ближнемуполагали преждевсего в подвигесостраданияк страждущему, её первым требованиемпризнавалимилостыню».1Однако не тольконравственнаяустановка наближнего, нои поступокявляется основоймироощущенияи мировоззренияистинногохристианина.Любовь и деятельность— неразрывноеединство —понимаютсяне в своейсамодостаточности, а толь­ко вовзаимной связи.В этом смысловомединстве понимаетсяи сущностьтаких понятий, как «призрение»,«милование».
Основнымиобъектамипомощи становятсябольные, нищие, вдовы, сироты.Появляютсядокументы, регулирующиеотно­шенияв области поддержкии помощи различныхкатегорийнаселенияРоссии.
ВХ-XIII вв. происходитизменениепарадигмыпомощи и поддержкинуждающимся.
Этосвязано с изменениемсоциально-экономическойи социокультурнойситуации. Кначалу IХвека у восточныхславян завершилосьразложениепервобытнообщинногостроя, разрушилисьродоплеменныесвязи. На сменуродоплеменныхотношениямпришли территориальные, политическиеи военные, возниклиплеменныесоюзы. Создаютсяусловия дляпоявлениягосударства, объединяющеговсе племенаи союзы племен.В качествеправящей социальнойгруппы, «органоввласти» воглаве союзовстановилсякнязь и княжескаядружина.
Данныйпериод характеризуетсявозвышениекняжескойвласти, влияниемего дружинына общественнуюжизнь.
Подлиннымтолчком дляразвитияблаготворительностив России сталопринятиехристианства.
Спринятием в988 году христианствав России сталаактивнее развиватьсятрадиция личнойблаготворительностирусских князей, которая носилауже религиозныйхарактер.
Христианизацияславянскогомира оказаларешающее влияниена всю жизньобщества, натрансформациюобщественныхотношений, чтоне могло неотразитьсяна характере, формах помощиподдержкичеловека.
Создавшиесякультурно-историческаяситуация потребоваладругих принциповинтеграциии иных формподдержки изащиты. Именнос этого времениначинаетсяформироватьсяхристианскаяконцепцияпомощи, в основекоторой лежитфилософия любвик ближнему:«Возлюби ближнегосвоего, каксамого себя».
Основнымиобъектамипомощи становятсябольные, нищие, вдовы, сироты.
Появляютсядокументы, регулирующиеотношения вобласти поддержкипомощи различныхкатегориинаселения вРоссии.
Кчислу древнейшихисточниковправа относятсяцерковныеуставы князяВладимираСвятого.
Обозначилисьосновные направленияпомощи и поддержки:
Княжеская
Церковно-монастырская
Приходская благотворительность
Милостыня
Княжескоепопечительствопроходит какбы два этапа:
Распространениехристианствадо 2-ой половиныХII века(образованиеудельных княжеств)
2-аяполовина XIIвека по XIIIвек. Период, когда функциикнязя сливаютсяс монастырско-церковнойпомощью.
Такимобразом, складывающаясясистема помощии поддер­жкив этот периодиспытываетна себе влияниетаких факторов, как принятиехристианства, изменениегеополитическогопро­странстваславянскихплемен, разрушениеродового общества, изменениеположений вкняжьем праве, оформлениеновой об­щественнойстратификации, создание иукреплениетаких ин­ститутов, как церковь, монастырь, приход и др.

Первыйэтап помощирусских князей.
«Нищелюбие»ВладимираСвятого.
Первыйэтап социальнойпомощи незащищенныхслоёв населениянесет в себеязыческие ихристианскиетенденции.Формируетсякняжье правов отношениизащиты людей, не связанныхс семейно родовымиотношениями: вдов, сирот, прошеникови прочих людейцеркви.
Ноу князя Владимираесть особые, личные правана святость, которые подчеркиваютсяи в летописи, и у Нестора, ив похвальныхсловах: это егомилостыня. Всерусские книжники, говоря о Владимиредаже мимоходом, не преминутрассказатьо том, как «нищиеприходяще надвор его во всядни и прнимаху, кто чего требоваша; а недужным, немогущим ходить, повеле слугам, да в дом приносятим». Преданиепомнило языческуюжизнь Владимира: но «аще бо вневежествеетера (какие-нибудь)согрешениабыша, послерассыпашасяпокаянием имилостынями.
Великий князь Киевский Владимир Красное Солнышко уставом 966 года официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив десятину на содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц.
Владимир также строил церкви, которые стали не только фундаментом веры, но и основой научного знания, книжного дела. Основывал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения России. Поначалу это благое дело не встретило поддержки у населения, особенно у знати. По словам одного литописца, жены из богатых семейств, у которых забирали детей на ученье, оплакивали их, как мертвых, считая письменность чародейством.
Владимир устраивал пиршества на княжеском дворе не только для бояр и знати, но и для людей бедных, всячески стараясь удовлетворять их нужды, он «хотел делиться своими утехами со всем народом – и с старым и малым; он отправлял пиршества преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения церквей… Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и, даже, заботясь о тех, которые почему-нибудь сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питьё».1 Этим подчеркивалось милосердие всего христианства, в том числе самого великого князя, принявшего его.
Князь также велел своим людям развозить по улицам хлеб, мясо, рыбу, овощи, а «…немощным и больным, развозить припасы по их дворам»2. Нестор объясняет такое человеколюбие Владимира действием христианского ученья.
Князь стал распространять свое благорасположение даже на преступников и убийц, заменяя им казнь штрафом: «Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала согласился было на увещание Корсунских духовных, находившихся около него в Киеве, но потом, с совета бояр и городских старцев, установил наказывать преступников только денежною пенею…»3
Итак, Владимир, первыйрусский князь-христианин, начавший субийства своегобрата Ярополка, приняв христианство, стал яркимпримером высочайшегопокровительстванад бедными, нищими и убогими.В его лицеобъединиласьличная и государственнаяблаготворительность.Жертвуя набогоугодныедела как частноелицо, он былтем не менеепервым человекомв государстве, да и тратилденьги, поступающиев казну из налогов.
Современем изменяютсясоциальныеотношения имногие людипостепенноначинают отходитьот родовыхсвязей. Стараясистема социальнойзащиты разрушаетсяи «повышаетсяроль князя».
ВРусской ПравдеЯрославичейпод защитыберутся изгои.Так, статья 1гласит: «Ажеубиеть муж мужа, то мьститибрату брат, либо отцю, лисыну, либо братучадо, либо братнююсынови; аще лине будеть ктоего мьстя, тоположити заголову 80 гривен, аче будетькняжь мужь илитиуна княжна; аще ли будетьрусин, или гридь, либо купець, либо тивунбояреск, либомечник, либоизгои, ли словенин, то 40 гривен положитиза нь».1
«Нищелюбие»Ярослава Мудрого.
НачинанияВладимирапродолжил егосын Ярослав.Он основалучилище на 300человек. Этоучилище былопервым настоящимучебным заведениемв России. ПриЯрославепереписывалисьмногие книги, многое переводилосьс греческогоязыка на русский.Производилосьобучение иболее серьёзное, рассчитанноена взрослыхлюдей, готовящихсяв священники.Обилие «книжныхлюдей» позволилоЯрославу создатьпри дворесвоеобразнуюсредневековуюакадемию. Ярославсоставил целуюбиблиотекупереводныхславянскихцерковно-учительскихи богослужебныхкниг, котораябыла размещенав построеннойим церкви святойСофии.
Ноболее всегоон прославилсясоставлениемпервого письменногорусского сводазаконов – «РусскойПравды». «РусскаяПравда» состоитиз 37 глав и, кроместатей уголовногохарактера.Имеет статьисоциальнойнаправленности, что было нехарактернодля молодыхгосударствЕвропы. Такглава XXXI, касаясь разделанаследства, говорит: «Дворотцовскийвсегда безраздела принадлежитменьшему сыну».1Иесли раньше, до написанияи вступленияв силу «РусскойПравды», старшиебратья моглирешить спорсилой, то теперьмладшие сыновьябыли защищенызаконом.
ЗаконыЯрослава относительнопопечительстванад детьмиочень гуманныдля тех времен: в них заложеныглавнейшиепо своей проблемностивопросы. Например, глава XXXIIопределяетотношения приразделе наследствамежду детьмиодного отца.Но разных матерей.Был решен такжевопрос о наследстведетям в случаях, когда «нерадивая»мать проедалаэто наследство.
Чтобыизбежать сиротствапри живойродительнице, Ярослав повелелпередаватьдетей ближайшимродственникамотца, если матьвыйдет вторично.Это являлосьсвоего родастраховкойот возможногодурного обращенияотчима с детьми.
«РусскаяПравда» явиласьпервым славянскимзаконом, включающимв себе подобиесоциальнойпрограммы.Целых 8 статейзакона былопосещено проблемамдетской защищенности.Эта перваяпопытка составлениярусского сводазаконов такили иначе определилавсё далнейшеезаконотворчествона Руси. Так, врусской юридическойпрактике ссамого началапрочно утверждалисьосновы социальнойполитики.

«Нищелюбие»ВладимираМономаха.
Существуютдве точки зрения, почему князьязанималисьблаготворительностью.Одна из нихзаключаетсяв том, что князьяделали это пособственномужеланию из-засвоего характера.Сущность жедругой в том, что вся помощьнуждающимсяделалась дляподдержкиличного авторитетавласти князяи для ослаблениясоциальнойнапряженности.
Так, о жизни князяВладимираМономаха сложилосьпонятии какоб образцовомкнязе. Для многихлюдей Владимирбыл образцомблагочестия, он свято исполнялобязанности, требуемыецерковью.
Мономахвсячески заботилсяо бедных. ЗаконМономаха дозволялзакупу жаловатьсяна хозяинакнязю или судьям.«Женино имениеоставалосьнеприкосновеннымдля мужа. Есливдова не выходилазамуж, то оставаласьполной хозяйкойв доме покойногомужа и дети немогли удалитьеё. Замужняяженщина пользоваласьодинаковымиюридическимиправами с мужчиной».1
В«Поучении кдетям» ВладимираМономаха (великийкнязь с 1113 по 1125г.) мы видимследующийвариант христианскойморали: «Научись, верующий человек, быть делателемблагочестия, научись, поевангельскомуслову, иметьочам управление, языку воздержанность, уму смирение, телу порабощение, гневу погибель, хранить мысльчистою, побуждаясебя на добрыедела ради Господа.Будучи лишаем,- не мсти, ненавидим,- люби, гоним — терпи, хулим- моли, умертвигрех. Избавьтеобидимого, дайте судсироте…»1.По его мнению, не пост, неуединение, немонашествоприносят спасениелюдям, а именноблагодеяния.Мономах — сторонникбезусловногособлюденияпринципа «неубий»; примечательно, что Мономахсоветовал учитьиностранныеязыки, хорошоприниматьиностранцев, чтобы они прославлялигостеприимныххозяев у себя.Призыв Мономаха«Укройся отзла и делайдобро, и будешьжить вечно»- противопоставленстрогому аскетизму.Мораль Мономаха«приземлена», направленана решениеземных дел, тогда какаскетическаямораль требовалаухода из жизни, смотрела наземную жизнькак на подготовкук «жизни вечной».Видно, что князья вто время небыли окруженыцарственнымвеличием и былидоступны длявсех. В «Поучении…»Владимир завещаетдетям посещатьбольных, отдаватьпоследний долгмертвым, любитьсвоих жен, почитатьстарших каксвоих отцови не гордитьсясвоим званием.

Второйэтап помощирусских князей.
Второйпериод характеризуетсятем, что княжескаяпомощь и защитануждающимсяпретерпеваетсущественныеизменения вфункциях, мерахих осуществления.
Этосвязано:
Наметилась тенденция роста монастырского церковного призрения;
Князь становится хозяином- вотчинником своего удела;
Административное правление князя осложняют татаро-монгольские набеги и данничество.
Общаяже тенденцияпомощи заключаласьв дальнейшемпроникновениихристианства, строительствегородов, защитемигрантов, атакже в такойвнешней функциикак охраназемель от набеговсоседей.
Каксчитают историки, князь олицетворялнародную властьи не был лишьслучайным еепридатком. Он— необходимыйорган древнейгосударственностидля удовлетворениянасущ­ныхобщественныхпотребностейнаселения —внешней защи­тыи внутреннего«наряда». Таковытребованияк нему населе­нияземли — вотчины.Однако, когдарусские княжестванахо­дилисьпод властьюЗолотой Орды, выполнениеэтих требованийпрактическибыло невозможно.Поэтому весьпериод характе­ризуетсяспадом княжескойохраннойдеятельности, и лишь от­дельныекнязья находилиновую парадигмудействий позащи­те и поддержкеземель — вотчин, а значит, и населения(к ним относятсякнязья АлександрЯрославич, позднее ИванКалита).

«Нищелюбие»Андрея Боголюбского.
Ещеодним известнымвеликим князем«нищелюбия»был АндрейБоголюбский(1157-1174). Прозвище, которого говоритсамо за себя.Автор однойлетописи называеткнязя святым, мучеником, страстотерпцем, сравниваетего со святымиБорисом и Глебом, из жития которыхделает заимствования.Он прославляетблагочестиекнязя, его усердиек церкви, построениехрамов. Особоотмечаетсяего милостыня- чертами, напоминающимикнязя Владимира:»веляшет повся дни возитипо городу брашнои питие разноличноебольным и нищимна потребу”. Однаиз летописейговорит о немследующее: «Но, кроме того, идругие он многиецеркви поставилразличные вкамне, и монастырион создал, почемуна весь церковныйчин и на церковниковвсех и обратилбог свой взор; и не отягчилсвоей памятипьянством, икормильцембыл для монахови монахинь, инищих, и всякогозвания людямон был как любимыйотец, — но большевсего он милостивбыл подаянием…»1Сам же Андрейбыл милостиви добр: велелкаждый деньвозить питьеи пищу больными нищим, подавалим по их прошению.Особо отмечаетсяего милостыня- чертами, напоминающимикнязя Владимира:«веляшет повся дни возитипо городу брашнои питие разноличноебольным и нищимна потребу»2. Он с юныхлет возлюбилБога, в центресела построилцерковь в честьрождестваПресвятойМарии. По распоряжениюкнязя Андреябыли построеныЗолотые Воротаво Владимире, расширилсяи украсилсясам город. Кромецеркви Успения, удивлявших современниковвеликолепиеми блеском иконостаса«…он построилво ВладимиремонастыриСпасский, Вознесенский, соборный храмСпаса в Переславле, церковь СвятогоФедора Стратилата».1Всякая новаяцерковь былаважным событиемдля народа.Понимая, чтодуховенствосоставлялотогда единственнуюумственнуюсилу, АндрейБоголюбскийумел приобрестилюбовь его, атем самым укреплялсвою властьв народе. В делахего жизнисовременникивидели набожного и благочестивогочеловека. Еговсегда можнобыло видетьв храме на молитвесо слезамиумиления наглазах. Андрейвсенароднораздавал милостынюубогим, кормилчернецов ичерниц и за тослышал похвалусвоему милосердию.
«Нищелюбие»АлександраНевского.
Вдревности св.Александрразделял своюславу и почитаниес целым сонмомполитическихзаступниковрусской земли.
Послетого как Александрзанял престолв Новгороде, он делал все, чтобы устоять и не дать полностьюразорить своюземлю монголо-татарам.Александрсчитал необходимымсобрать войско, подготовитьего и лишь потомдумать об очищенииРусской землиот монголов-татар, которые жестокоиздевалисьнад народом, не щадя ни детей, ни женщин, нистариков. Александрвидел мученияи страданиясвоего народаи отдавал немалозолота и серебрав Орду, чтобывыкупить пленных.
Завремя княженияАлександраСеверно-ВосточнаяРусь сумелазалечить своираны, остроилагорода. В 1252 гвосстанавливаетг. Владимир, строит церквии со­бираетразбежавшихсяжителей.
Известныйисторик Карамзинговорит обАлександреНевском: «…Александрже мог добродетелямисвоими толькооблегчитьжестокую судьбуРоссии, и подданные, ревностно славяего память, доказывали, что народ иногдасправедливоценит достоинствагосударей ине всегда полагаетих во внешнемблеске государства…».1
Заключение.
Такимобразом, «нищелюбие»русских князейимело разностороннююподдержку всемслоям населения.Мы видим государственнуюи частнуюблаготворительностьтесно сплетенной, вернее сказатьещё не разделенной.Эта традициядолго продолжаласьв России –руководствуясьхристианскимизаповедями, князья и цариоказывалиблаготворительнуюпомощь вродеи личную, но наденьги из казны, которые онисчитали своими.Даже такаяблаготворительностьхарактеризуетих с положительнойстороны, ведьони могли потратитьэти деньги ина свои личныенужды. Мывидим, что первыевека христианствабыли отмеченыдушевной простотойего ревнителей, которые святоверили и точнособлюдалиевангельскиезаповеди. Дляних христианскаягуманность, вера в силудобра, убежденностьв важностичеловеколюбияне были отвлеченныминормами, а, наоборот, являлись непреложнымиистинами, невыполнять ине следоватькоторым онисчитали длясебя невозможными.
Вэтот период, как можно видеть, помощь князейне преследовалацелей измененияустройстваобщества, онаимела огромноевоспитательноезначение дляформированиянравственногопотенциала, который сохранялсямногие годыв России.

Литература.
Златоструй. Древняя Русь. Х-ХIII в. М.,1990
Изборник 1076 г., М., 1965.
Изборник: Повести Древней Руси. Лениздат, 1983
История Отечества в лицах. С древнейших времен до конца XVII в.: Биогр. Энциклопедия. М., 1993.
Ключевский В.О.Исторические портреты. Деятели исторической мысли. М.,1990.
Козлов Ю.В… От Рюрика до императора Николая-II. Саранск, 1992.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. — М.: «Мысль», 1993.
Мыслители Киевской Руси. Киев, 1987.
Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.,2003
Фирсов М.В. История социальной работы в России. М.,1999.
Холостова Е.И.Теория социальной работы. М., 2001
Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. Под редакцией Ю.П.Титова и О.И.Чистякова. М.,1990