Нижний Тагил: история и современное состояние

Содержание
1. История Нижнего Тагила
2. Культурные традиции Нижнего Тагила
3. Экологическая обстановка города Нижнего Тагила
4. Нижний Тагил на пороге XXI века
Список использованной литературы
 

1. История НижнегоТагила
История Нижнего Тагилатесно связана с историей горнозаводской промышленности Урала. Разрешение напостройку чугуноплавильного завода у горы Магнит (позже она стала называтьсяВысокой) было дано Демидовым в 1702 году по Указу Петра I. СтроительствоНижнетагильского чугуноплавильного, железоделательного и Выйского медногозаводов продолжалось несколько лет и велось по лучшим европейским образцам.Выйский завод был пущен в 1722 году. Около него возник поселок носивший, по установившейсяна Урале традиции, имя своего завода. В 1722 году был пущен в эксплуатацию иНижнетагильский железоделательный завод на котором, по переписи того времени,числилось 537 душ «мужского полу».
В 70-х годах XVIII векавсе больше сливавшиеся с другими Нижнетагильский и Выйский поселкипредставляли, по свидетельству современников, крупное поселение городского типапочти с пятитысячным населением и со значительной торгово-промышленнойпрослойкой. Но подавляющее большинство составляли все-таки крепостные — «горнозаводскиекрестьяне господ Демидовых». К концу XVIII века Нижний Тагил был заметнымпромышленным и культурным центром. В 1806 году был образован Нижнетагильскийгорный округ в который вошли все заводы. Этому способствовало проведение в 70-хгодах XIX века горнозаводской железной дороги, а также соединение его с окрестнымизаводами узкоколейными дорогами.
В январе 1918 годаДекретом СНК за подписью В. И. Ленина округ Нижнетагильских и Луньевских горныхзаводов был национализирован, и промышленные предприятия вошли в составНижнетагильского металлургического треста. Права города Нижний Тагил получил 20августа 1919 года постановлением Екатеринбургского военно-революционногокомитета. «Нижнетагильский завод преобразовать в город Нижний Тагил,безуездный, с введением в нем городского коммунального хозяйства, — говорилосьв этом документе. — Город Нижний Тагил сливается в одно целое из Тагильской,Выйско-Никольской, Троицко-Александровкой волостей».
В мае 1920 года бывшийВерхотурский уезд был разделен на четыре, один из них — Нижнетагильский. Городстал уездным. В 1923 году Постановлением ВЦИК была образована Уральская областьс шестнадцатью округами, в том числе Нижнетагильским округом, которыйпросуществовал до июля 1930 года.
20-е годы — годывосстановления разрушенного за период гражданской войны хозяйства. ОжилВысокогорский рудник, заработал металлургический завод. В 1926 году в городеработали пять клубов и восемь библиотек, появился первый радиоузел.
В 1930 году созданНижнетагильский район, в состав которого, кроме города, вошли семь сельсоветов.13 октября 1931 года Президиум Уралоблисполкома принял постановление №101 оразвитии Нижнего Тагила в связи со строительством коксохимкомбината, новогометаллургического и вагоностроительного заводов. С этого момента начинаетсябурный рост города.
В 1932 году начатостроительство первых цехов Уральского вагоностроительного завода. Через четырегода, в октябре 1936-го, с его конвейера сошел первый грузовой вагон. Тогда жев Нижнем Тагиле пущен первый трамвай, а в 1939 году открыт учительский институт- первое высшее учебное заведение города. 25 июня 1940 года на Нижнетагильскомметаллургическом заводе выдан первый чугун, а в сентябре — первая сталь.
В Великую Отечественнуювойну в городе, опираясь на его мощную индустриальную базу, были размещеныэвакуированные Криворожский металлургический и коксохимический, Московский иЛенинградский машиностроительные заводы, трест Ленруда. За четыре года войнытагильчане построили мощную третью домну, четыре мартена, две коксовые батареи,агломерационный комбинат. Был освоен выпуск феррохрома, ферромарганца,ферросилиция необходимых для производства специальных сталей. За 1941-1945 годы35 тысяч знаменитых «тридцатьчетверок» изготовили тагильчане.
С 1940 года до конца1960-х шло бурное строительство предприятий металлургической, химической,горнодобывающей, пищевой промышленности, объектов культуры, спортивныхсооружений. За эти годы были построены более 30 школ, десятки садов и детскихяслей, драматический театр, дворец культуры металлургов, три кинотеатра, дватехникума. Численность населения возросла в 2,1 раза и составила 338,5 тыс.человек.
В настоящее время НижнийТагил — классический образец индустриального центра. По численности населения иэкономическому потенциалу он входит в число первых 30 городов России.Территория города 299 квадратных километров, численность населения — 430 тысяччеловек. Город дает 7 процентов выплавляемого в стране чугуна и 6 процентовстали и проката.
История города тесносвязана с историей страны: тагильский металл был в штыках Суворова и Кутузова,здесь впервые встал на рельсы российский паровоз, изобретенный отцом и сыномЧерепановыми. Нижний Тагил — родина уникального подносного промысла.
Сегодня в городе дваинститута, 13 средних специальных учебных заведений, 79 общеобразовательныхшкол, три театра, два музея, цирк, девять дворцов и домов культуры, более стапромышленных предприятий.
 
2. Культурные традицииНижнего Тагила
 
Город родился какметаллургический центр около горы Высокой, богатой уникальной железной рудой идругими ценными полезными ископаемыми.
Рожденный в эпоху Петра Iзавод, а с ним и заводской поселок вобрали в себя культурные традиции народов,привезенных из разных губерний России заводовладельцами Демидовыми.
Демидовы заложили хорошийфундамент для развития культуры будущего города. В XIX веке в поселкепоявляется библиотека и музей естественной истории и древностей с уникальнымиэкспонатами, отмеченные многими знаменитыми путешественниками. Выплавка металлас маркой «Старый Соболь», уникального по своим качествам, послужило основойрождения новых культурных традиций, таких как, например, лаковая роспись пометаллу или знаменитые тагильские подносы. К концу ХIХ века в Нижнем Тагиледействует 2 театра, обсерватория, оркестр, купеческий клуб, чуть позжепоявляется 2 кинотеатра.
Большой шаг в развитиекультуры был сделан в годы Великой отечественной войны, благодаря усилиямтехнической и творческой интеллигенции, эвакуированной в Нижний Тагил изблокадного Ленинграда. В годы войны в городе открылся театр кукол и музейизобразительного искусства, родилась своя художественная школа живописи.
Сегодня Нижний Тагил нетолько крупный индустриальный центр Урала, это город большой истории исамобытной культуры, представленной всеми направлениями культурнойдеятельности. В городе действует 2 библиотечные системы: детская с 12 филиаламии взрослая с 16 филиалами. Гордостью тагильчан является музей-заповедник сосвоей уникальной коллекцией и единственной в стране сетью музеев-заводов Н.Тагила, Кушвы, Н. Салды. По инициативе директора музея — заповедника СеменоваИ.Г. разрабатывается программа индустриально-ландшафтного парка. В городе работает3 театра: драматический имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, кукольный, муниципальныймолодежный и цирк.
Музыкальная жизнь городапредставлена 5 музыкальными школами, 2 школами искусств и музыкальнымучилищем. Создан муниципальный духовой оркестр и филармония с замечательнымколлективом — оркестром баянистов «Тагильские гармоники», лауреатами несколькихпрестижных конкурсов и фестивалей. Чрезвычайно интересна художественная жизньгорода. Редкое явление не столичных городов — полный цикл художественного образования:2 художественные школы, 2 художественных отделения в школах искусств, художественноеучилище, художественно-графический факультет в НТГПИ и музей изобразительногоискусства, собравший редкую коллекцию. Все это создает великолепную базу дляхудожников города, которые объединены в Союз художников. Активно развиваютсянародные промыслы.
Не менее развита идосуговая сеть учреждений культуры — 3 муниципальных и 4 ведомственных Дворца,клубная система, старинный парк им. А.П. Бондина.
Традиционными сталипроведение фестивалей «Золотой петушок», «Веселухин ложок», «Зимние наигрыши» идругие.
3. Экологическаяобстановка города Нижнего Тагила
 
Специфическаяпромышленная нагрузка на сравнительно небольшой территории города, низкийтехнический уровень горно-металлургических производств — основные источникизагрязнения окружающей среды. При этом специфика их технологий, состояниеосновных фондов и технический уровень при отсутствии должного правового иэкономического контроля таковы, что производство одной тонны товарной продукциинеминуемо сопровождалось выбросами в атмосферу загрязняющих веществ. В год накаждого жителя в те годы приходилось 1,5 тонны выбросов. Но это только один аспектпроблемы.
Тагильчане первыми в Россиизаявили о своей неблагополучной ситуации в городе, заявили в надежде на закон иподдержку Правительства Российской Федерации.
Пять лет назадпостановлением главы администрации города было утверждено положение об отделепо экологии и природопользованию администрации города, в компетенцию которого всоответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природнойсреды» входит:
— определение основныхнаправлений охраны окружающей природной среды города, разработка экологическихпрограмм;
— планирование,финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
— учет, оценка состоянияокружающей природной среды и природных ресурсов;
— координация всехприродоохранных служб, предприятий, организаций, учреждений, независимо от ихформ собственности и подчинения;
— другие.
В соответствии споручением Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года и во исполнениеПостановления Правительства Российской Федерации от 5.02.1993 года «О мерах погосударственной поддержке социально-экономического развития, оздоровлениюокружающей среды в городе Нижний Тагил» в I квартале 1993 года была проведенагосударственная экологическая экспертиза состояния окружающей среды и населениягорода, результатом которой явилась разработанная и представленная на заседаниеПрезидиума Правительства Российской Федерации «Федеральная целевая комплекснаяпрограмма по оздоровлению окружающей среды и населения города Нижний Тагил напериод до 2000 года», которая была одобрена Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации 6 мая 1995 года N 452.
В городе разрабатываетсямуниципальная программа по внедрению непрерывного экологического образования «Формированиеэкологической культуры у детей и учащейся молодежи». В городе имеется богатыйопыт экологического образования, как в образовательных учреждениях, так и вучреждениях дополнительного образования.
Тагильские учащиесязанимают призовые места не только в областных слетах юных экологов, но и нароссийском уровне.
В городе накоплен богатыйопыт международного сотрудничества, говоря о котором следует отметить новыеподходы, которые формировались в процессе сотрудничества с Агентством по охранеокружающей среды США.
Ежегодно главой городаутверждается бюджет сметы расходов и порядок финансирования мероприятий, атакже отчеты об исполнении и расходовании средств городского экологического ифинансово-инвестиционного фондов. Отчеты представляются и на заседаниеНижнетагильской городской Думы. Постановлениями главы города утверждены Советгородского экологического фонда и состав правления финансово-инвестиционногофонда. Примечательно, что в принятии решений по финансированию участвуютспециалисты предприятий контролирующих организаций, представителиобщественности.
Выпущены постановленияглавы города «Об обеспечении ртутной безопасности в городе Нижний Тагил», «Обупорядочении сбора, транспортировки и складирования твердых бытовых отходов».
Стало доброй традициейежегодно проводить Дни защиты от экологической опасности. Широкий комплексмероприятий по благоустройству и озеленению, очистке территории города,экологический всеобуч позволяют вовлечь все большее количество участников вэкологическое оздоровление города. За 2 последних года на территории городавысажено более 16 тыс. деревьев, более 28 тыс. кустарников, завезено около 1,5тыс. тонн торфа, ликвидировано более 50 несанкционированных свалок мусора, иеще много других добрых дел было сделано совместными усилиями природоохранныхслужб, коммунальных служб, предприятиями, организациями, образовательнымиучреждениями, молодежью, просто жителями нашего города, которым небезразличноэкологическое состояние нашего города, которые любят свой город.
А в заключение хотелосьбы сказать: экологические проблемы в последние годы были приоритетными в работеглавы города и администрации. Сложилась система природоохранной деятельности,обозначены цели и задачи, которые нашли свое отражение в Федеральной целевойпрограмме по оздоровлению окружающей среды и населения нашего города.
4. Нижний Тагил напороге XXIвека
По данным статистики, в 1996 г. в Нижнем Тагиле действовало 46 крупных и средних промышленных предприятий; среди них — такиеизвестные во всем мире, как ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат».ГПО «Уралвагонзавод». ОАО «Уралхимпласт». Один только металлургическийкомбинат, по сведениям за первые девять месяцев 1996 г… дал 77% общего объема промышленного производства города. Все они являются теми самыми индустриальнымигигантами советской эпохи, которые должны, по мнению московских интеллектуалов,исчезнуть в самое ближайшее время. Однако, можно надеяться, именно они станутудачным примером практического опровержения отвлеченных теорий. Во всякомслучае, та же городская статистика показывает: в Нижнем Тагиле особеннопострадали мелкие и средние предприятия, прежде всего отраслей легкойпромышленности, строительства, сферы обслуживания. А промышленные великаны,несмотря на все сложности своего экономического развития, демонстрируют огромнуюжизнеспособность и отнюдь не намерены исчезать.
Невозможно отрицать тотфакт, что современный индустриальный потенциал Нижнего Тагила был создан в гг.Советской власти. К 1977 г. объем промышленного производства вырос по сравнениюс 1913 г. в315 раз — и это в городе, с XVIII столетия считавшемся крупным индустриальным центром.Можно говорить о слишком высокой цене — человеческой, экологической,социальной, уплаченной за промышленные достижения. Но магия цифр объемовпромышленной продукции города завораживает и сегодня. В конце 1970-х гг.тагильчане производили половину рельсов всего Советского Союза, четвертую частьжелезнодорожных вагонов, более трети цельнокатаных колес для них. В НижнемТагиле выпускали чугун и сталь, металлопрокат и химические продукты,магистральные грузовые вагоны и танки, отопительные радиаторы и медицинскиеинструменты, стиральные машины и артиллерийские боеприпасы и многое, многоедругое. В 1970-е гг. город отметил удивительные события. 25 мая 1976 г. из ворот Уралвагонзавода вышел вагон с номером 500000 (а сегодня их число достигло уже800000). Нижнетагильский металлургический комбинат отпраздновал свою100-миллионную тонну стали в декабре 1973 г., 100-миллионную тонну чугуна — в 1974 г… 100-миллионную тонну проката — в 1979 г. В Книге рекордов Гиннеса 1980-х годов сообщалось: «Самое крупное промышленное предприятие вмире. Нижнетагильский вагоностроительный и танковый завод… занимает площадь827000 кв.м. Ежегодно он может производить 2500 танков типа Т-72».
Такие цифры, несомненно,говорят не только о масштабах производства, но и о высоких для своего временитехнологиях, о мастерстве рабочих, о таланте инженеров и конструкторов.1960-1970-е гг. в Нижнем Тагиле вообще отличаются активным поиском новыхрешений, широким привлечением науки в производство.
На Нижнетагильскомметаллургическом комбинате создается ряд опытно-промышленных установок дляотработки новых идей и процессов. Среди них — доменная печь объемом всего 6кубических метров; роторная кислородная сталеплавильная печь садкой 15 тонн;комплекс агрегатов (опытный цех) для прямого восстановления железа, извлечениямеди и кобальта из тагильских магнетитовых руд; экспериментальная установка дляизучения закалки рельсов в масле, первая машина пневмосепарации углей для коксования.Впервые в практике металлургии в 1963-1964 гг. на комбинате реализована технологияпередела ванадиевого чугуна с извлечением ванадия и выплавкой сталидуплекс-процессом в кислородных конвертерах. Эта технология эффективна и посравнению с более поздними зарубежными разработками. Для реализации ванадиевойтехнологии в 1963 г. на НТМК был построен первый в Советском Союзекислородно-конвертерный цех с 130-тонными конвертерами. В 1966 г. введено в эксплуатацию отделение объемнойзакалки рельсов в масле. Эта технология, созданнаяна комбинате, обеспечивает производство самых износостойких рельсов в мире дляработы в условиях низких температур. В 1968 г. на НТМК установлена и затем отслужила четверть века первая в отечественной металлургии машина непрерывнойразливки стали криволинейного типа оригинальной конструкции (с шагающими балками).Она была разработана и изготовлена на Уралмашзаводе. Позднее криволинейныемашины стали основным типом установок в металлургии. В течение 1950-1970-х гг.на комбинате введены в эксплуатацию передовые для своего временирельсобалочный, крупносортный, колесопрокатный, шаропрокатный станы. Ониработают и в наши дни. В 1974-1977 гг. построен первый и пока единственный вРоссии и странах бывшего СССР уникальный по масштабам производства и сортаментукомплекс универсально-балочного стана, обеспечивающий прокат до полуторамиллионов тонн в год широкополочных балок и колонных профилей длястроительства, а также прокат ряда специальных профилей.
Продукцияпроизводственного объединения «Уралвагонзавод» всегда отвечала самым высокиммировым технологическим стандартам, а нередко и превышала их. В результатевнедрения самых прогрессивных технологий на заводе создано поточно-конвейерноепроизводство цельнометаллических полувагонов и железнодорожных цистерн.Уникален опыт криогенного производства УВЗ. В разные годы здесь проектировалисьи строились железнодорожные и универсальные цистерны для перевозки кислорода,водорода, азота, этилена, применявшиеся как в народном хозяйстве, так и вракетно-космическом комплексе страны. Основатель заводского конструкторскогобюро криогенного машиностроения М.Н. Веремьев был в 1957 г. удостоен Ленинской премии за разработку и создание системы заправки жидкими компонентамикосмической ракеты, доставившей на орбиту искусственный спутник Земли.Значителен вклад УВЗ в разработку и изготовление других космических аппаратов — «Восток», «Восход», «Протон», а также корабля многоразового использования«Буран».
Целой эпохой в историимирового танкостроения стал разработанный на УВЗ коллективом конструкторов подруководством В.Н. Бенедиктова и здесь же поставленный на серийное производствотанк второго послевоенного поколения Хотя эта машина создавалась в 1967-1972гг… она и сегодня, после ряда модернизаций, находится на вооружении около 20стран мира. Лицензию на его производство в разное время получили Польша,Югославия, Словакия, Индия, Ирак, Иран. Президент Сирии X. Асад после танковых боев сирийскойармии с подразделениями Израиля в Ливане в начале 1980-х гг. заявил в одном изинтервью: «Танки типа Т-72 — лучшие в мире». Последняя модификация этой машины,производимая УВЗ, — ракетно-пушсчный танк Т-72С с динамической защитой — исегодня считается на мировом рынке вооружений одной и’! самых лучших иконкурентоспособных.
Распад Советского Союза ипоследовавший за ним экономический кризис больно ударили по заводам НижнегоТагила. За период с 1989 по 1995 гг. объемы промышленного производства в городеснизились на 41.2%. Особенно тяжелый удар был нанесен оборонным предприятиям.На Уралвагонзаводе производство военной техники снизилось к 1995 г. в 30 раз. Причина банальна — Министерство обороны не оплачивает даже заказанную ипроизведенную продукцию. Высокогорский механический. 70% продукции которогосоставляли заказы армии, уже к 1993 г. потерял 60% объемов оборонногопроизводства. Резкое сокращение платежеспособного спроса на внутреннем рынкепоставило на грань выживания и те заводы, что не имели прямого отношения кобороне страны. Генеральный директор ОАО «Нижнетагильский металлургическийкомбинат» Ю.С. Комратрв (до 1998 года) отметил в одном из интервью: «Внутреннийрынок — предмет постоянной головной боли как для меня, так и для работниковотдела сбыта. Наш металлопрокат нужен практически всем, но из этих всех тольконемногие готовы платить за него уже сейчас. И если бы не Министерство путейсообщения, которое стабильно забирает у нас 35 процентов готовой продукции…,положение комбината на рынках сбыта России можно было бы характеризовать, поменьшей мере, как плачевное».
Критическое положение сосбытом продукции усугубилось наличием на тагильских предприятиях большогоколичества устаревшего и просто изношенного оборудования. Даже НТМК. будучипионером в российской металлургии по внедрению ряда новейших технологий, вусловиях централизованной экономики вплоть до 1990 г. из-за ограничений в финансировании не имел возможности реализовать разработанные программыполного перехода на современные процессы. В результате к концу XX столетия наряду с конвертернымсохранилось неэффективные мартеновское производство, разливка стали в изложницы,устаревшие прокатные станы и нагревательные печи, что, естественно, имелоследствием повышенные затраты на производство металла. Известно, что. когда наУралхимпласт прибыли для заключения взаимовыгодного союза представителинемецкой фирмы «Хехст», то они просто обомлели при виде цеха, где намечалосьсовместное производство новой продукции. Оборудование, по их мнению, былопригодно только для музея и потому уникально. Пути выхода из кризисной ситуациибыли очевидны и внешне просты. В условиях рыночной экономики нормальная работакаждого предприятия возможна лишь при выполнении рада требований. Продукциядолжна пользоваться спросом у потребителя, быть конкурентоспособной не толькопо качеству, но и по стоимости, производиться с минимальными затратами иобеспечивать необходимый уровень рентабельности и прибыли; используемыетехнологии должны минимально воздействовать на окружающую среду.
В течение последнихпяти-семи лет, несмотря на все трудности, предприятия города осваивали новыевысокоэффективные технологии, ставили на поток производство уникальной конкурентоспособнойпродукции.
На Нижнетагильскомметаллургическом комбинате уже в 1992 г., используя подготовленные ранеепроекты, разработали конкретную программу реконструкции и развития до 2000 г., в которой выделены приоритетные направления для концентрации ресурсов и ускорения работ.Центральным звеном программы является реконструкция в сталеплавильномпроизводстве с полным переходом на кислородно-конвертерный процесс и разливкустали на машинах непрерывной разливки. Расход стали на прокат изнепрерывно-литой заготовки сокращается на 20%. Это значит, что для того объемапроката, который производит комбинат, соответственно требуется выплавлять на20% меньше чугуна и стали, производить и расходовать меньше кокса, железорудногосырья и энергетических ресурсов. Указанные расчеты подтверждены опытом мировойметаллургии и работой современных отечественных заводов.
Программа реконструкциизатрагивает практически все переделы комбината, она стала руководством вповседневной его работе. В действующем конвертерном цехе № 1 начиная с 1995 г. последовательно вводятся в эксплуатацию машины непрерывной разливки стали для отливкикруглых, прямоугольных, фигурных заготовок, из которых прокатываются железнодорожныеколеса и бандажи, рельсы, широкополочные балки, листовой металл. Намечена реконструкциясобственно конвертеров с отводящими трактами, чтобы на основе последнихразработок коренным образом решить вопросы экологии и надежности работыагрегатов. Одновременно проектируется новый современный кислородно-конвертерныйцех, который возьмет на себя производство стали сортамента мартеновского цеха №1.
К переходу на прокатнепрерывно-литой заготовки из конвертерной стали готовятся цехи прокатногопередела. Уже с 1995 г. колесопрокатный цех обеспечивается заготовкой с высокимкачеством поверхности, наиболее чистым по примесям и однородным по химическомусоставу металлом. Однако прессовое оборудование этого цеха, предназначенное дляпрессования заготовок перед прокатом колеса, устарело и имеет недостаточную мощность.В результате приходится нагревать заготовки до предельно высокой температуры,что сопровождается окислением металла, ухудшается качество поверхности колеса,требуется дополнительная механическая обработка. Поэтому Уральский заводтяжелого машиностроения по заказу НТМК спроектировал и готовит новоепрессопрокатное оборудование. Одновременно обновляется парк станков длямеханической обработки колес. В связи с внедрением вакуумирования стали вконвертерных цехах, при котором из жидкого металла удаляются водород, азот,кислород, становится возможным исключение отдельных длительных технологическихопераций при прокате железнодорожных рельсов и колес. Поэтому на очереди разработкаменее затратной технологии закалки рельсов непосредственно после их выхода изпрокатного стана, упраздняющей рад операций, связанных с охлаждением и нагревом.
Переходуниверсально-балочного стана на прокат балок из непрерывно-литой заготовки выводитиз цикла работы этого комплекса самый крупный в Европе обжимной стан — блюминг1500, построенный в 1974 г. Реконструкция коксовых батарей увязывается среальной потребностью в коксе при снижении его расхода в доменном цехе.Необходимым является переоснащение химических цехов коксохимическогопроизводства, выпускающих около 30 видов продукции.
Как мы видим, в конце XX столетия НТМК вступил в периодкоренного обновления с внедрением современных технологий и агрегатов, которымпредстоит работать в XXI в.Выполнение программы реконструкции позволит сохранить производство готовогопроката на комбинате на достигнутом уровне при уменьшении затрат кокса, чугуна,стали, сокращении расходов сырья, материалов и энергии на 20-30%. При этом насовременном уровне решаются экологические проблемы. Частокол труб мартеновскихпечей и нагревательных печей обжимных станов, «лисьи хвосты» рыжего дыма навсегдаисчезнут из панорамы Нижнего Тагила. Ориентированный прежде на высокотехнологичныевоенные заказы, Уралвагозавод вышел к 1990-м гг. с более современнымитехнологиями и производственными фондами, чем НТМК. Предприятие располагалосильными конструкторскими и технологическими подразделениями, эффективнымимощностями по изготовлению оснастки, инструмента, нестандартного оборудования.Производство Уралвагонзавода, построенное по принцип}’ предметно-замкнутойтехнологической цепи и прямоточности. включало в себя все необходимые переделы:собственную энергоцентраль, металлургические и литейные цеха, производствогорячих поковок, холодной листовой штамповки, завершая механической обработкой,сборкой, сваркой и испытательными комплексами. А главное — здесь сложилсяуникальный коллектив инженеров, техников, рабочих самой высокой квалификации.
Основными задачамиУралвагонзавода стали, с одной стороны, разработка новых образцов военнойпродукции, способных успешно конкурировать на внешнем рынке, а с другой — приспособление имеющегося технологического потенциала к производствугражданской продукции. При постановке на конвейер гусеничных экскаваторов маркиЭО-5126 от чертежа до первого готового экскаватора прошел всего один год.
Довольно быстроэкскаваторы УВЗ обошли по качеству воронежские, о чем свидетельствует справкаотдела маркетинга и сбыта: «В Новом Уренгое проходили испытания экскаваторовпроизводства Японии, Воронежского завода и объединения «Уралвагонзавод». При 20градусах мороза остановилась японская машина, до 30 градусов дотянуловоронежское изделие. Экскаватор с маркой «УВЗ» работал при 40 градусах морозабез поломок». Сегодня наряду с гусеничной машиной Уралвагонзавод выпускаеттакже колесную модификацию экскаватора ЭО-33211, универсальный малогабаритныйпогрузчик ПУМ-500 с большим набором навесного оборудования,разбрасыватель-сеялку РТС-1. При этом традиционный ассортимент изделий дляжелезных дорог не только не уменьшился, но даже вырос.
Большим достижениемтанкостроителей Нижнего Тагила стало создание и постановка на конвейерпредставителя новой генерации российских танков — Т-90. Эта боевая машинавоплотила в себе лучшие конструктивные и компоновочные решения танков серийТ-72 и Т-80, а также все новейшие достижения военной науки. При традиционныхдля российских танков малом весе, габаритах и высокой подвижности Т-90 имеетмощное ракетно-пушечное вооружение, сильную броневую защиту и даже комплексподавления систем наведения высокоточного оружия. Все это вместе взятое в сочетаниис относительно низкой ценой делают Т-90 самой перспективной боевой машинойРоссии — как для вооружения собственной армии, так и для поставок за рубеж.Интерес к ней проявили уже многие страны мира. Эффективность применения Т-90значительно возрастает при взаимодействии с бронированными машинамиинженерно-технического обеспечения, разработанными на той же базе и также производимымиУралвагонзаводом. Среди них -инженерная машина разграждения, ремонтно-эвакуационнаямашина, мостоукладчик.
На мировых рынках сбыта идаже внутри страны тагильские предприятия сталкиваются сегодня с жесткойконкуренцией транснациональных промышленных объединений. Но рыночная экономикане только заставляет бороться, она же открывает активным своим участникам новыеперспективы. Перед тагильскими промышленниками встали новые и очень тяжелые проблемы,но одновременно они получили доступ к лучшим мировым технологиям, к новымкапиталам. Воспользоваться этим не так и просто, но, оказывается, вполневозможно. И здесь выясняется, что отлично знающие счет деньгам финансовые ипромышленные структуры Западной Европы готовы вкладывать в Нижний Тагил и своитехнологии, и свои капиталы. Примеров тому немало.
В реконструкцииНижнетагильского металлургического комбината принимают участие ведущие фирмыАвстрии. Германии, Италии и других стран, имеющих опыт строительствасовременных заводов. В частности, австрийская фирма «Фест Альпина» предоставилакомбинату современную технологию непрерывной разливки стали и вакуумирования.Иностранная фирма «Нордекс» оплатила оборудованиелинии по производству железнодорожныхнефтеналивных цистерн швейцарской фирмы «Хойслер» и установила его наУралвагонзаводе, образовав совместное с ним предприятие (49% акций — собственность УВЗ. 51% — принадлежат иностранцам). Узлы сборочной линиизаказывались в десяти странах: сварочные аппараты — шведские, гидроаппаратура — американская, роботы — австрийские. Окончательная сборка произведена вШвейцарии, куда ездили обучаться тагильские специалисты. Оборудование поступилона завод в середине января 1995 г. Проектная мощность линии — 2000нефтеналивных цистерн в год. Интересно, что размещено новое производство встаром цехе, ранее производившем танки. Отметим, что линия фирмы «Хойслер»позволяет выпускать цистерны с ломаной осью. т.е. с полным сливом жидкости.Большой пакет акций ОАО «Уралхимпласт» приобрела австрийская фирма «БГСИндастриел» — давний и надежный партнер предприятия. Цели австрийцев пошпны — вложить средства, обновить технологии, получать прибыль.

Список использованнойлитературы
1. Нижний Тагил на перекрестках веков. Зримыеобразы прошлого и настоящего. Нижний Тагил, 2002.
2. Гордость моя — Вагонка. Свердловск, 1986.
3. Нижний Тагил — 275. Нижний Тагил, 1997.
4. Замечательные люди Вагонки Нижний Тагил, 2001.
5. Большая Советская Энциклопедия. 1974.(цитатапро Нижний Тагил!
6. Тагильская Роза. История «лакирного дела» наУрале. Екатеринбург, 2000.
7. Архитектор Грядой. Нижний Тагил Нижний Тагил.2004.
8. Нижний Тагил, Средне-Уральское КнижноеИздательство, 1964.
9. Нижний Тагил. Средне-Уральское КнижноеИздательство, 1977.
10. Дзержинский район, годы и люди. Екатеринбург,2003.
11. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А.История Урала с древнейших времен до конца.XVIII века: Учебное пособие.Екатеринбург, 2001
12. История Урала с древнейших времен до 1861 г.м., 1989
13. История Урала с периода капитализма. М, 1990
14. История Урала. 20 в: учебное пособие.Екатеринбург, 1999
15. Шашков А.Т., Редин Д.А. История Урала сдревнейших времен до конца XVIII в. учебное пособие. Екатеринбург, 1996.