/>Содержание
Введение
1. Возникновение ноосферы
2. Развитие ноосферы
3. Перспективы ноосферы
Заключение
Список литературы
/>Введение
Ноосфера –это не просто Биосфера, преобразованная человеческим разумом. Возникновениеноосферы это — естественный процесс, в котором человечество, как целое,выполняет определенную геохимическую функцию. Преобразуя Биосферу, котораяподобно живому организму структурирована на клетки – биогеоценозы, человечествоменяет и ее структуру, и характер организации в них процессов. Этопреобразование имеет свои этапы и свой предел – состояние целостности, вкоторой гармонизированы естественные процессы и разумная деятельность. Этонаивысшее состояние Ноосферы, когда научные знания достигают такого уровня, чточеловечество может оказывать влияние на синхронизацию самых тонких физическихпроцессов в Биосфере. Соразмерность в движении самых маленьких частей, включаячеловека, в целом, в Биосфере – вот высшее проявление Гармонии. Это миродухотворенного разума – Идеал Ноосферы[1].
Для тогочтобы движение к Ноосфере стало осмысленным, сознание человека должно статьцелостным, т.е. исключающим в самом методе принятия решения своюобособленность, отделенность от природы, частью которой реально являетсячеловек, как природнотелесное существо. Для этого должны сложитьсяматериальные, научные и иные условия. Человек должен быть с детства погружен всоциальную атмосферу, пропитанную идеей неразрывности человека и природы. Этаидея должна характеризовать не только уровень материальных процессов, но инайти отражение на государственном, социальном, личностном и информационномуровнях[2].
В даннойработе будет рассмотрено возникновение, развитие ноосферы, а также основноевнимание будет уделяться перспективам ноосферы.
/>1. Возникновение ноосферы
Ноосфера — сфера разума, включает в себя биосферу, видоизмененную под действием человека.
Чтобы как-торазобраться с законами развития ноосферы – сферы разума, о которой в 30-ые годыпрошлого столетия языком науки впервые заговорили французский учёный-католикПьер Тейяр де Шарден и русский учёный Владимир Иванович Вернадский, надо преждевсего осознать, что ноосфера возникла не с “созданием промышленности”, не “стос лишним лет спустя” после начала стремительного развития промышленности, какпишет Песах Амнуэль, а гораздо раньше – миллионы лет назад, с появлением наарене эволюции самого разума, то есть по крайней мере с появлением самого Ноmosapiensa — человека разумного, а корни этой самой “ноосферы” уводят нас ксамому “началу” возникновения Вселенной. Поэтому законы развития ноосферы могутбыть познаны лишь в контексте анализа развития Вселенной[3].
Рассматриваяс этой точки зрения проблему формирования и развития ноосферы, можно, преждевсего, заметить, что её развитие шло по закону, который можно назвать законом“матрёшки”. Согласно этому закону, системы каждого нового уровня системнойорганизации материи создавались путём объединения систем предыдущего уровня(предыдущих уровней). Живые организмы созданы на основе объединения системкласса “клетки”, клетки созданы из химических соединений, химические соединения- из молекул, молекулы – из атомов, атомы – из ядер и элементарных частиц(электронов), ядра – из нуклонов (протонов и нейтронов), нуклоны – изэлементарных частиц (кварков). Из закона “матрёшки” следует, что внутри живыхорганизмов, и в том числе – людей, содержатся элементарные частицы, созданные всамом “начале” возникновения Вселенной, и то нечто, которое было в “начале”.Это важно осознать, чтобы понять суть ноосферы.
На живыхорганизмах эволюция не остановилась и действие закона “матрёшки” непрекратилось. Из живых организмов, размножающихся половым путём, на Землесозданы семьи. Дальше знамя эволюции понес только один вид живых организмов — Homo sapiens – человек разумный. Из человеческих семей сформировались роды, изродов – племена, из племён – государства, из государств – соединения государств– это сегодняшний день эволюции нашего Мира. Вершиной эволюции, стало быть,является не человек, как считают многие, а человеческий социум, человеческиеобщественные системы.
Ноосфера –сфера человеческого разума возникла, таким образом, вместе с самим человеком, иразвивалась она вместе с развитием человека по тому же закону “матрёшки”: изиндивидуальных ноосфер сформировались ноосферы семей, из ноосфер семей –ноосферы родов, из ноосфер родов – ноосферы племен, из ноосфер племен –ноосферы государств, из ноосфер государств – ноосферы соединений государств. Сначалом бурного развития промышленности и достаточным увеличением численностинаселения Земли ноосфера, сфера человеческого разума начала приобретатьглобальный характер[4]./>2. Развитие ноосферы
С моментавозникновения ноосферы заканчивается обычная эволюция окружающей среды. Еслиранее в живой природе действовал естественный отбор и сильнейшие диктовали своиусловия и видоизменяли мир, то с началом трудовой деятельности человека,которая почти всегда связана с изменением биосферы в желаемую для человекасторону, изменение окружающей Среды уже не подчиняется законам природы. В связис этим возникает необходимость проанализировать нынешнее состояние ноосферы,тенденции ее развития, перспективы будущего, ожидающие человечество.
Оценить самразум или мысль с точки зрения развития ноосферы мы не в силах. Однакоэмпирически результаты возникновения и развития ноосферы мы уже сейчас можемнаблюдать вокруг нас на каждом шагу.
Минералогическаяредкость — самородное железо — вырабатывается теперь в миллиардах тонн. Никогдане существовавший на нашей планете самородный алюминий производится теперь влюбых количествах. То же самое имеет место по отношению к почти бесчисленномумножеству вновь создаваемых на нашей планете искусственных химическихсоединений (биогенных культурных минералов). Масса таких искусственныхминералов непрерывно возрастает. Все стратегическое сырье относится сюда.
Лик планеты — биосфера — химически резко меняется человеком сознательно и главным образомбессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочкасуши, все её природные воды. Из-за огромного количества взаимосвязей вокружающей среде, изменение какого-либо одного условия не приходит бесследнодля всей системы (биосферы) в целом. По причине ли недостаточности знаний, азачастую из-за халатной деятельности, человек получает совсем не те результаты,которые он ставил своей целью. Ярким примером этого является проблема экологии.
Развиваянауку и технику человек достиг огромного уровня производства. Были созданытысячи огромных заводов и фабрик, которые однако являются производителями нетолько необходимой человеку продукции, но и поставщиками так называемойпобочной продукции — различных вредных отходов производства.
На первомэтапе крупного промышленного производства человек просто сбрасывал отходы “заборт”, предполагая ли что биосфера огромна и сможет переработать вредныевещества или просто из-за халатного отношения к окружающей среде, вследствиегонки за прибылью и обогащения[5].
Насовременном этапе такого отношения к природе уже не допустимо. Человечествовоочию убедилось в силе собственного, зачастую неразумного, вмешательства вбиосферу. Исчезают различные виды растений и животных, изменяется химическийсостав водной и воздушной оболочки планеты. Появились даже места, опасные дляжизни. И речь идет не о Крайнем Севере или льдах Антарктиды. Ранее в такихместах бурлила жизнь, благодаря деятельности человека, эти места просто выбилииз круговорота живого вещества и являются “ловушками” для жизни.
Экологическаяпроблема доказывает, что развитие ноосферы достигло такого уровня, когдачеловек уже способен охватить всю биосферу и, более того, способен изменятьсразу всю окружающую среду. Разум человека на данном этапе становится опасным идля биосферы, и для него самого. Именно поэтому человечество должно знать иизучать последствия своей деятельности, предугадывать нежелательные явления ине допускать их.
Посколькучисленность человечества, его потребности, техническая вооруженность общества,а отсюда и запросы к природе неуклонно растут, возникает неотложнаянеобходимость как объективной и всесторонней оценки современного состояния, таки научно обоснованного прогнозирования степени, глубины и тенденций дальнейшегоразвития взаимодействия человечества и окружающей Среды. При этом исследованиепроцессов сложного обмена веществ и энергии между природой и обществомоткрывает широкие возможности для количественного (балансового) изученияпроблемы и ее моделирования.
Необходимодополнить, что с проблемой загрязнения окружающей Среды связано промышленноепроизводство, в состав которых входит тяжелая промышленность,сельхозпроизводство, добыча полезных ископаемых, энергетическая и химическаяпромышленность и другие. Практически каждая отрасль народного хозяйства таит всебе опасность загрязнения окружающей среды: воздушной и водной оболочки нашейпланеты и самой суши.
С развитиемноосферы и усилением воздействия человека на окружающую среду, возникли такназываемые “глобальные проблемы человечества”, одной из которых является экологическаяпроблема, описанная выше. Среди других глобальных проблем такие как:демографическая проблема, угроза войны и другие. При их тщательном рассмотренииможно обнаружить, что все они проистекают из взаимодействия человечества сбиосферой. Будь то демографическая проблема — проблема перенаселения и нехваткипищи, то есть сырьевых ресурсов окружающей Среды. Или проблема войны, главнойпричиной которой чаще всего выступает территориальные тяжбы государств, то естьтакже отношение человечества к ресурсам окружающей среды[6]./>3. Перспективы ноосферы
Когда сегодняобсуждаются пути выхода из глобального кризиса, угрожающего разрушением всейбиосферы Земли и уже заметно подорвавшего духовные основы человеческогосуществования, в качестве “экологически безопасного” будущего предлагаетсяконцепция “устойчивого развития” общества. У ряда отечественных философов такое“устойчивое развитие” имеет ноосферную (по Вернадскому) перспективу.
Ноосфера, какпонимал ее ученый В.И. Вернадский, – это новый уровень организованностибиосферы, созданный и управляемый научной мыслью, сама же научная мысль –явление планетарное. Правда, Владимир Иванович обрисовал свою идею универсальноуправляемой человеческим разумом среды обитании (т.е. управления всемипроцессами на планете) несколько неопределенно, поскольку для него, во-первых,идеалы демократии, “свободно мыслящего человечества как единого целого” “идут вунисон со стихийным геологическим процессом” перестройки биосферы в ноосферу,а, во-вторых, человеческий разум является одним из этапов эволюции способностик познанию[7].
Первое звучитв конце двадцатого века несколько старомодно, потому что деятельностьчеловечества, воздействующая на развитие геологического процесса, да иполитическая обстановка в семье народов внушает больше опасений, чем оптимизма.Что касается второго, то его, видимо, можно понять так, что непреложность иобязательность научных истин подготавливает со стихийной неотвратимостью нетолько эпоху ноосферы, но и переход человеческого разума – и человека разумного– в новую эволюционную стадию.
Но все жеобрисованная Вернадским ноосфера дает гораздо больше оснований считать, что онареализуется главным образом в техносфере. Интересно отметить, что Вернадскийпредполагает в будущем управление и “такой огромной областью явлений”, как мирхудожественных построений (оказывающих “огромное влияние на научный анализреальности”) и даже теми из них, которые, как музыка или зодчество, “малоотражаются в логике”.
Решениекризисной ситуации связано с ценностной переориентацией сознания. Вопределившемся четверть века назад направлении философских исследований –экологической этике – предлагается расширить сферу действия человеческой моралидо включения в нее всей природы, всех членов биотического сообщества отиндивидуальных животных и растений до их видов, а также рек, ландшафтов и всейэкосистемы планеты. Постепенно эта сфера исследований разрывает рамки этическихпроблем, превращаясь в философию отношений с природой нашей планеты, хотя вцентре внимания ряда авторов (Холмс Роллстон III, Бэрд Колликот) остаютсяпоиски всеобъемлющей этической теории, обосновывающей внутреннюю ценностьприроды[8].
Вскладывающейся философии отношений с природой все большую популярностьприобретает идея сознательной трансформации сознания, акцент на проблемыонтологии и философской психологии. Это направление называется глубиннойэкологией.
Термин“глубинная экология” был предложен норвежским философом А. Нейсом в 1973г.Выбор названия был связан, согласно объяснению автора, находящегося подвпечатлением философии и практики ненасилия Ганди, именно с уровнем постановкивопросов[9].
Болееглубокая постановка вопросов типа – какое общество, какое образование, какаяформа религии наиболее благоприятны для всей полноты жизни на нашей планете –приводит к необходимости для каждого отчетливо сформулировать некоторый цельныйвзгляд на вещи. При этом, подчеркивает Нейс, глубинные экологи не чувствуютсебя ограниченными рамками науки, потому что именно на такие жизненно важныевопросы наша фрагментарная и в принципе неполная западная наука не может датьубедительного ответа.
Глубиннаяэкология – не теория и не система, это подход, путь, практика,противопоставляющая себя доминирующему мировоззрению. Взгляд на миртехнологической цивилизации, подчеркивают Дивол и Сешенс, влечет к господствунад природой, над средой обитания как ресурсами для человека, определяетнеограниченный экономический рост ради увеличения человеческой популяции,внушает веру в неисчерпаемость природных ресурсов, в научно-техническийпрогресс и его возможности. Потребительство как преобладающее настроение обусловливаетобъединение людей в сообщества, организованные по национальному признаку.
Глубинно-экологическийподход ведет к целостному взгляду на Мир, обусловливающему гармонию с природойЗемли, признание внутренней ее ценности, биосферного равенства существ, онпредполагает “изящно простые” материальные потребности, самоограничение радисохранения Земли, адекватную технологию, достаточную для воспроизводства,недоминирующую науку, опирающуюся также и на традиции меньшинства и набиорегиональные отношения.
Глубиннаяэкология как подход к экологической философии воскрешает забытый образ глубокопережитого личного целостного взгляда на мир – экософии. Однако ряд принциповразделяется всеми глубинными экологами. Эти принципы можно образно представитьсебе как нити единства, скрепляющие разнообразие индивидуальных экософскихверсий (личных экософий). Источник этих принципов, конечно, не только данныеэкологии, но и базисные интуиции, тот опыт переживания единства с Природой илиМиром, который Нейс называет иногда океаническим, иногда религиозным чувством.
К принципам,составляющим “платформу” глубинной экологии относятся следующие[10]:
1.Процветание всех форм жизни на Земле ценно само по себе (синонимы – внутренняяценность, врожденная ценность). Ценность мира не зависит от пользы длячеловечества.
2. Богатствои разнообразие форм жизни содействуют реализации этих ценностей и,следовательно, ценны сами по себе.
3. Люди неимеют права уменьшить это богатство и разнообразие жизни, исключая случаиудовлетворения жизненно важных потребностей.
4.Процветание человеческой жизни и культуры совместимо только с существеннымснижением человеческой популяции. Такого снижения требует процветание другихформ жизни.
5. Нынешнеевторжение человека в нечеловеческий мир чрезмерно, и ситуация быстроухудшается.
6. Нужноизменить политику и повлиять на базисные экономические, технологические иидеологические структуры.
7.Идеологические изменения суть главным образом изменения оценки качества жизни –существование в ситуации внутренней ценности всей природы, а не приверженностьвсе более высоким стандартам жизни.
8. Те, ктоготов принять эти принципы, должны прямо или косвенно пытаться воплотить их вжизнь.
Экологи-реформаторынадеются на небольшой ремонт нашей системы, тогда как глубинные экологисчитают, что только радикальный сдвиг в нашем сознании и, следовательно, вфундаментальных отношениях к природе в нас и вокруг нас сможет изменить нашиприоритеты и практику, позволит нам выжить. Это — самый трудный вопрос из тех,что подняты глубинной экологией. Мы должны измениться на пути к подлинноэкологическому типу восприятия, мышления и практики. И наше изменение должно дойтидо уровня осознания того, что наше “я” является частью более объемлющего “Я”,которое и будет направлять наши действия.
Успешноеразрешение выдвинутых в современную эпоху на передний план многообразныхглобальных проблем, экологических в том числе, невозможно без обращения кучению В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.
Величиебезграничного Космоса, по отношению к которому любая человеческая жизньпредставляется величиной бесконечно малой, не укладывается в обыденномчеловеческом сознании. С появлением человечества стихийное историческоеразвитие жизни на нашей планете постоянно ставится под всеобщий сознательныйконтроль человеческого разума: это и есть тот самый процесс, который В.И.Вернадский представлял как превращение биосферы в ноосферу.
Он не оставилзаконченного учения о ноосфере, отсюда — многочисленные и часто неверныетолкования самого понятия. Одни авторы считают, что это планетизированный потокинформации, «поддерживающий или изменяющий структуру мира, это постоянновозникающее и развивающееся знание», другие отождествляют ноосферу стехносферой, антропосферой и т.п. При таком понимании ноосферы упускается извиду самое главное в концепции Вернадского — не только роль сознательного впроцессе преобразования природы, но и мысль о творческом воздействии человекана окружающую среду.
Возросшаяэксплуатация природных ресурсов, нарастающее загрязнение среды обитанияотбросами промышленного производства, рост заболеваний, постоянный голодмиллионов людей — для устранения всего этого требуются согласованные усилиянауки и человечества в целом[11].
Необходимостьоптимизации биосферы ученый связывал не только с чисто биосфернымипотребностями человека (то есть потребностями в природной среде таковой). Человекпонимается им не только как чисто природная сила, «геологический субстрат», акак сила, оптимизирующая свою деятельность в природе в соответствии с законамиприроды и красоты. Ноосфера — это целостная геологическая оболочка Земли,формирующаяся в результате синтеза технической и культурной деятельности людейи естественных природных процессов на началах социальной справедливости икрасоты. Объединяющим началом этой целостности служит гармония человека сприродой, ее красотой.
экософияноосфера вернадский шарден
/>Заключение
Ноосфера — самая новая из всех сфер нашей планеты. Тем не менее, на мой взгляд, онаявляется самой главной сферой, определяющей внешний облик Земли в наше время.Ведь благодаря разуму, в рамках современных возможностей человека, происходитизменение биосферы, атмосферы, гидро- и литосферы.
Такимобразом, в наши дни изучение проблемы развития ноосферы является реальнойнеобходимостью. Для дальнейшего сосуществования человека, общества и окружающейсреды и развития каждого из них, нужно умело использовать данный человеку разумна решение общечеловеческих и глобальных проблем. Разум, на мой взгляд, данчеловеку во благо, а не во вред. Поэтому нужно тщательнейшим образом, особеннов сложившихся обстоятельствах усиления влияния человека на окружающую среду,изучать последствия вероятного применения тех или иных знаний, осуществлениятой или иной деятельности.
/>Список литературы
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В.Экология. — М., 1998.
2. Брейтерман Х. “Тайна”законов развития ноосферы. // www.sciteclibrary.ru/
3. Вернадский В.И. Биосфераи ноосфера. — М., 1989.
4. Данилов-Данильян В.,Лосев К.С. Экологический вызов и устойчивое развитие. — М., 2000.
5. Ермолаева В.Е. Ноосфера,экологическая этика и глубинная экология // Стратегия выживания: космизм иэкология. — М., 1997.
6. Кузнецов М.А. УчениеВ.И.Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества. // Вопросыфилософии. — 1988. — №3.
7. Моисеев Н.Н. Человек иноосфера. — М., 1990.
8. Петров К.М. Общаяэкология. Взаимодействие общества и природы. — СПб., 1998.