Ноосферное будущее человечества
Абстрагируясьот сферы причин явлений, меняющих условия жизни человечества сегодня, можноконстатировать, что мы вступили в новые условия бытия, когда окружающая средауже не пассивна, как прежде, но проявляет возрастающую активность, вступая вовсе более активное взаимодействие с человеком и человечеством. Эти условиятолкают нас на пересмотр собственной концепции бытия и самих себя, решительнооткрывая путь для саморазвития. В прежних условиях, когда окружающая среда былапассивным объектом, когда отношения с ней человека носили лишь одностороннийхарактер и она полностью подчинялась его воле, когда живое пространство природыявлялось лишь территорией для социальных и техногенных экспериментов, — когдачеловек в природе ни за что не отвечал, способность к существованию человекаопределялась лишь его активностью как живого существа. Так, на передовыепозиции закономерно выходили те, чья активность в наименьшей степени былаобусловлена нравственностью, которая ими лишь подгонялась под себя, превращаясьв извращенную мораль для всех. Достигали успеха те, кто дальше всех шел по путибезнравственности или решительно пресекал ее, становясь для всех факторомосознания своих нравственных начал. Жизнь, когда твоя принадлежность человеческойприроде является недостатком, сегодня на Земле подходит к концу — вот какойвывод напрашивается при попытке охвата всей целостной картины событийсегодняшнего дня. Сегодня человек становится активным творцом жизни, ее волевымсубъектом. Он занимает свое место в природе и находится в полшаге от того,чтобы, наконец, познать свою сущность и стать самим собой, завершивформирование матрицы жизни, содержащейся в нем. Чтобы стать гарантом сохраненияприроды, Земли и самого себя.
Человеческое лицо ноосферы
Понятиеноосферы сегодня имеет множество толкований — это и сфера накопленного опытачеловечества, это и сфера всех мыслей, когда-либо посещавших сознание людей.Все они происходят из определения, широко введенного В.И. Вернадским — сфераразума. Сегодня мы подходим к пониманию того, что это определение нуждается вуточнении и расширении своего смысла, а также в определении и введении понятияквазиноосферных знаний. К этому нас сподвигает, прежде всего, опыт, реальностькоторого несомненна, но не может быть выражена словами, либо его вербальноевыражение выглядит слишком абстрактным и сомнительным, то естьбездоказательным. Нельзя также не сказать об опыте, сложностей в словеснойпередаче которого хоть и не возникает, но его ценностная составляющая ярковыражено отрицательна. Как правило, это опыт, почерпнутый за гранью морали, тоесть самим своим таким происхождением прежде всего обрушивает рамкинравственности, чем просто вырождает понятие ноосферы.
Таким образом, детализация смысланоосферы должна быть связана с понятием «человек», с насущнойнеобходимостью его введения сегодня и, соответственно, пересмотромрассматриваемого понятия, как производной от человеческого бытия. Точнее — срасширением представлений о человеческом опыте, о путях его приобретения,способах передачи и воспроизведения, а также определением критериев егоценности с учетом новейших научных данных.
За всю историю нашей цивилизациисозданы сотни картин мира, тысячи научных парадигм и бесчисленное числоидеологий. Рост их количества за последние века проявил свой экспоненциальныйхарактер и на сегодня приблизился к критическому значению, когда все болееосязаемо возникает угроза окончательного ненахождения общего языка междулюдьми. Ведь каждая из них представляет собой абсолютно законченный,самодостаточный мир со своей терминологией и способом отображения бытия,фактически отражающим лишь узкий круг предпочтений какой-либо изсоциокультурных групп. Со временем каждая из них все более детальнообнаруживает свою состоятельность и реальность, и они становятся все болееневосприимчивы, невидимы друг для друга, подобно расходящимся прямым. Подобноабсолютно разным, непересекающимся мирам, претендующим расколоть объективноединую и целостную реальность — наш мир, в котором мы живем, даже не подозреваяо его этой параллельной многомерности.
Однако эта претензия на расколстановится все более реальной, поскольку предстоящий исторический выборпредопределит не только направление развития науки и технологий, но и нашегосознания, нашей культуры. Расходящийся интеграл познания, формируемыйрасползающейся по швам современной частью ноосферы, как минимум, грозит«списать» и предать забвению значительную часть накопленныхчеловечеством знаний как результат инерционного преобладания какого-нибудь лишьодного из них. Реальность такого исхода заставляет нас по-новому взглянуть навесь опыт человечества, находящийся сегодня под угрозой своего обнуления, инайти такую позицию, с которой его ценность соответствовала таковой,установленной эмпирическим, прикладным путем. Тем же, эмпирическим путем,становится очевидно, что исходной точкой в определении этой позиции долженстать сам человек, просто как единый автор этих ортогональных виртуальных миров- как нечто, единственно надежно связывающее их собой. Как нечто единственное,что способно мыслить об их объединении, как залоге собственного самосохранения.Как ось единой матрицы бытия, ячейки которой жаждут своего заполнения стольразнородным знанием.
Какова причина расходимостиинтеграла человеческого познания? Почему углубляясь, казалось бы, в аспектыединого мира, каждый из исследователей находит лишь свою, собственную суть, — вот тот вопрос, ответ на который, скорее всего, прольет свет на характерискомой позиции единства.
Углубляясь в историю науки,анализируя ее подход, необходимо учитывать ее социальное происхождение.Необходимо помнить о том, что наука — это, прежде всего, социальный заказ, азначит она обусловлена, отягощена задачами и нуждами общества. То есть не можетбыть истинно объективной — наука предвзята и в социальной предвзятости своейсклонна рассматривать мир как нечто законченное, состоявшееся, остановившееся всвоем развитии, освоение чего требует от науки общество. В поисках объяснениянеуклонного расхождения интеграла познания мы оказываемся вынужденыбескомпромиссно отвергнуть идею о законченности мира. Оно заставляет нас болееглубоко осознать процесс эволюции мира, его непрерывного развития и увеличенияего мерности.
В этой связи ситуацию, в которойнаходятся искатели истины, вполне можно уподобить сцене, когда у Творцаспрашивают: «Как устроен мир?» — А Он отвечает: «А как бы выхотели, чтобы он был устроен?..» В неготовности к этому вопросу, в моемпредставлении, и состоит суть современного научного кризиса. Отягощенноесоциальным началом человечество не способно помыслить о той творческой свободе,которая предложена человеку его собственной природой, а любые суперсовременныетехнологии, способные дать решение любой задачи, все же, неспособны принимать решениеза самого человека, их создателя.
Если принять концепцию о том, чточеловек — это венец творения, то это должно означать и то, что человек являетсяподведением некоего итога процесса творения, воплощением интегральной суммыбытия. А коль так, то научный подход, в рамках которого превалирует движениевовне, наружу, от себя, открыто утопичен. Хотя бы потому, что претендуетостановить время, то есть саму жизнь этим абстрагированием от самого себя,могущего свидетельствовать их течение. И не говоря уже о том, что путей вовне,путей от образования, также как и путей к себе, путей самопознания — бесчисленное множество, что каждый из них неповторим, но лишь у путей к себе — единая цель.
Проблески Ноосферной цивилизации
Ярчайшимсобытием в данном контексте, пожалуй, впервые столь полно охватившем ключевыевопросы дальнейшего развития цивилизации, стала прошедшая недавно в Москвепервая международная научно-социальная конференция с характерным названием — «Перспективы сохранения и развития единой цивилизации планеты. Культура. Экология.Космос». Она состояла из семи секций, каждая из которых, вполне тянула наотдельную конференцию. При подготовке форума работал экспертный совет,отбиравший самые интересные, самые глубокие доклады. Достаточно сказать, что изчисла представленных, в состав конференции было включено лишь около половины.Пожалуй, впервые конференция собрала людей не по принципу принадлежности к томуили иному течению мысли, но по единству конечной цели, важность которой насегодня мало у кого вызывает сомнения. Здесь были и умудренные профессора, имолодые ученые, и религиозные деятели, и люди творчества, и государственныемужи, и даже те, кого принято называть экстрасенсами. Сегодня пришла порапризнать, что существенность эзотерики заключена в идее самопознания, безкоторой она немыслима. Эзотерика содержит в себе идею бесконечности природычеловека, что является мощным сдерживающим фактором ее деградации.
Всеучастники были объединены единым стремлением, единой заботой, жизненнаяактуальность которой отодвигала на второй план личную историю каждого изаставляла со всей открытостью и чистотой говорить о своем опыте, о своемзнании и достижениях. Этому не мог не способствовать и тот факт, чтоконференция проходила в весьма неслучайном месте — в музее Истории Земли имениВ.И. Вернадского.
Какодин из организаторов, в период подготовки конференции я с умилением наблюдал,как в оргкомитет каждый день приходили совершенно разные во всем люди иначинали примерно одинаково: «Я к вам пришел, потому что только я одинзнаю, как сохранить цивилизацию!» Теперь, по прошествии конференции, японял о, пожалуй, никак не ожидаемом изначально ее итоге. А он таков: каждый,посвятивший себя глобальным вопросам бытия, неосознанно нуждается в таких же,как он — в такой же широте ценностного спектра, в таком же ноосферноммировоззрении у его окружающих, как и у него. Он нуждается в них, как могущихобогатить его представления, наполнить жизнью его картину мира, просто оценитьпо достоинству. Он кричит о своей уникальности, чтобы обратить на себя внимание- чтобы донести до окружающих, что он нетривиален, что его заботы касаютсявсех. Мерность представлений каждого из участников конференции была увеличенаво много раз! Каждый участвующий понял, что никто не намерен отбирать у негоего «научный» хлеб, но готов с энтузиазмом делиться своимиоткрытиями. Расходящийся же интеграл познания при единстве устремлений оказалсяничем иным, как естественным проявлением безграничной свободы человеческоймысли. Стало очевидно, что наука, напрочь лишенная гуманистического аспекта,никак не может быть основой какой-либо идеологии и подавно — единойцивилизации, поскольку жестко ее детерминирует. Что при единстве целейотступают любые проблемы и находятся подчас невероятные решения. В этом смыслепредсказуемым итогом конференции стала единогласная поддержка проекта ЕдинойНоосферной Духовно-экологической Конституции Человечества. Видные представителинаучных, творческих, религиозных, политических и эзотерических кругов сошлись ведином мнении о необходимости, наконец, поставить во главу угла развитияцивилизации Человека, ее скромного автора.
Конференция стала первым кирпичикомв фундаменте новой цивилизации, основанной на ноосферных принципах бытия.Помимо мировоззренческих парадигм, проектов будущего жизнеустройства, вопросовгомеостаза развития культуры, цивилизации и природы обсуждались и болееконкретные темы, такие как альтернативная энергетика, экологическаяреабилитация, политэкономическая оптимизация. По каждой их этих тем прозвучалипоистине революционные доклады, доносящие яркие проблески будущей Ноосфернойцивилизации.
Забытый вызов времени
Поутверждению руководителей оргкомитета эта конференция была невозможна еще год ипросто немыслима лет пять назад. Информационное преображение жизничеловечества, сближение культур, мировая интеграция поистине перевела нашужизнь в новое пространство, прервав размеренный ход тысячелетнего развитияистории. Только подумайте — десятка два лет назад мы и мысли не допускали обальтернативном социалистическому пути развития. Десять лет спустя овладевшиенами капиталистические идеалы воспринимались на ура и стали великимосвобождением. Сегодня мы готовы наблюдать гаснущие всполохи прежнегомогущества столпов капитализма и это ничуть не вызывает в нас каких-либо противоречий.Мы видим, почему так происходит — у нас есть информация из первоисточника и еене скрыть. До конференции у нас не было представлений о какой-либоальтернативе, об ином пути. Сейчас для участвовавших в конференциикапиталистические ценности смело воспринимаются пережитком. И тому множествообъективных причин, открывшихся нам в контексте новой картины мира,проявившиеся очертания которой стали всеобщим достижением на конференции.
Развивая тему, необходимо отметить,что, пожалуй, впервые за всю историю капитализма была подвергнута сомнениюнезыблемость его предпосылок, самой его основы, неприкосновенность которой ужеуспела возвести его в ранг почти естественной, практически канонической формысуществования человеческого общества. Охватывая взглядом всю широтупредставленных технологий, все высокотехнологичные порождения технократическойцивилизации, пестуемой капиталистической формой хозяйствования, начинаютвосприниматься нелепыми сгустками людского невежества, лишь отягчающимичеловеческое бытие. Человеческую мысль не остановить и несмотря, а порой ивопреки тем условиям, в которых наша наука существует вместе со всеми, она нисколь не меньше стремится проникнуть в сущностные глубины бытия, рождаяудивительные по своей простоте открытия. В этом ряду и возобновляемые источникиэнергии с произвольным КПД, и технологии безотходной утилизации ядерных и любыхдругих компонентов, и технологии принципиально иной системы связи, сходной стелепатической, и технологии восстановления и поддержания экологической чистотылюбых географических объектов, и изобретения в области диагностики причинныхбиополевых структур человека, и технологии климатической корректировки, иноосферная школа, и даже технология постановки певческого голоса для всехжелающих и другие, не менее ошеломляющие. Нельзя не сказать, что их авторовотличает, прежде всего, потрясающая проницательность и интегративность мысли,ноосферность сознания.
Собранныевоедино, в одном месте, все эти достижения человеческой мысли определилиусловие, лишь соответствие которому формы будущего общественного устройства невызовет деструктивного, разрушительного эффекта от их внедрения. Ведь как этони странно звучит, для сложившегося в своей структуре общества все новое несетв себе угрозу разрушения и такова идеология современного общеустройства, строгонаправленного в прошлое, заинтересованного не в обновлении, но лишь в утопичномусовершенствовании старого. Слепо и самонадеянно развивающаяся лишь внезначительном количестве направлений, наша цивилизация все большедовольствовалась опорой лишь на таковые, неуклонно превращаясь в ихбеззащитного заложника перед свободным сознанием человека. На сегодня этопривело к тому, что целые отрасли производства оказываются бессмысленными, амногие, если не все, нуждаются в тотальной реконструкции. Японцы уже замучилисьскупать и секретить наши изобретения, каждое из которых способно обрушитьмировые рынки. Безнадежно разбухшая махина технократической цивилизации сегоднябескомпромиссно делит человечество на тех, для кого она стала нелепымпрепятствием в их жизни и деятельности и тех, на чьих жизнях она, собственно, идержится.
Состоявшаясяконференция заставила по-иному взглянуть на характер современных угрозчеловечества. Была продемонстрирована неугасающая, величественная мощьчеловеческого интеллекта, избравшего путь ноосферных знаний и технологий. Сочевидной ясностью стало понятно, что истинной угрозой человечества являетсяего невежество, а также инертность, конформизм и неверие в самих себя. Чтоидеология конкуренции — это идеология человека, стремящегося остаться прежним.Что, реализовав хотя бы часть из представленных технологий, можно устроитькапитализм всем желающим на произвольный срок, однако тогда он теряет своюпривлекательность и несомненность. Ценностная ничтожность капитализма насегодня по общему согласию была названа одной из главных проблем.
Ведь конкуренция возможна лишь приблизких начальных условиях для всех. Необходимым условием самой возможностиконкурирования является наличие трудностей в достижении тех или иных целей,собственно, в успешности преодоления которых она и состоит. Сегодня сталаочевидна подспудная, сокрытая заинтересованность капиталистического хозяйства втрудностях, поскольку они в условиях конкуренции — чистое сырье для будущегоуспеха. Ведь современный уровень знаний не только практически целиком разрешилвсе эти трудности, но и открыл более легкие и эффективные пути, чем теперь всеболее обрекает конкурирующих субъектов идти на сделку с собственной совестью идруг с другом, заключая корпоративный договор на искусственное поддержаниетрудностей и даже придумывание новых, чем противопоставляя себя наивномучеловечеству, не подозревающему о том, что будущее уже наступило.
Сохраняющаяся безальтернативностькапитализма на данной ступени развития человечества может стать для негофатальной, поскольку в его условиях реализовать вышеназванные технологииидентично его самоуничтожению вместе с человечеством и просто не будетдопущено. Капитализм не рассчитан на разнородное общество, а его претензия наценностное уравнивание, известное под процессом глобализации, явносвидетельствует о крушении его основы и исчерпании.
Право на мечту
Участникиконференции не питали иллюзий относительно реалий сегодняшнего дня.Информационный водоворот, который человечество в последнее десятилетие прошлоговека само создало и в котором оказалось, лишил нас права неприкосновенностинаших иллюзий. Подчас остервенелая беспристрастность масс-медиа уничтожилавозможность человека домысливать, мифологизировать неизвестное — его просто нестало. Чувства оказались ненужными — цинизм превратился в рефлексию. У человекаисчезла свобода без страха быть одернутым хотя бы в воображении реализовыватьсвои добрые побуждения, стремления и надежды в этом, до того момента нетронутом,интимном поле неизвестного. Стараниями безоглядно стремящихся за дешевымрейтингом масс-медиа, человек вдруг узнал, «как все ужасно на самомделе». У него не осталось места для доброй мысли, светлой надежды, наивноймечты. Человек просто стал все знать. Он стал знать больше, чем можетпридумать, нафантазировать. У него не осталось места для маневра его мысли — онвдруг моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным. Инавязчивым для самого себя, наперед знающего любой исход.
Наряду с кризисом духовным, конецдвадцатого века преподнес нам и кризис экологический. Он явился обратнойстороной бурного развития технологий, в том числе — информационных, и в отличиеот духовного, переживаемого каждым в отдельности, экологические изменения непросто видны для всех, они осязаемы. Аномалии в экологии и климате планетыстановятся повсеместными. В Африке идет снег, тают вечные ледники, неизвестнооткуда берущаяся вода заливает целые страны, температура бьет вековые рекордыне только по величине, но и по скорости изменения. Выделяя очередные суммы наликвидацию спонтанных погодных аномалий, мэр Москвы уже помнит телефонГидрометцентра наизусть. Сегодня можно с полным основанием говорить, что погодакончилась. Тысячелетиями выстраивавшиеся схемы планетного климата нарушены иприобретают непрогнозируемый характер.
На конференции были затронуты идругие угрозы человечества, такие как исчерпание энергетических ресурсов — фундамента всей цивилизации на сегодняшний день, глобальное потепление,перенаселение, войны на религиозной и экономической почве, ускоряющийся ростнаркомании и зараженных ВИЧ, техногенные катастрофы, метеоритные и иныекосмические угрозы. Откуда все это взялось в таком количестве, сразу? — Вот,что хочется воскликнуть в ответ. Мелко шалившее и не знавшее особых бед инапастей человечество вплоть до конца двадцатого века в веке двадцать первомоказалось ими плотно окружено. Более того, анализируя каждую из угроз болеедетально, используя новейшие достижения современной науки, неминуемо приходишьк выводу, что существование человечества непосредственно в этот данный момент — чудо, которого уже могло не быть.
В этом смысле всеобщая эпидемияожидания конца света, опять-таки, в последнее десятилетие прошедшего столетияначинает восприниматься как нечто, не лишенное какого-либо смысла. Все этопозволяет сделать вывод о том, что где-то в начале девяностых современнаяцивилизация достигла своей возможной вершины, когда ее достижения ещеперевешивали ее же собственный вред и разрушительность в усредненных ценностныхрамках того времени. В кулуарах конференции указывали девяносто второй год, какдату исторического и идеологического конца, исчерпания цивилизации, излома еесозидательного развития, после которого, чисто теоретически, наиболее осознаннымшагом была бы ее жесткая унификация и поэтапный демонтаж.
Однако еще более интересной датой вэтом смысле, по единодушному согласию и эзотериков, и представителей различныхобластей науки был назван девяносто девятый год, а именно — день солнечногозатмения 11 августа. По различным оценкам на основании открытия космических,галактических и вселенских циклов, было установлено и показано, что Земля вошлав область космоса с иными физическими характеристиками, тесным образомкасающимися и человека. Иной космический микроклимат вполне мог вызватьисчезновение человечества, как вида. На подобное же заключение указывает икалендарь солнечных циклов цивилизации Майя. Так или иначе, очевидность крайнедеструктивного характера нашей цивилизации в то время уже проявилась в полноймере — сегодня в здравом уме не признавать его уже просто невозможно. Особотяжкое впечатление в этой связи вызвал доклад профессора А. Федотова, ведущегоспециалиста в области экономического развития и прогнозирования, указавшего нато, что через три года коллапс цивилизации, ее разрушение изнутри из-занеобратимого кризиса потребления станет неизбежной реальностью, если сохранитьпрежние приоритеты и направление экономического развития.
На конференции то и дело звучалипонятия экологии сознания, экологии духа. Было признано, что идеологическаяконструкция цивилизации не предусматривает обратной связи и по своемуэкономическому происхождению напрочь лишена механизмов торможения. Однако онавсе же держится на нас и управляется нами, а значит, вопрос ее управляемости вновых реалиях бытия решаем. Очевидно, ключом этого решения может статьдуховно-экологическое, ноосферное мировоззрение, в ценностных рамках которогочеловечество не может стать угрозой для себя самого же или для своего дома — планеты Земля. По последним данным исследований энергия мысли человекасопоставима с энергией звезд, а значит, наше воображение создает не такие уж ивиртуальные миры. Значит простая мечта человека, как высшее проявление мысли,может спасти Землю и сохранить человечество. Ноосферное мировоззрениеустанавливает приоритетным право человека на мечту.
Энергоинформационная безопасность
Жизньсовременного человека далека от идеала. Техногенная цивилизация опосредоваладостижение человеком благополучия, вынудив его оказаться в замкнутом кругупустых целей. Человек перестал думать и заботиться непосредственно о себе — онзабыл про себя. Он доверил себя бездушной технике, превратившись в один большойспрос, порождающий предложения. Их безотчетное удовлетворение создало иллюзию,создав новый вид человеческой деятельности — зарабатывание. Эта иллюзияпревратила зарабатывание в несомненное условие самой возможности благополучиясегодня. Но может ли человек, посвятивший себя чему-то, не имеющему к нему самомуникакого отношения, достичь благополучия? Может ли он купить его назаработанное таким образом? События 11 сентября в США показали, что этостановится рискованным занятием. Сегодня человек оказался в двойном капканецивилизации: он стал чужд самого себя и лишен самой возможности какого-либоблагополучия, поскольку оно может быть лишь индивидуальным, рукотворным, аидеология пользователя несовместима с мироощущением творца.
Любимая работа — раритет, счастливаясемья — небывальщина. Человек сегодня поставлен в условия, когда аморальностьстановится для него единственно доступной степенью свободы, а о благополучииречи уже даже не идет. Потратить заработанные средства можно лишь на то, чтоценностно идентично пути получения этих средств — этот закон ценностнойадекватности непоколебим и не имеет обратной силы. «Жизньдающий»аспект человеческой жизни по праву устанавливает ценностный ценз, верхнийпредел ценностей, доступных для сознания человека, — человек стоит того, что онделает, того, что он выбирает как источник для возможности жить. А значит ипопытки наладить жизнь на государственном уровне, или искать лучшей жизни вкакой-либо антигосударственной деятельности, одинаково бесперспективны,поскольку исходят из ценностей, характерных для данного общества. Идеягосударства, на протяжении веков вынашиваемая великими умами, сегодня, вусловиях расцвета технологий и информационной интеграции, когда наконец-томогут быть созданы условия для полной реализации человеческого, творческогопотенциала, когда каждый человек может стать творцом собственного благополучия,стала неприступно довлеющей в сознании каждого. Многовековая идея эффективногогосударства, давшая нам сегодня технологическую свободу, грозит погрести подсобой общество, поскольку ориентирована, прежде всего, на сверхустаревшуюзадачу защиты от конкретного внешнего врага и абсолютно неприспособленна кновейшим угрозам человечества, поскольку просто несовместима с идеей духовногостановления человека. Идеологическая опора на противостояние истощает обществов отсутствии объекта противостояния, который просто не может существовать всевремя. Отсутствие реального врага в условиях глобализации превращает любуюидеологию, не содержащую понятия единого человечества, не основанную наноосферных принципах, в быстро проявляющуюся утопию. Сегодня все препятствия напути духовного развития человека устранены, а значит отсутствие единствачеловечества, его конкурентная разрозненность поддерживается искусственно.
Будет хуже — вывод, который наконференции не нуждался в гласном объявлении, поскольку стал очевиден всем.Устаревшая идея государственности по инерции будет неограниченно разлагатьобщество до тех пор, пока оно не «споткнется» — пока не проявится вовсей своей ужасающей реальности новая угроза, последствия от которой оценивать,возможно, будет уже просто ни к чему. Пожалуй, впервые никто не страшилсяфатальной честности сделанного вывода, но был готов к нему. Осознание своегодела, могущего реально изменить ход событий, рождало эту уверенность в себе и вважности своей работы. Очевидность угроз, ясность нового пути и, прежде всего,вера в самих себя позволили участникам конференции эту честность.
Инертность цивилизации, коренящаясяв идеологической разобщенности человечества, была названа на конференцииглавной угрозой его сохранения. Глобальность этой угрозы была констатированаеще десять лет назад, на первом Всемирном Саммите по устойчивому развитию вРио-де-Жанейро, инициированном ООН. Сейчас, в преддверии очередного саммита,стало очевидно, что выполнение программы реформ ООН, ориентированных надостижение устойчивого развития цивилизации, сорвано, что наводит на мысль онеадекватности предпринятого подхода. Глобальность угроз предполагаетглобальность средств борьбы с ними, но падающий рейтинг и дееспособность ООН вмире, как самой авторитетной международной организации, заставляет пересмотретьметодологию, направленность и характер действий, необходимость предпринятиякоторых перезрела.
Конференция инициировала учреждениенового международного органа — Ноосферной Духовно-Экологической Ассамблеи Мира,которая воплотит в себе понятие светской духовной власти. В состав этогонеполитического органа предполагается включить самых известных и авторитетных вобществе людей по их человеческим качествам. Их предварительный список ужеопределен, ведется установление контактов. Этот орган задуман как гарантупомянутой выше Единой Ноосферной Духовно-экологической КонституцииЧеловечества, разработанной на основе законопроекта «Обэнергоинформационном благополучии населения». Он был предложен нарассмотрение в Государственную Думу России несколько лет назад. Сегодня трудноговорить о каком-либо благополучии — необходимо говорить обэнергоинформационной безопасности человечества, поэтому законопроект былпереработан соответственно требованиям времени, став Ноосферной Конституцией.Ее проект был представлен на конференции и по единогласному решению участниковконференции был признан лучшим из представленных проектов. В ней впервые длядокументов такого уровня вводится понятие Человек и его энергоинформационноеблагополучие. Документ содержит конкретные рекомендательныеэнергоинформационные стандарты во всех областях жизнедеятельности человека иобщества и напрочь лишен неконструктивных моральных воззваний ибезответственной апелляции к совести, по сути, представляя собой этическийкодекс Человека и Человечества. Проект Конституции уже получил поддержкумножества общественных и политических организаций. Авторы проекта былиприглашены в Йоханнесбург, на очередной Всемирный Саммит по устойчивомуразвитию для его представления мировому сообществу.
Ноосферная перспектива
Ноосферноемировоззрение — это когда осознаешь себя не в качестве собственного тела, но вкачестве всего человечества. Это значит, скажем, что ты рефлекторно, незадумываясь придерживаешь человека, когда краем глаза замечаешь, что он сейчасспоткнется. Это значит, что ты стремишься думать о благополучии другого, непокушаясь при этом на его самостоятельность, и находишь в этом высшее счастье.Каждый раз, когда у меня в руках остается упаковка от какого-либоприобретенного и употребленного продукта, меня тревожит мысль о том, что я немогу с ней ничего сделать. Человечество сегодня все еще продолжает незадумываться о том, что лишь пряча «с глаз долой» весь производимыймусор, он при этом никуда не девается. Он остается там, где его положили, исегодня его нет лишь там, откуда его постоянно убирают.
Японимаю, что такой мелочью, как эта упаковка, я обречен однажды вызвать укого-то в будущем негативное отношение в свой адрес. Значит, прямо сейчас яприумножаю негасферу, сферу — антагониста ноосферы, и у меня нет другоговыхода, пока я — часть нашей, такой цивилизации. Негасферной цивилизации,цивилизации потребления.
В качестве критерия устойчивостиновой цивилизации на конференции был определен критерий соответствияноосферным, энергоинформационным принципам. Ноосфера — это информационное полеЗемли как части космоса. Это сфера того, что доступно разуму. Новизна предлагаемогоопределения ноосферы заключается в понимании разума как открытой, неограниченноразвивающейся системы, поскольку разум не имеет смысла без сознания, как раз иобуславливающего его открытость. Поскольку сфера доступного для него в этомслучае ограничивается лишь биологическими потребностями организма, а неохватнаясвобода духа, в которой существуют лишь возможности, оказывается недоступной.Поэтому ноосферу можно еще определить и как сферу смысла.
Семь тематических секций проведеннойконференции, собранные под одним названием, в едином устремлении, приоткрываютнам более конкретизированный смысл ноосферы. Анализируя современные тенденцииразвития науки, приходишь к выводу, что каждая из наук все больше стремится засвои тематические, предметные рамки, проникая в междисциплинарную область. Какпоказывает опыт, решение всех глобальных, в особенности, гуманитарных проблемлежит именно в области междисциплинарных знаний – на стыке наук. В их синтезе,порой рождающем новые науки, открывающем абсолютно новые области знаний.Происходит смешение подходов и методологий, качественное соединение которыхприводит к новым открытиям и перспективам. Ноосферный принцип сам постепенновходит в науку, все более требуя своего четкого описания. Таким образом,научное определение ноосферы можно сформулировать как междисциплинарноепространство. Пространство научного потенциала, поле непроявленной информации,подобно межклеточной жидкости воссоединяющее все сущее в единый организмВселенной.
Информационное поле Земли содержит всебе информацию, обуславливающую и поддерживающую ее жизнь и всего, что с нейсвязано своим происхождением, в целом представляя собой космическуюхарактеристику планеты. Человечество, превратившееся сегодня в мощнуюгеологическую силу, сопоставимую с силой геологических процессов самой Земли,де факто вышло на космический уровень сознания, однако, продолжает пополнятьнегасферную, разрушительную часть информационного поля планеты, что производитуже космический дисбаланс. Каждый день с лица Земли исчезают десятки видовживых существ, среда обитания которых из-за деятельности человека простоисчезла. Но живется ли человеку от этого лучше? Кто выигрывает в этой схваткеЗемли и Человечества? Как могло так получиться, что некогда связанные в единыйорганизм Земля и Человечество сегодня все более бескомпромиссно покушаются другна друга?
Красной линией по всей конференциипрошла мысль о непреходящем, неизменном единстве Земли и Человечества, о том,что они составляют единый организм. Их противостояние — поверхностное,недалекое предположение. Все беды человечества со стороны Земли есть ни чтоиное, как отражение бед самого человечества сегодня. Земля лишь чутко реагируетна них, поскольку невидимо и неразрывно связана с человеком, с его жизнью идаже с его настроением.
Эпидемия ВИЧ, наркомания,экстремизм, беспризорность, депрессия сегодня стали приемлемой нормой жизни какнечто, данное «сверху», как начальные условия человеческогосуществования. Может ли не реагировать на это Земля, как невольный участник этихявлений? Установлено, что Земля находится в очень неустойчивом равновесномсостоянии и в любой момент может произойти то, что называют магнитным хаосомили сменой полюсов Земли. От незначительного воздействия, будь тогравитационная сила планет, метеоритов или комет, землетрясение или техногенныйвзрыв, Земля может изменить положение своих полюсов. Это означает, чтоподнимется ветер, который пронесется по планете со скоростью в тысячикилометров в час и просто сдует человечество с поверхности. Анализируяпсихологическую подоплеку вышеназванных аномалий человеческого общества,заключающуюся в разочаровании в собственной жизни, приходишь к выводу, что вэ