Нормативно-правовое обоснование деятельности юридического лица

Оглавление
Введение
Глава1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений
1.1 Определениеюридического лица
1.2 Правосубъектностьюридического лица
Глава2. Правовое регулирование создания и прекращения юридического лица
2.1Порядок создания и прекращения юридического лица
2.2 Ликвидацияюридического лица
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Существующая в российскомправопорядке система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованноуправляемого к рыночно-организованному) характером современной отечественнойэкономики. В ее составе сохраняются поэтому преобладавшие в плановом хозяйствеунитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, атакже некоторые другие (некоммерческие) организации-несобственники(учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственнотрадиционному рыночному обороту. Наряду с ними развиваются, занимаягосподствующее место, обычные для рыночной экономики субъекты — акционерные идругие хозяйственные общества и товарищества. Названные обстоятельстваобусловливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц вроссийском гражданском праве, например их деление на собственников инесобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного заними имущества.
Как илюбое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается междулюдьми, как существами, наделенными сознанием и волей. Поэтому в качествесубъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либоопределенные коллективы людей. Отдельные индивиды именуются в гражданскомзаконодательстве гражданами. С этим правовым институтом, как правило, серьезныхпроблем не возникает. Как отмечается в литературе, уже древние римляне имелихорошо развитую систему представлений о юридической личности применительно котдельному человеку. Что касается коллективных образований, то, хотя самавозможность и даже необходимость их участия в гражданском обороте практическине подвергается сомнениям, в юридической науке периодически возникают дискуссиина предмет теоретического осмысления данного правового института, тем более,что почва для этого, как будет показано в настоящей работе, имеется.
Актуальностьизбранной нами темы определяется происходящими в нашей стране экономическимипреобразованиями.
Цельюданного исследования являются нормативно-правовое обоснование деятельностиюридического лица.
Объектомисследования является правовые основы деятельности юридического лица.
Предметомисследования является порядок деятельности юридического лица в гражданскомправе.
Для достиженияпоставленной цели были поставлены следующие задачи:
-изучитьнормативную и научную литературу по прекращению деятельности юридического лица
-определитьосновные характеристики прекращения юридического лица
Методомисследования является анализ нормативной и научной литературы.
Структураработы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и спискаиспользованной литературы.

Глава1. Юридическое лицо как субъект гражданских правоотношений
1.1 Определениеюридического лица
В ст. 48ГК РФ содержится определение юридического лица, на основе которого создаются ифункционируют различные виды юридических лиц, предусмотренные законом.Независимо от того, к какому виду относится юридическое лицо, оно должноудовлетворять критериям (признакам), указанным в данном определении.
Юридическоелицо — это организация, имеющая самостоятельный правовой статус, отделенный отправового статуса создавших ее или входящих в ее состав учредителей(участников). При этом под организацией понимается определенная указанная взаконе структура (организационно-правовая форма), являющаяся субъектомгражданского права[1].
Организация,считающаяся юридическим лицом, должна иметь обособленное от ее учредителей(участников) имущество. Данное имущество, организация имеет в собственности,хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Приведенный перечень правовых способов обособленияимущества в составе юридического лица нельзя считать исчерпывающим. Допустимы идругие правовые способы. Так, товарищество собственников жилья (ст. 291 ГК),являющееся юридическим лицом, функционирует на основе права общей долевойсобственности на имущество общего пользования, принадлежащего его участникам.Помимо вещных прав, принадлежащих юридическому лицу, ему могут принадлежатьотдельные категории имущественных прав обязательственно-правового характера,например права аренды и субаренды. Кроме того, в п. 1 ст. 48 ГК заужено понятиетех обособляемых учредителями (участниками) объектов, имеющих рыночнуюстоимость, которые могут обеспечивать хозяйственную деятельность юридическоголица.
Нарядус имуществом обособлению могут подлежать исключительные права на результатыинтеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализацииюридического лица имущественного характера, индивидуализации продукции,выполняемых работ или услуг, не относимые законом к имуществу (ст. 128 ГК). Впрактике подобного рода случаи встречаются довольно часто.
Организация,считающаяся юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам принадлежащимей имуществом. Единственное исключение из данного правила сделано в отношенииучреждений, имущественная ответственность которых ограничивается лишьнаходящимися в их распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК).Очевидно, что ответственность юридического лица должна распространяться и наисключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненныек ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции,выполняемых работ или услуг имущественного характера в порядке и объеме,определяемых законом, учредительными документами и договором[2].
Организация,считающаяся юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлятьимущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, т.е.выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и, какследствие, быть истцом и ответчиком в суде (см. также ст. 11 ГК).
Содержащеесяв абз. 1 п. 2 деление прав учредителей (участников) на обязательственные ивещные в части образования юридического лица не основано на единых критериях. Впервом случае имеется в виду отношение участников к юридическому лицу каксубъекту права, т.е. отношения внутри юридического лица, во втором — отношениеучредителей (лиц, не являющихся участниками юридического лица) к имуществуюридического лица, т.е. отношения вовне юридического лица. Конструкция«либо-либо» к различным по своему характеру отношениям не применима.Закон допускает сочетание указанных двух видов прав в рамках одного и того жеюридического лица. Например, учредители государственных и муниципальныхунитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений, имеяправо собственности или иное вещное право на имущество данных юридических лиц,одновременно состоят с ними в обязательственных отношениях по поводу соблюдениязакона относительно правового статуса юридических лиц, в том числе обеспеченияих прав на закрепленное за ними имущество[3].
Приэтом положения, содержащиеся в абз. 2 п. 2, находятся в явном противоречии спонятием обязательства (ст. 307 ГК), в котором стороны выступают в качественезависимых друг от друга участников правоотношений. Внутренние отношения междуучастниками, с одной стороны, и хозяйственными товариществами и обществами,производственными и потребительскими кооперативами, с другой стороны,неразрывной частью которых являются и отношения, связанные с имуществомпоследних, строятся по совершенно иной модели. Это отношения участия (членства)в делах данных юридических лиц, в том числе и в решении вопросов по управлениюи распоряжению имуществом юридического лица. Соответственно данные отношениякасательно прав и обязанностей участников хозяйственного товарищества илиобщества регулируются условно нормами акционерного права (ст. 67 и др. ГК),отношения касательно прав и обязанностей членов производственного ипотребительского кооператива — условно нормами кооперативного права (ст. 107-112,116 ГК). Участники этих юридических лиц находятся на положении их хозяев, а непосторонних лиц. Обязательственные отношения между участниками и хозяйственнымитовариществами и обществами могут возникать лишь по требованиям об уплатеназначенных дивидендов (прибылей), о получении имущества в случае ликвидациитоварищества или общества и другим общегражданским требованиям (возвратполученных участниками ссуд и т.п.), т.е. тогда, когда участники изменяют свойправовой статус, переходя на положение обычных внешних кредиторов или должниковпо отношению к товариществу или обществу.
Положение,содержащееся в абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК, правильное по существу, вместе с темсформулировано односторонне. При наличии права собственности или иного вещногоправа на имущество учредители, как отмечалось выше, одновременно состоят вобязательственных отношениях с государственными и муниципальными унитарнымипредприятиями, а также финансируемыми ими учреждениями, в том числе и вотношениях, объектом которых является закрепленное за ними имущество (ст.295-300 ГК)[4].
В п. 3 ст. 48 ГК закреплено положение об отсутствииимущественных прав гражданско-правового характера у учредителей (участников) вотношении общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов).По смыслу п. 2 ст. 48 под имущественными правами понимаются как вещные, так иобязательственные права. В отношении вещных прав указанное положение являетсяправильным, основанным на законе (ст. 48, 117, 118 ГК). Что касаетсяобязательственных прав в их общепринятом значении, то таковые отсутствуют уучастников общественных и религиозных организаций (объединений), ассоциаций исоюзов (объединений юридических лиц). Участники данных юридических лиц могутиметь имущественные права и нести обязанности лишь в рамках отношений внутриюридического лица, которые, однако, не подпадают под категорию обязательствгражданско- или административно-правового типа (ст. 117, 121-123 ГК). Иначеобстоит дело с благотворительными и иными фондами, учредители которых могут состоятьв обязательственных отношениях с ними (п. 4 ст. 118 ГК)[5].
1.2 Правосубъектностьюридического лица
Подправосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъектаправа, т.е. правоспособности и дееспособности.
Внауке гражданского права принято различать универсальную и специальнуюправоспособность. Универсальная правоспособность означает возможность длясубъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые дляосуществления любых видов деятельности. Такой правоспособностью обладаютграждане. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лицалишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности ипрямо зафиксированы в его учредительных документах. До недавнего времениюридические лица в России могли обладать лишь специальной правоспособностью.Такое положение сковывало инициативу предприятий и организаций, не даваловозможности быстро реагировать на изменяющийся спрос на тот или иной товар. Вусловиях рыночной экономики такая жесткая регламентация правоспособностиюридического лица как только специальной не соответствует требованиям новогохозяйственного механизма. Поэтому уже ст. 12 Основ гражданскогозаконодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года устанавливала, чтоюридические лица вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащиеего уставным целям и не запрещенные законом. Новый Гражданский кодекс 1994 годаразвивая эту идею наделил частные коммерческие организации общейправоспособностью. Однако общим принципом для всех юридических лиц тем не менееостается специальная правоспособность, а универсальная носит характерисключения из общего правила. Такой вывод следует из анализа ст. 49 ГК[6].
Сохранениеспециальной правоспособности в качестве общего правила для юридических лицвытекает из самой природы и сущности юридического лица. Появление юридическоголица в отличии от появления физического лица всегда обусловлено определеннымицелями его создателей. Так, создавая некоммерческую организацию ее учредителипреследуют определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели.Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ейполной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредителей.Аналогичным образом и государство, закрепляющее за унитарным предприятием своеимущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению всоответствии с тем предметом деятельности, который определен Уставомпредприятия.
Говоряо правоспособности юридического лица необходимо отметить, что ГК допускает ииные случаи ограничения правоспособности юридического лица независимо от того,распространяется ли на него принцип специальной или универсальнойправоспособности. Это связано с тем, что для осуществления целого ряда видовдеятельности необходимо иметь выдаваемое компетентными органами соответствующиеразрешения (лицензии). Лицензирование охватывает широкий круг деятельности: банковскую,биржевую, страховую, медицинскую, строительную, торгово-закупочную и др.
Всеюридические лица независимо от того, распространяется на них принципспециальной правоспособности или нет, могут быть ограничены в правах, в случаяхи порядке, предусмотренных законом. Прежде всего, это ограничения исходящие откомпетентных органов. Органы, уполномоченные выдавать лицензию за нарушениеуказанных в лицензии правил. Помимо указанных персональных ограниченийправоспособности имеются ограничения общего характера. Так в частности, занятиеотдельными видами деятельности разрешено только определенным юридическим лицами тем самым считается запрещенными для всех остальных участников гражданскогооборота. Такова деятельность отнесенная к государственной монополии.
Отдельныевиды деятельности имеют установленный законом характер исключительных. Этоозначает, что юридическое лицо, осуществляющее такой вид деятельности не вправезаниматься какими бы то ни было другими видами деятельности, за исключениемопределенных сопутствующих видов устанавливаемых законом. Таковыинвестиционная, страховая, банковская деятельности[7].
Объемправоспособности определяется не только ее универсальным или специальнымхарактером, а также указаниями закона. Юридическое лицо объективно не можетобладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишьгражданам. Так, юридическое лицо не может завещать свое имущество, ст. 152 ГКне предусматривает возможность защиты чести и достоинства юридического лица,так как указанные нематериальные блага могут принадлежать лишь гражданину(физическому лицу). Применительно к юридическим лицам со специальнойправоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности иконкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Таким образом, всфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальнойправоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности[8].
Дляучастия в гражданском обороте юридическому лицу необходима не толькоправоспособность, но и дееспособность. В отличии от граждан, у юридических лицправо- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. ПоэтомуГражданский кодекс не применяет понятие «дееспособность» по отношениюк юридическим лицам. Тем не менее, то, что юридическое лицо вправе своимисобственными действиями приобретать, создавать, осуществлять и исполнятьгражданские права и обязанности говорит о наличии у юридического лицадееспособности.
Однаконельзя не заметить, что деятельность юридического лица — это деятельностьлюдей, составляющих организацию, ибо только люди способны к сознательнымволевым действиям. Поэтому, юридическое лицо приобретает гражданские права ипринимает на себя гражданские обязанности посредством своих органов,действующих в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами(п. 1 ст. 53 ГК). Таким образом, орган юридического лица — это правовой термин,обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган),представляющих интересы юридического лица в отношениях с другими объектамиправа без специальных на то уполномочий (на основании закона или учредительныхдокументов). Действия этого органа рассматриваются как действия самогоюридического лица[9].
Пункт3 ст. 53 ГК определяет, как должен действовать орган юридического лица и каковыпоследствия нарушения им своих обязанностей. Действия органа юридического лицадолжны осуществляться, во-первых, в интересах юридического лица, во-вторых,добросовестно и, в-третьих, разумно. При этом, в силу п.3 ст. 10 ГКдобросовестность и разумность действий этого органа предполагается.Несоблюдение хотя бы одного из приведенных выше трех требований являетсядостаточным основанием для признания действий органа противоправными ивиновными. В этом случае, если нарушение указанных требований повлекло за собойпричинение убытков юридическому лицу, его учредители вправе потребоватьвозмещение причиненных юридическому лицу убытков.
Гражданскийкодекс определяет момент начала и конца правоспособности. Правоспособностьюридического лица возникает в момент его создания и прекращается в моментзавершения ликвидации юридического лица.
юридическое лицо гражданское правоотношение

/>/>Глава 2 Правовое регулирование создания и прекращения юридического лица
2.1 Порядок создания ипрекращения юридического лица
Гражданскаяправоспособность и гражданская дееспособность у юридического лица возникаютодновременно — с момента его государственной регистрации. Именно поэтомуюридическое лицо считается созданным с момента, когда оно внесено в единыйгосударственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).
Государственнаярегистрация юридических лиц (далее — государственная регистрация) предусмотренас целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью,соответствия их учредительных документов требованиям закона. Порядокгосударственной регистрации определяется Федеральным законом от 8 августа 2001г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей».
Государственнаярегистрация юридических лиц представляет собой акты уполномоченногофедерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесенияв государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидацииюридических лиц, иных сведений о юридических лицах.
Во исполнение ст. 2Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 17 мая 2002 г. № 319 «Об уполномоченном федеральном органеисполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридическихлиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качествеиндивидуальных предпринимателей» установлено, что уполномоченным органомфедеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрациююридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам(которое в соответствии с абз. 1 п. 15 Указа Президента Российской Федерации от9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органовисполнительной власти» преобразовано в Федеральную налоговую службуМинистерства финансов Российской Федерации (далее — Федеральная налоговаяслужба).
Федеральная налоговаяслужба ведет единый государственный реестр, содержащий сведения о создании,реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
Согласно п. 1 ст. 5Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестреюридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
а) полное и (в случае,если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, длякоммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительныхдокументах юридического лица его наименование указано на одном из языковнародов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в единомгосударственном реестре юридических лиц указывается также наименованиеюридического лица на этих языках;
б)организационно-правовая форма;
в) адрес (местонахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (вслучае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридическоголица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридическоголица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
г) способ образованияюридического лица (создание или реорганизация);
д) сведения обучредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществтакже сведения о держателях реестров их акционеров;
е) подлинники илизасвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документовюридического лица;
ж) сведения оправопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иныхюридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которыхвносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц,прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
з) дата регистрацииизменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или вслучаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органомуведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
и) способ прекращениядеятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путемисключения из единого государственного реестра юридических лиц по решениюрегистрирующего органа);
к) размер указанного вучредительных документах коммерческой организации уставного капитала(складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
л) фамилия, имя, отчествои должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имениюридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иныхдокументов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при егоналичии;
м) сведения о лицензиях,полученных юридическим лицом;
н) сведения о филиалах ипредставительствах юридического лица;
о) идентификационныйномер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридическоголица в налоговом органе;
п) коды поОбщероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
р) номер и датарегистрации юридического лица в качестве страхователя:
-в территориальном органеПенсионного фонда Российской Федерации;
-в исполнительном органеФонда социального страхования Российской Федерации;
-в территориальном фондеобязательного медицинского страхования;
с) сведения о банковскихсчетах юридического лица.
Содержащийся в ст. 5Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» перечень сведений, которые должны бытьсообщены регистрирующему органу, является исчерпывающим. В соответствии со ст.9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» запрещается требовать представлениядокументов, не предусмотренных указанным Законом.
Единый государственныйреестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом и ведетсяна бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 19 июня 2002 г. № 438 утверждены Правила ведения Единогогосударственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в немсведений, согласно которым государственный реестр состоит из книг учетагосударственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащихперечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащихвсе документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.
Государственнаярегистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дняпредставления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Федерального закона«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей»).
Государственнаярегистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанногоучредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующегоисполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имениюридического лица без доверенности.
Решение о государственнойрегистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесениясоответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственнойрегистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи вгосударственный реестр (ст. 11 Федерального закона «О государственнойрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Гражданскоезаконодательство исходит из принципа свободы деятельности участниковгражданских правоотношений. Поэтому регистрирующие органы не вправе запрещатьсоздание юридического лица по причине нецелесообразности его образования. Всоответствии с абз. 2 п. 1 ст. 51 ГК отказ в государственной регистрацииюридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Данноеправило конкретизировано в п. 1 ст. 23 Федерального закона «Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей», согласно которому отказ в государственной регистрацииюридического лица допускается в случае:
-непредставленияопределенных законом необходимых для государственной регистрации юридическоголица документов;
-представления документовв ненадлежащий регистрирующий орган;
-государственнойрегистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо,находящееся в стадии ликвидации; или государственной регистрации юридическихлиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица,находящегося в стадии ликвидации.
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 439 утверждены формарешения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случаенепредставления необходимых для государственной регистрации документов и формарешения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случаепредставления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Деятельность юридических лиц прекращается по различнымпричинам. Классифицировать акты таких прекращений можно по двум критериям: взависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта,и в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от того, какой органпринял решение о прекращении деятельности юридического лица, этот актпризнается добровольным или принудительным.Первый вариант возможен в случаевынесения соответствующего решения самим юридическим лицом, т.е. егоучредителями (участниками), либо органом, имеющим в силу учредительныхдокументов необходимые для этого полномочия. Принудительное прекращениесуществования юридического лица происходит по решению суда (в большинствеслучаев) либо по решению уполномоченных государственных органов. В зависимостиот наличия правопреемства различают такие виды прекращения юридических лиц, какреорганизация и ликвидация. Реорганизация — это прекращение деятельностиюридического лица, сопровождающееся общим правопреемством (сингулярноеправопреемство при реорганизации невозможно). В результате реорганизациивозникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными поотношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо[10].
Ликвидация представляет собой прекращение деятельностиюридического лица без правопреемства, т.е. прекращение как самого юридическоголица, так и его прав и обязанностей. И реорганизация, и ликвидация могутосуществляться как добровольно, так и принудительно. Если оперировать толькокатегориями «добровольная ликвидация» и «принудительнаяликвидация» (не используя термин «вынужденная ликвидация»), тотакое основание, как признание недействительной государственной регистрацииюридического лица, следует признать основанием именно добровольной ликвидации,так как добровольная ликвидация осуществляется на основании решения участников,в том числе если это решение было принято участниками во исполнение решениясуда. Принудительной ликвидация будет, если суд вынесет решение именно оликвидации, в том числе после того, как участники не примут мер к осуществлениюдобровольной ликвидации, имея решение суда о признании регистрациинедействительной.
Реорганизация юридического лица проводится в формеслияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования (ст.57 ГК РФ).Имеются две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она, в отличиеот добровольной, может быть осуществлена только в форме разделения либовыделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она,в отличие от принудительной ликвидации, может быть произведена во внесудебномпорядке, по решению уполномоченных государственных органов. Добровольнаяреорганизация осуществляется по решению самого юридического лица — егоучредителей (участников) либо органа, обладающего соответствующими полномочиямисогласно учредительным документам. Прекращение деятельности юридического лицапроисходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из составаюридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носитокончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временногопрекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций[11].
При реорганизации все права и обязанностиреорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектамправа, т.е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация юридическихлиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций в одну новую,присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица нанесколько новых организаций, выделения из состава организации другихюридических лиц или преобразования, т.е. смены организационно-правовой формыюридического лица. Реорганизация, как правило, проводится по решению участниковюридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако вотношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когдареорганизация может быть произведена принудительно. Причем, если решение судаили компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено вустановленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом,который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК)[12].
В зависимости от того, в какой форме проводитсяреорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом(разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение,преобразование). При выделении, разделении или слиянии нескольких организацийвозникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаяхреорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновьсозданных юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новыхюридических лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается вмомент исключения присоединенной организации из единого государственногореестра. Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменитьсоотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести кограничению конкуренции. Для предотвращения этих негативных последствий п. 1ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках» устанавливает обязательную процедуруполучения согласия федерального антимонопольного органа на слияние илиприсоединение коммерческих организаций, сумма активов которых превышает 100тыс. минимальных размеров оплаты труда, а также на слияние или присоединениесоюзов или ассоциаций коммерческих организаций. Реорганизация существеннозатрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должникпрекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием являетсяпредварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требоватьпрекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридическоголица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).
Ликвидация юридического лица — это способ прекращенияего деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другимлицам. Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61 — 64 ГК исостоит из нескольких этапов[13].

2.2 Ликвидация юридического лица
Ликвидация является способом прекращения юридического лица.Пункт 1 ст. 61 ГК говорит о двух видах ликвидации юридического лица добровольнойи принудительной (по решению суда) — и последствиях такой ликвидации. В отличиеот реорганизации ликвидация юридического лица не связана с переходом его прав иобязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическиелица (исключая фонды) могут быть ликвидированы добровольно в любое время безуказания оснований. Добровольная ликвидация фондов исключается, решение оликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц(см. п. 2 ст. 119 ГК).
В ч. 2п. 2 ст. 61 ГК содержится примерный перечень отдельных оснований для ликвидацииюридического лица по решению его учредителей (участников) либо органаюридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Так,юридическое лицо может быть ликвидировано: во исполнение положений устава, вкотором существование юридического лица поставлено в зависимость от наступленияопределенного юридического факта — истечения срока, на который созданоюридическое лицо, достижения цели, ради которой оно создано. Неисполнениеобществом требований, содержащихся не в ГК, а в иных законах, может служитьоснованием для его ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия(бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иногоправового акта[14].
Юридическоелицо может быть ликвидировано по решению суда только по основаниям, указанным вГК. Любое юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случаедопущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носятнеустранимый характер (т.е. когда их исправление применительно кобстоятельствам конкретного случая невозможно), осуществления деятельности безнадлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либос иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.Если после принятия решения о ликвидации юридического лица — должникаобнаруживается, что стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требованийкредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться варбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. В период послепринятия решения о ликвидации юридического лица и до создания ликвидационнойкомиссии (назначения ликвидатора) заявление о признании должника банкротомдолжно быть подано в арбитражный суд собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителем (участником) должника или руководителемдолжника.
Общественные и религиозные объединения, благотворительные ииные фонды ликвидируются при систематическом осуществлении деятельности,противоречащей их уставным целям. Специальным основанием ликвидацииюридического лица является признание его банкротом (см. п. 4 ст. 61 ГК).
Требованиео ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственныморганом или органом местного самоуправления, которому предоставлено закономправо на предъявление такого требования. Данным правом обладают налоговыеорганы (на основании ст. 31 НК), ЦБР (на основании ст. 23.1 Закона о банках) идр.
Коммерческие организации (кроме казенных предприятий),потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды ликвидируютсявследствие признания их судом несостоятельными (банкротами), причем, еслистоимость их имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов,они могут быть ликвидированы исключительно по данному основанию. Решение одобровольной ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства) может бытьпринято только совместно с кредиторами (п. 4 ст. 61 и п. 2 ст. 65 ГК).
Казенноепредприятие не может быть ликвидировано вследствие несостоятельности(банкротства), поскольку собственник имущества казенного предприятия — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование — несетсубсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия принедостаточности его имущества (см. п. 5 ст. 115 ГК). ) Президиум ВАС РФсчитает, что п. 1 ст. 62 ГК не распространяется на судебные органы, принявшиерешение о ликвидации юридического лица. Несмотря на это судам рекомендованонаправлять в порядке информации вынесенные решения о ликвидации юридических лицорганам, осуществляющим их государственную регистрацию.
Ликвидацияюридического лица — не одномоментный акт, а специальная достаточно длительнаяпроцедура прекращения деятельности юридического лица. Сведения о том, чтоюридическое лицо находится в процессе ликвидации, подлежат внесению в единыйгосударственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Статья62 ГК возлагает на учредителей (участников) юридического лица или орган,принявших решение о ликвидации юридического лица, ряд обязанностей в целяхсоблюдения прав и законных интересов третьих лиц и обеспечения государственногоконтроля за проведением ликвидации. Они незамедлительно письменно сообщают опринятом решении в уполномоченный государственный орган, а также устанавливаютпорядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК, другими законами и с учетомособенностей ликвидируемого юридического лица. Сообщение о ликвидацииюридического лица должно быть направлено в налоговый орган по месту учетаюридического лица как налогоплательщика не позднее 3 дней со дня принятиятакого решения (ст. 23 НК)[15].
Всоответствии с абз. 2 п. 3 ст. 61 ГК решением суда о ликвидации юридическоголица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидациююридического лица его учредительными документами, могут быть возложеныобязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Если в установленныйсрок ликвидация не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает емупроизвести ликвидацию общества. При решении вопросов, связанных с назначениемликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяетсоответствующие положения законодательства о банкротстве согласно п. 1 ст. 6 ГК(аналогия закона).
Какследует из п. 3 ст 62 ГК, в процессе ликвидации ликвидационная комиссия(ликвидатор) выполняет функции соответствующих органов юридического лица поуправлению внутренними и внешними делами юридического лица, в том числевыступает от имени ликвидируемого юридического лица в суде. В этот периоднеобходимые юридические действия от имени общества совершаются руководителемликвидационной комиссии, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах еекомпетенции[16].
Общество,находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей дееспособности (вчастности, оно обязано правильно и своевременно начислять и выплачивать налогии сборы, предусмотренные действующим налоговым законодательством). Вместе с темосновной целью общества становится окончание своей деятельности. Сделки,совершаемые обществом в этот период, должны быть направлены на завершениетекущих дел, осуществление расчетов с кредиторами и акционерами.
Статья63 ГК устанавливает порядок и содержание действий ликвидационной комиссии поликвидации юридического лица. Ликвидация юридического лица существеннозатрагивает интересы не только учредителей (участников) юридического лица, но идержателей облигаций соответствующего юридического лица, других лиц, так илииначе связанных с ликвидируемым юридическим лицом. Поэтому практическаядеятельность ликвидационной комиссии начинается с опубликования сообщения оликвидации юридического лица, предусмотренного п. 1 ст. 63 ГК. Такое сообщениедолжно быть помещено в печатном органе, который обычно публикует данные огосударственной регистрации юридических лиц. В сообщении о ликвидацииюридического лица определяется порядок и срок заявления требований егокредиторами. Этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации оликвидации[17].
Предусмотренныеабз. 2 п. 1 ст. 63 ГК действия ликвидационной комиссии по выявлению кредиторови взысканию дебиторской задолженности направлены на получение объективныхданных о финансовом состоянии юридического лица. Такие данные необходимы длясоставления промежуточного ликвидационного баланса и заключения о достаточностилибо недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требованийкредиторов. Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточноголиквидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов,то юридического лица должна проводиться в порядке, установленномзаконодательством о несостоятельности (банкротстве).
Промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 ГК)составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерскогоучета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положениеюридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока дляпредъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидацииюридического лица. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаютсяперечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также переченькредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационнойкомиссией. Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссиейна рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа,принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими.
Пункт3 ст. 63 ГК предусматривает действия ликвидационной комиссии, если имеющихся уликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для расчетов скредиторами, хотя общая сумма имущества свидетельствует о способностиюридического лица удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. В этомслучае осуществляется продажа неденежной части имущества юридического лица спубличных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решенийЗаконом об исполнительном производстве.
В соответствии с п. 4 ст. 63 ГК утверждение промежуточногобаланса служит основанием для проведения расчетов с кредиторами юридическоголица в соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК. Выплата денежныхсумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационнойкомиссией начиная со дня утверждения ликвидационного баланса, за исключениемкредиторов пятой (т.е. последней) очереди, выплаты которым производятся поистечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Вэтом случае речь идет главным образом о кредиторах, состоящих с юридическимлицом в обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.
Окончательныйликвидационный баланс юридического лица, о составлении и утверждении которогоговорится в п. 5 ст. 63 ГК, отражает имущественное и финансовое положениеюридического лица после завершения расчетов с кредиторами. Ликвидационныйбаланс и приложения к нему содержат сведения об итогах деятельностиликвидационной комиссии, в том числе о взыскании и реализации имуществаюридического лица, об удовлетворенных и неудовлетворенных требованияхкредиторов, об имуществе юридического лица, списанном на убытки вследствиеневозможности его взыскания.
Пункт 6 ст. 63 ГК специальную норму об удовлетворениитребований кредиторов казенных предприятий и финансируемых собственникомучреждений. Возможность предъявления кредиторами судебных исков об удовлетворениисвоих требований к собственникам имущества ликвидируемого казенного предприятияили учреждения связана с субсидиарной ответственностью собственников имуществапо обязательствам соответственно казенного предприятия или учреждения (п. 5 ст.115, п. 2 ст. 120 ГК).
Пункт7 ст. 63 ГК устанавливает принципы определения судьбы имущества, оставшеесяпосле удовлетворения требований кредиторов юридического лица соответствующеговида. При этом используются правовые понятия, определяемые ст. 48 ГК.
Юридическимфактом, с которым п. 8 ст. 63 ГК связывает завершение ликвидации юридическоголица, является внесение соответствующей записи в единый государственный реестрюридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридическоголица (см. п. 3 ст. 49 ГК), т.е. юридическое лицо как таковое[18].

/>/>Заключение
/> 
Входе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Законодательноерегулирование статуса юридических лиц определяеткруг функций, которые выполняет институтюридического лица:
1) Оформлениеколлективных интересов. Институт юридического лица определеннымобразом организует, упорядочивает внутренниеотношения между участниками юридического лица, преобразуяих волю в волю организации в целом, позволяя ейвыступать в гражданском обороте от собственного имени.
2) Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая егоразновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизациикапиталов, без чего немыслимакрупномасштабная предпринимательская деятельность.
3) Ограничениепредпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничитьимущественный риск участника суммой вклада вкапитал конкретного предприятия.
4) Управление капиталом. Институт юридическоголица создает основания для более гибкогоиспользования капитала, принадлежащего одному лицу (в томчисле — государству), в различных сферах предпринимательской деятельности. Отлаженное законодательствоо юридических лицах (прежде всего — акционерное законодательство), ценныхбумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования,самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализациихозяйственной жизни.
Законодательствомдостаточно четко определяются все существующие виды юридических лиц. Однако длятого чтобы дать четкое определение, выявить основные моменты, характеризующиекаждый вид, определить его место в системе юридических лиц необходимо в первуюочередь классифицировать юридические лица с учетом определенных критериев.
Итак, первый признак(критерий) с учетом которого следует провести классификацию юридических лиц это– формы собственности. В зависимости от них можно выявить государственные инегосударственные юридические лица. Основным отличием государственногоюридического лица является то, что оно в своей деятельности преследуетгосударственные интересы. К ним можно отнести государственные и муниципальныеунитарные предприятия, а так же некоторые учреждения.
В качестве следующегокритерия в классификации можно выявить цели деятельности юридического лица.Часть юридических лиц преследует своей целью извлечение прибыли, соответственноони относятся к коммерческим организациям. Юридические лица, являющиесякоммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственныхтовариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных имуниципальных унитарных предприятий. Некоммерческие организации не занимаютсяпредпринимательской деятельностью, но могут ей заниматься лишь постольку,поскольку это необходимо для достижения целей, ради которых они созданы.Юридические лица являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться вформе потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций(объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных илииных фондов, а так же в других формах предусмотренных законом.
Еще одним критерием можноназвать состав учредителей юридического лица.
Можно выделить двакритерия классификации разновидностей прекращения деятельности юридических лиц– в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельностисубъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости оторгана, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица,можно выделить добровольное и принудительное прекращение деятельности.Добровольное прекращение происходит в случае принятия решения об этом самимюридическим лицом, т.е. по решению его учредителей (участников) либо органа,имеющего в силу учредительных документов соответствующие полномочия.Принудительное прекращение деятельности юридического лица происходит по решениюсуда (в большинстве случаев) либо по решению уполномоченных государственныхорганов.
Как видно из гражданскогозаконодательства и судебной практики проблемы прекращения деятельностиюридических лиц занимают важное место и приобрели актуальность как в Российскойфедерации, так и за рубежом, т.к. происходит выбытие лица из числа субъектовгражданского права.
В настоящее времязаконодательно закрепленной стала административная процедура исключениянедействующих юридических лиц из Единого государственного реестра по решениюрегистрирующего органа, минуя судебный порядок. Однако нормативные акты,регулирующие данную процедуру, имеют ряд недостатков юридической техники, чтоприводит к серьезным проблемам в работе, прежде всего, судебных и налоговыхорганов.
В целях устраненияповышения эффективности ликвидации недействующих юридических лиц могут бытьвнесены следующие изменения в действующее законодательство:
В Законе огосударственной регистрации следует закрепить возможность налоговых органовприменять административный порядок ликвидации к недействующим юридическимлицам, имеющим задолженность перед бюджетом в сумме, например, более 60 тыс.руб. Данная сумма складывается из возможных расходов на процедуру банкротстваотсутствующего должника.
В Законе о банкротствеисключить положения о возможности применения процедуры банкротстваотсутствующего должника, не имеющего задолженности по обязательным платежам.Редакция п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве может выглядеть следующим образом:«В случаях если гражданин-должник или руководитель должника — юридическоголица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствуют или установитьместо их нахождения не представляется возможным, заявление о признанииотсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором,уполномоченным органом при наличии у него кредиторской задолженности независимоот ее размера».
В данной работе былирассмотрены наиболее важные аспекты гражданско-правового положения юридическихлиц, как субъектов гражданских правоотношений.
В заключении хотелось бысказать, что тема юридические лица, как субъекты гражданских правоотношенийявляется одной из основных, так как юридические лица — это основные участникигражданских правоотношений.

Списокиспользованной литературы
Нормативные акты
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237.
2.  Гражданский кодексРФ // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32ст. 3301
Литература:
3. БородинВ.В. Хохлов Е.Б., Понятие юридического лица: история и современная трактовка.//Государство и право № 9. 2003.
4. Гражданскоеправо. В 2-х томах. Том 1. Учебник /Под редакцией Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева.-М., 2005 – 630 с.
5. Гражданскоеправо России. Обязательственное право: Курс лекций / под ред. О.Н. Садикова. –М.«Юристъ», 2004. – 590 с.
6. Гражданскоеправо. В 2-х томах. Том 1 Учебник /Под ред. Е.А.Суханова. – М.: ИздательствоБЕК. 2004. – 384 с.
7. Гражданскоеправо / под ред. доктора юридич. наук, проф. Е.А.Суханова) – М. «ВолтерсКлувер», 2004. — 511 с.
8. Гражданскоеправо. Том 1. Учебник. Издание пятое, переработанное и дополненное /Под ред.А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2001.- 623 с.
9. Гражданскоеправо: Учебник. Том I / под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н.Садикова. — «Контракт»: «ИНФРА-М», 2006. – 622 с.
10. Гражданское право.Учебник для вузов. Ч. 1 / Под общ. ред. доктора юридических наук. доцента Б.М.Илларионовой, кандидата юридических наук, доцента В.А. Плетнева. – М.: Издательскаягруппа Норма-ИНФРА.М. 2008.- 464 с.
11. Витрянский В.В.Гражданский кодекс о юридических лицах // Вестник ВАС № 5, 2004 – С. 55-56
12. Козлов С.Ю.,Козлов Ю.Ю., Валетов В.И.- Создание, регистрация и ликвидация предприятий /В.В.
13. Козлов С.Ю.,Козлов Ю.Ю., Валетов В.И. Создание, регистрация и ликвидация предприятий / С.Ю.Козлов – М.: Современная экономика и право, 2003. – 580 с.
14. Комментарий кГражданскому кодексу РФ: В 3 т. Т. 1. 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т.Е.Абовой, А.Ю. Кабалкина. — «Юрайт-Издат», 2006. – 377 с.
15. Комментарий кГражданскому кодексу РФ / под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю.Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. — «Юрайт-Издат», 2005. — 420 с.
16. Комментарий кГражданскому кодексу РФ. Часть первая / под ред. проф. Т.Е.Абовой иА.Ю.Кабалкина — «Юрайт-Издат», 2004. — 539 с.
17. Лихачев Г.Д.Гражданское право. Общая часть: Курс лекций / Г.Д. Лихачев — «Юстицинформ», 2005. — 430 с.
18. Постатейныйнаучно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса РоссийскойФедерации / под общ. ред. А.М. Эрделевского – М. «Библиотечка РГ»,2001. – 530 с.
19. Тихомирова Л.В.,Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия / Пол ред. М.Ю. Тихомирова. – М.: 1999,- 526 с.