Нормативно-правовое регулирование торговой деятельности в Российской Федерации

/>Введение
Внастоящее время в Российской Федерации оптовая и розничная торговля являютсядостаточно популярным видом деятельности в разных хозяйствующих субъектах. Вкладторговли во внутренний валовой продукт России значителен – только налоговыепоступления от торговой деятельности в бюджет Российской Федерации за первоеполугодие 2009 года составили более 316 млрд. рублей. При этом структурарозничной торговли характеризуется большой долей как индивидуальногопредпринимательства, так и малых и средних предприятий./>Торговля, выступающаякак связующее звено между различными отраслями народного хозяйства,регулируется государством. Современный механизм регулирования экономическойдеятельности торговли можно представить как интегрированную систему форм,методов, средств, с помощью которых осуществляется воздействие государства наобъекты торговли. На фоне активного развития торговли особую актуальностьприобретает вопрос её правового регулирования./>Объектом исследованияданной работы является регулирование торговой деятельности в Российской Федерации. Предмет исследования: нормативно-правоваябаза торговой деятельности./>Цель исследования: провести анализ изменений в правовом обеспеченииторговой деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона «Обосновах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»./>Задачи исследования:
1. Изучитьнормативно-правовую базу, регламентирующую торговую деятельность в РоссийскойФедерации;
2. проанализироватьосновные изменения в правовом обеспечении торговой деятельности в РоссийскойФедерации;
3. выявитьположительные и отрицательные аспекты правового регулирования торговойдеятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона «Об основах государственногорегулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
/>1. Нормативно-правовое регулированиеторговой деятельности в Российской Федерации/> 1.1 Источники коммерческого (торгового) права вРФ
Подисточниками права в формально-юридическом смысле понимают внешние формывыражения и существования норм права.
Источникамиправа являются исходящее от государства или признаваемые им официальнодокументальные способы выражения и закрепления правовых норм для придания имюридического общеобязательного значения.
Безобъективизации права в соответствующих внешних формах социальные нормы не могутприобрести качество правовых. Государство, устанавливая или признавая ужеимеющиеся формы права, наделяет их качествами функциональности, обязательности,гарантированности государством.
Источникамикоммерческого права признаются нормативные правовые акты, судебная практика иобычаи делового оборота, в которых содержатся правовые нормы, регулирующиекоммерческие отношения.
Нормативныеправовые акты являются традиционными и главными источниками коммерческого правадля всех субъектов континентального права. Собственно из них складывается такназываемое «коммерческое законодательство».
Следуетподчеркнуть различие между понятиями «коммерческое право» и «коммерческоезаконодательство». Последнее представляет собой совокупность комплексныхнормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих коммерческуюдеятельность.
В нормативныхактах прежде всего выражены особенности правового регулирования отношений,возникающих с участием предпринимателей и в связи с осуществлением последнимипредпринимательской деятельности.
Нормативныеправовые акты коммерческого законодательства по их юридической силе могут бытьклассифицированы на законы и подзаконные нормативные акты. Это разделение имеетважное практическое значение, так как в случае расхождения закона иподзаконного акта, действует закон.
Законы принимаютсяисключительно органами законодательной власти Российской Федерации и еесубъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ) и наделены высшей юридическойсилой.
Признаниеверховенства законов означает не только их формальное превалирование наддругими нормативными актами, но и их определяющую роль в системе источниковкоммерческого права, как преобладающей формы выражения права, с помощью которойгосударство регулирует коммерческие отношения.
Реальноеверховенство законов находит выражение и в самом их содержании. В принимаемых впоследние годы федеральных законах в области коммерческой деятельности,преобладают нормы прямого действия, законы непосредственно регулируюткоммерческие отношения, чтобы избежать неверного толкования или дажепротиворечий в подзаконных нормативных актах.
Федеральныезаконы подразделяются на федеральные конституционные законы и другиефедеральные законы (ст. 76 Конституции РФ).
Концепцияфедерального конституционного законодательства используется в Конституции 1993года впервые, в ранее действовавших Конституциях России этот термин неприменялся. Федеральные конституционные законы применяются в особом порядке (ст. 107Конституции РФ), касаются наиболее важных вопросов государственногостроительства и по объему просто не могут быть включены в текст Конституции.
Во многихстатьях Конституции РФ указаны конкретные случаи, когда должны приниматьсяконституционные федеральные законы (ст. 29, ст. 36).
При этомотдельные части и статьи закона могут вступать в силу в разное время, о чемтакже имеется указание в самом федеральном законе.
К законамотносятся также и законы субъектов Федерации, которые они принимают как попредметам совместного ведения при наличии соответствующих федеральных законов,так и вне этих пределов в рамках своих законодательных полномочий,установленных Конституцией РФ, т.е. осуществляют собственное правовоерегулирование.
Собственноеправовое регулирование означает, что субъекты Федерации по вопросам, отнесеннымк предметам их ведения, издают свои законы и иные нормативные правовые акты,регулируют по своему усмотрению отношения, вытекающие из предметов их ведения,а не только отдельно в развитии (с учетом местных условий) федеральных законов,когда это имеет место, когда субъекты также принимают «собственные» (т.е.местные) законы по вопросам совместного ведения.
Законы и иныенормативные акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральнымзаконам, принятым в соответствии со статьей 71 (исключительные полномочияФедерации), а также федеральным законом, принятым в соответствии со статьей 72(совместная компетенция). В случае такого противоречия действует федеральныйзакон, а закон субъекта Федерации не должен применяться.
Если законили иной нормативный правовой акт субъекта Федерации принят по вопросам,отнесенным к его ведению (по остаточным полномочиям), и если такой акт противоречитфедеральным законам, то действует акт субъекта Федерации. В данном случаепринцип верховенства федерального закона не действует, поскольку эта сфераобщественных отношений резервирована для собственного правового регулированиясубъекта Федерации.
При наличиипробелов в федеральном правовом регулировании коммерческой деятельностипроблема собственного правового регулирования приобрела особую актуальность. Допринятия Федерального закона от 28 декабря 2009 года «Об основахгосударственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,субъекты Федерации прнимали собственные законы о торговой деятельности на ихтерритории.
В рядесубъектов РФ, таких как Москва, Санкт-Петербург, Амурская область, Владимирскаяобласть и др. приняты законы, достаточно подробно регулирующие общественныеотношения в сфере торговой деятельности.
В преамбулезаконов установлено, что они приняты в соответствии с Гражданским кодексом РФ,Законом РФ «О защите прав потребителей», но при этом они противоречатКонституции РФ. По Конституции РФ (ст. 71) гражданское законодательствонаходится в ведении Российской Федерации, а административное законодательство всовместном ведении Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72).
Подобныезаконы, как и вообще законодательные акты комплексного регулирования торговойдеятельности в регионе или касающиеся деятельности определенных видов торговыхпредприятий, действующих на территории субъекта Федерации, должны приниматьсятолько при наличии соответствующих федеральных законов и в строгом соответствиис ними.
СредиФедеральных конституционных законов высшей юридической силой обладаетКонституция РФ (ст. 15 Конституции РФ), которая содержит нормы различныхотраслей права, в том числе и коммерческого (ст. 8, 34).
Источникамикоммерческого права являются отраслевые кодифицированные нормативно-правовыеакты – кодексы. Кодекс содержит нормы одной отрасли права в систематизированномвиде. Все кодексы являются федеральными законами.
Важнейшимфедеральным законом, регулирующим предпринимательскую деятельность, являетсяГражданский кодекс РФ, он занимает центральное место среди источниковкоммерческого права, как нормативный акт, гарантирующий предпринимателюнаиболее стабильные условия деятельности.
На базе ГК РФприняты специальные законы и подзаконные акты, содержащие нормы гражданскогоправа и регулирующие коммерческую деятельность. Согласно п. 2 ст. 3ГК РФ, «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должнысоответствовать настоящему Кодексу».
Специальныезаконы, регулирующие коммерческую деятельность, разнообразны по сфере правовогорегулирования и содержат нормы как публичного, так и частного права.
Так законы огосударственном регулировании торговой и внешнеторговой деятельности, о защитеконкуренции, об инвестициях, о государственной регистрации предпринимательскойдеятельности и другие содержат нормы публичного и частного права, т.е. носят комплексныйхарактер. Это можно сказать и о транспортных уставах и кодексах.
Во многихспециальных законах преобладают нормы частного права. Это касается тех законов,которые группируются вокруг Гражданского кодекса РФ и принимаются для болеедельного регулирования некоторых положений кодекса. К ним относятся законы обакционерных обществах и других коммерческих юридических лицах.
Длякоммерческого права важны и те специальные законы, которые содержат только илипо преимуществу нормы публичного права. К ним относятся Уголовный кодекс РФ,Кодекс РФ об административных правонарушениях, Арбитражный процессуальныйкодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон о валютном регулировании и валютномконтроле и др.
Следуетсказать, что даже в ГК РФ – нормативном акте, относящемся к одной отраслизаконодательства – гражданскому законодательству, можно обнаружить ряд нормпубличного права, предписывающих субъектам частного права учитыватьобщественные интересы. Например, в п. 1 ст. 49 ГК прямо указывается,что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом,юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения(лицензии). Следовательно, даже ГК, являющийся главным частноправовымнормативным актом, не лишен элементов комплексности.
Примеромвзаимодействия норм частного и публичного права может служить специальныйнормативный акт, посвященный регулированию предпринимательской деятельности, – Федеральныйзакон «О банках и банковской деятельности», где содержатся не только нормы,регулирующие отношения коммерческих банков с клиентами (нормы частного права),но и нормы публичного права, регламентирующие отношения коммерческих банков сорганами государства, прежде всего с Центральным банком РФ.
Нормативныеправовые акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативныеакты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и иныхфедеральных органов исполнительной власти, местных органов власти и управления.Многие из них содержат нормы коммерческого права.
Нормыкоммерческого права могут содержаться в нормативных правовых актах федеральныхорганов исполнительной власти – ведомственных нормативных актах. Многиефедеральные министерства издают приказы нормативного характера для детализациии реализации положений законов, постановлений Правительства и указов ПрезидентаРФ.
ТакМинистерство экономического развития РФ, которое ранее осуществляло функциинормативно-правового регулирования в сфере внутренней и внешней торговли,издало Приказ от 30 апреля 2009 г. №141 «О реализации положенийфедерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) имуниципального контроля»».
Функции повыработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферевнутренней и внешней торговли в настоящее время возложены на Министерствопромышленности и торговли РФ. В Положении о министерстве определены вопросы исфера правового регулирования и компетенция министерства в этой области.
Средиведомственных нормативных актов важную роль играют акты Министерстваздравоохранения и социального развития РФ, в структуре которого действуетФедеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучиючеловека. Руководитель этой службы является главным государственным санитарнымврачом.
ПриказомМинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 января 2005 г.№34 утверждено Положение о территориальном управлении Федеральной службы понадзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омскойобласти, которая осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдениемобязательных требований законодательства РФ в области обеспечениясанитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителейв Омском регионе (п. 6 Положения), составляет протоколы обадминистративных правонарушениях при нарушения правил торговли.
Приказомминистерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 января 2007 г.№62 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой понадзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человекагосударственной функции по осуществлению в установленном порядке проверкидеятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнениютребований санитарного законодательства.
Следует иметьв виду, что федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативныеакты, содержащие нормы коммерческого права лишь в случаях и в пределах,предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ),т.е. сфера их нормотворческой деятельности существенно ограничена.
В настоящеевремя наметилась тенденция к увеличению количества и роли законов средиисточников права, и коммерческого права в частности.
Государствостремится определить статус участников экономических отношений и правилаповедения на рынке непосредственно в законе.
Предпринимательдолжен ориентироваться, прежде всего, не на ведомственные нормативные акты, ана закон, в котором прямо и определенно должно содержаться все необходимое:порядок приобретения статуса предпринимателя, условия и правила ведения предпринимательскойдеятельности.
По мнениюмногих исследователей (Рассолов М.Н., Леонов Г.Б. и др.), переход отподзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственнозаконом – одна из главных тенденций развития современного российского законодательства.
В идеалезаконы должны иметь прямое действие лишь при необходимости отсылать кподзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто.Существует немало новых законов, применение которых по-прежнему обусловленоподзаконными правовыми актами (положениями, инструкциями, приказами).
В сферепредпринимательства необходимо широкое законодательное, а не подзаконное и, темболее, ведомственное регулирование, а также саморегулирование в рамках, определенныхзаконом, основанное на непреходящей ценности инициативы предпринимателя.Соответственно, должна быть сужена сфера административного нормотворчества.
По масштабудействия нормативные акты коммерческого законодательства могут бытьподразделены на нормативные акты центрального регулирования, принятыегосударственными органами или органами местного самоуправления, и локальныенормативные акты.
С учетомтенденции перераспределения компетенции в регулировании общественных отношений«сверху вниз», в пользу субъектов РФ и органов местного самоуправления значениелокального нормотворчества возрастает.
К актамлокального регулирования относятся договоры и корпоративные нормы – уставы,положения, приказы субъектов хозяйственной деятельности, из которыхскладывается так называемое «корпоративное право».
Органыуправления коммерческой организации относительно свободны в определениисодержания локальных актов, но они должны учитывать императивные требованиянормативных актов централизованного регулирования, которые действуют независимоот того, включены они в тексты локальных актов или нет. В уставе организацииили в положениях об органах управления организацией могут быть распределенынормотворческие компетенции между органами управления коммерческой организации,если их несколько (например, в акционерном обществе – общее собрание, наблюдательныйсовет, дирекция).
Длякоммерческих организаций границы локального регулирования определяютсянормативными актами централизованного регулирования./> 1.2 Особенности нормативно-правовогорегулирования в сфере торговли
Внутренняяторговля – важнейшая сфера экономики, во многом строится на основесаморегулирования без какого-либо государственного вмешательства.
Исходя изэкономической теории монетаризма об ограничении государственного регулированияэкономики, в юридической науке проводится идея саморегулирования рынка.
Монетаристскийвзгляд на государство, как на пассивный элемент регулирования коммерческихотношений, наносит ущерб экономической безопасности государства.
Такой подходможет повлечь негативные последствия, в том числе, в социальной сфере,поскольку основная задача государственного регулирования внутренней торговлизаключается в подержании стабильности потребительского рынка и обеспечении егосоциальной направленности.
В последнеевремя в РФ используются различные способы публично-правового воздействиягосударства на торговую деятельность. Сюда относятся не только мерыограничительного характера, но и государственная поддержка тех видов деятельности,которые особенно важны для государства и общества. Применяются такие мерыгосударственного регулирования, как прогнозирование и программирование социально-экономическогоразвития, государственная поддержка малого предпринимательства, государственнаярегистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензированиеотдельных видов деятельности, техническое регулирование и другие.
На уровнерегионов разрабатываются концепции развития торговли, целевые программыразвития потребительского рынка. Но этого явно недостаточно. Внутренняя торговлянуждается в развитии собственного торгового законодательства.
Современныймеханизм государственного регулирования торговой деятельности является слабоинтегрированным. Хотя регулирование осуществляется на трех уровняхгосударственного управления: федеральном, субъектов РФ, а также на уровнеорганов местного самоуправления, – оно не всегда достигает нужного социальногоэффекта, а иногда и вовсе отсутствует.
Несмотря назначительную экономическую и социальную роль торговли, законодательство овнутренней торговле в России развивается медленно и имеет ряд особенностей.
В силуисторических особенностей развития правовой системы в российском праве нетдуализма частного права, последнее не разделено на гражданское и торговое, нетТоргового кодекса, никогда не принимался и Хозяйственный кодекс.
Особенностьюнормативно-правового регулирования внутренней торговли в России являетсяформирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства.Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влияниемгражданского права. К законодательным актам общего регулирования относитсяГражданский кодекс Российской Федерации, который определяет правовые рамкигосударственного регулирования рыночных отношений, регулирует имущественныеотношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности,определяет гражданско-правовой статус коллективных и индивидуальныхпредпринимателей, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базойдля специального законодательства в сфере предпринимательства.
Посколькуторговый оборот является частью имущественного, а торговая деятельность однимиз видов предпринимательства, то практически все институты гражданского законодательствараспространяются на торговлю.
Однако,Гражданский кодекс, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь тенормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер.Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются.К отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении,гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Некоторыеученые, прежде всего специалисты по гражданскому праву, считают, чтопредпринимательское также как и коммерческое (торговое) право составляют частьгражданского права.
Одним издоводов в пользу этой позиции является то, что некоторые нормыпредпринимательского права включены в Гражданский кодекс РФ. По мнениюсторонников этой концепции, все вопросы регулирования предпринимательскойдеятельности решены путем издания Гражданского кодекса РФ.
Но с этимнельзя согласиться, поскольку Гражданский кодекс охватывает толькочастноправовые аспекты регулирования предпринимательских отношений, тогда какправовое регулирование любой хозяйственной деятельности (в том числе иторговой) осуществляется на основе сочетания частноправовых и публичноправовыхначал.
Стеоретической точки зрения такой подход не вполне обоснован, посколькуэкономика является сложной системой, включающей как горизонтальные, так ивертикальные связи, причем последние частным правом охватываться не могут.
Особое местов проблеме разграничения гражданского и коммерческого законодательства занимаюттак называемые вертикальные отношения, т.е. «предприниматель – орган управления».Эти отношения не регулируются гражданским правом, не регулируются комплексно иадминистративным правом.
Торговаядеятельность регулируется как гражданским, так и торговым законодательством,нормами родственных отраслей законодательства, которые не могут быть жестко разграничены.
Коммерческоезаконодательство, как правило, строится в соответствии с практическимиинтересами, поэтому включает в себя разные по своей отраслевой природе нормы,чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественнымиотношениями (гражданскими, административными и др.) и комплексно урегулироватьих. Коммерческое законодательство по своей природе должно быть определено каккомплексное законодательство, что определяет одно из особенностей его развития.
Российскоекоммерческое законодательство в настоящее время развивается по тому вариантусистематизации, который наиболее близок традициям российской правовой системы.Предпринимательская деятельность регулируются в едином гражданском кодексе иряде специальных нормативных актов, посвященных тем или иным институтамкоммерческого права, что соответствует современной тенденции развитиякоммерческого законодательства.
В современныйпериод развития торгового законодательства, которое отражает потребностивремени, обоснование концепции существования торгового права каксамостоятельной отрасли права, на наш взгляд, лишено актуальности. Кодификацияторгового законодательства возможна лишь на определенном этапе его развития, ноуже сейчас коммерческие отношения настоятельно требуют специального правовогорегулирования./> 
2.Изменения в нормативно-правовой базе, связанные с принятием Федерального закона«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РоссийскойФедерации»/> 2.1 ФЗ «Об основах государственногорегулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Некоторыеважные вопросы правового регулирования внутренней торговли отражены в Федеральномзаконе «Об основах государственного регулирования торговой деятельности вРоссийской Федерации» от 28 декабря 2009 года.
Основной идеей закона, по мнению авторов его проекта, является упорядочениена федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельностина территории России, в целях создания прозрачного и предсказуемого порядкаосуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольнымитребованиями местных властей, а также устранения излишних административныхбарьеров в торговле.
Как отмечалось в пояснительной записке к законопроекту, его стратегическимизадачами является создание условий, позволяющих:
· обеспечитьединство экономического пространства на всей территории страны путем проведенияединой государственной политики и нормативного правового регулирования в сфереторговой деятельности;
· исключитьнеоправданное вмешательство органов государственной власти и органов местногосамоуправления в торговую деятельность хозяйствующих субъектов;
· ограничитьвозможность государственного воздействия на развитие торговой деятельноститолько посредством использования законодательно установленных методоврегулирования;
· определитьроль федеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулированияотношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности;
· обеспечитьбаланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении иисполнении договоров поставки;
· обеспечитьгласность в разработке и принятии мер государственного регулирования торговойдеятельности и доступность информации в данной области;
· сформироватьусловия для развития торговой деятельности, обеспечить равномерное ицивилизованное развитие различных видов, форм и форматов торговой деятельности.
Для реализации указанных задач закон предусматривает:
· созданиеи закрепление понятийного аппарата, используемого для регулирования отношений вобласти торговли;
· закреплениеисчерпывающего перечня методов государственного регулирования в областиторговой деятельности;
· определениеи разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вотношении регулирования торговой деятельности;
· определениепорядка организации торговой деятельности;
· определениепорядка создания саморегулируемых организаций в сфере торговли и их прав;
· установлениеправил заключения и исполнения договоров поставки продовольственных товаров,обеспечивающих баланс интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющихторговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственныхтоваров;
· установлениеперечня недопустимых действий хозяйствующих субъектов, осуществляющихдеятельность в сфере торговли, а также недопустимых действий органовгосударственной власти и органов местного самоуправления в областирегулирования торговой деятельности;
· созданиеусловий для формирования актуальных, достоверных и открытых информационныхресурсов в области торговой деятельности, мониторинга и анализа ситуации,складывающейся в сфере торговли.
В законевпервые после Указа Президента РФ «О свободе торговли» дана классификацияобъектов торговли на виды по их физическим характеристикам (стационарные,нестационарные), совокупному размеру их торговых площадей (крупные, средние,малые), а также в зависимости от ассортимента предлагаемых к продаже товаров(универсальные и специализированные). Здесь указаны формы торговой деятельностипо способам ее осуществления: с использованием торговых объектов или безтаковых; розничная и оптовая торговая деятельность (ст. 8).
Закон делаетакцент на развитии стационарной торговли, предоставляя стационарным объектамупрощенный (уведомительный) порядок государственной регистрации.
Закон незапрещает торговлю вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках,выставках, развозную и разносную торговлю, дистанционные способы продажи товаров,продажу товаров с использованием автоматов и иные формы торговли. При этомхозяйствующий субъект должен быть зарегистрирован в законном порядке, ели иноене предусмотрено федеральным законом (п. 1 ст. 8). Нестационарнаяторговля не запрещается, но ограничивается разрешительным порядком ее регистрации.
Законпредписывает органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать схемыразмещения нестационарных торговых объектов на их территории с учетомнормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Приэтом, по схеме размещения, за субъектами малого и среднего предпринимательствадолжно резервироваться не менее шестидесяти процентов нестационарных торговыхобъектов (п. 4 ст. 10).
Не менееважно ведение реестра торговых объектов на территории субъекта Федерации, чтопозволит не только обеспечить минимальные нормативы торговых площадей, но иусилить государственный контроль за соблюдением участниками торговойдеятельности требований законодательства (ст. 20). Форма торгового реестраи порядок его ведения утверждается Министерством промышленности и торговли РФ.
В торговомреестре должны содержаться сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющихторговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставкутоваров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли натерритории субъекта РФ. Сведения торгового реестра предоставляются физическим июридическим лицам бесплатно.
Органгосударственной власти, формирующий торговый реестр субъекта Федерации, дляцелей государственной статистики ежеквартально предоставляет обобщенныесведения из торгового реестра в Министерство промышленности и торговли РФ.
Субъектам РФразрешено устанавливать в законодательном порядке требования к организациипродажи товаров на ярмарках, действующих на их территориях, с учетом требованийзаконодательства о защите прав потребителей, о санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения, о пожарной безопасности, охраны окружающей среды идругих федеральных законов (ст. 11).
Впервыесделана попытка законодательно урегулировать деятельность «торговых сетей»,которые подавляют конкуренцию и малый бизнес в сфере розничной торговли.
Системаантимонопольного регулирования – главная составляющая нового закона. Этопринципиальная государственная позиция превентивного характера. В законе определенпорог доминирования сетей на рынке услуг розничной торговли установлением размерадоли на соответствующем рынке в пятнадцать процентов. Торговым сетям запрещеноприобретать дополнительные площади в границах субъекта Федерации, если их доляв объеме реализации продукции на территории субъекта Федерации за предшествующийфинансовый год превышает 25 процентов. Сделки, свершенные с нарушением этихправил считаются ничтожными. Контроль за такими сделками осуществляетФедеральная антимонопольная служба РФ (ст. 14).
На нашвзгляд, для торговых сетей должны быть установлены более жесткие ограничения пообъему реализованной продукции в регионе – 15 процентов, как это было в проектефедерального закона о внутренней торговле. Кроме того, необходим специальныйзакон о торговых сетях.
Стихийныепроцессы развития внутренней торговли теперь, отчасти, будут ограниченызаконодательными рамками. Законодатель определил правовые основы отношениймежду главными участниками оптово-розничного рынка продовольственных товаров –розничными торговыми сетями, поставщиками и производителями товаров, гдеоградил последних от негативных практик, часто применяемых торговыми сетями кпоставщикам и производителям.
К таким«практикам» относятся «бонусы» за доступ к сети, навязывание услуг помаркетингу и рекламе, требования о предоставлении информации о договорах сдругими торговыми предприятиями, плата за изменение ассортимента товаров,заниженные цены и другие.
Закон овнутренней торговле запретил включать в цену договора поставки продовольственныхтоваров любые виды вознаграждения за исполнение договора. Законом предусмотренединственный случай, когда торговая сеть имеет право на вознаграждение,включаемое в цену товара – за количество приобретаемых товаров, которое неможет превышать десяти процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Запрещаетсявыплата вознаграждения за приобретение отдельных видов социально значимыхпродовольственных товаров (п. 4, 5 ст. 9).
Определены исроки оплаты продовольственных товаров торговыми сетями, которым товарпредоставляется с условием оплаты через определенный срок, в зависимости отустановленного срока годности таких товаров.
Закон овнутренней торговле во многом является документом прямого действия и пытаетсязащитить поставщиков продовольственных товаров.
Закон такженаправлен на защиту интересов потребителей, так как предусматривает возможностьгосударственного регулирования цен на социально значимые продовольственныетовары первой необходимости, хотя и не предполагает прямого регулирования цен инаценок.
Правоустанавливать предельно допустимые розничные цены на продовольственные товарыпервой необходимости предоставлено Правительству РФ, но при определенныхусловиях и на срок не более 90 календарных дней. Такая мера может действоватьтолько в том случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территориикакого-либо региона рост розничных цен на эти товары составил тридцать и болеепроцентов, что, в общем, оставляет торговым сетям возможность достаточно частоповышать цены, не выходя за установленные законом рамки. Все эти мерысвидетельствуют о косвенном регулировании цен.
По общемуправилу, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность,самостоятельно определяют ассортимент и цены на продовольственные товары (ст. 8).Государственное регулирование цен (прямое регулирование) на отдельные видытоваров и торговых надбавок к ценам на них может быть установлено федеральнымизаконами, а также принятыми на их основе нормативными правовыми актамисубъектов федерации и органов местного самоуправления.
Прямоерегулирование цен на отдельные виды товаров применяется государством как методгосударственного регулирования внутренней торговли и в ныне действующем законодательстве.Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. №239 «О мерах поупорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден переченьпродукции производственно-технического назначения, товаров народногопотребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) навнутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ ифедеральные органы исполнительной власти, но в этом перечне отсутствуютпродовольственные товары.
Среди товаровнародного потребления в перечень включены только водка, ликероводочная и другаяалкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территорииРоссийской Федерации или ввозимая на таможенную территорию РФ.
Этим жепостановлением Правительства РФ утвержден аналогичный перечень продукции,товаров и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов)осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. В этом перечне товары,реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательныхшколах, профтехучилищах, средне-специальных и высших учебных заведениях,продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Законнеоднократно упоминает перечень социально значимых продовольственных товаровпервой необходимости, который в развитие нового федерального закона будетутвержден Правительством РФ.
/>коммерческийзакон право регулирование2.2 Пробелы в нормативно-правовом регулированииторговли и направления его совершенствования
В отличие отэкономически развитых стран с дуалистической системой частного права, где ужестолетие существует мощное правовое обеспечение торгового оборота в видеторговых кодексов или хорошо разработанного торгового законодательства, вРоссии правовая база в сфере торговли еще только складывается. Хотя торговоезаконодательство в России и существует, оно неустойчиво и имеет значительныепробелы в правовом регулировании внутренней торговли.
Правовойстатус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообщеничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьюторов, торговых домов,оптовых, оптово-промышленных, оптово-розничных объединений и других новых формобъединений субъектов оптовой торговли в рамках интеграции и кооперации производства.
Нафедеральном уровне не урегулирован правовой статус и таких особых субъектов,как оптовые ярмарки, промышленно-торговые выставки, оптовые продовольственныерынки, которые считаются организаторами оптового оборота.
Необходимспециальный федеральный закон, который ограничил бы торговлю некоторыми видамитоваров, например, запретил торговлю в киосках алкогольной продукцией итабачными изделиями, установил перечень товаров для внемагазинной торговли,предусмотрел государственное регулирование цен на хлеб, товары массовогоспроса, соль, детское питание. Необходим закон об оптовой торговле.
Федеральныйзакон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности вРоссийской Федерации» во многом носит рамочный характер, прямо регулируетдеятельность торговых сетей и не позволяет устранить все существующие пробелынормативно-правового регулирования торговой деятельности, но, наряду сГражданским кодексом РФ и Законом РФ «О защите прав потребителей», он станетосновой для развития торгового законодательства. Этот закон позволит поддержатьи сегмент малого бизнеса в торговле.
За последнеедесятилетие в России изданы важнейшие законы, определяющие условия коммерческойдеятельности. Новые законодательные и иные нормативные акты существенноизменили регулирование коммерческой деятельности в содержательном отношении.Однако, бурное обновление законодательства привело к некоторым неблагоприятнымпоследствиям.
Если ксередине девяностых годов постоянно принимались новые законы, изменяющие ранеепринятые нормативные акты, то сейчас возникла другая проблема, связанная снеполнотой правового регулирования и некоторой заторможенностью законодательногопроцесса в сфере торговли.
Новый закон овнутренней торговле 2009 года во многом обозначил болевые точки в правовомрегулировании внутренней торговли, прямо урегулировал некоторые вопросы, создавновые правовые нормы, разграничил компетенции в нормативно-правовомрегулировании торговой деятельности и уже послужил импульсом для развитиярегионального торгового законодательства. Также принятие Закона огосрегулировании торговли повлечет за собой как изменения в уже существующихнормативно-правовых актах, так и создание ряда новых документов.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в связи спринятием федерального закона «Об основах государственного регулированияторговой деятельности в Российской Федерации» потребуется внесение изменений в:
1) КоАП РФ – в части установления ответственности за совершение хозяйствующимисубъектами, осуществляющими торговую деятельность, и (или) хозяйствующимисубъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, недопустимыхдействий при заключении и исполнении договоров поставки продовольственныхтоваров;
2) Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общихпринципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» – в части уточненияполномочий органов государственной власти субъектов РФ и определения порядкафинансирования указанных полномочий;
3) Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. №271-ФЗ «О розничныхрынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» – в частиуточнения регулирования порядка организации ярмарок и осуществления торговойдеятельности на них.
Всоответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г.№ВЗ-П13–219 Минпромторгу России, федеральным органам исполнительной властипоручено до 15 февраля 2010 года внести в Правительство Российской Федерациисогласованный перечень мероприятий необходимых для реализации положений Федеральногозакона.
В связи свышеизложенным планируется в установленные сроки разработать следующиедокументы.
1) Проектфедерального закона «О внесении изменений в законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах государственногорегулирования торговой деятельности в Российской Федерации»:
1. №184-ФЗ от6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации»;
2. №131-ФЗ от6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации»;
3. №271-ФЗ от30 декабря 2006 г. «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовойкодекс Российской Федерации»;
4. №195-ФЗ от30 декабря 2001 г. «Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях».
2) Проектыпостановлений Правительства Российской Федерации, утверждающие:
1. Методикурасчета и порядок установления субъектами Российской Федерации нормативовминимальной обеспеченности населения площадями торговых объектов.
2. Порядоквключения в схему размещения нестационарных объектов, расположенных наземельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственнойсобственности.
3. Переченьотдельных видов социально значимых продовольственных товаров первойнеобходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них.
4. Переченьотдельных видов социально значимых продовольственных товаров, по которым недопускается выплата вознаграждения в связи с их приобретением хозяйствующимсубъектом, осуществляющим торговую деятельность.
5. Порядоксоздания системы государственного информационного обеспечения в областиторговой деятельности и обеспечения ее функционирования.
6. Методикурасчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъектаРоссийской Федерации, в том числе в границах города федерального значенияМосквы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городскогоокруга в денежном выражении за предыдущий финансовый год и определения долиобъема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющимрозничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (заисключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организациипотребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориальногообразования в денежном выражении за предыдущий финансовый год.
3) ПриказыМинпромторга России, утверждающие:
1. Методическиерекомендации по разработке программ регионального развития торговойдеятельности.
2. Переченьинформации, подлежащей обязательному размещению и обновлению на официальныхсайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в областиторговой деятельности.
3. Единуюформу торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах,осуществляющих торговую деятельность, и состояние торговли на территориисубъекта Российской Федерации, порядок его формирования и порядок предоставленияинформации, содержащейся в торговом реестре./> 
Заключение
Документопределяет права и обязанности торговых сетей при заключении договоров поставкипродовольственных товаров, перечисляет недопустимые действия по отношению кпоставщикам, оговаривает возможность регулирования торговых наценок и цен./>Закономустанавливаются барьеры для применения разнообразных негативных практик вовзаимоотношениях между торговлей и поставщиками. Также закон упорядочиваетсроки расчетов за поставленный товар.
Подводяитоги, следует отметить, что закон о регулировании торговой деятельности в РФявляется лишь первой ступенью на пути создания единой нормативно-правовой базыдля регулирования стремительно развивающейся торговой деятельности в России иоставляет возможность для его дальнейшего совершенствования.
/>Литература
1.КонсультантПлюс: Аналитический обзор от 9 февраля 2010 года.
2. Федеральный закон «Обосновах государственного регулирования торговой деятельности в РоссийскойФедерации» от 28.12.2009 г. №381-ФЗ./>3. Трацевская В.А. Вступил в законную силу закон орегулировании торговой деятельности // Список статей, раздел «Юридическаяпрактика». [Электронный ресурс]. URL: lawfirm.ru/article/index.php? id=666 (датаобращения: 5.03.10)/>4. Тезисы выступления директора Департаментагосударственного регулирования внутренней торговли Минпромторга России ОлегаСазанова на XV Международном саммите продовольственного бизнеса в России (FoodBusiness Russia2010) // Новости [Электронный ресурс]. URL: www.minprom.gov.ru/activity/trade/news/48(дата обращения: 5.03.10)
5. Госдума все-такиодобрила скандальный закон о торговле // Новости РБК, рубрика «Экономика»[Электронный ресурс]. URL:
top.rbc.ru/economics/18/12/2009/355380.shtml(дата обращения: 5.03.10)
6. Наталья Барановская.Регуляторы споткнулись о порог // Российская Бизнес-газета 2009, №726(42), С 14–15
/>7. Комментарий кФедеральному закону от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ «Об основахгосударственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный) //[Электронный ресурс]. URL:gov.cap.ru/home/24/sait/potrebrynok/komment.doc
8. Черепанова И.В. Инновационныеподходы в правовом регулировании внутренней торговли в Российской Федерации //Экономические и экологические проблемы в меняющемся мире: Сборник материалов Международнойнаучно-практической конференции. – Омск, 2009, с. 277–279