Курсовая работа
покоммерческому праву
Тема: «Нормативно-правовой и договорныйпорядок урегулирования споров»
Выполнила
студентка 4-гокурса
юридическогофакультета
группы
Преподаватель:
2005
П л а н :
1. Введение……………………………………………………………………….3
2. Нормативно-правовой характер урегулирования споров………………….4
3. Договорный порядок…………………………………………………………10
4. Различия и преимущества………………………………………………..….15
5. Заключение……………………………………………………………….……17
1. ВведениеМожно с большой долейуверенности сказать, что в основе практически любого спора (а спор – этопротивопоставление позиций спорящих сторон, участников этого спора) лежитэкономический интерес.
Любой спор о праве – это в тойили иной мере экономический спор, хотя, разумеется, есть из этого правиланемало исключений. Но это – самый широкий взгляд на то, что такое экономическийспор. Здесь же под экономическими спорами понимаются те споры, которыеразрешает (призван разрешать) государственный – арбитражный – суд сегодняшнейРоссии, и даже уже – лишь те, которые принято обозначать как споры, вытекающиеиз гражданско-правовых отношений. Цельданной курсовой работы: 1.рассмотреть нормативно-правовой характер урегулированияспоров,
2. договорныйпорядок урегулирования споров,
3. различия ипреимущества между ними.
2. Нормативно-правовой характерурегулирования споров
Спецификапредпринимательского права, правового регулирования предпринимательскойдеятельности, а также предпринимательского законодательства находит выражение всочетании, взаимодействии частноправовых и публично-правовых интересов,частноправовых и публично-правовых средств, частноправовых и публично-правовыхотношений.
В этом и заключаютсяособенности предпринимательского права, правового регулированияпредпринимательской деятельности с точки зрения деления права на частное ипубличное.Интересныесоображения в этом плане применительно к хозяйственномуправу высказаны В.К. Мамутовым: «Для содержания норм хозяйственного правахарактерно сочетание элементов публично-правового и частноправового характера.Такое различение норм носит эвристический, научно-классификационный характер,что не является отражением отраслевой структуры системы права изаконодательства. Публично-правовые и частноправовые начала используются вразличных отраслях права и законодательства.
При этом дискуссионносамо понятие частного права в применении к экономическим реалиям, ибо право,обеспечивая сочетание публичных и частных интересов, само выступает во многихслучаях в роли публичного инструмента»[1].
Данный выводподтверждается содержанием нормативных актов, которые регулируют отношения вразличных сферах предпринимательской деятельности.
В качестве примераприведём регулирование отношений, связанных с эмиссией ценных бумаг. Закон «Орынке ценных бумаг» определяет эмиссию как последовательность действий эмитентапо размещению ценных бумаг, которая включает:
· принятие решенияо размещении эмиссионных ценных бумаг;
· утверждениерешения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
· государственнуюрегистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
· размещениеэмиссионных ценных бумаг;
· государственнуюрегистрацию отчёта об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг[1].
При необходимостирегистрации проспекта ценных бумаг процедура дополняется несколькими этапами.
Из всех перечисленныхдействий, связанных с эмиссией ценных бумаг, лишь при размещении используетсячастноправовое средство регулирования – договор.
Во всех остальных случаяхприменяются публично-правовые средства регулирования предпринимательскихотношений: принятие решения, регистрация, раскрытие информации.
В соответствии со статьёй5 ФЗ «О защите прав и законных
интересов инвесторов нарынке ценных бумаг»[2]запрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форменеограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошёлгосударственную регистрацию, и т. д.
Предпринимательскийоборот, по существу представляющий собой совокупность гражданско-правовыхсделок в сфере предпринимательской деятельности, не может в большинстве случаевосуществляться без использования публично-правовых средств и форм.
Следует также отметить тообстоятельство, что государство в лице его органов оказывает воздействие нетолько в целом на договор в той или иной сфере предпринимательской деятельности,но и на отдельные его условия, в частности на условие о цене договора.
Так, Госкомитет РФ построительству и жилищно-коммунальному комплексу своими документамиустанавливает цены на проектные и изыскательские работы для строительства насоответствующий период времени и т. д.
В ряде случаев закон содержит прямое указание на то,что сторонами определённых договоров могут быть лишь субъектыпредпринимательства в определённых организационно-правовых формах.
Так, согласно пункту 3статьи 1027 Гражданского Кодекса Российской Федерации, сторонами по договорукоммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане,зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Аналогичное правилопредусмотрено в норме пункта 2 статьи 1041 Гражданского Кодекса РоссийскойФедерации, где сказано, что сторонами договора о совместной деятельности,заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут бытьтолько индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Таким образом,некоммерческие организации вообще не имеют права заключать указанные договоры.
Показательным в данномслучае является пример из арбитражной практики.
Акционерное обществообратилось в арбитражный суд с иском к научно-исследовательскому институту опризнании недействительным договора о совместной деятельности по сооружению иэксплуатации платной стоянки, которая должна в дальнейшем использоваться дляосуществления предпринимательской деятельности.
Арбитражный суд искудовлетворил, указав, что наличие у некоммерческой организации праваосуществлять предпринимательскую деятельность в случаях, указанных в п. 3 ст.50 ГК РФ, не меняет характер такой организации как некоммерческой.
Поэтому в силу прямогоуказания закона учреждения как некоммерческие организации не могут бытьучастниками договора о совместной деятельности, заключённого для осуществленияпредпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК РФ)[1].
До недавнего временинеобходимым условием реализации права предпринимателя на обращение с иском варбитражный суд являлось соблюдение претензионного порядка урегулированияспоров.
Спор мог быть передан нарассмотрение арбитражного суда лишь после принятия сторонами мер понепосредственному урегулированию спора в установленном порядке (за исключениемтребований организаций и граждан-предпринимателей о признании недействительнымиактов государственных и иных органов, об обжаловании отказа в государственнойрегистрации организации и т. д.).
В настоящее времяПоложение о претензионном порядке урегулирования споров, утверждённоеПостановлением Верховного Совета РФ от 24.06.1992г., признано утратившим силу,а досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен лишьдля отдельных категорий споров.
Если федеральным закономдля определённой категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор можетбыть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).
Обязательный досудебный(претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, ФЗ «Освязи»1,«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2, «О почтовой связи»3 и т. д.
Доказательствомсоблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ,подтверждающий её направление ответчику.
При претензионном порядкеурегулирования споров кредитор обязан предъявить к должнику требования(претензию) об исполнении лежащих на нем обязанностей, а должник дать на нееответ в установленные сроки.
При полном или частичномотказе должника от удовлетворения претензии или неполучения от него ответа вустановленный срок кредитор вправе предъявить иск.
Обратим внимание, что довведения в действие нового АПК РФ 2002г. понятие «досудебный порядокурегулирования споров» по сути отождествляется с понятием «претензионныйпорядок разрешения споров».
Теперь АПК РФ 2002г. под«досудебным» понимает не только претензионный, но и иной порядок урегулированияспоров, который может быть предусмотрен, например, договором.
Под «иным» порядкомследует понимать урегулирование спора, скажем, путем переговоров, обменаписьмами, телеграммами и другими документами, реализацию прочих согласительныхпроцедур.
Соблюдение какпретензионного, так и иного досудебного порядка урегулирования споров в случаях,когда соблюдение данного порядка обязательно, при обращении с исковымзаявлением в арбитражный суд должно быть подтверждено документально.
Под иском в гражданскомсудопроизводстве понимается юридическое средство защиты нарушенного илиоспариваемого права или охраняемого законом интереса, обращенное к судутребование вынести решение о признании судом субъективного права истца и оприсуждении ответчика к совершению определенных действий или воздержанию отнеправомерных действий (например, о возврате имущества из чужого незаконноговладения, возмещения убытков, устранения препятствий к пользованию имуществом),либо о подтверждении судом наличия или отсутствия определенного гражданскогоправоотношения между истцом и ответчиком (например, о признании сделкинедействительной), либо об изменении или прекращении правоотношения между ними(например, о расторжении брака, договора).
3.Договорный порядок
Рассмотрим договорный порядокурегулирования споров в сфере предпринимательской деятельности.
За альтернативными способамиурегулирования конфликтов – большое будущее. Относится это и к тем конфликтам,которые именуются экономическими спорами.
Российские предприниматели дляразрешения возникающих между ними споров экономического характера вправеобращаться не только в государственные судебные органы. Все большую роль впредпринимательской сфере начинают приобретать альтернативные формы защитынарушенного права, к которым, в частности, и относится третейское судебноеразбирательство.
Тому есть много причин, и однойиз них является бурный и стабильный рост числа дел, поступающих и разрешаемыхарбитражными судами России: ежегодно этот рост составляет 20-25 процентов, в1999 г. арбитражные суды страны рассмотрели дел в 2 раза больше, чем в 1995 г.
Тенденция, нужно сказать,устрашающая, и помочь здесь, причем весьма эффективно, способны именнотретейские суды[1].
Третейские суды бываютсамых различных видов и предназначений, классифицировать их можно по множествукритериев.
Третейские суды бываютмеждународными и действующими в «рамках» одного государства; предназначеннымидля разрешения споров исключительно между гражданами, между гражданами июридическими лицами либо исключительно между коммерческими структурами,являющимися юридическими лицами, как бы они ни назывались; постояннодействующими (институциональными) и разовыми, создаваемыми для разрешенияконкретного спора; легальными, действующими на основе и в соответствии ссоответствующим законодательством, и нелегальными, в основном – криминальными,и т. д.
Различать их можно и по сфередеятельности – бытовой, предпринимательской, аграрной, банковской и пр.; и поюрисдикции – специализированные или универсальные; и по территории деятельности– международные, общероссийские, межрегиональные, местные (районные игородские); и в зависимости от их организационно-правовых форм; и с учетом того– состоят ли они при ком-то (при торговом доме, например) либо онисамостоятельны, и т.д. и т. п.
Но появились они не вчера и неиз ниоткуда.
Само третейскоеразбирательство как форма разрешения разнообразных споров старо как мир.Третейский способ урегулирования споров широко практиковался в древнем мире,причем уже тогда закладывалось правило – третейский суд должен быть максимальнопосторонним для обеих спорящих сторон.
Так, Гуго Гроций, со ссылкойна Ксенофонта (афинянин, 430–355 гг. до н.э.), писал, что «Кир избрал себе иассирийскому царю третейским посредником индийского принца», а со ссылкой наДиодора Сицилийского (древнегреческий юрист I века до Н. Э.) писал: «В споремежду афинянами и мегарянами о Саламине были избраны трое судей-лакедемонян».
Первоначальной правовойосновой образования третейских судов по разрешению хозяйственных споровнынешнего этапа правового регулирования организации и деятельности третейскихсудов по разрешению экономических споров (разумеется, этапизация истории здесьвесьма условна, но автор склонен считать именно так) послужило
Постановление СоветаМинистров СССР от 23 июля 1959 г. «Об улучшении работы государственногоарбитража», в котором было предложено использовать одну из новых формпривлечения общественности к разрешению хозяйственных споров по отдельнымкрупным и сложным делам между предприятиями, организациями и учреждениями.
Ограничение,установленное законодателем о рассмотрении третейскими судами лишь отдельныхкрупных и сложных дел, было продиктовано стремлением оградить общественный судот использования его для разрешения различного рода мелких, не имеющихсерьезной основы споров, которые могут быть урегулированы самимизаинтересованными сторонами.
Но во Временных правилахрассмотрения хозяйственных споров третейским судом, утвержденных ГосарбитражемСССР 31 августа 1960 г. (у Госарбитража, как известно, кроме функции поразрешению хозяйственных споров, была и функция нормотворческая), указания осложных и крупных делах уже не содержалось, отмечалось, что на разрешениетретейских судов могут быть переданы «отдельные хозяйственные споры повзаимному согласию сторон».
Позже деятельностьтретейского суда для разрешения хозяйственных споров стала регулироватьсяутвержденным постановлением Госарбитража СССР от 30 декабря 1975 г. № 121Положением о третейском суде для разрешения хозяйственных споров междуобъединениями, предприятиями, организациями и учреждениями.
Специальные принципытретейского разбирательства экономических споров содержались в ст. 7 «Право наобращение в третейский суд и к посреднику» Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. «Обарбитражном суде».
Сегодняшний же деньтретейского разрешения экономических споров в России может быть охарактеризовани сегментирован наличием трех – в реалии (опять же – это авторская позиция) –видов третейских судов: внутригосударственного легального, международногокоммерческого и криминального.
Даже между деловымипартнерами, которые уже много лет успешно сотрудничают друг с другом, можетвозникнуть конфликт (допустим, из-за грубого нарушения одной из сторон условийдоговора). Существует несколько вариантов разрешения этого конфликта[1].
Нередко в договоре сторонуказывается, что в случае конфликта спор должен рассматриваться в определенномсторонами арбитражном суде. Для этого фирма-истец обращается с иском варбитражный суд, предварительно уплатив государственную пошлину.
Однако из-зазагруженности отечественной судебной системы разбирательство может длитьсямесяцами, а иногда и годами.
Очень распространенаситуация (особенно для давних партнеров, не конфликтовавших ранее), когдастороны вообще не оговорили процедуру разрешения конфликта: о том, как и где,будут рассматриваться споры, не было заключено никакого дополнительногосоглашения или это не оговаривалось в действующих договорах.
В этом случае большинствопредприятий также обращается в арбитражный суд.
Но есть и другой способразрешения спора.
Стороны могут заключитьтретейское соглашение. Оформить третейское соглашение можно как довозникновения конкретного спора, так и после этого.
В нем оговаривается, чтостороны передают на рассмотрение третейского суда конкретный спор, определенныекатегории споров или все споры, которые возникли или могут возникнуть междуними.
Третейскоесоглашение обязательно должно быть заключено в письменной форме: оно оформляется либо отдельнымдокументом, подписанным сторонами, либо специальным положением в договоре.Также считается, что стороны заключили третейское соглашение, если ониобменялись письмами и сообщениями по телетайпу, телеграфу, факсу илиэлектронной почте о том, что они передают дело в третейский суд.
После принятия судебногорешения в 15-дневный срок каждой из сторон передается экземпляр решения,подписанный третейскими судьями. Решение вступает в силу в указанный в немсрок. Если срок не установлен, то оно вступает в силу немедленно. Если стороныне исполнили решение третейского суда добровольно в установленный срок, то оноисполняется принудительно по правилам исполнительного производства.
Для этого выигравшая делосторона должна обратиться с заявлением, в арбитражный суд по месту нахождениятретейского суда и уплатить государственную пошлину.
Сделать это можно втечение трех лет (отсчет начинается со дня окончания срока для добровольногоисполнения решения, который установлен в решении третейского суда).
Рассмотрим пример спораиз судебной практики. Предприниматель Кононенко С. В. обратился в Арбитражныйсуд Астраханской области с иском к ОАО о взыскании 69.636 рублей убытков в виденеполученных доходов, возникших вследствие препятствий в пользованииарендованным помещением, созданных арендодателем, и 50 тыс. рублей компенсацииза совершение действий, порочащих его деловую репутацию.
Решением от 17.02.1999 виске отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. Федеральныйарбитражный суд Поволжского округа постановлением от 20.05.1999 изменил решениеи взыскал с ОАО 69.636рублей убытков. В остальной части решение оставлено без изменения.
В протесте предлагаетсяназванные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотренииспора необходимо исследовать вопрос, являются ли действия ответчика по снятиювывесок и опечатыванию кабинета нарушением прав гражданина-предпринимателя иусловий договора аренды, а если являются, то имеется ли причинная связь междуэтими действиями и убытками истца (неполученными доходами) в заявленной ковзысканию сумме[1].
4.Различия и преимущества
Рассмотрим преимуществатретейского разбирательства
До того как третейскийсуд вынес решение по делу, у истца есть возможность изменить илиуточнить исковые требования – как требования, которые он предъявил в суд (например,взыскание санкций за нарушение условий договора поставки), так и основание иска(обстоятельства, на основании которых он подал свое обращение в суд). Чтобыувеличить сумму иска в третейском суде, не нужно дополнительно уплачиватьгоспошлину, как в арбитражном суде (п. 2 ст. 102 АПК РФ).
Довынесения решения третейским судом ответчик вправе изменить или дополнить своивозражения против иска (п. 5 ст. 23 Закона).
Вкачестве судей стороны могут выбрать квалифицированных специалистов, мнениюкоторых доверяют. Соблюдается конфиденциальность: обеспечивается соблюдениекоммерческой тайны, так как разбирательство носит закрытый характер.
В арбитражном судеразбирательство открытое. Решения арбитражных судов с указанием конкретныхучастников споров можно без проблем найти в любой информационно-правовой базе. Деларассматриваются оперативно: в третейском судопроизводстве нет апелляционной,кассационной и надзорной инстанций, и спор по существу и окончательноразбирается лицами, входящими в состав третейского суда.
Сама процедурапроцессуального разбирательства проста: по договоренности сторон можно избежать многихпроцедур, обязательных при проведении арбитражного суда, например вызовасвидетелей и т. п. (хотя в этом есть и определенные недостатки, о чем будетсказано ниже).
Решениетретейского суда является окончательным (если это условие указано в третейском соглашении). Размеруплачиваемого за проведение разбирательства сбора, как правило, существеннониже размера государственной пошлины, подлежащей уплате по делу, разрешаемому арбитражнымсудом.
3. ЗаключениеИтак,мы рассмотрели нормативно-правовой характер урегулирования споров, договорныйпорядок урегулирования споров, а также различия и преимущества между ними.Извсего вышеизложенного можно сделать вывод, что принцип состязательности втретейском суде реализуется намного активнее, чем в арбитражном: у сторонбольше возможностей отстаивать свою правоту, создавать доказательственную базу,участвовать в исследовании доказательств. Притретейском разбирательстве стороны сами строят весь процесс, начиная с выборасудей (что немаловажно). В результате стороны могут гораздо легче достичькомпромисса, заключить мировое соглашение.
По порядку формированиятретейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споровтретейский суд существенно отличается от арбитражного.
Характерной чертойтретейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности,стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей исогласовать процедуру их назначения.
При несоблюдениидосудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определённогозаконом или договором, иск оставляется без рассмотрения.
На третьих лиц,заявляющих самостоятельные требования на предмет иска, обязанность соблюдениятакого порядка не распространяется даже тогда, когда он предусмотренфедеральным законом или договором для данной категории споров.