Нормативно-правовой контекстинвалидности
В 1948 году была принятаВсеобщая Декларация прав человека. Исходя из этого универсального иобщепризнанного документа, дети обладают всеми правами человека. Статья 1Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинствеи правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению другк другу в духе братства». Здесь основным является отражение принципаравноправия всех членов человеческого сообщества, взрослых и детей,подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.
Декларация прав ребенка,принятая в 1959 году, гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна бытьобеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятныеусловия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно,нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы идостоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно бытьнаилучшее обеспечение интересов ребенка».
Еще один важныймеждународный документ – Конвенция о правах ребенка – был принят ГенеральнойАссамблеей ООН в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года. Согласно Конвенции дети имеютправо на равенство перед законом, право на юридическую защиту, право наразвитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право навоссоединение со своей семьей, на выражение мнения, на информацию, на свободуобъединения, право на личную жизнь, право на доступ к достоверной информации,право на образование.
Необходимо упомянуть ст. 23Конвенции о правах ребенка, которая признает право детей с ограниченнымивозможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют ихдостоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают их активноеучастие в />/>жизниобщества. Дети, имеющие особенности развития, должны иметь возможностьучаствовать в общественных мероприятиях. Например, приглашение переводчика наязык жестов позволит глухим посещать спектакли и представления. Слепым детям идетям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата важно помочьдобраться, обеспечить транспорт.
Дети с ограниченнымивозможностями, как и остальные дети, имеют равные права на защиту, если ихправа нарушаются родителями или опекунами. Они имеют право на особое вниманиереабилитационных служб и на получение хорошего образования. Право на здоровье имедицинские услуги заключается в том, что они могут беспрепятственнопользоваться медицинскими услугами для реабилитации или профилактики.
/>В Конвенции отмечается, что права ребенка должны соблюдатьсявнутри семьи, которая признается естественной средой для роста и благополучиядетей. Государства, принявшие этот документ, обязались уважать права иобязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих непосредственнуюответственность за благополучие, воспитание и развитие ребенка, так как дляполного и гармоничного развития ребенку самой природой предназначено расти всемье, в атмосфере доброжелательности, любви и понимания.
/>С разной степенью интенсивности в современных обществахвытесняются идеи сегрегации инвалидов и распространяются идеи интеграции иассимиляции, призывающие включать людей с ограниченными возможностями вповседневную жизнь общества, создавая условия для их полноценной жизни.
Основные критерии развитой политикигосударств в отношении инвалидов:
· наличие официально признанной политики в отношении инвалидов;
· наличие специального антидискриминационного законодательства вотношении инвалидов; судебные и административные механизмы реализации правинвалидов;
· наличие неправительственных организаций инвалидов;
доступ инвалидов креализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, насоздание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а такжеполитических прав наличие безбарьернойфизической и социальной среды. По мнению экспертовООН, в большинстве стран для социальной защиты инвалидов используется общеезаконодательство, т.е. на инвалидов распространяются права и обязанностиграждан государства. Эксперты ООН считают, что специальное законодательство,обеспечивающее равный доступ инвалидов к общему законодательству, являетсяболее сильным юридическим инструментом. Россия сочетает общее и специальноезаконодательство. Общее законодательство не дискриминирует инвалидов, пожалуй,в некоторых отношениях оно, скорее, страдает излишней мягкостью.
Реализация прав инвалидовпредполагает наличие:
• законодательной основы и институциональной базы в области решенияпроблем инвалидности;
• возможности отстаивания своих прав как в крупных городах, так и внебольших, на сегодняшний день утверждать о равнодоступности к системе судебнойи административной ответственности невозможно;
Например, по отношению кинвалидам с психическими расстройствами. Закон РФ №3185–1 от 2 июля 1992 г.«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» являетсяодним из самых либеральных законов в мире в отношении лиц, страдающихпсихическими расстройствами.
• />/>правна специальную помощь для реализации своих прав в суде. Права инвалидатруднореализуемы из-за тяжелого положения инвалида и его семьи, особенно сложносвои права отстаивать инвалидам с тяжелыми формами заболеваний. Инвалидыограничены в передвижении, а учреждения судов и исполнительных органов для нихиногда просто недоступны;
• развернутой системы информирования о правах. Источники информациине являются обязательными и релевантными, поэтому информация часто носитслучайный и не всегда достоверный характер. Инвалид не всегда уверен в своихправах.
Основными правами, которыедолжны быть гарантированы инвалиду и на основе которых определяется степеньсоответствия национальной политики государства международным стандартам,являются права на образование и труд, на вступление в брак, на родительство,право обращения в суд, право на неприкосновенность частной жизни исобственности, а также политические права.
Сегодняшние российскиезаконодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченнымивозможностями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым вовсем мире. И хотя люди с ограниченными возможностями, а также их семьипо-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другимилюдьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение кинвалидам постепенно изменяется, пройдя путь от невнимания и отвержения допринятия и признания их прав, достоинства и полноценного участия в жизниобщества. Принятие 20 июля 1995 года Государственной Думой Закона «О социальнойзащите инвалидов в РФ», разработка проекта Закона РФ «О специальномобразовании», создание реабилитационных центров – все это говорит обизменяющейся социальной политике.
Законы об инвалидах в РФ Федеральныезаконы и постановления
• федеральный закон«О внесении изменений и дополнения в статью 16 Закона Российской Федерации «Обобразовании» №102-ФЗ от 20 июля 2000 г.
Федеральный закон «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ (с изменениями от24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9июня, 8 августа, 29 декабря, 30 декабря 2001 г.) от 24 ноября 1995 г.
в ПостановлениеПравительства Российской Федерации «Об утверждении порядка воспитания иобучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательныхучреждениях» №861 от 18 июля 1996 г.
• Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлениибесплатного социального обслуживания и платных социальных услуггосударственными социальными службами» №739 от 24 июня 1996 г.
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по профессиональнойреабилитации и обеспечению занятости инвалидов» №394 от 25 марта 1993 г.
Федеральный закон «Одополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихсябез попечения родителей» №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г.
Федеральный закон «Обосновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998 г.
Федеральный закон «Обосновах социального обслуживания населения в Российской Федерации» №195-ФЗ от10 декабря 1995
• />Постановление Правительства Российской Федерации «Об обеспеченииформирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от 12августа 1994 г.
• Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РоссийскойФедерации» №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
• Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечениюгосударственной поддержки инвалидов» №1011 от 1 июля 1996 г. (сизменениями от 27 апреля 2000 г.)
• />Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационномобеспечении проблем инвалидности и инвалидов» №802 от 27 июля 1992 г.
Отраслевые нормативные акты
• Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «Опенсионном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержании»№1–6-у от 23 июня 1995 г.
• Постановление Министерства труда «Об утверждении примерногоПоложения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» №42 от 14 декабря1996 г.
• Приказ Министерства образования «О реализации решения коллегии от15 мая 2001 г. №10 «Об опыте работы вузов России по обеспечениюдоступности высшего профессионального образования для инвалидов»» №2417 от18.06.2001 г.
• Приказ Минобразования РФ «Об утверждении положения о службепрактической психологии в системе Министерства образования РоссийскойФедерации» №636 от 22 октября 1999 г.
Письмо Минобразования РФ «Обусловиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессиональногообразования» №27/502–6 от 25 марта 1999 г.
Постановление Министерстватруда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций поорганизации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центрсоциальной помощи семье и детям»» №52 от 19 июля 2000 г.
Разъяснение Минтруда РФ иФонда социального страхования РФ «О порядке предоставления и оплатыдополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну,попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» №3/02–18/05–2256 от 4 апреля 2000 г.(утв. постановлением Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ №26/34 от 4апреля 2000 г.) Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Методическихрекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центровграждан пожилого возраста и инвалидов» №29 от 27 июля 1999 г.
Постановление Минтруда РФ «ОРекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских(общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения» №44 от 29октября 1998 г.
Приказ Минздрава РФ иМинтруда РФ «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет наосвидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы» №50/18 от 25 февраля1998 г.
Постановление Минтруда РФ иМинздрава РФ «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемыхпри осуществлении медико-социальной экспертизы» №1/30 от 29 января 1997 г./>Постановление-приказ Минтруда РФ, МинздраваРФ и Минобразования РФ«Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении» №21/417/515от 23 декабря 1996 г.
Приказ Минобразования РФ иМинздравмедпрома РФ «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11(12) классов общеобразовательных учреждений» №268/146 от 18 июля 1994 г.
Постановление Минтруда РФ «Оперечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми даетинвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональныхрынках труда» №150 от 8 сентября/>.