Институтправа и предпринимательства АГТУ
Курсовая работа на тему
«Нормативные акты и их действие»
по дисциплине «Теория государства иправа»
Выполнила: Зарочинцева Н. С.
Архангельск
— 2005 –
Ведение.
тптпрьрпь
1. Нормативно-правовой акт как основной источник права.
Если исходить изобщераспространенного термина «источник», то сфере права под ним нужно пониматьсилу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства,которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений ипринимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим источником права следует также признать форму выражениягосударственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства.С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки:общеобязательность, общеизвестность и пр.
Представления об источниках права, так же как и об их видах, никогда неоставались неизменными. Одни из них (правовой обычай, нормативно-правовой акт,прецедент, договор) сохранились в правовых системах, другие бесследно исчезлиили, утратив практическую значимость, имеютв настоящее время лишь историческую ценность (например, в отдельные периодыисточниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а такжедеятельность юристов).
Сейчас в теории выделяют четыре вида источников права: нормативный акт,судебный прецедент, санкционированный обычай и договор.
В любом современном обществе источники права упорядочены, но вместе стем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконноготворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, можно говорить осовокупности нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенныйправовой режим.
В соответствии с темой данной курсовой работы, подробно остановимся лишьна рассмотрении нормативно-правового акта, который является основным источникомправа во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:
а) Нормативный акт может быть изданоперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстрореагировать на социальные процессы.
б) Нормативные акты, как правило,определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поискнужного документа для применения и реализации.
в) Нормативные акты позволяют точнофиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику ине допускать произвольного толкования и применения норм.
г) Нормативные акты поддерживаются иохраняются государством. В случае нарушения положений нормативных актовнарушители преследуются и наказываются на основании закона.
Все источники права могут быть разделены на две группы:нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) ииные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебныепрецеденты и решения). В данном случаенормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означаетлишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правилаповедения, установленные государством.
Нормативно-правовые акты:
— дифференцированы, посколькумеханизм государства имеет разветвленную структуру органов с определеннымиправотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которыереализуются с помощью издания юридических актов. Примером может ;
— иерархизированы (при ведущей роликонституции государства), так как эта система строится на основе разновеликойюридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятсяв зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить. Например, ;
— конкретизированы по предметурегулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которыхсодержатся в источниках (…..).
Таким образом, мы подошли к определению нормативного правового акта.Нормативный правовой акт – это официальный документ, созданный компетентными органамигосударства и содержащий общеобязательные юридические нормы.
Из приведенного определения напрямую следуют и основные признакинормативно-правового акта, а также их классификация, о чем и будет идти речь вследующей главе.
2. Нормативно-правовой акт как внешнее выражение правовых норм.
Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешнимвыражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболеераспространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуютследующие признаки:
— издается компетентными органамигосударства или в соответствии с конституцией принимается непосредственнонаселением путем референдума;
— содержит нормы права,устанавливает, отменяет или изменяет их;
— обладает юридической силой,охраняется и обеспечивается государством;
— имеет вид письменного документа сустановленной структурой и необходимыми атрибутами;
— носит легитимный характер.
Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи междузаконодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правовогорегулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкостьизложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность истабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране.
Нормативные правовые акты подразделяются:
— по субъектам правотворчества наакты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органовисполнительной власти (указы, постановления, приказы);
— по юридической силе – назаконодательные и подзаконные:
— по степени систематизации – напростые и кодифицированные;
— по сфере действия – на федеральные,акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, локальныенормативные акты;
— по времени – на постоянные ивременные.
Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеютструктуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурнымэлементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьизависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развитияотрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степениразвитости юридической техники и технологии.
В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитываяединство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, в этом случае можноговорить о том, что в статье присутствуют либо все три элемента (гипотеза,диспозиция и санкция), либо только один (два), а остальные требуют выявлениялогическим путем. Но так или иначе по объему и содержаниюгосударственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта)совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этомудолжен постоянно стремиться законодатель.
Второй вариант – включение нескольких норм в одну статью закона. Например,
Третий вариант предполагает расположение одной нормы в несколькихстатьях. Так, ….
3. Иерархическая система нормативно-правовых актов Российской Федерации.
В Российской Федерации нормативно-правовой акт, в сущности, являетсяединственным источником права. Судебного прецедента нет (но роль юридическойпрактики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. Как уже отмечалосьв главе ХХХ, нормативно-правовыеакты иерархизированы, в общем виде для случая Российской Федерации эту системуможно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств иведомств.
Особую группу образуют международные договоры и нормативные акты органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Порядок опубликования и условия вступления в силу нормативно-правовыхактов.
Рассмотрим подробнее перечисленные в предыдущей главе видынормативно-правовых актов:
1) Конституция Российской Федерации является основой всегозаконодательства России. Верховенство ее определяется следующим:
— Конституция принята на референдуме(12 декабря 1993 г.) в результате свободного волеизъявления всего народа;
— Конституция устанавливает основныеначала, принципы, нормы общественного и государственного строя;
— Конституция содержит переченьосновных прав человека и фиксирует структуру и компетенцию высших органовгосударственной власти и управления;
— Конституция принимается, изменяетсяв результате соблюдения усложненной процедуры правотворчества.
Текст Конституции состоит из 137 статей, содержащих нормы, относящиеся кразличным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы,определяющие компетенцию высших органов государства по изданиюнормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядокпринятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104-108), и некоторыедругие. К примеру,
2) Федеральныезаконы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, затемпередаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считаетсяодобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членовэтой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СоветомФедерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правомзаконодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцатидней и обнародовании.
Особая группа федеральных законов – конституционныезаконы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ иотличаются особым порядком принятия – требуется ¾ голосов от общегочисла членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого,например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простымбольшинством голосов
Закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральныхконституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собранияот 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда онбыл утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционногозакона – день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке,установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные и федеральные законыподлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписанияПрезидентом РФ.
Для всех видов законов официальной является публикация их полного текстав «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силуодновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти днейпосле их официального опубликования, если в самом законе не установлен инойпорядок вступления его в силу.
В соответствии сКонституцией РФ субъекты Федерации (республики, края, области,автономная область, автономные округа и города федерального значения) повопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование,включая принятие законов. Такиезаконы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляетсяпринцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всегогосударства.
Правовое регулирование в Российской Федерации только законами неисчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента,Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е.подзаконными актами.
3) Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент– глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовыеакты (указы) занимают следующее после законов место и обязательны дляисполнения на всей территории Российской Федерации. В качестве предметарегулирования указов выступают основные направления внутренней и внешнейполитики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам РФ наосновании заключения Конституционного Суда Российской Федерации указ утрачиваетсилу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступаютв силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновениюони подготавливаются заинтересованными ведомствами и Правительством.
4) Нормативно-правовые акты Правительства. Правительство РоссийскойФедерации осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу,принимает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативныйхарактер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решенияпо текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностьюактов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании иво исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
5) Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органовисполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, чтоминистерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормыправа, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента,постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного актадолжно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя напрактике часто бывает по-другому.
Акты этой группы очень многочисленны и разнообразны. К ним относятсяприказы и инструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функцийгосударственного управления в разных сферах общественной жизни (промышленность,наука, культура, здравоохранение, безопасность и т. д.) и обязательны дляисполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций,учреждений, должностных лиц.
Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительнойвласти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а такжелюбые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в министерствеюстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. В соответствии с указом Президента РФот 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актовПрезидента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации инормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, непрошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но неопубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовыхпоследствий, поскольку вступившими в силу не считаются.
Регистрация в Министерстве юстиции РФ необходима для проверки законностинормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляетли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, непредусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзяссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является результатомборьбы юристов многих поколений за демократизм принятия и примененияведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются преждевсего граждане. Более того, согласно Правилам подготовки ведомственныхнормативных актов, утвержденным Правительством РФ 23 июля 1993 г., на центральные органы федеральнойисполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственныенормативные акты до сведения соответствующих органов государственногоуправления РФ, предприятий, организаций, учреждений.
Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня ихофициального опубликования в газете «Российские вести» или в «Бюллетененормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
6) Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации. Локальные нормативные акты. Органы власти иуправления субъектов Федерации, решая задачи которые встают перед ними, исогласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму.Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территориисоответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения)доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднеедаты вступления в силу.
В теории права локальными нормативными актами называются также юридическиедокументы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления напредприятии, в организации и т. д. Краевая, областная администрация субъектовРоссийской Федерации (в некоторых регионах – правительство) вправе приниматьпостановления, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам,отнесенным к его компетенции, может издавать постановления и распоряжения.
Общим для всех видов подзаконных актов Российской Федерации является тообстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане и юридические лица, выполняянормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности иправопорядка государства. На принимаемые правовые решения ориентируютсяграждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актов существуетсвоя иерархия, производная от иерархии административной. Так, постановлениефедерального Правительства имеет большую юридическую силу, чем аналогичноепостановление министерства, правительства области, главы администрации города.
Существуют также локальные акты государственных и негосударственныхучреждений и организаций различных форм собственности. Для законногооформления, юридической институционализации эти организации создают различныеправовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы иположения, на основе которых осуществляют свою деятельность. Подобные актысоставляют нижнее звено подзаконных правовых актов и в большинстве случаев, длятого чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы всоответствующем муниципальном органе власти. Например, устав общества сограниченной ответственностью (либо иной аналогичной организации) приобретаетюридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.
Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источникамиправа, как договор и обычай, санкционированный государством.
5. Пределы действия нормативно-правовых актов.
Все нормативные акты имеют определенные территориальные, временныеограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяютсяна определенный круг лиц (субъектов права).
5.1. Действие нормативно-правовых актов в пространстве.
По сути, имеется в виду территориальные ограничения действиянормативно-правовых актов, когда они применяются на той территории, на которуюраспространяется суверенитет государства или компетенция соответствующихорганов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территориюРоссийской Федерации, акты субъектов Федерации – на территории этихгосударственных оснований, акты муниципальных органов – на территориисоответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в томчисле недра и континентальный шлейф, территориальные воды (12 морских миль),воздушное пространство.
К государственной территорииприравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагомгосударства. По правилам международного права военные суда приравниваются ктерритории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда –в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушномпространстве.
5.2. Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.
Данное действие обусловлено тем обстоятельством, что все граждане, лицабез гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территориигосударства, подпадают под сферу действия законодательства государства, вкотором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принципэкстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенныечасти территории государства (здания иностранных посольств, миссий или ихсредства транспорта), а также дипломатические представители иностранныхгосударств признаются не находящимися на территории государства, где ониреально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории тогогосударства, чье посольство помещается в данном здании или чьимипредставителями они являются. На началах взаимности территории посольств виностранных государствах считаются территориями соответствующих государств.Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются кпосягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушениямеждународного права.
5.3 Действие нормативно-правовых актов во времени.
Говоря о пределах действия нормативно-правового акта во времени,учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законнуюсилу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативнымактом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законнуюсилу («обратная сила закона»).
В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним изследующих способов:
— в результате указания в текстенормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступаетв силу;
— в результате указывания на иныеобстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («смомента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);
— в результате применения общихправил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые актывысших представительных органов вступают в силу на всей территории РоссийскойФедерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официальногоопубликования, если в тексте акта не указано иное.
Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают всилу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после ихофициального опубликования.
Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ,являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дняих официального опубликования и подлежат государственной регистрации вМинистерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
— истечения срока, на который былпринят юридический документ;
— объявления об утрате юридическойсилы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться вспециальном акте);
— принятия управомоченным органомнового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы,регулирующего тот же круг общественных отношений;
— устаревания юридического документав связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию(например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действиенормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов всвязи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).
Вопрос о действии