«Нормативныйправовой акт как основной источник российского права»
Содержание
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Понятие и виды нормативных правовыхактов…………..…..……..6
Глава 2. Достоинства и недостаткинормативных правовых актов………..26
Глава 3. Пути повышения эффективностидействия нормативных правовых актов…………………………………………………………………………..…36
Заключение……………………………………………………………….……..46
Список использованной литературы………………………………………….49
Введение
На мой взгляд, вопрос «Нормативный правовой акт как основнойисточник российского права» является самым интересным из представленных нарассмотрение. Именно поэтому я решил пойти по пути исследования данноговопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любогообщества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические,трудовые, семейные и иные правоотношения.
В Российскомгосударстве, в сущности, единственным источником права являетсянормативно-правовой акт.
В самом общемвиде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представитьследующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3)указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерстви ведомств.
Особую группуобразуют: а) международные договоры России; б) нормативные акты органовгосударственной власти субъектов Федерации.
Нормативныеправовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведенииформойправа. Исследовались их природа, признаки и свойства. Важнейшее условиеэффективного существования нормативных правовых актов — их иерархичность,системность. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российскомправоведении. Разработана теория указного права, выявлена закономерность,согласно которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, неотнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы.Отдельные виды законов пока не становились предметом исследования. Например,законы Российской Федерации — практически не разработанное явление. Кодексы,хотя и являются важнейшим элементом законодательства, чаще рассматриваются всвязи с систематизацией, точнее, как ее результат. Недостаточно изучена системаподзаконных актов: имеются лишь отдельные работы.
Определениянормативного правового акта за прошедшее столетие не претерпели принципиальныхизменений. Типичным является следующее: нормативный правовой акт — этописьменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом,органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющийофициальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления инаправленный на регулирование общественных отношений. Подчеркиваются его исключительная,практически неоспоримая легитимность и защита со стороны государства.
Этотофициальный документ «устанавливает, изменяет или отменяет нормы права… Емуприсущи письменная, строго документированная форма и особый порядок принятия.Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархическойподчиненности».
Имеютсяне только научные, но и официальные определения нормативного правового акта.Пленум Верховного Суда РФ сформулировал следующее определение: «Под нормативнымправовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченногона то органа государственной власти, органа местного самоуправления илидолжностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения),обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократноеприменение, действующие независимо от того, возникли или прекратилиськонкретные правоотношения, предусмотренные актом»
Данноеопределение сохраняет, однако, определенный ряд недостатков, на которые ираньше указывали исследователи. Например, не учтен такой важный источникправовых норм, как народ, который может их создавать в результате референдумаили местного схода. Еще один принципиальный недостаток Постановления состоит втом, что понятие «правовые нормы» дается через «правило поведения», тогда как внауке эта точка зрения давно подвергнута обоснованной критике. Только частьправовых норм представляет собой правила поведения, то есть описаниенеобходимого или допустимого, запрещенного деяния. Наряду с этими нормамисуществуют нормы-начала, принципы, дефиниции, цели, задачи, которыенепосредственно не регулируют поведение. Однако именно они представляют собойоснову системы права.
Глава 1.Понятие и виды нормативных правовых актов
Всовременной научной литературе нормативно-правовой акт известен как официальныйдокумент уполномоченного государственного органа, содержащий правовые нормы[1].
Нормативно-правовойакт содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного кругалиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того,возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные такимактом.
Нормативно-правовойакт — это ведущий источник права в системах романо-германского права, к которымотносится и Россия. В ряде случаев определение правового акта как нормативногоили индивидуального играет значительную роль в правоприменительнойдеятельности. Например, в ходе судебного разбирательства. Нормативно-правовыеакты носят общеобязательный характер и служат нормативным основанием длявынесения судебного решения. Индивидуально-правовые акты при разрешениисудебных споров не имеют приоритетного характера и оцениваются судами наряду сдругими материалами по делу.
Нормативный правовой акт — это разновидностьправового акта, принимаемого полномочным на то органом и содержащегоправовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянногодействия, рассчитанные на многократное применение[2].
Нормативные акты издаются органами,обладающими нормотворческой компетенцией, в строгоустановленной форме. Нормативный акт является официальнымдокументом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает особое место всистеме правовых актов. Его следует отличать от актовприменения и толкования права.
Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-тоупотребляется в теории права в двояком смысле. Один — это акт как действие, второй- это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, какдокумент. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт какисточник права.
Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает имножество актуальных научных проблем, одни из которых решены в теории права, адругие находятся в стадии обсуждения.
Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правовогоакта и ее соотношения со структурой самого права.
Нормативно-правовой актвсегда имеет внешнюю структуру: определенные реквизиты, которые позволяют егоотносить к соответствующему виду, например, различать закон это илипостановление, а также определить, когда он был принят, когда вступил вдействие, кем принят, утвержден, подписан и т. д. Официальные реквизитыпредставляют собой сведения о должностном лице подписавшим акт, заголовок, видакта, номер акта и дату принятия. (Например Федеральный закон «О Введении вдействие Арбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» ПринятГосударственной Думой 21 июня 2002 года Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002года[3]).Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие — вводнаяили вступительная часть. В которой обычно излагаются принципиальные положения,побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели»и «нормы-принципы», которые не обладают непосредственной юридической силой, номогут учитываться при толковании других положений акта. В частности в КонституцииРФ написано «Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой насвоей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя изобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя памятьпредков, возрождая суверенную государственность России, стремясь обеспечитьблагополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родинуперед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частью мирового сообщества,принимаем Конституцию Российской Федерации» [4] это и являетсяпреамбулой.
Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру:деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы,предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта — результатдлительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательномуи четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользованияим.
В других же отраслях права мы находим различные способы изложенияправовых норм в статьях нормативно-правового акта — от полного соответствия доизложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разныхнормативно-правовых актах.
Следующий вопрос — это вопрос о юридической силе нормативно-правового акта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов.
Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридической науки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическимюридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическомсмысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящимгосударственным органом, акту, принятому вышестоящим государственным органом,или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту, принятому на федеральномуровне.
И в этой связи неверными являются положения некоторых Конституцийсубъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритетреспубликанских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иных сферах.
Разумеется, «война законов», которая возникает в подобныхслучаях, отражает борьбу федеральных и местных политических элит, общегосударственныхи местных интересов. Но в правовом плане никакой войны законов не должно быть,вопрос решается однозначно в пользу федеральных приоритетов, конечно же, сучетом и обеспеченностью местных интересов. Разрушение иерархии законов можетвести к разрушению государства, его федеративных основ. Но это уже иная тема,которая рассматривалась в предыдущей книге, в теории государства.
Высшуююридическую силу имеет конституция, которую именуют по этому критерию Основнымзаконом. Она действительно Основной закон жизни общества, фундамент всей егогосударственной и правовой системы. В этом заключается ее огромныйсозидательный потенциал, который еще предстоит в полной мере реализовать икоторый, возможно, еще не вполне осознан[5].
Смыслпонятия высшая юридическая сила, употребленного в первом предложениикомментируемой части, раскрыт в ее втором предложении (см. ниже). Говоря проще,Конституция — это закон законов[6], высший закон государства.Он обязателен абсолютно для всех государственных и самоуправленческих органов,учреждений и организаций, общественных объединений, любых должностных лиц, атакже частных юридических и физических лиц, находящихся на российскойтерритории, независимо от их государственной принадлежности. Для зарубежныхгосударственных органов, учреждений и организаций России, их должностных лиц ииных сотрудников, для граждан России и ее юридических лиц он обязателен и за еепределами.
Иная юридическая сила у обычных законов, федеральных законов,иная — у постановлений Правительства и т. д. Но это не значит, что как то нормативно-правовыеакты полностью или частично являются менее обязательными или менее «влиятельными».Нет, это означает лишь требование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия»в построении системы нормативно-правовых актов, в иерархии актов.
Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этогосоответствия большая и трудная практическая задача, которая решается как самимигосударственными органами, так и специальными механизмами проверки «соответствия»(Конституционным судом, иными судебными органами, прокуратурой и т. п.). Такимобразом, юридическая сила акта — это его место в иерархии нормативно-правовыхактов, соответствие, соподчиненность актов, принятых нижестоящим органом,вышестоящим актам.
Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила» иногда используетсяв ином смысле — как юридическое значение документа, как определение новых видовдокументов. Говорится, например, о юридической силе документов на машинныхносителях (магнитных лентах, дисках) наряду с юридической силой обычных,письменных документов. Это иное, весьма условное употребление понятия «юридическаясила».
В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения документовна ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющихобрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридическиничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического значения.
Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативноправового акта. Почему нормативно-правовой, а не простонормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое ивыделяет теория права.
Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правиламиповедения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют инормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены,закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, вкоторых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом,электроплитой и т. д.). Эти акты также являютсянормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы.Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, содной стороны, содержатся определенные технические требования к качествупродукции, с другой — устанавливается, что нарушение этих требований строгозапрещается, влечет ответственность по закону.
Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовойакт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеет в точном смысле иное содержание./>
Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой актобозначать просто как правовой акт. И здесь существуеттонкое различие, исключительно важное для юридической практики. Это различиестановится понятным из такого примера. Правовым будетявляться акт, содержащий как правовые нормы (правила поведения), так, например, и указание о применениимер ответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил.Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарного взысканияна нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннего трудовогораспорядка (за опоздание на работу, прогул, другиенарушения трудовой дисциплины) является правовым актом,так как имеет правовое значение — Этот приказ являетсяправовым, но не содержащим нормы права, актом. Этот второйвид правового акта обозначается как правоприменительный,а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовойакт.
Итак, Нормативноправовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает,изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ иевропейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему,основанную на их юридической силе[7].
По юридической силе нормативные актыподразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты[8].
Нормативные акты в России подразделяются:
1) В зависимости от особенностей правового положения субъектаправотворчества на:
· нормативные акты государственных органов;
· нормативные акты иных социальных структур (муниципальныхорганов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
· нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);
· нормативные акты, принятые на референдуме;
2) в зависимости от сферы действия, на:
· общефедеральные;
· нормативныеакты субъектов Федерации;
· органовместного самоуправления;
· локальные.
3) в зависимости от срока действия, на:
· неопределенно-длительного действия;
· временные.
Закон — это обладающийвысшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшимпредставительным органом государственной власти или непосредственно народом ирегулирующий наиболее важные общественные отношения[9].
Законы могут приниматься и нареферендумах — в ходе специальной процедуры непосредственного,прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупномувопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулируетнаиболее важные общественные отношения.
Понятие законраскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практическойдеятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права,любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон вформальном и материальном смыслах. В материальном — опять же, как синоним всехисточников права, в формальном — как акт, принятый в соответствии сустановленной процедурой законодательным органом.
Смешение этих значенийможет приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, вКонституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституцияхзакрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьинезависимы и подчиняются только закону»[10].
В данном контекстепонятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита отвмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «оттелефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности всудебной деятельности.
Закон как любойнормативно правовой акт обладает некими признаками:
Ø Закон-этоюридический документ, содержащий нормы права.
Ø Закон являетсярезультатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти(парламента, монарха и др.) или всего народа.
Ø Закон регулируетнаиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
Ø Закон обладаетвысшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другиморганом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должныпротиворечить все иные юридические документы.
Ø Закон являетсяфундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиромнормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.
Рассматривая закон какнормативный юридический акт — источник права, необходимо отличать его от иныхправовых актов:
во-первых, от индивидуальныхактов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым»вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество(такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных,скажем, приватизации, управленческим вопросам);
во-вторых, от интерпретирующихактов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснениедействующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинствеслучаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).
Законы в демократическомгосударстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основойвсей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.
«Законодательство — это вся совокупность законов, действующих в стране»[11].
Необходимо, однако, иметьв виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство»понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичныеправовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановленияПравительства).
В настоящее времянормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятыепо вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую,близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона поданному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: «В случае противоречияуказа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства РоссийскойФедерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс илисоответствующий закон»[12].
Законодательство имеетсвою четкую систему, классификацию законов
Законы подразделяютсяна:
а) конституцию, конституционные;
б) обыкновенные.
К числу конституционныхзаконов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения вКонституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотренанепосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы оПравительстве Российской Федерации (ст. 114), оКонституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об измененииконституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137Конституции РФ). Для конституционных законов установлена болеесложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия вФедеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложеновето Президента (ст.108 Конституции РФ).
Обыкновенные законы — это акты текущего законодательства,посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовнойжизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, носами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечиваетсяединство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней техосновополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции,конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия — Конституционного Суда — и состоит в том, чтобы обеспечивать строгоесоответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных — юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционныхначал. законов
Обыкновенные законы, всвою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационнымотносятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации икодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципыи определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сферобщественной жизни. Кодекс — это закон кодификационного характера, в которомобъединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующиеопределенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится ккакой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданскийпроцессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).
В федеративномгосударстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законысубъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российскойфедерации»[13] в ряде республик(Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законыо языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всейФедерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом РоссийскойФедерации действует федеральный закон.
Конституция какосновополагающий учредительный юридический акт страны — это основной, «заглавный»закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главныехарактеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правленияи государственного устройства, систему правосудия и др.
В Российской Федерации внастоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, разделиз девяти глав:
1. Основыконституционного строя.
2. Права и свободычеловека, и гражданина…
3. Федеративноеустройство.
4. Президент РоссийскойФедерации.
5. Федеральное Собрание.
6. ПравительствоРоссийской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местноесамоуправление.
9. Конституционныепоправки и пересмотр Конституции.
В особом (втором) разделеКонституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.
Само понятие «конституция»в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В ДревнемРиме так именовали отдельные акты императорской власти.
Появление конституций какосновных законов государства связано с приходом к власти буржуазии,возникновением буржуазного государства.
Первые актыконституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ееразвития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном пониманииэтого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшиестороны внутренней организации государства, общественного устройства, так иправа, и свободы граждан. Современная Великобритания — страна, имеющаянеписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые впериод ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и необразуют единого акта.
Первой писанойконституцией (т. е. представляющей единый основной закон с внутреннейструктурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции иПольши 1791 г[14].
1. Как Основной Законгосударства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов,имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферуобщественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренныеинтересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основыобщественно-экономического строя государства, его национально-территориальноеустройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организациюи систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок изаконность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельностигосударственных органов, политических партий, общественных организаций,должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всемдругим правовым нормам.
2. Конституция, как ужеотмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всейсистемы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяетего характер.
Текущее законодательстворазвивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания онеобходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 КонституцииРФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливаетсяфедеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция сутьцентр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правовогоразвития и систематизации права.
3. Конституция обладаетвысшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Законапроявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаютсяна основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции — этонаивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всехгосударственных органов.
4. Конституция как ОсновнойЗакон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что оназакрепляет устои общественного и государственного строя.
Стабильность Конституциикак Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
В соответствии сКонституцией могут издаваться конституционные законы[15],тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя.Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией(например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства).Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовалоне менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если онодобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов СоветаФедерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцатидней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Среди законовследует выделять:
а) федеральные законы- — те, которые принимаются федеральным законодательным органом — Федеральным Собранием — и распространяются на всю территорию Российской Федерации,
б) законы субъектовФедерации (республиканские законы, законы областей, краев) — те, которыепринимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другимисубъектами Федерации и распространяются только на их территорию.
Важное значение имеетделение законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничиватьотраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательнойсистеме (вслед за конституционными законами) играют: административные законы;гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы;финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению;процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых,существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы несколькихотраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормыадминистративного, гражданского, других отраслей права.
Совокупность законовсоставляет законодательство. Опять же — понятие законодательства употребляетсяв узком, точном смысле именно как система законов и в широком — как системанормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому,когда говорят о законодательных актах — значит, речь идет о системе законов вузкомсмысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идтине только о законах.
Все эти «тонкости»нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другиеучастники общественных отношений понимали друг друга.
Нормативно-правовой акт,в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разныеформы. Наряду с наиболее распространенной формой — изложением закона вотдельном, обособленном письменном акте — теория права выделяет инормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков — лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовойи иные кодексы — это сборники, объединяющие по единому предмету регулированияи, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.
Кодекс (кодифицированныйакт) — это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутреннесогласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное исистемное регулирование данной группы общественных отношений[16].
Кодифицированные актыносят различное наименование — «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».
Особый характер вфедеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федеральногоуровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всегофедеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерациипринимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральныхкодексов, других федеральных законов.
Кодексы относятся кнаиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс — это как бысамостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все»,что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, — и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данныхотношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативныйматериал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам,согласован.
Существенное значение вкаждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения»,где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветвизаконодательства.
Основную роль в системезаконодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты,возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают вединый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательнойотрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваютсяк отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданскогоправа, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящемуКодексу» (п. 2 ст. 3).
В ряде случаев законы поотдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавалисьранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тотсводный акт — кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны былибы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому,например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинствоиз ранее принятых отдельных законов отменено.
Подзаконные акты —это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащиеюридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что внормативном правовом регулированииобщественных отношений главное и определяющее место занимает закон,подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества,играя вспомогательную идетализирующую роль.
Выделяют следующие виды подзаконных актов:
1. Нормативно-правовыеакты Президента Российской федерации. Президент — глава государства, и в соответствии с этимиздаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законовместо и обязательны и для исполнения на всей территории Российской федерации. Вкачестве предмета регулирования указов выступают основные направлениявнутренней и внешней политики. В случае противоречия указа ПрезидентаКонституции и законам России на основании заключения Конституционного СудаРоссийской Федерации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указыотносительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, переченьсубъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновениюони подготавливаются заинтересованными ведомствами или Правительством.
2. Нормативно-правовыеакты Правительства.Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть в странеи, реализуя эту задачу, принимает постановления и издает распоряжения. Решения,имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в формепостановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в формераспоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут бытьприняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов ПрезидентаРФ.
3. Нормативно-правовыеакты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, чтоминистерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормыправа, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента,постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного актадолжно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя напрактике часто бывает по-иному.
Акты этойгруппы очень многочисленны и многообразны. К ним относятся приказы иинструкции, постановления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаютсядля реализации функций государственного управления в разных сферах общественнойжизни (промышленность, наука, культура, здравоохранение, безопасность и т.д.) иобязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомстваморганизаций, учреждений, должностных лиц.
Нормативныеакты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти,затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любыемежведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерствеюстиции РФ и публикуются не позднее десяти дней после регистрации. Всоответствии с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации,Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти»: акты, не прошедшие государственную регистрацию,а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, невлекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются[17].
Регистрация вМинюсте РФ необходима для проверки законности нормотворческого решенияминистерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права исвободы граждан, не возлагаются ли им дополнительные, не предусмотренныезаконодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам приразрешении споров. Такое правило является результатом борьбы юристов многихпоколений за демократизм принятия и применения ведомственных правовых актов,субъектами исполнения которых являются прежде всего граждане. Более того,согласно Правилам подготовки ведомственных нормативных актов, утвержденным ПравительствомРФ 23 июля 1993г, на центральные органы федеральной исполнительной властивозложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты досведения соответствующих органов государственного управления РФ, предприятий,организаций, учреждений.
Данные актывступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования вгазете «Российские вести» либо в «Бюллютене нормативных актов федеральныхорганов исполнительной власти».
4. Нормативныеакты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативныеакты. Органы властии управления субъектов Федерации, решая задачи, которые встают перед ними, и согласносвоей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемыеими нормативные правовые акты распространяются лишь на территориисоответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения)доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднеедаты вступления в силу.
В теорииправа локальными нормативными актами называются также юридические документы,содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, ворганизации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (внекоторых регионах — правительство) вправе принимать постановления,распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к егокомпетенции, может издавать постановления и распоряжения.
Общим длявсех видов подзаконных актов Российской Федерации является то обстоятельство,что они, наряду с законами, служат источником законности, т. е. граждане июридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляютрежим законности и правопорядка государства. На принимаемые правовые решенияориентируются граждане, должностные лица и организации. Среди подзаконных актовсуществует своя иерархия, производная от иерархии административной. Так,постановление федерального Правительства имеет большую юридическую силу, чеманалогичное постановление министерства, правительства области, главы администрациигорода.
Существуюттакже локальные акты государственных и негосударственных учреждений иорганизаций различных форм собственности. Для законного оформления, юридическойинституционализации эти организации создают различные правовые акты: приказы,издаваемые руководителем организации, уставы и положения, на основе которыхосуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконныхправовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу,должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципальном органе власти.Например, устав общества с ограниченной ответственностью (либо иной аналогичнойорганизации) приобретает юридическую силу только после регистрации вгосударственных органах власти.
Глава 2.Достоинства и недостатки нормативных правовых актов
Впериод становления гражданского общества в нашем государстве и мире в целомнормативно-правовой акт не стоит на месте и развивается как понятие, так и каксовокупность норм, направленных на регулирование общественных отношений. Наданный момент не избежать и трудностей с его развитием. Так в российскойправовой системе у нормативно-правовых актов существуют как достоинства, так инедостатки.
Дабыопределить недостатки необходимо определить достоинства.
Вправовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме инаименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что ондолжен отражать естественно-правовые начала, соответствоватьмеждународно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятымлегитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И,наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средстви приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные исоизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия,адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования,последовательные демократические процедуры принятия законов и др.[18]
Нормативно-правовойакт как документ,содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установленияправового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.Например, Гражданский кодекс определяет режим регламентирования отношений поиспользованию материальных благ (имущества), по установлению правовогоположения участников гражданско-правовых отношений.
Какговорилось выше, главным законом в России является – Конституция РФ. Говоря продостоинства актов нельзя не затронуть Конституцию. Конституция дает общиепонятия и правовые принципы, на которых и идет становление российского обществаи государства. Демократическое государство представляет собой политическуюорганизацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения правчеловека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современныхгосударств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон»происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, пределчего-либо.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что внормативном правовом регулированииобщественных отношений главное и определяющее место занимает закон,подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества,играя вспомогательную идетализирующую роль.
Нормативно-правовойакт содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного кругалиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того,возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные такимактом.
Нормативно-правовойакт — это ведущий источник права в системах романо-германского права, к которымотносится и Россия. В ряде случаев определение правового акта как нормативногоили индивидуального играет значительную роль в правоприменительнойдеятельности. Например, в ходе судебного разбирательства. Нормативно-правовыеакты носят общеобязательный характер и служат нормативным основанием длявынесения судебного решения. Индивидуально-правовые акты при разрешениисудебных споров не имеют приоритетного характера и оцениваются судами наряду сдругими материалами по делу.
Приведёмосновные принципы построения российской правовой системы.
Ø Принципиерархии актов или принцип законности.
Ø Соответствиеактов нижестоящего уровня нормативным актам, обладающим большей юридическойсилой.
Ø Принципкомпетентности. Нормативные акты должны быть изданы в пределах компетенциисоответствующего государственного органа или должностного лица.
Ø Принципформализованности. Обязательным условием законности нормативного акта являетсястрогое соблюдение правотворческих процедур при его принятии и введении вдействие. Этот принцип должен неуклонно соблюдаться на всех стадиях правотворческогопроцесса.
Ø Принциппубличности или общедоступности. Любые нормативно-правовые акты должны бытьофициально опубликованы для всеобщего сведения, что обеспечивает реальноеполучение информации о содержании акта всеми лицами, права и интересы которыхими затрагиваются. Неопубликованный нормативный акт не применяется и непорождает правовых последствий.
Ø Принципприоритета международно-правовых источников. Если надлежаще ратифицированныммеждународным договором установлены иные правила, чем нормативно-правовымактом, то применяются нормы международного договора.
Ø Принципперспективного действия. Нормативно-правовые акты обратной силы не имеют, еслитолько самим актом не установлено иное.
Далеемы поговорим про недостатки.
Решаявопросы о действии законов, иных нормативных актов, содержащихся в них нормправа, необходимо четко определить, что такое нормативно-правовой акт. Ксожалению, единого, общепризнанного понятия этих правовых явлений нет ни взаконодательстве, ни в юридической науке. Это способствует принятию судамирешений, которые трудно признать правильными, появлению выводов, которые можнооспорить[19]. Так, в постановленииПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 сентября 1997 г. говорится:
«Какследует из материалов дела, предметом спора является решение органа местногосамоуправления о запрете торговли непродовольственными товарами с рук и лотковна Воткинском рынке Удмуртпотребсоюза в связи с открытием Центральногогородского рынка.
Отменяярешение и постановление апелляционной инстанции и прекращая производство поделу, суд кассационной инстанции исходил из того, что оспариваемые акты законуне противоречат, носят нормативный характер, поэтому спор не подведомственарбитражному суду.
Междутем кассационной инстанцией не учтено, что оспариваемые акты касаютсяорганизации торговли непродовольственными товарами на конкретном рынке и,следовательно, данные акты не являются нормативными»[20].
Представляется, что акт,который рассчитан на неопределенное число лиц, на неопределенное число случаев,не может быть признан индивидуальным, правоприменительным.
Этот пробел в теориипопытался устранить Пленум Верховного Суда РФ. В его постановлении от 25 мая 2000 г. дано такое определение: «Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядкеакт управомоченного на то органа государственной власти, органа местногосамоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правилаповедения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные нанеоднократное применение, действующие независимо от того, возникли илипрекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом»[21].
Пленум Верховного Суда РФназвал такие признаки нормативного акта:
1) принят в установленномпорядке управомоченными субъектами публичной власти;
2) устанавливает правилаповедения;
3) обязателен длянеопределенного круга лиц;
4) рассчитан нанеоднократное применение;
5) действует независимоот того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
3, 4 и 5 признакинормативного акта (нормы права), названные в постановлении Пленума ВерховногоСуда, представляются бесспорными.
Вызывает возражениеформулировка такого признака: «устанавливает правило поведения».Представляется, что правовой акт следует признавать нормативным, если он устанавливаетновую норму права, а также, если он изменяет или прекращает действие старойнормы прямо или косвенно.
Официально акты,изменяющие или отменяющие старые нормы, признаются нормативными и публикуются вофициальных изданиях — «Собрании законодательства РФ», Бюллетене нормативныхактов федеральных органов исполнительной власти. В статье 7 утвержденных в 1997 г. постановлением Правительства РФ «Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти…» говорится: «Положения об изменении, дополненииили признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются втекст нормативного правового акта»[22].
В науке преобладаетопределение нормативного акта как акта, содержащего нормы (норму) права. С.Л.Зивс утверждал, что «источник права есть форма выражения именно правовой нормы,и только нормы». В связи с этим им предлагался следующий вариант термина «источникправа» — «источник норм права», что подчеркивало внешнюю форму выраженияправовой нормы[23].
На этот пробел в науке — неразработанность понятия «источник права» — обратил внимание проф. А.В.Мицкевич, отметив, что подобное определение не может правильно раскрыть природунекоторых актов, не содержащих в себе как таковых норм права.
А.В. Мицкевич убедительнопоказал, что «определение нормативного акта как акта, содержащего нормы права,или как «формы выражения правовых норм» не отвечает на основной вопрос: служитли правовой акт государственного органа источником (в юридическом смысле)содержащихся в нем норм или нет. Таким может быть лишь акт, в котором выраженаволя компетентного органа государства об установлении правила поведения, егоизменении или отмене»[24].
В постановленииГосударственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», приводятся определения нормативногоправового акта и правовой нормы:
«Нормативный правовой акт- это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной формеправотворческим органом в пределах его компетенции и направленный наустановление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовойнормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянногоили временного характера, рассчитанное на многократное применение»[25].
Такое пониманиенормативного правового акта представляется вполне приемлемым, если речь идет обактах, подлежащих регистрации, опубликованию. Но возможны и устные нормативныеакты, не оформленные документально. Они существуют во внутриведомственныхотношениях на транспорте, в Вооруженных силах и других войсках, они могутиспользоваться как средство регулирования отношений внутри учреждения, органапубличной власти, они очень близки к деловым обычаям.
В нормативном правовомакте А.В. Мицкевич выделил две стороны: он представляет собой «логическизавершенное положение, прямо сформулированное в тексте акта государственногооргана» и «обязательное для всех лиц решение государственной власти»[26].
Рассматривая российскоезаконодательство как иерархическую и федеративную системы, можно отметить, чтов их основе лежат нормативные правовые акты, которые являются первичнымиэлементами этих систем. Именно они «создаются правотворческими органами иобразуют в своей совокупности систему. Они придают содержащимся в них нормативно-правовымпредписаниям ту или иную юридическую силу, определяют сферу их действия»[27]и следует добавить время их действия.
Такжепро недостатки российского права говорили еще в начале 20 века. Хотелось быпривести несколько строк из работы Шершеневича Г.Ф. «Общая теория права» 1910 года.
Совокупностьвсех законов, изданных в различное время государственной властью и продолжающихсохранять обязательную силу, составляет законодательство страны. Чем большаямасса законов накапливается в результате деятельности государства, возбуждаемойнарастающими потребностями, все большей сложностью отношений, все сильнейшейостротой столкновения интересов, тем труднее усвоить себе действующее право вформе множества отдельных законов.
Затрудняетсяразыскание соответствующего закона, теряется уверенность в нахождении всехзаконов, относящихся к данному предмету, возрастает вероятность противоречиямежду законами и трудность определить правильное между ними соотношение. Отсюдавстает новая потребность — систематизации законов.
Систематическоеобъединение законов может выразиться в двояком виде: инкорпорации и кодификации.Инкорпорация состоит в обработке законодательства, направленной к приведениюдействующих законов в систему, без всяких изменений по существу. Принеизменности содержания изменяется лишь форма законодательства. Инкорпорация неставит своей целью и не имеет своим последствием обновление правового порядка вего принципах или даже в частностях. Типичную инкорпорацию представляет КодексЮстиниана, соединивший в одно все законы от Адриана до Юстиниана с соблюдениемсистематического и хронологического порядка. К инкорпорации не подходят ниДигесты, представляющие собою выборку из научных сочинений различных юристов,ни Институции, имеющие характер учебника.
Инкорпорация нашла себе защитника в лицезнаменитого английского философа Фрэнсиса Бэкона. «Если законы, скопляясь мало-помалу,достигли такой многочисленности и запутанности, что явилась необходимость полногоих пересмотра и преобразования в единый цельный кодекс более здравый и удобный,то следует прежде всего заняться этим трудом, и труд этот считайте истиннодоблестным делом, а те, кто совершит его, верьте, заслуживают занять местомежду законодателями и реформаторами»[28]. «Хотя по требованиямздравого смысла легче и даже, может быть, лучше было бы составить совсем новыйтекст, чем сшивать таким образом отдельные лоскутки, но в деле законов следуетобращать меньше внимания на слог и способ выражения, чем на авторитет идревность закона, служащие ему как бы защитниками». При выполнении такой работыБэкон выставляет пять основных начал[29]: «1) нужно уничтожитьслишком устаревшие законы, называемые Юстинианом старыми баснями; 2) сделатьнадлежащий выбор между разноречивыми постановлениями, остановившись на болееиспытанных и отстранив противоречащие: 3) вычеркнуть также гомеономии, т.е.законы, имеющие один и тот же смысл и как бы повторяющие одно и то же, избираямежду ними, разумеется, лучшие, которые заменили бы собой исключенные; 4) есливстретятся законы, ничего не определяющие, только поднимающие вопросы, но нерешающие их, то их тоже следует вычеркнуть; 5) что же касается до чрезмерномногословных и пространных, то следует выразить их более точным и сжатым слогом».Нетрудно заметить, что первые три принципа открывают большую опасность для идеиинкорпорации, так как дают легкую возможность перейти от обновления формы кобновлению содержания, т.е. толкают к тому, против чего сам Бэкон предупреждал- «дабы, под предлогом пересмотра старых законов, не были бы вводимы незаметноновые».
Кодификация[30] состоит в переработкезаконодательства, направленной к приведению действующих законов в систему, ссогласованием их содержания потребностям времени и с согласованием их другдругу на начале единства принципов, положенных в основу. Здесь речь идет нетолько о новой форме, но и о новом содержании: старые законы заменяются новыми,прежние пробелы восполняются, накопившиеся противоречия устраняются. Если дажезначительная часть содержания окажется заимствованной из историческисложившегося законодательства, все же такой кодекс представит собой новыйзакон.
Вценности кодификации не может быть сомнений. Только кодификация даетвозможность с быстротой и точностью определить, что дает законодательство поданному вопросу. Только кодификация способна сделать право доступным широкиммассам населения, не обладающим ни знаниями, ни средствами, чтобы разобраться вмассе разрозненных законов. Только при кодификации достигается возможностьотделить действующие законы от законов, утративших свою силу. Толькокодификация в состоянии обнаружить все пробелы, все изъяны в действующемзаконодательстве, легко скрываемые в массе разрозненных законов. Достоинствакодификации определяются: а) полнотой обнимаемого материала, б) единствомначал, положенных в основу отдельных постановлений, в) наглядностью избраннойсистемы, г) ясностью языка.
Задачаинкорпорации должна была встретить ряд трудностей на пути своего осуществления.Можно ли было быть уверенным, что удастся, при малоизвестности права, собратьвсе законы, — опасение, вполне позднее оправдавшееся? При беспорядочномсостоянии русского законодательства далеко не легко было отделить законы,действующие от потерявших силу. Следовало ли считать потерявшими силу только тезаконы, которые заменены позднейшими, или же также и те, которые давноперестали применяться? Если стать на первую точку зрения, то не придется ливызвать призраки давно отживших законов, забытых среди архивной пыли? Если вистории успели перепутаться многие начала, как, например, указная часть, можноли было надеяться на точное воспроизведение действовавшего права? Составляя законыразного времени, необходимо придать им некоторое литературное единство. Но приэтом невольно придется менять выражения законодателя. Так как при своднойработе сохраняется лишь резолютивная часть, без соединенных с ней мотивов, товозникает опасность, что занесенный в свод закон уже не будет соответствоватьцели своего издания, воле законодателя. Требования систематики могут заставитьодин и тот же закон разнести по частям, и, наоборот, сопоставить законысовершенно несходные по духу, языку, условиям. Ввиду этих соображений легкостьинкорпорации следует признать совершенно мнимой.
Глава 3.Пути повышения эффективности действия нормативных правовых актов.
Говоря пропути повышения эффективности действия нормативных правовых актов в российскомобществе необходимо говорить про развитие и продвижении эффективностигосударства и правовой системы в целом.
В КонституцииРФ признано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основныеправа и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст.2, 17). Это — юридическое закрепление положения о том, что человек естьоснование и центр российской правовой системы; все остальные ее субъекты —организации, объединения, хозяйственные общества и товарищества, органыгосударства суть лишь производные образования, следствие активной деятельностичеловека, самоопределяющегося в любой из названных форм.
Всядеятельность государства, его органов и должностных лиц направлена наутверждение прав и свобод человека и гражданина, которые, определяют смысл,содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительнойвласти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина — основная функциягосударства. В то же время носителем суверенитета и источником государственнойвласти является многонациональный народ, а в конечном счете человек игражданин, объединенный в крупную социальную общность — российский народ,население Российской Федерации. Таким образом, основания правовой системывырастает государственность в целом.
Сказанноевполне логично для правового государства, где право выступает первичным,фундаментальным фактором во взаимоотношении «право — государственность».Носителем права здесь является человек, общество в целом, которое передаетгосударству часть своих прав и полномочий, заключая тем самым (по идее, илиусловно) общественный договор для того, чтобы государство обеспечивалобезопасность человека, защищало его от произвола и хаоса, гарантировалореальность прав и свобод. Человек и гражданин как избиратель формирует органыгосударственной власти и местного самоуправления, выражает свою политическуюволю на референдумах и свободных выборах, участвует в отправлении правосудиячерез институт присяжных заседателей.
Стратегическимицелями развития российской политической системы и государственности сегодняявляются:
1) построениетакого государственно-правового механизма, который был бы действительно направленна реальное обеспечение провозглашенного Конституцией РФ положения о правахчеловека как высшей ценности;
2) отработкасистемы реального воздействия человека на государство через институты гражданскогообщества, которые пока находятся в стадии становления. Обе задачи глобальные идолговременные. От их решения, однако, будет зависеть реальностьрассматриваемого здесь положения о субъекте как центре и основе российскойправовой системы. В настоящее время это — лишь идеал, цель нашегополитико-правового развития.
Не менееважный элемент правовой системы —правовое сознание, которое несуществует в отрыве от субъекта и может рассматриваться отдельно лишь в ходетеоретического анализа.
Правосознаниетрадиционно определяется как совокупность идей, чувств, представлений о праведействующем и желаемом, о действиях органов и лиц в сфере правовогорегулирования. Это весьма формалистическая дефиниция, слабо специфицирующаяанализируемый феномен. Более содержательно правосознание можно определить каксовокупность эмоционально-чувственных и мысленных, идеальных образов, при помощикоторых человек воспринимает и оценивает наиболее существенные общественныеотношения (в частности, по производству, обмену и присвоению различных благ) вкатегориях прав и обязанностей, эквивалентности деяния и воздаяния за него, равенства,справедливости, свободы и защиты от произвола, ответственности за нарушениеправовых норм и договоров и т.д., а также действует в сфере правового регулирования(установления правовых норм и их реализации).
Общественноесознание становится правовым лишь после того, как в нем сформируются идеи оюридической нормативности в качестве основы жизнедеятельности иупорядоченности, противостоящей хаосу и произволу, идеи о воздаянии заправонарушения, формальном равенстве и справедливости, защите личности, еесобственности от произвола других субъектов, в том числе государства, идеи осудебном разбирательстве конфликтов и др.
Русскаякультура не имела достаточно времени для того, чтобы в ней естественным путемпоявились только собственные правовые формы и отношения. А потому наряду споследними действовали и заимствованные—византийские, литовские, шведские и др.Россия, как отмечал Ф.М. Достоевский, была предельно открыта чужомуисторическому опыту. Однако если правовые формы лишены прочной основы вобщественном сознании, не вырастают из него, а лишь навязываются извнегосударством, то они очень легко отторгаются этим общественным сознанием ипсихологией, которые предпочитают праву иные, более понятные и хорошо знакомыеему формы регуляции общественных отношений: моральные, патриархально-семейные,традиционно-бытовые, религиозные и т. п.
Правовоесознание возникает в индивидуализирующейся культуре, когда человек начинаетосознавать себя, свою уникальность, свою собственную сущность. Личноесамосознание, личное достоинство — абсолютно необходимые предпосылкиформирования правового сознания и правовой культуры в целом. Их отсутствие илислабость, а также авторитарная государственность, ряд других обстоятельствпривели к формированию правового нигилизма — системы взглядов и представлений,отрицательно оценивающих роль права в жизни общества. Широко известна крайняянигилистичность по отношению к праву не только широких слоев российскогонаселения, но и отдельных знаменитых его представителей: Л. Н. Толстого, всехлидеров коммунистического эксперимента, ряда современных общественных и культурныхдеятелей.
Если вобщественном правовом сознании выделить правовую идеологию и психологию, томожно сказать, что в России правовой нигилизм проявляется на обоих уровнях. Вправовую идеологию он проникал через марксизм-ленинизм — «знамя нашей эпохи».Еще К. Маркс и Ф. Энгельс писали, что коммунисты находятся в оппозиции к правуи даже к такому его проявлению, как права человека, а В. Ленин определял диктатурупролетариата как государственную власть, не связанную и не ограниченнуюникакими законами, опирающуюся непосредственно на насилие. В правовойпсихологии широких слоев населения в силу антинародной политики должностных лицгосударства, попрания прав и свобод граждан было бы наивно искать положительноеотношение к праву. Исключение составляли одиночки, положившие в середине 60-хгг. начало диссидентскому (правозащитному по сути) движению в СССР. И лишь ссередины 80-х можно говорить о начале нового этапа в развитии общественногоправового сознания в России, когда внимание общества стало сосредоточиваться наидеях прав и свобод личности, на идее обществейного договора и необходимости формированиятакого политического устройства, при котором государство зависит отгражданского общества.
Следующийкомпонент правовой системы —правовая деятельность, складывающаяся изправотворческой деятельности органов государственной власти, из право-применительнойдеятельности правоохранительных (суда, органов внутренних дел, прокуратуры ит.д.) и иных органов государства, а также из деятельности по реализации прававсеми названными органами и иными организациями и субъектами российскойправовой системы.
Через правотворческуюдеятельность, которая отражает основные социально-экономические, культурныеи иные потребности общества, в нормативно-правовую систему включаютсяюридические предписания — нормы, программы, модели поведения деятельности людейи органов (организаций) российского общества.
Крупная,можно сказать, глобальная задача, которую нужно решить в ходе правотворческойдеятельности в ближайшие годы — формирование практически новойнормативно-правовой системы (системы законодательства), которая бы отражала инаправляла происходящие в обществе изменения фундаментальных началжизнедеятельности: переход от огосударствленной экономики к экономике, гдезначительную роль играют частная собственность, приватизированные предприятия,частнопредпринимательская деятельность; от всеобщей имущественной унификации внищете (за малым исключением) к формированию среднего класса, созданиюдостойного человека уровня материального благосостояния; от навязываемой народуузкой группой партийного руководства политики к политике, основанной на интересахэлектората и определяемой в конечном счете избирателями; от имперскойнациональной политики к политике, основанной на равноправии и самоопределениинародов в Российской Федерации.
Длявыполнения этих задач правотворческая деятельность должна отвечать рядутребований. Прежде всего она должна быть законодательно урегулированной так,чтобы был сформирован работающий механизм по выявлению, учету и согласованиюинтересов всех групп и слоев российского общества, по созданию юридическисовершенных нормативно-правовых актов. На уровне Федерального Собрания РФтребуется выработка основополагающих в этой сфере нормативно-правовыхдокументов — регламентов палат, в особенности Государственной Думы; на уровнесубъектов Федерации — создание модельного регламента их законодательных(представительных) органов, в котором были бы отражены общие принципы иособенности их собственной законодательной деятельности и участия в федеральномзаконотворчестве. Особое внимание федеральный законодатель должен уделять системному,кодификационному право-творчеству, результатом которого станут крупные блокиправовых норм, комплексно регулирующие области, виды общественных отношений.
Вторым позначению после правотворчества видом юридической деятельности является правоприменение— властное индивидуально-правовое регулирование общественных отношений.Основное предназначение правоприменительной деятельности — проведение в жизньправовых норм с учетом индивидуальных особенностей ситуации.
Кроме того,через правоприменение осуществляется государственное принуждение в случае нарушенияправовых норм. И здесь на первое место выходит правосудие, органы которого тожедействуют на основании закона. Однако их деятельность не ограничиваетсяприменением права в точном смысле этого слова. «Правосудие,— отмечает С. С.Алексеев,— это не механическое претворение в жизнь писаных юридическихпредписаний (как это было в советскую эпоху), а само живое право, право в жизни».Сказанное означает, что суды при решении конкретных дел могут и должныприменять принципы и нормы международного права, которые в соответствии с КонституциейРФ являются составной частью правовой системы России. Они также должныориентироваться и на фундаментальные правовые ценности— права человека, которыемогут быть закреплены лишь в самом общем виде в принципах права или правовогосознания. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственнодействующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов,деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.и обеспечиваются правосудием» (ст. 18 Конституции РФ). Если в ходерассмотрения дела суд установит факт несоответствия акта государственного илииного органа закону, то решение принимается в соответствии с законом (ст. 120Конституции РФ).
КонституцияРФ установила также широкий круг новых и уточнила известные ранее права гражданв области судопроизводства и правовой системы в целом: право каждого человекана судебную защиту всеми не запрещенными законом способами, право наобжалование в суд действий и решений не только должностных лиц, но и органовгосударственной власти, местного самоуправления, общественных объединений,право на обращения в межгосударственные органы по защите прав и свободчеловека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовойзащиты, право на получение квалифицированной юридический помощи, право пользоватьсяпомощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу илипредъявления обвинения, право считаться невиновным до вступления в силуприговора суда (презумпция невиновности), право на освобождение отсвидетельских показаний против себя самого и своих близких родственников, правона возмещение ущерба, причиненного государством, и др. В нашей правовой системевозрожден институт присяжных заседателей.
Перечисленныеновеллы говорят о том, что роль и значение правосудия в нашей странемногократно возрастают и в перспективе статус решений судебных органов долженприблизиться (в сфере прав человека) к статусу судебных решений в странахпрецедентного права. Конституция РФ дает юридические основания для такоговывода.
Третьим видомюридической деятельности является правовое поведение граждан, организаций иорганов, складывающееся в конечном счете во всеобъемлющий правовой порядокв стране. В любом государственно-организованном обществе законодатель можетустанавливать те или иные юридические нормы и принципы, тот или иной правовойстатус лиц и организаций, а общественное правовое сознание — стремиться ижелать установления и (или) соблюдения каких угодно прав и свобод, каких угодноправовых режимов, но если это не будет воплощено в реальном правовом порядке,то уровень правовой культуры в данном обществе станет отражать не идеальныемотивы и стремления, а то, что есть на самом деле.
Последним посчету, но не по значению, является такой компонент правовой системы, какнормативно-правовые акты — писаное право, составляющеенормативно-правовуюподсистему правовой системы. С точки зрения юристов позитивистской ориентации,нормативно-правовые акты суть центр правовой системы, а с позиции сторонниковестественно-правовой доктрины, отстаиваемой в настоящей работе,— это не болеечем важный ее компонент. Но считать подход позитивистов полностью ошибочнымбыло бы методологически некорректно: это стиль мышления, мировоззрение, имеющееизвестные конкретно-исторические обоснования и пределы.
Термин «законодательство»в теории и на практике используется в широком и узком смысле. В узком смысле – этосистема действующих законов. Законодательство в широком смысле слова означаетвсе действующие в стране нормативные акты.
Важныминовеллами являются следующие серьезные «приобретения» нашей правовой системы завремя реформ.
Новеллапервая. Конституция РФ имеет сейчас не только высшую юридическую силу (так былои раньше. хотя формально-теоретически), но и прямое действие, что означаетправо и обязанность суда, других органов государственной власти и управления,всех должностных лиц при отсутствии необходимого закона применятьнепосредственно Конституцию, на которую в таком случае делается прямая отсылка.Например, пока в РФ не будет принят федеральный закон о замене военной службыальтернативной гражданской службой суды при обращении к ним граждан,вероисповеданию которых несение военной службы противоречит, должны будутссылаться на п. 3 ст. 59 Конституции РФ. И такая практика уже имеется.
Новеллавторая. Согласно п.З ст. 15-Конституции РФ «неопубликованные законы неприменяются». Данная норма направлена на искоренение практики «тайнойдипломатии» советского государства против своего народа, которая была широкораспространена и выражалась в том, что неопубликованные нормативные актырегулировали, а точнее, ограничивали права и свободы советских граждан,налагали на них новые обязанности. Но еще более важно положение п. 3 о том, чтоне только законы, но и «любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы иобязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения».
Новеллатретья. В силу п.4 ст. 15 Конституции «общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры Российской Федерации являютсясоставной частью ее системы. Если международным договором Российской Федерацииустановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора». Приведенное правило, во-первых, делает нашу правовуюсистему открытой для передовых, прогрессивных положений, принципов и норм международногоправа, так как они теперь входят в нее составной частью, и, во-вторых,устанавливает приоритет норм, содержащихся в международных договорах РоссийскойФедерации, перед внутринациональным законодательствам. Сказанное относится и кмеждународным договорам СССР, так как Россия является его правопреемником.Наиболее важное значение имеют Пакты о гражданских и политических, а также обэкономических, социальных и культурных правах 1966 г. и конвенции Международной орга-•низации труда (МОТ).
В российскойправовой системе происходят ныне и другие весьма важные изменения. Например,резко возрастает роль закона в системе источников права. Такое положениеобусловлено общим духом и смыслом Конституции РФ, провозгласившей Россиюдемократическим федеративным правовым государством, прямым ее указанием на то,что законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4), а суды,установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иногооргана закону, принимают решение согласно закону (ст. 120).
Сегодня вРоссии идет процесс становления частного права. Государство встает на защитутех договоренностей, которые заключили между собой частные лица. Этот процессможно сравнить с разгосударствлением социалистической собственности,приватизацией. Как в сфере экономики появляется субъект, наделенный частнойсобственностью, так и в правовой сфере возникает субъект, наделенныйсущественной автономией, независимостью, возможностью самостоятельно, свободнои в своем интересе решать свои частные дела, не причиняя при этом ущерба правами законным интересам» других лиц, т. е. субъект, частное право которогогарантируется государством. Это приводит к росту значения диспози-тивногометода правового регулирования.
Принципиальноновым феноменом в истории. российской правовой системы является наделение всехсубъектов РФ правом издания законов, что приведет к формированию наряду сфедеративной нормативно-правовой системой самостоятельных региональныхнормативно-правовых систем, а в рамках федеративного права, кроме того, должнасложиться новая подсистема -коллизионное право (п. «п» ст. 71 Конституции РФ.)Это значительно усложняет правовое регулирование, но увеличивает «приближенность»субъекта регулирования к объектам, а также роль правосудия как центра разрешениявсевозможных споров и коллизий.
Российскаяправовая система находится ныне в ситуации глубоких структурных реформ. Приэтом основным направлением ее развития — является построение правовогогосударства на базе развитого гражданского общества, где центральным звеном,высшей ценностью выступали бы права человека, реально обеспеченные,гарантированные и защищенные.
Заключение
В качествезаключения подведем краткие итоги проделанной работы.
Итак,нормативно-правовой акт – это официальный документ уполномоченногогосударственного органа, содержащий правовые нормы.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любогообщества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические,трудовые, семейные и иные правоотношения.
Нормативно-правовойакт содержит правила общего характера, обязательные для неопределенного кругалиц, рассчитанные на многократное применение, действующие независимо от того,возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные такимактом.
Нормативно-правовойакт — это ведущий источник права в системах романо-германского права, к которымотносится и Россия. В ряде случаев определение правового акта как нормативногоили индивидуального играет значительную роль в правоприменительнойдеятельности. Например, в ходе судебного разбирательства. Нормативно-правовыеакты носят общеобязательный характер и служат нормативным основанием длявынесения судебного решения. Индивидуально-правовые акты при разрешениисудебных споров не имеют приоритетного характера и оцениваются судами наряду сдругими материалами по делу.
Нормативный правовой акт –это разновидность правового акта, принимаемого полномочным на тоорганом и содержащего правовые нормы, т.е. предписания общегохарактера и постоянного действия, рассчитанные на многократноеприменение.
Нормативные акты в России подразделяются:
3) В зависимости от особенностей правового положения субъектаправотворчества на:
· нормативные акты государственных органов;
· нормативные акты иных социальных структур (муниципальныхорганов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
· нормативные акты совместного характера (государственных
органов и иных социальных структур);
· нормативные акты, принятые на референдуме;
4) в зависимости от сферы действия, на:
· общефедеральные;
· нормативныеакты субъектов Федерации;
· органовместного самоуправления;
· локальные.
3) в зависимости от срока действия, на:
· неопределенно-длительного действия;
· временные.
В периодстановления гражданского общества в нашем государстве и мире в целомнормативно-правовой акт не стоит на месте и развивается как понятие, так и каксовокупность норм, направленных на регулирование общественных отношений. Наданный момент не избежать и трудностей с его развитием. Так в российскойправовой системе у нормативно-правовых актов существуют как достоинства, так инедостатки. Решая вопросы о действии законов, иных нормативных актов,содержащихся в них норм права, необходимо четко определить, что такое нормативно-правовойакт. К сожалению, единого, общепризнанного понятия этих правовых явлений нет нив законодательстве, ни в юридической науке. Это способствует принятию судами решений,которые трудно признать правильными, появлению выводов, которые можно оспорить.
Говоря пропути повышения эффективности действия нормативных правовых актов в российскомобществе необходимо говорить про развитие и продвижении эффективностигосударства и правовой системы в целом.
Необходимостьповышения эффективности действий нормативных правовых актов в РоссийскойФедерации диктуется развитием общественных отношений в обществе в целом.Становление демократического государства, гражданского общества и правовогогосударства подразумевают собой развития правовой системы и правосознания всегообщества. Отсюда появляются новые отрасли права, новые институты и субинститутыправа. Дабы регулировать их государство и издает новые нормативные правовыеакты, которые и направлены на урегулирование данных отношений.
В заключениеданной работы хочется только сказать, что нормативные правовые акты имеют оченьважное значение в правовой системе и в обществе в целом. Их роль с каждым днемвозрастает с каждым днем.
Список использованной литературы
1. Нормативныеакты
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). РГ от 25 декабря 1993 г. № 237
2. Федеральныйзакон от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации». РГ от 27 июля 2002 г. № 137
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации ч. Iот 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ
4. ЗАКОНРФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 11.12.2002) «О Языках народов РФ». ВедомостиСНД и ВС РСФСР», 12.12.1991, № 50, ст. 1740.
5. УказПрезидента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силуактов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации инормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». // РГ №99. 28.06.1996.
6. СЗ РФ. 1996. №49. Ст. 5506.
2. Научнаялитература
1. Вестник ВАС РФ.1997. № 12. С. 57
2. БюллетеньВерховного Суда РФ. 2000. № 7. С.1; 2003. №3. С. 1.
3. Теориягосударства и права Учебное пособие по теории государства и права // ДиаконовВ.В. Allpravo.RU. — 2004
4. А.В.Малько.Теория государства и права// Юристъ. – М., 2001г. – С.174.
5. Постатейныйнаучно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллективаученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина(Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие ПредседателяКонституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. — ЗАО «Библиотечка «Российскойгазеты», 2003 г
6. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д.Карповича.-М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.
7. Хропанюк В.Н.Теория государства и права.// «Инверстиль». М., 2000.
8. Теориягосударства и права. Учебник / С.С. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский идр.; под ред. С.С. Алексеева. – М., 1998.
9. Бабаев В.К.Теория государства и права. М. Юристъ. 2006.
10. Черниловский З.М.Всеобщая история государства и права: Учебник.М.2005г
11. Д.Н. Бахрах. «Законодательство».Ноябрь 2004 г.
12. Российскаягазета. 1997. 21 августа. См. также СЗ. 2002. №3. Ст. 225; № 10. Ст. 1000; №13. Ст. 1210; № 20. Ст. 1855.
13. Зивс С.Л.Источники права. М., 1981. С. 10.
14. Мицкевич А.В.Акты высших органов советского государства. Юридическая природа нормативныхактов высших органов государственной власти и управления СССР. М., 1967. С. 25.
15. Мицкевич А.В.Указ. Соч. С. 34.
16. Давыдова М.Л. Оюридической природе нормативно-правовых предписаний: основные научные концепции// Журнал российского права. 2003. № 10. С. 78.
17. I№slauraliomag№a, кн. VIII, §§ 50-63, Собрание сочинений, врус.перев. Бибикова, т, I, стр. 600-602.
18. ШершеневичГ.Ф. Общая теория права. Том 1,2. Москва, издание Бр. Башмаковых, 1910 г.