Нормирование воздействий на растительный и животный мир

Содержание
Введение
1. Предельнодопустимые нормы нагрузки на природную среду (ПДН)
2. Нормированиевоздействий на растительный мир
3. Нормированиевоздействий на животный мир
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
Всоответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерациинормирование качества окружающей природной среды производится с цельюустановления предельно допустимых норм воздействия, гарантирующих экологическуюбезопасность населения, сохранение генофонда, обеспечивающих рациональноеиспользование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развитияхозяйственной деятельности. При этом под воздействием понимается антропогеннаядеятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурныхинтересов и вносящая физические, химические, биологические изменения вприродную среду.
Определеннаятаким образом цель подразумевает наложение граничных условий (нормативов) какна само воздействие, так и на факторы среды, отражающие и воздействие, иотклики экосистем. Принцип антропоцентризма верен и в отношении историиразвития нормирования: значительно ранее прочих были установлены нормативыприемлемых для человека условий среды (прежде всего, производственной). Темсамым было положено начало работам в области санитарно-гигиеническогонормирования. Однако человек не самый чувствительный из биологических видов, ипринцип «Защищен человек — защищены и экосистемы», вообще говоря, неверен.
Ускоряющеесяснижение биоразнообразия России — исчезновение популяций и видов, экосистем,исторически сложившихся ландшафтов — ведет к опасному ослаблению жизнеобеспечивающихфункций живой природы России, ограничению возможностей развития страны винтересах настоящего и будущего поколений.

1.Предельно допустимые нормы нагрузки на природную среду (ПДН)
ПДН— это максимально возможные антропогенные воздействия на природные комплексыили ресурсы, при которых не происходит нарушения устойчивости экосистем.
Вцелях оценки обшей устойчивости экосистем к антропогенным воздействиямиспользуют следующие показатели: 1) запасы живого и мертвого органическоговещества; 2) эффективность образования органического вещества или продукциирастительного покрова; 3) видовое и структурное разнообразие.
Ученые— экологи установили, что чем значительнее фитомасса (древесина, травянистаярастительность и др.), тем стабильнее среда. При этом главное значение имеютфотосинтезирующие организмы, поскольку они являются не только основнымисточником биомассы, но и определяют пищевые условия для всех остальных звеньевэкосистемы, а также в значительной степени состав воздуха.
Потенциальнаяспособность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку безнарушения основных функций экосистем называется емкостью природной среды илиэкологической емкостью территории.
Регулированиекачества природной среды должно начинаться с определения антропогенныхнагрузок, допустимых с экологической точки зрения, а региональноеприродопользование должно соответствовать экологической «выносливости»территории.
ЗаконРФ «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.) требует, чтобы при формированиитерриториально-производственных комплексов, развитии промышленности,строительстве, реконструкции городов и т.д. применение ПДН предусматривалось вобязательном порядке. Предельную хозяйственную нагрузку на территориальныеприродные комплексы устанавливают региональные ПДН. На отдельные виды природныхресурсов, например, предельное число скота на единицу пастбищных угодий,устанавливают отраслевые ПДН.
Генеральнымстандартом для природоохранительной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76«Система стандартов в области охраны природы и улучшения использованияприродных ресурсов» (введен в действие в 1977 г. с изменением № 1, 2,утвержденными в июле 1979 г. и августе 1987 г. (ИУС 8-79, 12-87). Стандартустанавливает основные положения системы стандартов, направленных на охрануприроды и улучшение использования природных ресурсов. Стандарты в областиохраны флоры и фауны закреплены в 5 и 6 группах ССОП.
2.Нормирование воздействия на растительный покров
Растительныйпокров – один из наименее защищенных компонентов ландшафта, повсеместноподвергающийся воздействию антропогенной деятельности и страдающий от нее впервую очередь. Часто разрушение растительного покрова приводит к созданиюусловий, невозможных для жизни человека; происходят экологические катастрофы.Роль растительности необычайно многообразна; вся жизнь на Земле зависит отрастительности – это единственные в своем роде организмы, способные производитьорганическое вещество из неорганического, а также необходимый для жизникислород. Остальные функции растительности опираются на эту главную –энергетическую – функцию. Ресурсная (в том числе пищевая и кормовая), биостационная,санитарно-оздоровительная роли растительности прямо связаны с ее энергетическойфункцией, а ландшафтно-стабилизирующая, водоохранная, рекреационная и другиефункции зависят от нее косвенно. Нарушение хотя бы одной из функций ведет кдестабилизаци равновесия как в растительных сообществах, так и в ландшафте вцелом. Воздействия на растительность могут носить прямой и косвенный характер.К числу прямых воздействий относится непосредственное уничтожениерастительности (вырубка лесов, сдирание дернины, выжигание участков срастительностью, распашка лугов, создание водохранилищ и пр.). Косвенные воздействияопосредованы другими факторами, которые меняет антропогенная деятельность:изменение уровня грунтовых вод, изменение микроклимата, загрязнение атмосферы ипочвенного покрова.
ОбщепринятыхПДК для растительности пока нет, а санитарно-гигиенические нормативы длязагрязняющих веществ в воздухе и воде не пригодны для растительности, так какрастительность более чувствительна к химическому загрязнению, чем человек.Поэтому для оценки состояния растительности в районе воздействия любого объектаиспользуются биотические (геоботанические) критерии, которые не толькочувствительны к нарушениям окружающей природной среды, но и наиболеепредставительны и наилучшим образом помогают проследить зоны экологическогосостояния экосистемы по размерам в пространстве и по стадиям нарушения вовремени. Ботанические показатели специфичны, так как разные виды растений иразличные растительные сообщества в разнообразных географических условиях имеютнеодинаковую чувствительность и устойчивость к нарушающим воздействиям и,следовательно, одни и те же показатели для квалификации зон экологическогосостояния экосистемы могут варьироваться для разных ландшафтов. При этомучитываются признаки изменений растительности на разных уровнях: организационной(фитопатологические изменения) популяционном (ухудшение видового состава ифитоценометрических признаков) и экосистемном (соотношение площадей вландшафте).
Приэтом учитываются негативные изменения как в структуре растительного покрова(уменьшение площади коренных ассоциаций), так и на уровне растительных сообществи отдельных видов (популяций): изменение видового состава; ухудшениеассоциированности; ухудшение возрастного спектра ценопопуляций доминантов.Плотность популяции видов-индикаторов — один из важнейших показателей состояниярастительности, высокочувствительной к основным антропогенным факторам. Врезультате техногенного воздействия плотность популяции отрицательныхвидов-индикаторов будет снижаться, а положительных — возрастать. Одним изсущественных параметров ценопопуляций (совокупность особей вида или близкихвидов в растительном сообществе) является возрастной аспект — доля участия вценопопуляций особей разных возрастных состояний. Возрастные состоянияустанавливаются либо на основе комплекса морфобиологических признаков, либо наосновании абсолютного возраста в тех случаях, когда его определение непредставляет особых затруднений. Показатели повреждения растительности особоохраняемых природных территорий свидетельствуют о негативных изменениях в средеобитания, имеющих субрегиональный и региональный характер.
Аэротехническийпуть поступления поступления загрязнителей в растения через их ассимиляционныеорганы определяет деградацию лесных биоценозов в условиях воздействия выбросовразличных промышленных предприятий.
Состояниелесной растительности можно рассматривать как индикатор уровня антропогеннойнагрузки на природную среду обитания (повреждение древостоев или хвоитехногенными выбросами), уменьшение запаса древесных ценных породсвидетельствует о процессе деградации лесных экосистем в результате неудовлетворительнойлесохозяйственной деятельности.
Такойпоказатель, как уменьшение проективного покрытия и продуктивности пастбищнойрастительности нужно рассматривать как индикатор повышенной антропогеннойнагрузки на данный участок территории. Изменение проективного покрытияпроисходит в результате различных типов антропогенного воздействия натравянистую растительность, главными из которых являются механические нарушенияфитоценозов (выпас, рекреация, проезд тяжелого транспорта вне дорог) и химическоевоздействие, приводящее к изменению жизненного состояния видовых популяцийчерез изменение процессов метаболизма (обмена веществ) и водного баланса.Некоторые критерии состояния агроценозов свидетелствуют о неблагополучнойэкологической обстановке территории в целом: развитие вредителей на посевах,гибель посевов, увеличение засоренности агроценозов.
Прихимическом загрязнении территории дополнительно оцениваются следующие нарушениярастений:
а)нормального соотношения массы наземных и подземных органов растений;
б)процесса преобразования растений от начала развития до его завершения: задержкабутонизации и торможение цветения, предотвращение образования плодов.
Наиболееинформативные биогеохимические критерии оценки состояния растительных экосистемСоотношение Состояние травянистой растительности Норма Риск Кризис Бедствие
углерод/азот
кальций/стронций
кальций/фосфор
Уровень содержания химических элементов в растениях по превышению максимально допустимого уровня:
— ртуть, кадмий, свинец, мышьяк, сурьма, никель, хром
-таллий, бериллий, барий
— алюминий, олово, висмут, марганец, галлий, германий, индий, иттрий
Уровень содержания биологически важных микроэлементов в растениях, мг/кг воздушно-сухого вещества растений
— медь
— цинк
— железо
— молибден
— кобальт
— бор
8-12
Более 100
1 -2
1,1 — 1,5
Менее 1.5
Менее 1,5
10-20
Менее 30
Менее 50
2-3
Менее 0,3
Менее 1
8-6
10-100
0,4-1
1,5-5
1.5-5
1,5-2
20-80
30-60
50-100
3-10
0,3 — 1,0
1-30
6-4
1-10
0,1 -0.4
5-10
5-10
2-10
80 – 100
60- 100
100-200
10-50
1 -5
30 — 300
Менее 4
Менее 1
Менее 0.1
Более 10
Более 10
10-20
Более 100
100-500
200 – 500
Более 50
5-50
Более 300
Растениячасто более чувствительны к химическому загрязнению, чем человек, поэтому ПДК загрязняющихвеществ в воздухе, используемые в качестве санитарно-гигиенических нормативов,не годятся для растительности (особенно для вечнозеленых деревьев икустарников). За неимением других следует пользоваться этими нормативами, вносяпоправки на сопутствующие обстоятельства (состав и существующее состояниерастительности, район деятельности).
Дляоценки качества состояния растительности используют многочисленные параметры.Среди них:
•уменьшение биологического разнообразия (индекс разнообразия Симпсона, % отнормы);
•плотность популяции вида — индикатор антропогенной нагрузки (%);
•площадь коренных ассоциаций (% от общей площади);
•лесистость (% от оптимальной зональной);
•плотность зеленых насаждений в крупных городах и промышленных центрах (%).
НормативыПДК для растительности представлены концентрациями загрязняющих веществ ватмосферном воздухе в зоне лесных насаждений. На сегодня нормативы ПДК для лесадостаточно полно разработаны только для особо охраняемых территорий (например,для территории, где расположена музей-усадьба Ясная Поляна) или для зончрезвычайной экологической ситуации (например, для лесов в окрестностях г.Братска). В дальнейшем можно ожидать, что аналогичные нормативные требованиябудут распространены и на другие районы.
Сегодняучеными установлено, что лес реагирует на более низкие концентрации содержаниязагрязняющих веществ в атмосферном воздухе, чем человек.
Сравнениепредельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухедля человека и древесных пород приведено в табл. 1.
Таблица1 – Предельно допустимые, максимальные разовые и средние концентрации вредныхвеществ для человека (ПДК) и древесных пород (ПДК-Л) в воздухеВредные вещества Предельно допустимые концентрации, мг/м3 для человека для древесных пород максимальные разовые среднесуточные максимальные разовые среднесуточные
Азота оксиды
Ангидрид сернистый
Аммиак
Бензол
Взвешенные вещества (пром. пыль, цемент)
Метанол
Оксид углерода
Пары серной кислоты
Сероводород
Соединения фтора газообразные (в пересчете на фтор)
Формальдегид
Хлор
0,085
0,5
0,2
0,5
0,5
5,0
0,3
0,008
0,02
0,035
0,1
0,04
0,05
0,04
0,1
0,05

3,0
0,1
0,008
0,005
0,003
0,03
0,04
0,3
0,1
0,1
0,2
0,2
5,0
0,1
0,008
0,02
0,02
0,025
0,02
0,015
0,04
0,05
0,05
0,1
3,0
0,03
0,008
0,003
0,003
0,015
Оценкивоздействия любого вида антропогенной деятельности на растительный покровзатруднены тем, что отсутствуют какие-либо определенные количественныенормативы состояния растительности. Здесь возможны только экспертные оценки,позволяющие получить комплексную оценку состояния и устойчивостирастительности, хотя в данном случае приходится полагаться на профессионализм иопыт экспертов.
Вчисле биотических показателей оценки состояния экосистем и геосферных оболочекпредлагается выделять пространственные, динамические и тематические показатели,из которых наибольшее значение имеют ботанические.
Ботанические(геоботанические) критерии не только чувствительны к нарушениям окружающейсреды, но и наиболее представительны («физиономичны»), наилучшимобразом помогают проследить зоны экологического состояния по размерам впространстве и по стадиям нарушения во времени. Ботанические показатели весьмаспецифичны, так как разные виды растений и разные растительные сообщества вразных географических условиях имеют неодинаковую чувствительность и устойчивостьк нарушающим воздействиям и, следовательно, одни и те же показатели дляквалификации зон экологического состояния могут существенно варьироваться дляразных ландшафтов. При этом учитываются признаки негативных изменений на разныхуровнях: организменном (фитопатологические изменения), популяционном (ухудшениевидового состава и фитоценометрических признаков) и экосистемном (соотношениеплощадей в ландшафте). Ранжирование состояния экосистем по ботаническим критериямпредставлено в табл. 2 (усредненные основные показатели, районированные дляопределенных зональных условий).
Таблица2 – Ботанические критерии нарушенности экосистемОценочные показатели Классы состояния экосистем норма риск кризис бедствие
Ухудшение видового состава и характерных видов флоры
Повреждение растительности(например, дымом)
Относительная площадь коренных (квази) сообществ, %
Биоразнообразие (уменьшение индекса
 разнообразия Симпсонна), %
Лесистость (% от зональной)
Гибель посевов
(% площади)
Проективное покрытие
 пастбищной растительности (% от нормального)
Продуктивность пастбищной растительности (% от потенционального)
Естественная смена субдоминантов
Отсутствие Повреждение
Более 60
Менее 10
Более 80
Менее 5
Более 8
Более 80
Уменьшение обилия господствующих видов
Повреждение наиболее чувствительных видов
60–40
10–20
70–60
5–15
70–60
70–60
Смена господствующих видов на вторичные
Повреждение средне чувствительных видов
30–20
25–50
50–30
15–30
50-20
20–10
Уменьшение обилия господствующих видов
Повреждение слабо чувствительных видов
Менее 10
Более 50
Менее 10
Более 30
Менее 10
Менее 5
Наиболееинформативные биохимические показатели поражения лесных экосистем приведены втабл. 3. При обосновании и оценке воздействия на флору (растительный мир)рекомендуется рассматривать следующее:
1)характеристику лесной и другой растительности в зоне воздействия объекта иоценку состояния преобладающих растительных сообществ;
2)редкие, эндемичные, занесенные в Красную книгу виды растений, описание ихместообитания;
3)оценку устойчивости растительных сообществ к воздействию;

Таблица3 – Биохимические критерии оценки нарушенности экосистемПоказатели (по содержанию химических веществ в сухой массе трав, мг/кг) Классы состояния экосистем норма риск кризис бедствие
Максимально допустимое соотношение концентрации 3B
Максимально допустимое содержание Рв, Cd, Hg, Аs, Sв
Содержание Тl, Sе (по превышению фона)
Содержание Аl, Sn, Вi, Te, Wo, Mn, Ga, Ge, Jn, Jt (по превышении фона)
12–8
1,1–1,5
Менее 1,5
 8–6
2–4
2–4
 1,5–2
6–4
5
5–10
2–10
Менее 4
10
Более 10
10–50
4)прогноз изменений в растительных сообществах при реализации проекта;
5)функциональное значение преобладающих растительных сообществ, прогноз измененийих функциональной значимости при реализации проекта;
6)оценку пожароопасности растительных сообществ;
7)последствия прогнозируемых изменений в растительности для жизни и здоровьянаселения, его хозяйственной деятельности;
8)оценку рекреационного воздействия и прогноз изменений в растительности привозможных изменениях рекреационных нагрузок (с учетом устойчивости растительныхсообществ к воздействию);
9)мероприятия по сохранению растительных сообществ: редких, эндемичных,занесенных в Красную книгу видов растений; продуктивности растительныхсообществ; качеству растительной продукции;
10)мероприятия по обеспечению пожарной безопасности лесов и других растительныхсообществ;
11)оценку ущерба, причиненного растительности вследствие нарушения и загрязненияОПС (воздуха, воды, почв), рубки лесной растительности и перепланировкитерриторий;
12)объем природоохранных мероприятий по охране лесной и другой растительности,компенсационные мероприятия, в том числе в случае аварий.
Особенностииспользования, охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковойрастительности закреплены в главе 19 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.)
2.Нормированиевоздействия на животный мир
Федеральный закон«О животном мире» (ст. 17) предусматривает, что нормирование вобласти использования и охраны животного мира и среды его обитания заключаетсяв:
1) установлениилимитов использования объектов животного мира;
2) установлениистандартов, нормативов и правил в области использования и охраны животного мираи среды его обитания.
ВЗаконе не определяются критерии, с учетом которых должны устанавливаться лимитыиспользования животного мира.
Лимитыиспользования объектов животного мира устанавливаются при охоте, рыболовстве, атакже добычи животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства.
Дляприродопользователей эти нормативы определяются в лицензиях на пользованиеприродными ресурсами, нормы отвода земель утверждены Министерствомстроительства РФ.
Длярыбохозяйственных целей используется предельно допустимая концентрация в водеводоема (ПДКвр) — это максимальнаяконцентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать вредноговлияния на популяции рыб, в первую очередь промысловых.
Относительноводных биоресурсов требования по нормированию изъятия конкретизированыФедеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологическихресурсов». Общие допустимые уловы водных биоресурсов во внутренних водахРоссийской Федерации, в том числе во внутренних морских водах РФ, втерриториальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительнойэкономической зоне РФ, в Азовском и Каспийском морях, а также квоты добычи(вылова) водных биоресурсов, предоставленные Российской Федерации всоответствии с международными договорами, устанавливаются применительно котдельным видам квот (ст. 30). Законом предусмотрены, в частности, квоты добычи(вылова) водных биоресурсов для осуществления:
— промышленного рыболовства (за исключением прибрежного рыболовства) наконтинентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ(промышленные квоты);
— прибрежного рыболовства во внутренних морских водах РФ, в территориальном мореРФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ(прибрежные квоты);
— рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях (научные квоты);
— рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях;
— рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водныхбиоресурсов;
— для организации любительского и спортивного рыболовства;
— в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционнойхозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири иДальнего Востока Российской Федерации;
— для Российской Федерации в районах действия международных договоров РФ вобласти рыболовства и сохранения водных биоресурсов;
— в исключительной экономической зоне РФ для иностранных государств,устанавливаемые в соответствии с международными договорами РФ в областирыболовства и сохранения водных биоресурсов;
— промышленного рыболовства во внутренних водах РФ, за исключением внутреннихморских вод РФ (промышленные квоты пресноводных водных объектов).
Общиедопустимые уловы водных биоресурсов ежегодно распределяются федеральным органомисполнительной власти в области рыболовства и утверждаются федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование вобласти рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Переченьконкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов,численности, традиций в использовании, получаемой продукции, утверждаетсяПравительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира,отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц,норка, соболь, белка, олень, гуси, утки, куропатки и др.
Нормыдобычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соответствии с ихчисленностью и расчетом сохранения их поголовья.
Срокиохоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания иразмножения.
Вопросыиспользования орудий и средств охоты регулируются Постановлением ПравительстваРФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способовдобывания объектов животного мира», типовыми правилами охоты, действующими вразных регионах, и другими нормативными актами.
Охотазапрещена полностью на животных, которые принадлежат к редким и исчезающимвидам животных, занесенных в Красную книгу. В Российской Федерации, к примеру,не допускается охота на тигра, зубра, снежного барса, белого медведя, лебедя,аиста и др.
Правовоерегулирование рыболовства осуществляется на основе специальных нормативныхактов, образующих рыболовное законодательство.
Указанноезаконодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добываниеводных беспозвоночных и морских млекопитающих.
Правиларыболовства предусматривают места, сроки, орудия лова, перечень запрещенных клову рыб. Указаны в них и нормы лова (количество экземпляров или вес рыбыопределенного вида в сутки на одного рыболова или на одну лодку).
Устанавливаютсяопределенные сроки лова рыбы с учетом биологических особенностей воспроизводстваотдельных ее видов.
Существуюттакже законодательные запреты на лов рыбы особо ценных, редких или исчезающихвидов, а также лицензионный порядок отлова некоторых видов рыб.
Нормативыизъятия каждого вида биологических ресурсов определяются на основе их видовыхособенностей, способности к самовосстановлению. Для охотничьих животных,например, величина изъятия (норматив) определена в размере годичного приростапоголовья и может корректироваться с учетом метеорологических условий сезона,условий размножения, смертности, возрастной структуры популяций и другихпоказателей. У лося, с учетом числа двоен в приплоде и размера гибели,ежегодный прирост поголовья — 20-30%, а хозяйственный прирост (по числугодовиков) — 10-16% стада, поэтому и норма отстрела не выше 15% (обычно 10%).Хозяйственный прирост кабана — 10-15% (по сеголеткам до 50%), таковы и нормыотстрела (если не требуется снижения его численности). У массовых видовживотных в зависимости от фазы динамики численности нормы дифференцированы: приподъеме численности они увеличиваются, при уменьшении — снижаются. Белка можетдавать за сезон размножения два помета, и при пятидесятипроцентной смертностибельчат годичный прирост поголовья может составлять 100-500%. В годы высокойчисленности допускается изъятие до 300% исходной численности. У тетерева нормаотстрела 20% для токовиков (весенняя охота) или 15% осенней численности. Урябчика нормы отстрела от осенней численности аналогичны.
Вцелом регламентация добычи животных должна обеспечить долговременноенеистощительное использование ресурсов животного мира и представляет собойсистему приемов и мер, направленных на получение максимальной продукции присохранении оптимальной биологической продуктивности эксплуатируемых популяцийживотных. Простейшие формы регламентации — пространственные ограничения изапреты: территориальные (в зонах покоя, заказниках, воспроизводственныхучастках); временные (по срокам добычи), причем круглогодичные рациональны лишьв тех случаях, когда снижение численности вызвано перепромыслом. Нормирование,также относящееся к регламентации изъятия, помимо охотничьего хозяйстваначинает внедряться и в любительское рыболовство в форме ограничений по видаморудий лова и размеру ячеи. Следует помнить, что регламентация добычи — подвижнаяфункциональная система и для ее правильного применения необходим постоянныйконтроль за состоянием эксплуатируемых популяций.
Ст.22 ФЗ «О животном мире» предусматривает, что любая деятельность,влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшениеусловий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществлятьсяс соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Такжепредусматривается выделение защитных участков территорий и акваторий, накоторых запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности илирегламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненныециклы объектов животного мира. На территориях государственных природныхзаповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природныхтерриториях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется всоответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливаетсяФедеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».
Дляоценки состояния животного мира отсутствуют четкие и определенные, в том числеколичественные, критерии и нормы, в связи с чем наиболее часто используетсяметод экспертных оценок, требующий определения соответствующих показателей.
Входящиев состав тематических биотических зоологические критерии и показатели оценкисостояния экосистем, т. е. нарушения в животном мире, могут рассматриваться какна ценотических уровнях (видовое разнообразие, пространственная и периодическаяструктуры, биомасса и продуктивность, энергетика), так и на популяционных (пространственнаяструктура, численность и плотность, поведение, демографическая и генетическаяструктуры).
Позоологическим критериям может быть выделен ряд стадий процесса экологическихнарушений территории. Ввиду сильной разногодичной изменчивости зоологических показателей(не менее 25%), некоторые из приводимых критериев даются за 5–10-летий период. Ранжированиесостояния экосистемы по этим критериям приведено в табл. 3.
Таблица3 – Зоологические критерии оценки нарушенности экосистем Оценочные показатели Классы состояния экосистем норма риск  кризис бедствие
Частота антропозоонозных заболеваний
Падеж домашних животных, %
Биоразнообразие (% от исходного)
Плотность популяции вида – индикатора антропогенной нагрузки, %
Случайная
Случайно
(
Менее 5
Менее 10
Спорадическая
 (10–20)
10–20
10–20
Регулярная
 (20–50)
25–50
20–50
Массовая
 (> 50)
Более 50
Более 50
Такимобразом, при обосновании и оценке воздействия на фауну (животный мир)рекомендуется рассматривать следующее:
1)характеристику животного мира в зоне воздействия объекта;
2)оценку территории в зоне воздействия объекта как мест обитания основных группживотных (для рыб – зимовальные ямы, места нагула, нереста и т. д.);
3)прогнозизменений животного мира при строительстве и эксплуатации объекта;
4)оценку последствий изменений животного мира в результате реализации проекта;
5)мероприятия по снижению ущерба водной и наземной фауны и сохранению основныхмест обитаний животных при строительстве и эксплуатации объекта;
6)оценку ущерба животному миру вследствие изменения условий обитания приреализации проектных решений. Компенсационные мероприятия;
7)объем природоохранных мероприятий и оценку стоимости компенсационныхмероприятий и мер по охране животного мира при нормальном режиме эксплуатацииобъекта, а также в случае аварий.
Охранасреды обитания, условий размножения и путей миграции животных.
Закон«О животном мире» устанавливает общее правило о том, что любая деятельность,влекущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий ихразмножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться ссоблюдением требований по охране животного мира.
Вчастности, при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов,предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих ивнедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборотцелинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований,проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определениимест выпаса скота, туристических маршрутов и организации мест массового отдыхаи т. д. должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению средыобитания и путей миграции животных.
Приразмещении и строительстве транспортных магистралей, линий электропередачи исвязи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должныосуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и местих постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22Закона о животном мире).
Вцелях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хозяйственномотношении животных выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющиеместное значение, но необходимые для осуществления их жизненного цикла. На нихзапрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируютсясроки и порядок их проведения.
Наобеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и разрушениянаправлены также нормы земельного, лесного, водного законодательства,законодательства о недрах и особо охраняемых природных территориях.
Наиболееполное и эффективное сохранение животных сообществ может быть обеспечено взаповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемыхтерриториях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограниченопользование животным миром, а также всякая деятельность, не совместимая сцелями охраны животных.
Вцелях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных,воспроизводство которых в естественных условиях невозможно, специальноуполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условийдля разведения их в неволе — в полувольных условиях и искусственно созданнойсреде обитания (ст. 26 Закона о животном мире). При этом лица (как юридическиетак и физические), которые занимаются содержанием и разведением животных,обязаны гуманно обращаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарныеи зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены кответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.
Закон«О животном мире» предусматривает специальные меры по предотвращению гибелиживотных при осуществлении производственных процессов. Эти требованияконкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997,которым утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мирапри осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатациитранспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи».Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную,лесохозяйственную и лесопромышленную деятельность, эксплуатацию транспортныхмагистралей и объектов, линий передачи и связи, промышленные иводохозяйственные процессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты идр.
Так,запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов иудобрений без соблюдения мер по охране животных, должны устанавливатьсяспециальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистраляхв местах концентрации животных, предусматриваться переходы для мигрирующих животныхпри строительстве трубопроводов, не допускается применение в сельском хозяйстветехнологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.
Винтересах охраны животного мира в Российской Федерации издается Красная книгаРФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведения о состоянии редких,исчезающих и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, онеобходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).
Основаниемдля включения в Красную книгу того или иного вида животных служат данные обизменении их численности, условий существования, требующие принятия срочныхмер. Включение в Книгу означает повсеместное запрещение уничтожения, отлова,отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.
Всоответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «ОКрасной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периодымежду ее изданиями подготавливаются и распространяются перечни (список)животных, занесенных в Красную книгу.
Законодательствомрегулируется добывание животных для зоологических коллекций (ст. 29 Закона оживотном мире) — фондовых научных коллекций зоологических институтов,университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных,живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.
Всезоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую,учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонатыколлекций независимо от формы их собственности подлежат государственному учету.
Порядокобращения с зоологическими коллекциями установлен Постановлением ПравительстваРФ от 17.07.96 «О порядке государственного учета, пополнения, хранения,приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территориюзоологических коллекции».
Закономо животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животногомира — акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25),регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей,предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.

Заключение
Существеннымнедостатком системы экологического нормирования является отсутствиеинтегральных показателей предельно допустимого воздействия на отдельныекомпоненты природной среды и экосистемы в целом. Для обеспечения устойчивого(ноосферного) развития важно знать границу количественного изменения нормативовэкосистемы, при котором сохраняется биологическое разнообразие в экосистеме,продолжаются процессы обмена веществ и энергии и не меняется способфункционирования различных ее компонентов.
Всеперечисленные показатели и, прежде всего, ПДК, допустимая суточная доза (ДСД)токсичных загрязнителей и др. не охватывают и не отражают всех аспектов влияниязагрязнителей не только на здоровье человека, но и на экосистему и еекомпоненты. Отсутствие их учета привело к снижению качества среды, еедеградации, коррозионной активности по отношению к строительным системам.Поэтому оценка воздействия различных загрязнителей на здоровье человека и наокружающую среду только по рассмотренным выше нормам недостаточна. Кроме того,все рассмотренные нормативы разработаны для поддержания существующего уровняпотребительского отношения к природопользованию и недостаточны для обеспечениясохранения устойчивости экосистем в целом.

Списоклитературы
1)Федеральныйзакон № 52 «О животном мире» от 24 апреля 1995г. (в ред. Федеральных законов от11.11.2003 N 148-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от31.12.2005 N 199-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 20.04.2007 N 57-ФЗ, от06.12.2007 N 333-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от30.12.2008 N 309-ФЗ);
2)Федеральныйзакон № 33. «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 15, ч. 2) от 14марта 1995г;
3)Федеральныйзакон № 94 «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г.;
4)Лесной кодексРоссийской Федерации от 29 января 1997 г. N 22 (с изменениями от 30 декабря2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г.);
5)ПостановлениеПравительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах поохране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и средыих обитания» от 19 января 1998 г.;
6)ПостановлениеПравительства РФ «Об установлении предельных размеров платы за пользованиедикими животными по разрешениям (лицензиям) на добычу от 19 июня 1994 г.//Собрание законодательства РФ. 1994, № 9;
7)Постановление Правительства РФ „О правилах, сроках и перечняхразрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животногомира“ от 18 июля 1996 г. //Собрание законодательства РФ. 1996, № 31;
8)ПостановлениеПравительства РФ от 30 августа 2001г. N 643 „Об утверждении перечня видовдеятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальскойприродной территории“;
9) ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. № 158 «О красной книгеРФ»;
10) ПостановлениеПравительства РФ от 13 августа 1996 № 997 «Требования по предотвращению гибелиобъектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а такжепри эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи иэлектропередачи»
11) Закон РФ»О Международной конвенции по биоразнообразию” от 17.02.1995г.;
12) ГОСТ17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшенияиспользования природных ресурсов»
13) Бринчук М. М –Экологическое право, 1998г.;
14) Нормативыкачества окружающей природной среды. ПДК загрязняющих веществ в атмосферномвоздухе зон произрастания лесообразующих древесных пород – Утвержден МинприродыРФ, Рослесхзом 10.05.95г.;
15) Концепция –Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на уникальную экологическуюсистему озера Байкал на период 2002-2007 гг. – Российская академия наук, Байкальскийинститут природопользования;
16) Новиков Ю.В.Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. — М: ФАИР-ПРЕСС, 2004;
17) Охранаокружающей среды: Учеб. / Белов С. В., Барбинов А. Ф., Козьяков А. Ф. и др. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Высш. шк., 2004.
18) А. Н. Матвеев,В. П. Самусенок, А. Л. Юрьев – Оценка воздействия на окружающую среду. Учебноепособие, 2007 г.