Введение
Гражданское право нередкоотождествляют с частным правом, для которого в отличие от права публичного(государственного, административного, уголовного) характерна юридическаясамостоятельность его субъектов, выраженная в широком использовании началаравенства, диспозитивности, в свободе предпринимательской деятельности идоговора.
Имущественные отношенияразнообразны и складываются не только на рынке, но и в иных сферах общественнойжизни. В этих случаях они приобретают значительные правовые особенности идолжны регулироваться нормами смежных отраслей права: административного(бюджетное финансирование, налоги), семейного (алименты), природоохранительного(использование земель и природных ресурсов), трудового.
Однако в законодательныхактах названных отраслей широко используются категории и понятия гражданскогоправа: собственность, сервитуты, договор, имущественная ответственность в формештрафов и убытков и т.д. В связи с этим необходимо разграничение отношений инорм различных отраслей национальной правовой системы, и возникает вопрос овозможности субсидиарного применения более разработанных норм гражданскогоправа к имущественным отношениям смежных отраслей.
Эта непростая теоретическаяи практическая проблема решается по-разному в зависимости от особенностейотдельных групп имущественных отношений и указаний по этому вопросу,содержащихся в ГК и отраслевых кодексах (законах).
Цель данной работырассмотреть применение норм гражданского права в административныхправоотношениях.
Задачи работы: показать соотношениеадминистративного и гражданского права; раскрыть государство как субъектгражданского права; рассмотреть применение норм гражданского права кадминистративным актам о государственной регистрации.
1. Соотношение административногои гражданского права
Наряду сгражданско-правовыми актами гражданские правоотношения могут порождатьсяадминистративными актами государственных органов и органов местногосамоуправления, предусмотренными законом и иными правовыми актами в качествеоснования возникновения гражданских правоотношений. Такие акты являются посвоей природе ненормативными и непосредственно направлены на возникновениегражданских прав и обязанностей у конкретного субъекта — адресата акта.
В истории нашегогосударства при существовании государственной централизованно регулируемойэкономики на формирование содержания гражданских правоотношений, опосредовавшихэкономические процессы, большое влияние оказывали плановые акты пораспределению товаров и продукции, по определению объема, характера, количестваи содержания услуг и т.п., являвшиеся разновидностью административных актов.
В условиях рыночнойэкономики в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностейвыступают качественно иные административные акты. Так, одним из основныхсредств упорядочения рыночных отношений является лицензирование отдельных видовпредпринимательской деятельности. Выдача государственным органом или органомместного самоуправления какому-либо субъекту права лицензии означаетпредоставление ему права осуществлять, не выходя за границы лицензии,определенную деятельность (например, оказание платных юридических, банковскихуслуг и т.д.) либо совершать определенные сделки (например, внешнеэкономическиепо вывозу стратегически важного сырья, валютные операции, связанные с движениемкапитала, и т.д.).
Другой разновидностьюадминистративных актов, порождающих гражданские права и обязанности, являютсяакты, подобные вынесению органами государственной власти или местногосамоуправления решений об изъятии земельных участков, которые не используются всоответствии с их назначением, а также подобные реквизиции имущества, прикоторой в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иныхобстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах обществавозмездно изымается у собственника по решению государственного органа.
Чрезвычайно важную роль впроцессе возникновения, изменения или прекращения гражданских правоотношенийиграют такие административные акты, как государственная регистрация юридическихдействий и событий.
Особым видом юридическихактов являются судебные решения, устанавливающие гражданские права иобязанности. В качестве примера можно привести решения о признании правасобственности на самовольное строение при условии, что земельный участок вустановленном порядке будет предоставлен застройщику; о принудительномзаключении договора на условиях, определенных в судебном решении, и им подобные.
Юридические поступки — правомерные действия субъектов, с которыми закон связывает определенныеюридические последствия независимо от того, была ли у субъектов цель достижениятого или иного правового результата. Например, к числу таких юридических фактовотносятся находка потерянной вещи, обнаружение клада. Эти действия, если дажесубъекты не предполагали этого, при определенных условиях порождают у них правособственности на найденную вещь, обнаруженный клад. Несомненно, что кюридическим поступкам относится и создание произведений литературы, науки иискусства. Авторское право на эти результаты интеллектуальной деятельностивозникает в силу самого факта их создания. Автор может даже и не знать окомплексе прав, которые возникают у него, но он становится их обладателем приналичии самого факта создания произведения. В силу отмеченного нельзя отнести кюридическим поступкам создание изобретения, полезной модели и промышленногообразца, так как права на изобретение, полезную модель и промышленный образецмогут возникнуть при признании указанных технических решений таковыми патентнымведомством и выдаче патентов на изобретение, промышленный образец исвидетельства на полезную модель.
2. Государство как субъект гражданского права
2.1 Особенности государства каксубъекта права
Будучи носителем власти ивоздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночныеотношения, государство одновременно является субъектом гражданского права, наделеннымособыми правовыми чертами, и выступает участником разнообразных рыночныхопераций. Стремление освободить российское государство от хозяйственнойдеятельности, выраженное в экономических программах последних лет и заявленияхправительственных деятелей, ответственных за развитие экономики, можетограничить сферы и интенсивность участия государства в имущественном обороте,но не изменит его общего правового статуса как особого субъекта гражданскогоправа. Это необходимо как для отечественных рыночных отношений, так и длямеждународных экономических связей, в которых современные государства активноучаствуют и являются гарантом их развития.
ГК определяет основыгражданско-правового статуса государства в гл. 5. Нормы по этому вопросусодержатся и в других главах ГК, а также в ряде федеральных законов, преждевсего, в Бюджетном кодексе, определяющем порядок распоряжения финансовымиресурсами государства.
Россия — федеративноегосударство, и ГК признает субъектами гражданского права наряду с РоссийскойФедерацией ее субъекты (республики, края, области, города федеральногозначения, автономная область и округа), а также муниципальные образования(городские и сельские поселения). В совокупности их принято именовать влитературе обобщенным термином «государственные образования».
Конституционно-правовойстатус отдельных государственных образований имеет принципиальные различия.Российская Федерация является суверенным, международно признанным государством,в то время как ее субъекты и муниципальные образования не обладаютсуверенитетом, входят в ее состав, в силу собственных законов могут иметьразличный объем полномочий и систему органов. Однако с точки зрениягражданского законодательства как субъекты гражданского права они в принциперавны: ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общиеправила выступления в имущественном обороте.
Согласно ст. 124 ГКгосударственные образования выступают в отношениях, регулируемыхгражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений- гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормыгражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное невытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Эти важные формулировкиГК означают, что государственные образования являются собственниками, могутсовершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иныхгражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могутзащищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Спецификагосударственных образований проявляется прежде всего, в особом порядке ихвозникновения и прекращения, а также в структуре органов, представляющих их вимущественных отношениях. Кроме того, государственные образования не могут бытьносителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются, в силу своихфизиологических свойств, граждане.
Для выступления вимущественном обороте государство в соответствии с основными началамигражданского права должно обладать правоспособностью, т.е. способностью бытьносителем гражданских прав и обязанностей. ГК прямо не говорит о наличии угосударства этого качества, однако из смысла и назначения его норм, преждевсего ст. 125, следует, что государство правоспособностью обладает.Выяснения требует, однако, вопрос об объеме такой правоспособности.В литературе она оценивается по-разному: как общая, специальная, целевая.Большого практического значения этот спор не имеет, ибо очевидно, чтогосударственные образования должны обладать гражданской правоспособностью вовсех сферах имущественного оборота, представляющих для них интерес, кроме тех,которые связаны с физиологическими качествами граждан (физических лиц).
Будучи субъектомгражданского права и носителем права собственности, государственные образованиямогут использовать все предоставляемые гражданским законодательством способывозникновения и защиты гражданских прав. Этот правовой аспект выражен внекоторых нормах ГК недостаточно четко. Так, в ст. 153 ГК сделками названытолько действия граждан и юридических лиц, а в п. 1 ст. 1064 ГКговорится о возмещении вреда, причиненного имуществу гражданина и юридическоголица, и не называются государственные образования. Пробел восполняетст. 124 ГК, согласно которой к государству применимы нормы, относящиеся кюридическим лицам.
Свою правоспособностьгосударственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, кругкоторых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законахсубъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношенияхпрактически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансовРоссийской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральнымимуществом.
Круг органов другихгосударственных образований, представляющих их в гражданско-правовыхотношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в Законе об общихпринципах организации местного самоуправления. СогласноЗакону г. Москвы 1995 г. от имени г. Москвы выступает Мэргорода, который своими действиями приобретает и осуществляет имущественные иличные неимущественные права и обязанности (ст. 52). Органы местногосамоуправления и их компетенция определены в гл. 6Закона г. Москвы.
Государство можетвыступать в имущественном обороте также с использованием институтапредставительства, что прямо допускается п. 3 ст. 125 ГК; это значит,что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственныхобразований могут по специальному поручению выступать государственные органы,юридические лица и граждане. Осуществление некоторых гражданско-правовыхопераций государство возлагает на специализированные организации, прежде всегобанки. Такие представители получили наименование агентов государства.
Реализация полномочийРоссийской Федерации как собственника в отношении находящихся в федеральнойсобственности акций в открытых акционерных обществах, в том числе «золотойакции», осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлениемПравительства РФ от 3 декабря 2004 г… Согласно Положению права акционераот имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлениюфедеральным имуществом, которое выдает необходимые письменные директивы своимпредставителям в органах названных АО. В этих случаях также используетсягражданско-правовой институт представительства.
В ряде статей ГК вкачестве представляющего государственные образования органа называется казна(ст. 214, 215, 1069-1071), причем определение ее правового статуса недается. Согласно действующему ныне законодательству Федеральное казначейство находитсяв ведении Министерства финансов РФ и является органом, обеспечивающимисполнение государственного бюджета и его кассовое обслуживание. Таким образом,казна имеет специальные статус и задачи; поэтому в гражданско-правовыхотношениях с третьими лицами от имени государства должны выступать Министерствофинансов РФ и его нижестоящие органы, как это и имеет место на практике.
2.2 Формы участия государства в имущественном обороте
Государственныеобразования участвуют в имущественном обороте в различных качествах: каксобственник, как сторона в разного рода сделках, как наследник или получательвыморочного имущества. Государство может быть также носителем правинтеллектуальной собственности (авторских и патентных), когда это специальнопредусматривается законодательством.
В литературе выделяетсяопосредованное участие государства в отношениях гражданского права сиспользованием созданных им государственных юридических лиц, когда «через этихюридических лиц косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвуети государство». Однако в условиях рынка коммерческие юридические лица всехвидов, в том числе и с государственным участием, действуют от своего имени, всобственных интересах, на свой риск и наделены хозяйственной самостоятельностью.Конструкция косвенного участия государства в гражданском обороте, не решаякаких-либо практических вопросов, может вести к необоснованному возложениюпоследствий ошибок государственных предприятий и учреждений на государство, чтобыло бы неправильно.
1. Государство каксобственник. Принадлежащие ему права собственности государство реализует преждевсего в рамках своих властных полномочий, принимая законодательные иадминистративные акты, влекущие гражданско-правовые последствия. Эти актыопределяют принадлежность собственности самой Российской Федерации, еесубъектам и муниципалитетам, устанавливают порядок приватизациигосударственного имущества, учреждают государственные унитарные предприятия иучреждения, на которые возлагается дальнейшее использование государственногоимущества. От имени государства совершаются разовые акты распоряжениясобственностью, в частности оказывается финансовая помощь при экстремальныхситуациях в отдельных регионах страны.
Государство через своиорганы ведет учет государственной собственности, а также включает в ее составновое имущество, которое становится государственной собственностью в силупредусмотренных в законодательстве (ст. 235 ГК) оснований: реквизиция,конфискация, изъятие недвижимого имущества, клады, бесхозное имущество и др.
Названные правомочия,которые юридически надо считать формами распоряжения собственностью,осуществляют Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Федеральное агентствопо управлению федеральным имуществом. Это Агентство является федеральныморганом исполнительной власти, наделенным функциями в области приватизации иполномочиями собственника, в том числе правами акционера в сфере управленияимуществом Российской Федерации. Государственной собственностью субъектов РФраспоряжаются их исполнительные органы, прежде всего правительства игубернаторы.
Правомочия владения ипользования своей собственностью государственные образования практическиосуществляют, прибегая к институту юридического лица. В этих целях создаютсягосударственные учреждения с различными задачами и унитарные предприятия,которые наделяются необходимым им государственным имуществом для егоиспользования на праве хозяйственного ведения и праве оперативногоуправления.
2. Государство каксубъект гражданско-правовых сделок. Выступление государственных образований вкачестве стороны гражданско-правовой сделки лишает их властных атрибутов иполностью переносит в сферу гражданского права, где стороны сделки равноправныи несут имущественную ответственность по своим обязательствам.
Круг совершаемыхгосударством сделок обширен. Это прежде всего государственные контракты напоставку товаров и выполнение работ для государственных нужд, когда в качествезаказчика выступает государственный орган, действующий от имени Российской Федерацииили ее субъекта. Порядок заключения и исполнения таких договоров определен в ГК(§ 4 гл. 30 и § 5 гл. 37) и более полно — в законах о выполнениитаких закупок и работ.
Другой распространеннойкатегорией сделок являются кредитные сделки с участием государства, котороеможет быть кредитором (кредитующей стороной) или же, напротив, — должником(заемщиком). Нормы о кредитных операциях государства имеются в ряде законовРоссийской Федерации и постановлений Правительства РФ. Бюджетный кодекс игодовые законы о бюджете Российской Федерации устанавливают пределы, в рамкахкоторых допускается совершение таких сделок. Порядок предоставления крупныхгосударственных кредитов обычно определяется специальными постановлениямиПравительства РФ, возлагающими их реализацию на Министерство финансовРоссийской Федерации.
В качестве заемщикагосударство выступает при выпуске государственных займов, облигаций и иныхценных бумаг. Изданы Генеральные условия эмиссии и обращения облигацийфедеральных займов, которые устанавливают, что эмитентом займов от имениРоссийской Федерации выступает Министерство финансов Российской Федерации, агенеральным агентом по их обслуживанию — Центральный банк РФ. Займы могутобъявляться также субъектами РФ.
Эмиссия и обращениегосударственных и муниципальных ценных бумаг определяются одноименнымФедеральным законом от 29 июля 1998 г., который допускает их выпусккак в отечественной, так и в иностранной валюте, и четко оговаривает, что онивыпускаются от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципальногообразования. Для обеспечения надежности таких ценных бумаг могут использоватьсяинституты страхования, а также гарантии.
От имени государственныхобразований заключаются соглашения о разделе продукции, которые дают субъектампредпринимательской деятельности право на возмездной основе и на определенныйсрок эксплуатировать крупные и перспективные месторождения нефти и газа. Ввидуобщегосударственной значимости таких соглашений они являются предметомспециального закона — Закона о соглашениях о разделе продукции.Особенность таких сделок состоит в том, что стороной в них является РоссийскаяФедерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительнойвласти субъекта РФ, на территории которого расположено предоставляемое для эксплуатацииместорождение. Российская Федерация, ее субъекты и муниципалитеты являютсястороной при предоставлении концессий (ст. 5 Федерального закона от 21июля 2005 г. «О концессионных соглашениях»).
При совершении крупных посуммам и значению гражданско-правовых сделок, в частности кредитов, государствоможет выступать в качестве гаранта (поручителя) по обязательствам другихсубъектов гражданского права, о чем говорится в п. 6 ст. 126 ГК. Запоследние годы практика выдачи таких гарантий (поручительств) от имениРоссийской Федерации и ее субъектов стала весьма распространенной, онипредоставляются для обеспечения разного рода обязательств, прежде всего придолгосрочном кредитовании на значительные суммы.
3. Государство какнаследник. Наследником государство может быть по завещанию, а при отсутствиинаследников принимает имущество умершего как выморочное. В первом случаедействуют общие правила гражданского законодательства о наследовании позавещанию, и статус государства не имеет правовых особенностей. Во втором — действуют специальные правила ст. 1151 ГК о наследовании выморочногоимущества и дополняющие их акты, которые определяют порядок учета ииспользования такого имущества.
2.3 Гражданско-правовая ответственность государства
Выступая субъектомимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должнонести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащегоисполнения. Законодательство РФ такую ответственность государствапредусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК два следующих ее начала.
Во-первых, РоссийскаяФедерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своимобязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц,кроме предусмотренных законом случаев (об этом далее). Данное правило нераспространяется на случаи выдачи государственными образованиями гарантий(поручительств) по обязательствам других лиц.
Во-вторых, РоссийскаяФедерация, ее субъекты, муниципальные образования отвечают по своим обязательствам,принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, котороезакреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственноговедения или оперативного управления, а также имущества, которое можетнаходиться только в государственной или муниципальной собственности. Это,согласно действующему законодательству, природные заповедники (п. 4ст. 27 Земельного кодекса), лесной фонд (ст. 19 Лесного кодекса),памятники культуры и некоторые другие виды имущества.
Наряду с названными началамиответственности государственных образований в ГК и других законах определеныконкретные случаи их ответственности. Они учитывают особенности договорной ивнедоговорной ответственности, а также ответственности за незаконныеадминистративно-правовые акты, изданные государственными органами всех уровней.
В ряде статей ГКпредусмотрена субсидиарная ответственность государственных образований пообязательствам созданных ими юридических лиц. Такая ответственность наступаетпо обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества(п. 5 ст. 115), а также по обязательствам учреждения принедостаточности находящихся в его распоряжении денежных средств (п. 2ст. 120). Аналогичную ответственность несет государство в случаебанкротства унитарных предприятий (п. 3 ст. 56).
Ответственностьгосударства наступает в случаях принятия им на себя гарантий (поручительств) пообязательствам других субъектов гражданского права (п. 6 ст. 126 ГК).Порядок предоставления таких гарантий определяется Бюджетным кодексом испециальными постановлениями Правительства РФ. Они указывают основания ипределы ответственности по выданной гарантии, которые могут быть и менее суммыобеспечиваемого гарантией денежного обязательства.
Принципиальное значениеимеет ст. 16 ГК, согласно которой убытки, причиненные гражданину илиюридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лицэтих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону илииному правовому акту акта государственного органа или органа местногосамоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующимсубъектом или муниципальным образованием (подробно см. § 3 гл. 3Учебника).
Особая норма установленав ст. 1070 ГК в отношении ответственности за вред, причиненный незаконнымидействиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.Вред, причиненный такими действиями, возмещается независимо от вины должностныхлиц, однако, если он причинен при осуществлении правосудия, то вина судьидолжна быть установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
В тех случаях, когда кгосударству переходит имущество в порядке наследования (по завещанию или каквыморочное), оно в пределах стоимости перешедшего к нему имущества отвечает подолгам наследодателя согласно общим правилам наследственного права(ст. 1175, п. 3 ст. 1151 ГК).
Говоря огражданско-правовой ответственности государства за причиненные убытки,необходимо иметь в виду, что она наступает при наличии общих основанийответственности, установленных ГК. Это означает, что размер убытков и наличиепричинной связи с действиями государства (его органов) должны быть доказанызаявителем требования, а государство в лице представляющего его органа можетссылаться на отсутствие вины, если законом не предусмотрена его безвиновнаяответственность (ст. 401 и 1070 ГК).
Многие нормы действующегозаконодательства гласят, что при ответственности государства таковую несет егоказна, которая в настоящее время, как было отмечено выше, выполняет особыезадачи. Согласно разъяснениям ВС РФ и ВАС РФ в случае предъявления гражданиномили юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результатенезаконных действий (бездействия) государственных органов или их должностныхлиц, ответчиком по такому требованию признается Российская Федерация, еесубъект или муниципальное образование в лице соответствующего финансового либоиного уполномоченного органа (п. 12 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от1 июля 1996 г. N 6/8). Это разъяснение имеет значение и для другихустановленных законом случаев ответственности государства.
3. Применение норм гражданского права к административным актам огосударственной регистрации
государствоправо гражданский административный
В современном российскомгражданском праве вопросы государственной регистрации приобретают все большеепрактическое значение. Можно выделить целый блок правовых норм, устанавливающихнеобходимость государственной регистрации тех или иных юридических фактов, атакже порядок ее осуществления.
Анализ действующегозаконодательства позволяет утверждать, что гражданско-правовая регистрацияимеет особенности в зависимости от того, что регистрируется: субъектыгражданских прав, объекты гражданских прав, гражданские права, сделки и другиеюридические факты. Рассмотрим каждый из указанных видов подробнее.
3.1Государственная регистрация субъектов гражданских прав
В нашей страненеобходимость государственной регистрации организаций, сопровождавшейсятребованием представить соответствующее разрешение, устанавливалась еще вдореволюционном законодательстве. Так, акционерным обществам приходилосьполучать согласие верховной власти или органов подчиненного управления, а такжеминистра внутренних дел, акционерным банкам — министра финансов и т.д.
В настоящее времярегистрации подлежат юридические лица и граждане, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица(индивидуальные предприниматели).
Правовая природарегистрации определяется, прежде всего, правовой природой самого юридическоголица и целями, которые ставит государство, вводя регистрацию юридических лиц.Таких целей несколько.
Первая — осуществлениегосударственного контроля за выполнением условий ведения предпринимательскойдеятельности. Регистрирующий орган обязан проверить, отвечают ли учредительныедокументы фирмы нормам законодательства России. Несоответствие предписаннымправилам — одно из немногих и, пожалуй, важнейших оснований отказа вгосударственной регистрации.
Вторая — получениегосударством статистических сведений, необходимых для регулирования экономики.
На органы юстициивозложена задача создания единого государственного реестра, однако пока она нерешена.
Государственнаярегистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Указом ПрезидентаРФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрациипредприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» ипредставляет собой официальное признание юридической личности организациигосударством (публичной властью).
Согласно Федеральномузакону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридическихлиц», государственная регистрация юридических лиц — это «акт уполномоченногофедерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесенияв государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидацииюридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии снастоящим Федеральным законом».
Аналогичные требованиядействуют практически во всем мире. Так, государственная регистрацияобязательна для любых уставных торговых товариществ: в странахромано-германской системы права — для акционерных обществ и товариществ сограниченной ответственностью, в странах англо-американского права — длякомпаний и корпораций.
Государственнаярегистрация юридических лиц, имея определенные национальные особенности, в тоже время обладает рядом характерных черт. Например, приобретение юридическимлицом правоспособности всегда определяется моментом государственнойрегистрации. В частности, об этом сказано в §22 Германского гражданскогоуложения.
Российскоезаконодательство, как и законодательство некоторых других стран,предусматривает специальную регистрацию граждан — физических лиц, занимающихсяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица. При этомпрактическое значение регистрации состоит в том, что гражданин имеет правозаниматься предпринимательской деятельностью только с момента регистрации вкачестве предпринимателя.
3.2Государственная регистрация объектов гражданских прав
Гражданский кодекс РФ непредусматривает регистрации объектов гражданских прав, а устанавливаеттребование о регистрации прав на них. Так, в ст.131 ГК РФ, которая называется «Государственнаярегистрация недвижимости», речь идет о регистрации прав на недвижимость исделок с ней. В пункте 2 данной статьи лишь упоминается о специальнойрегистрации или учете отдельных видов недвижимого имущества.
Объекты гражданских правбывают не только материальными, но и нематериальными. Поэтому законодательствотребует регистрировать результаты интеллектуальной деятельности и приравненныек ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции,выполняемых работ или услуг.
Однако далеко не всеобъекты интеллектуальной собственности нуждаются в такой регистрации. Например,объекты авторских и смежных прав охраняются независимо от какой-либорегистрации и выполнения иных формальностей, что предусмотрено Бернскойконвенцией об охране литературной и художественной собственности 1886 г., атакже Законом РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-I «Об авторском праве и смежныхправах».
К объектам авторскогоправа относятся произведения науки, литературы (в том числе программы для ЭВМ)и искусства. Для возникновения исключительных прав на указанные объектыдостаточно того, чтобы они имели творческий характер и были выражены вкакой-либо объективной форме (устной, письменной, имели вид звуко- иливидеозаписи, изображения и т.д.). Правообладатель может использовать знакохраны авторского права (предусмотренный Всемирной конвенцией об авторскомправе 1952 г.), который помещается на каждом экземпляре произведения и состоитиз трех элементов: латинской буквы «С» внутри окружности — c, имени обладателяисключительных авторских прав, года первого опубликования произведения. Восновном этот знак проставляется на произведениях литературы.
Однако на практикевозникает множество проблем, связанных с доказыванием авторства.
Чтобы обратиться в суд сиском о прекращении действий, нарушающих право, и о применении одной из трехмер, предусмотренных п.3-5 ст.49 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»(возмещение убытков, включая упущенную выгоду, либо взыскание дохода,полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, либовыплата компенсации в сумме от 10 до 50 тыс. минимальных размеров оплатытруда), необходимо представить аргументы, подтверждающие создание произведенияистцом. Роль таковых могут сыграть любые сведения, в частности, свидетельскиепоказания. Но более эффективным доказательством послужит свидетельство орегистрации и депонировании произведения в Российском авторском обществе,которое регистрирует: рукописи произведений (в том числе романов, повестей,учебных методических пособий); музыкальные произведения, произведения живописи,скульптуры, дизайна, графики; фотографические произведения; объектыдекоративно-прикладного искусства; аудио- и видеопроизведения; эскизы товарныхзнаков, логотипов и эмблем; авторское описание игр, лотерей, сценариевфестивалей и конкурсов и др. Можно зарегистрировать таким образом и коллекциюмоделей одежды, оформив ее в виде альбома и включив туда описания и изображениякостюмов.
Но при этом следуетучитывать, что в качестве авторов произведений могут быть зарегистрированытолько физические лица. Юридические лица по российскому законодательству немогут быть авторами произведений.
Таким образом,обязательной государственной регистрации объектов авторских и смежных прав несуществует.
Единственнойразновидностью государственной регистрации объектов авторского права являетсярегистрация программ для ЭВМ и баз данных, предусмотренная Законом РФ от 23сентября 1992 г. N 3523-I «О правовой охране программ для электронныхвычислительных машин и баз данных». Она также имеет факультативный характер иосуществляется Российским агентством по патентам и товарным знакам (Роспатент).Заявителем может быть как физическое, так и юридическое лицо, получившие исключительныеправа на использование программы для ЭВМ (базы данных) по закону (в силу фактасоздания или по наследству) либо по договору с правообладателем. Такаярегистрация влечет возможность передачи всех имущественных прав на программу(базу данных) только путем регистрации в Роспатенте договора о полной уступкеправ. Без такой регистрации сделка будет ничтожна.
В некоторых странахрегистрация объектов авторских прав необходима для обеспечения правовой охраныв судах (например, в США). Немецкое законодательство предусматривает, чтоавтор, выпускающий произведения анонимно или под псевдонимом, можетзарегистрировать свое истинное имя в реестре авторов, который ведется Патентнымведомством.
Обязательной регистрацииподлежат объекты промышленной собственности. Между объектами авторского ипатентного права существуют принципиальные различия. В частности, авторскоеправо охраняет форму произведения, для признания такого права не требуетсярегистрации или иного специального оформления произведения. Патентное же правоохраняет содержание объектов, и исключительные права на них возникают с моментагосударственной регистрации. В отличие от объектов авторского права, объектыпатентного права как решения определенных практических, зачастую технических,задач в принципе повторимы и могут быть разработаны независимо друг от другаразными людьми. Поэтому очень важно установить, кто первым создал новый объект- изобретение, полезную модель, промышленный образец. Как правило, онипоявляются на предприятиях, в лабораториях благодаря усилиям работников,состоящих в трудовых отношениях с работодателями.
Внедрение новых способов,веществ, устройств может дать существенную выгоду предпринимателю, повысить егодоходы. Однако для правомерного использования необходимо закрепление указанныхразработок за предпринимателем. Так, Закон РФ «О товарных знаках, знакахобслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» устанавливаетрегистрацию товарных знаков, наименований мест происхождения товаров, Патентныйзакон РФ — регистрацию изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.Регистрацию объектов промышленной собственности ведет Роспатент.
3.3Государственная регистрация прав и сделок
Государственнаярегистрация прав и государственная регистрация сделок неразрывно связаны междусобой. Государственная регистрация сделок была предусмотрена уже в Гражданскомкодексе РСФСР 1922 г., в ст.185 которого содержалось требование о регистрациипродажи строений в коммунальных отделах. Гражданский кодекс РСФСР 1964 г.устанавливал государственную регистрацию купли-продажи и дарения жилых домов идач, а также строительных материалов.
Основной разновидностьюрассматриваемой регистрации в настоящее время является государственнаярегистрация прав на недвижимость и сделок с недвижимостью, предусмотреннаяпрактически во всех современных правопорядках. В России Федеральный закон от 21июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним» (далее — Закон N 122-ФЗ) действует с 1998 г. При этомправа на недвижимость, возникшие до введения в силу названного акта, признаютсянезависимо от их регистрации и могут быть зарегистрированы по желанию ихобладателя. Однако государственная регистрация возникших после введения вдействие Закона N 122-ФЗ ограничений (обременений) или иной сделки с объектомнедвижимого имущества требует регистрации прав на данный объект, возникших довведения Закона N 122-ФЗ в действие.
В то же время письмомМинюста РФ от 16 августа 1999 г. N 6677-ПК разъяснено, что государственнаярегистрация прав, возникших до введения в действие Закона N 122-ФЗ, независимоот желания правообладателя требуется в случаях, когда подлежат обязательнойгосударственной регистрации возникшие после введения в действие Закона N 122-ФЗограничения (обременения) таких прав, в том числе, когда подлежат обязательнойгосударственной регистрации сделки, связанные с ограничением (обременением)этих прав. Таким образом, если после введения в действие Закона N 122-ФЗ лицозаключает, например, договор об ипотеке или договор доверительного управления,то права, возникшие до введения в действие Закона N 122-ФЗ, требуютгосударственной регистрации. Однако в случае, когда лицо после введения вдействие Закона N 122-ФЗ заключает, например, договор купли-продажи илидарения, то права, возникшие до введения в действие данного акта, могут бытьзарегистрированы по желанию их обладателей.
Обязательнойгосударственной регистрации, согласно п.2 ст.4 Закона N 122-ФЗ, подлежат правана недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформленыпосле введения в действие Закона N 122-ФЗ.
Вопросы регистрациисделок с недвижимостью приобретают все большее значение в практической работеюридических лиц, предпринимателей и всех граждан. Некоторые виды сделок невызывают особых проблем, поскольку механизм их регистрации сравнительно четкоопределен законодательством и отработан практикой (в частности, договорыкупли-продажи квартир, нежилых зданий и др.).
Иные же требуютдополнительных разъяснений законодателя, выработки практических механизмовреализации (договоры аренды недвижимости, сделки с предприятиями и др.).Договор аренды в соответствии со ст.606 ГК РФ представляет собой соглашение, покоторому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату вовременное владение и (или) пользование. Договор аренды недвижимого имуществаподлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.Регистрация сделок с недвижимостью осуществляется на основе Закона N 122-ФЗ,причем п.1, 2 ст.26 предусматривают регистрацию права аренды недвижимогоимущества.
В соответствии с п.1ст.131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности и другиевещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение,переход и прекращение. Перечень вещных прав содержится в п.1 ст.216 ГК РФ, и внего не входит право аренды. Последнее может быть признано ограничением правасобственности, но при этом нет необходимости регистрировать право арендыотдельно от договора аренды. Заключенный договор аренды является ограничениемправа собственности. К тому же в п.3 ст.26 Закона N 122-ФЗ говорится о том, чтоименно договор аренды помещения или части помещения, а не право регистрируетсякак обременение прав арендодателя. Пункт 1 ст.4, а также абз.6 п.6 ст.12 ЗаконаN 122-ФЗ предусматривают регистрацию аренды как ограничения (обременения), ноне права аренды.
В пункте 2 ст.609 ГК РФтакже установлена обязанность регистрировать не право аренды, а договор арендынедвижимого имущества. В соответствии с п.2 ст.651 ГК РФ государственнойрегистрации подлежит договор аренды здания или сооружения, заключенный на срокне менее года. Таким образом, Гражданский кодекс РФ не требует регистрироватьправо аренды.
Как видим, возникаетопределенное несоответствие между положениями Гражданского кодекса РФ и ЗаконаN 122-ФЗ, что ведет к различному толкованию перечисленных норм и применению ихна практике. Чтобы устранить эти недоразумения, необходимо либо внестисоответствующие изменения в ГК РФ, либо привести в соответствие с ГК РФ ст.26Закона N 122-ФЗ, установив обязательность государственной регистрации лишьдоговора аренды. Второй вариант, на наш взгляд, предпочтительнее.
В пункте 6 Обзорапрактики разрешения споров, связанных с применением Закона N 122-ФЗ, разъяснено,что положения ГК РФ не предусматривают обязательной регистрации права арендынедвижимого имущества. Регистрация обременения вещных прав арендодателяпроизводится на основании ст.26 Закона N 122-ФЗ только при регистрации самогодоговора аренды недвижимого имущества. Регистрация права аренды не являетсясамостоятельной государственной регистрацией упомянутого права, а представляетсобой запись в Едином государственном реестре прав о произведеннойгосударственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Другим спорным вопросомпри регистрации договоров аренды является аренда нежилых помещений, заключенныхна срок менее одного года. Гражданский кодекс РФ не содержит определения жилыхи нежилых помещений. Согласно ст.1 Закона N 122-ФЗ, жилые и нежилые помещенияотносятся к недвижимости, тем самым они отграничиваются от таких объектов, какздания и сооружения. Поскольку Гражданский кодекс предусматривает, что пообщему правилу регистрации подлежат любые договоры аренды недвижимости(исключение сделано лишь для договоров аренды зданий и сооружений, заключенныхна срок до одного года), постольку договор аренды нежилого помещения,независимо от срока действия, подлежит государственной регистрации. Вряд ли этоположение можно признать логичным: получается, что при заключении договорааренды всего здания регистрация не требуется, а при заключении договора арендычасти здания она необходима. Данная ситуация рассмотрена в информационномписьме Президиума ВАС РФ от 1 июня 2000 г. N 53, в котором разъясняется, что,согласно ч.2 п.6 ст.12 Федерального закона «О государственной регистрации правна недвижимое имущество и сделок с ним» помещение (жилое и нежилое)представляет собой «объект», входящий в состав зданий и сооружений. Принимая вовнимание то, что нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным отздания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным,и то, что в Гражданском кодексе РФ отсутствуют какие-либо специальные нормы огосударственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к такимдоговорам аренды должны применяться правила п.2 ст.651 ГК РФ.
Разъяснения ВАС РФ имеютнемалое практическое значение, но судебная практика в Российской Федерацииисточником права не является и не может подменять собой правовые нормы.
Кроме государственнойрегистрации сделок с недвижимостью в соответствии с п.2 ст.164 ГК РФ,законодательством может быть установлена государственная регистрация сделок сопределенными видами движимых вещей, например, с некоторыми ограниченными в оборотевещами. В этом случае регистрация имеет правопорождающее значение и влияет надействительность соответствующих сделок.
В то же время такой видрегистрации не следует путать с технической регистрацией некоторых движимыхвещей, например, автомототранспортных средств или стрелкового оружия всоответствующих органах внутренних дел. Такая регистрация может влиять лишь наосуществление гражданских прав (например, допустим запрет эксплуатацииавтомобиля владельцем, не зарегистрированным в этом качестве в органах ГИБДД),но не на их возникновение, изменение или прекращение (в частности, правасобственности на автомобиль).
Особое место занимает внастоящее время государственная регистрация договоров о предоставлении прав наобъекты промышленной собственности. Так, государственной регистрации вРоспатенте подлежат договоры об уступке патента на изобретение, промышленныйобразец, договоры об уступке свидетельства на полезную модель, товарный знак.Кроме того, необходима регистрация лицензионных договоров на указанные объектыпромышленной собственности: исключительные, неисключительные, полные и другиевиды лицензий. Например, в 2000 г. Роспатентом было зарегистрировано 983лицензионных договора, объектами которых выступали изобретения, полезные моделии промышленные образцы, из них 179 — исключительных и 805 неисключительныхлицензий; 1130 договоров об уступке патента; 3175 договоров об уступкетоварного знака и 2799 лицензионных договоров о предоставлении права наиспользование товарного знака.
Говоря о регистрации сделокс результатами интеллектуальной деятельности, следует учитывать, что ГК РФ нетребует такой регистрации. В статье 164 ГК РФ говорится о регистрации сделок снедвижимым и движимым имуществом. В соответствии с п.1 ст.164 ГК РФ сделки сземлей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации вслучаях и в порядке, предусмотренных ст.131 Кодекса и нормами Закона N 122-ФЗ.Согласно п.2 ст.164 ГК РФ, законом может быть установлена государственнаярегистрация сделок с движимым имуществом определенных видов. В рамки настоящихположений не вписывается регистрация патентно-лицензионных договоров.
Нормы Патентного законаРФ, законов РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях местпроисхождения товаров» и «О правовой охране программ для электронныхвычислительных машин и баз данных», устанавливающие обязательность регистрациисделок с объектами исключительных прав в соответствии со ст.4 Закона РФ «Овведении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»,противоречат положениям ГК РФ. Только внесение соответствующих изменений вчасть первую ГК РФ позволит изменить сложившуюся ситуацию, хотя относительнонеобходимости регистрации патентно-лицензионных договоров сомнений нет ни узаконодателя, ни у правоприменителей. Об этом свидетельствует позиция пленумовВерховного Суда РФ и ВАС РФ, высказанная в п.17 постановления от 1 июля 1996 г.N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданскогокодекса Российской Федерации». Здесь установлено, что не могут быть вкладамипатенты, объекты авторских прав, включая программы для ЭВМ и т.п., т.е. объектыинтеллектуальной собственности, а также ноу-хау. Однако в качестве вклада можетбыть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу илитовариществу в соответствии с лицензионным договором.
Заключение
Отношенияадминистративного и финансового права, когда они имеют имущественноесодержание, четко отличаются от гражданско-правовых. Для них характерно наличиеу одной из сторон — государственного или муниципального органа — властныхполномочий, отсутствие диспозитивности в регулировании, а также специфическиемеры ответственности: административное предупреждение, лишение права,административный арест и др.
Поэтому п. 3ст. 2 ГК устанавливает, что к имущественным отношениям, основанным наадминистративном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числек налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданскоезаконодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Высшие судебные инстанцииРоссийской Федерации неоднократно разъясняли это положение ГК. Так, былоразъяснено, что при удовлетворении требований о возврате из бюджета суммденежных санкций, необоснованно взысканных налоговыми, таможенными и другимигосорганами, нормы ГК (ст. 395) об ответственности за неисполнениеденежного обязательства не применяются.
Финансовые отношениябывают двоякого рода. Иногда они однотипны с административными (налоги и сборы,бюджетное финансирование), являются предметом специальных актов и выходят зарамки гражданского права. Другим отношениям финансового, а точнееимущественного, характера (кредитование, расчеты, страхование) присущи всечерты отношений гражданского права, и они подчинены нормам ГК и дополняющих егозаконов.
Таким образом, врезультате проделанной работы цель данной работы была достигнута, все задачи –решены.
Список литературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят Государственной Думой 21октября 1994 г.
2. Гражданскоеправо. Том. 1. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под.ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К… – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 776 с.
3. Гражданскоеправо. Том. 2. Учебник. Издание шестое, переработанное и дополненное / Под.ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К… – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 848 с.
4. Гражданскоеправо. Том.1. Учебник. / Под. ред. Суханова Е.А., – М.: БЕК, 2003. – 786 с.
5. Административноеправо Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов.Москва, «ЗЕРЦАЛО ТЕИС», 2005.
6. Административноеправо. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 2006.