Новые информационные технологии в изучении истории психологии

Новые
информационные технологии в изучении истории психологии.

Одной из
тенденций развития современной цивилизации является ее движение в направлении
формирования постиндустриального информационного общества. Это движение
характеризуется несколькими взаимосвязанными процессами: глобализацией
общества, технологизацией социального пространства, информатизацией всех сфер
общественной практики. Основой этих процессов является понимание информации как
стратегически важного ресурса общества.

Психология в
целом и история психологии, как фундаментальная отрасль этой науки, не могут
остаться в стороне от этих процессов. В этой связи встает проблема
использования новых информационных технологий в культуре
историко-психологического исследования. Учитывая функции перспективных
информационных компьютерных технологий (см. работы К.К. Колина), можно наметить
наиболее перспективные и актуальные их направления и формы реализации в истории
психологии.

Во-первых, в
рамках получения и накопления новых знаний возможно перераспределение усилий и
временных ресурсов исследователей с поиска и уточнения фактологической основы
историко-психологического исследования (что безусловно останется необходимым
компонентом в работе любого историка науки) – на собственно содержательную,
аналитико-синтетическую и творческую работу за счет суммации интеллектуальных
усилий отдельных исследователей по формированию общедоступных баз данных в
едином информационном пространстве. Это важно еще и потому, что сообщество
историков психологии в России немногочисленно.

Во-вторых, с
точки зрения обеспечения информационного взаимодействия между историками
психологии, – повышается оперативность и интенсивность научной коммуникации,
что будет содействовать росту продуктивности историко-психологических
разработок, их внедрению в теорию и практику психологии.

В-третьих, в
контексте повышения историко-психологической грамотности
специалистов-психологов, информационно-компьютерные технологии дополнят
накопительно-знаниевую форму построения курсов истории психологии в вузах –
личностно-ориентированным и креативно-проблемологическим подходом.

В наиболее
полном виде эти возможности информационных технологий реализуются в системе
Всемирной паутины – Интернета. С этой точки зрения перспективным представляется
развитие специализированного сайта по истории отечественной психологии
(http://people.mtu.ru/Psychology), созданного в ноябре 2001 г. совместными
усилиями историков психологии Московской гуманитарно-социальной академии,
Института психологии РАН и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
Список
литературы

Ю.Н. Олейник.
Новые информационные технологии в изучении истории психологии.