Новые информационные технологии в процессе реформирования системы образования

Новые информационные технологии в процессе
реформирования системы образования
Д. В. Нестеров

Мир
сильно изменился, особенно в последнее столетие. Наука продвинулась в познании
природы, появилась и развилась промышленность с огромным количеством узко
специализированных отраслей, потребовавших широчайшей кооперации в планетарном
масштабе. Этот процесс стремительно нарастает и будет нарастать еще стремительнее,
потому что в его основе лежат объективные законы развития человеческой
цивилизации. Обществу неожиданно понадобились миллионы профессионалов в очень
узких областях науки и техники и, одновременно, миллионы управляющих, способных
управлять хозяйством в этих сложнейших условиях. А ведь нужно еще обеспечить
постоянное повышение квалификации этих миллионов!

Система
образования сегодня не имеет права, как на заре столетия, строить обучение на
усвоении суммы готовых знаний, на переливании опыта цивилизаций из старого
сосуда в новый. Поэтому практически во всех развитых странах сделан резкий
поворот на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять
проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать
получаемые знания и применять их для решения новых задач. Идеальная система
обучения должна:

Сформировать
у обучающегося желание учиться и цель обучения.

Поддерживать
мотивацию к обучению и творческой деятельности.

Обеспечить
каждого учащегося индивидуально-адаптированными учебными пособиями.

Дать
каждому учащемуся возможность занятий по индивидуальному графику

Непрерывно
оценивать результаты обучения.

Целью
образования сегодня не может быть насыщение обучаемого как можно большим
количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных
знаний, умений и навыков. Наши ученики должны сами уметь добывать необходимые
знания. Для решения этой цели необходимо воспользоваться и дидактическими
свойствами, которые нам представляют новые информационные технологии.

Под
дидактическими свойствами технологий понимаются те их стороны (свойства),
которые могут использоваться с дидактическими целями в учебно-воспитательном
процессе. Для компьютерных информационных технологий – это, в первую очередь:

подготовка,
хранение, систематизация, обработка и распечатка информации;

демонстрация
информации на экране дисплея;

возможность
использовать новейшие информационные технологии;

подключение
к любым электронным банкам и базам данных;

передача
и прием информации с компьютера на компьютер;

синхронный
обмен информацией с партнером (общение);

получение
информации от любого количества источников;

передача
сообщений одновременно любому числу абонентов;

синхронный
обмен информацией с партнерами;

передача
информации непосредственно на компьютер другим участникам конференция;

прием
информации от участников конференции;

возможность
размещения и хранения своего сообщения без точного указания адресата.

Что
представляет собой обычный хороший учебник? Это много различных текстов
(страниц, параграфов, разделов), в конце которых даны вопросы для самопроверки.
Кроме того, в каждом тексте автор обычно делает ссылки на другие тексты.
Оглавление (список текстов с указанием их начальных страниц-адресов) и
внутритекстовые ссылки являются элементами, объединяющими все это в единый
учебник. Если учебник предназначен для очных групповых занятий, то к нему
обязательно пишется методическое пособие для учителя – как проводить занятия.
Если учебник предназначен для самостоятельных занятий (самоучитель), то
методические советы включаются в учебник. Электронный учебник сделан точно так
же, как и обычный, но все тексты и методические материалы в электронном виде
хранятся на каком-либо машинном носителе информации. Все тексты перенумерованы,
номер каждого текста связан с его адресом хранения, значит, на каждый текст
можно сослаться указанием его номера. На экране компьютера ссылки на другие
тексты оформляются выделением (цветом, заливкой, шрифтом) отдельного слова или
предложения. Каждой ссылке соответствует номер (т.е. адрес) другого текста.
Кроме обычного учебного материала, электронный учебник включает в себя также
систему тестов для самопроверки, блок накопления и обработки статистических
данных о реальном протекании процесса обучения (например, график обучения,
ошибки и т.д.) и программу настройки (адаптации) обучающего курса на личность
обучаемого.

В
электронных курсах действуют две системы контроля знаний. Первая предназначена
для индивидуализации (адаптации) курса обучения, вторая – для аттестации
обучаемого. Обе системы позволяют производить адаптивный выбор следующего
вопроса в зависимости от правильности предыдущих ответов и возможность создания
различных заданий из одного набора вопросов. В аттестационных системах, кроме
того, используется адаптивная схема выбора вопросов для оптимального
определения уровня знаний учащегося. Сочетание гипертекстовых учебных пособий и
системы электронного контроля знаний, базирующиеся на технологиях Интернета,
позволяют, в перспективе, создать единую обучающую среду, адаптирующуюся под
уровень знаний и, фактически, создающую индивидуальный “электронный
учебник” для каждого обучающегося.

Образование
и Интернет- это особая тема для разговора. Как показывают исследования и
практика, Интернет помогает учителям повысить эффективность трех важных
элементов педагогического процесса: индивидуальной помощи ученикам,
распространения информации и привлечения учащихся к активной работе [1].
Во-первых, электронная почта обеспечивает прямой контакт учителя и ученика. Обмениваясь
сообщениями, они могут общаться не только в классе, но и после занятий, в любое
удобное для них время. Во-вторых, Web-узлы являются более действенным средством
распространения образовательной информации, чем лекции и доклады. Преподаватель
размещает текст лекции и иллюстрации на своей домашней Web-странице, а ученики
спокойно, не спеша, читают информацию, не отвлекаясь на то, чтобы лихорадочно
записывать учебный материал в тетрадь. В-третьих, школьные телеконференции
представляют собой совершенно новую форму взаимодействия между преподавателями
и учениками. Любой участник телеконференции, разместивший в Интернете свое
сообщение, может быть уверен в том, что его прочитают и заметят. В результате
создается виртуальное сообщество людей, объединенных общими интересами. Это тот
идеал, которого трудно добиться в обычных школах и институтах. Для реализации
таких методов обучения не требуется ни сложного оборудования, ни дорогих
программ. Достаточно иметь компьютерный класс с недорогими компьютерами невысокой
мощности, объединенными в сеть, подключенную к Интернету. Не нужны и
специальные знания по вычислительной технике, хватит обычной подготовки на
уровне пользователей [3].

Дистанционное
обучение является ещё одним преимуществом новых информационных технологий.
Согласно определению, это – образовательный процесс, во время которого
преподаватель и ученики находятся в различных географических точках [2]. В
результате педагогический процесс выходит за рамки традиционных ограничений на
единство времени и места. Дистанционное обучение – это современная
разновидность заочного образования, использующая в максимальной степени
современные информационные технологии (компьютеры, телекоммуникации,
аудио-визуальные средства). Основной принцип дистанционного обучения- не учащиеся
должны двигаться к знаниям, а знания – к учащимся! Использование методов
дистанционного обучения позволяет получать качественное образование в
отдаленных районах, учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с
физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для учащихся
и т.д.

Важно
отметить, что система дистанционного обучения не подменяет, а эффективно
дополняет традиционную систему образования, давая возможность любому человеку
учить то, что он хочет, тогда и где хочет, на языке, который он хочет.

Уже
сейчас в англоязычной части Интернета можно найти множество различных учебных
материалов и курсов обучения по самым разным направлениям – от искусства и
иностранных языков до социологии. Аудитория этих курсов чрезвычайно широка и
охватывает пользователей самого разного возраста. Учитывая, что по
распространению Интернета Россия отстает от Запада на несколько лет, можно
надеяться, что у нас еще все впереди. Но первые сдвиги заметны уже сейчас.
Более 40 российских вузов и несколько наиболее передовых школ имеют свои
Web-узлы. Хотя большинство из них использует Сеть в основном для
распространения информации о своей деятельности, некоторые учебные заведения
реализуют новаторские обучающие программы, в частности дистанционное обучение.

Список литературы

Kirkwood T.F. Computing today //
Global Education: From Thought to Action. Alexandria: ASCD, 1990.

Kirkwood T.F. What is Distance
Learning // International Conference, Moscow, 1992.

Lamy S.L. Computer education: A
Conflict of Images // Global Education: From Thought to Action. Alexandria:
ASCD, 1990.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru