Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский государственный технический университет
Кафедра «Экономика и управление»
Семестровая работа на тему:
«Новые принципыосуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ»
Выполнила
студентка гр. ЭФМ-557
Апарина Н.Л.
Проверил
Передунова С.В.
Волгоград — 2005
Содержание стр.
Введение
3
1. Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации
Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
4
Политика Центрального Банка на валютном рынке
10
2. Изменение валютного законодательства РФ
2.1Основные положения ФЗ №173-ФЗ от 10.12.2003 «О 15
валютном регулировании и валютном контроле»
Заключение
26
Список использованной литературы
27
Введение
В настоящее время российскаяэкономика, становясь неотъемлемой частью интернационального рынка товаров,услуг, технологий и капиталов, переживает период формирования исовершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
В системе регулированиярыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализациикоторой является валютное регулирование.
В настоящее время реформазаконодательства в области валютного регулирования и контроля направлена наупрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами инерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целяхобеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжаетсяработа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежнойсферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.
1. Валютная политика Центрального БанкаРоссийской Федерации
Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
В большинстве странцентральный банк является проводником государственной валютной политики,однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует нарядус центральным банком специально созданное ведомство — итальянское валютноебюро.
Валютная политикапредставляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулированиевнешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешиваниеплатежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общемвиде валютная политика состоит из следующих элементов:
· регулированиевалютного курса (механизм его установления,
поддержки уровня);
· управлениеофициальными валютными резервами;
· валютноерегулирование и валютный контроль;
· международноевалютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовыхорганизациях.[3]
Инструментами проводимойцентральными банками валютной политики являются валютные интервенции и, в тойили иной степени, практически все инструменты денежно-кредитной политики (дисконтнаяполитика, операции на открытом рынке, установление резервных требований кбанкам и др.). Таким образом, валютная политика теснейшим образом связана с денежно-кредитнойполитикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономическойполитики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним итем же учреждением — центральным банком. Во многих развитых странах не делаетсяразличий между валютной и денежно-кредитной политикой и для их обозначенияиспользуется один и тот же термин «монетарная политика».
Основнымипринципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерацииявляются:
1)приоритет экономических мер вреализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданноговмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов инерезидентов;
3) единство внешней и внутреннейвалютной политики Российской Федерации;
4)единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5)обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентовпри осуществлении валютных операций.[1]
Центральный банкРоссийской Федерации отвечает за проведение государственной валютной политикистраны.
Глава 9 Федеральногозакона «О Банке России» предусматривает разграничение полномочий ЦБР в областимеждународной и внешнеэкономической деятельности. В частности ЦБРпредставляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральнымибанками иностранных государств, в международных банках и иныхмеждународно-финансовых организациях. Причем в статье 51 специально оговорено,что Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранногокапитала и филиалов иностранных банков, осуществляет аккредитациюпредставительств кредитных организаций иностранных государств на территорииРоссийской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральнымизаконами.
Валютная политика любойстраны представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимыхроссийским государством и центральным банком в сфере валютных отношений иденежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны ипокупательную силу национальной денежной единицы. Это всецело относится и кРоссии. Валютная политика выполняет роль переходного моста на стыкенациональной и мировой экономики, превращаясь в важнейший инструмент созданияпредпосылок интеграции России в мирохозяйственные связи. Целями валютнойполитики Российской Федерации в период перехода от командно-административнойэкономики к рыночным отношениям являются:
· прекращениетак называемой «всеобщей долларизации всей страны»;
· поддержаниестабильности национальной валюты — российского рубля, т.е. более или менее стабильногокурса по отношению
к валютам других государств;
· созданиепредпосылок для введения полной конвертируемости рубля.[8, c21]
Валютную политику поформе и по существу нельзя отделить от всего круга проблем внешнеэкономическихсвязей. Например, валютный курс напрямую связан с движением товаров, услуг икапиталов, что находит свое конкретное обобщающее выражение в платежномбалансе страны. Следовательно, внешнеэкономическое регулирование в ходе переходастраны к рыночным преобразованиям структурно переплетается с важнейшимицелями валютной политики.
Основное направлениевалютной политики, как составной части экономической стратегии страны впереходный период, можно проследить, в первую очередь, на примерелиберализации условий внешнеэкономической деятельности страны. В июле 1992 г. в «Программеуглубления экономических реформ» российским правительством были определеныследующие конкретные цели либерализации условий внешнеэкономической деятельности:
· отходот количественных ограничений во внешней торговле и переход к экономическим методамее регулирования, переход к единому курсу рубля;
· сближениеструктуры внутренних и внешних (мировых) цен,
последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение унифицированногоимпортного тарифа;
· переходк внутренней конвертируемости рубля для резидентов и нерезидентов сначала потекущим, а затем по капитальным операциям;
· поддержкаэкспорта и расширение рынков сбыта российской продукции.
В Рабочей программеСовета Министров — Правительства Российской Федерации на 1993-1995 гг.«Развитие реформ и стабилизации российской экономики были выдвинуты следующиезадачи;
· либерализация рынков, в первуюочередь, валютного и внешнеторгового;
· ликвидация множественности курсов ипереход к единому валютному курсу;
· расширение объемов продажи экспортнойвыручки на валютном рынке.
Для достиженияперечисленных выше задач предполагалось;
· резко ограничить, а затем полностьюпрекратить квотирование и лицензирование экспортных поставок;
· снизить экспортные пошлины нанеэнергетические товары
и ликвидировать централизованный экспорт;
· отменить льготы по освобождениюпредприятий, отраслей
и регионов от продажи экспортной выручки;
· отказаться от практики установлениядотационных коэффициентов для централизованного импорта.
Эффективность указанныхспецифических мер валютной политики увязывалась в обязательном порядке всочетании с такими направлениями экономической политики государства, как:
· проведение жесткой денежно-кредитнойполитики и снижение темпов инфляции;
· достижение процентной ставкой по банковским ссудам положительногоуровня;
· повышение ставок по депозитам и вкладам,обеспечивающее более высокую доходность рублевых сбережений по сравнению сприобретением и размещением СКВ;
· расширение производства конкурентоспособнойна внешнем
рынке продукции и развитие импортозамещающих производств;
· улучшение платежного баланса страны.[5,c8]
Такая стратегия получиланазвание «валютная шоковая терапия» по аналогии с «шоковой терапией».Сторонники данного варианта курсовой политики полагали, что быстрое введениеконвертируемости российского рубля можно обеспечить либо значительнымпонижением валютного курса, фиксируя его на существенно низком уровне (т.е.используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курсанациональной валюты на основе спроса и предложения на свободном рынке.
Указанная стратегия неучла главного: валютный сегмент, равно как и финансовый рынок в целом,находятся на протяжении всех лет реформы в крайне нестабильном положении.
Анализ мирового опыта свидетельствуето наличии следующих основных вариантов осуществления курсовой политики:
· «свободно плавающие» валютные курсы;
· регулируемое «плавание» валют;
· постоянно фиксированные курсы.[7]
Россия выбрала смешанныйвариант: проведение умеренной политики регулируемого «плавания» принепрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутреннихмер по стабилизации экономики страны. Выбор подобного рода курсовой политикивозможен при учете темпов инфляции, состояния платежного баланса, разницыпроцентных ставок за кредит, спекулятивных валютных операций, ускорения либозадержки валютных платежей, степени доверия к рублю в самой России и намировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютныйрынок.
В России было допущено ссамого начала реформ хождение сильной мировой резервной валюты — доллара США.В других странах, напротив, предпринимались меры, направленные на максимальноеограничение хождения иностранной валюты на национальном рынке и укреплениенациональной валюты.
Россия, после введениявнутренней конвертируемости, открыла по форме и по существу доступ кдолларовым накоплениям и расчетам в иностранной валюте. Данное обстоятельствопривело к «всеобщей долларизации всей страны».
Обращение на территорииРоссии иностранной валюты ведет к ослаблению национальной валюты. В соответствиис положением Центрального банка России «О прекращении на территорииРоссийской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическимилицами товары (работы, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новыйпорядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физическим лицам. Врезультате российский рубль стал единственным платежным средством при всехвидах расчетов.[6, c52]
Одна из важнейших функцийЦБ — поддержание устойчивости курса рубля. Безусловно, устойчивый валютныйкурс является очень важным экономическим параметром для российских предприятий.
В конце 2003 г. ЦБР прекратилактивную поддержку курса доллара на валютном рынке, в результате чего котировкидоллара снизились.
Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс ввалютной политике, означающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБстали: контроль за инфляцией и выравнивание доходности валютных и-рублевыхинструментов. При превышении номинальной рублевой доходности над валютной этодостигается двумя способами — либо ускорить девальвацию рубля и повысить доходностьвалютных инструментов, либо снижать доходность на внутреннем рынке. Выбор былсделан в пользу снижения доходности рублевых инструментов. Таким образом,рынку задан четкий ориентир возможной девальвации рубля.
Несмотря на положительныестороны крепкого рубля, в частности, рост потребительского спроса и снижениепроцентных ставок, новая политика БР таит в себе риски, которые не следуетнедооценивать. В условиях унификации и изменения регулируемых тарифов после 2003 г. правительство несможет и дальше сдерживать инфляцию, в результате чего политика ЦБР можетоказаться дискредитированной, а сам банк столкнется с еще большими проблемами.[10,c4]
1.2 Политика ЦентральногоБанка на валютном рынке
Валютный рынок представляетсобой сферу отношений по поводу купли-продажи иностранной валюты.
Направление и формы валютнойполитики, проводимой центральным банком, зависят как от экономическогоположения данной страны, так и ее места в мировом хозяйстве. Центральный банкобычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную идевизную.
Дисконтная (учетная)политика проводится не только с целью изменения условий рефинансированияотечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулированиевалютного курса и платежного баланса.
Учетную ставку на Западе,в частности, применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты.Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержатьпадение евро. Предполагается, что подорожание кредита в Европе заставитинвесторов скупать европейскую валюту, чтобы ссудить ее под повышенныйпроцент.
Центральный банк, покупаяили продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлениина изменение курса национальной денежной единицы — девизная политика. Подобныеоперации получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальныхзолотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, онувеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральнымбанком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, таккак увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка вформе проведения операций на срочном валютном рынке проявляется встимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движениякапиталов зависит от приоритета политики центрального банка в даннойэкономической ситуации.
В России в соответствии сновым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле»резиденты и нерезиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннемвалютном рынке России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продаживалюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, атакже через валютные биржи.
Одной из важнейших задачвалютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны приодновременном поддержании предложения иностранной валюты на внутреннем валютномрынке. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешнихобязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшитьсостояние платежного баланса и свести на нет усилия по укреплению рубля.Ежегодная утечка капитала из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, вотличие от зарубежных стран, она характеризуется своеобразием мотивов оттока,по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям.
Бегство капиталапроисходит в следующих формах:
· по внешнеторговым операциям в виденерепатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счетпогашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышенияцен по импорту продукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.
· наличие в стране организованной сетинедобросовестных хозяйствующих субъектов, использующих «серые» схемы переводавалютных средств за границу, которые формально прикрываются внешнеторговымиконтрактами. Основной причиной данного явления следует признать свободныйдоступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. В схемах утечки капиталаключевую роль играют «фирмы-однодневки», которые оформляют фиктивные импортныеконтракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу,преимущественно с территории оффшорных зон. Контроль за деятельностью такихфирм чрезвычайно сложен в связи с коротким сроком их «работы» и огромнымколичеством. В настоящее время, по данным ВЭК России, число участниковвнешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.[3]
По инициативе БанкаРоссии и при его активном участии Правительством России были подготовлены ивнесены в Государственную Думу следующие законопроекты:
• Проект Федеральногозакона «О внесении дополнения в статью 193 Уголовного кодекса РФ», которыйпредусматривает усиление ответственности участников внешнеэкономическойдеятельности за нарушение валютного законодательства за счет введения нормуголовной ответственности за незаконный перевод валютных средств за границу;
• Проект Федеральногозакона «О внесении дополнения в статью 28 ФЗ «О банках и банковскойдеятельности», принятый Государственной Думой. Он предоставляет Банку Россииправо определять порядок установления кредитными организациями корреспондентскихотношений с банками, зарегистрированными на территории оффшорных зон иностранныхгосударств. ЦБ РФ получил возможность принять дополнительные регулирующие меры:
· кредитные организации обязаныформировать резервы под операции с резидентами оффшорных зон в размере неменее 50% остатка на отдельных лицевых счетах, открытых к балансовым счетам,на которых учитываются соответствующие операции с нерезидентами;
· уполномоченные банки устанавливаюткорреспондентские отношения с оффшорными банками, исходя из рейтингаиностранных банков по степени их долгосрочной кредитоспособности и размерасобственных средств.
Федеральный закон «Овнесении дополнений в Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»,вступивший в действие с 7 июля 1999 г., который ограничивает максимальные размеры единовременноговывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами суммой, эквивалентной 10тыс. долл. США.
Для противодействияутечке капитала за границу внесены предложения по внесению изменений идополнений в ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».Они предполагают:
введениелицензирования отдельных видов внешнеторговой деятельности, государственнуюрегистрацию и экспертизу внешнеторговых контрактов, сокращение числа посреднических организаций во внешней торговле(целью в данном случае является борьба с «фирмами-однодневками»);
четкоезаконодательное определение понятий и терминов,
связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальнойдеятельности;
установлениеобязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающимпредоставление и получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Банк России в рамкахсвоей компетенции в 1999 г. принял ряд жестких мер валютного регулирования ивалютного контроля:
1. Разработан порядоквалютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями ихклиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующимособого внимания (обладающим признаками подозрительности). Повышена ответственностькредитных организаций и их клиентов за неисполнение требований валютного законодательства.
2. Введено требованиеобязательного открытия юридическими
лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100%средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до ихввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовыхплатежей. Это позволило снизить влияние недобросовестного бизнеса во внешнейторговле на состояние внутреннего валютного рынка. Однако данное ограничениедействовало не более двух недель, так как были затронуты и интересыдобросовестных импортеров. С учетом этого Банк России в оперативном порядкевыпустил нормативный документ, освобождающий импортеров от необходимостидепонирования рублевых средств при покупке валюты в случае использования имиобщепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения(открытие безотзывных аккредитивов, заключение договоров страхования рисканевозврата переведенной по импортным контрактам иностранной валюты, получениегарантий первоклассных иностранных банков, а также векселей, выданныхнерезидентами и авалированных иностранными банками).
3. В целях реализацииУказа Президента РФ № 334 от 15 марта 1999 г. «Об изменении порядка обязательнойпродажи части валютной выручки» установлен порядок контроля за обязательнойпродажей экспортной валютной выручки, являющейся залогом погашенияэкспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачисленныхна счета в уполномоченных банках до 15 марта 1999 г. Принятые Банком России меры по валютному регулированию и валютному контролю во многомносят вынужденный характер и являются адекватной реакцией на конкретныеусловия развития российской экономики, что выражается в высоком уровнекриминализации экономики и, в частности, в уходе от налогообложения,конверсии неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за границус использованием «серых» схем.[6, c57]
Вместе с тем,принципиальная позиция Банка России заключается в том, что эти меры, как ограниченныево времени, будут действовать до тех пор, пока не возникнут необходимые законодательныерешения и макроэкономическая ситуация не изменится в лучшую сторону.
Стратегиясовершенствования валютного регулирования и валютного контроля находится вцентре внимания ведущих российских экономистов и работников Банка России. Ееразработка предусматривает постановку задач и определение мероприятий для ихреализации. Стратегическими задачами валютного регулирования и валютного контроляна современном этапе являются:
· усиление валютного контроля заобъемом продажи валютной выручки (без ущемления интересов экспортеров, связанныхс технологической модернизацией и производством экспортной продукции);
· регулирование импортных тарифов длязащиты внутренних товарных рынков и поддержания жесткой конкурентной среды,стимулирующей снижение издержек производства;
· введение таких правил торговли навалютном и финансовом рынках, которые повысят возможности их регулирования,обеспечат прозрачность операций и их предсказуемость;
· регулирование движения капиталов,препятствующее их оттоку из страны;
· обеспечение притока иностранных прямых и портфельныхинвестиций;
· привлечение валютных накопленийнаселения в инвестиции для подъема производства;
· разработка долгосрочной стратегииуправления внешним долгом, рациональной политики воздействия на курс рубля;
· восстановление рынка акций компаний игосударственных облигаций для уменьшения давления на валютный рынок;
· возрождение рынков срочных контрактов в целях управлениявалютными рисками.[9, c5]
2. Изменение валютного законодательства РФ
2.1 Основные положения ФЗ«О валютном регулировании и валютном контроле»
С принятием Федеральногозакона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютномконтроле», который вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее — Закон №173-ФЗ), а также ряда других нормативных актов в сфере валютного регулирования и валютногоконтроля произошли значительные изменения.
Вновь принятый Закон«О валютном регулировании и валютном контроле» кардинальноотличается от действовавшего ранее Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего,следует отметить, что в Законе № 173-ФЗ по сравнению с действовавшим ранееЗаконом более четко сформулировано понятие «резидент». В соответствиис Законом № 3615-1 к физическим лицам — резидентам относились лица, имеющиепостоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределамиРФ. Закон № 173-ФЗ разделяет физических лиц — резидентов на две группы, ккоторым относятся:
· физические лица, являющиесягражданами РФ, за исключением проживающих в иностранном государстве;
· иностранные граждане и лица безгражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.
По Закону № 173-ФЗ всостав резидентов включены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальныеобразования, а предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами,созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ,выведены из понятия «резидент».
На основании Закона №173-ФЗ изменился перечень валютных ценностей, к которым относятся толькоиностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Исключены из валютныхценностей драгоценные металлы и природные драгоценные камни.
Претерпел изменения исостав органов валютного регулирования. Если до принятия Закона № 173-ФЗединственным органом валютного регулирования являлся Центральный банк РФ, тотеперь полномочиями по осуществлению валютного регулирования также наделеноПравительство РФ.
Что касается агентоввалютного контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетныхЦентральному банку РФ, отнес к ним также:
· профессиональных участников рынкаценных бумаг (в том числе держателей реестра), подотчетных федеральномуоргану исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
· территориальные органы федеральныхорганов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Названные агентывалютного контроля наделены правом проверять соблюдение резидентами и нерезидентамивалютного законодательства, порядок учета валютных операций, а такжезапрашивать и получать документы, связанные с валютными операциями.
Закон № 173-ФЗ несколькоизменил понятие «валютные операции». В соответствии с п. 9 ст. 1данного Закона валютным операциям относятся:
приобретениерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностейна законных основаниях, а также использование резидентами валютных ценностейв качестве средства платежа;
приобретениерезидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентомв пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей,валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а такжеиспользование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг вкачестве средства платежа;
приобретениенерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютныхценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а такжеиспользование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг вкачестве средства платежа;
перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг сосчета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории РФ,и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый зарубежом;
переводнерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета,открытого на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;
· ввоз на таможенную территорию РФ ивывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутреннихценных бумаг.[1]
Новшеством являетсяотнесение к валютным операциям переводов нерезидентов валюты РФ внутренних ивнешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет натерритории РФ.
Ранее валютные операцииразделялись на текущие валютные операции, осуществляемые без ограничений, ивалютные операции, связанные с
движением капитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. ИзЗакона № 173-ФЗ понятие «текущие валютные операции»
исключено.
Указанные в Законе №173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются безограничений, за исключением валютных операций движения капитала, регулируемыхПравительством и Центральным банком РФ, а также ряда валютных операций,осуществляемых на внутреннем валютном рынке России.
Если в Законе № 3615-1для осуществления большинства операций, связанных с движением капитала, лицо,намеревающееся совершить такие операции, должно было получить разрешениеЦентрального банка, то согласно Закону № 173-ФЗ органам валютногорегулирования запрещено устанавливать требование о получении резидентами инерезидентами индивидуальных разрешений. Такое требование в настоящее времявышеназванные органы валютного регулирования вправе устанавливать только вслучае открытия счета юридическими лицами — резидентами за пределамитерритории РФ.
Порядок открытияназванных счетов регулируется Положением Центрального банка России от28.04.2004 г. № 256-П «О временном порядке выдачи Банком Россииюридическим лицам — резидентам, не являющимся кредитн