Новые принципы осуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ

Министерство образования Российской Федерации
Волгоградский государственный технический университет
Кафедра «Экономика и управление»
Семестровая работа на тему:
«Новые принципыосуществления валютного регулирования и валютного контроля в РФ»
 
 
 
 
 
Выполнила
студентка гр. ЭФМ-557
Апарина Н.Л.
Проверил
Передунова С.В.
Волгоград — 2005
   Содержание                                                                                                      стр.                                                                              
Введение
3
1.     Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации       
            Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ                                               
4
             Политика Центрального Банка на валютном рынке                               
10
2.     Изменение валютного законодательства РФ                                           
2.1Основные положения ФЗ №173-ФЗ от 10.12.2003 «О                             15
     валютном регулировании и валютном контроле»
Заключение                                                                                                      
26
Список использованной литературы                                                             
27
Введение
В настоящее время россий­скаяэкономика, становясь неотъемлемой ча­стью интер­национального рынка товаров,услуг, технологий и капиталов, пе­реживает период формиро­вания исовершенствования системы государст­венного ре­гулирования внешнеторговой деятельности.
В системе регулированиярыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реали­зациикоторой является валютное регулирование.
В настоящее время рефор­мазаконодательства в облас­ти валютного ре­гулирования и контроля направлена наупро­щение и постепенную отмену ог­раничений при совершении резидентами инерезидентами операций с валют­ными цен­ностями. Одновременно в целяхобеспечения стабильно­сти внут­реннего финансового рынка Банком России продол­жаетсяработа по созда­нию нормативной базы, направ­ленной на стабилизацию де­нежнойсферы, ко­торая пре­пятствует утечке капиталов за границу.
1.     Валютная политика Центрального БанкаРоссийской Федерации
            Роль и задачи валютной политики ЦБ  РФ
В большинстве странцентральный банк является проводником госу­дарственной валютной политики,однако, к примеру, в Италии валютную по­литику разрабатывает и реализует нарядус центральным банком специально созданное ведомство — итальянское валютноебюро.
Валютная политикапредставляет собой комплекс мероприятий, на­правленных на стимулированиевнешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешива­ниеплатежного баланса и устойчивость курса национальной валюты. В наиболее общемвиде валютная политика состоит из следующих элементов:
·        регулированиевалютного курса (механизм его установления,
поддержки уровня);
·        управлениеофициальными валютными резервами;
·        валютноерегулирование и валютный контроль;
·        международноевалютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовыхорганизациях.[3]
Инструментами проводимойцентральными банками валютной поли­тики являются валютные интервенции и, в тойили иной степе­ни, практиче­ски все инструменты денежно-кредитной политики (дис­контнаяполитика, операции на открытом рынке, установление резер­вных требований кбанкам и др.). Таким образом, валютная полити­ка теснейшим образом связана с де­нежно-кредитнойполитикой. Обе они являются практически неразделимыми частями экономическойполитики государства, имеют тесно связанные цели и проводятся обычно одним итем же учреждением — центральным банком. Во многих развитых странах не делаетсяразличий между валютной и де­нежно-кредитной политикой и для их обозначенияиспользуется один и тот же термин «монетарная политика».
     Основнымипринципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерацииявляются:
1)приоритет экономических мер вреализации государственной политики в области валютного регулирования;
2)    исключение неоправданноговмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов инерезидентов;
3)    единство внешней и внутреннейвалютной политики Российской Федера­ции;
     4)единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
     5)обеспечение государством защиты прав и экономических интересов ре­зидентов и нерезидентовпри осуществлении валютных операций.[1]
Центральный банкРоссийской Федерации отвечает за проведение го­сударственной валютной политикистраны.
Глава 9 Федеральногозакона «О Банке России» предусматрива­ет раз­граничение полномочий ЦБР в областимеждународной и внеш­неэкономиче­ской деятельности. В частности ЦБРпредставляет ин­тересы Российской Фе­дерации во взаимоотношениях с центральны­мибанками иностранных госу­дарств, в международных банках и иныхмеждународно-финансовых органи­зациях. Причем в статье 51 специально оговорено,что Банк Рос­сии выдает разрешения на созда­ние банков с участием иностран­ногокапитала и филиа­лов инос­транных банков, осуществляет ак­кредитациюпредставительств кре­дитных организаций иностран­ных государств на территорииРоссийской Фе­дерации в соответ­ствии с порядком, установлен­ным федеральнымизаконами.
Валютная политика любойстраны представляет собой сово­купность всех мероприятий, про­водимыхроссийским государ­ством и центральным банком в сфере валютных отношений иденежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны ипокупательную силу националь­ной денежной единицы. Это всецело относится и кРос­сии. Валютная поли­тика выполня­ет роль переходного моста на стыкенациональной и мировой экономики, превращаясь в важней­ший инструмент созданияпредпо­сылок интеграции России в миро­хозяйственные связи. Целями ва­лютнойполитики Российской Фе­дерации в период перехода от командно-административнойэко­номики к рыночным отношениям являются:
·          прекращениетак называе­мой «всеобщей долларизации всей страны»;
·          поддержаниестабильности национальной валюты — российского рубля, т.е. более или менее стабильногокурса по отношению
к валютам других государств;
·          созданиепредпосылок для введения полной конвертируемо­сти рубля.[8, c21]
Валютную политику поформе и по существу нельзя отделить от всего круга проблем внешнеэко­номическихсвязей. Например, валютный курс на­прямую связан с движением товаров, услуг икапиталов, что находит свое кон­кретное обобщающее выражение в платежномбалансе страны. Следова­тельно, внешнеэкономи­ческое регулирование в ходе пе­реходастраны к ры­ночным пре­образованиям структурно переплетается с важнейшимицелями валютной политики.
Основное направлениевалют­ной политики, как составной ча­сти эко­номической стратегии страны впереходный период, можно проследить, в первую оче­редь, на примерелиберализации условий внешнеэкономической деятельности страны. В июле 1992 г. в «Программеуглубления экономиче­ских реформ» российс­ким правительством были опре­деленыследующие конкретные цели либерализации условий внеш­неэкономической деятельно­сти:
·          отходот количественных ограничений во внешней торгов­ле и переход к экономическим методамее регулирования, пере­ход к единому курсу рубля;
·          сближениеструктуры внут­ренних и внешних (мировых) цен,
последовательное снижение ставок экспортного тарифа и введение унифици­рованногоимпортного тарифа;
·          переходк внутренней кон­вертируемости рубля для резидентов и нерези­дентов сначала потекущим, а затем по капитальным операциям;
·          поддержкаэкспорта и расширение рынков сбыта российской продук­ции.
В Рабочей программеСовета Министров — Правительства Российской Федерации на 1993-1995 гг.«Развитие реформ и стабилизации российской эконо­мики были выдвинуты следующиезадачи;
·    либерализация рынков, в первуюочередь, валютного и внешнеторгового;
·    ликвидация множественности курсов ипереход к единому валютному курсу;
·    расширение объемов продажи экспортнойвыручки на валютном рынке.
Для достиженияперечисленных выше задач предполагалось;
·    резко ограничить, а затем полностьюпрекратить квотирование и лицензи­рование экспор­тных поставок;
·    снизить экспортные пошлины нанеэнергетические товары
и ликвидировать централизованный экспорт;
·    отменить льготы по осво­бождениюпредприятий, отраслей
и регионов от продажи экспорт­ной выручки;
·    отказаться от практики установлениядотационных коэффи­циентов для централизованного импорта.
Эффективность указанныхспецифических мер валютной политики увязывалась в обяза­тельном порядке всочетании с такими направлениями экономи­ческой политики государства, как:
·    проведение жесткой денеж­но-кредитнойполитики и снижение темпов ин­фляции;
·    достижение  процентной ставкой по банковским ссудам по­ложительногоуровня;
·    повышение ставок по депозитам и вкладам,обеспечиваю­щее более высо­кую доходность рублевых сбережений по сравне­нию сприобретением и раз­меще­нием СКВ;
·    расширение производства конкурентоспособнойна внешнем
рынке продукции и развитие им­портозамещающих производств;
·    улучшение платежного ба­ланса страны.[5,c8]
Такая стратегия получилана­звание «валютная шоковая тера­пия» по аналогии с «шоковой терапией».Сторонники данного варианта курсовой по­литики по­лагали, что быстрое введениеконвертируемости российского рубля можно обеспечить либо значительнымпонижением ва­лютного курса, фикси­руя его на существенно низком уровне (т.е.используя методы постоянной девальвации), либо посредством определения курсанациональной валюты на основе спроса и пред­ложения на свободном рынке.
Указанная стратегия неучла главного: валютный сегмент, рав­но как и финансовый рынок в целом,находятся на протяжении всех лет реформы в крайне не­стабильном положении.
Анализ мирового опыта сви­детельствуето наличии следую­щих основ­ных вариантов осуще­ствления курсовой политики:
·    «свободно плавающие» валютные курсы;
·    регулируемое «плавание» валют;
·    постоянно фиксированные курсы.[7]
Россия выбрала смешанныйвариант: проведение умеренной политики регулируемого «плава­ния» принепрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутреннихмер по стабилизации экономики страны. Выбор подобного рода курсовой политикивозможен при учете тем­пов инфляции, состоя­ния платежного баланса, разницыпроцентных ставок за кредит, спекулятивных валютных опера­ций, ускорения либозадержки ва­лютных платежей, степени до­верия к рублю в самой России и намировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютныйрынок.
В России было допущено ссамого начала реформ хождение сильной мировой резервной валю­ты — доллара США.В других странах, напротив, предпринима­лись меры, направленные на максимальноеограничение хож­де­ния иностранной валюты на национальном рынке и укрепле­ниенациональ­ной валюты.
Россия, после введениявнут­ренней конвертируемости, откры­ла по форме и по существу дос­туп кдолларовым накоплениям и расчетам в ино­странной валю­те. Данное обстоятельствопри­вело к «всеобщей долларизации всей страны».
Обращение на территорииРоссии иностранной валюты ве­дет к ослаб­лению национальной валюты. В соответствиис поло­жением Центрального банка Рос­сии «О прекращении на террито­рииРоссийской Федерации расче­тов в иностранной валюте за реализуемые физическимилица­ми товары (ра­боты, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 но­ября 1997 г. вступил в силу но­выйпорядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физичес­ким лицам. Врезультате россий­ский рубль стал единственным платежным средством при всехвидах расчетов.[6, c52]
Одна из важнейших функцийЦБ — поддержание устойчивос­ти курса рубля. Безусловно, устой­чивый валютныйкурс является очень важным эко­номическим параметром для российских пред­приятий.
В конце 2003 г. ЦБР прекра­тилактивную поддержку курса доллара на валютном рынке, в результате чего котировкидол­лара снизились.
Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс ввалютной поли­тике, озна­чающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБстали: контроль за инфляци­ей и выравнивание доходности валютных и-рублевыхинструмен­тов. При превышении номиналь­ной рублевой доходности над валютной этодос­тигается двумя способами — либо ускорить де­вальвацию рубля и повысить до­ходностьвалютных инструмен­тов, либо снижать доходность на внутрен­нем рынке. Выбор былсделан в пользу снижения доход­ности рублевых ин­струментов. Таким образом,рынку задан чет­кий ориентир возможной деваль­вации рубля.
Несмотря на положительныестороны крепкого рубля, в час­тности, рост потребительского спроса и снижениепроцентных ставок, новая поли­тика БР таит в себе риски, которые не следу­етнедооценивать. В условиях унификации и изменения регули­руемых тарифов после 2003 г. правительство несможет и даль­ше сдерживать инфляцию, в ре­зультате чего политика ЦБР можетоказаться дискредитиро­ванной, а сам банк столкнется с еще большими проблемами.[10,c4]
1.2 Политика ЦентральногоБанка на валютном рынке
Валютный рынок представля­етсобой сферу отношений по поводу ку­пли-продажи иностран­ной валюты.
Направление и формы валют­нойполитики, проводимой цент­ральным банком, зависят как от экономическогоположения дан­ной страны, так и ее места в ми­ровом хозяйстве. Центральный банкобычно использует две ос­новные формы валютной полити­ки: дисконтную идевизную.
Дисконтная (учетная)полити­ка проводится не только с целью измене­ния условий рефинансиро­ванияотечественных коммерчес­ких банков, но иногда направле­на на регулированиевалютного курса и платежного баланса.
Учетную ставку на Западе,в частности, применяют для того, чтобы поднять курс национальной валюты.Например, Европейский Центробанк повышает учетную ставку, чтобы сдержатьпадение евро. Предполагается, что подо­рожание кредита в Европе заста­витинвесторов скупать европей­скую валюту, чтобы ссудить ее под повышенныйпроцент.
Центральный банк, покупаяили продавая иностранные валю­ты (де­визы), воздействует в нуж­ном направлениина изменение курса националь­ной денежной единицы — девизная политика. Подобныеоперации получили название «валютных интервен­ций». Приобретая за счет офици­альныхзоло­товалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, онувели­чивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа цен­тральнымбанком крупных партий национальной валюты приводит к сниже­нию ее курса, таккак уве­личивается предложение. Влияние валютной поли­тики центрального банка вформе проведения опера­ций на срочном валют­ном рынке проявляется встимулировании эк­спорта или импорта капитала. На­правление желаемого движениякапиталов зависит от приоритета поли­тики центрального банка в даннойэкономической ситуации.
В России в соответствии сновым Федеральным законом «О валютном регулировании и ва­лютном контроле»резиденты и нерезиденты имеют право поку­пать и продавать валюту на внут­реннемвалютном рынке России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продаживалюты могут осуще­ствляться непосредственно между уполно­моченными банками, атакже через валютные биржи.
Одной из важнейших задачвалютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны приодновре­менном поддержании предложе­ния иностранной валюты на внут­реннем валютномрынке. При де­фиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешнихобяза­тельств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухуд­шитьсосто­яние платежного баланса и све­сти на нет усилия по укреплению рубля.Ежегодная утечка капита­ла из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, вотличие от зарубежных стран, она харак­теризуется своеобразием моти­вов оттока,по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим послед­ствиям.
Бегство капиталапроисходит в следующих формах:
·    по внешнеторговым опера­циям в виденерепатриации экс­портной валют­ной выручки, не­ поступления товаров и услуг в счетпогашения авансовых плате­жей по импорту, занижения цен по экспорту и завышенияцен по им­порту продукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.
·    наличие в стране организованной сетинедобросовестных хозяйствую­щих субъектов, использующих «серые» схемы пе­реводавалютных средств за гра­ницу, которые формально при­крываются внешнеторговымиконтрактами. Основной причиной данного явления следует при­знать свободныйдоступ любого хозяйствующего субъекта на вне­шний рынок. В схемах утечки ка­пи­талаключевую роль играют «фирмы-однодневки», которые оформляют фик­тивные импорт­ныеконтракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу,пре­имущественно с территории оф­фшорных зон. Контроль за дея­тельностью такихфирм чрезвы­чайно сложен в связи с корот­ким сроком их «работы» и огромнымколичеством. В настоящее вре­мя, по данным ВЭК России, число участниковвнешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.[3]
По инициативе БанкаРоссии и при его активном участии Правительст­вом России были подготовлены ивнесены в Госу­дарственную Думу сле­дующие законопроекты:
• Проект Федеральногозако­на «О внесении дополнения в ста­тью 193 Уголовного кодекса РФ», которыйпредусматривает усиле­ние ответственно­сти участников внешнеэкономическойдеятельно­сти за нарушение валютного за­конодательства за счет введения нормуголовной ответственности за неза­конный перевод валютных средств за границу;
• Проект Федеральногозако­на «О внесении дополнения в статью 28 ФЗ «О банках и бан­ковскойдеятельности», принятый Государственной Думой. Он пре­доставляет Банку Россииправо определять порядок установления кре­дитными организациями кор­респондентскихотношений с банками, зарегист­рированными на территории оффшорных зон ино­странныхгосударств. ЦБ РФ получил возможность принять дополнительные регулирующие меры:
·    кредитные организации обязаныформировать резервы под операции с ре­зидентами оффшорных зон в размере неменее 50% остатка на отдельных лицевых счетах, открытых к балансо­вым счетам,на которых учиты­ваются соответствующие операции с нерезидентами;
·    уполномоченные банки ус­танавливаюткорреспондентские отношения с оффшорными банка­ми, исходя из рейтингаиностранных банков по степени их долгосрочной кредитоспособности и размерасобственных средств.
Федеральный закон «Овнесении дополнений в Закон РФ «О валютном регулирова­нии и валютном контроле»,вступивший в действие с 7 июля 1999 г., который ограничивает максимальные размеры едино­временноговывоза наличной валюты физическими лицами-резидентами суммой, эквивалент­ной 10тыс. долл. США.
Для противодействияутечке капитала за границу внесены предложения по внесению изме­нений идополнений в ФЗ «О государственном регулирова­нии внешнеторговой деятель­ности».Они предполагают:
введениелицензирования отдельных видов внешнеторго­вой деятельно­сти, государственнуюрегистрацию и экспертизу внешнеторговых  контрак­тов, сокращение числа посредничес­ких организаций во внешней торговле(целью в данном случае является борьба с «фирмами-од­нодневками»);
четкоезаконодательное оп­ределение понятий и терминов,
связанных с экспортом и импор­том работ, услуг и результатов интеллекту­альнойдеятельности;
установлениеобязатель­ных требований к внешнеторго­вым контрактам и документам, подтверждающимпредоставле­ние и получение услуг и резуль­татов интеллектуальной деятель­ности.
Банк России в рамкахсвоей компетенции в 1999 г. принял ряд жестких мер валютного регули­рования ивалютного контроля:
1. Разработан порядоквалют­ного контроля со стороны упол­номочен­ных банков за операци­ями ихклиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующимособого внимания (обладающим призна­ками подозрительности). Повышена ответственностькредитных орга­низаций и их клиентов за неис­полнение требований валютного законодательства.
2. Введено требованиеобяза­тельного открытия юридическими
лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в раз­мере 100%средств, перечисленных на покупку валю­ты для оплаты импорта товаров до ихввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуще­ствление авансовыхплате­жей. Это позволило снизить вли­яние недобросове­стного бизнеса во внешнейторговле на состояние внутреннего валютного рын­ка. Однако данное ограничениедействовало не более двух не­дель, так как были затронуты и интересыдобросовестных импор­теров. С учетом этого Банк Рос­сии в оперативном порядкевыпу­стил нормативный документ, ос­во­бождающий импортеров от не­обходимостидепонирования руб­левых средств при покупке валю­ты в случае использования имиобщепринятых в междуна­родной внешнеторговой практике инстру­ментов обеспечения(открытие без­отзывных аккредитивов, зак­лючение договоров страхования рисканевоз­врата переведенной по импортным контрактам инос­транной валюты, получе­ниегаран­тий первоклассных иностранных банков, а также векселей, выдан­ныхнерезидентами и авалированных иностранными банками).
3. В целях реализацииУказа Президента РФ № 334 от 15 мар­та 1999 г. «Об изменении поряд­ка обязательнойпродажи части валютной выручки» ус­тановлен порядок контроля за обязатель­нойпродажей экспортной валют­ной выручки, являющейся зало­гом погашенияэкспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачис­ленныхна счета в уполномочен­ных банках до 15 марта 1999 г. Принятые  Банком России меры по валютному регулирова­нию и валютному контролю во многомносят вынужденный ха­рактер и являются адекватной реакцией на конкретныеусловия развития рос­сийской экономики, что выражается в высоком уров­некриминализации эко­номики и, в частности, в уходе от налого­обложения,конверсии неучтен­ных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за гра­ницус использо­ванием «серых» схем.[6, c57]
Вместе с тем,принципиальная позиция Банка России заключается в том, что эти меры, как ог­раниченныево времени, будут действовать до тех пор, пока не возникнут необходимые законо­дательныерешения и макроэко­номическая ситуация не изменит­ся в лучшую сторону.
Стратегиясовершенствования валютного регулирования и ва­лютного контроля находится вцентре внимания ведущих россий­ских экономистов и работников Банка России. Ееразработка пре­дусматривает постановку задач и определение мероприятий для ихреализации. Стратегически­ми задачами ва­лютного регу­лирования и валютного кон­троляна современном этапе явля­ются:
·    усиление валютного кон­троля заобъемом продажи ва­лютной выручки (без ущемле­ния интересов экспортеров, свя­занныхс технологической модер­низацией и производством экспор­тной продукции);
·    регулирование импорт­ных тарифов длязащиты внутренних товарных рын­ков и под­держания жесткой конкурентной среды,стимулирующей сни­жение издержек производства;
·    введение таких правил торговли навалютном и финансовом  рынках,  ко­торые повысят возможности их регули­рования,обеспечат прозрачность опе­раций и их предсказуемость;
·    регулирование движения капиталов,препятствующее их оттоку из страны;
·    обеспечение   притока иностранных прямых и порт­фельныхинвестиций;
·    привлечение валютных накопленийнаселения в ин­вестиции для подъема произ­водства;
·    разработка долгосрочной стратегииуправления вне­шним долгом, рацио­нальной политики воздействия на курс рубля;
·    восстановление рынка акций компаний игосудар­ственных    облигаций    для уменьшения давления на валютный рынок;
·    возрождение    рынков срочных контрактов в целях уп­равлениявалют­ными рисками.[9, c5]
2.      Изменение валютного законодательства РФ
2.1 Основные положения ФЗ«О валютном регулировании и валютном контроле»
С принятием Федеральногозакона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О ва­лютном регули­ровании и валютномконтроле», который вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее — Закон №173-ФЗ), а также ряда других норматив­ных  актов в сфере валютного регулирования и ва­лютногоконтроля про­изошли значительные изменения.
Вновь принятый Закон«О валютном регули­ровании и валютном кон­троле» кардинальноотличается от действовавшего ра­нее Закона РФ от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего,следует отметить, что в За­коне № 173-ФЗ по сравнению с действовавшим ра­нееЗаконом более четко сформулировано понятие «резидент». В соответствиис Законом № 3615-1 к физическим лицам — резидентам относились лица, имеющиепостоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределамиРФ. За­кон № 173-ФЗ разде­ляет физических лиц — рези­дентов на две группы, ккоторым относятся:
·    физические лица, являющиесягражданами РФ, за исключением прожи­вающих в иностранном государстве;
·    иностранные граждане и лица безгражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство.
По Закону № 173-ФЗ всостав резидентов вклю­чены Российская Феде­рация, субъекты РФ и муни­ципальныеобразования, а предприятия и органи­зации, не являющиеся юридическими лицами,со­зданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ,выведены из понятия «ре­зидент».
На основании Закона №173-ФЗ изменился пе­речень валютных ценно­стей, к которым относятся толькоиностранная валюта и внешние ценные бу­маги.
Исключены из валютныхценностей драгоцен­ные металлы и природные драгоценные камни.
Претерпел изменения исостав органов валют­ного регулирования. Если до принятия Закона № 173-ФЗединственным органом валютного регу­лиро­вания являлся Центральный банк РФ, тотеперь полномочиями по осуществ­лению валютного регу­лирования также наделеноПравительство РФ.
Что касается агентоввалютного контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетныхЦентральному банку РФ, отнес к ним также:
·    профессиональных участников рынкаценных бумаг (в том числе держате­лей реестра), подотчет­ных федеральномуоргану исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
·    территориальные органы федеральныхорга­нов исполнительной власти, яв­ляющихся органами валютного контроля.
Названные агентывалютного контроля наделе­ны правом проверять со­блюдение резидентами и нерезидентамивалютного законодательства, поря­док учета валютных операций, а такжезапрашивать и получать документы, связанные с валютными опе­рациями.
Закон № 173-ФЗ несколькоизменил понятие «валютные операции». В соответствии с п. 9 ст. 1данного Закона валютным операциям относятся:
приобретениерезидентом у резидента и от­чуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностейна законных основаниях, а также ис­пользо­вание резидентами валютных ценностейв качестве средства платежа;
приобретениерезидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентомв пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей,валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основани­ях, а такжеиспользование валютных ценностей, ва­люты РФ и внутренних ценных бумаг вкачестве средства платежа;
приобретениенерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютныхценностей, валюты РФ и внутренних цен­ных бумаг на законных основаниях, а такжеисполь­зование валютных ценностей, валюты РФ и внут­ренних ценных бумаг вкачестве средства платежа;
перевод  иностранной валюты,  валюты   РФ, внутренних и внешних цен­ных бумаг сосчета, от­крытого за рубежом, на счет того же лица, откры­тый на территории РФ,и со счета, открытого на террито­рии РФ, на счет того же лица, открытый зарубежом;
переводнерезидентом валюты РФ, внутрен­них и внешних ценных бумаг с одного счета,откры­того на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;
·    ввоз на таможенную территорию РФ ивывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутреннихценных бумаг.[1]
Новшеством являетсяотнесение к валютным операциям переводов не­резидентов валюты РФ внутренних ивнешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет натерритории РФ.
Ранее валютные операцииразделялись на те­кущие валютные операции, осуществляемые без ограничений, ивалютные операции, связанные с
движением капитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. ИзЗакона № 173-ФЗ понятие «текущие валютные операции»
исключено.        
Указанные в Законе №173-ФЗ валютные опера­ции между резидентами и нерезидентами осущест­вляются безограничений, за исключением валют­ных операций движения капитала, регулируемыхПравительством и Цен­тральным банком РФ, а также ряда валютных операций,осуществляемых на внут­реннем валютном рынке России.
Если в Законе № 3615-1для осуществления большинства операций, связанных с движением ка­питала, лицо,намеревающееся совершить такие опе­рации, должно было получить разрешениеЦентраль­ного банка, то со­гласно Закону № 173-ФЗ органам ва­лютногорегулирования запрещено уста­навливать требование о получении резидентами инерезиден­тами индивиду­альных разрешений. Такое требова­ние в настоящее времявышеназванные органы ва­лютного регулирования вправе устанавливать только вслучае от­крытия счета юридическими лицами — резидентами за пределамитерритории РФ.
Порядок открытияназванных счетов регулиру­ется Положением Цен­трального банка России от28.04.2004 г. № 256-П «О временном порядке вы­да­чи Банком Россииюридическим лицам — резиден­там, не являющимся кре­дитн