Новые системы оплаты труда в здравоохранении

Содержание
Введение
1. Переход на профессиональныеквалификационные группы
2. Новая система оплаты труда работниковфедеральных бюджетных учреждений
3. Сравнение систем оплатытруда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральныхгосударственных учреждений и отраслевых систем оплаты труда работниковфедеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защитынаселения
4. Проблемы новой системыоплаты труда
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В последнее время много говорят о новойотраслевой системе оплаты труда. Еще в 2007 году вышло ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 22 сентября №605 «О введении новых системоплаты труда работников федеральных бюджетныхучреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которыхосуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работниковфедеральных государственных учреждений».
В данном постановлении был указан ивременной интервал, за который должна быть введенановая система оплаты труда, – с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года. 5августа 2008 года выходит Постановление Правительства Российской Федерации №583 о введении с 1 декабря 2008 года новых систем оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений игражданского персонала воинских частей. По сути, для этой категории работниковэто означает отмену Единой тарифной сетки и окончательный переход на новуюотраслевую систему оплаты труда.
Разговоры об отменеЕТС велись не один год. Идея реформирования системы оплаты труда бюджетниковродилась еще при Александре Починке в бытность его министром труда исоцразвития. Идея состоит в том, чтобы, упрощенно говоря, «отделить» педагоговот медиков, библиотекарей от социальных работников ит.д. Особенности труда каждой отрасли, каждой профессиональной группы требуютдифференцированного подхода и к принципам формирования оплаты труда, т.е.предполагается устанавливать зарплату бюджетникам не по ЕТС, а в соответствии с так называемыми «профессиональными квалификационнымигруппами».
Формально с 2005 года в соответствии со122-м законом Единая тарифная сетка осталась действовать только на федеральномуровне. Регионам же было предложено придумать свои собственные системы. Однако «отвязаться» от единой сетки так и не удалось:большинство регионов, не утруждая себя разработкой дифференцированных схемоплаты труда, продолжали ориентировать на ЕТС и зарплатыбюджетников-регионалов.
Правительством закреплены жесткие сроки:с 1 декабря 2008 года перейти на новую систему оплатытруда. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 №526«Об утверждении профессиональныхквалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников», все должности, применяемые в бюджетной сфере, должны быть сгруппированы впрофессиональные квалификационные группы (ПКГ). В свою очередь внутри каждойгруппы должности должны быть сгруппированы по квалификационным уровням взависимости от сложности выполняемых работ. Критерииотнесения должностей к профессионально-квалификационным группам приведены вприказе № 525. Основным признаком таких критериев является образовательныйуровень работника. Профессии рабочих и служащих формируются в профессиональныеквалификационные группы с учетом вида экономическойдеятельности.

1.Переход на профессиональные квалификационные группы
В соответствии сТрудовым кодексом РФ базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовыеставки заработной платы работников государственных и муниципальных учрежденийустанавливаются по профессиональным квалификационным группам. Профессиональныеквалификационные группы представляют собой группы профессий рабочих идолжностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основетребований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которыенеобходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Всвязи с этим утверждены профессиональные квалификационные группы должностеймедицинских и фармацевтических работников.
 Должности медицинскихи фармацевтических работников разделены на 4 профессиональные квалификационныегруппы: медицинский и фармацевтический персонал первого уровня (санитарка,сестра-хозяйка, фасовщица и др.); средний медицинский и фармацевтическийперсонал (медсестра, акушерка, фельдшер, лаборант, фармацевт и др.); врачи ипровизоры; руководители структурных подразделений учреждений с высшиммедицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор).
Должности медицинских ифармацевтических работников, входящие в одну профессиональную квалификационнуюгруппу, структурированы по квалификационным уровням этой профессиональнойквалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровняквалификационной подготовки, необходимой для занятия должности.
Профессиональныеквалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников (утв.приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа2007 г. N 526)
1.Профессиональная квалификационная группа «Медицинский ифармацевтический персонал первого уровня»
1квалификационный уровень: санитарка; санитарка (мойщица);младшая медицинская сестра по уходу за больными; сестра-хозяйка; фасовщица
2. Профессиональнаяквалификационная группа «Средний медицинский и фармацевтическийперсонал»
1 квалификационныйуровень: гигиенист стоматологический; инструктор-дезинфектор;инструктор по гигиеническому воспитанию; инструктор по лечебной физкультуре;медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной;продавец оптики; младший фармацевт; медицинский дезинфектор; медицинскийрегистратор
2квалификационный уровень: помощник врача по гигиене детей и подростков(врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию,врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога,врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант;медицинская сестра диетическая; рентгенолаборант
3квалификационный уровень медицинская сестра; медицинская сестрапалатная (постовая); медицинская сестра патронажная; медицинская сестраприемного отделения (приемного покоя); медицинская сестра пофизиотерапии; медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по приемувызовов и передаче их выездным бригадам; зубной техник; фельдшер по приемувызовов и передаче их выездным бригадам; медицинская сестра участковая;медицинский лабораторный техник; фармацевт; медицинский оптик-оптометрист
4квалификационный уровень: акушерка; фельдшер; операционная медицинскаясестра; медицинская сестра — анестезист; зубной врач;медицинский технолог; медицинская сестра процедурной; медицинская сестраперевязочной; медицинская сестра врача общей практики; фельдшер-лаборант
5квалификационный уровень старший фармацевт; старшаямедицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинскаясестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений(отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий аптекой лечебно-профилактическогоучреждения; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — фельдшер (акушерка, медицинскаясестра); заведующий здравпунктом — фельдшер (медицинская сестра); заведующиймедпунктом — фельдшер (медицинская сестра).
3. Профессиональнаяквалификационная группа «Врачи и провизоры»
1квалификационный уровень: врач-интерн; врач-стажер; провизор-интерн;провизор-стажер
2квалификационный уровень: врачи-специалисты;провизор-технолог; провизор-аналитик
3квалификационный уровень: врачи-специалистыстационарных подразделений лечебно-профилактическихучреждений, станций (отделений) скорой медицинской помощи и учрежденийсоциально-медицинской экспертизы; врачи-терапевты участковые; врачи-педиатры участковые;врачи общей практики (семейные врачи)
4квалификационный уровень: врачи-специалисты хирургическогопрофиля, оперирующие в стационарах лечебно-профилактическихучреждений; старший врач; старший провизор
4. Профессиональнаяквалификационная группа «Руководители структурных подразделенийучреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист,провизор)»
1 квалификационныйуровень: заведующий структурным подразделением (отделом, отделением,лабораторией кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения(отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и др.)
2 квалификационныйуровень: заведующий отделением хирургического профиля стационаров. [1]2. Новая система оплаты труда работниковфедеральных бюджетных учреждений
Системы оплаты трудаработников устанавливаются с учетом:
а) единоготарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов ислужащих;
в) государственныхгарантий по оплате труда;
г) перечня видов выплаткомпенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемогоМинистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
д) перечня видов выплатстимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемогоМинистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
е) примерных положенийоб оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности,утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главнымираспорядителями средств федерального бюджета;
ж) рекомендацийРоссийской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовыхотношений;
з) мненияпредставительного органа работников.
Размеры окладов(должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителемучреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровнюквалификации, которые необходимы для осуществления соответствующейпрофессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), сучетом сложности и объема выполняемой работы.
Выплатыкомпенсационного характера устанавливаются к окладам(должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующимпрофессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностнымокладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установленофедеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
Размеры и условияосуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективнымидоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Заработная платаруководителей учреждений, их заместителей иглавных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационногои стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителяучреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратномотношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основномуперсоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указаннойсредней заработной платы.
Должностные окладызаместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на10 — 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
К основному персоналуучреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнениеосновных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей ипрофессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу повидам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственнымиорганами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджетапо согласованию с Министерством здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации.
Порядок исчисленияразмера средней заработной платы для определения размера должностного окладаруководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения исоциального развития Российской Федерации.
Выплатыкомпенсационного характера устанавливаются для руководителей учреждений, ихзаместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окладам или вабсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указамиПрезидента Российской Федерации.
Федеральныегосударственные органы — главные распорядители средств федерального бюджета, введении которых находятся учреждения, могут устанавливать руководителям этихучреждений выплаты стимулирующего характера.
Руководителямучреждений — главных распорядителей средств федерального бюджета выплатыстимулирующего характера устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Указанные главныераспорядители средств федерального бюджета вправе централизовать до 5 процентовлимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работниковсоответствующих учреждений.
Использованиецентрализованных лимитов бюджетных обязательств осуществляется учреждением сучетом исполнения им целевых показателей эффективности работы, устанавливаемыхфедеральным государственным органом — главным распорядителем средствфедерального бюджета, в ведении которого находится это учреждение, по решениюуказанного органа и в соответствии с разъяснениями Министерства здравоохраненияи социального развития Российской Федерации.
Штатное расписаниеучреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя вседолжности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.
Для выполнения работ,связанных с временным расширением объема оказываемых учреждением услуг,учреждение вправе осуществлять привлечение помимо работников, занимающихдолжности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, других работниковна условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих отприносящей доход деятельности (по решению федерального государственного органа,являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета, — также за счетсредств государственных внебюджетных фондов).
Фонд оплаты трудаработников учреждения формируется на календарный год исходя из объема лимитовбюджетных обязательств федерального бюджета, средств бюджетов государственныхвнебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.
Средства на оплатутруда, формируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, могутнаправляться учреждением на выплаты стимулирующего характера. При этом начинаяс 1 января 2010 г. объем средств на указанные выплаты должен составлять неменее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнованийфедерального бюджета.
Средства на оплатутруда, поступающие от приносящей доход деятельности (по решению федеральногогосударственного органа, являющегося главным распорядителем средствфедерального бюджета, — также средства государственных внебюджетных фондов),направляются учреждениями на выплаты стимулирующего характера. [2]/>

3. Сравнение системоплаты труда на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работниковфедеральных государственных учреждений и отраслевых систем оплаты трудаработников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальнойзащиты населения
 Параметры системы оплаты труда работников Система оплаты труда работников На основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений На основе отраслевой системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения Тарифные ставки (Оклады) работников Устанавливаются Правительством Российской Федерации одновременно для всех федеральных государственных учреждений. Жестко регламентированы Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Устанавливаются руководителем учреждения в пределах диапазонов окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников. Профессиональные квалификационные группы работников утверждаются Минздравсоцразвития России, диапазоны окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп работников утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия оплаты труда руководителей учреждений Оклады, как и у работников учреждений, устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера жестко регламентируются федеральными нормативными правовыми актами Оклады устанавливаются федеральными агентствами при заключении трудовых договоров (индивидуальные условия оплаты труда). Предусматривается, что основной стимулирующей выплатой станет «вознаграждение по итогам работы за год», максимальный размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации (не более 5% от фонда оплаты труда). Конкретный размер, порядок и условия его получение регулируются соответствующим федеральным исполнительной власти к ведению которого отнесено федеральное учреждение здравоохранения или социальной защиты населения Формированию фонда оплаты труда утверждение штатного расписания Штатное расписание утверждается на основе нормативов штатной численности, фонд оплаты труда формируется на основе сметы Штатное расписание утверждается руководителем учреждения, объем бюджетных ассигнований фиксируется на момент перехода, т.е. отрывается от штатного расписания  4. Проблемы новой системы оплаты труда
В Москве прошлиобщественные слушания «Состояние материально-технической базы российскогоздравоохранения. Кадровое обеспечение здравоохранения России»,организованные Общественной палатой.
Как заявили участникимероприятия, после перехода на новую схему оплаты труда, начавшую действовать с1 декабря 2008г. и предусматривающую 30-процентное повышение зарплаты всемфедеральным бюджетникам, положение в российских лечебно-профилактическихучреждениях (ЛПУ) только ухудшилось.
По словам представителяСчетной палаты Ольги Андреевой, новая система позволяет лишь подтянуть до 1МРОТ (с 1 января 2009 года он составит 4,33 тысячи рублей) зарплату младшемумедперсоналу. Что касается высококвалифицированных работников, то они, пословам Андреевой, могут рассчитывать только на незначительную индексацию засчет оставшихся процентов.
Между тем кадровыйголод в федеральных клиниках постоянно растет: нехватка врачей составляетприблизительно 42%, персонала среднего звена — превышает 26%. В среднемроссийские врачи получают значительно меньше, чем работники других отраслейреального сектора экономики. По данным департамента здравоохраненияправительства Москвы, в столичных ЛПУ, благополучных по сравнению срегиональными, средняя зарплата участкового врача в этом году составила 39тысяч рублей, у среднего персонала — 19 тысяч рублей, у врача скорой помощи — 36 тысяч рублей. Региональные больницы приглашают на работу врачей в среднем на18–25 тысяч рублей, медицинских сестер — на 13–15 тысяч рублей, санитарок,буфетчиц и другой младший персонал — 7-9 тысяч рублей.
В результате изменениясистемы оплаты труда, по мнению организаторов, должна была уменьшитьсяуравниловка как между различными отраслями бюджетной сферы, так и внутри каждойотрасли. Руководителям бюджетных организаций дали серьезные права и полномочия:они теперь могут дифференцировать прибавки к тарифной составляющей зарплаты взависимости от качества, квалификации и объема труда.
Изменения должны быликоснуться также и оплаты труда руководителей. Их заработки увязаны с зарплатойосновного состава сотрудников учреждения. Кроме того, головным учреждениямразрешено создавать резерв в размере 5% от общего фонда оплаты труда, направляяэти средства на премирование отличившихся руководителей.
Руководитель учреждениятеперь может поощрять наиболее квалифицированных работников, и их зарплатымогут увеличиться больше чем на 30%. У менее квалифицированных сотрудниковзарплата должна была вырасти скромнее. Но практика первого месяца показывает,что теория с реальностью не совпала.
В целом на переход кновой системе оплаты труда правительство намерено направить в следующем годуболее 135 млрд рублей. Эксперимент начал действовать с 1 декабря 2008 года. Приэтом первые три недели показали, что руководителям выделяемых денег не хватаети зачастую приходится сокращать персонал. Например, в одной из больницфедерального подчинения Приволжского федерального округа корреспонденту«Газеты» сообщили, что сокращения с 1 января составят 200 человек среди врачейи среднего персонала.
Власти на каждом уровнесамостоятельно принимают решения по системе оплаты труда работников бюджетнойсферы. Во всех развитых странах врач одной и той же специальности, квалификациии загруженности зарабатывает примерно одинаково и в федеральной, и вмуниципальной клиниках. Между тем сейчас в благополучных российских регионахбюджетники-муниципалы иногда зарабатывают гораздо больше, чем их коллегифедерального подчинения. А в депрессивных регионах — наоборот.
При этой неразберихеболее 50% выпускников медицинских вузов не идут работать по профессии из-занеадекватной оценки труда. Это приводит к тому, что тысячи пациентов не могутполучить должного количества медицинских услуг. Особенно это касаетсяузкоспециализированной и высокотехнологической помощи.
«Сейчаспотребность в специалистах, которые могут выполнять операции на сосудах рентгеноваскулярнымметодом, колоссальная», — рассказал корреспонденту «Газеты» руководительотделения рентгенохирургических методов исследования и лечения заболеванийсердца и сосудов НЦССХ РАМН имени А.Н. Бакулева Баграт Алекян. По его словам, вРоссии ежегодно рождается 7 тысяч детей с пороками сердца, тысячи диабетиковмогли бы избежать ампутаций, получив рентгено-эндоваскулярные процедуры насосудах. Однако, как отметил Алекян, из-за недостатка специалистов такиеоперации проводятся в единичных случаях. [3].

Заключение
Ведениеновой системы оплаты труда в отрасли здравоохранения позволит решить следующиезадачи: сохранение единого подхода к формированию Положения по оплате труда;всесторонний учет особенностей труда работников отрасли; упорядочениекомпенсационных и стимулирующих выплат, и т.д.
Новаясистема оплаты труда работников отрасли здравоохранения сформирована с учетом:единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих;государственных гарантий по оплате труда; величины минимального размера оплатытруда в Российской Федерации в размере 4330 рублей в месяц; перечня выплаткомпенсационного характера, в бюджетных учреждениях, предусмотренных федеральнымизаконами и Трудовым кодексом Российской Федерации; мнения организации профсоюзаработников здравоохранения Российской Федерации.
Новаясистема оплаты труда работников государственных учреждений здравоохраненияпредусматривает формирование заработной платы из: должностных окладов попрофессионально-квалификационным группам; выплат компенсационного характера;выплат стимулирующего характера.
Размерыдолжностных окладов работников государственных учреждений здравоохраненияустанавливаются в зависимости от отнесения должности работника кпрофессионально — квалификационной группе с учетом требований к ихпрофессиональной подготовке, уровню квалификации, необходимых для осуществленияпрофессиональной деятельности.
Длямедицинских и фармацевтических работников установлены 4профессионально-квалификационные группы, внутри которых выделено 12квалификационных уровней. Для каждой профессионально квалификационной группымедицинских и фармацевтических работников установлен минимальный должностнойоклад:
1группа имеет один квалификационный уровень: санитарка, санитарка (мойщица),младшая медицинская сестра по уходу за больными фасовщица, сестра- хозяйка.Минимальный размер должностного оклада по данной профессионально — квалификационной группе составляет – 3200 рублей.
2группа содержит 5 квалификационных уровней, включает должности среднегомедицинского персонала. Минимальный размер должностного оклада в этой группесоставляет – 3900 рублей.
3группа включает врачебный персонал и состоит из четырех уровней. Минимальныйоклад по группе — 4560 рублей
4группа включает 2 квалификационных уровня, и в нее входят должностируководителей структурных подразделений учреждений здравоохранения. В даннойгруппе минимальный размер должностного оклада составляет — 5800 рублей.
Кминимальным должностным окладам устанавливаются выплаты компенсационного истимулирующего характера, к ним относятся: доплата к должностным окладам(тарифным ставкам) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными,и (или) опасными и иными особыми условиями труда от 15 до 80 процентов; доплатаза совмещение профессий (должностей); доплата за расширение зон обслуживания;доплата за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временноотсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовымдоговором; повышенная оплата за работу в ночное время не менее 20 процентовчасовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночноевремя.
Квыплатам стимулирующего характера, направленным на стимулирование трудаработников к качественному результату труда и поощрение за выполненную работуотносятся: надбавка за квалификационную категорию: высшая категория -15процентов, 1 категория — 10 процентов, вторая категория — 5 процентов; надбавказа ученую степень, почетное звание (10, 20 процентов); надбавка за стажнепрерывной работы: 20 процентов за первые три года и 10 процентов запоследующие 2 года, но не более 30 процентов оклада; надбавка к должностнымокладам отдельным категориям работников от 15 до 100 процентов.
Помимокомпенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных новой системой оплатытруда к должностным окладам, новая система оплаты труда предусматривает:повышение окладов по занимаемой должности в виде коэффициентов к минимальномудолжностному окладу, устанавливаемых внутри профессионально-квалификационныхгрупп по квалификационным уровням; персональное повышение окладов,устанавливаемое руководителем учреждения по согласованию с представительнымпрофсоюзным органом персонально в отношении конкретного работника. [4]

Списокиспользованной литературы
1. ПриказМинистерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. N526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностеймедицинских и фармацевтических работников».
2. Положение об установлении системоплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (утв. постановлениемПравительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583).
3. Новая система оплаты трудамедработников себя не оправдывает — Gzt.ru.
4. Хубиева Р.И. Новаясистема оплаты труда работников бюджетной сферы//Материалы III международнойнаучной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI веке»Том третий. Экономика. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 217 с. Северо-Кавказскийгосударственный технический университет. www.ncstu.ru.