Новые тенденции в развитии российской системы права

КУРСОВАЯ РАБОТА
Новые тенденции в развитии Российской системы права

Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика российской системы права
1.1 Понятие системы права и ее значение
1.2 Традиционный подход к построению системы права (предмети метод правового регулирования как основания построения системы права)
1.3 Публичное и частное право
1.4 Характеристика отраслей российского права
Глава 2. Новые тенденции развития российской системы права
2.2 Тенденции развития системыправа и системы законодательства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
 
“Новые тенденции вразвитии Российской системы права” — одна из важных и актуальных тем насегодняшний день.
Тема работы актуальна потому,что произошедшие в начале предыдущего десятилетии изменениясоциально-политического устройства Российской Федерации потребовали созданияновых правовых средств социального регулирования системы общественныхотношений, содержащихся в системе права. В связи с этим, теоретическая разработкаконцепции современной российской системы права и реальное ее воплощение впрактической деятельности, составляет одну из первоочередных задач, от решениякоторой зависят многие другие правовые проблемы, в частности, вопросы,связанные с совершенствованием права в целом, определением его места и ролисреди других юридических явлений и социальных регуляторов. Это становитсяактуальным в условиях построения демократического правового государства, гдеправо приобретает ведущее значение, а правовая наука нуждается в обобщающейкатегории, позволяющей оперировать ею при научном анализе всей правовойдействительности. Такой универсальной категорией и является понятие «системаправа».
Система права, являясь основнойрегулирующей общественные отношения силой, осуществляет правовое регулированиев соответствии с существующими социальными, экономическими, политическими,духовными и складывающимися на их основе правовыми принципами, существующими вобществе на конкретной стадии его развития. Следовательно, одним из факторов,определяющих формирование системы права, является государственная идеология. Сэтих позиций необходимо отметить, что эффективность данной системы напрямуюзависит от качества выражения в правовых нормах принципов правовогорегулирования, соответствующих общественному правосознанию, служащего критериемлегитимности того или иного нормативно-правового акта.
Другим конститутивным аспектомпостроения системы права является ее объективация, которая находит своевыражение во всей совокупности нормативных актов, издаваемых органамигосударственной власти. Поэтому, основной задачей, без решения которойневозможно достичь успехов в любой сфере общественной жизни, является, преждевсего, укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти.
Целью работы являетсярассмотрение новых тенденций в развитии Российской системы права.
Основные задачи:
Изучить литературу по проблемеисследования.
На основе теоретического анализаизучения проблемы систематизировать знания о особенностях российской системы права.
Рассмотреть сущность и спецификутенденции в развитии системы права.
Глава 1. Общая характеристика российской системыправа
 1.1 Понятие системы права и ее значение
Для юристов своего рода аксиомойявляется положение о том, что право по своему содержанию должно не толькосоответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощениемнациональной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступатьуниверсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей формедолжно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано,чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точкизрения должно представлять специфически юридическую регулятивную систему, или,что то же самое, обладать свойством системности. Для выражения этого качестваправа в юридической науке используется категория «система права».
С философской точки зрениясистема (термин «система» в переводе с греч. (systema) означает«целое», «составленное из частей») — это целостный комплексвзаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка,одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Выяснениевопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшеймере, на два вопроса:
1) из каких частей состоит правои 2) как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы заключают всебе представление о внутренней структуре (организации) права.
Понятие «система» означает,что право представляет собой некое целостное образование, состоящее измножества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении,координации, функциональной зависимости и т.д.).
Поскольку содержанием праваявляются его нормы, то, следовательно, и систему права представляютопределенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормыправа. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связьпридает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяютсяв более общее нормативно-юридическое образование — институты права, а те, всвою очередь, — в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и естьсистема права. Единство системы права — специфическое свойство права,обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единствомправовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системырегулируемых отношений. Будучи внутренне единым и целостным нормативнымобразованием (системой нормативного регулирования), право вместе с темподразделяется на определенные части — отрасли и институты, каждая из которыхвыполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение идеятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обособленность (дифференцированность)являются необходимыми условиями системной организации права.
Особо следует обратить вниманиена объективный характер системы права, ее обусловленность спецификойрегулируемых отношений. Это означает, что система права — явление объективное,складывающееся под непосредственным воздействием господствующих отношений,идеологии, культуры, образа жизни людей.
Объективный характер системыправа подтверждается тем обстоятельством, что независимо от типа современногогосударства и характера правовой системы имеются группы однородных отраслейправа, идентичных всем странам (конституционное, гражданское, уголовное,административное, семейное и др.). Оказывая непосредственное воздействие наформирование системы права, законодатель не может отвлечься от этих объективныхфакторов.
В ином случае система праваможет складываться и помимо воли законодателя. Итак, система права — этообъективно существующее внутреннее строение права, его подразделение наотрасли, подотрасли, институты и нормы. Соответственно элементами системы прававыступают (рис.1):
/>
Рис.1. Элементы системы права
1. Нормы права — это элементсистемы права, его «атом», более не делимый (хотя внутренняяорганизация нормы имеет «свою систему» — определенным образомвзаимосвязанные диспозицию, гипотезу и санкцию). В системной организации праваправовые нормы существуют не обособленно, а соответственно своему предметномуназначению объединяются в более общее образование — институты права.
2. Институт права — это основнойэлемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующиходнородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собойобособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородностьфактического содержания — каждый институт предназначен для регулированиясамостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельныхпоступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы,входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общихположениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создаетособый, присущий для данного вида отношений, правовой режим регулирования; в) нормативнаяобособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах,разделах, частях, иных структурных частях закона либо иногонормативно-правового акта; г) полнота регулируемых отношений. Институт прававключает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.),который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.
В силу этих свойств всякийинститут права выполняет присущую только ему регулятивную задачу и не входит вколлизию с иными структурными элементами системы права.
По своему содержанию институтыправа бывают простые и сложные. Простой институт включает в себя юридическиенормы одной отрасли права. Например, институт прекращения брака в семейномправе (ст.16-17 Семейного кодекса РФ), институт залога в гражданском праве (ст.334-358ГК РФ), проведения игр и пари (ст.1062 ГК РФ), необходимой обороны вадминистративном праве (ст. 19 КоАП РСФСР).
Сложный, или комплексный,институт права представляет собой совокупность норм, входящих в составразличных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения.Типичным примером является институт собственности, который является предметомрегулирования конституционного, гражданского, семейного, административного инекоторых иных отраслей права. В рамках сложного института выделяются, такназываемые субинституты. Например, институт ренты — в гражданском правевключает субинституты — постоянная рента (ст.589-595 ГК), пожизненная рента (ст.596-600ГК), пожизненное содержание с иждивением (ст.601-605 ГК). Кроме, названных,принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные ирегулятивные и т.д.
3. Подотрасль права представляетсобой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. При этомне каждая, а только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду синститутами права включают еще один компонент — подотрасль права. Так, всоставе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное,избирательное, парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслейвыступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовомправе выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельныеотрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, неподразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового институтаподотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.
4. Отрасль права — это основноеподразделение системы права, его главный элемент, который объединяетвзаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественнооднородную область общественных отношений. Отрасль права — это распределеннаяпо правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую,качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных ит.д.). Если отдельное нормативное предписание представляет собой первичнуюклеточку права, а правовые институты — группы таких предписаний (блоки), тоотрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правовогорегулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно кспецифической области отношений обеспечить специфический режим правовогорегулирования.
Отрасль права имеетспецифическое строение (структуру). В ней выделяются общая и особенная части. Вобщую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие»все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат тенормы права, действие которых, как правило, распространяется на всерегулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасликонкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системыправа позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала,устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучениеотрасли права[1].
Применительно к каждой отраслиправа выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципыправа, содержание и объем правового регулирования отношений, являющихсяобъектом данной отрасли. Так, в конституционном праве Российской Федерациитаким основным институтом выступает институт «Основы конституционногостроя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическуюсилу, и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основногозакона (п.2 ст.16 Конституции РФ).
Каждая отрасль отличаетсяспецифическим набором юридических средств, с помощью которых оказываетсявоздействие на регулируемые отношения. Тем самым каждая отрасль специфичностьююридических средств регулирования (или методом правового регулирования) выделяетсяв числе других. Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являютсякрупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительнокомпактную совокупность правовых норм (например, процес­суальные отрасли). Следовательно,систему права можно представить совокупностью норм права, объединенных винституты, подотрасли и отрасли права.
Системное построение праваозначает, что все правовые нормы находятся между собой в определеннойзависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что однинормы могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие лишьпри наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. Так,предоставление гражданам права на информацию (ст.29 Конституции РФ) предполагаетодновременно возложение обязанности на должностных лиц и соответствующие государственныеорганы в установленном порядке предоставлять гражданам такую информацию[2].Кроме того, должна быть установлена юридическая ответственность за действия,противоречащие природе данного права (непредоставление информации, созданиепрепятствий к ее получению или распространению и т.д.). Наличие всех этихкомпонентов, определенным образом расположенных и взаимосвязанных между собой,создает эффективную юридическую конструкцию: закрепление в Конституции РФ правана информацию, в федеральном законодательстве — корреспондирующих емуобязанностей и санкций, обеспечивающих их исполнение, — означает юридическуюгарантированность и реализуемость конституционного права граждан.
Связанность норм, институтов иотраслей права в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный)эффект. Право, таким образом, оказывает влияние на регулируемые отношения всейсовокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимогоюридического результата, достижения целей и задач правового регулирования.
Чем согласованнее между собойэлементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Принимаязаконодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его вдействующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятыйсистемой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность врежиме «эффекта бумеранга».
Системное построение правасигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с егосистемной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяетобнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельностисистемный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права.
Кибернетические свойства системыправа позволяют использовать ее возможности в информационных целях для созданияэффективного банка данных о позитивном праве. Несомненно значение системнойорганизации права для систематизации законодательства, приведения его вупорядоченную и согласованную систему[3].
 1.2 Традиционный подход к построению системы права(предмет и метод правового регулирования как основания построения системы права)
Признание права системнымобразованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этойсистемы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее отрасли.Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализмне знает противоречий между личностью и обществом, советское правоведениепопыталось найти «собственные», свойственные советскому правуосновополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемыбыл посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии, проходившей в1938-1940 гг., был сделан вывод о том, что основанием деления права на отраслиявляется материальный критерий — особенности регулируемых правом отношений илипредмет правового регулирования. На этом основании действующая система праваподразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое,земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное исудебное право. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы повыполняемым функциям. В системе права обособлялись:
1) государственное право какосновное звено системы;
2) материальные отрасли (уголовное,гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранееобъединенные в одну отрасль — судебное право).
Последующее обсуждение даннойпроблемы подтвердило обоснованность материального основания деления права наотрасли. В то же время постепенно вызревала мысль о недостаточностииспользования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку вэтом случае множилось число отраслей права; в качестве таковых следовалопризнать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Придерживаться жепрежней позиции означало признать существование отраслей права с различнымипредметами и тождественными методами правового регулирования. Дискуссия привелак выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования какосновным критерием выделять дополнительный — метод правового регулирования.
Очередная дискуссия по проблемесистемы советского права, проведенная журналом «Советское государство иправо» в 1981 г., подтвердила вывод о предмете и методе правовогорегулирования как критериях деления права на отрасли. Под предметом правовогорегулирования в юридической теории понимается то, что подлежит урегулированию, т.е.те отношения (действия, деятельность, формирующие эти отношения), которыеподвергаются правовому воздействию. К таким отношениям относятся не все, а лишьте отношения, которые отвечают следующим признакам:
а) являются устойчивыми ихарактеризуются повторяемостью событий и действий людей;
б) допускают по своим свойствамвозможность государственно-правового (внешнего) контроля за ними;
в) существует объективнаяпотребность в их урегулировании.
В отличие от предмета правовогорегулирования метод правового регулирования отвечает на вопрос, какрегулировать, и представляет собой совокупность юридических приемов и средстввоздействия на общественные отношения. Особенности метода правовогорегулирования характеризуют:
а) основания возникновения прави обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут бытьадминистративно-правовой акт, договор, иск и др.);
б) способы взаимосвязи прав иобязанностей участников правоотношений;
в) характер юридических средств обеспеченияправ и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедури др.).
На этом основании принятовыделять два основных метода правового регулирования (рис.2).
/>
Рис.2. Методы правовогорегулирования
Диапозитивный метод признаетсягосподствующим в гражданском праве, императивный — в административном, хотя вдействительности они имеют более широкое проявление[4].
 1.3 Публичное и частное право
Деление права на публичное (juspublicum) и частное (jus privatum) признавали уже в Древнем Риме. Публичное право,по утверждению римского юриста Ульпиана, есть то, которое относится к положениюримского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц. Впоследующем критерии отнесения права к частному или публичному уточнялись,получали более развернутые характеристики, однако признание научной ипрактической ценности подразделения права на публичное и частное оставалосьнеизменным.
Иное положение характерно былодля российской правовой системы, которая длительное время не знала деленияправа на частное и публичное. Причины этого заключались не в особенностяхюридической системы, а главным образом в отсутствии института частнойсобственности.
Советская официальнаяюридическая доктрина отрицательно относилась к идее деления права на частное ипубличное, считая его искусственным и призванным замаскировать сущностьбуржуазного строя. Положение, высказанное в 20-е гг. при разработкеГражданского кодекса РСФСР В.И. Лениным о том, что «мы ничего „частного“не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а нечастное», длительное время служило методологической установкой дляюридической теории и практики.
Нарождающиеся институты рыночнойэкономики, признание частной собственности переводят проблему деления права напубличное и частное из области теоретических рассуждений в практическуюплоскость. Справедливо замечено, что вопрос о делении права на частное ипубличное, их соотношении затрагивает все стороны человеческого существования: соотношениесвободы и несвободы, инициатива, автономия, воли и пределы вторжениягосударства в гражданскую жизнь. Основной смысл деления права на частное ипубличное в этой связи заключается в том, что таким образом конституционнаяформула «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностьгосударства» (ст.2 Конституции РФ) получает предметно-юридическое воплощениево всей национальной системе права. Деление права на частное и публичноеозначает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которыегосударства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Темсамым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государствав сферу личной свободы, юридически узаконивается степень и границы «прямогоприказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границысвободы собственности и частной инициативы.
Не менее значимо и то, чторазграничение публично — и частноправовых начал в условияхпостсоциалистического переходного периода необходимо для процессаразгосударствления собственности, психологического освобождения общественногосознания от веры во всемогущество государственного патернализма. Внедрениеданного принципа в общественную практику устранит этатистский подход к праву,поставит заслон на пути к безудержному нормотворчеству государства, стремлениюправящей элиты, отождествляющей себя с государством, навязывать таким образомсвою волю всему обществу. Интеграция России в сообщество европейских государств- Совет Европы — предполагает интернационализацию российской правовой системы,сближение национального законодательства с европейским правом.
Понятно, что деление права начастное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран,будет способствовать решению означенной проблемы.
Сущность частного права выраженав его принципах — независимости и автономии личности, признании защиты частнойсобственности, свободы договора. Частное право — это право, защищающее интересылица в его взаимоотношениях с другими лицами. Оно регулирует сферы,непосредственное вмешательство в которые регулирующей деятельности государстваявляется ограниченным. В сфере действия частного права индивид самостоятельнорешает, использовать ему свои права или воздерживаться от дозволенных действий,заключать договор с иными лицами или поступать иным образом.
Иное дело сфера действияпубличного права. В публичноправовых отношениях государства стороны выступаюткак юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступаютгосударство либо его орган (должностное лицо), наделенный властнымиполномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно изединого центра, каковым является государственная власть. Частное право — этообласть свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованногорегулирования. Публичное право — это сфера господства императивных начал,необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.
Система публичного и частногоправа обусловлена природой публичного и частного права, особенностяминациональной правовой системы. С учетом этого публично-правовая ичастноправовая системы могут быть представлены следующим образом (рис.3).
/>
Рис.3. Система права
Международное публичное право (или,что одно и то же, международное право) входит в национальную систему права невсей совокупностью международно-правовых норм, а той их частью, котораявыступает источником российского права (п, 4 ст.11.5 Конституции РФ).
Безусловно, что абсолютнойпубличноправовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовыеэлементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. Кпримеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебныйпорядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. Вземельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление — определениепорядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительнок каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридическихприемов.
Границы между частным ипубличным правом исторически подвижны и изменчивы. Так, изменение в РоссийскойФедерации форм собственности на землю принципиально повлияло на характерземельного права, перешедшего под «юрисдикцию» частного права (хотя исохраняя публично-правовые элементы). Эти же причины обусловливают изменениевнутри отраслей частного и публичного права. В этом случае можно говорить одвух тенденциях: внутриотраслевой консолидации и дифференциации. Так, можнопредположить, что такие отрасли права, как уголовно-процессуальное игражданско-процессуальное и отрасли законодательства — административно-процессуальноеи арбитражно-процессуальное, консолидируются в единую ветвь публичного права — процессуальное(судебное) право. Высказано предположение о том, что семейное право будет«поглощено» гражданским правом.
Что касается внутриотраслевойдифференциации, то уже сейчас создались предпосылки для выделениямуниципального права из состава конституционного. По опыту зарубежных странможно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из составафинансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль).
Система права находится подзначительным влиянием субъективного фактора — нормотворческой деятельностигосударства. Соответственно этот фактор также будет оказывать значительноевлияние на соотношение между частным и публичным правом. Очевидно, можнопредположить, что если возобладает идея сильного государства, то это одновременнобудет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если жепринцип связанности государства правом окажется реальным фактом, точастноправовые начала будут расширять сферы своего влияния[5].1.4 Характеристика отраслей российского права
Конституционное право — ведущаяотрасль национальной правовой системы, представляющая совокупность правовыхнорм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека игражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственнойвласти и местного самоуправления. Конституционное право характеризуется особымпредметом и методом регулирования. Предметом конституционного права являютсяобщественные отношения, возникающие в процессе реализации суверенитетароссийского народа во всех его формах, обеспечения функционирования институтовпредставительной и непосредственной демократии. Специальная роль и назначениеконституционного права заключается в обеспечении полновластия народа во всехсферах жизнедеятельности общества. Это направление правового регулирования — исключительнаяпрерогатива конституционного права, и она не свойственна какой-либо инойотрасли права. Как отрасль публичного права конституционное право пользуетсяметодом правового воздействия, присущим всем отраслям публичного права. Вместес тем конституционное право имеет особый способ конституционного воздействия — установление,существенно отличающийся от иных способов правового регулирования (дозволения,предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установлениятакова, что оно не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав иобязанностей конкретных субъектов, участников правовых отношений — конституционныеустановления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или комногим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений,реализуясь в так называемых общих конституционных отношениях (к примеру, ст.10Конституции РФ).
Административное право — отрасльпубличного права, предметом регулирования которой являются отношения,складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительнойвласти. Нормами административного права регулируются публичноправовые отношениявласти — подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступаетисполнительный орган власти (должностное лицо), наделенныйгосударственно-властными полномочиями.
Финансовое право как отрасльпубличного права представлена совокупностью норм, посредством которыхосуществляется регулирование отношений, возникающих в процессе образования,распределения и использования денежных фондов государства. В отличие отадминистративно-правовых финансовые правоотношения — это имущественные (денежные)отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства поповоду денежных средств. Особенностью финансового права является наличие в егосоставе подотраслей права — бюджетного, налогового, банковского.
Уголовное право — отрасльпубличного права, регулирующая отношения, связанные с преступностью инаказуемостью деяний. Как всякая отрасль права уголовное право состоит изсовокупности правовых норм. Нормы уголовного права — это нормы-запреты. Онизапрещают общественно опасные действия и бездействия людей под угрозойприменения особых средств государственного принуждения — уголовного наказания. Уголовноеправо как совокупность правовых норм подразделяется на Общую и Особенную части.В Общей части содержатся общие положения об уголовной ответственности, понятиепреступления, формы и виды вины, обстоятельства, исключающие преступность инаказуемость деяния, порядок и условия уголовной ответственности при различныхформах неоконченного преступления, ответственность за соучастие в преступлении,понятие и виды уголовного наказания, порядок и основания назначения наказания иосвобождения от уголовной ответственности. В Общей части также определяютсяусловия условного осуждения, понятия судимости и способов ее прекращения,понятие амнистии, помилования и др. Если Общая часть закрепляет общиеположения, принципы и институты уголовного права, то Особенная частьпредусматривает конкретные виды преступлений и указывает наказания, которые могутбыть применены за их совершение. Общая и Особенная части тесно взаимосвязаны,характеризуются единством. Это единство проявляется в том, что они выполняютодни и те же задачи — защиту от преступлений личности, общества,, государства; нормыОбщей части являются базой для норм Особенной части. В нормах Особенной частиконкретизируются общие понятия о преступлении, содержащиеся в Общей части. Особеннаячасть определяет и описывает те виды деяний, которые уголовный закон считаетпреступлениями.
Экологическое право — относительно«молодая» ветвь права, нормы которой регулируют отношения людей,организаций в целях рационального использования природных ресурсов, защитыокружающей среды.
В систему публичного прававходят и процессуальные отрасли права — уголовно-процессуальное игражданско-процессуальное (судебное право). Нормы уголовно-процессуальногоправа предназначены для регулирования деятельности по расследованию,рассмотрению и разрешению уголовных дел. Гражданско-процессуальное право имеетсвоим служебным назначением установление порядка и процедуры разрешения судамигражданских дел.
Международное публичное право — неявляющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм ипринципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставахмеждународных организаций, которые регулируют отношения между государствами ииными участниками международного общения.
Гражданское право — ведущая,базовая отрасль частного права, предметом регулирования которой являютсяимущественные и связанные с ним неимущественные отношения, основанные наравенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Гражданскоеправо — многосоставная отрасль права, ее содержанием охватываются такиеподотрасли, как авторское, наследственное, изобретательское и др.
Предметом регулированиясемейного права являются личные и связанные с ними имущественные отношения,возникающие из брака и принадлежности к семье. Семейный кодекс РоссийскойФедерации, которым регулируются эти отношения, равно как и ч.2 ГК РФ, вступилив действие с 1 марта 1996 г.
Трудовым правом как частьюсистемы частного права регулируются отношения по применению труда нагосударственных, общественных и частных предприятиях, в учреждениях иорганизациях на основе сочетания интересов их участников. Предметомрегулирования в трудовом праве являются отношения работника с работодателем поповоду его труда. Субъектами (сторонами) трудовых правоотношений выступаютработники (трудоспособные граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста),работодатели или предприятия любых форм собственности в лице их администрации,трудовой коллектив, в некоторых случаях административные управляющие (должностныелица, назначенные при санации предприятия-банкрота с целью оздоровленияпроизводства) и некоторые другие субъекты.
Земельное право — это отрасльчастного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием иэксплуатацией земли.
Предметом регулированияземельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами,юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализацииправа собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенногоплодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранныхгосударств, лица без гражданства, юридические лица, государство и субъекты,которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.
Международное частное право — совокупностьнорм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения,имеющие международный характер. Предметом международного частного прававыступают отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормамигражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е.те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений вмеждународном частном праве является то, что в них участвуют иностранныеграждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаясяза границей, они связаны с территорией двух или нескольких государств,Международное частное право — это, таким образом, специфическая отрасльнационального права[6].
Глава 2. Новые тенденции развития российскойсистемы права
 
2.1 Соотношение системы права и системы законодательства
В юридической теории и практикетермины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используютсякак нетождественные.
Соотношение системы права исистемы законодательства — одно из научных и практических проблем теории права.
Проблема соотношения системыправа и системы законодательства существует объективно. Если система праваскладывается из отраслей, подотраслей права, правовых институтов, правовыхнорм, различных взаимосвязанных между собой блоков, то система законодательства(в узком смысле) складывается из нормативно-правовых актов, их структурныхподразделений.
Исторически сложилось так, чтокрупные массивы некоторых нормативно-правовых актов также могут составитьопределенную отрасль законодательства, например уголовное законодательство. Иуголовное законодательство как отрасль полностью совпадает с той отрасльюправа, которая в теории обозначается как уголовное право. Уголовноезаконодательство — это единственная форма выражения и существования уголовногоправа. Размещается это уголовное законодательство, как правило, в Уголовномкодексе. Разумеется, могут приниматься и отдельные нормативно-правовые акты,содержащие уголовно-правовые нормы, но они затем также включаются в структурууголовного кодекса, в систему уголовного права (при их реализации учитываетсяобщая часть уголовного права, общественная опасность преступления, иныеэлементы отрасли).
Однако существуют отрасли права,которые в системе законодательства не имеют строго определенной отраслизаконодательства для своего воплощения и выражения, например аграрное право. Нормыэтой отрасли права могут быть размещены в Конституции (право частнойсобственности на землю), в актах, регламентирующих государственную поддержкуфермеров (бюджетно-финансовое законодательство), типовых договорах на арендуземельных участков (гражданское законодательство) и т.п.
Существуют в системезаконодательства и такие отрасли, которые не соотносятся с конкретнымиотраслями права, а имеют явно комплексный характер, например чрезвычайноезаконодательство. Его во многом можно отнести к конституционному праву, но ряднорм явно имеют уголовно-правовое, административно-правовое содержание. Следуеттакже иметь в виду, что некоторые новые отрасли права формируются вообще пообщественно значимому предмету, в них может реализоваться принцип сочетанияметодов правового регулирования — диспозитивного и императивного.
Система законодательства нарядус объективными имеет и субъективные начала — может строиться по источникамправа или по отраслям права, или сочетать оба этих критерия.
Очень важно при построениисистемы законодательства помещать те или иные нормы в соответствующие отраслизаконодательства, нормативно-правовые акты.
Примером неудачного размещениянормы права не в той отрасли законодательства является введение в начале 90-хгодов правил о том, что у лица, задержанного правоохранительным органом, смомента задержания этого лица может быть адвокат.
Особые проблемы возникают припринятии так называемых комплексных актов, т.е. нормативно-правовых актов,содержащих нормы разных отраслей права — государственного (конституционного) права,административного права, гражданского права, финансового права и т.д.
В свое время в правовой историиРоссии на ее социалистическом этапе государственности существовалитеоретические представления о существовании комплексной отрасли хозяйственногоправа, закреплявшей и развивавшей плановые начала в управлении народнымхозяйством. Эта отрасль обособлялась от гражданского права, в основе которойлежали рыночные, товарно-денежные отношения частных субъектов права (граждан).
Распространение на экономическиеотношения социализма идеологии и опыта имущественных, товарно-денежныхотношений постепенно завоевывало социальное признание, размывало сугубоцентрализованное огосударствление этих экономических отношений, утверждение оприоритете непосредственно-общественного труда над трудом, результаты которогодолжен опробовать и признать рынок, постепенно вело к утверждению частнойсобственности, иных социально-рыночных элементов. В историческом споре междупланом и рынком, между хозяйственной и цивилистической концепциями победилацивилистическая (гражданско-правовая) идеология, за которой стоял тысячелетнийопыт существования человечества. Но с ее победой сначала рухнул социализм, азатем произошел и распад Советского Союза, опиравшийся в своемфедеративно-государственном устройстве на централизованные, плановыеэкономические начала.
Не имеют большого значенияпопытки бывших сторонников хозяйственного права возродить эту отрасль подобозначением предпринимательское, торговое право.Т. к. в основе будет лежатьмногостатейный Гражданской кодекс, а различные дополнения к нему, если онибудут вызываться реальными потребностями, дела уже не изменят. Хозяйственноеправо как основополагающая отрасль системы социалистического законодательстваушло в исторические дали, о которых, впрочем, забывать не стоит.
Появление новых отраслейзаконодательства, как космического, экологического, информационного (и томчисле права массовой информации), биоэтического, в том числе генетического, инекоторых других, вызывает не менее острые споры, чем это было в прошлом вокругпроблем, порожденных социализмом.
Система законодательстваскладывается и для потребностей социального правления, а не только дляупорядоченности, стабильности самого законодательств. Она нужна и для того, чтосоответствующие субъекты управления могли пользоваться эффективно правовыминормами, могли их находить, исполнять, применять. Этот информационный аспекттакже отличает систему права от системы законодательства. Но, разумеется,система законодательства должна строиться на объективной и научно определеннойсистеме права. Система права, т.е. упорядоченное, как правило, по критериюединства предмета и метода правового регулирования множество норм (отрасли,подотрасли, правовые институты, общие и особенные части), формируется (складывается)для всестороннего регулирования общественных отношений. Системазаконодательства, т.е. упорядоченное по различным объективным критериям,обусловленным потребностям социального управления, жизнедеятельности общества,определенное множество самих нормативных актов (и их более дробных элементов — разделов, глав, статей, параграфов, абзацев и т.д.) формируются (складываются) длянаиболее эффективного использования правовых норм в социальном управлении.
Таким образом, системазаконодательства складывается объективно в силу появления и отбора нормативныхактов (или их составных частей) и путем субъективного объединения их поопределенным признакам (критериям) в соответствующие группы, классы, преждевсего, массивы, отрасли.
Нормативно-правовые акты (ихсоставные части) — это элементы системы. Признаки отбора, группирования — этосвязи, которые объединяют эти элементы в нечто целостное, устойчивое, в систему.К этим признакам, критериям, связям относятся функции, цели, структурасоциального управления, даже такой фактор, как сложившаяся (существующая) системаорганов управления, власти.
С позиций системного подходаможно предложить и такую схему. Система общественных отношений — это надсистемадля системы права, которая признана регулировать эти общественных отношения. Этанадсистема определяет объективно предмет и метод правового регулирования,структуру права, ее характеристики.
Система права являетсянадсистемой по отношению к системе законодательства, определяя критерии,признаки, по которым происходит отбор и строение элементов системызаконодательства, происходит процесс упорядочения, систематизации законодательства.Основные юридические способы систематизации законодательства — кодификация,консолидация, инкорпорация. Их внешнее выражение и роль при составлении Сводокзаконов, собраний законодательства, кодексов и некоторых других крупных актовбудут рассмотрены ниже, в теме о правотворчестве[7].
В философском плане системаправа и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма.Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированнаяформа.
Система права и системазаконодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такойзависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельностизаконодателя, вместе с тем носит объективный и несколько автономный от волизаконодателя характер. Система законодательства — детище законодателя, хотя,безусловно, также имеет социальную обусловленность. Система права и системазаконодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: системазаконодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах; системаправа находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена вобычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовыхактах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания,судебных прецедентах и даже в правосознании.
В отличие от системызаконодательства система права характеризуется высокой степенью однородности. Этообусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущимей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательстватакими объединяющими началами не обладают. Анализ законодательства (преждевсего ст.71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслейзаконодательства:
1) одноименных с отраслями права(уголовное, гражданское, земельное и др.);
2) комплексные отраслизаконодательства — отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного,гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственноеправо, аграрное, или сельскохозяйственное, и некоторые другие;
3) отрасли законодательства,«привязанные» к соответствующим сферам государственного управления исферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном,железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.).
Отсюда количество отраслейзаконодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовымклассификатором отраслей российского законодательства, утвержденным УказомПрезидента РФ, охватывается 48 таких отраслей[8].
2.2 Тенденции развития системы права и системызаконодательства
Основные направления развития исовершенствования права связаны с социально-экономическими и политическимиреформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессыизменения самого содержания права, обновления законодательства и осознанияновой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделитьтакие тенденции:
1) общие, характерные для правав целом, включая систему права и систему законодательства как две стороныодного целостного явления;
2) тенденции развития структуры(системы) права;
3) тенденции совершенствованиязаконодательства. К общим тенденциям относятся следующие.
1. Постепенное изменениесоотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании»права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда быличеловек, его права и свободы. Реальные шаги в этом направлении сделаны вДекларации прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ, Гражданскомкодексе РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных актах. Сюдаже относится изменение методов правового регулирования: переход от императивныхк диспозитивным методам, преобладание общедозволительного типа регулирования вотношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается ирасширяется сфера действия частного права.
С другой стороны, наблюдаетсяопределенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежниевремена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельныхразмеров садовых домиков, бань, погребов и т.п.). В настоящее время происходитвыравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зренияобъема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.
2. Децентрализация правовогорегулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу длязаконодательного стимулирования развития субъектов Федерации, органов местногосамоуправления. Значительное развитие получают такие средствадецентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение,аналогия закона и права.
3. Интеграция в российскоезаконодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норммеждународного права и международных договоров Российской Федерации (ст.15Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденциизаконодательства стран — участниц СНГ в экономическом, информационномпространстве, сфере борьбы с преступностью.
В числе тенденций развитияструктуры (системы) права можно назвать такие.
1. Процесс постепенногонакопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам,отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоковкак равнозначных по объему, структуре и другим Характеристикам, что позволяет расширятьплоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данныйпроцесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское,налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурныхподразделений (семейное право).
2. Рост значения правовогорегулирования, что влечет за собой образование комплексных структурныхобъединений юридических норм. Это обусловлено комплексным характером предмета иметода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновениекомплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, отвзаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.
3. Возможное развитие системыправа в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связямимежду институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичныеструктурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. Внеобходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов онимогут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы,возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливаютцели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает»к себе из нормативного массива различные по своему назначению и функциональнойспециализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.
Тенденции совершенствованиязаконодательства выглядят следующим образом.
1. Приведение всегозаконодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процессвключает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревшихнормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательнойтехники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон о порядкеопубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, актовпалат Федерального Собрания от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу дваустаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силузаконов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» вкачестве официального периодического издания и предписал Президенту иПравительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.
2. Формирование новыхкомплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности,приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексноеправовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решатьэкономические и социальные вопросы.
3. Становление новой структурызаконодательства, вызванное разграничением полномочий между Федерацией,республиками в составе РФ и другими субъектами Федерации. Появляются новые видызаконодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы,указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты)[9].
Заключение
В данной работе были рассмотреныосновные понятия системы права, их классификации, разобраны понятия «правоваясистема» и «система права», их структура, соподчиненность; данахарактеристика системы права современной России.
Изучив и проанализировавправовую систему России можно сказать, что современная российская правоваясистема — явление сравнительно молодое, все еще формирующееся в условияхобновления всех сфер жизни общества.
Можно согласиться с мнением, что«переходный период в правовой сфере — это больше процесс, чем результат. Онне предполагает стабильности, завершенности и сбалансированности правовойсистемы». «В России растянутость хронологических границ существованияпереходной правовой системы во времени объясняется грандиозной социальнойзадачей, многоэтапностью и универсальностью переходных процессов».
Реформирование правовой системыРоссии, обеспечение развития в ней позитивных тенденций и процессов насегодняшний день вышло на качественно новый уровень повышения эффективностивсех составляющих ее компонентов. Существенное обновление ключевыхнормативно-правовых актов, всех уровней, все еще происходящее на данном этаперазвития российской правовой системы, должно строиться на принципе учета какможно большего количества разнообразных мнений, достижения согласованностиинтересов различных социальных групп, должна быть обеспечена максимальнаягибкость принимаемых норм к тем жизненным ситуациям, которые они призванырегулировать.
Преодоление отрицательныхтенденций в развитии правовой системы современной России, которые достались еев наследство от советского прошлого, также остается важнейшей задачей еереформирования. Наиболее опасной среди них, по нашему мнению, являютсяразличного рода деформации в сторону полной зависимости правовой системы отгосударства и политической конъюнктуры, наблюдающееся в современной России. Обнадеживающимв этой связи является утверждение С.С. Алексеева о том, что «общенаучныеисторические данные свидетельствуют о том, что определяющая закономерностьразвития правовых систем на нашей планете заключается в том, что в ходеисторического прогресса право из инструмента государственной власти все болеепревращается в самостоятельную высокозначимую силу, в самостоятельный мощныйрегулятивно-охранителъный фактор».
Также на первый план выходитпроблема повышения правовой культуры российского общества, так какреформирование, повышение эффективности правовой системы России должнопроходить в условиях осознания повышения социальной ценности цивилизованноразвивающейся правовой системы.
Необходимо создание условий длятого, чтобы из некоторого числа развивающихся тенденций преобладающей,доминирующей стала та, которая наиболее полно отвечает объективным потребностямроссийского общества.
Следует отметить, что меры поминимизации отрицательных тенденций в развитии отечественной правовой системыне могут быть единичными, случайными, они должны носить именно системныйхарактер, причем немаловажную роль в процессе выработки путей и средств, нопреодолению негативных тенденций в развитии российской правовой системыпризвана сыграть правовая наука.
Список использованной литературы
1.        Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. М., 2004.
2.        Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузови факультетов
3.        Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-еизд. — М.: Юриспруденция, 2000. -.528 с.
4.        Конституция РФ — М.: АСТ: Астарель, 2010. — 64 с.
5.        Концепция судебной реформы в Российской Федерации. / Сост. С.А. Пашин. М.:Республика, 1992.
6.        Нерсесянц В.С. Философия права. М., 2004.
7.        Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. Т.1/Отв. ред.М.Н. Марченко.М., 2005. С.87
8.        Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0-28 В.В. Лазарева.- 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — 520с.
9.        Основы права: Учебник / Под ред. проф. М.И. Абдулаева. СПб., 2004.
10.     Правоведение: Учебник для вузов / Под редакцией М.И. Абдулаева — М.: Финансовыйконтроль, 2004.
11.     Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции): Учебныйкурс. М.: Право и государство, 2003.
12.     Сорокин В.В. Право и время: правовая система и переходное время // Известиявузов. Правоведение. — 2002. — № 1. — с.183 — 192
13.     Теория государства и права учебник. Н.И. Матузов, А.В. Малько. — М. Юристъ,2004. С.398
14.     Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.М., 2000. Гл.4. С.147