Новые виды семей: есть ли за ними будущее?

РоссийскийГосударственный Гуманитарный Университет,
Институтпсихологии
Им.Выготского
Эссе посоциологии
«Новые видысемей: есть ли за ними будущее?»
Выполняла: студентка 2курса психологии
личности Даньшина Д. С.
Преподаватель: ЧерновВ.В.
Москва
2010 г.

Введение
Проблемам социальнообусловленных изменений, происходивших с традиционной семьёй на протяжениипочти двух последних столетий, социологами всегда уделялось самое пристальноевнимание. Процесс трансформации традиционных обществ в современную форму,обусловивший характерные изменения традиционной семьи, в первую очередьзатронул страны Запада. И именно в этих странах приблизительно к концу XIX в. социологами было отмеченоразрушение традиционных структур – семьи, соседства, ремесленного цеха и т.д.,поскольку системные изменения в обществе не могли не повлечь аналогичныхизменений в его составляющих, в том числе семье.
С точки зрения предметаисследования социологии семьи интересны прежде всего те изменения в обществе,которые в 60-е годы ХХ столетия в структурном функционализме получили названиемодернизации.
Изменения традиционнойсемьи приводятся отдельными исследователями проблем модернизации и в качествепримеров, подтверждающих положения их теорий, в частности У. Огборном (теориякультурного лага), У. Гудом (теория конвергенции) и др. Несмотря на то, что этии другие теории подвергались критике за несколько упрощённую трактовкупроисходящих в обществе перемен, все они справедливо интерпретируют изменениятрадиционной семьи как реакцию данного социального института на указанныеперемены. Семья преобразует свою структуру, тип, виды деятельности, адаптируяськ изменениям в обществе. Тем самым она должна способствовать выживаниюсоциальной системы, сохранению её нормального, устойчивого состояния. Вдействительности же отмеченные изменения могут не вести к сохранениюустойчивости и выживанию социальной системы.
В данной работе мнехотелось бы поговорить в частности об одном из самых молодых типов семей –однополом. В настоящее время актуальность этой проблемы во всем мире можетвстать рядом с экономическим кризисом и проблемой голода стран третьего мира.

Однополые семьи
Происходящие сегодня трансформации определяютизменения в социальных институтах, в первую очередь — в семье. Традиционныеформы семьи дополняются параллельно существующими альтернативными моделями семейныхотношений. И вообще-то, теоретически мы все интеллигентные, современные люди ине «против», а может даже «за» то, что общество становитсясвободнее и терпимее. Мы не «против», пока подобная семья не станетсоседями по лестничной площадке или ее не создадут наши близкие люди.
По мнению социологов, отклонения от классической моногамии уже не могутинтерпретироваться однозначно, как отклонения от нормы, а должны, скорее,рассматриваться как признак существенных и необратимых эволюционных сдвигов всамом институте семьи. В современном российском обществе наблюдается ростколичества однополых семей. Это факт, который приходится признать даже тем, ктоявляется активным противником гомосексуальных связей. В то же время в обществесуществует информационный вакуум, отсутствие объективных и достоверных сведенийоб однополых семьях. Поиск статистических данных о количестве однополых союзовв России мне ничего не дал, возможно, потому, что сбор такой информации крайнезатруднен по причине скрытости и замалчивания из-за боязни дискриминации. Носчитается, что женщины чаще образуют семейные пары, нежели мужчины, что можетбыть объяснено тем, что две женщины, живущие вместе, вызывают меньшеподозрений.
В некоторых странах вопрос о легитимности однополых союзов давно уже неявляется чем-то из ряда вон выходящим. Первый однополый брак, положивший началосексуальной революции (в этой области отношений), был заключён ещё 1 октября1989 года в Дании. Эйгил и Аксель добивались официального признания ихсемейного союза почти полвека. Для решения этого дела в стране был дажепроведен социологический опрос. После проведения опроса стало очевидно: почти60% датчан поддерживают идею однополых браков. Уже через несколько месяцевпосле этого был принят закон, согласно которому гомосексуальным супругам былипредоставлены все права обычных семей.
В Декларации 1998 года Европейского Парламента записано, что парламент«не даст своего согласия на вступление в ЕС любой страны, которая своимизаконами или проводимой политикой нарушает человеческие права лесбиянок игеев». Законы в странах Европы с каждым годом становятся всё лояльнее поотношению к гомосексуальным семьям. Защита семейных устоев европейскимобществом всегда ставила своей целью создание обстановки, в которой все членысемьи, в особенности дети и подростки, могли бы, окруженные заботой, любовью исчастьем, реализовывать все свои человеческие способности. Независимо от того,растут ли дети в традиционной или нетрадиционной семье. Сегодня право людей с нетрадиционнойсексуальной ориентацией на создание семьи признали 12 государств. Официальнозарегистрировано более 150 тысяч однополых браков. Самым урожайным стал 2004год. Вот список стран, где геям и лесбиянкам разрешено официально вступать воднополые союзы (партнерство): Дания, Норвегия, Нидерланды, Германия, Бельгия, Финляндия,Швеция, Канада, Великобритания, Швейцария, ЮАР, Испания. В США однополые союзылегализованы только в некоторых штатах. О готовности легализоватьгомосексуальные отношения заявили ещё несколько государств — Польша, Румыния иКамбоджа. Последним оплотом борьбы против однополых отношений в Европе остаётсяВатикан. В католичестве, как и в православии, гомосексуальная связь считаетсягреховной.
Однако, стоит оговориться, возможность заключения однополого союза в рядестран не предполагает, возможность усыновления детей, даже исключает ее. Так, вВеликобритании шли на эту тему серьезные дебаты пару лет назад: можно лигомосексуальным парам усыновлять детей и влияет ли воспитание в подобных семьяхна их сексуальную ориентацию.
Согласно исследованию, проведенному в США, воспитанные лесбиянкамиподростки не демонстрируют никаких отличий в развитии по сравнению с детьми,выросшими в обычных семьях. Об этом пишет журнал New Scientist.Общенациональное исследование здоровья молодежи проводилось с 1995 года. В немприняли участие 12 тыс. подростков. Среди опрошенных были 44 подростка, которыевоспитывались лесбиянками. Только 6 подростков признались, что живут в семьегеев, поэтому однополые мужские семьи исключили из исследования занедостаточностью данных. Каждого подростка сравнивали со сверстником изгетеросексуальной семьи того же возраста, пола, этнической принадлежности,статуса приемного ребенка и с тем же уровнем дохода в семье. Никаких различиймежду группами в подверженности депрессии, беспокойству, в уровне самооценки ишкольной успеваемости, ученые не обнаружили. Одинаковое количество подростков вобеих группах (34%) признались, что уже имели сексуальный опыт. Социологиполагают, что со временем все страны придут к скандинавскому варианту, когдаоднополые семьи будут полностью приравнены в правах к традиционным семьям,включая право на усыновление детей. Значит ли это, что традиционнопатриархальная Россия тоже признает права своих граждан на однополые браки?
Дети пойдут в школу, как смогут они ужиться в детском коллективе, которыйне знает компромиссов и порой является просто более жестоким отражениемсегодняшнего взрослого мира? Смогут ли родители воспитать этих детей так, чтобыу них тоже была возможность выбора, в этом случае — выбрать гетеросексуальныйобраз жизни? И, наконец, дойдет ли наше общество до того, когда возможностьоднополых браков не будет ограничена ни сводом законов, ни косыми взглядамисоседей?
Могут ли однополыепары быть стабильными и нуждаются ли они в правовом оформлении и поддержке?
Вопреки всемпреследованиям и гонениям, стабильные мужские и женские пары существоваливсегда. 14% сан-францисских геев в начале 1970-х гг. сказали, что совместноепроживание с партнером для них — «самое важное в жизни» и 28%признали его «очень важным». Реальные стили жизни 71% опрошенных гееви трех четвертей лесбиянок распределились по следующим пяти типам.
1) Закрытые пары (67 мужчин и 81женщина) напоминают счастливые разнополые браки. Это устойчивые, сплоченныепары, связанные взаимной любовью и общностью интересов. У них меньше всегосексуальных проблем, они не ищут случайных, временных партнеров на стороне,хорошо социально и психологически приспособлены, отличаются высокимсамоуважением и значительно реже других гомосексуалов страдают от одиночества.
2) Открытые пары (120 мужчин и 51женщина) также живут совместно, но их партнерство не является сексуально-исключительным.Хотя они привязаны друг к другу, они нередко развлекаются на стороне, испытываяв связи с этим различные тревоги. Их социальная и психологическаяадаптированность несколько ниже, чем у первой группы, но значительно выше, чему остальных гомосексуалов.
3) Функционалы (102 мужчины и 30женщин) напоминают гетеросексуальных холостяков, жизнь которых строится вокругсексуальных похождений и приключений. Их сексуальная активность выше иколичество партнеров больше, чем у остальных групп, но их контакты лишеныэмоциональной вовлеченности, экстенсивны, часто безличны. Хотя в целом этоэнергичные, жизнерадостные и преуспевающие люди, их социально-психологическаяадаптированность ниже, чем у первых двух типов.
4) Дисфункционалы (66 мужчин и 16 женщин)больше всего подходят под классический стереотипный образгомосексуала-невротика. Эти люди не в силах ни принять свою гомосексуальность,ни подавить ее. Для них характерны пониженное самоуважение и наличие множествавнешних и внутренних конфликтов, для разрешения которых часто требуетсяпсихотерапевтическая помощь.
5) Асексуалы (110 мужчин и 33 женщины)- люди, которые категорически не принимают и всячески подавляют своюгомосексуальность, практически отказываясь от сексуальной жизни. Это крайне осложняетих эмоциональные отношения с другими людьми, заставляет скрываться, порождаетчувство одиночества и всевозможные психосексуальные проблемы. Эти люди считаютсебя несчастными, часто обращаются к врачам и среди них самый высокий процентсамоубийств.
В последние четверть векаориентация геев на стабильные отношения усилилась. По данным разныхисследователей, в конце 1970-х гг. от 40 до 60% американских геев имели болееили менее стабильные парные отношения и приблизительно половина из них жилисовместно, а 8% женских и 18% мужских пар жили совместно свыше 10 лет. Поданным другого американского опроса, больше 10 лет существовали 14% женских и25% мужских пар. Две трети голландских геев в момент опроса состояли вдолгосрочных партнерских отношениях, со средней продолжительностью около 6 лет.Среди опрошенных в 1987 г. немецких геев никогда не имели постоянных отношенийменьше 4%. В момент опроса 59% имели стабильные отношения, но у многих из нихэта дружба началась не больше, чем год назад. В восточной Германии в 1990 г. постоянного партнера имели 56% гомосексуалов, 48% из них вели общее хозяйство и еще 36%хотели бы его вести. У 35% 30-40-летних муж чин длительность сожительства быласвыше трех, у 24% — свыше пяти и у 10% — свыше 10 лет. В Англии конца 1980-хгодов партнерские отношения имели от 57% до 65% геев, их средняя длительностьсоставляла 4 года, максимальная — 38 лет.

Выводы.
Основываясь нарассмотренных аспектах однополых семей, попытаемся ответить на вопрос онормальности либо патологичности этого явления. В ученом сообществе принят тотфакт, что гомосексуальность — не патология, не болезнь, а одна из нормальныхвариаций социальных, межличностных отношений. Проведенный нами обзор не выявилв основных сферах семейной деятельности — репродуктивной, воспитательной,хозяйственно-бытовой, экономической, эмоциональной — принципиальных ограниченийфункциональности рассматриваемой модели семьи.
Защита семейных устоевевропейским обществом всегда ставила своей целью создание обстановки, в которойвсе члены семьи, в особенности дети и подростки, могли бы, окруженные заботой,любовью и счастьем, реализовать все свои человеческие способности.Свидетельства наших информаторов и результаты других исследований подтверждают,что в однополых семьях к воспитанию ребенка относятся не менее, а часто и болееответственно и внимательно, чем в традиционных. Кроме того, удовлетворенностьжизнью и партнером в однополых семьях порой выше, нежели в гетеросексуальных.Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно прийти к выводу о том, чтооднополые семьи — альтернатива межличностных отношений, которую правомернорассматривать как норму, нежели как патологию.

Источники:
 
1.        http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2004/20040033.htm
2.        http://www.justitie.nl/english/publications/factsheets/same-sex_marriages.asp
3.        http://en.wikipedia.org/
4.        http://www.kleo.ru/items/family/unisex_families.shtml
5.        http://www./