«новые возможности развития казани. От стратегии прагматичной к стратегии инновационной»

«НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ КАЗАНИ.ОТ СТРАТЕГИИ ПРАГМАТИЧНОЙ К СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ»«Какой бы красивой ни была стратегия, время от времени нужно смотреть и на результаты»Уинстон ЧерчилльПрошло пять лет с того момента, когда наш город впервые целенаправленно задумался над дальнейшим развитием, попытался осознать и понять своё место в сегодняшнем быстроменяющемся мире. В жарких обсуждениях и острой полемике представители власти, бизнеса, общественности при методической поддержке российских и международных экспертов сформулировали достаточно ясные и реалистичные приоритеты городского развития. Так появилась и 24 апреля 2003 года была утверждена депутатами Казанского совета Стратегия развития Казани до 2015 года. В качестве базового сценария развития города, в основу Стратегии был положен прагматичный сценарий. Он был признан наиболее целесообразным и реальным, как с точки зрения обеспеченности ресурсами, так и с учетом существовавших реалий законодательного поля, накладывающих значительные ограничения на возможности городской власти в условиях существовавшей административной системы и использования инструментов реализации. На том этапе городского развития это был, несомненно, правильный подход. Он базировался на сосредоточении главных усилий на реформировании жилой среды и жилищно-коммунальной сферы. При этом предполагалось, что изменение жилищной сферы и реформа ЖКХ станут стимулом развития основных подсистем города, включая общество, экономику и городскую среду. В 2004 году заканчивалась реализация республиканского проекта, связанного с ликвидацией ветхого жилья, и было важно перейти к новым механизмам управления жилищным фондом, с целью снижения растущей нагрузки на городской бюджет и предоставления людям возможности самим участвовать в управления своими домами. Поэтому основным проектом Стратегии был выбран мегапроект «Надежный дом, удобный район». Его реализация должна была привести к улучшению управления коммунальной инфраструктурой, сформировать первичные элементы рынка, конкуренции и жилищного самоуправления, а также повысить эффективность самой важной отрасли городского хозяйства. За прошедшие пять лет с момента утверждения Стратегии по большинству ключевых показателей этот мегапроект был реализован. Важнейшей стартовой точкой в XXI век стала не имеющая аналогов программа ликвидации ветхого жилья и программа подготовки празднования 1000-летия города. Именно они позволили активировать такие ключевые «точки роста» как коммерческое строительство, транспорт, торговлю, пространственное развитие, спорт. Необходимость осознания своей исторической миссии, соответствия 1000-летней истории, улучшения имиджа города, узнаваемости Казани на международной арене, установка на лидерство, первенство, потребовали нового уровня ответственности по отношению к городу со стороны республиканских властей, городской элиты и активной общественности. Недаром именно в 2002-2003 году город задумался над стратегическими проблемами своего развития, начал обсуждение миссии, сделал первые шаги по привлечению общественности к вопросам городского управления, и стал добиваться обретения муниципального статуса. Но и после празднования 1000-летия город не утратил высоких темпов преобразования. Выросла эффективность системы управления городом, не снижает темпов строительный комплекс, растут объемы производства, торговли. Остается высоким объем инвестиций. Значительно выросло качество жизни. В результате к концу первого десятилетия XXI века Казань подходит одним из самых успешных региональных городов – лидеров, городом со своим неповторимым лицом, растущими возможностями и перспективами развития. Сегодняшние успехи экономического развития России и Республики Татарстан позволяют уверенно предположить дальнейший стабильный рост экономики и устойчивое социально-экономическое развитие в обозримой перспективе. Возникают новые точки роста в городской экономике, растет уровень жизни населения, меняется качество его запросов, растут амбиции и компетентность команды городских лидеров. В условиях стабильности и определенного избытка финансовых ресурсов нам предоставляются новые возможности для городского развития, которые необходимо использовать, определив новые приоритеты. Такие приоритеты, которые позволили бы нам совершить качественный скачок в формировании нового имиджа города, его привлекательности и повышении конкурентоспособности. Вместе с тем, любые преобразования естественно имеют и обратную сторону. Город начинает задыхаться в бесконечных пробках, его историческое своеобразие сжимается до стен Кремля, «спальные» районы становятся источником неэффективных потоков внутригородской миграции, растет расслоение общества, ухудшается экологическая ситуация. Стремительный рост инвестиций, особенно в строительстве, связанный с этим рост стоимости жилья и как следствие падение ликвидности на рынке недвижимости, отставание социальной сферы, транспортной и инженерной инфраструктуры ведет к значительному возрастанию рисков, влияющих на будущее города. Всё актуальней становится задача по поиску новых путей и ресурсов развития нашего города. Прагматичный сценарий уже не позволяет поддерживать темпы изменений, необходимые нашему городу сегодня. В современном мире становится важным опираться не столько на имеющиеся ресурсы, сколько на тот потенциал, который скрыт в возможностях современного города и в использовании возможностей внешней среды. В условиях глобализации, свободного перемещения финансовых и трудовых ресурсов лидерство городов базируется уже не только на их экономической и индустриальной развитости, и даже не на развитости их финансовой сферы и сферы услуг, хотя и они, естественно, играют важную роль. Важнейшими показателями привлекательности, известности и узнаваемости города становятся его интеллектуальные, культурные, и спортивные возможности, качество его инфраструктуры, удобство городской среды, а необходимым условием поиска и использования этих возможностей – активная позиция властей и жителей города. Существующие тенденции и опыт городского развития Казани последних лет говорит о необходимости смены подходов к процессам развития города. От прагматического к инновационному. И тому есть примеры. Значительным успехом республиканских и городских властей было проведение в мае 2007 года Совета Управляющих Европейского Банка Реконструкции и Развития. Это позволило продемонстрировать миру не только инвестиционные возможности Казани, но и умение властей обеспечивать необходимое взаимодействие с крупнейшими международными финансовыми организациями, а также возросший авторитет Казани и Республики Татарстан. Нельзя не отметить и создание в Казани собственно фабрики инноваций – Технопарка «Идея». Недаром представители федерального Правительства не раз подчеркивали приоритет Казани в формировании технопарков и бизнес-инкубаторов в России и ставили Казань в пример другим регионам, а Всемирный банк провел у нас конкурс инновационных проектов. Демонстрацией инновационного подхода в градостроительстве стало привлечение к формированию современного облика города таких международных грандов архитектуры как Хосе Асебилло, Эрика ван Эгераата и других европейских архитекторов и градостроителей. Во многом благодаря этому Казань стала узнаваема на международном рынке недвижимости и привлекает к себе внимание международных инвесторов. Одним из последних примеров нового подхода стал семинар «Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий г.Казани» с участием широкого круга специалистов архитектуры и градостроительства. Сама идея такого семинара является демонстрацией нового подхода в решении вопросов городского развития. Вместе с тем, нельзя не отметить, что техническое задание было сформулировано в постулатах устаревшей «прагматичной» концепции. Фактически архитекторам и градостроителям было предложено разработать готовые схемы расположения на территории тех или иных функциональных объектов. Однако в современном мире давно уже стало тенденцией не чертить готовые схемы, а создавать экономические и социальные условия для решения тех или иных градостроительных задач. Главный акцент должен быть сделан, прежде всего, на проектировании среды обитания, деятельности, досуга, создании новых, конкурентных преимуществ территории. Здесь, несомненно, нужны смелые идеи, причем они должны поступать не только из среды городских и зарубежных архитекторов, а в первую очередь от предпринимателей, общественности, представителей всех заинтересованных сторон. Инновационное общество готовит граждан к жизни в условиях перемен. Институты высшего образования, производящие новые знания вносят значительный вклад в инновационное развитие. Образование, совершенствование профессиональных навыков и генерация новых идей являются залогом развития человеческого капитала и основной движущей силой экономического роста. Мы стремимся к новой экономике основанной на знаниях, которая требует современных, конкурентоспособных образовательных систем. Поэтому для устойчивого экономического роста необходимы новые знания, нам необходимо сотрудничать с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими центрами, пользоваться новейшими технологиями которые они разрабатывают. Университеты и другие высшие учебные заведения призваны сыграть ключевую роль в обеспечении необходимого уровня образования населения для целей городского развития. Понимание значения интеллектуального потенциала для развития города, вызвало инициативы городской администрации, направленные на реформы в сфере высшего образования города. Этот проект реализуется при участии крупнейших международных экспертов. Важнейшим инновационным проектом, который значительно усилил позиции нашего города на общем федеральном фоне, является подготовка и проведение Универсиады-2013. Мы все связываем большие надежды с Универсиадой, которая должна стать новым значительным этапом в развитии города, и позволит ему занять свое достойное место в сообществе мировых городов. Значительное финансирование, которое получит город, несомненно, скажется на его развитии, особенно в сфере спортивной и туристической инфраструктуры. Будут построены прекрасные спортивные дворцы, стадионы, студенческие кампусы и новые дорожные развязки, мы получим современный аэропорт. Однако при подготовке Универсиады необходимо учитывать и тот факт, что дальнейшее содержание построенной инфраструктуры ляжет на городской бюджет и увеличит нагрузку на инженерные сети. А ведь до сих пор не решены важнейшие инфраструктурные проблемы: строительство нового водозабора и реконструкции очистных сооружений, качество экологической обстановки в «промышленных» районах города.И, наконец, самый свежий пример. Фестиваль «Сотворение мира». Это, несомненно, одно из важнейших культурных событий не только для нашего города, но и для России за последнее время. Главная идея фестиваля – музыка объединяет людей и народы больше, чем политика, – позволила Казани не только привлечь всемирно известных музыкантов, но и позиционировать себя в качестве лидера в культурном, политическом и общественном плане. Во всех перечисленных примерах мы видим очень важный момент. Впервые в качестве ресурса был использован потенциал города. В первом случае это авторитет и опыт взаимодействия с международными финансовыми структурами, в другом спортивные достижения, в третьем многонациональный и культурный статус. Очевидно, что на наших глазах формируется качественно новый подход к развитию города. Что необходимо сделать, чтобы закрепить и усилить эти тенденции? Во-первых, несомненно, поощрять, поддерживать инновации и организовать процесс их эффективного внедрения. В этой связи хотелось бы обратить внимание на слабое привлечение городского экспертного сообщества к анализу и выработке решений городских проблем. В настоящее время город обращается к авторитетным международным экспертам в сферах градостроительства, образования и логистики, однако, местные эксперты привлекаются недостаточно, хотя их знание специфики Казани, их уровень квалификации, доскональное знание местных особенностей порой превосходит «голый» профессионализм привлеченных международных экспертов. Одним из краеугольных камней в основании инновационной стратегии должно стать широкое участие местного экспертного сообщества в анализе, поиске и формировании решений местных органов власти. Для этого возможно, необходимо использовать опыт так называемых «фабрик мысли», показавших свою высокую эффективность при решении различных проблем. Их можно было бы сформировать как рабочие группы при Мэрии, либо при отраслевых комитетах Исполкома, в которые входили бы представители органов власти, экспертного сообщества и бизнеса. Рабочие группы и стали бы, «фабриками мысли», центрами в которых анализировались и активизировались потенциальные прорывные точки роста. В качестве первого шага в этом направлении я предлагаю сформировать рабочую группу при Мэре по корректировке Стратегии. Во-вторых, при разработке городских проектов и программ обеспечивать их прямое воздействие на внешнюю среду, формируя имидж Казани. В-третьих, возможно, пришло время создать муниципальный фонд поддержки общественных и частных инициатив, направленных на развитие города. Власть должна начать проектировать тот микроклимат, выращивать ту среду, которая позволила бы максимально эффективно использовать интеллектуальный, творческий, спортивный и культурный потенциал жителей. В-четвертых, усилить диалог с представителями крупного и среднего бизнеса для вовлечения его в проекты городского развития. Проекты подобные реконструкции Парка Петрова должны получить широкое распространение. В-пятых, местные власти должны теснее взаимодействовать с высшей школой Казани. Университеты и другие высшие учебные заведения призваны сыграть ключевую роль в обеспечении образования населения в инновационном обществе. Жители нашего города должны уметь быстро адаптироваться к меняющимся потребностям общества и рынка труда. В-шестых, главным приоритетом для нашего города на ближайшие пять лет станет Универсиада-2013. Это мероприятие, сопоставимо по масштабу с Олимпийскими играми. И то, что Универсиада пройдет раньше зимней Олимпиады в Сочи, говорит о том, что и наш опыт будет использоваться при ее подготовке и проведении. Поэтому реализация этого проекта, несомненно, должна опираться на инновационные подходы, так как подобного опыта у нас еще не было. Хотелось бы обратить внимание и на необходимость изменения системы показателей (индикаторов) реализации Стратегии. Сегодня, как известно, нет общепринятых методик, позволяющих оценить успехи и выявить проблемы в развитии города. На наш взгляд, при формировании перечня показателей реализации Стратегии и мониторинга проектов и программ городского развития основное внимание должно быть направлено на сравнение согласованных параметров развития с развитием городов-конкурентов. Сравнительный подход при оценке развития территории, а также проектов и программ ее развития, на наш взгляд, выражается в процедурах рейтингового ранжирования. Рейтингование позволяет анализировать количественные результаты планов и программ с учетом достигнутых качественных изменений и косвенного влияния реализуемых мероприятий на другие аспекты городского развития. При этом в полной мере учитывается влияние и состояние внешней по отношению к исследуемой территории среды. Для примера скажу, что сейчас при оценке уровня благосостояния горожан часто используется индикатор: количество личного транспорта на 10 000 жителей. Да, это свидетельствует о социально-экономическом развитии общества, росте доходов горожан. Вместе с тем, не учитываются такие существенные параметры как время, проведенное в пробках, средняя скорость движения по городу в часы пик, время ожидания общественного транспорта. Сравнение интегральных показателей, учитывающих все вышеуказанные индикаторы, по крупным городам России позволило бы определить реальное качество и уровень жизни. Для создания системы рейтингования в Казани необходимо составить «карту» объектов рейтингования в городе на базе направлений, а также целей и задач Стратегии, например: – инвестиционного рейтинга; – рейтинга торговых организаций; – рейтинга туристической привлекательности; – рейтингов развития образования и здравоохранения; – культурных рейтингов: рейтингов праздников, развития досуга, состояния памятников, сохранения исторических и семейных ценностей и т.д.Сегодня наш город, как и весь мир, переживает невиданные и нескончаемые перемены. Как утверждают современные философы – нам предстоит научиться жить по «ту сторону стабильности», в условиях непрерывной трансформации. Современный уровень прогресса перечеркнул устойчивые представления о профессиях, экономике, религии, организациях и системах ценностей. Нужно учиться принимать эти трансформации, руководить ими, влиять на них, развивая в себе способность, принимать эти изменения органично, без потерь для себя, своих организаций и города. Нам надо научиться не только изменять наши планы, цели и приоритеты в соответствии с меняющимися условиями и требованиями времени, но также изобретать и продвигать новые институты, сети и различные формы партнерства. Для того чтобы быть лидерами, нам надо совершенствовать практику стратегического планирования, сделать ее эффективным инструментом городского развития. Наша Стратегия, в новых условиях должна стать стратегией опережающего развития. На новом этапе развития город должен не только идти в фарватере перемен и преобразований, но и сам формировать их, предлагать новые, как сейчас модно говорить креативные решения городских проблем, в том числе неординарные и не имеющие аналогов. В сегодняшнем мире только такой путь позволяет быть лидером, позволяет быть преуспевающим и привлекательным городом. В заключении я хотел бы отметить, что задача городской власти – найти пути инновационного развития, которые обеспечат поступательное движение всего городского сообщества. Поощрение творческих проявлений наращивает запас идей и перспективных проектов и способствует появлению оригинальных решений. При этом важно различать голоса отдельных городских сообществ, в том числе социально изолированных слоев, дать им возможность каким-то образом влиять на принятие отдельных решений, научиться использовать их потенциал на пользу всему городскому сообществу. Эта логика может быть использована в работе с людьми с любыми воззрениями, будь то позиция молодежи, пожилых людей или национальных меньшинств. Основная задача власти – помочь людям сформулировать свою точку зрения, связывая их с профессионалами, способными разработать вместе с ними полезные городу проекты. Необходимо создать творческую мотивацию, убеждающую частный сектор и общественность делать посильный вклад в реализацию Стратегии, и поощрять творческую активность населения. Спасибо за внимание!