(тема: Нравственная проблематика рассказов Шукшина.) План реферата: 1) Краткая биография В.П.Шукшина стр.03 2) Нравственность рассказов Шукшина стр.04 3) Его рассказы: а) “Думы” и “Дядя Ермолай” стр.07 б) “Микроскоп”, “Забуксовал”, “Космос, нервная система и шмат сала” стр.08 в) ”
Осенью” стр.09 г) И многие другие рассказы стр.10 4) Заключение стр.12 1) Краткая биография В.П.Шукшина. Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района Алтайского края. После окончания сельской семилет¬ней школы поступил в Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал в колхозе.
В 1946году покинул род¬ное село и переехал в Калугу. Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Вла¬димере, слесарем, разнорабочим головного ремонтно-восстановительно¬го поезда. В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат зрелости. Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение
Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во время учебы снялся в своей первой главной роли в фильме М.Хуциева “Два Федора”, это было в 1956году. В этом же году был впервые опубликован в журнале “Смена” с рассказом “Двое на телеге”.
И вот с 1963года В.Шукшин – становится режиссером киностудии им. М.Горького. Снял по своему сценарию фильмы “Живет такой па¬рень”,”Ваш сын и брат”. Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литера¬тором. Он снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям та¬кие фильмы как “Печки-лавочки” в 1973году, “Калина красная” в 1974году. ”
Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и книга публицистики (сборник новелл “Сельские жители”в 1963году, “Там в дали” в 1968году, сборник рассказов “Характеры” в 1974году, в том же году “Беседы при ясной луне”, и роман “Я пришел дать вам волю” и др.).” Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась
рано – в 1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скон¬чался во время съемок кинофильма “Они сражались за Родину”. 1) Русская литература XX века Христоматия для 11класса М 1993г II часть. 1) Нравственность рассказов Шукшина. В литературе 60х – 70х годов одной из главенствующих тем – была тема деревни.
Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим процессам, происходящим в сельском хозяй¬сиве вызвало в жизни ряд замечательных произведений Ф.Абрамова, В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина. Их произведе¬ния тем и замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли выражение социальные и духовные, нравственные ин¬тересы современного общества.
Писатели устремлены к познанию нравс¬твенных истоков характера деревенского человека, стремительно меня¬ющегося в то время. Преображаются социальные условия деревенского бытия. Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено почетное место. Его новеллистическое творчество – явление яркое и самобытное. При всем многообразии жанровых форм Шукшина – есть то, что их объединяет излюбленная нравственная проблематика
и присущая только этому автору творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его страницу. Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями. Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает. Шукшин вглядывается в свой персонаж и исс¬ледует его как художник досконально, открывая его душевную многос¬лойность, многогранность. В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаи¬мости,
в удивительном разнообразии. Интонация его произведений под¬вижна, богата оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает не¬повторимый человеческий характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону бытия. Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств выро¬жения и необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденно¬му, казалось бы значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает читателя более глубоким ее пониманием.
Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие. Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки. Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым прибегает
Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются характеры. Язык диалога – подвижен, современен, насыщен колоритными речениями. Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к самым разным приемам, использовать многообразие худо¬жественных средств.
Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредствен¬ностью уж тут не упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные си¬туации, в которых показаны герои, острота и актуальность проблем – все это увлекает и волнует читателя. Не “рассказы настроения” влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий, оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе
отпечаток времени. Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню, когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах, замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин глубоко переживал тот разрыв, кото¬рый существовал между материальными условиями жизни человека в го¬роде и в деревне, между уровнем культуры. Шукшин – писатель глубоко социальный.
Он исследовал новые соци¬альные явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где под покровом повседневности он мог видеть особенное – те черты, которые в совокупности создавали русский на¬циональный характер. Русский национальный характер, русский народ в его историческом движении – вот что неизменно занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравс¬твенных проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам челове¬ческой души, смелость художественных исканий. В этом русле и разви¬вается творчество Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не благостен он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую душу.
Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и корыстолюбия, против хамства и невежества, Шук¬шин не только бичует их носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков, духовно укрепить нас читателей. Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнару¬жить в обыденном характере прорастающее
в нем типизирующее начало. Его правда не бывает книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни. Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протап¬тывал свою тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это – обычная жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в индивидуальную психологию героя.
Одна из главных его тем – тема подлинных и мнимых нравственных ценностей, тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна постановка сложных этических проблем. Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция, то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого удовлетворения и подлинного счастья? 2) Его рассказы: а) ”
Думы” и “Дядя Ермолай”. Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд – на пользу обществу, труд – удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание, которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и хочется остановить внимание чита¬теля прежде всего на рассказах, в которых созданы образы
трудолюбов. В рассказе “Думы” (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей Рязанцев. В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества. Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал многие перемены в деревне. Началась война – пошел воевать. Перенес тяжелое ранение, а когда вернулся после госпиталя домой – избрали председателем колхоза. Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии – слияния
с природой. Писатель акцентирует внимание чело¬века на моментах, когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемствен¬ности поколений требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские чувства, материнство в беспредельности мате¬ринства и доброты – через них познается человек, а через него – время и сущность бытия. Пути постижения писателем ведут его к поз¬нанию глубин души человеческой.
А в этом – ключ к решению древних и новых загадок жизни. Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного жизненного предназначения. Рассказ “Думы” философски насыщен, здесь философия становится чувством или чувство философией. Рассказ “Дядя Ермолай” написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам ижди¬венчиства,
захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту хлебороба. Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: “знать надо деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому что с измальства труд крестьянский узнал”. В рассказах “Дядя Ермолай” и “Думы” созданы типичные народные характеры, передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских тружеников так же , как и всех советских
людей, вол¬нуют проблемы и противоречия века. б) “Микроскоп”, “Забуксовал” и “Космос, нервная система и шмат сала”. Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание Шукшина, и из под его пера выходят такие расс¬казы, где герой изображает вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает микроскоп,
с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ “Микроскоп” прони¬зан юмором, но в глубине его образной системы – глубокая мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу меркантильности, о “вещной болезни”, ставшей столь распростра¬ненной в наше время. Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждод¬невного круговорота ради познания, изобретательства,
раздумья. Можно зло посмеяться над героем рассказа “Забуксовал”, который вдруг задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся? Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе “Космос, нервная система и шмат сала” (1966).
Живет мальчик на квартире старого одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский институт. Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от мате¬ри, и он ест хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу.
Наум Евстигнеич скряга отменный. Живет он зажиточно, в кла¬довке чего только у него нет. Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет что бы стать хирургом и получать маленькую зарплату. Он со¬ветует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и все дары циви¬лизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем.
В буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети ушли от него. Он озлоблен, груб, язви¬телен. Но даже в его заскорузлой душе Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе. в) ”
Осенью”. В рассказах Шукшина – сложная картина жизни за простыми реа¬лиями существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того или иного произведения. Таков и рассказ “Осенью” (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина, несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отли¬чающийся тонкостью психологического письма, грустно-лирической ин¬тонацией. Скрестились судьбы трех людей.
Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью Ермилову, и Марья тоже его любила и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и расстались. С годами боль не ушла Уже была семья, детишки. А болело и болело по
Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости Филиппа и воз¬неновидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж
Марьи – Павел прогнал его. И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью Марьи старым обычаям, юношеским мак¬симализмом Филиппа, отстаивавшего новые формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего красивую девушку. Вот так и оказалось – все трое лишили себя счастья.
Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими судьбами, не может не поверить в то, что счастье дос¬тижимо, но надо уметь постоят за него, оно редко приходит без зова. г) И многие другие рассказы. Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях – в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании к окружающим лю¬дям, в сопричастности к большому миру.
И все свое хотение он выра¬жал в своих рассказах, и именно потому его рассказы глубоко нравс¬твенны. В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах “Мужик Дерябин”, “Непротивленец Макар Жереб¬цов”, “Привет Сивому!”, “Мой зять украл машину дров!”, “Бессовест¬ные”.
Аналитическая мысль писателя, выделяя те или иные социаль¬но-психологические признаки и качества характеров, проницательно распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказа соз¬даются в результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия народа. “Сураз”, “Раскас”, “Беспалый”, “Страдания молодого Ваганова” – рассказы, казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповто¬римости,
самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие герою. Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют нас не только удивляться чело¬веческим характерам, но и относиться к личности с уважением, счи¬таться с нею. Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ни¬чего загадочного, хотя переход от неистовой
“циганочки” к вечному покою трагически противоестественен. Смерть – разрушение жизни, не¬поправимое несчастье (“Горе”, “Как помирал старик”, “Сураз”, “За¬летный”, “Охота жить”, “Осенью”, “Солнце, старик и девушка”, “Жил человек”, ”
Заревой дождь”). Умудренно-спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека, народно в своей основе. Ситуации рассказов менее всего поддаются “разъяснению”, они требуют объемного восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с неожиданным финалом. Внутреннее напряже¬ние, достигнув предельно высокой точки, может разрешится драмати¬чески или комедийно. Таковы ситуации рассказов “Страдания молодого
Ваганова”, “Версия”, “Хахаль”, “Вянет пропадает”, “Бессовестные” и д.р. “Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитич¬ность, динамизм, конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены во внешним рисунке характеров. Их нужно ис¬кать в природе внутренних изменений, в сути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам
персонажей.” Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия или в финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина, логика развития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения собс¬твенной несостоятельности, своей отрицательной сущности – в самооп¬равержении. 1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина М 1981г. 4) Заключение.
Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персоо¬нажей. В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин, изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на народное мироощущение, юмор, речь, опирал¬ся на традиции классики.
Творчество В.Шукшина я попыталась представить в свободном, ес¬тейственном движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики. Цельность творчества Шукшина обусловлена нравс¬твенно-эстетической позицией художника, которая с развитием его ис¬кусства становилась все более четкой, определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в их разных качествах и обличиях. Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняюще¬гося
содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жиз¬ненных явлений и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств исследования и анализа. Тогда, на высшей ступе¬ни, наблюдается переход к сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это – сатира высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная. Искусство психологического портрета, речевое многообразие, ми¬ровосприятие, умудренное знание жизни,
гуманизм, чувство ответс¬твенности – это и многое другое роднит творчество Шукшина с читате¬лем. Используемая литература: 1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина М 1981г. 2) Карпова В. Талантливая жизнь М 1986г. 3) Русская литература XX века Христоматия для 11класса М 1993г II часть. 4) Шукшин В. Нравственность есть
Правда.