Содержание
Введение
1.Сущность и природа нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания впедагогике.
2. Особенности и условия нравственноговоспитания младших школьников
3. Приемы педагогической работы поформированию духовно- нравственных качеств у детей младшего школьного возраста4.Воспитательная работа по нравственному воспитанию5.Краеведение – одна из форм воспитания духовно-нравственной личности5.1Работа с родителями
Заключение
Список литературы
Введение
«Ввоспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истиныбыли не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметомсобственных стремлений и личного счастья». (Азбука нравственноговоспитания: Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.:Просвещение, 1997– 17с.)
Вопросынравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновалиобщество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можновстретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становитсявсе более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния навоспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своейдеятельности. Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование иразвитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине,обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимыетребования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждогоребенка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. (Бабанский Ю.К.Педагогика. / Ю.К. Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.)
Дляреализации необходима программа нравственного воспитания школьников, она оченьобширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливопроявляются моральные качества.
Основойвоспитания, определяющей нравственное развитие, является формированиегуманистических отношений детей, не зависимо от содержания, методов, формвоспитательной работы. В воспитании любого нравственного качества применяютсяразличные средства воспитания. В общей системе нравственного воспитания важноеместо занимает группа средств, направленных на формирование нравственныхсуждений, оценок, понятий, на воспитание нравственных убеждений. К этой группеотносятся этические беседы, лекции, диспуты по этическим проблемам.
Знаниеморальных норм есть предпосылка нравственного поведения, но одних знаний недостаточно. Критерием нравственного воспитания могут быть только реальныепоступки детей, их побудительные мотивы. Желание, готовность и способностьсознательно соблюдать нормы морали могут быть воспитаны только в процесседлительной практики самого ребенка, только упражняясь в нравственных поступках.
Слово учителя- своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Именночерез беседы с педагогом, духовное развитие ребенка, самообразование, радостьдостижения целей, благородный труд открывают человеку глаза на самого себя.Если ребенок этого не переживет, то ему будет чужда подлинная человеческаячуткость восприятия.
Исследуемая проблеманашла отражение в фундаментальных работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, И.Ф. Харламова и др., в которых выявляется сущностьосновных понятий теории нравственного воспитания. Ряд исследователей освещает всвоих работах проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитаниюшкольников (М.М. Гей, А.А. Горонидзе, А.А. Калюжный, Т.Ф. Лысенко и др.)
Проблемой исследованияявляется создание педагогических условий для нравственного воспитанияшкольников в процессе учебной деятельности. В связи с этим, целью исследованияявляется теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания впроцессе учебной деятельности, и разработка методики и программы нравственноговоспитания в процессе воспитательной деятельности.
Объектисследования — учебная деятельность школьников.
Предметисследования — нравственное воспитание школьников в учебной и воспитательной деятельности.
Приступая кисследованию, автор выдвигает следующую гипотезу: нравственноевоспитание школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае,если:
а) учащиеся действуютцеленаправленно при выполнении учебных заданий;
б) их действияприобретают осознанный характер;
в) используют приобретенныйопыт для решения поставленных учителем задач.
В соответствии спроблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Дать анализсостояния проблемы нравственного воспитания школьников в теоретическойлитературе.
2. Выявить условиянравственного воспитания в учебной и воспитывающей деятельности школьников.
3.Описать опытнравственного воспитания младших школьников.
Новизна исследования ипрактическая значимостьзаключаются в том, что педагогические условияобеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуютраскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников, а именно,ответственность, доброжелательность, самостоятельность. Базой исследованияявляется МОУСОШ № 4г. Алейска, 2 «А» класс.
1.Сущность и природа нравственности
Нравственноевоспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы. И этозакономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает рольнравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственноевоспитание является процессом, направленным на целостное формирование иразвитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине,обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессенравственного воспитания школа формирует у младшего школьника чувствопатриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокоеуважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобысоциально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренниестимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.(Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод.рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. – Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.)
Стержнемвоспитания, определяющим нравственное развитие, является формированиегуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания,методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей передучителем всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей.Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опытадругих людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения. Накапливаясобственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить.Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность,безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправитьповедение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иноедействие. Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образоми прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностномподходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опытанравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельнойработе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия сусилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлятьсвои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и приниматьпомощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самогопроцесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательномотношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Системанравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе детизнакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классуувеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий ипредставлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия одоброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме иличной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа надвоспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всехчетырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учительпомогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (примертоварищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). С младшими школьникаминеобходимо проводить систематические беседы на этические темы. (Чепиков В.Т.Воспитание нравственных качеств младших школьников / Учеб.-метод. пособие /В.Т. Чепиков. — Гродно: ГрГУ, 2001. — 189 с.)
Внравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личныйпример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараютсяподражать своему учителю. Если для отношений между учителем и ученикамихарактерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношенияучеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждогоученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следуетоценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что онвообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения всемье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почемуважно учить родителей воспитанию детей. За нравственным развитием ребенкатребуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме,математике.
Нравственноевоспитание – процессформирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятиенравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания,реальных нравственных отношений и взаимодействий).
Нравственноесознание – активныйпроцесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний.Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственноемышление-процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов,отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений,осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совестипорождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и ихосмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личностискладывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми онаруководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственногомышления. Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимулпроявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательномследовании нравственным принципам и в привычных формах нравственногоповедения. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений,взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесспостоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользуморальных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.
Результатомнравственноговоспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется вобщественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях,деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда когда егоследствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленноевоздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера)и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственногосостояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступеньболее высокого качества) школьников.
Спецификапроцесса нравственного воспитания:
· обусловленаего содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения нормобщественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведениекаждого школьника;
· своеобразиеего целей, содержания, проявления нравственной воспитанности илиневоспитанности, организации и диагностики;
· включенностьв процесс умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического,экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания.
Развитиенравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано скогнитивным развитием. (Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательнойработы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.: Просвещение,1980. — 207 с.) Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:
1. Преднравственныйуровень (до 10 лет)включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой илихороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить опоступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономнаямораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения илинаказания, которое может повлечь за собой этот поступок.
На второйстадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую изнего можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим ихнамерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка(“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнутуровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине ссамим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит ихсопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение,опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенноприучать детей к такому анализу своих поступков.
2.Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) – ориентация на принципы других людей и на законы. Натретьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрениедругих людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии сустановленным порядком и официальными законами общества.
3.Постконвекциональный уровень (с 13 лет) – человек судит о поведении, исходя из собственныхкритериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении правчеловека или признания демократического принятого решения. На шестой стадиипоступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью –независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, чтомногие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадиидостигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше.
2. Особенности иусловия нравственного воспитания младших школьников
Ученые в областипедагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковыевозможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша,по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учетдостигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать ввоспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущееместо в формировании всесторонне развитой личности. Работая над проблемаминравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные ипсихологические особенности:
1) Склонность к игре. Вусловиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваиваетнормативное поведение. В играх, более чем где- либо, требуется от ребенкаумение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают ибескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинитсямнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, ивыйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает урокисправедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умениядействовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет вработе, когда вырастет» — говорил А.С.Макаренко.
2) Невозможность долгозаниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнеговозраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание надругие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во времязанятий.
3) Недостаточнаячеткость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитываявозраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:
4) Может существоватьпротиворечие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касаетсяэтикета, правил хорошего тона, общения). Так, обсуждая предстоящую поездку вмузей, напоминаем, как вести себя в транспорте. Вдруг дети говорят:
-А я видел, как Сережа вавтобусе сидел, а его бабушка стояла возле него.
— Сережа в парах ходитьне умеет: то толкается, то на ноги наступает, то отстает.
— Сегодня он чуть несбил с ног учительницу из другого класса…
— Это правда? — удивляется учитель.
-Да, но я так больше небуду! — искренне заверяет мальчик.
Не всегда знаниеморальных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка.Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этическихнорм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерностьприменения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, вшколе и на улице). Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинскийговорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогическийколлектив видит прежде всего формирование общечеловеческих норм нравственности.»(Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/ И.С. Марьенко. —М.:Педагогика, 1985. — 368 с.) В младшем возрасте, когда душа очень податлива кэмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормынравственности, учим их азбуке морали:
o Тыживешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желаниеотражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем,что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому ксебе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям,окружающим, тебя было хорошо.
o Тыпользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастьедетства. Плати им за это добром.
· Всеблага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
o Будьдобрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде.Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, онивоспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком сдобрым сердцем и чистой душой.
o Будьнеравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будьнепримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет злодругим людям, обкрадывает общество.
Такова азбуканравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла,чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.» Среди основных задач,которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяетсяактуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.Включаясьв учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно ипри выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Ихдействия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различныхумственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.
Необходим переход ковторой стороне вопроса, выдвигаемого в гипотезе о структуре учебнойдеятельности — к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебнойдеятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становленияучащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, сутьзначимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах. Первое – этовозможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формированиемотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития исодержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностейи возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь втом случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе котороговозникает потребность, и комплексом приемов, — способов удовлетворения этихпотребностей. Таким образом, учащийся становится активным участником процессаобучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеетопределенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, какделать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционнымиструктурами, и мотивами данной деятельности.
Второй аспект,раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляетсобой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе взначительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебнойработы, т.е. упор делается на содержательный и частично операционныекомпоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет иумственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положениеверно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой –то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежноотстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, недает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможностидля умственного и нравственного развития учащихся. Проблема нравственногоразвития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремяфакторами, которые определяет Т.В. Морозова. (. Этическое воспитание младшихшкольников: Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост.А.К. Лопаткина. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 103 с) Во–первых, придя вшколу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности,в том числе и морально–нравственных норм, существующих в обществе, к егонаучному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения,русского языка, природоведения и т.д. Значение такого же целенаправленногообучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы,внеклассная работа т. п.
Во–вторых, в ходеучебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, гдетакже идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихсямежду собой и взаимоотношения учеников с учителем.
И третий фактор: впроцессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том,что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Всвязи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общемобъеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющиеразвивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любогопредмета. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И вэтом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не толькосодержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания,убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношенийпедагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясьиз объекта в субъект воспитания.
Для нравственноговоспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизаннуювысоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективнымтрудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для еерешения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальныеприемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и какотносящуюся лично к ним. Своеобразной школой нравственного воспитания являютсяэкскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп.Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувствохозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Знания школьников онравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдениянередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа,связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальныхклассах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.
Этические беседыспособствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний,выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса кнравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности.Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложныхвопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочькаждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привитьвоспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических беседнеобходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем,сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение,убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсужденииконкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров изхудожественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Итогом беседыявляется яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод пообсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседахглавная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом
Воспитательный процессстроится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которыхшкольник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должныбыть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе ихвоспитательное значение может быть сведено на нет.
3. Приемы педагогической работы поформированию духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста
Вопросдуховно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем,стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществесложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитаниямолодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствиечетких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкоеухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговойработы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи,подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей. Отечественныепедагоги, изучая все лучшее, что было наработано до революции и после, пытаютсявоспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, интеллектуальноразвитую личность. Используемые в школе учебные авторские программы иразработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, таккак содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся кподлинным ценностям родной страны. В нравственном воспитании учащихся начальныхклассах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми,воспитание у них действенных нравственных чувств. В этом плане в школе с детьмипроводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтениехудожественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступковдетей. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий былаэффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силуформирующего.
Воспитательный процесспланируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, авнеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на урокеработы. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем приразработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возрастучащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Патриотическоевоспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздникипосвященные “Дню Победы”, литературные вечера, “Дни духовности и культуры”предполагают встречи с интересными людьми. Огромная роль в нравственномстановлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическомумастерству. Методика работы со сказками в начальных классах обусловленакачественной неоднородностью этого жанра. Учителю при руководстве чтениемсказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленноформировать у учащихся оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детейна главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказываниисходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять ихэмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию,эмоциональной и образной памяти. Очень много нужно еще сделать начальной школе,чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлиннойдуховности. Обратимся к практической стороне исследования.
Обобщающийурок во 2-м классе на свободную тему “Десять заповедей”. Дети припомнили все,что читали об этом за три года: из полузабытых рассказов учебной книги ивнеклассного чтения у них вновь возникли образы друзей детства. Учащиесяготовились к нему в течение недели, и общий разговор убедил их, что десятьзаповедей можно разделить на три условные группы. Почему о десяти заповедяхможно сказать, что они составляют “костяк” нравственности христианина, егоконституцию? (Приложение 1).
Многоинтересного о прошлом они узнают от старых людей, многому полезному в жизни,первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детямпознать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учатих родному языку. А главное — они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди,учат детей доброте. Доброта и любовь старших к детям учат и детей быть добрыми,отзывчивыми, внимательными к другим людям. Любое общество заинтересовано всохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только егоразвитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит отсистемы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетомособенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
4. Воспитательная работа по нравственному воспитанию
Внравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным являетсяформирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенныхнравственных чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различныхмероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы,обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Однако, чтобы вся этасистема воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждоевоздействие педагога имело силу формирующего. Важным механизмом, обеспечивающимуспешное вхождение ребенка в школьную жизнь, является психологическаяготовность, которая включает определенный уровень интеллектуального иличностного развития ребенка, в том числе и коммуникативные компонентыготовности к школьному обучению. Необходимым условием формирования нравственнойсферы ребенка становится организация совместной деятельности детей,способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, впроцессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получаетпредставления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях испособностях. Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязидуховного и светского направлений, а внеклассная деятельность являетсялогическим продолжением начатой на уроке работы. Ведущим направлением являетсядуховное воспитание, причем при разработке планов, содержания воспитательнойработы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность вразвитии личности ребенка. Патриотическое воспитание является частью духовноговоспитания. Классные часы, праздники посвященные “Дню Победы”, литературныевечера, “Дни духовности и культуры” предполагают встречи с интересными людьми.В данной школе разработана авторская программа по нравственному воспитанию.5. Краеведение – одна из формвоспитания духовно-нравственной личности
Учителя неслучайно обратились к проблеме использования краеведения на уроке и вовнеурочной деятельности. Анализируя работу по природоведению, развитию устной иписьменной речи на уроках чтения и русского языка, т.е. преподавания основныхпредметов, они пришли к выводу, что учащиеся мало знают о малой родине, родномкрае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но дажеимеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Неконкретностьприводит к сложности восприятия и понимания данного материала. Чтобы повыситьпознавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, кприроде родного края, учителя школы обратилась к анализу данной проблемы ипоиску путей ее решения. Для чего же следует изучать свой край? Что изучать?Как преподавать краеведческий материал? Не менее важным этапом работы покраеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательнаяработа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениямигорода, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной средыродного края). Такая организация краеведческой работы способствует осознаниюсвоего места в окружающем мире (“Я — мой город”), значения Алтайского края вистории и культуре России (“Я — мой город, мой край, мое Отечество”). Она непозволяет скатиться на позиции местничества при изучении края и в то же времясодействует формированию гражданственности.
Для чего жеизучается свой край в начальной школе? Проанализируем более подробно. Именно вначальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению городакак окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственныхчувств. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность личнодля него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новыестороны, учится грамотно с ним взаимодействовать и т.д. Краеведениепредполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельностипредставляет изучение предмета “природоведение”. Здесь, необходимосистематизировать и расширять представления учащихся о своем крае, природныхусловиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы.Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия,растительный и животный мир… Понимая, что только на основе знаний можноубедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираюразнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческиеработы, встречи с людьми разные профессий и т.п.5.1 Работа с родителями
Современныеродители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали напротяжении последних десятилетий. Но нельзя давать согласие на этуразрушительную работу. В конце каждого учебного года учителя подводят итоги,было ли интересно жить ребятам в школе. Для этого предложили детям анкету.Первый вопрос был такой: “Какие наши общие дела тебе показались интересными ибольше всего запомнились? Ребята перечислили много мероприятий, проведенных загод, а те ребята, которые пришли вновь, написали: “Я узнала, что в школе можноне скучать, а жить интересно и весело”. На вопрос “Чему научили тебя нашидела?” дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научилисьохранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты,вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде.
Весь годучитель наблюдает, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий вклассе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложилисьтоварищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя испорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужнапомощь, активно помогают друг другу, слушаются старосту и вожатых. Детскийколлектив живет согласно урокам хороших манер (Приложение 2). Очень важновоспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умениенаслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую”жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятиежизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше. Качественноеобразование – это, прежде всего, становление человека, обретение им себя,своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.Качественно образовать человека – значит помочь ему жить в мире и согласии слюдьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.
Заключение
Проблемунравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги –ученые. Но и сейчас она актуальна. На основе результатов исследования намисделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьниковвозможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной,операционной.
Опытная работа в МОУСОШ № 4 г. Алейска, показала необходимость проведения занятий по нравственномувоспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 2 «А» классе теоретическиезнания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированиюнравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону«актуального развития» (по теории развития Выгодского). Программа «Нравственноевоспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышениюуровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитиенравственных качеств личности в учебной деятельности. Воздействие на человека,с целью формирования у него духовно-нравственных качеств — тема, которуюизучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менеесформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставалсяв том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функцияначальной школы в системе непрерывного образования определяется не толькопреемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностьюэтой ступени становления и развития личности ребенка. Психологи установили, чтоименно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоениюнравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундаментразвитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитиеличности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношенияи взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.
Педагогический смысл работыпо нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогатьему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, гдетребуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешностьданного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависитот грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональномотклике детей. Кроме педагогического воздействия на формирование нравственныхкачеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различныевиды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этомкаждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознанияличности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладываетотпечаток на формирование личности.
Списоклитературы
1. Азбука нравственного воспитания:Пособие для учителя. / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой.– М.:Просвещение, 1997– 17с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. /Ю.К.Бабанский.–М.: Просвещение,-1998– 479с.
3. Богданова О.С., Петрова В.И. Методикавоспитательной работы в начальных классах/ О.С. Богданова, В.И. Петрова. — М.:Просвещение, 1980. — 207 с.
4. Болдырев Н.И. Нравственное воспитаниешкольников/ Н.И. Болдырев. – М.: Просвещение,1979.- 289 с.
5. Васильева М.С., Оморокова М.И.,Абдуллина А.А. Воспитание учащихся средствами литературы. // Начальная школа.-1979.- №8.- С.11.
6. Выготский Л.С. Педагогическаяпсихология /Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.- 420 с.
7. Воспитание личности школьника внравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького.– Омск: ОГПИ, 1991.- 267 с.
8. Дробницкий О.Г. Проблемынравственности/ О.Г. Дробницкий. — М.: Просвещение, 1977.- 211 с. Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.– М.: 1979, т.11.- 640с.
9. Заславская С.Г. Первые шаги/ С.Г.Заславская. – М.: Педагогика, 1979.- 267
10.Каирова И.А. Нравственное развитиемладших школьников в процессе воспитания/ И.А. Каирова. — М.: Просвещение,1979.- 290 с.
11.Карпов И.А. Азбука нравственноговоспитания/ И.А. Карпов. – М.: Просвещение, 1979.- 198 с.
12. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитиеличности младшего школьника/ Л.В. Кузнецова. – М., 1988.- 280 с.
13. Левитов Н.Д. Детская ипедагогическая психология/ Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1964.- 390 с.
14. Ломов Б.Ф. Методологические итеоретические проблемы психологии/ Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 431 с.
15.Марьенко И.С. Основы процессанравственного воспитания школьников/ И.С. Марьенко. — М.: Просвещение, 1980. —183 с.
16. Марьенко И.С. Нравственное становлениеличности школьника/ И.С. Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 368 с.
17. Психология. Словарь. Под общейредакцией Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – М.: Педагогика, 1990.- 423 с.
18. Толкачева Т.М. Гражданскоевоспитание младших школьников в учебном процессе. Методические указания/ Т.М.Толкачева. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. –14 с.
19. Харламов И.Ф. Педагогика: Курслекций/ И.Ф. Харламов. — М.: Просвещение, 1990.- 367 с.
20. Харламов И.Ф. Нравственноевоспитание школьников/ И.Ф. Харламов.- М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
21. Чепикова Л.В. О преемственности ввоспитании нравственной культуры у детей старшего дошкольного и младшегошкольного возраста / Л.В. Чепикова // Воспитание школьников. – 2007. – № 8. –С. 37-38.
22. Чепиков В.Т. Воспитание нравственныхкачеств младших школьников/Учеб.-метод. пособие / В.Т. Чепиков. — Гродно: ГрГУ,2001. — 189 с.
23. Шакирова Г.М. Методика изученийнравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации.// Вопросыпсихологии, 1984, №2.- С. 32-35.
24. Шадриков В.Д. Развитие и воспитаниедуховности. // Школа духовности. – 1997. №1. – С. 21.
25. Шарапова О.В. Роль литературныхпроизведений в нравственном воспитании младших школьников//http://1.emissia.peterhost.ru.
26. Этическое воспитание младших школьников:Учебно-методическое пособие для учителей начальных классов./ Сост. А.К.Лопаткина. – Омск: Омск.