Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности

Федеральное агентство по образованию
Пензенский Государственный ПедагогическийУниверситет им. В.Г.Белинского
Факультет психологии Кафедра педагогики ипсихологии
профессионального обучения

Курсовая работа попедагогике на тему: «Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности».

Выполнила: студентка группы
ПС-23 Оськина М.А.
Проверила: Стенякова Н.Е.

Пенза, 2007 г

План
 
Введение
1. Нравственное воспитание школьников
1.1 Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмыдуховно–нравственного воспитания
1.2Нравственное воспитание в системе обучения
1.3 Воспитаниепатриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма
2. Труд какоснова нравственности
2.1 Трёхсоставноепонятие труда
2.2Возможности нравственно — волевого воспитания учащихся в процессе трудовогообучения
3. Практическая часть
3.1 Нравственное воспитание младших школьников сиспользованием компьютерной поддержки. Серия компьютерных игр, предполагающихальтернативный выбор в жизненных ситуациях. Работа проводилась влицее–интернате № 3. г. Пензы
3.2 Материалы практикума по основам морали, этикии по обществоведению в 10 – х классах лицея – интерната № 3. г. Пензы
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Нравственное воспитание школьников в целомосуществляется в процессе обучения, через содержание преподаваемых предметов,способы взаимодействия учителя и учащихся, стиль их взаимоотношений; в процессеспециально организованного просвещения (занятия по этике, беседы с учащимися наэтические темы и т.д.); при формировании нравственного опыта в коллективнойжизни; при воспитании нравственных привычек и формировании нравственных чувств.[9.С. 43.]
Актуальность данной работы несомненна. В конце XX века, как с наследиемпрошлого, наша страна столкнулась с угрожающим здоровью нации падениемнравственности, аморализмом, бездуховностью, криминализацией общества.
В соответствии с этим важнейшими задачаминаиболее массового социального института общества — общеобразовательной школыявляется нравственное воспитание учащихся.
Ещё В. Г. Белинский утверждал, что средимножества родов образования и развития, каждое из которых важно само по себе,самое важное — образование нравственное.
Нравственные качества являются «великойособенностью человека». Знания, образованность играют весьма значительную рольв развитии человека, если направлены одновременно на решение проблемнравственного его совершенствования. «… Мы смело высказываем убеждение, —писал Ушинский, — что влияние нравственное составляет главную задачувоспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головыпознаниями…». Одно умственное развитие еще не предполагает прочнойобщественной нравственности.
Нравственное воспитание должно быть сквознойлинией образования и входить во все образовательные области базисного учебногоплана. Как отмечал В.Д. Шадриков, в школе сейчас берет верх, начинаетгосподствовать дух практицизма, отдающего приоритеты прикладным знаниям инавыкам, а не морали. Образование становится безнравственным. Из школы уходитее основная историческая задача: воспитание сына, мужа, гражданина. Воспитаниевсегда связано с преодолением порочных наклонностей, представляющих иопределенную социальную опасность: агрессивности, сексуальной невоздержанности,чревоугодия, лености, распущенности, стяжательства и т.д. Преодоление их — воспитаниедобродетели не обходится без борьбы, требует постоянного напряжения духовныхсил, жесткой самодисциплины и постоянных упражнений — в поступках.Воспитывающая педагогика — это педагогика поступка.
В данной работе будут рассмотрены вопросы понятиянравственного воспитания, методы и механизмы духовно – нравственноговоспитания, проблемы нравственного воспитания всистеме обучения, вопросы воспитанияпатриотизма, культуры межнационального общения, гуманизма, отдельно будет рассмотренвопрос, связанный с понятием труда как основой нравственности. В практическойчасти работы будут представлены результаты работы по нравственному воспитанию вшколе – интернате № 3: серия компьютерных игр,предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях для детей младшегошкольного возраста и материалыпрактикума по основам морали, этики и по обществоведению в 10 – х классах.
 

1.Нравственное воспитание школьников
 
1.1Понятие нравственного воспитания. Методы и механизмы духовно–нравственноговоспитания
 
Нравственное воспитание — это систематическоевоздействие на личность с целью передачи ей существующих в общественравственных ценностей, с целью развития ее способности к нравственномусовершенствованию.Сущностью нравственного воспитания являетсясовокупность нравственных отношений (к Родине, обществу, живой и неживойприроде, коллективу, материальным и духовным ценностям, другим людям, к самомусебе и т.д.). Причем эти отношения устанавливаются согласно общепринятым вобществе нормам, оцениваемым с позиций добра и зла. Достижения науки, культуры,труда, проявление лучших человеческих качеств (героизма, патриотизма, чувствадолга, коллективизма и др.) оцениваются в нашем обществе как добро — они имеютобщественно ценный результат. Проявление безнравственности, проступки,правонарушения, негативные качества личности (лживость, лицемерие, ханжество,мещанство, карьеризм и др.) оцениваются с позиций зла, так как несут с собойрезультат, отрицательный для людей.[15.С.55.]
Цель нравственного воспитания — формирование уучащихся системы отношений (к людям, обществу, Родине, самому себе),соответствующих моральным нормам. Отношение к труду в этой системе занимаетособое место: оно в материализованном, наглядно-вещественном виде проявляетотношение к людям. Центральным является отношение к Человеку как к наивысшейценности.
Нравственное воспитание могло бы быть определенокак целенаправленнoe формирование у учащихся способности видеть человека в окружающеммире, рассматривать его как наивысшую ценность, сопереживать человеку, содействоватьблагу человека и человечества через производство материальных и духовных ценностей.
Содержанием нравственного воспитания выступают такиекачества личности, как гуманизм, коллективизм, патриотизм, отношение к труду. Нравственноеотношение к труду — это такое отношение, при котором основным мотивомтруда является забота о «другом человеке».
В эти обобщенные нравственные качества входитмножество других нравственных качеств:
1.        дисциплинированностьи ответственность,
2.        добротаи вежливость,
3.        трудолюбиеи честность и др.
Специфика нравственных отношений придает нравственномувоспитанию исключительный характер. Нравственные отношения в самом широком планеотражают отношение к Человеку, как таковому, постольку они пронизывают всесоциальные отношения личности: политические, правовые, эстетические,научно-познавательные, экологические и др.— все социальные сферы общественнойжизни.
Развитие социальной культуры предполагает непросто обогащение знаний во всех сферах жизни и отношений людей, утонченностимыслей и чувств, но главное — развитие в человеке общественных свойств,правильного восприятия высшего смысла человеческой деятельности — активногослужения обществу, гуманистическим идеалам, умение строить свое поведение наоснове социальных ценностей, высоких устремлений.
Средстваминравственного воспитания являются:
1.        обучение;
2.        личныйпример учителя;
3.        убеждение;
4.        умелоеобращение с учащимися (педагогический такт);
5.        мерыпредупреждения и поощрения и взыскания.
Духовно-нравственнаясфера личности ребенка требует самых осторожных и тактичных действий со стороныпедагога. Именно от него зависит в большой степени духовное здоровьевоспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых ипрактиков сосредоточено на поиске и определении методов духовно-нравственноговоспитания детей и механизмов, лежащих в их основе. Т.И. Власова среди методоввоспитания духовности школьников называет формирование и медитационное закреплениеобразов, парадоксальную» аналогию, самооценку и др. В свою очередь С.И. Масловпредлагает методы пробуждения адекватных эмоций, акцентирования ценности,ценностных сопоставлений. Определенная последовательность этих методов образуетмеханизм присвоения ценностей: их эмоциональное приятие, осознание и включениев систему ценностных ориентации личности. В качестве механизмов выступаютвнушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление,интериоризация, экстериоризация, механизм сдвига мотива на цель, игра и др. Ихзнание и учет помогают более эффективно строитьпроцесс духовно-нравственного воспитания детей. Выбор механизма зависит отвозрастных особенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемыхпринципов воспитания. Для примера обратимся к Образовательной системе «Школа2100», ограничившись двумя из принятых ею принципов мотивированности ипроблемности. Первый требует от педагога, «чтобы вносимые в сознание человекаидеи приобрели для него субъективный личностный смысл». Личностный смыслотражает субъективное, зачастую эмоциональное отношение к усваиваемой ценности.Оно возникает благодаря воздействию не на интеллектуальную, а на эмоциональнуюсферу личности.[23.С.3.]
В основе этого воздействия может лежать механизмвнушения. Внушение (или суггестия) определяется как воздействие, рассчитанноена некритическое восприятие информации и изменение настроя, поведения человекав соответствии с этой информацией. Эффективность внушения зависит от рядафакторов. Чтобы изменить настрой, поведение воспитанника, в высказыванияхпедагога должны превалировать образность, ритм, внушающая интонация, а нелогика и доказательность. Образность достигается не только речевыми, но инаглядными средствами. В медицине внушение проявляется в методе лечениягипнозом. В педагогике гипноз недопустим. В этом случае действеннымоказывается, например, метод демонстрации.[23.С.4]
С точки зрения А.А. Леонтьева, «воспитаниеначинается тогда, когда мы, взрослые, совместно со школьниками обнаруживаемпроблему и ищем пути ее решения». Реализация принципа проблемности связана смеханизмом убеждения, под которым понимается интеллектуально-эмоциональноевоздействие на ребенка, основанное на логике, доказательствах, способствующееформированию нравственных взглядов и убеждений. Подобное воздействие будет темуспешнее, чем лучше педагог владеет умением раскрывать противоречивость инеоднозначность предъявляемых воспитанникам понятий, идей. При этом следуетзаметить, что повышенная чувствительность к убеждению характерна дляинтеллектуально развитых детей. Данному механизму практически идеально соответствуетметод парадокса. Под парадоксом мы понимаем здесь суждения, мнения, резкорасходящиеся с обычными представлениями, противоречащие здравому смыслу.Парадокс приводит к взрыву чувств (момент переживания), подталкивает кнеожиданным выводам, которые делаются ребенком самостоятельно, без подсказкивзрослого. Эти выводы запоминаются надолго, стимулируют дальнейшую мыслительнуюдеятельность школьника. Приведем пример такого парадокса — высказываниеизвестного русского философа B.C. Соловьева: «Справедливость в нравственном смысле естьнекоторое самоограничение, ограничение своих притязаний в пользу чужих прав;справедливость является, таким образом, некоторым пожертвованием,самоотрицанием». В этом суждении привычному для школьников представлению осправедливости как о равноправии людей противопоставляется другая точка зрения,в которой заложено требование ущемления прав человека, стремящегося ксправедливости. Почему? Удивление стимулирует к размышлениям, к формулированиюсобственной позиции.
Парадокс может стать частью другого, более общегометода, например, анализа художественных произведении. Современного школьниканелегко бывает убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходитпарадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергаетсядругой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почемуже надо любить труд, т.е. дело, которое требует немалых усилий, стараний,напряжении, но не приносит больших материальных благ, по существу сталпроблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв надсказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в однойи той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельцаи немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялсяв лавке купца.Случилось через несколько времени, что оба земляка опятьвстретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещелучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же,пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной.«Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?» — спросил заржавевшийплуг у своего старого знакомца. «От труда, мой милый, — ответил тот, — аесли ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время тыпролежал на боку, ничего не делая»».
Метод парадокса, таким образом, исключаетназидание и принуждение, которые противопоказаны духовно-нравственномувоспитанию. Как часто мы слышим из уст педагогов доводы в защиту своихдействий, направленных на жесткую регламентацию мнений, позиции, поступков воспитанников.При всем разнообразии этих доводов они сводятся к тому, что ребенок просто непонимает того добра, которое несет ему деятельность педагога. Действительно,дети в силу своих возрастных особенностей многого не понимают и не могутпредвидеть. Согласимся и с тем, что необходимо помочь им в этом. Но как?Предъявив жесткие требования? Поэтапно регламентировав их деятельность? Но темсамым мы значительно снизим мотивацию, так как дети почувствуют недовериеучителя и не увидят перспектив своей деятельности. Важно, чтобы педагогобеспечил понимание воспитанниками ценности для человека определенных понятий,норм, правил жизни не путем запрета инакомыслия, а путем создания условий дляобретения личностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности.Стремление человека к постижению смысла, к самоопределению, к обладаниюжизненными целями является условием сохранения духовного здоровья. Общепризнаннымявляется тезис о том, что знание становится духовным тогда, когда онипревращается в личностно — значимое. Реализовать этот тезис педагогупомогает метод совместного поиска, который стимулирует воспитанника в развитииего духовной жизни. Совместный поиск рассматривается как производное отизвестного в дидактике частично-поискового метода. Он также содержит проблемнуюситуацию (парадокс, тайну, сомнение и т.п.), предположения, мнения, позиции,которые могут помочь разрешить эту ситуацию, диалог учителя и ученика. Результатом совместного поиска может стать пониманиедетьми, что, например, простить — это значит: нетаить обиду, перестать сердиться (гнев всегда порождает ответный гнев),избавиться от желания отомстить обидчику; неждать, пока обидчик поймет свою ошибку и первым придет мириться; не винить человека за дурную мысль или плохой поступок, неупрекать его за нанесенную тебе обиду; найти всебе мужество признать свою неправоту; уметьрадоваться общению с другими людьми; проявитьсмелость, терпение, силу воли и сострадание.
Самостоятельно сделанные выводы помогут детямобрести личностный смысл духовно-нравственных понятий и норм, включить их всистему своих ценностей.
 

1.2 Нравственное воспитание в системе обучения
 
Говоря о нравственном воспитании в системеобучения ребёнка в общеобразовательной школе, следует сказать, в первуюочередь, о необходимости введения элементов социальной этики во все предметы вовсех классах. В первую очередь эти вопросы должны рассматриваться в следующих образовательныхобластях: «Технология», где изучаются разделы «Культура дома», «Основыпредпринимательства», культура труда; филология, искусство, обществознание (вовсех этих областях важно анализировать этические проблемы в литературе,искусстве, истории).[24.С.100]
Затем эти вопросы должны рассматриваться приизучении языков (можно изучать соответствующие тексты), математики иестественных дисциплин (в частности, в рамках совместной деятельности), призанятиях физкультурой (спортивная этика, совместная деятельность).
В программураздела «Культура дома» образовательной области «Технология» в начальной школевходят вопросы нравственного воспитания.
Основная цель этого раздела — формированиезнаний, умений и навыков в области социальной этики, воспитание уважения кличности, забота в первую очередь о родных и близких людях, восстановление иупрочение семейных и национальных традиций.
Целью изучения социальной этики в школе должныбыть: анализ и обсуждение различных жизненных ситуаций, выбор гуманной,честной, достойной линии человеческого поведения, обсуждение проблем семейнойжизни: семейного уюта, теплоты, уважения и доверия в семье, проблемвзаимоотношений в трудовом коллективе, правил поведения как «технологической»стороны реализации достойного поведения.
Жизнеспособное общество должно воспитывать своюмолодежь в духе патриотизма: любви к своей Земле, к своей единоймногонациональной, многокультурной, многорелигиозной стране — России, к природесвоей страны, к великой русской культуре, созданной усилиями всех народов нашейстраны, уважения к национальной культуре каждого народа, к отечественнымдостижениям в области науки и техники, уважения к победам предков при защитенашей страны. Любовь граждан к своей стране является основой развития обществаи государства.
При изучении всех предметов в школе во все годыобучения необходимо касаться вопросов патриотического воспитания. Наиболеелегко это сделать в следующих образовательных областях: обществоведение (приизучении родной истории), филология и искусство (русская и национальнаякультура), естествознание, математика, технология (вклад российских ученых вразвитие мировой и отечественной науки и техники), физкультура (достижениянаших спортсменов и ученых в области экологии человека).
Важно при этом избежать перегибов инационалистического шовинизма, сохранив уважение к другим народам в нашейстране и за рубежом. В феврале 2001 г. Правительство РФ утвердилогосударственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»на 2001 — 2005 гг.[16.С.162]
Воспитание в области экологической этики включаетформирование бережного отношения к природе — источнику физического и душевногоздоровья людей и заботливое отношение к здоровью человека. Это здоровье — богатство самого человека, его близких, страны и человечества. Экологическиеобразование и воспитание включает формирование бережного отношения к природе- источнику физического и душевного здоровья людей, бережного отношения кздоровью людей, экономии материалов и энергии, использованию отходов. Цельэтого воспитания -формирование экологической нравственности.
Экологическое образование и воспитание должныбыть непрерывными и включать дошкольный, школьный и послешкольный, в том числе- вузовский, компоненты.
Необходимо провести большую работу поэкологизации всех учебных предметов в школе, с I по XI класс, насыщению всехобразовательных областей идеями социальной экологии (взаимоотношениячеловеческой цивилизации и окружающей среды) и экологии человека (сохраненияфизического и душевного здоровья человека в загрязненной окружающей среде. Этоздоровье — богатство самого человека, его близких, его страны и человечества).В первую очередь «экологизация» должна быть проведена для дисциплинестественно-научного цикла: биологии, географии, химии, физики, а также вобразовательной области «Технология», в которой рассматриваются процессы,приводящие к разрушению окружающей среды. Многое уже сделано. Далее«экологизации» должны подвергнуться математика (экологические примеры и задачи),литература, искусство, общественные дисциплины, языки (экологические тексты дляперевода), физическая культура. Следует учесть опыт «экологизации» школьныхпредметов в Японии. Надо быстро выпустить методические рекомендации по«экологизации» отдельных предметов, подготовить дополнения (вкладыши) кучебникам, диафильмы, кодаграммы и видеофильмы, в которых должны быть освещеныэкологические аспекты изучаемых курсов.
Для усиления практической линии экологическоговоспитания целесообразно проводить экологические праздники: международный деньЗемли 22 апреля и праздник осени в конце сентября, когда желтеют и краснеютлистья, а школьникам выезжать в эти дни за город, чтобы любоваться природой иочищать леса от мусора, оказывая тем самым природе практическую помощь;целесообразно проводить дни чистоты городов и пригородных лесов и очищать их отмусора, организовав для этого отряды учащихся и энтузиастов, поощряя их иосвещая их деятельность в средствах массовой информации. Важнуюроль в экологическом образовании и воспитании и детей и взрослых должны сыгратьсредства массовой информации, в первую очередь телевидение; следуетактивизировать экологическую пропаганду, чаще демонстрировать телефильмы,посвященные красоте природы и бережному отношению к ней, борьбе с мусором вгородах и пригородных лесах.
 
1.3 Воспитания патриотизма, культурымежнационального общения, гуманизма
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельнойлюбви к родине занимает в системе нравственного воспитания главное место. Любовьк родине, писал Ушинский,— это наиболее сильное чувство человека, которое приобщей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.[7.С.235]
Шовинизм и ненависть к народам ничего общего неимеют со святым и самым глубоким нравственным чувством патриотизма, являющимся,по Ушинскому, ярким проявлением подлинной народности, творческой и активнойсилынарода. Это глубокое чувство, которое«последним гибнет даже в злодее»,постоянно с « истинно львиной силой» проявлялось в народе, в тяжелые для родинымоменты русской истории и помогало ему выстоятьв героической борьбе статаро-монгольскими захватчиками, в войне 18612 г., Отечественной войне 1812 г. Ознакомление детей с героическими страницами прошлого своейродины, воспитание любви к великим ее деятелям является важнейшей задачейпреподавания отечественной истории. Глубокое чувство патриотизма воспитываетсяв ребенке через родной язык, устное народное творчество, художественнуюлитературу. На его формирование оказывает влияние и окружающая природа,изучение естественных наук, деятельный груд, формирование правильных взглядовна жизнь современного общества, воспитание любви и уважения к кормильцуземли русской — крестьянину-труженику, «Мы считаем выражением патриотизма, — писал Ушинский в 1860 г., — и те проявления любви к родине, которые выражаютсяне в одних битвах с внешними врагами: высказать смелое слово истины бываетиногда гораздо опаснее, чем подставить лоб под вражескую пулю, которая авосьпролетит и мимо». Долг патриота — осознавать общественные недостатки российскойдействительности и во что бы то ни стало активно помогать родине «выйти налучшую дорогу».[19.С. 137]. Нравственноевоспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее,доброжелательное и справедливое отношение к ним. Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого,однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог долженпроявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.
Нравственное развитие ребенка не можетстроиться на страхе наказания. В этом случае парализуется разумнаядеятельность и воля ребенка, развивается умение лицемерить, ловчить. Оно неможет строиться и на основе авторитарности, утомительных «словесныхназиданий», «приказной морали», что для ребенка является тем же наказанием,раня, его деятельную душу и отчуждающим от воспитателя. Мораль приходит кребенку «через сношения со взрослыми и товарищами», строящиеся на основе любви,взаимного расположения, разумной совместной деятельности.[14.С. 245.]
Учитель на уроках несомненно должен бичеватьэгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.
Мораль приходит к ребёнку «через сношения со взрослымии товарищами», строящиеся на основе любви, взаимопонимания, взаимногорасположения, разумной совместной деятельности. Частные привязанности ребенка,к которым относится любовь к родителям и членам семьи, дружбу с товарищами поиграм, труду и учению, уважение к учителю, создают благоприятные условия дляразвития нравственных чувств. На этой основе они формируются, однако, только впроцессе разумно организованной деятельности ребенка, а не в его безделье. Вэтих условиях ребёнок приучается вникать в душевное состояние других людей,ставить себя на место обиженного, приобретает возможность проявлятьсправедливость, понимать и чувствовать свою неправоту, развивать способностьнравственной самооценки, стремится активно проводить в жизнь все разумное и нравственное,деятельно заботиться о людях.
Бесконечные же «моральные проповеди» затрудняютребенку его «нормальное развитие из собственных своих действии идействий других, которые и есть единственное прочное».
Все школьное учение и вся школьная жизнь должныиметь нравственное направление. Над детьми велика сила примера. В школеэто прежде всего нравственное влияние личности учителя. Это он создает в школеатмосферу серьезности, допускающую шутку, «не превращая всего дела в шутку»,проявляет «ласковость без притворства, справедливость без придирчивости,доброту без слабости». В такой школе обеспечиваются «порядок без педантизма» и«постоянная разумная деятельность ребенка». В такой школе нет местанаказаниям, в ней остаются только легкие взыскания и одобрения, а такжеразумные требования учителя. В своих требованиях учитель выражает «образдействий» ребёнка в ясном для него коротком правиле и неуклонно следит за еговыполнением. Нравственный пример родителей и учителя дополняется в процессеобучения «примером книжным» — нравственным влиянием истории, литературыи других учебных предметов, формирующих правильные жизненно нравственные идеалымолодого поколении.
Учитель постепенно вводит ребенка в пониманиесмысла общественной жизни, раскрывает нравственную сторону семейной жизни какчасти общественной, показывает взаимосвязь убеждений с поведением.
В ситуации, когда, с одной стороны, все большенаций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а с другой —Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза, резко обострилисьмежнациональные отношения.
В условиях многонационального государства решениепроблем межнациональных отношений приобретает судьбоносное значение. Толькоучитель, истинный интеллигент, может в каждом конкретном поселке, деревне, городепомочь детям найти правильную позицию, научить межнациональным человеческимвзаимоотношениям.
Происшедшие в России и других странах резкиеперемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношениянаселяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся вниманиек сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народныхтрадиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране, какРоссийская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Надоучитывать, что сегодня школьники живут в условиях особо повышенной социальнойтревожности, экономического напряжения, когда возникающие столкновения в сферебыта, торговли, общественного транспорта легко переносятся на межнациональныеотношения. Взрыв национальной розни, трагедияпротивостояния, которые привели к кровопролитию в ряде регионов России.
Психологическая безграмотность, отсутствиекультуры общения в стрессовых ситуациях особенно пагубно сказываются в областимежнациональных отношений. Национальная рознь коренится в бескультурье людей,низком уровне их воспитанности. Порой любое слово вызывает агрессивную реакцию,особенно когда представителей некоторых народностей суверенных республикназывают мигрантами, оккупантами, инородцами, нацменами и т. п.
В сегодняшних условиях возрастает важностьформирования культуры межнационального общения подрастающего поколения.
Культура межнационального общения зависит отобщего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческиенормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежатпринципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.
Культура межнационального общения — этомногофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику. Она имеетследующие структурные компоненты:
■ когнитивный — знание и понимание норм,принципов и требований общей гуманистической этики — таких, как долг,ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории ипрактики межнациональных отношений;
■ мотивационный — желание освоить икультуру своей нации, а также других народов; интерес к обращению с другимилюдьми, представителями других национальностей.
■ эмоционально-коммуникативный —способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию,адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;
■ поведенческо-деятельностный — владениесвоими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость кнарушению прав человека любой национальности и веры.
В соответствии с этими компонентами выделяются иглавные направления педагогической деятельности.
Организованный процесс воспитания культурымежнационального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомлениемолодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, онациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формированиегражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опытакультуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечениевысоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессеих общения.
При организации воспитательного процесса следуетисходить из того, что межнациональные отношения влияют на детей самым различнымобразом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные имицели и содержание организованного воспитания, по мнению 3. Т. Гасанова,целесообразно по таким параметрам:
■ «отношения народов и стран мира,формирование общечеловеческих чувств сознания и культуры межнациональногообщения;
■ отношения народов стран ЕвропейскогоСообщества и формирование у молодежи чувств и сознания европейства;
■ отношения народов СНГ и формирование умолодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;
■ отношения народов России и формирование умолодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;
■ этносоциальные условиянационально-территориальных образований (республик, областей, округов) иформирование у молодежи национальных, общенациональных игражданско-патриотических чувств и сознания;
■ этносоциальные условиянационально-культурной автономии и формирование у представителей малочисленных,дисперсно расселенных народов и национальных меньшинств национальных игражданско-патриотических чувств и сознания.[17.С. 287.] Межнациональныеотношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого инационального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, в государствах,межгосударственных и международных объединениях.
При организации процесса воспитания у учащихсякультуры межнационального общения необходимо предусмотреть осмысление, освоениеопыта различных уровней развития межнациональных отношений.
Взаимоотношения народов и стран мира исложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказываютреальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культурыповедения. Важно упорядочить влияние на личность этносоциальной среды,сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения,способность правильно реагировать на воздействия среды.

2. Труд как основа нравственности
 
2.1 Трёхсоставное понятие труда
 
Трёхсоставное понятие труда включает в себя:
1.        преобразованиечеловека,
2.        качествожизни,
3.        воспроизводствои развитие систем деятельности.
Это понятие имеет прямое отношение к труду всфере образования. Элементы труда, выделенные в единое понятие, реализуются ведином духовном усилии отдельного человека или общности.
Труд — это каждый раз и всегда тяжёлое усилие повоспроизводству своей человечности, качества жизни и системы деятельности. Онскладывается из духовно-волевого усилия, которым преодолевается хаос иразрушение всемирного целого и организуется развитие. При этом труд всегдаявляется общественным в том смысле, что не отдельные индивиды, а множество людей,каждый со своей позиции, на своём месте, осуществляют единый целокупный труд. [6.С.99.]
Высокие требования к труду означают не требованияк каждому человеку изменить своими усилиями мир (это невозможно и не нужно), аспособность отдавать себе отчёт: в каком именно труде ты участвуешь и почемутвоё трудовое усилие каждый раз является духовным. Вспомним известную притчу отом, как по-разному можно делать одно и то же, казалось бы, дело и как взависимости от этого активность оказывается работой или трудом. Когда трёхрабочих каменоломни, перевозивших камни к месту строительства церкви, спросили,что они делают, то один сказал: «Перевожу камни в тачке, разве не видите?»Другой ответил: «Строю храм». А третий: «Душу спасаю».
Общество и школа, вооружённые понятием труда,могут совершать чудеса воспитания. И это доказал наш соотечественник, классикнаучной педагогики Антон Семёнович Макаренко.
Восемьдесят лет назад в СССР было совершеносоциальное открытие, которое является не только научно-педагогическим, но иполитическим: впервые в мире в организованном и воспроизводимом виде былипоказаны воспитательные возможности образцового, полномасштабного, т.е.наиболее высокого по развитию, передового и предельно полезного, востребуемоготруда. Именно такой труд определяет общественную систему, поэтому вокруг негореалистично создавать образовательные детско-взрослые производственныесообщества — своего рода образовательно-воспитательные «реакторы» высокоймощности. Такие сообщества названы «школами-хозяйствами».
Общеизвестно, что воспитанники трудовой колонииимени М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского еще вчера былибеспризорниками или даже преступниками. Но через короткое время они сталиделать, как известно, по самым в то время передовым технологиям из Австрии иГермании электрооборудование и фототехнику, получали собственным трудомогромный доход, фактически существуя как полноценное эффективное предприятие.Тем самым реализовывался главный принцип А.С. Макаренко: «Только организацияшколы как хозяйства сделает её воспитывающей». Как это происходило, хорошоизвестно по «Педагогической поэме», другим работам А.С. Макаренко.[3.С. 187.]
ЛогикаМакаренко была проста: высокоэффективное передовое, сложно-организованноепроизводство предъявляет такие требования к подросткам, так мотивирует их, чтовозникает возможность эффективного образования и воспитания. Но производство ихозяйство должны быть именно образцовыми, совершенными — это и делает труд нетолько высокопроизводительным и рентабельным, но и воспитывающим. Помните, впоследний год работы Антона Семёновича в коммуне им. Ф.Э. Дзержинскогоруководство НКВД предложило ему «не мучить детей» и поставить на их местовзрослых-профессионалов. Макаренко ответил: «Мы здесь не фотоаппараты делаем, алюдей». Разумеется, воспитывал при этом не только образцовый труд, но и учёба,быт, которые организовывались именно как образцовые. В основе нравственностичеловека лежит стремление к счастью, которое, К. Д. Ушинский видел в свободномтворческом труде, общественной деятельности. Труд, полезная деятельность наблаго общества— основа нравственности и нравственного воспитания. Нравственностьтребует от человека деятельногостремления к выполнению своего долгаперед обществом. От воспитания здесь зависит, заглохнет ли это стремление илипревратится в страсть, перед которой «умолкнет голос личного интереса». От воспитания зависит, чтобы человек не сбился сдороги и не насоздавал себе нравственных идеалов, идущих вразрез с историейчеловечества или уже давно отживших свое время.
Гуманные, действительнонравственные отношения к окружающим — это те, при которых человек не признаетсебя «не выше и не ниже» других. Только в такой обстановке и в ребенке успешновоспитывается -«чувство правды и справедливости» — эта глубочайшая, по словамУшинского, основа нравственной гражданской жизни. Он видел, как в условияхкрепостного права и после отмены его грубо попирались эти чувства, особенно вотношении трудового люда, и это больно ранило душу педагога-патриота игуманиста.[4. С.15.]
Чужая воля, страх не служат средствами воспитанияподлинной нравственности
 
2.2 Возможности нравственно-волевого воспитанияучащихся в процессе трудового обучения
Процесс трудового обучения и воспитания,осуществляемый в условиях общеобразовательной школы, содержит богатыевозможности нравственно — волевого воспитания учащихся. Каковы же они?
Формированию чувства гражданского долга во многом способствуетнепосредственное участие школьников в общественно полезном труде. При этомважную роль играет выбор объектов деятельности. Изготовление учащимися учебныхпособий, ремонт школьного оборудования, помещений, разбивка цветников вокругшкольных зданий, сооружение спортивных площадок, создание подсобного хозяйстваи многие другие виды работ помогают воспитанию бережного отношения и любви кшколе, ответственного отношения к делу, к людям, дисциплинированности. Занятияшкольников техническим творчеством, овладение умением водить трактор,автомашину в определенной степени влияет на военно-техническую подготовкуюношей, их готовность к службе в армии. Расчистка леса, родников, бережный сборлекарственных трав и т.д.— работа, которой занимаются учащиеся в школьныхлесничествах, в походах по родному краю, при правильном их проведении,сопровождается выработкой у школьников бережного отношения к природе родногокрая.
Оказание помощи семьям ветеранов войны и трудатакже связано с Трудовой деятельностью школьников, но особенность этого видатруда в гуманистической его направленности, в воспитании у детей готовностиприйти на помощь человеку.
На воспитание у учащихся чувстваинтернационализма и нравственных качеств, характеризующих его проявление(солидарность, готовность к выполнению своего интернационального долга и т.д.),чувства национального единства народов нашей страны существенное влияние можетоказать ознакомление учащихся в процессе трудового обучения с традициямисовместного труда народов различных национальностей советской страны, странсоциалистического содружества.
Коллективизм как черта личности формируется с первыхлет обучения ребенка в школе. Сопутствуют, формированию коллективизма такиесвойства личности, как трудовая и общественная активность, чувство долга иответственности, товарищеской взаимопомощи, требовательности к себе и другим,уважение интересов коллектива.[3.С.157.]
Труд— основной источник материального идуховного богатства общества, главный критерий социального престижа человека,его священная обязанность, фундамент воспитания личности.
Составной частью морали является сознательнаядисциплина, предполагающая безупречное выполнениесвоих обязанностейи соблюдение принятых в обществе норм поведения в жизни, в отношении к людям,труду и общественной собственности. Дисциплинированность — качество нетолько нравственное, но и политическое, поскольку связано с определённымивзглядами и убеждениями. Воспитание этого качества у школьников осуществляетсяодновременно с формированием их убеждений, развитием общей культуры, приучениемк регулярному, добросовестному труду и исполнению своих обязанностей. Длярациональной организации нравственного воспитания учащихся в процессе трудовогообучения важно помнить, что сам процесс трудовой деятельности имеетнравственную основу, потому что через труд человек опосредованно выражает своеотношение к другому человеку. В этом особая нравственная сила уроков труда. И вэтом их сложность: плохо организованные уроки труда — это и плохоорганизованное нравственное воспитание, своего рода упражнение вбезнравственном поведении.
Вот почему очень важно, чтобы урок трудовогообучения, любое внеклассное трудовое дело отвечало двум основным, решающимтребованиям:
1.        создавалообразец взаимоотношений детей как нравственных взаимоотношений людей, лучшихпредставителей нашего общества;
2.        создавалоопыт нравственного отношения детей к труду.
Особое значение имеет формирование у учащихсянравственных привычек. В отличие от автоматизированных навыков привычкавключает в себя потребность производить усвоенные действия (держать слово, бытьточным и т.д.) и пользоваться усвоенными способами поведения. Множествонравственных привычек лежит в основе трудолюбия, дисциплинированности,коллективизма и других нравственных качеств. Условно их можно разделить напростые и сложные.
Под простыми подразумевают те поступки идействия, в основе которых „лежат элементарные правила общежития: вежливость,доброжелательность, готовность пропустить вперед старшего, уступить место тому,кто в этом нуждается, и т. д.
К сложным нравственным привычкам относитсяпотребность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейныхобязанностей.
Прежде чем начать вырабатывать ту или инуюпривычку, например, к точности, необходимо расположить школьника к ееприобретению и к искоренению привычки быть неточным, необязательным. Воспитаниелюбой нравственной привычки можно осуществлять лишь на основе положительныхмотивов. Любое действие принимается школьником тем охотнее, чем больше у негожелания порадовать других хорошим поступком (изготовление желаемого изделия дляучителя или родителей, выращенным цветком, вскопанной грядкой, прополотымогородом и т.д.).
Большое значение в выработке нравственно — волевых привычек поведенияимеет общая атмосфера труда, коллективныхотношений, взаимодействия учителя с учащимися. Формируемые привычки,поддерживаемые традициями, законами, добровольно установленными членамиученического коллектива, а такие законы устанавливаются во многих коллективах(например: «Не пищать», «Закон точного времени» и т.д.), легче усваиваютсяшкольниками.
Нравственные переживания и нравственные отношенияимеют глубокую личностную окраску. Они дают школьнику удовлетворение отблагородного поступка (помощь другому в ситуации, когда сам очень сильно устал;в самостоятельно принятом решении и т.д.), вызывают угрызения совести принарушении нравственных норм. Следует заметить, что чувство совести пробуждаетсяу ребенка только по отношению к тому, кого он уважает и чьим мнением дорожит.Поэтому-то нравственное воспитание детей всегда сопряжено с собственнымнравственным поведением учителя.
Школьный возраст нуждается в широте чувств, изадача учителя состоит в том, чтобы помочь школьнику определить объекты чувстви придать им общественно ценную направленность. В этих целях следует включатьучащихся в отношения, требующие от детей сотрудничества, сострадания, развиватьтонкость чувств в отношении к другим, обогащать чувства ребенкаидейно-нравственным содержанием, придавать чувствам удовольствия, радости,негодования нравственную направленность.
Нравственное воспитание, таким образом,осуществляется во всех сферах трудовой подготовки школьников, и от учителятребуется знание программы нравственного развития личности, осуществляемой вшколе в целом с учетом возраста детей, условий их семейной жизни, накопленногоими опыта отношений с людьми. Отсутствие нравственного воспитания на урокетруда нельзя квалифицировать как нейтральное явление. Если не воспитананравственность, то на ее месте развивается безнравственность. Учитель,пренебрегающий нравственным воспитанием, тем самым содействует развитиюбезнравственности учащихся.

3. Практическая часть
 
3.1 Нравственноевоспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки. Сериякомпьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях.Работа проводилась в лицее – интернате № 3. г. Пензы
 
Суть педагогической компьютерной поддержкинравственного воспитания.
Педагогическая компьютерная поддержканравственного воспитания младших школьников может рассматриваться как факторинновационного образования. Эффективность ее использования во многом зависит отпедагогических условий, обеспечивающих результативность воспитательногопроцесса в целом.
Педагогические условия — те или иныеобстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс и которые оказываютсущественное влияние на его результаты. Решающее значение дляэффективности нравственного воспитания младших школьников имеет научнообоснованная организация воспитательной среды, которую составляют:образовательное пространство начальной школы и реальная жизнь класса, организуемаяучителем как коллективное нормотворчество (через налаживание межличностных,учебных, деловых и иных взаимоотношений на основе общей заботы); педагогическаяподдержка младших школьников в становлении их нравственной культуры(непосредственная помощь детям в осознании нравственных ценностей и личностнойзначимости нравственных поступков); компьютерная технология игровогонормотворчества (своеобразный виртуальный тренинг выбора нравственного поступкав разнообразных ситуациях образовательного и жизненного пространства). Обогащение учебной воспитательной работы с детьмисовременными возможностями педагогической компьютерной поддержки выгоднодополняет структуру всей учебной жизни младшего школьника. Такая поддержкасодержит реальные резервы для насыщения начальной школы инновационнымитехнологиями развития нравственного самосознания личности, позитивныхмежличностных отношений, толерантности, выработки личной позиции и нравственнойустойчивости. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младшихшкольников основана на применении комплекса компьютерных игр, включающихдиагностические методики, игры-сказки, анимационные игры с возможностью поисканравственного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях, имитирующих современноеобразовательное и жизненное пространство. Особенность принципа информатизациивоспитания состоит в необходимости создания мультимедийных продуктов итехнологий с нравственным содержательным наполнением как средств поддержкисамостоятельной нормотворческой деятельности школьников.
Современнаямультимедийная технология позволяет интенсифицировать процесс развитиянравственно ориентированной личности, устойчивой к негативным проявленияммикросреды и социума. Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретнымивоспитательными задачами, способствует тому, чтобы каждый ребенок осваивал,усваивал и присваивал нравственный опыт незаметно для самого себя. При этомребенок, многократно повторяя нравственный виртуальный поступок, приобретаетпривычку соответствующего поведения в реальной жизни.
На фоне общих условий необходимо создаватьспецифические педагогические условия, непосредственно влияющие на организациюсистемы нравственного воспитания. Эта система ориентирована, помимо прочего, напоследовательное развитие у младших школьников потребности и способностизаботиться об окружающих. Забота выступает основным качеством, характеризующимнравственную воспитанность младших школьников.
Эксперимент, построенный на серии компьютерных игр,предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях.
В нашем эксперименте реализовались принципы:
3.        целостности,
4.        дополнительности,
5.        ценностнойориентации,
6.        информатизации,
7.        субъектности.
Эти принципы способствовали оптимальномуфункционированию системы нравственного воспитания младших школьников.
Педагогическое своеобразие «среды обитания» детейобеспечивалось целенаправленной реализацией в воспитательном процессевзаимосвязи и единства виртуального и реального аспектов. Погружение младшихшкольников в виртуальную реальность осуществлялось через диалог с компьютером ипреимущественно было направлено на их индивидуальное развитие. Включение вреальную жизнь класса обеспечивало оптимальное социальное развитие каждогочлена ученического коллектива.
Наряду с традиционными программами мы дополнительноиспользовали возможности компьютерного сопровождения нравственного воспитаниядетей экспериментальных групп. Это существенно интенсифицировало процессстановления нравственно ориентированной личности младшего школьника.
Важным педагогическим условием эффективногодуховно-нравственного становления личности младшего школьника в нашем опытевыступал индивидуальный подход:
1.        Преждевсе го это учет подготовленности каждого ребенка к работе за компьютером — егознаний, умений, опыта участия в компьютерных играх, а также развития образногомышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
2.        Неменее важно было учесть интересы и склонности детей.
Ход урока — эксперимента.
После диагностирования все дети условно былиразбиты на группы по тем или иным их качествам:
1.        поуровню развития у них заботливости и ответственности,
2.        практическойподготовленности к тому или иному виду деятельности,
3.        интересам,
4.        особенностямпознавательной и эмоционально-волевой сферы личности.
Это позволяло учителям дифференцированноподходить к каждой из групп учащихся и в то же время облегчало индивидуальнуюработу с отдельными детьми. Этот прием, предложенный К.II. Сокольниковым, былиспользован в нашей опытно-экспериментальной работе.
Учащимся предлагается совершить путешествие вгоры. В воображаемом пути у них будет пять остановок. Каждая из нихпредполагает два варианта ответа: 1-й вариант — 10 баллов, 2-й — 5 баллов.
Анализ результатов.
Если ты набрал от 40 до 50 баллов, то этоговорит о том, что даже в игровой ситуации ты не устаешь размышлять над своимипоступками. Ты осознаешь, что любые твои и действия предполагают определенныепоследствия не только для тебя, но и длядругих людей, поступаешь так, как доказывают тебе твойразум и чувства. Если ты набрал от 30 до 40 баллов, то значит, ты считаешь, что можно жить, думая о последствияхсвоих поступков, но очень трудно принимать решения, а нередко поступок, совершенный необдуманно, вызывает потомраскаяние, но, к сожалению, зачастую это бывает слишком поздно. Тебе иногдатрудно ладить с людьми, приспосабливаться к их мнению и желаниям. Однако тебехочется, чтобы окружающие люди следовали твоим интересам и желаниям.
Если ты набрал 25 баллов, то твое поведение — следствие безразличного отношения к себе и другим, что часто приводит к плохимпоследствиям. Нежелание прислушаться к голосу здравого смысла, необдуманность вотношениях с людьми может привести к тому, что ты останешься в одиночестве ибудешь страдать от этого.
В конце игры ребята подсчитывают баллы и (пожеланию) рассказывают о своем выборе.
Игра «Дорога в горы».
Твой друг живет в горах. Сегодня он пригласилтебя и твоих друзей в гости. Ты садишься в машину, заезжаешь за друзьями, и вывместе отправляетесь в путь.
Первая остановка.
Часть дороги разбита, впереди — большая яма,полная воды.
Варианты выбора.
1. Вам удается объехать яму, и вы продолжаетепуть.
2. Вы застряли! Выбраться из ямы без постороннейпомощи невозможно. Придется ждать, пока кто-нибудь вас вытащит.
Вторая остановка.
Встречная машина вытащила вас. Вы снова наавтостраде. На часах полдень. Друзья просят прибавить скорости, в машине оченьжарко.
Варианты выбора.
1. Ты отказываешься от этой идеи, опасаясьдорожных неприятностей.
2. Ты поддаешься на уговоры друзей и жмешь нагаз. Тебя останавливает автоинспектор и штрафует за превышение скорости.
Третья остановка.
У тебя совершенно испортилось настроение. Друзьяшутят, смеются, требуют увеличить скорость. Общение с друзьями начинаетраздражать тебя.
Варианты выбора.
1. Тыоткрываешь окно, включаешь радио, и раздражение проходит.
2. Ты останавливаешь машину, выходишь на обочину,ищешь, где присесть и успокоиться.
Четвертая остановка.
Раздражение прошло, стало легче. Вы продолжаетепуть. Горная дорога, свежий воздух, хорошая музыка, шутки друзей и вдруг — хлопок:прокол шины.
Варианты выбора.
1. Призвав на помощь друзей, ты меняешь колесо, ивы едете дальше.
2. Ты в ярости. Настроение безнадежно испорчено.Ты пинаешь машину и ушибаешь ногу. Пока боль не утихнет, ты не можешь сесть заруль.
Пятая остановка.
Дорога становится все круче. Много временипотеряно, хочется быстрее достичь цели и немного отдохнуть.
Варианты выбора.
1. Ты обсуждаешь с друзьями, как можно изменитьплан прогулки не в ущерб самой прогулке, себе и друзьям.
2. Ты решаешь ехать быстрее, но ГИБДД недремлет… Штраф, неприятные объяснения, ссора с друзьями.
Рефлексия игры.
1 Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашужизнь?
2. Можно ли прожить жизнь без препятствий инеудач?
3. Как к ним относиться?
Выводы
1. Особенностьюформирования нравственно» ценностной ориентации умладших школьников в эксперименте являлосьприобщение детей к ключевым (общечеловеческим) ценностям через развитиеположительного отношения к природе, другому человеку, социуму (классному ишкольному коллективу, семье и т.д.) и, наконец, к своему образу жизни.
2. Включение детей в игровую компьютерную среду,представляющую собой серию мультфильмов о добрых поступках, вежливом отношениик окружающим, аккуратности и трудолюбии, правилах поведения и т.д. «ребят изверят», помогало формировать у младших школьников установку на ключевуюценность для данного возраста — природу, ориентируя на отношение к ней какобщему дому.
3. Начальный этап формирования ценностныхориентации детей, построенный на возможности живого эмоционального восприятиядобродетельных отношений в виртуальном «проживании» игр-мультфильмов, пробуждалу ребят интерес к нормам культурной жизни, к внутреннему миру человека,заставлял каждого ребенка задуматься о себе и своих поступках, их нравственнойценности.
4. В ходе исследования было установлено, чтовоспитательная среда школы, а также «среда второго (виртуального) уровня»становятся внешними регуляторами относительно внутренних, психическихрегуляторов жизнедеятельности младшего школьника. При этом эффект переходавнешних воздействий во внутриличностный план будет тем выше, чем более онисоответствуют разнообразным уровням развития субъектности (личности) школьника. Процессразвития субъектности младшего школьника в системе нравственного воспитания сиспользованием педагогической компьютерной поддержки протекает в соответствии сориентацией на индивидуальность каждого ребенка, через диалог, постановку ирешение проблемы, обеспечение дифференцированного и творческого подхода квоспитанию.
5. Результаты эксперимента показали, что уровеньнравственного развития детей напрямую зависел от уровня развития у педагогаспособности создавать нравственную среду в классном коллективе и «среду второгоуровня», т.е. обеспечивать педагогическую компьютерную поддержку воспитаниядетей в процессе учебной деятельности.
Мы показали, что эффективность нравственноговоспитания младших школьников зависит от реализации педагогических условий,включающих в себя использование компьютерной поддержки. Заметим при этом, чтоее оптимальное использование оказалось возможным лишь при осуществлениисовокупности педагогических условий воспитательного процесса.

3.2 Материалыпрактикума по основам морали, этики и по обществоведению в 10 – х классах лицея– интерната № 3. г. Пензы
 
Изучение курса «Основы морали».
В процессе эксперимента мы часто обращаемся копросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности,их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. Так, например,мы исследовали такие темы:
• Твоё мнение о современной молодёжи
• Что ты более всего ценишь в девушках/юношах?
• «Какие вопросы ты бы задал для самопознания?
• Почему так грубы между собой современники?
• Что, по-твоему, необходимо изменить в школе дляулучшения отношений между участниками учебного процесса?
• Как влияют СМИ на моральные качествасовременной молодёжи?
Все эти опросы нацелены на изучение личностиучащегося, и в то же время являются ценностно-ориентировочными.
Изучение предмета «Основы морали» можно веститолько при доверительных отношениях с классом.
10 «А» класс, участвовавший в эксперименте,отличается трудоспособностью, любознательностью, у ребят довольно «солидный»багаж впечатлений от экскурсий по Москве и городам центральной России, естьопыт неформального общения, вынесенный из этих путешествий. Всё это побудилоискать нетрадиционные формы уроков. С первых занятий уроки проводила в формедискуссий, бесед, обсуждений литературных и жизненных ситуаций, стараюсьпостоянно ставить ребят в ситуацию нравственного выбора, искатьрешение этой сложной проблемы.
Нa одном из уроков по теме «Нравственные ценности» отдельныеученики выдвинули с их точки зрения обоснованный тезис о том, что в современномобществе свободным человеком может быть только богатый (разбогатевший при этомлюбым путём) и что «всех людей можно купить». Некоторые ученики эту точкузрения активно не поддержали, но многие с ней согласились. Развернуласьдискуссия: «Что не купишь за деньги?». Конечно, я ждала быстрой смены позициирадетелей свободы через богатство. Но примерно через месяц эти же ребята вочередной дискуссии доказывали необходимость уважать человека за егоинтеллектуальные, нравственные качества. И прежнее мнение оказалосьопровергнутым ими же самими. На другом уроке по теме «Нравственные отношения —основа морали» возник спор: надо ли уступать место в общественном транспортелюдям пожилого возраста? Казалось бы, здесь не может быть иного отношения,кроме уважительного к людям, обременённым тяжестью лет. Но молодёжь сталкиваетсяс раздражённостью этих людей, с их негативным, часто несправедливым отношениемк молодёжи и даже с грубостью. Всё это вызывает ответное неприятие, влияет наотношения между поколениями. Конечно, в такой ситуации мы неизбежно пришли кобсуждению причин раздражённости людей старшего поколения. Старшеклассникиназвали и бедственное положение пенсионеров, и общую неудовлетворённостьуровнем жизни тех, кто создавал материальное благополучие страны, и их нынешнююбеззащитность. Итогом урока стала идея коллективно разработатьпроект-исследование «История моей семьи в истории моей страны». Недавно яначала вести эту работу с каждым классом, так как поняла, что историю летглубже понимают именно через семью. Выполняя этот проект, многие ребятасоставили генеалогическое древо семьи, описывали знаменательные событияроссийской истории, очевидцами и участниками которых были их деды и прадеды,третьи описывали трудовые дела и подвит самых близких родных, отмеченныенаградами страны. Эффектэтой работы значительно выше всех нравоучительныхбесед.
Использую и такой приём, который называю: «Спросисвою совесть». Прошу ребят подумать и не говорить вслух: «Когда и за что тыблагодарил свою маму?», «Была ли у тебя на днях ситуация, когда тебе былостыдно за свой поступок, за свои слова?». «Был ли недавно момент, когда ты былдоволен собой? Почему?» Работаем мы по учебно-методическому комплекту,предоставленным лабораторией нравственного образования Института содержания иметодов обучения. Комплект включает программу нравственного образования ипрактикум по «Основам морали». Программа даёт лишь перечень главных тем курса,и в этом недостаток: программа шире простого перечисления тем. Можно предъявитьпретензии и к пояснительной записке к программе, которая посвящена изложению историинравственного образования, но не указывает требований к выпускнику школы,получившему это образование. Программа содержит примерное поурочноепланирование курса «Основ морали» (9-11-й классы). Темы едины для всехпараллелей. Практикумы в основном носяттеоретический характер, в качестве методических разработок даны толькоупражнения и задания, почти без примеров, без проблемных заданий, без тем иситуаций для обсуждения.
Считаю, что выставлять оценки за изучениеэкспериментального курса с такой темой некорректно, так как путь к нравственнойистине значительно важнее для молодых людей, чем заученные понятия и сужденияПри подведении итогов изучения предмета полезно использовать защиту проектов понравственной теме. Например: «Если бы я был главой Управы…». Тему предложилоправительство Москвы. Это было бы достойным завершением школьного экспериментаизучения курса, а вместе с тем стало бы показателем нравственной зрелостивыпускника, багажом его этических знаний, с которым можно смело вступать в мирвзрослых идей и свершений.
Материалы практикума по основам морали, этики ипо обществознанию. Опрос учащихся 10 класса. 23 человека.
Тема 1. «Кто я?»
Цель опроса: выявить критерии самоопределенияучащихся.
Вот как распределились ответы учащихся по четырёмкатегориям самоопределения:
1.        родо-половая,
2.        психологическая,
3.        поотношению к школе,
4.        поотношению к семье:
родо-половое — 41%, по отношению к школе — 29%, психологическое- 20%, по отношению к семье — 10%.
Тема 2. «Нравственность и СМИ».
Цель: выяснить роль СМИ в определении жизненныхценностей.
Вопросы и ответы:
• Нравятся ли вам отечественные фильмы прошлыхлет? (Да — 19 чел., нет — 4 чел.)
• Что Вы цените в отечественных фильмах прошлыхлет?
1) отсутствие жестокости;
2) они интересны и познавательны;
3) режиссура и сюжет:
4) положительная атмосфера;
5) естественность, отсутствие вымысла;
6) духовное преобладает над материальным;
7) изображение настоящей жизни, без наигранности;
8) юмор;
9) патриотизм;
10) чистая любовь;
11) исторические события глазами режиссеров;
12) доброта, справедливость;
13) правдивая игра актёров;
14) люди;
15) спокойные, интересные:
16) рассказывают интересные истории;
17) изображение исторических событий, в которыххотел бы принимать участие;
18) показывается воля к победе;
19) смысловая нагрузка.
Наиболее отмечаемы позиции 4,5, 12 и 13.
• Что Вам нравится и не нравится в американскихфильмах?нравится Не нравится зрелищность Отсутствие смысла, примитив Некоторые фильмы с очень глубоким смыслом Куча спецэффектов + классический сюжет, и всё без толку Симпатичные актёры, счастливые концы Выдуманные сюжеты Если в фильме присутствует хоть какой – то смысл Наигранность, нереалистичность, Жестокость, обман, заблуждение Яркость, красивое исполнение Похожие сюжеты Актёрская игра в некоторых фильмах коммерциализованность Высокое качество Очень много негатива, сцены насилия, убийства Всегда запутанный сюжет Игра некоторых актёров Много юмора Даже если есть смысл. То они его доносят ужасно спецэффекты бездуховность фантастика боевики Юмор и профессионализм тупых американских комедий Низменные чувства Отношения между родителями и старшими детьми слишком наигранны Несмешной юмор
Чаще всего среди положительных качеств называлисьспецэффекты и красота.
Среди негативных качеств наиболее частоупоминались жестокость и неправдоподобие.
Какие ценности Вы отметили в отечественныхфильмах?
■ уважение к старшим, к семье;
■ моральные, духовные, культурные: традициии обычаи: идеология; доброта, взаимопомощь, любовь к людям, честность,искренность, открытость:
■ взаимоуважение, любовь;
■ гуманизм;
■ нравственность, понимание другогочеловека и терпимость;
■ трудолюбие, уважение к родителям;
■ индивидуальность;
■ любознательность;
■ соблюдение норм поведения.
Наиболее часто назывались нравственность,понимание друг друга.
Сформулируйте национальную идею или своюжизненную позицию.
■ равенство народов;
■ переход от коллективизма киндивидуализму: каждый за себя и себе;
■ наша национальная идем: приучать молодежьк труду; а взрослым меньше думать о материальном благополучии;
■ все должны быть патриотами;
■ стремление к лучшему, то есть любойгражданин нашего государства должен стремиться усовершенствовать государство, сделатьего справедливым по отношению к народу;
■ общительность, добро между людьми,взаимопомощь;
■ настоящее демократическое общество;
капитализм;
■ стремление к лучшему;
■ приобщение молодежи к культуре (народнымпесням, танцам, некоторым обычаям).
■ возрождение такой великой страны,как Россия, понимание того, что наша культура не хуже других, развитиеэкономики, нравственное воспитание, патриотизм, борьба с бедностью, борьба с коррупцией и бюрократизмом;
■ сплочённость против врага;
■ развитие межнациональных отношений;
■ быть защитником Родины, жить в мире;
■ жить достойно и духовно, и материально;
■ мир в России и демократическое общество;
■ стремиться к лучшему будущему, к лучшейжизни.
6 человек затруднялись ответить на последнийвопрос.
Вариант того же опроса (влияние СМИ па моральныеценности современной молодежи) проведен среди десятиклассников: какие духовныеценности мы потеряли?
■ уважение к старшим людям (22?%); •доверие обществу, в котором живём (17%);
Патриотизм (13%)
■ романтизм, культура поведения, культура(17%);
■ забота о людях (13%);
■ толерантность (9%):
■ честность, доброта (9 %)
Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?
■ увеличить соотношение
между негативной и позитивной
информацией в пользу позитивной; убрать рекламу;
■ более жёстко воспитывать в семье;
■ использовать архив СМИ;
■ снять руководство СМИ;
■ не развращать молодёжь;
■ пропагандировать прекрасное; в ввестицензуру, запрет на насилие;
■ выход зависит от каждого.
 
Выводы
Что показали опросы?
1. Молодежь переживает, как и всё общество,переход к новым жизненным ценностям. Многие ребята привержены вечнымнравственным ценностям, традиционным для России. Так, например, деньги, порезультатам опросов, занимают 5- 6-е место на шкале ценностей, а семья, друзьяделят 1-3-е место.
2. Отмечая особенность нравственных отношений вобществе, почти все ребята осудили грубость, общение на сленге,распространённость нецензурной речи. Однако это не означает, что сами они непользуются именно этими формами общения. При исследовании владениянравственными понятиями более 50% подростков не могли найти синонимы понятиям«честь», «порядочность», «достоинство».
3. Исследования позволили мне сделать вывод отом, что между мною и учащимися, которым я с седьмого класса преподаю историю иобществознание, установились достаточно доверительные отношения.
Диагностические исследования позволяютположительно ответить на вопрос, нужно ли вводить новый школьный курс «Основыморали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся, выраженнуюодним из старшеклассников в такой форме: «Я стал лучше разбираться в себе и влюдях». Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий,формирования и отстаивания собственной позиции по различным социальнымпроблемам, обрели умение анализировать жизненные ситуации, высказыватьконструктивную критику. Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основыморали» можно вводить скорее как модуль предмета обществознания. Особоезначение имеет оценочный аспект уроков морали.
 

Заключение
 
Состояние нравственности российского обществатаково, что с разрушением прежней идеологии, с резкой сменой экономическойосновы общества произошла дезориентация в нравственных ценностях у людей, как иу многих политических деятелях, которые определяют экономическое и социальноеразвитие страны. Эта ситуация осложняет формирование национальной идеи, котораясмогла бы объединить общество на основе традиционных российскихобщенациональных ценностей. Духовно-нравственная сфера личности ребенкатребует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно отнего зависит в большой степени духовное здоровье воспитанника и общества вцелом. Цель нравственного воспитания — формирование у учащихся системыотношений (к людям, обществу, Родине, самому себе), соответствующих моральнымнормам. Отношение к труду в этой системе занимает особое место: оно вматериализованном, наглядно-вещественном виде проявляет отношение к людям.Над детьмивелика сила примера.В школе это прежде всего нравственное влияние личностиучителя. Педагогическаякомпьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников можетрассматриваться как фактор инновационного образования. Эффективность ееиспользования во многом зависит от педагогических условий, обеспечивающихрезультативность воспитательного процесса в целом. В ходеэксперимента по работе с серией компьютерных игр, предполагающих альтернативный выборв жизненных ситуациях, было установлено, что воспитательная среда школы, а также «средавторого (виртуального) уровня» становятся внешними регуляторами относительновнутренних, психических регуляторов жизнедеятельности младшего школьника. Приэтом эффект перехода внешних воздействий во внутриличностный план будет темвыше, чем более они соответствуют разнообразным уровням развития субъектности(личности) школьника.
Мы показали, что эффективность нравственноговоспитания младших школьников зависит от реализации педагогических условий,включающих в себя использование компьютерной поддержки. Заметим при этом, чтоее оптимальное использование оказалось возможным лишь при осуществлениисовокупности педагогических условий воспитательного процесса. В процессеэксперимента мы часто обращаемся к опросам, которые помогают понять изменения вотношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему,волнующую школьников. Мною был проведён практикум по основам морали, этики и пообществознанию в 10 – м классе. Работали мы по учебно-методическому комплекту,предоставленным лабораторией нравственного образования Института содержания иметодов обучения. Комплект включает программу нравственного образования ипрактикум по «Основам морали». Диагностические исследования позволяютположительно ответить на вопрос, нужно ли вводить новый школьный курс «Основыморали». Этот курс получил устойчиво положительную оценку учащихся.Старшеклассники получили в ходе обучения навыки ведения дискуссий, формированияи отстаивания собственной позиции по различным социальным проблемам, обрелиумение анализировать жизненные ситуации, высказывать конструктивную критику.Правда, из-за перегруженности учебного плана «Основы морали» можно вводитьскорее как модуль предмета обществознания.Особое значение имеет оценочный аспект уроков морали.[23.С.5]Важно, чтобы педагог обеспечил пониманиевоспитанниками ценности для человека определенных понятий, норм, правил жизнине путем запрета инакомыслия, а путем создания условий для обретенияличностного смысла той или иной духовно-нравственной ценности. Стремлениечеловека к постижению смысла, к самоопределению, к обладанию жизненными целями являетсяусловием сохранения духовного здоровья.

Список использованнойлитературы
1. Бочкарёв В. В школу должен вернутьсяполноценный труд. Народное образование. № 6. 2005. С.19 – 26.
2. Иван Токарев. Педагогика Макаренковозвращается. Народное образование. № 6. 2005. С. 136 – 138.
3. Зарецкая И. И. Содержание трудового воспитанияшкольников. М. 1989.
4. Кузнецова Л. Взаимосвязь «рука – мозг», или озабытых аспектах трудового воспитания. Воспитание школьников. № 2. 2002. С.14 –18.
5. Мальковская Т. Н. Воспитание учащихся впроцессе трудового обучения. М. 1999.
6. Нина Целищева. Воля и труд человека дивныедела творят. Народное образование. № 6. 2005. С.99 – 110.
7. Песковский М. Л. К. Д. Ушинский. Его жизнь ипедагогическая деятельность. СПб., 1893.
8. Ключникова Е. А., Черняковская Е. А. Методика,диагностики сформированности нравственно – волевых качеств детей. // Методист.2004. № 5. С. 57 – 61.
9. Козлов Э. И. Азбука нравственности. //Воспитание школьников. 2004. № 8. С. 43 – 51.
10. Медынский Е. Н. Основы педагогической системыК. Д. Ушинского. – М.: Знание. 1989.
11. Моисеенко И. В. Планирование работы классногоруководителя по нравственному воспитанию в 5 – 9 классах.// Классныйруководитель. 2004. № 7. С. 38 – 45.
12. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. 1999.
13. Макаренко А. С. Книга для родителей. Пед.соч.: В 8 т. Т. 5. М. 1985.
14. Психологическое наследие Ушинского К. Д. Под.ред. Г. С. Костюка. Киев. 1977.
15. Пармёнов А. А. Некоторый аспектынравственного воспитания школьников. // Образование на пороге нового столетия:традиции и современность. Ч. 2. Пенза. ИПК и ПРО. 2000. С. 54 – 62.
16. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория иметодика воспитания. М. 2004.
17. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организациявоспитательного процесса в школе. М. 2001.
18. Струминский В. Я. О педагогическом наследствеК. Д. Ушинского. – М… 1897.
19. Струминский В. Я. Очерки жизни ипедагогической деятельности К. Д. Ушинского. – М. 1979.
20. Скаткин М. Н. Трудовое воспитание ипрофориентация школьников. М. 2000.
21. Ушинский К. Д. Полное собрание сочинений. –М. 1978.
22. Шевчук А. Труд – полезен смолоду. Народноеобразование. № 6. 2005. С. 45 – 46.
23. Шитякова Н. П. Методы и механизмы духовно –нравственного воспитания младших школьников. Начальная школа. № 11. 2007. С. 3-5.
24. Фарахутдинова Л. А. Основы нравственности всовременной школе.// Просвещение. 2002. № 4. С. 99 – 101.
25. Хотунцев Ю. Л. Нравственное воспитание вобщеобразовательной школе и вузе. // Стандарты и мониторинг в образовании.2003. № 1. С. 62 – 64.
26. ЯновскаяМ. Воспитание эмоционально – нравственной культуры школьников. // Народноеобразование. 2005. № 7. С. 166 – 169.