–PAGE_BREAK–Генетические проблемы социализма.
Еще Ламарк считал что человеческий разум не мог быть приобретен в процессе эволюции, он не выводится из естественных законов природы – т.е. он Богоподобен. Дарвин признавал, что он доказал возможность эволюционировать только физическое тело человека. Современной наукой выяснено, что заселение человечеством всех континентов, с вытеснением неандертальцев, распространилось из северо-восточной Африки в Европу, Азию, и через Чукотку — в Америку. Выяснено также, что у нас единственные предки (прародители, количеством не более 15000) появившиеся 150 тыс. лет назад и не имеющие эволюционных предков. Они не могли скрещиваться с неандертальцами из-за генетических различий. Расовые генетические различия сформировались под воздействием климата, рельефа и социальной истории. Азия и Африка более генетически однородна, чем Европа и Америка. По последним нельзя проследить влияние климата и расово-национальных различий. Самый богатый генофонд в России – а это показатель выживаемости. Самая широко встречающаяся мужская У-хромосома досталась нам от норманнов, женская Х-хромосома – от азиатов. Геном при благоприятных условиях полностью отвечает за структуру и строение тела, но не за характер. Он отвечает только за предрасположенность (к агрессивности, доброте, ответственности и т.д.). Но так как социальная жизнь во многом схожа, то предрасположенность реализуется. При этом 40% характера наследуется от родителей, а 60% — от социальной среды (семьи, двора). Можно с большой вероятностью утверждать, что сильнее всего в человеке (как и в любом животном) заложена любовь, по которой организуется “коммунистическая” жизнь клеток любого многоклеточного организма (по специализации и объему). Очевидно, что функционирование этой внутризаложенной любви (гомеостаз) закреплено генетически очень стойко и одной из первых. Генетическая информация малоподвижна, мутирует под действием раздражения (внешней среды и подсознания), которое теснейшим образом связано с гомеостазом. Считается, что мутация — случайный процесс. И обычно забывают, что все случайное то, что мы не знаем и не в состоянии предсказать из-за колосального объема влияющих детерминированных факторов и свободных воль, участвующих в данном случае. Случайность — дефект нашего мозга, который частично устраняется статистикой всех непредсказуемых физических процессов.
Рассмотрим две точки зрения на происхождение человека – христианскую и староматериалистическу (современная материалистическая теория (только на фактах) во многом признала христианскую). Многие факты (но не идеи), изложенные в Божьем откровении нельзя понимать буквально – тот уровень знаний далеко не соответствует современному.
По Библии человек был создан для взаимной любви и помощи Богу, подобный Ему, с б ольшим объемом разума и свободной воли, чем у остальной твари. Но, видимо (?), потом “было решено” процесс создания (рождения) поставить на автоматизм, как и у твари. С этой целью для человека (и из него) была создана женщина. Так образовалась цепочка связи с землей (и все, что создано на ней): “Небо”-Бог – мужчина – женщина-“земля”. Бог уже снизошел до них, теперь оставалось женщине подняться до мужчины, и им обоим (как одна плоть) – до Бога. У женщины, как более приближенной к “земле”, чем к “небу”, было больше искушений неправильно воспользоваться свободной волей, что и произошло. Мужчина “тоже хорош” — послушался в своей душе “земли”, а не “неба”. *(В защиту женщин скажу, что земля – не символ зла, она нейтральна, как и наука, которая ее изучает. И женщины давно поднялись до уровня мужчин, а то и превзошли их на путях к Богу). Случилось грехопадение (символ – яблоко раздора с дерева познания), человек нарушил “клятву любви”, примкнул к сатане (змию), пожелав быть как Бог, и был наказан отлучением от рая. Но все земное было за него, т.к. через него было связано с Богом, поэтому весь мир нарушил “клятву любви”. “За то, что ты послушал голоса жены твоей…. проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее….В поте лица будешь есть хлеб,…”. Так был запущен механизм естественного отбора. Как напоминание о рае, Бог оставил нам радость (добро) – во время любви и после выполненных тяжких трудов и скорби. И как напоминание о грехопадении существует страдание (классическое страдание — после предательства одной из сторон любви или последствий гордыни), которое лечит, если человек с ним борется, или калечит дальше, если он его не устраняет, а пестует и идет на поводу. По библии после отлучения пришли нравственные проблемы, стало накапливаться зло, и как противодействие ему пришла смерть. Но, возможно, генетические изменения прошлого и настоящего не закладываются глубоко (дети отвечают за грехи родителей до третьего — четвертого колена), а происходят, как “изменения предрасположенностей” – поэтому человек оставался подобен Богу. От Адама началась внутренняя борьба с первородным грехом – гордыней (“мать всех пороков”), которая должна сопровождаться скорбиями и нуждой. Вначале эта борьба была не сложной. Люди знали Бога (вера была не нужна, т.к. знание сильнее веры) и своей “натурой” были похожи на Него. В настоящее время все сильно изменилось. Даже дети рождаются не всегда похожими на подобие Бога, хотя любовь их по прежнему сильна. Знание давно заменилось верой, да и та слаба. Хотя и в наш век есть святые, которые знают Бога и описали путь к нему – путь внутренней борьбы. Но за такой долгий эволюционный срок (дети отвечают за наши грехи, а если и они грешат?) изменился и геном человека — в сторону большего отказа от внутренней борьбы. А без этой борьбы желание жить, как в раю, и реализация этого желания наказывается вторично – отнимается разум или любовь или здоровье. Разумное использование ума и свободной воли – это хоть и интересная, но очень тяжелая нагрузка на личность. В двух словах – это трудное счастье (и единственно возможное).
С приходом Иисуса (Богочеловека и его Благой вести – (совести – человеческая душа бессмертна)) в возникших христианских душах существенно обострилась борьба добра и зла, Бога и сатаны (дух гордыни). К свободной воле добавился особый нравственный аспект – совесть – напоминание о Боге. Нравственные проблемы обострились и стали одновременно связаны не только со способностью наблюдать, чувствовать, но и здраво мыслить. Ведь наиболее сложная задача — отличить добро от зла. Но и это достигается часто в довольно зрелом возрасте и не всеми. В библии описано множество катастроф, связанных с отпадением от Бога, и с безнравственной жизнью: Содом и Гоморра, Всемирный потоп, Вавилонская башня. Последняя являлась строительством первого в мире глобализма. Будущий глобализм с новым мировым порядком, который уже рождается, может быть “круче” Вавилонского. И накоплению зла в человечестве (зло, как уничтожение благости) до критического размера (после которого нет возврата к прежней устойчивой жизни) может не помочь даже существование смерти — беды перестанут “лечить” общество.
В недавнем атеистическом материализме человек — вершина эволюционного развития живого белка (начиная с вируса, микроба, гриба). Якобы он возник случайным (!?!) образом (молния, вулканические процессы) в благоприятной, но мертвой, щелочной, близкой к органической среде. Эволюционируя, более поздние виды использовали ранние. Способность использовать или паразитировать на других или даже на собственном виде сродни “первородному греху”. Добром было – если я украл, злом – если у меня украли. В современном атеистическом мире эти определения почти не изменились. Любое государство и почти каждый человек с удовольствием возьмет в долг с условием – не отдавать (берешь чужое – отдаешь свое), или будет не прочь обменивать блестящие пуговицы на золото. В материализме склонность паразитировать – это общая наследственная, генетически заложенная беда, возникшая эволюционно в результате самоорганизации. Встает вопрос – могут ли моральные качества закрепляться генетически, или закрепляется лишь предрасположенность. Материализм считает – природа испорчена изначально. Христианство этому противоречит. Недавние эксперименты снимают некоторые противоречия. На дрозофилах выяснено, что процесс мутаций может идти по кругу – геном, через какое-то время вновь возвращается в исходное состояние. И если моральные качества человека способны быть записаны генетически, не значит ли, что и мутация генома человека может возвращаться в исходное неиспорченное состояние Адама?
Расовые различия всем известны. Они сказываются в поведении, мышлении, а стало быть и в нравственности. Известно, что северные народы более спокойны, терпеливы, доброжелательны. В их древнем язычестве никогда не было человеческого жертвоприношения. Каждый человек в их социалистической (даже коммунистической) жизни был на счету. Верх доброжелательности, непонятной всем другим народам – делиться с дальним гостем даже женой (и объясняемой каждым в меру своей испорченности). Народы горных местностей более честны, смелы и доброжелательны, чем народы тех же национальностей, но живущих в перенаселенных долинах. Народы – земледельцы менее агрессивны, чем народы кочевников – скотоводов. Такая длительная деятельность (за тысячелетия) сформировала наследственный характер – менталитет. Северные, земледельческие и некоторые горные народы, привычные к взаимной поддержке более склонны к социализму, чем народы Западной Европы и скотоводческие народы, которые больше ценят свободу и независимость (с которыми у них всегда были проблемы), чем доброту и взаимопомощь (в которой нуждались меньше).
И самые глубокие — всем известные половые различия. Здесь всегда будут существовать проблемы и полностью их искоренять не надо (кроме эгоизма и его качеств), т.к. они служат сохранению вида. Главная функция мужчин – добывать, узнавать, строить, охранять, т.е. накапливать информацию. Главная функция женщин – сохранять ее. На них лежит ответственность (по совести и перед Богом) за сохранение жизни. У них больше физиологических и материальных забот и они чувствуют большую мудрость и предусмотрительность в потребительской сфере. Мужчины эмоциональнее, но внутренне сдержаннее, больше склонны к логическому исследовательно-разведывательному мышлению, изучению, созиданию. Женское мышление эмоционально открыто. Они больше склонны ко лжи и хитрости, так как физически слабее и зависимее (но здоровее и выносливее). “Святая ложь” – женское выражение. В самое интимное время мужчине невозможно притвориться, гомеостаз не позволит; женщина делает это легко. По причине слабости и зависимости им важнее найти сильного и обеспеченного супруга. Они нуждаются в комфорте, как растение в хорошо удобренной почве. Страсть к украшениям, желание выглядеть красивее и модно в большей мере заменяет ей стремление к внутренней красоте. Золото – сила иудеев и женщин, т.к. те и другие, судя по себе, считают, что все можно купить и всеми можно манипулировать. Увы, пока им это удается. Они редко имеют верных друзей и не переносят соперничества на кухне. В среднем, женщины – соперницы, мужчины – сотрудники. Но, тем не менее, в материальной сфере роль мужчины подчиненная. Любой зрелый мужчина чувствует свою основную потребность — служить женщине. Некоторые жены неосознанно “делают” мужей несостоятельными, и последние уходят в пьянку или философию; но мудрые “делают” их и великими.
Историю творят женщины, но руками мужчин. Общая история состоит из истории освоения и распределения материальных пространств, истории развития (и деградации) душевных чувств и истории колебания духа. Понятно, что они взаимопронизаны, но последняя менее доступна, хотя и первична. Связывает и может их понять, объяснить и отсеять ложное – психоанализ и нравственная психология. Душевная энергия большинства женщин более поверхностная, приземистая, эгоистичная, и ее легче растрачивать на ближних. Поэтому им предпочтительнее иметь проблемность, сложность во внутренних отношениях между людьми. Мужчинам, традиционным защитникам и добытчикам, интереснее функционировать во внешних пространствах, расширять и обогащать их, и там иметь сложность. Но для этого предпочтительнее иметь надежные тылы (крепкие семьи и простые внешние отношения) – и это главное, в чем женщины могут помочь мужчинам. Хоть женские проблемы, как правило, противоречат мужским, но они настойчивее и сильнее, к тому же мужчина может реально помочь им. Созданные женщинами материально-душевные проблемы в конце концов поднимаются до уровня перераспределения ресурсов и территорий, требуют отложить все дела и заняться войнами или умиротворением. При этом корень зла не осознается и глубинные причины возникших зол не видны. Так и получается, что историю творят женщины, но руками мужчин. Женщины на корабле – беда не из-за того, что их меньше. Еще большая беда, когда их поровну. Сперва они перессорятся между собой, а потом вовлекут и мужчин. Но если у женщин проснется разум и они справятся со своим эгоизмом, на земле исчезнут войны и воцарится Царство Божие сперва на Небе, а потом и на Земле (В переводе на светский язык: сперва люди начнут к друг другу хорошо относиться, а потом уж и достойно, интересно жить). “Яблоко раздора” до сих пор актуально и мы каждый раз делаем выбор – с кем мы, с Богом…?
Считается, что женщины социально активнее и приспособленнее, чем мужчины. Но это ошибка, хотя и незначительная. Их доля – сохранять жизнь и все то, что помогает ее сохранять – обычаи, культуру, быт. И когда дело касается мужа, а позже ребенка и его начального выхаживания, ни о какой социальности речи быть не может. “Это мое гнездо, это мой муж, это мой ребенок”. “Журавель в небе” – для мужчин, “синица в руке” – больше для женщин. И если мужчина выбирает “синицу в руке” – то это для женщины и семьи, которую она организовала. Мужчины создают для женщин все условия для продления рода – благоустроенные города, цивилизации, создают социальный капитал, нравственность (для развития сохраненной жизни) и соответствующюю ей социальность. В пользовании всем этим женщины и социально активнее и приспособленнее. Мужчина зарабатывает, женщина тратит. Женская дружба редка, т.к. они “задуманы” больше получать, но ведь отдают они несравненно больше – жизнь.
Генная информация формирует объем, качество и скорость реакции подсознания, проявляемые в желаниях (хочу), а они в свою очередь строят сознание, проявляемые в заботах (могу). Мужские желания и заботы сильнее в расширении духовных и материальных “пространств”. Но только высокодуховные и малая часть материальных (стремление не к сохранению, а улучшению вида — количества и, реже, — качества) не всегда служат женщине. Это источник нужных и редко разрешимых конфликтов. Женские желания и заботы в сохранении всего приобретенного сильнее мужских, но зато желание зачать жизнь сильнее у последних. В животном мире половая страсть самцов сильнее, чем у самок из-за ее постоянства и способности удовлетворять большое количество самок, отвоевывать их силой и энергией (а у людей — еще материальными благами и способностями). Мужчины-урбанисты организуют конкурсы красоты и собирают лучших дурочек мира, т.к. ценят не дальновидный, практичный и цепкий женский ум, а внешнюю красоту. Эта городская, инфантильная страсть якобы дает мужчине больше прав и обязанностей. Во времена матриархата, из-за суровости жизни, организация внутреннего быта жилища и воспроизводство рода ценились высоко, но не выше, чем охота и охрана. Поэтому внешняя жизнь всегда была в руках мужчин, но их руками руководили женщины. Цивилизация внесла свои коррективы – появились удобства, интеллектуальные богатства, охрана, не зависящие от конкретного мужчины. Мужчины сделали все для своих любимых женщин…и стали им не нужны. А ненужность и есть главная причина вырождения. Их права остались, а обязанности резко уменьшились. Это дало повод возникновению феминизма (проблема в большей части сознания и подсознания, а не только генетическая). Феминизм – движение женщин, у которых отсутствует достаточный опыт жизни, чтобы почувствовать всю ответственность перед миром (а если со склонностью к мужскому опыту, то мужеподобных женщин). Их первое заблуждение, что у мужчин всегда больше прав и обязанностей. На самом деле прав меньше, а обязанностей для развития и сохранения жизни (если нет войн, глобальных катастроф, все построено, а тяжелую работу выполняют машины) – тем более катастрофически меньше. Второе заблуждение феминисток более опасное – это требование равных прав и обязанностей. При этом они имеют ввиду увеличение своих и так более высоких прав (служба в армии на высоких должностях, в священстве, руководстве страной, но почему-то не требуют равенства в ремонтных и спасательных службах). Равные с мужскими обязанности, которых осталось и так мало, это отказ от своих, традиционных – рожать, воспитывать, заботиться. Другими словами, они требуют окончательного развала морали и нравственных норм, ответственности и справедливости, семьи и любви, и в конце концов – самой жизни. Не лучше ли требовать больше обязанностей для мужчин – что и делает каждая женщина (не обязательно феминистка), но в одиночку и в своей семье.
Слава Богу, что эти заблуждения в ходу только на благополучном Западе и США. При нарушении самых первых доМоисеевых заповедей (отсутствие страданий и нужды) отбирается разум и любовь. (Это также доказывается последними войнами США.). Сказка о Золотой Рыбке служит предостережением не только феминисткам – неуемные желания власти и богатства не изменят сути жизни – опять перед ними будет “разбитое корыто”. В народах, близким к земле, испокон веков считалось главной обязанностью мужчины – работать, женщин – рожать и хранить очаг. Остальные, не главные дела – совместны.
Приоритет мужчин наблюдается в расширении всех пространств: научных духовных, материальных. Это можно назвать разведкой, где путь открыт всем, но женщины туда особенно не стремятся. И очень сложная область разведки – расширение внутренних — духовных и физических пространств человека. Мужчины носят в себе будущую жизнь, женщины иногда готовы ее принять. Клонирование – это консервация жизни, а не ее развитие. Новая жизнь в новой комбинации генов востребована изменившейся окружающей средой, старая комбинация уже как-то реализовалась и вряд ли нужна в новом времени. Законы свободной воли (нравственные) во всю высоту встают перед разведчиками внутренних и внешних пространств, также как и перед “относительными созидателями” новой жизни (мужем и женой). Но пользуемся мы ими чаще всего во вред себе, и большое достижение, когда человек поймет, что главный его враг – он сам. Мужчины и женщины должны дополнять и гармонизировать друг друга, а не выталкивать из жизни. Права и обязанности не должны быть для них одинаковыми, не должно быть клубов, организаций, журналов, разделяющих их по половому признаку, они и так уже достаточно разделены. Вырождение начинается с мужчин — они дают слабое и немногочисленное потомство, которое не желает воспроизводиться. Вот что происходит, когда исчезает нужда. Жизненные трудности, страдания, нужда должна объединять, рождать уважение, любовь, жизнь, решать нравственные проблемы, увеличивая социальность.
Во всех религиях абсолютно нравственен только Бог. Но для атеистов это можно сформулировать так. Нравственность – основа жизни и базируется на любви ко всему (и к себе, если в меру). Она не выдумана людьми, она подсмотрена и заимствована из природы. Это благость, разлитая в природе — жизнь и ее реализация через взаимное удовлетворение всех существующих “жизней”, удовлетворение, которое пропорционально силе любви ко всему окружающему пространству. Безнравственность убивает и любовь и жизнь. Характерные черты нравственности для человека с большим жизненным опытом, это то, что долговременно, по сердцу, по правде, а не то, что выгодно сейчас и кратковременно. Она такой же закон природы, как эволюция; это не адекватный ответ (что тоже неплохо) на внешнее воздействие природой или другим человеком, а ответ более достойный, улучшающий окружение. Больше отдавать, чем брать; а иначе смысл жизни — не улучшать, а уничтожать. Такой “ответ” имеет право жить, т.к. это помощь Богу в творении “восьмого дня”. Уничтожать, больше брать, чем отдавать – такой носитель “ответа” должен вырождаться.
Где уж должен быть умеренный аскетизм (наравне с едой, удобствами и модой), так это в сексуальных отношениях. Известно, что их избыток, также как и крайний недостаток, способствует более быстрому “выходу из строя”. Активная физическая, умственная и духовная жизнь переключает сексуальную энергию, нормализует ее. Среди домашних ухоженных животных лесбиянство встречается довольно широко, гомосексуализм крайне редок. В диком животном мире этих пороков вырождения не бывает. “Мужчины” животного мира не идут на поводу у самок — “не бреют бороды”, хотя тоже готовы отдать жизнь “за ночь с тобой”. Современная “голубизна” — это опускание человека в одомашненного животного. Думается, люди будущего разберутся с этими заболеваниями.
Бессознательное, создающее общественные проблемы.
Основные социальные проблемы неосознаны, лежат в области подсознания и большинство людей не хочет эти проблемы замечать, обсуждать и решать, пока жизнь “не припрет их к стенке”.
Подсознание – это в основном долговременная, инерционная память, имеющая прямую и обратную связь с генной — консервативной памятью и подвижной, способной к комбинациям – сознательной. Менталитет – часть подсознания, сформированная климатом, рельефом и историческо-социальной деятельностью (влиянием друг на друга, изменяя граничные условия, изменяет и себя).
Системная психология, которая связывает между собой разнообразные мыслительные способности (глубину, широту и темп системообразования), которые, в свою очередь предполагают, или даже способствуют определенной нравственности выделяют многочисленные типы менталитетов. Они имеют свои национальные особенности и приоритеты. Для примера возьмем Западноевропейские народы, проанализированные Б.Рыжовым. Особенность английского менталитета – качество и широта интеллекта, энциклопедичность, организаторские способности, умение управлять сложными системами, состоящими из большого числа элементов, уважение прав собственности и прав человека. Англичане любознательны, большие любители приключений, но плохо сближаются с другими народами и недоверчивы. Германская особенность – глубокомыслие, академизм научной и художественной мысли, стремление к упорядоченности конструкций, терпение и добросовестность в работе. Французы отличаются находчивостью и остроумием, быстротой реакции, когда ценится своевременность, точность и темп исполнения. Французский язык – один из самых быстрых. Все западноевропейские народы больше всего ценят независимость и свободу. В этом – главное отличие от России, где на первом месте сердечность и общинность. Российские народы в свободе понимают не меньше, чем Западные, наоборот, даже глубже, т.к. суровый континентальный климат и бескрайние просторы вынуждают (“заставляют” добровольно полюбить) объединяться, “греть друг друга”, помогать. Свободно выбранная общинность выше индивидуальной свободы, ведь она “осознанная необходимость”.(Спиноза)
Российский менталитет ближе к германскому. Добросовестность и предусмотрительность сохранилась на окраинах, но выветрилась в центральных областях за советский период. “Русский медленно запрягает, но быстро едет”. Но отличия тоже существенны — русским присуща искренность, широта и глобализм, способность быстро знакомиться, сильно влюбляться, ценить и хранить дружбу, быстро адаптироваться, обучаться и нестандартно мыслить. Русские в душе интернационалисты (открытость, терпимость, соборность), поэтому и распространились “от моря до моря”, для чего нужно мужество, страсть к передвижению и переменам. У них нет чувства превосходства, и национальность для них почти не имеет значения. Они не замыкаются в своей национальности, т.е. не имеют национального эгоизма. А ведь это самая характерная национальная черта. Из-за этого их можно называть не национальностью, а наднациональностью,… народом будущего? Теряя в национальном определении – они приобретают в общечеловеческом. Российское непредсказуемое поведение – притча во языцах (кстати, как и климат). Но и конечно, высочайшая способность терпеть и выживать в любых условиях. Последнее качество не всегда приносит пользу, но не польза стоит на первом месте, а правда, справедливость и совесть (конечная польза не противоречит правде). Русский язык – один из самых богатых по количеству звуков (и букв), эмоциональных оттенков и многочисленности смыслов. Каждое слово настолько самостоятельно, что любое, не очень длинное предложение не меняет своего смысла при любом порядке слов. (М. Задорнов). Если для математики лучший — английский язык, то для общения — русский. Он, с одной стороны, глубже по духовному смыслу (старославянский, который теряем), с другой – перемалывает все западные слова под свою грамматику (свой способ мышления). Поэтому — за ним будущее.
Главная забота подсознания – руководить всеми жизнеобеспечивающими функциями организма, заложенными генной программой. Приобретение привычек (рефлексов) входит сюда же. Содержание подсознания и темперамент образуют характер (натуру). Проявляется оно, как мироощущение (в отличие от сознания – как мировозрение). Подсознание – промежуточное звено между генной информацией и сознательной, которая формирует ее всю жизнь. Считается, что кривая этого формирования падает по экспоненте от рождения (макс.) до 0 к старости. Т.е. к 7 – 10 годам характер почти сформирован, заложена одна из возможных генных программ, которая теперь и будет реализовываться. И отсюда следует, что судьбой руководит подсознание, какой характер — такая и судьба. Гармоничный характер (гармоничный с неиспорченной природой) – счастливая судьба. Для верующего человека это наступает тогда, когда Божье сознание (Внешнее сознание) совпадает с сознанием и подсознанием. Строительство такого подсознания (устранение противоречий между Внешним сознанием, подсознанием и собственным сознанием) очень трудная, даже самая трудная (но для многих и очень интересная) внутренняя работа, которая, конечно, сказывается на внешней жизни. Всякое исправление подсознания сопровождается глубочайшими переживаниями, страданием, ощущением внутренней катастрофы, но вознаграждается через какое то время взлетом обновленного духа. Эти внутренние ломки (катарсисы) по глубине страданий и мучений дают представление об аде, распятии и Божьем суде (совесть судит свое Я), а возрождение после исправления — о воскрешении в Святом Духе. В такие времена кривая формирования подсознания также должна претерпевать изменения. Для большинства без внешней поддержки такое становление просто опасно, т.к. такую ломку натуры трудно вынести. Занимаются этим психоаналитики, устраняя какую то одну проблему, давая в замен другую. Православная практика умеет перестраивать всю доступную психику (конечно, кроме генетической: темперамента, скорости реакции), проявляя скрытые таланты и способности. Но современного атеиста не затащишь в церковь, хотя он больше всего нуждается в помощи. Однако, нашелся человек, решивший эту проблему, сумевший помочь многим приобрести духовный опыт, недоступный “защищенному” городскому человеку. Это успешно делал А.Ц.Гармаев в 80-х годах в Москве.
В далекие века, когда городское население было немногочисленно, человек не был отгорожен от природы уютом и удобствами, его сознание и подсознание настраивалось автоматически. Поэтому была сильна и Вера. Развитие наук расширили область знаний настолько, что они стали недоступны среднему человеку. Поверхностные знания вытеснили Веру (глубокие знания Вере никогда не противоречили). Техническое облегчение жизни и пришедшие с ним соблазны сделали ненужной Веру – человеку стало достаточно знаний, не соприкасающихся с областью незнаний (область веры). В наше время, когда основное население сосредоточено в городах, и “природа” городов испорчена, трудно, не делая усилия, вырваться из этой испорченности. Надо было найти способ дать человеку недостающее – причину своих бед, знание своей натуры и духовный опыт. Гармаев сделал невозможное — при том коммунистическом правлении, когда пропаганда православия преследовалась, он “приводил” тех людей к Вере, которые неосознанно в ней нуждались. Эти люди не справлялись со своими проблемами при помощи знаний, требовалось что-то за знаниями. При помощи Веры приобретались новые знания о себе, исправлялась натура. И проблемы разрешались. Многие бы назвали Гармаева новоапостолом ХХ века.
Тут к месту вспомнить еще две фамилии, которые предшествовали нравственной психологии и которые тоже вскоре будут востребованы: Карл Юнг и Клайв Льюис. К.Юнг — родоначальник аналитической психологии — первый выявил главную роль подсознания в событиях, преследующих человека. Один из первых он исследовал искусство, которое создается почти полностью подсознанием и реализует неосознанные мысли. Не знаю, как врач, но как ученый – он нужен всем. Знания нейтральны и могут быть использованы в добро и зло. Он занимался больше “темными” сторонами подсознания, т.к. работал в более жесткой человеческой среде. Юнг выяснил возможность нормализации психики путем приведения сознания и подсознания в гармонию с Внешним Сознанием. Стараясь быть объективным и не зависеть ни от какой жизненной установки (как будто бы все они находятся на равном расстоянии от Истины), он тем не менее признавал, что проблемными пациентами являются атеисты. Юнг разделил сознание на “маску” (личность или персону — верхний слой) и эго (более глубокий слой сознательного). Сознание формирует бессознательное, состоящее из поверхностного, индивидуального (“тень Я”) и глубинного, коллективного (“объективного Я”, “самость” — Божье начало в человеке). Современное сознание в человеке, искаженное неправильным воспитанием и восприятием (а значит испорченным бессознательным) нуждается в исправлении в соответствие с Внешним Сознанием. Самое сложное в психоанализе — проявить, понять “тень” и добраться до “самости”. Для этого он использовал откровенное общение, ассоциации, воображение, сны и анализ поведения. Психическая энергия -“либидо” — изначально выходит из глубинных слоев бессознательного и проявляется в сознании как желание — “хочу”. При уходе человека от насущных проблем к более легкой жизни происходит “запруженность” этой энергии — по причине ложно сформированной “тени”. Нарушается равновесие “энергий” и система жизнеобеспечения идет вразнос. Юнг добивался “логику развития личности” и “уникальной целостности — самости” довести до сознания пациента и тем самым направить туда психическую энергию. Но на этом пути он должен преодолеть свою “маску” (изменить ложную социальную роль на истинную), примириться со своей “тенью” и соприкоснуться с “самостью”. В “самости” человек может понять свое Божье предназначение и начать жить в согласии с ним. Это и есть индивидуация по Юнгу.
На первый взгляд метод безупречен. Но от пользователей (врача и пациента), их нравственной ориентации (религии, культуры) зависит, будет ли этот метод приносить пользу или вред. Путь индивидуации, включающий в себя социологическую и биологическую компоненту, может идти по первому пути (совести и общинности) или по второму (эгоизма и индивидуализма). Западное понятие индивидуации на первое место ставит свободу и независимость друг от друга, рожденные эгоизмом (что было свойственно Юнгу), православное — уважение, любовь, красоту души и соборность, рожденные совестью. Второе заблуждение Юнга — понятие Бога, состоящего из двух равноправных половин — добра и зла перетекающих друг в друга.*(На самом деле Добро абсолютно, а зло относительно и существует на Добре, Добро же спокойно обходится без зла. Кстати, также как и капитализм не может обходиться без социальности, а социальность может обходиться без накопления капитала.) У Юнга нет четкости последнего шага к исправлению “тени” — покаяния.*(Часто путают “тень” и “самость” Юнга, считая все бессознательное “самостью”, т.к. еще доЮновское понятие самости было обьединенным.) После того, как человек проделал огромную работу по выявлению подсознательного греха, смирился с ним, нужно сделать последний шаг — с Божьей помощью исправлять его. Современные технологии управления сознанием используют метод Юнга для оболванивания населения (реклама, предвыборные технологии). Но и православие должно взять все положительное из этого метода, его научную ценность, но не его дух. Чистое учение Юнга ведет в сторону своеволия, поэтому читать его труды неподготовленному человеку опасно.
К.Льюис, с горечью, душевным напряжением и постоянством спрашивал себя — как найти способ заинтересовать, привести современного гордого и несчастного человека, убежденного атеиста к обретению истинного счастья — христианской Вере. Вся его литературная деятельность была направлена на это. Он расширил понимание Библейских заповедей, его глубокие, убедительные и уникальные рассуждения о христианских ценностях вряд ли кого оставят равнодушным. Но какая ценность всех его работ, если у его читателя нет духовного опыта — органа восприятия? А.Гармаев нашел этот способ. Ничего не подозревавшего убежденного атеиста, но заинтересованного в решении своих семейных и общественных проблем, он вел по закоулкам подсознания на встречу с Богом. При этом не было обмана, так как он предупреждал, что о самом главном будет сказано позже, когда “вопрошающие” созреют и не осудят его. Гармаев подводил человека к осознанию полной неспособности самому справиться с “наконец-то понятыми” отрицательными чертами своей натуры и мягко, тактично направлял на истинный путь. Его метод — противовес современной психологии, где упор делается на собственную волю (“преодолей себя”, “сильный человек всегда может выстроить себя”) и который способствует наработке гордыни.
Пути решения будущих проблем добровольного социализма важны для тех, кто не может себе представить жизни без здорового коллектива. Они как раз и будут состоять в обнаружении в себе эгоизма и борьбы с ним – для лучшего проявления своей индивидуальности и способностей. С этим без труда согласятся те, кто вырос в благополучной семье с общими трудностями и заботами, или кто испытал совместное счастье от сложных походов, восхождений, экспедиций, совместно выполненной сложной работы, кто предпочитает наслаждаться красотами природы с близкими и друзьями, те, кто знает духовную любовь и трудное счастье. Метод Гармаева в большей мере для других — для проблемных, эгоизм которых не позволяет трогать, перестраивать себя. Под давлением друзей Гармаев написал четыре небольшие книги, хотя материала для помощи нам – на несколько томов. Но “исправлять себя” только при помощи одних книг в одиночку невозможно, и даже вредно. Читатель, желающий решать подсознательные проблемы, должен найти коллектив единомышленников. Его метод совместного общинного откровения и взаимовлияния должен быть вскоре востребован. Ведь мы должны, пока не вымерли, освободиться от собственных грехов и эгоистического давления Запада. Огорчает лишь предвзятое (книжное, фарисейское) отношение к его деятельности некоторых отцов нашей Церкви. Их аргумент – не надо выдумывать велосипеда”, приход к Богу и святости давно разработаны и описаны. И забывают, что “пути к Богу неисповедимы” — у всех разные, и “не человек для пятницы, а пятница для человека”, главное – плоды.
Очевидно, что изначальной, природной любви в подсознании больше (взаимная любовь всех клеток в многоклеточном организме), и когда ее становится меньше, чем нелюбви, отторжения, наступает болезнь (самая страшная – раковая). Внутриклеточная нужда в друг друге и взаимная любовь (что, в общем то, одно и тоже) клеток, органов и частей тела, трансформированная в подсознание ребенка переносятся и на родителей, как на свое продолжение, а затем и на все его окружение. Поэтому так важно ответить ребенку тем же.
Еще Киевский митрополит Илларион (автор “Слово о Законе и Благодати” 1054 г.) подметил тесную связь между Законом с одной стороны и нравственностью, любовью, Благодатью и совестью с другой, как “подготовку” к ним — как переход от принудительного исполнения к добровольному, т.е. к Благодати и совести. Это произведение, видимо одно из самых близких к истине, будет актуально “ныне и присно и во веки веков”. Благодать и совесть по смыслу — синонимы и отличаются только по направленности. Окружающее неиспорченное пространство принимает от человека благодать, которую другая личность называет совестью. Сам же человек, наделенный благодатью, ощущает совесть, как любовь, как чувство “жаления” (работа подсознания) и реакцию на них сознания — заботы. Заботы о “Внешнем мире” и “Внешнем сознании”. И хорошо, когда человек поймет, что его продолжение – весь мир. Тогда наступит полная гармония, фундамент которой — любовь, гармония между миром (Богом), сознанием и подсознанием — “телом”. Наша личность в этой связке “сознаний” проявляется через “осознание-Я”, и приобретенную и развиваемую нами социальную культуру.
продолжение
–PAGE_BREAK–Культурно-экономические отношения, создающие нравственные проблемы.
В этой области лежат основные осознанные противоречия между людьми, мешающие более тесной социализации. Но так как они осознаваемы, то преодолевать их несравненно легче. Вспомним, как развивалось общество. С социализации все началось, ей и закончится, но в другом количестве и качестве? Итак – направление истории – все большая социализация. И если позволить себе аналогии и фантазию: от малочисленной общины (или даже прародителей, отлученных от Бога (Разума-Жизни-Духа), до общины, размерами – вселенная (опять соединенную с Богом). В растущей социализации будут возникать немыслимые сейчас проблемы, решение которых будет стимулировать постановку ответственных задач, приближающих нас к неведомому. Впереди культурный взлет, рождение новых ощущений и внутренней дисциплины.
Первобытный человек нуждался в определенной материальной и духовной ориентации. Благодаря языку, уму, наблюдательности и интуиции одной из первых родилась языческая религия, связывающая человека с “духами” и простые знания от опыта взаимодействия с миром. На фоне религии и знаний через ритуалы возникло искусство, затем философия и науки. При этом община переросла в общины семьей, в деревню (до сих пор существуют деревни, где все родственники с одной фамилией), в город, в государство. И последняя социализация – в объединение государств – объединение взаимозависимой промышленности а затем и всей инфраструктуры. Культура, это наиболее верный способ ориентации в пространстве (география, климатология, астрономия и… религия), в отношениях между людьми и коллективами (психоанализ, экономика, системная психология и… нравственная психология), в современных средствах существования (производство, техника, наука и… религия), и в связях всего перечисленного (философия и… теософия).
В культуру входит все лучшее, чего мы достигли к сегодняшнему дню. С ростом культуры устранялись противоречия между ее частями. Последние противоречия между религией и наукой, которые двигались навстречу друг другу (одна сверху – от духа, другая снизу – от материи) успешно разрешаются в настоящее время. Первоначальное значение слова – культура – частично утрачено. По латыни — “Культ” – почитание, возделывание, разделение. “Уро” – небо, свет, огнеочищающая субстанция (Древнеегипетское “Ра” — Бог солнца, старославнское — “Яро, Ярило” — Бог солнца). Вместе – почитание и созидание светлого, очищающего, разделение света, умение отделять светлое от темного, добро от зла. Более позднее значение этого слова — изучение Божьего человеческим духом. Авангард, который ставит себя вместо Бога или даже сознательно противостоит Ему, не относится к культуре. Пока нельзя культуру отождествлять с цивилизацией, хотя всякое творчество, бессознательно отрицающее Бога не всегда вредно для культуры, если оно увеличивает знания о Нем*.(Западная цивилизация способствует наработке эгоизма, агрессии и исчезновению совести. Причина этого не только в том, что она предоставляет массу искушений, перед которыми трудно устоять. Эта цивилизация исключает страдания и “пот лица”, не стимулируя нравственный противовес этому.) Итак — культура — это информированность (которая нейтральна, как и наука), одухотворенность (в противовес бездуховности – антикультуры) и способность к дальнейшему непротиворечивому творчеству (эти три части аналогичны православной Троице). Одноименный российский телевизионный канал пропагандирует не культуру, а только ее часть — искусство. А это не самая важная деятельность для повышения культуры, есть задачи более необходимые и назревшие — важнее суметь заинтересовать чудесами мироздания, красотой Божьих творений (а не только творений рук человеческих), обсуждать тайны на границе с непознанным и тайну самого человека — его нравственную психологию. Для заинтересованных было бы интересно изучение всех существующих направлений знаний, культур, обсуждать и сравнивать нравственность всех существующих религий и искать пути устранения противоречий между ними.
Для нравственности более важно не количество, а качество, гармоничность культуры. Проявляется это прежде всего по благожелательному отношению людей к друг другу. Мегаполисы считаются центрами культуры. В них хранятся многочисленные научные и духовные знания, но использует их для развития культуры — чаще провинция. В дальних деревнях, у людей, живущих на природе, информации о нашем мире значительно меньше, зато она не противоречива и добра, т.к. их информация гармонична, духовна (духовность, прежде всего – любовь, или хотя бы уважение), даже незнакомые люди желают друг другу здоровья. Городские люди, где все отношения – “театр, а все люди – актеры, где вся жизнь – игра” часто путают культуру с искусством и эстетикой. Искусство — часть культуры, а конкретные эстеты зачастую культурно однобоки. Им чаще всего не хватает “нижних”, фундаментальных знаний (труд “в поте лица своего”, нужды, скорби и страдания), а что такое эстетическое “здание” без фундамента? Они теоретически знают чужие страдания и из-за этого не умеют прощать, быть откровенными, жалеть и любить, испорчены благами “рук человеческих” и не ценят или не видят общей Божьей благости внутри и вокруг себя. Данная нам “свободная воля” не может обходиться без страдания. “Исключите страдания и вы исключите саму жизнь.” (К. Льюис).
Религии — тоже “культуры”. Атеизм, как и примитивная, “конечная” Вера, оглупляет, ограничивает человека, не дают ему полета мысли, творчества. Современный атеизм основан на ограничении мышления, допускающий только проверяемые факты в рамках бесконечной, неограниченной научной, до конца непознаваемой “информации”. В результате огромная часть человечества ограничивается объяснениями только внутренних процессов любого явления и проблема в явлении для них исчезает. На самом деле она только увеличивается, еще больше увеличивая область незнания (область Веры). Для изучения этой области наука должна ставить все мыслимые и немыслимые вопросы, не ограничивая их. “Верить” – это не значит – “знать”. “Знания” увеличиваются, но “Вера” ещё больше! Образование должно подводить к краю знаний и ставить вопросы на этом краю. Образование же идет только внутри освоенного пространства явлений. И это недостаток нашей системы образования, недостаток культуры образования.
К высшей культуре относятся математики, “физики и лирики” и богословы. Ответственность первых очень высока и однобокость опасна, т.к. они оперируют практическими фактами на границе с неизвестным (Верой). Ответственные создают цивилизацию, безответственные используют труды первых для ее уничтожения для кратковременной выгоды или протестуя против сложившегося “культурного порядка”. Впереди глобализация, но какая? Истинная массовая культура (наука, современные технологии, средства связи) не противоречит национальным (самобытным и религиозным). Но развлекательная массовая “культура” — культ неуважения к серьезному и истинному — направлена на отвлечение человечества от насущных, важных забот, дезориентирует, пропагандирует порок и вырождение. Сформировалось население без здравомыслия, о котором так выразился К.Льюис: “Одна из наших трудностей в том, что исчезло чувство греха. В этом смысле нам хуже, чем апостолам. Язычники, которым они проповедовали, томились ощущением вины, и Евангелие было для них поистине благой вестью. Мы же обращаемся к людям, которых приучили думать, что все мирское зло идет не от них, а от капиталистов, правительства, фашистов, евреев и т.д. Они думают не о том, может ли им Бог простить грехи, а о том, могут ли они простить Его за такой плохой мир”. А в последние времена молодежи навязывается мнение, что все зло – от родителей.
Сопротивляются массовой “культуре” национальные, и больше всего православие и ислам. Православие на первое место ставит любовь, а “джихад” – только внутри себя. В нем уделяется большое внимание свободной воле и поэтому, нет суровой борьбы за чистоту веры. В исламе нет связи с Богом через его Сына, и нет возможности когда-то соединиться с Богом, нет той свободной воли, в которую Бог пока не вмешивается, нет разделения на светскую и церковную жизнь. Их государственная и духовная жизнь едина, свобода выбора уже и проще. Возможно, из-за этого в борьбе с антикультурой православие более пассивно. Иудаизм и протестантизм, как идеологические культуры, не только меньше готовы к будущему добровольному социализму, но активно противостоят ему, так как поощряют эгоистический индивидуализм и делят людей на избранных и отверженных. Они строят свой глобализм, — западный, — с культурой, отрицающей необходимость скорби и страданий для избранных, как будто они уже соединилась с Богом в Царствии на Небе и Земле. После Югославии и 11 сентября они должны задуматься, так ли уж высоконравственно они себя ведут, чтобы иметь право учить других. Не дают ли они повода для терроризма своей идеологией и навязываемой культурой. Отвечая силой и ничего не исправляя в своем мышлении, они тем самым демонстрируют свою полную “правоту” и презрение. Войны исламского мира с христианским и иудейским и взаимный террор — это силовые противопоставления своих ценностей, нравственности. Ислам неотделим от государства и в своей оценке культуры Запада он отождествляет ее массовую эгоистическую “культуру” и идею “золотого миллиарда” с христианской, справедливо оценивая их опасность.
Больше всего нападают на российскую духовную культуру, основанной на православии, — иудаизм, протестантизм, массонство и бывшие коммунисты. Они говорят, что православие – религия рабов. Оно, якобы проповедует только страдание, “страх Божий”, охвачено гордыней “спасения всех народов”, проповедует свободу выбора, а само на каждое дело призывает брать разрешение и благословение батюшки. На все эти вопросы, и на многие другие, ответили десятки подвижников веры. Но “жанр требует”, чтобы читатель задумался сразу после прочтения статьи.
За символ своей веры христиане взяли крест, — позорный символ казни, на котором распинали воров и языческих отступников. Крест стал напоминанием – “спеши делать добро, воскрешайся в духе, т.к. телесная смерть близка”. Это был вызов всему языческому миру и о религии рабов с таким символом не может быть и речи. Почти все обращения Ап. Павла начинаются с призвания – “Радуйтесь” – просто по жизни, а “Всегда радуйтесь”(1Фес5, 16) звучит как новозаветная заповедь. “Но больше всего радуйтесь радостью неизреченною и преславною”(1Петр1, 8) истиной вере, открывающей новые горизонты жизни Духа, чтобы “радость ваша была совершенна”(1Иоан1, 4). “Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.”(Гал5, 22,23). Достигнуть постоянного радостного состояния – сложная работа над своим мировоззрением и мироощущением (святые). И то лишь свидетельствует, что христианство – постоянная внутренняя, а не внешняя, показная работа – в настоящее время доступна не многим, хоть имеет много сторонников.
“Рабы Божьи” — традиционное выражение, существующее для внутренней борьбы с гордыней, ведь мы не можем жить без благости – солнца, воздуха, воды, тем более создать из ничего элементы, а из элементов – самую примитивную жизнь.
Вместе с фразой: “ударили по левой щеке, подставь правую”, есть фраза – “я с мечем к вам пришел” и “положи живот свой за други своя”. В первой фразе смысл – стерпи обиду от единомышленника, может быть ты не прав. А если ты прав, то друг за тебя заступится, также как и ты обязан за него заступиться (3 фраза). “Люби врагов своих” но “бойся хвалящего” — о том же. Если хочешь, чтобы у тебя не было врагов, полюби их, и они превратятся в друзей. А хвалящий, конечно, опасен – можешь зазнаться, даже не желая этого.
“Начало мудрости – страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.” (Притч.1.7) То, что мы называем страхом – это как раз страх бесовский, с ним надо бороться. Страх Божий в христианском понимании – это благоговейная вера, что все твои мысли, страсти, действия известны Богу и в конце концов будут известны всем в “том мире”. Поэтому, надо действовать и жить так, что как будто все знают твое тайное и сокровенное. Это чувство вызывает почитание и благочестие, которое и называют Божьим страхом. Кто им не обладает, тот не мудр (Тайны разъединяют общество, но объединяют тех, кто ими владеет).
“Гордыня православия” — “Москва – третий Рим” – центральная идея христианства, переросшая в национальную идею еще в 14-15 веке. Эта идея спасения народов не только при жизни и возможно после смерти, но и спасение мира от всеобщей гибели ценой своей жертвенной жизни и смерти. Эта национальная идея в православии никуда не девалась и существует по сей день, христианам ничего придумывать не надо. Спасти человечество от эгоизма собственным примером, это не гордыня, а жертва во имя любви. Гордыня никогда не пожертвует собой, т.к. она главнее всего. Жертва и гордыня — противоположности. Гордыня не способна жертвовать – на то она и гордыня. “Православие – это идеологическое сокровище, и не преимущество, а бремя”.
Каждый спрашивает совета у более опытного, так и благословляются у батюшки, которому верят и уважают. Свобода выбора в православии очень широка. Быть православным тяжело, но каждый желающий принимается в него, несмотря на непреодолимые (на первый взгляд) слабости и грехи человека, и не требуя от него жесткого выполнения всех ритуалов. Каждому – по силе. Главное, внутренняя работа над собой, а не формальное выполнение законов. Все мы знаем о строгости в исламе, об обязательном выполнении законов и ритуалов в иудаизме. Так кто рабы Веры – православные или мусульмане или иудеи?
Иудаизм и протестантизм борются за власть ради власти для приобретения материальных выгод, православие — за духовные ценности и соглашается с лозунгом “Аллах агбар” (Бог велик). Ислам отрицает Христа как Бога-человека, ошибается в методах борьбы за веру (газават –“джихат меча” — священная война с неверными), тем самым отрицая Высшую нравственность. У православных нет врагов (по крайней мере они к этому стремятся), и если они убивают, то только защищая своих родных и друзей. Агрессивных православных войн (освященных Церковью) в истории человечества не было.
Для развития любой живой системы, тем более человека или государства необходимо противостояние, стимулирующее развитие. В атеистическом мире противостояний хватает, и самое последнее — агрессивный космос.*(Атеисты не понимают, что высокий интеллект никогда не будет воевать, тем более уничтожать более низкий. Сильный знанием и духом всегда добр и добротой располагает к себе мир. Высокий интеллект всегда милосерден. Агрессивные войны — проявление низкого интеллекта.) Православие учит своих последователей, что главный его враг — он сам, что он должен вести “джихад” внутри себя (“джихад сердца”, “джихад языка” и частично “джихад руки”, но не “джихад меча”), и предупреждает, что победить пороки практически невозможно без Божьей помощи, т.к. в надежде на Себя (без покаяния) нарабатывается гордыня; эгоизм только закрепляется в более изощренной форме.
Свободы выбора в исламе существенно меньше, чем в православии, внешне это более дисциплинированная вера и теснее связана с материальным миром. Поэтому оставшаяся свободная воля используется эффективнее. Мусульманские семьи значительно многочисленнее и более крепкие а благотворительность обязательна. Там нет “символа веры”, “таинств”, а рожденный в мусульманской семье автоматически является мусульманином. Их Закон непререкаем и заменяет Благодать и Божью совесть. По этим признакам ислам ближе к прошлому социализму, с воинствующим и принудительным оттенком (нет “прощения”), — и поэтому дальше от Царства Божьего. Ислам многолик, т.к. Коран допускает более широкие трактовки, а гордыня не является таким страшным грехом. Они уже не поклоняются “золотому тельцу” и Закон — превыше всего. Современное человечество доросло до ислама, может в некоторых вопросах и переросло, но пока не доросло до христианства, т.к. оно требует внутренней дисциплины и более терпимее. Две культуры на территории России должны разрешить свои противоречия, по крайней мере они обе за более высокую социальность (общинность).
Пока существуют признаки рабства — наследие режима Петра I и СССР. Все население терроризируют рекламой, как будто для этого насилия и изобретено радио и телевидение. СМИ успешно зомбируют и отвлекают народ от насущных проблем, навязывают эгоистические ценности. Государство не справляется с охраной своих граждан и одновременно не позволяет каждому защищать себя самостоятельно.
Одно из заблуждений 20 века — “девочек надо баловать”. Но существует мысль на уровне интуиции — спасение мира в настоящих условиях зависит в большей мере от женщин, т.к. они сами да еще и руками мужчин управляют миром. В диком мире опасность ожидалась извне, но с ней покончено. В современном мире возникла опасность изнутри — от семьи (от которой мало что осталось), от семейного ядра — материнства (отцовство — скорлупа), из эго, которое перерастает в эгоизм чаще у женщин. А это — проблема культуры, воспитания. В истинном христианстве и исламе сохранился здравый смысл — обе религии не поклоняются золотому тельцу и не считают, что кого-то надо баловать. Но эта проблема не только иудаизма, протестантизма и атеизма — мы живем на одной планете. В настоящее время девочек нужно не баловать, а уделять большее душевное и духовное внимание, чем к мальчикам, не баловать, а прививать любовь к умеренному аскетизму. Воспитывать не как гейш — все знающих и умеющих для ублажения мужчин, и не как максимально самодостаточных квалифицированных специалистов и ученых, не нуждающихся даже в семьях и продолжении рода. Девочек надо воспитывать как будущих спасительниц мира — как Богородиц.
Идеологические и экономические проблемы.
Поиск истины, истиной идеологии – самая сложная, тяжелая и ответственная часть человеческой деятельности. Для многих – это смысл жизни (как и создание собственной Веры). Система принятых “истин”, которые пока (?) нельзя проверить ни логикой, ни опытом, составляют идеологию. Понятно, что верная идеология приведет к процветанию и еще более интересной жизни, ложная – к разрушению и смерти. Поэтому вершина всех проблем – идеология, которая существует в любой культуре, жизни любого человека, как сплав подсознательного и сознательного. Понятая и принятая истина задает идеологию, идеология задает культуру, культура задает нравственность, а та решает все материальные и экономические проблемы на своем уровне. Нравственный человек за умеренный аскетизм, знает свои возможности, разумно оценивает свое место и не будет достигать “степени некомпетентности”. Он не будет требовать больших материальных благ, и его жизненный интерес будет заключаться в расширении всех пространств (физических и духовных) для всех.
Одна из серьезных экономических проблем прошлого “социализма” — выбор толковых управленцев и организаторов. В Югославии и кой где у нас был опыт выбора начальства сотрудниками. Результат оказался выше, чем назначение сверху, но ниже, чем у собственников-акционеров. Возможная причина среднего результата — всеобщее голосование (а не только заинтересованных и ответственных), без поиска и привлечения со стороны. Хорошие управленцы всегда заняты своим делом, которое процветает. Их нужно искать, увидеть и уговорить — бухнуться перед ними на колени — “пожалуйста, володей нами”. Толковая и нравственная личность никогда не будет навязываться и выставлять свою кандидатуру. А к желающим руководить, но не имеющих своего успешного дела и благополучной семьи (самое важное из личных дел), надо относиться предельно осторожно. От “нечего делать” они и навязываются в руководители.
В том “социализме” были большие проблемы с открытием новых направлений в науке, в предпринимательстве, в изобретательстве и его внедрении. Преодолевалось кое что указаниями сверху, а до средних и мелких новаций руки не доходили. Причина старая — недоверие на всех уровнях, низкий интеллект руководящего партаппарата, громоздкая управляющая и внедряющая система.
Еще более серьезная проблема всех времен и народов — паразитизм. В природе среди социальных сообществ внутривидового паразитизма не наблюдается, хотя существует иждивенчество. Больная или старая пчела, способная лететь, умирает вне улья, лишних трутней из улья вытаскивают. Среди хищников и хищных насекомых все проще, их съедают. Но и среди людей приполярных областей существовал аналогичный обычай. В особо суровые зимы (раз в 30 -40 лет), когда иждивенчество было опасно для сохранения вида, старики добровольно уходили в снега или завещали себя съесть, благодаря чему община выживала. (“Гостеприимная арктика”. Стефансон.) В крестьянской России паразиты изгонялись из сел. Позже рассадниками паразитизма стали города, чем крупнее — тем больше. В настоящее время 80% населения живет в городах и паразитизм стал угрожать всему госорганизму. При капиталистической системе паразиты сразу выявляются, но их становится больше, так как главный принцип — выживание в одиночку — этому способствует. Там они видны издалека. При принудительном социализме их не видно, вернее — не всем видно. А кому видно, тому наплевать, т.к. всех вынуждают на такую жизнь — недобровольная нужда страшнее паразитизма и даже оправдывает его. Добровольный и рыночный (рынок уже не крохоборный) социализм быстро проявит паразитов, как и дикий капитализм, но оправдания им уже не будет. Все будут заинтересованы в этом.
Главный фактор выживаемости общественных насекомых — общее питание. Там все одинаково сыты или голодны. Современное человечество, преобразив цивилизацией землю настолько “утеплило климат”, что способно прокормить паразитов без опасности собственного вырождения. Способно дать им шанс заинтересоваться созидательной жизнью, но не позволять им плодиться быстрее тех, на ком они паразитируют, учитывая, что сытость — основной стимул размножения в природе. Общедоступное питание — дело десятое. Общедоступной должна быть правдивая информация — основное оружие борьбы с эгоизмом, коррупцией, паразитизмом, ленью и т.д. Предпосылки для этого уже есть.
Человеческие интересы разные. Способно ли будущее общество объединить их общей идеологией, найти общий интерес, чтобы не противоречить друг другу в главном, живом действии? Разные интересы хорошо видны на информационно-развлекательном поле, которое в настоящее время используется во вред человечеству, способствуя росту амбиций, настраивая на чужую виртуальную жизнь, отвлекая от созидательной деятельности. И тогда дом, семья, дружба передвигаются на задний план. Одни по телевизору смотрят только мыльные оперы или развлекаловку, другие — “Очевидное, невероятное”, Гордона, политические программы и новости, третьи — только спортивные программы, четвертые просто никогда не включают телевизор или “выбрасывают” его – “чтобы не мешал жить своей жизнью”. Все эти типы людей, при общей принятой культуре, различаются по степени проникновения в нее, находятся на разном расстоянии от принятой идеи, т.е. их приоритеты, их заинтересованность в духовном, душевном или материальном уровне – разная. При этом есть люди активные, с переизбытком физических и духовных сил, которые многого хотят и многое могут, способные на риск и авантюры, но все же физических сил и времени на все не хватает. И есть противоположные им, нуждающиеся только в “хлебе и зрелищах”. Но без первых многие были бы обречены на голод или вымирание, без вторых первые бы полностью не реализовались. Есть и третьи, как будто не нуждающиеся в помошниках по причине самоограничения или самодостаточности, но… — все же и у них есть главные наши помошники — соцкапитал, накопленный нашими предками. Осознание необходимости людей друг в друге заставит первых не эксплуатировать вторых, а помогать друг другу, первым — в реализации их дел и идей, вторым — в приобретении квалификации и интеллекта, достойного 21 века или в борьбе с ленью. Доходы первых и вторых не должны различаться на порядки, видимо достаточно 5-7 кратного различия, чтобы была возможность пользования соцкапиталом (обучение, библиотеки) для развития способностей (от рождения они были у каждого), но и оставался стимул для ещё большего развития всех квалификаций. Общая нравственность будет расти и от этого выиграют и первые (если они — элита, то поднимутся на еще более высокий уровень) и вторые.
продолжение
–PAGE_BREAK–