О.А.Кипренский. «Бедная Лиза» (1827 г.)

Из всех портретов, написанных Орестом Адамовичем Кипренским, этот, пожалуй, более всего интересен своей предысторией. Поскольку связан не только с известной повестью Н. Карамзина «Бедная Лиза», но и с биографией самого художника.

Недалеко от старинной крепости Копорье под Питером, в долине бывшего залива, расположилась деревушка Нежнево. На высоком холме и поныне видны остатки дворянской усадьбы. Старые деревья некогда обширного парка спускаются к оврагу, и там можно увидеть совсем необычное для этих мест дерево – платан. Несколько человек едва могут обхватить его могучий ствол. По преданию, платан посажен весной 1782 года в честь мальчика, рожденного дворовой крепостной от барина А.С.Дьяконова. Дитя любви получило фамилию Кипренский, а мать его – Анна Гавриловна – вольную.

Есть и другие версии происхождения фамилии Кипренский, но то, что будущий художник родился под «звездой любви» и назван в честь прекрасной богини Киприды, во многом сказалось на его судьбе. Один из первых исследователей биографии Кипренского, Н. Врангель, сказал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его – незаконного сына,- как в романе, предвещает жизнь, полную приключений».

Вступая в жизнь, он уже был обречен на сложности. Будущее положение его в обществе было весьма неопределенным по милости отца, отдавшего дань Киприде. Быть может, именно она наградила мальчика красотой, большим талантом, пылким воображением и ранимым сердцем.

Кипренский был тонким психологом, и это, безусловно, помогло ему стать истинным поэтом женской души и в рисунке, и в живописи. Едва ли не каждый из его портретов – явление в русском искусстве первой половины XIX века.

В лучших женских портретах – Е. Ростопчиной (1809 г.) и Д. Хвостовой (1814 г.)-он находит духовное совершенство и бесконечную грусть по чему-то несвершившемуся. Его женщины мечтают о счастье, они способны на самоотверженную любовь, но замкнулись в себе и не выдают свои чувства.

В искусстве всегда много совпадений. Но особенно часто они встречаются в образах портретной живописи и поэзии в эпоху романтизма. Именно в портретах утверждались новые идеалы времени. Отсюда и перекличка портретных и литературных идеалов, дружба поэтов и художников, их творческое взаимопроникновение.

В 1827 году Кипренский пишет портрет А. С. Пушкина. Размышляя о встречах художника и поэта через год после казни декабристов, можно лишь предполагать, о чем говорили они и о чем горестно умалчивали…

События российской действительности многое, конечно, изменили и в жизни Кипренского, и в жизни его друзей. Пора надежд и романтической веры после восстания на Сенатской площади сменилась отчаянием и безнадежностью. Те, кто недавно еще взывал о милости к побежденным, как, например, Пушкин, все меньше теперь в нее верили. Мысль о неумолимой жестокости правящей десницы пронизывает «Анчар» и другие стихотворения поэта. Последние портреты Кипренского говорят о том же.

Одновременно с созданием портрета Пушкина художник пишет свою «Бедную Лизу» (1827 г.). Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел Н.М. Карамзина. Если писатель сентиментален в изображении своей бедной Лизы, то Кипренский романтичен. Работая над портретом, он скорее всего вспоминал мать, любовь которой была разбита, жизнь исковеркана. Единственным слабым утешением для нее было то, что сын ее смог все же поступить в Академию художеств.

В то время, когда художник писал свою «Бедную Лизу», в устав императорской Академии художеств был введен новый пункт, по которому запрещалось принимать в академию детей крепостных, или, как они были названы в указе, «русских рабов». Художник, естественно, был возмущен этим фактом. Ответом его стал портрет бедной Лизы. К тому времени, когда появился этот портрет, интерес к одноименной повести Карамзина, написанной еще в XVIII веке, в 1792 году, заметно поутих. Однако художник счел возможным еще раз напомнить публике о трагической судьбе девушки.

Сюжетно «Бедная Лиза» Карамзина в чем-то близка любовной лирике начала XIX века, особенно романсу. Писатель поведал историю любви молодой крестьянки к красавцу барину, клятвенно уверявшему ее, что будет всегда верен ей. Карамзин подробно рассказал о том, как беззащитная девушка шла к своей гибели, но отказался исследовать причины ее несчастья, уходя от ответа на вопрос, кто виноват в происшедшем. Страдания и гибель налицо, а виновных нет. Правда, соблазнителя – Эраста, виновника самоубийства Лизы, Карамзин заставляет умереть от раскаяния.

Кипренский, сам немало переживший, не мог не видеть реальных причин, погубивших девушку. Ведь его собственная мать была жертвой крепостнических законов. Не случайно он обратил внимание на слова Лизы: «Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином…» Предчувствия не обманули девушку: возлюбленный бросил ее и женился на дворянке, «пожилой богатой вдове».

Кипренский и изобразил Лизу в тоске и печали. Юная миловидная девушка с мольбой смотрит на того, с кем ей должно расстаться. В ее дрожащей руке красный цветок – символ любви.

Мог ли Кипренский иначе написать крестьянку, с чувствами которой никто и никогда не будет считаться? Ведь у ее любви нет будущего. И повинно в том социальное неравенство. Художник прекрасно понимал, что, воссоздав на полотне всем известный литературный образ, он старается если не укорить общество в несправедливости его законов, то хотя бы вызвать слезы сострадания в чувствительных душах. Но публика, с восторгом принимая блестящее живописное мастерство художника, оставалась равнодушной к идее социального неравенства, заложенной в портрете.

Кипренский страдает от этого непонимания. Он не хочет служить даже своей alma mater – холодной, официально-чиновничьей академии, куда запрещено принимать детей крепостных. Он остро чувствовал свое одиночество в николаевской России, которой, по его словам, «талантов совсем не надобно».

Жизнь разбила одну за другой мечты художника о необыкновенной любви и творческой свободе. Но, несмотря ни на что, он верил в свое будущее и даже незадолго до смерти сказал: «С презрением, не замечая зависти, твердою ногою я всегда шел вперед, зная, что Время, или рано, или поздно, всегда открывает Истину».

22 июня 1828 года Кипренский значится в списках «Санкт-Петербургских ведомостей» как отъезжающий в Италию. Спустя восемь лет, в октябре 1836 года, он скончался в Риме.Список литературы

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.iskusstwo.ru/

Дата добавления: 28.06.2014