О культуре (по работе Н.А. Бердяева Философия неравенства)

смотреть на рефераты похожие на “О культуре (по работе Н.А. Бердяева Философия неравенства)”
КОНСПЕКТ письма № 13 “О культуре” по работе
Н.А.Бердяева
“Философия неравенства”
Значение культуры.
В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре.
Не в политике в экономике ,а в культуре осуществляются цели общества. И высоким
качественным уровнем культуры измеряется ценность и качество
общественности.
Культура и
цивилизация.
Происхождение и
сущность культуры.
Культура и цивилизация – не одно и то же. Культура родилась из
культа. Вокруг храма зачалась она и была связана с жизнью религиозной.
Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре
средневековой, в культуре раннего возрождения. Культура –
благородного происхождения. Культура имеет религиозные основы. Это нужно
считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения.
Культура символична по своей природе. Символизм свой она получила от
культовой символики. В культуре не реалистически, а символически выражена
духовная жизнь… В ней даны не последние достижения бытия, а лишь
символические его знаки. Такова же и природа культа … Цивилизация не
имеет такого благородного происхождения. … В ней нет связи с
символикой культа. Ее происхождение мирское. Она родилась в борьбе
человека с природой, вне храмов и культа. Культура всегда идет сверху вниз, путь ее аристократический. Цивилизация идет снизу вверх, путь ее
буржуазный и демократичекий. Культура есть явление глубоко
индивидуальное и неповторимое. Цивилизация же есть явление общее и
повсюду повторяющееся. Культуры древних народов очень своеобразны и
неповторимо индивидуальны. Переход от варварства к цивилизации имеет
общие признаки у всех народов (напр. употребление железа). Культура
имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.
Культура всегда гордится древностью своего происхождения,
неразрывной связью с великим прошлым. Культура … более всего дорожит
своей преемственностью… В культуре происходит великая борьба
вечности с временем, великое противление разрушительной власти времени.
Культура борется со смертью… Ей дорого увековечение, непрерывность,
преемственность, прочность культурных творений и памятников.
Цивилизация дорожит своим недавним происхождением, она не ищет
древних и глубоких источников. Она гордится изобретением сегодняшнего. У
нее нет предков. Цивилизация всегда имеет такой вид, точно она
возникла сегодня или вчера. Цивилизация, в отличие от культуры, не борется
со смертью, не хочет вечности. Цивилизация футуристична. В цивилизации
есть хамизм зазнавшегося parvenu (выскочки). Этот хамизм сообщается и
культуре, которая хочет быть окончательно безрелигиозной.
В культуре действуют два начала – консервативное, обращенное к
прошлому, и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое,
обращенное к будущему и созидающее новые ценности. Но в культуре не
может действовать начало революционное, разрушительное. Революционное
начало по существу враждебно культуре , антикультурно. Дух
революционный хочет вооружить себя цивилизацией, присвоить себе ее
утилитарные завоевания , но культуры он не хочет. И революционеры с
легкостью готовы разрушить все памятники великих культур, все
творческие их ценности во имя утилитарных целей, во имя блага народных
масс.
Источники европейской
культуры. Культура и
религия.
Вся европейская культура связана с преданиями античности.
Настоящая культура и есть античная греко-римская культура. Античная
культура вошла в христианскую церковь, и церковь была хранительницей
преданий культуры в эпоху варварства и тьмы.
Культ церковный насыщен культурой, и вокруг него творилась и новая
культура старой Европы. В ней есть неразрывная связь с античностью.
Культура имеет религиозные основы, она полна религиозной
символики. Невозможна и низка совершенно безрелигиозная культура, но
невозможна и онтологически (суще) религиозная культура. Культура
явилась дифференциацией культа , она явилась уже в результате
выделения из храма, отделения от религиозного центра. Культура
религиозна по своему происхождению и религиозна по своему заданию. И в
самых классических и совершенных своих достижениях, в самых строгих
своих формах она теряет религиозный свой характер.
Революция и
культура.
Социализм не несет с собой в мир никакого нового типа культуры.
Новой культуры вы не можете создать, потому что вообще нельзя создать
новой культуры, не имеющей никакой преемственной связи с прошлой
культурой, не почитающей предков. Нельзя делать культуру приложением к
какому-то существенному, основному делу, чем-то вроде воскресного
развлечения. Культуру можно творить лишь тогда, когда она сама
считается существенным, основным делом. Социалисты хотят направить волю и
сознание человека исключительно на материальную, экономическую сторону
жизни. Применение к культуре чисто экономических оценок мешает войти
внутрь культуры и узнать ее таинственную жизнь. Революционные
демократические и социалистические движения отбрасывают назад в сфере
культуры и ослабляют интерес к проблеме культуры. …”Пролеткульты”
означают лишь то, что культура пролетает мимо вас и вы мимо нее.
Культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя
миновать его. Человечество обречено культуре. Но в нем действуют и силы,
враждебные путям совершения культуры, силы нигилистические и
анархические. Нигилистическое и анархическое отношение к культуре не
имеет оправдания. Нигилистическое и анархическое восстание против
культуры никогда не ведет к выходу за пределы культуры, оно лишь
отбрасывает назад и требует новой работы культуры.
Студент группы ИУ 2 – 11
/Сидоров А.Г./