ОлюбвиЯ дышу – и, значит, я люблю!Я люблю – и, значит, я живу! В.Высоцкий Любви все возрасты покорны О любви сказаны миллионыслов и написаны горы книг. Есть формулы любви, научные определения, философскиетрактаты, словом, как поется в известной песне О любви не говори, о ней все сказано . И все же для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви- это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкийпуть обретения
и потерь. А прошлый опыт – тот самый ориентир, который поможет преодолеватьсомнения и познавать великое таинство этого вечного как мир и столь же загадочногослова – любовь!Любовь – понятие необычайно емкое и многозначное.Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовьживая и действенная. Бывает и отвлеченная, ни к чему не обвязывающая – к человечествувообще, к природе вообще
Но умы людей больше всего занимает чувство любви женщиныи мужчины.Романисты и поэты, композиторы и художники романтическойориентации возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории.С этим можно и поспорить, но любовь может стать – и надолго – смыслом жизни человека,оттеснить все другие дела. Отсюда непреходящий интерес к природе любовного чувства,стремление понять что же такое любовь?Существует, конечно, безбрежный мир искусства и литературы.
Театр, кино, музыка, живопись, скульптура дают нетривиальное понимание любви, непосредственноформируют культуру любовного чувства. Художественная литература, создавая живое,богатое, многостороннее его изображение, предлагает множество мудрых раздумий, глубокихсуждений, метких афоризмов, которые – собранные вместе – могли бы составить целыетома.Необозримо много, но в хрестоматийном виде – разрозненно,несистематично.Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областьючеловеческих отношений любовь не терпит прямого света и держится непониманием.Верно, любовь – это тайна. Но, как мне представляется, вопрос не в том, познаваемали суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы,методы ее исследования.Такие научные дисциплины, как физиология, в том числефизиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляютматериальные основания любви, общественные условия ее возникновения
и развития.Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовьцелостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, ухватив нечтомассовидное и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимаютее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признавего непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви- по крайней мере пока – невозможно.
К счастью, наука и познание нетождественны. Существуетбезграничная, живая область повседневного мышления. Почти каждый человек вноситсвое и в чувство любви, и в суждения о ней, причем самое возвышенное, яркое, меткоебережно сохраняется в неисчерпаемой сокровищнице общественного опыта. Повседневные,обыденные чувства, мысли, поступки людей всех эпох и наций, всех классов и сословий,всех профессий и возрастов, испытавших чувство любви, составляют важнейший источникискусства и особенно литературы,
которые и вносят в ее понимание системность.Но любовь – это не счастливая случайность или мимолетныйэпизод, а искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности,готовности к поступку и самопожертвованию. Именно об этом говорит в своей книге Искусство любви известный философ Эрих Фромм. Любовь – не сентиментальное чувство,испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости.Все попытки любви обречены на неудачу, если человек не стремится более активно развиватьсвою личность в целом, чтобы достичь продуктивной ориентации удовлетворение в любвине может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности,отваги, веры и дисциплины. В своей работе Фромм выделяет пять элементов, присущихкаждому виду любви. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание.
Способность любви давать предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации , в которой человек преодолевает нарциссистскоежелание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственныечеловеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя и,значит, любить считает Фромм.То, что любовь означает заботу, наиболее очевиднов любви матери к своему ребенку.
Никакое ее заверение в любви не убедит нас, еслимы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, некупает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу оребенке, мы всецело верим в ее любовь. Любовь – это активная заинтересованностьв жизни и развитии того, что мы любим .Другой аспект любви – ответственность – есть ответна выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть ответственным значит быть в состоянии и готовности отвечать .
Любящий человек чувствует ответственностьза своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви междувзрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностейдругого человека.Ответственность могла бы легко вырождаться в желаниепревосходства и господства, если бы не было уважения в любви. Уважение – это нестрах и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознаватьего уникальную индивидуальность . Таким образом, уважение предполагает отсутствиеэксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого,своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другогочеловека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, какмне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей . Уважать человека невозможно, не зная его заботаи ответственность были бы слепы, если бы их не направляло
знание . Фромм рассматриваллюбовь как один из путей познания тайны человека , а знание – как аспект любви,являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.Существует несколько видов любви, которые Фромм называет объектами братская любовь, материнскаялюбовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными,которая основывается на чувстве, что все мы
– одно. Любовь начинает проявлятьсятолько когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, – пишет Фромм.Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской,не деля ее на любовь отца и любовь матери по Фромму это любовь к беспомощномусуществу.Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мыподразумеваем под словом любовь будет рассмотрена ниже.О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытываякоторого, невозможно любить кого-то другого.
Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческойдуши, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницуродительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязяхсо всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить,так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности влюбви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами,великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию- религию Любви.Абсолютно полная, всеохватная любовь органически включаетв себя все эти виды. Но так уж повелось от века, что среди всех них наиболее соблазнительным и, как это не парадоксально, наиболее недоступнымявляется тот, который Фромм назвал эротической любовью , любовь двух взрослых людейдруг к другу, любовь, жаждущая полного слияния, единства с любимым человеком.
Онапо своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только ворганическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельноестремление, потребность и проявление. Мы можем возмущаться этим, можем осуждатьаморальность любовных отношений, не скрепленных семейно-брачными, интеллектуально-эмоциональнымиили другими высшими творческими узами, однако они все же останутся реальностью,которую необходимо подробнее объяснить и которой предстоит научиться управлять.
Прежде всего ее часто путают с бурным переживанием влюбленности , внезапного крушения барьеров, существовавших до этого момента междудвумя чужими людьми, – пишет Эрих Фромм. Но тут, как мне кажется, он сам, в своюочередь, несколько путает понятия влюбленность и страсть . Влюбленность чащевсего – чувство я-центрическое , чувство для себя. Она может быть горячее любви,может жечь человека сильнее, но она мельче проникает в его душевные глубины
и поэтомуменьше меняет его, быстрее гаснет.Любовь поражает человека глубже влюбленности, онапроникает во все самые потаенные уголки его души, заполняет всю ее – и поэтому дольшеживет в человеке и больше меняет его.Не-эгоизм и двуцентричность любви – это, видимо, ееоснова основ, ее самое человечное свойство и главный, наверное, водораздел, которыйотличает ее от влюбленности.Но в основе и того, и другого лежит страсть. Та самаястрасть, которая двух почти незнакомых людей вдруг яростно швыряет друг к другу.Без всякой высокой идеи. Без всякой предварительной подготовки. Разум в сторону,дела в сторону, страхи в сторону. И это не уважение, не общность интересов, не единствожизненных принципов, это – страсть!И ведь какая силища у этой страсти! Поставь междувлюбленными стенку – пробьют, выкопай ров – перепрыгнут, пусти реку – пройдут поводе, как по суху. Нерассуждающий, неудержимый порыв.
Страсть ломает заборы и рветколючую проволоку, но с той же безоглядной решимостью разносит стены жилья и шагаетпо чужим костям. Не зря страсть так часто называют слепой.Однако, слепа, слепа, а что надо видит великолепно,ведь не от каждой спички этот пожар разгорается, не к каждому встречному швыряетс безудержной силой. Загадочное это чувство из несчетной толпы довольно точно выбираетединственного.
Но кроме страсти необходимо и что-то еще. Потому чтопосле того, как чужой станет близким, нет больше барьеров для преодоления, нет большенеожиданного сближения, и чем останется для человека этот порыв – мимолетной влюбленностьюили всепоглощающей любовью – зависит не только от сексуального влечения.По мнению некоторых философов, любовь – духовное посвоей сути состояние, которое только и дает человеческое право на физическую близость.Огонь любви может разгораться медленно, постепенно, как нежное чувство
леди Каслвудк преданному ей воспитателю ее детей История Генри Эсмонда У.Теккерея . Ноособенно поразительны вспышки любви с первого взгляда, раскрывающие глубокую сторонуее сущности. Почему, в самом деле, мужчина и женщина, дотоле совсем незнакомые,внезапно проникаются друг к другу столь пылкими чувствами? Первый же восхищенныйвзгляд связывает Ромео и Джульетту будто в единое существо. Онегин стал идеаломТатьяны, прежде чем она смогла осознать его духовные качества. Любовь этих литературныхгероев оказалась трагической. Но если внешних препятствий нет, любовь с первоговзгляда может стать счастливой и долговечной, как верное чувство мифических Филемонаи Бавкиды.Чем объяснить это? Называемые причины обыкновенносводятся к двум действительное или мнимое соответствие ранее взлелеянному в душеобразцу любовное ослепление, зачастую в самих недостатках любимого видящее егонеповторимую привлекательность.
Из этого делают вывод, будто любовь возникает иразвивается вопреки здравому смыслу и логике, будто она в принципе иррациональна.Но нет, не в капризе сердца тут суть. Мудрая проницательностьи удивительная точность интуитивной оценки любимого, озаряющие сердце и разум предчувствиемсчастья, не противоречат разумности. интуиция есть просто скрытая и очень быстрая логика. Вопрос, за что люди любят друг друга, не следует третировать как неуместныйи нетонкий.
Это необходимый вопрос.В его решениях господствует предельная неясность.Сказать, что любовь есть взаимное тяготениек душевным и физическим качествам друг друга или что любят только за высокие проявлениячеловеческого в человеке, значит либо свести объяснение к общим местам, либо сказатьзаведомую неправду. Мировая литература описала и исследовала тысячи вариантов любви,но смогла выделить лишь единственную общую ее черту – требовательную избирательность.
И все же перспективное для философского подхода упорядочение представляется возможным.Любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качестваодного восполняются, нейтрализуются или исправляются качествами другого. Но любяти по подобию, по тождеству характеров, интересов и пр что умножает стойкость любящихв суровых обстоятельствах жизни. Перед нами антиномия, контурно обрисовывающая глубинноепротиворечие и указывающая на некий закон любви, который еще предстоит раскрытьв ее бесчисленных проявлениях.Мы приблизились к вопросу о свободе и необходимостилюбви. Художественная литература и искусство показывают, что любовь не терпит никакогонасилия, никакой внешней зависимости и диктата. Принудить к браку или сожительствуили купить их – вполне возможно. Любовь неподкупна. Любовь находит тысячи путей,чтобы вырваться из плена, она – сфера особого рода свободы,
в чем видится одна изпримет ее глубинной сути. Ее свобода и ее необходимость – в ней самой. Ведь и помимоматериальных соображений, не трезвость выбора, а искренность чувства, освещеннаяинтеллектуальным пониманием, составляет высшее нравственное достоинство любви.Свобода любви естественно выражается в богатстве еепроявлений. Доминанты восхищения, жалости, преклонения, даже тщеславия, придающиелюбви разнообразие индивидуальных
окрасок, являются такими формами избирательностилюбовного чувства, которые, по существу, чужды ошибок и ослепления. К заблуждениюможет привести именно рассудочная оценка душевных и иных качеств другого человека,и стоит заметить, что если страсть, физическое влечение сами по себе не исключаютрассудочности, то подлинная любовь отвергает ее. Непосредственно-интуитивное чувствонаправлено прежде всего на потенциальные духовные возможности любимого – пусть дажеим никогда не суждено реализоваться.
Возьмем самые крайние, экстремальные случаи. Взбаломошность,неуравновешенность, бесконечные капризы падшей и очаровательной Манон Леско гибельныдля любящего ее кавалера де Гри . Но он чувствует, что за всем этим скрыто неизмеримоедуховное богатство, тоска но настоящей любви, по материнству, и остается вернымМанон, несмотря ни на что Манон Леско Прево . Беззаветная любовь прекрасныхи нравственных женщин к осужденному молвой Дон Жуану тема многих романов, драм,опер, произведений живописи, начинач со средневековья и до нашего времени на первыйвзгляд необъяснима. В действительности она предопределена не столько его роковой внешней привлекательностью, сколько широтой и твердостью натуры, не склонившейсяни перед обычаем и общественным мнением, ни перед законом, ни перед тотальным господствомрелигии и угрозой вечной гибели души Манон Леско и Дон Жуан взыскуют счастьеи обещают его другим.
Но дать не могут. В тщетной погоне за полнотой физического,умственного и нравственного совершенства, расколотого на части в разных мужчинахи женщинах, они и сами несчастливы. Главная вина за то, что их человеческие возможностиприобретают извращенный вид, а чувство любви преломляется в игру бесчестных уловок,лежит не на них самих, а на общественных обстоятельствах – в данном случае эпохираспада европейского феодализма.Перед нами еще одна антиномия любви – противостояниенеисчерпаемых
возможностей человека и их усеченной реализации в жизни. Это возвращаетк проблеме устойчивости, единственности, наконец, вечности любви – но уже в иномракурсе.Чувство любви существовало не всегда, оно есть продуктистории. Стендаль назвал его чудом цивилизации. Сотни тысяч лет люди на земле воспроизводилисебе подобных. Сексуальная эмоция бросала одного питекантропа в объятия другого,то же было и с их потомками неандертальцами.
Но эволюция меняла чувственный спектрчеловека. И примерно пять тысяч лет назад – так полагают ученые – мы осложнили себежизнь феноменом любви. Жена бога Осириса Изида, воскресившая слезами усопшего мужа,считается родоначальницей всех любящих.Но придя на смену животной привязанности первобытныхлюдей к особи или особям противоположного пола, любовь была куплена дорогой ценой.По мнению классиков марксизма, начало цивилизации совпало с первым классовым угнетениеми с порабощением женского пола мужским. Рабство и любовь! Несовместимые по сути,они парадоксально слились воедино не только в рабовладении, но и в феодальном, вкапиталистическом обществе. В этих условиях любовь – ради своего сохранения – вынужденабыла укрываться от контроля. И с самым скромным успехом. В Страданиях юного Вертера Г те или в Блеске и нищете куртизанок
Бальзака показано, как полное, всезахватывающеечувство молодой любви, осужденное общественным мнением, переходит в предельно трагическуюфазу. Безвозвратная утрата любимого существа толкает Вертера и прекрасную Эстерк тому, чтобы предпочесть смерть отныне пустой жизни. Но за этим решением стоитне от них зависящий безапелляционный приговор их конец по существу насильственен.Однажды появившись, любовь прочно заняла свое местов жизни.
Ее обожествляли и проклинали, в ее честь возводили дворцы и храмы, ее сажалив тюрьмы и сжигали на кострах. Затем одумывались, собирали пепел и вновь поклонялись.В двадцатом веке, когда люди стараются все явления систематизировать, не избежалаэтой участи и любовь. Психологи выделили и определили шесть разновидностей, шесть цветов любви.Первая встреча с любовью у человека бывает в возрастераннем, лет в одиннадцать-тринадцать.
Как-то ни с того ни с сего давно знакомыйгражданин в веснушках и с оттопыренными ушами или похожая на вешалку для собственнойодежды смешливая гражданка начинают привлекать чье-то внимание. Одной девочке почему-тохочется во время перемены случайно задеть рукой гражданина. А одному мальчику- гражданку за косу дернуть, если таковая имеется. Вот это неожиданно возникшеевлечение и есть первый, робкий еще признак проклевывающегося чувства. Любовь всегданачинается с влечения, как уже говорилось выше. Что-то такое замечаем мы в другомчеловеке, что заставляет нас думать о нем, тревожит. Цвет любви, о котором идетречь, называется агапэ. Тревога, мучительная и в то же время радостная,свойственная агапэ, поднимает подростка над самим собой, делает духовно богаче,помогает взрослеть.Агапэ – чувство асексуальное, не секс верховодит.
Природа хранит юную душу от похоти. Но вслед за ним приходит к человеку любовь нового цвета – эрос. Стихия, а не чувство. По силе эмоционального воздействияничто на земле не может сравниться с эросом. Эрос – это настоящая страсть, она захватываетчеловека целиком, лишает его возможности рассуждать, потому и носит это чувствоназвание безрассудная любовь . Быть вместе, никого не видеть и не слышать, обовсем на свете забыть хотят люди, охваченные эросом. При эросе поступками движетистинная половая любовь, высшая
степень доверия между женщиной и мужчиной.В романе Стендаля Красное и черное Матильда с душевнымтрепетом признается в любви Жюльену Сорелю Я отрекаюсь от своего разума – будьмоим повелителем! Существует на свете и людус, любовь-игра.Нет при людусе ни глубины чувств, ни настоящей преданности, нет тревоги за себяи любимого человека, не цвет, а расцветочка, пестренький ситчик чувств, дешевенькийи
общедоступный. Сегодня ты со мной, завтра с другим, послезавтра мы снова вместе,и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в которую играют все, кому нелень. И тем не менее это – любовь, потому как начинается людус с влечения. Нравится решает про себя юноша или девушка и делает шаг навстречу человеку, котороговыделил из всех. Бывает людус веселый, озорной, шутливый, вроде детской полузабытойигры в прятки и хочется выскочить из укрытия собственных представлений о том, чтотакое хорошо, что такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно,и как-то по-особому тепло с этим человеком. Но, с другой – при расставании тоскане гложет. Одно время людус даже был в моде, считался современным видом межличностныхотношений. Но потом люди стали постепенно уставать от дешевки, все больше жизненногопространства в человеческом сообществе отвоевывало себе микрообщество
Ты и Я .Людус притупляет чувство, оно не развивается вглубь, качество отношений подменяетсяколичеством партнеров, не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.Психологические разновидности, цвета любви могутпереходить друг в друга, видоизменяться. Углубляться или, напротив, затухать, становитьсяповерхностнее. Людус, кстати, иногда бывает прелюдией эроса.При прагме, рассудочной любви, рядомс влечением, эмоцией,
страстью, стоит верный страж – сознание. Прагма не отличаетсяразнообразием эмоциональных оттенков. Человек встречает привлекательного партнера,испытывает к нему или к ней легкое влечение и сейчас же начинает анализировать А сколько зарабатывает ее отец? , А его бабушка согласится отдать нам квартиру? и так далее, и так далее. Скучно это, но некоторым нравится.Мания – любовь-тревога,любовь-тоска.
Мания – чувство чрезвычайно опасное, изматывающее, иссушающее. вечнаянеуверенность в себе, в любимом, ревность, недоверие. Большое терпение надо иметь,чтобы понять, а то и простить мучимого манией.Сторге – любовь-дружба.Это когда все ясно, хорошо, спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге – само доверие,сторге – с улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге – терпеливое чувство. Сторге имания – в какой-то степени антиподы. Мания – постоянное беспокойство любит – нелюбит? Меня – не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.Итак, начинается любая любовь с влечения, страсти.И только постепенно, проходя через сознание, она превращается в чувство. Хотя надочестно отметить, что некоторые люди так до него и не дорастают. В лучшем случаеони могут позволить себе общедоступный людус или пресную прагму.
Живая индивидуальность любви, пусть даже в особыхсоциальных обстоятельствах ее развития, для философии в отличие от искусства естьвоплощенная абстракция. Это определяется конкретной целью философского исследования.Опираясь на массовидные проявления и условия жизни любви, разветвленными корнямисвоего древа уходящей в глубины общественной почвы, на трагические уроки ее многовековогокрестного пути, отображенного литературой
и искусством, философия следует от ееиндивидуальных значений, то особенного и типического к ее общей социальной значимостии функциям, к пониманию ее общественных противоречий. Конкретность любви для философиидолжна приобрести вид всеобщего и всесторонне объясненного социального чувства иотношения.Любовь – маленькое, но сложно устроенное государство.Тут возможны всякие формы отношений и демократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм,и даже, к сожалению,
деспотия. Но при одном условии если форма эта принята добровольно.Нет ничего печальнее и безнадежней, чем долгая изматывающая борьба за власть.В начальную, самую праздничную пору любви каждый изнас с удовольствием подчиняется капризам любимого существа, искренне и вдохновенноиграет в раба. Счет обидам еще не начат, вопрос кто кого? еще не стоит. Мы уступаемдруг другу радостно, как уступают ребенку в беге наперегонки.
Но ссора, другая – и кончился праздник. А в будниуже не до игры.И вот каждый обиженно и скандально требует то, чтоему недодано.А ведь любовь – это когда я забочусь о тебе, а тыобо мне. Любовь – не для эгоцентриков.А сильная любовь- это эксперимент на себе. Любящийбесстрашно и самоотверженно доходит порой до той ступени самоотдачи, за которойлюбовь становится тягостной для одного и гибельной для другого. Джульетта, Вертер,цвейговская Эдит невольно испытывали предел эмоциональных возможностей человека,как космонавт или врач изучают предел возможностей физических. Никто из них не хотелумирать. Но все они шли по краю пропасти – и сорвались.Но я категорически против самоубийств. Прекрасно понимаюродителей, которые уговаривают детей любить разумно, не рискуя ни репутацией, низдоровьем,
ни тем более жизнью. Девичья честь, проверка чувств, серьезное отношениек браку – все к месту, все так. Но, увы, не меньше, чем эти проверенные правила,человечеству нужны исключения из них. Нужна девочка, ищущая яд на губах мертвогоРомео.Мученики и герои любви, как ученые, как великие мореплаватели,рискуя и жертвуя собой, прокладывали путь к неведомым материкам человеческих отношений.Безумная Офелия бросалась в реку, несчастный Вертер хватался за пистолет,
Анна Каренинападала на рельсы а человечество, обогащенное их горестным опытом, становилосьчуть-чуть счастливее. Список литературы 1. Василев К. Любовь. М. Прогресс, 1992.2. Василев С. Психология любви. М. Интерпринт,1992.3. Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются М. Просвещение, 1989.4. Рюриков Ю. Три влечения. М.
Прогресс,1984.5. Соковня И. Бессонница в ожидании Любви.М. Просвещение, 1992.6. Фромм Э. Искусство любви. Минск Полифакт,1990.