О налоговой системе республики Чад

Якуб Махмат Малик, (Республика Чад) аспирант кафедры
“Налоги и налогообложение”

Современная
налоговая система в Республике Чад еще сохраняет многое оставшееся в наследство
от колониального режима.

Общие
принципы построения налоговой системы в стране определяет пакет законодательных
документов, принятых парламентом Республики. Налоговое законодательство
построено в большинстве случаев по образу бывшей метрополии (французской).
Система налогообложения применялась для иностранных предприятий и внедрялась
французской администрацией.

Налоговая
система Чада складывалась в колониальный период. Но исторические ссылки
свидетельствуют, что взимание налогов существовало и в предколониальную эпоху,
во многих странах Центральной Африки уже применялись простейшие формы налогов.
Они обслуживали так называемых монархов, королей, наместников округов и т.д. В
период колонизации налоги имели другую форму.

Если
рассматривать практику формирования налогов, то в развитии системы
налогообложения Чада можно выделить три этапа:

феодальная
система налогообложения – так называемая “система взносов”;

метропольная
(французская) система налогообложения, или налоги метрополии;

современная
система налогообложения.

Чтобы
лучше понять современную систему налогообложения Чада, надо обратиться к ее
истокам, поскольку налог имеет не только экономический аспект, но он также
элемент истории народа.

*
* *

По
историческим источникам, до колонизации Чада Францией в стране существовали два
вида налогообложения: так называемая феодальная система налогообложения в
анимистической части страны (* Район, где проживают анимисты (от лат. anima,
animis – душа дух) – приверженцы местных традиционных верований) и налоговая
система исламской зоны, которая имела определенные различия в зависимости от
региона.

В
южном Чаде, населенном различными племенами, административная власть
отсутствовала. В то время не существовало ни имущественного права, ни налоговой
системы. Это было общественное сосуществование различных групп населения,
живших без каких-либо социальных иерархий.

Конечно,
в некоторых зонах, где образовывались так называемые советы вождей племен,
население платило “подати” в трех формах:

натуральным
продуктом при сборе урожая, охоте, рыболовстве или торговле;

отработкой
в виде барщины;

в
денежной форме при различных штрафах, а также при оказании услуг.

Платежи
осуществлялись в добровольном порядке и носили форму пожертвований, представляя
собой своего рода символ единения.

А
в среднем и северном Чаде под воздействием ислама возникли государственные
образования восточного типа с центральной административной властью, где все
основывалось на Коране. Это Вадаи, Багирми и Канем. Чтобы учитывать все расходы
(внешние и внутренние), существовала развитая налоговая система, включавшая:

налог
с имущества (собственности), так называемый “закат”,
“фатра” и “милостыня” (благотворительность).
“Закат” платили физические и, как сказали бы мы сейчас, юридические
лица от их годовых доходов, а “фатра” касалась только физических лиц.
Эти платежи были обязательны для каждого мусульманина. “Милостыня”
поступала от физических и юридических лиц, но добровольно;

обыкновенные
налоги, взимавшиеся у плательщика с калыма (une dote) при заключении брака, при
охоте, уборке урожая, а также судебные штрафы;

косвенные
налоги, взимавшиеся с погонщиков, приезжих, а также иностранных коммерсантов,
занимавших место (площадь) на рынке и т.д.

Таким
образом, феодальная система налогообложения активно использовалась в Чаде до
его колонизации Францией.

*
* *

В
современном понимании налоговые системы в странах Центральной Африки, в том
числе в Республике Чад, начали складываться в условиях колониализма. Вначале
французская администрация собирала прежние налоги – преимущественно в
натуральном виде, чтобы обеспечить потребности своей военной администрации.

В
это время налогообложение в Чаде, как и в большинстве стран Центральной Африки,
было невелико, эти налоги не были прогрессивными и взимались по очень низким
ставкам. При максимальной ставке они не являлись средством мобилизации
ресурсов, выполняя чисто коммунально-хозяйственные функции.

В
самом начале нынешнего века стали разрабатываться новые принципы
налогообложения. В связи с подчинением Чада метрополии широкое распространение
получили современные виды налогов, которые внедрялись французской властью с
1902 г. Она ввела налог на пособия, рыночный сбор, сбор с владельцев скота и
домашних животных. В таком же порядке был введен подушный налог. Данные налоги
выполняли не столько фискальную, сколько важную социальную роль. При отсутствии
денег для уплаты налогов население выполняло в счет налогов строительные работы
(дороги, дома, городские постройки и т.д.). Налоги, таким образом, выступали
средством привлечения населения Чада к работам в пользу французских военных:
чтобы уплатить налоги, население должно было наниматься на работу за заработную
плату, труд за деньги становился необходимостью. Это были прямые налоги,
имевшие простую форму исчисления по твердым ставкам. Все эти налоги
выплачивались в пользу местных бюджетов.

Через
некоторое время французская военная администрация была заменена гражданской.
Задачей последней стало создание максимально благоприятных условий для
функционирования иностранного капитала. Усиление экономической эксплуатации
колоний потребовало совершенствования системы налогообложения. В этот период
резко возросли текущие расходы страны, расходы на экономическое развитие,
причем многие из них, ранее финансировавшиеся метрополией (французской), стали
покрываться из внутренних источников. Французская администрация пыталась
переложить бремя своих расходов на население колонии Чад и другие страны
Центральной Африки.

Возникла
необходимость соответствующего увеличения доходов бюджета французской
администрации. Это достигалось за счет налогов, дававших в то время
стопроцентное поступление в бюджет. Повысилось внимание к расширению сферы
налогообложения, возросла роль налогов на внутреннюю торговлю.

В
дальнейшем Франция постепенно вводила в Чаде, как и в других колониях, более
современные виды налогов. Эта новая система именовалась метропольной
(французской) системой налогообложения, которая имела финансовое, социальное и
экономическое обоснование.

С
расширением колоний повышались затраты на содержание администрации и армии,
поэтому после 1920 г. метрополией были введены и другие налоги – подоходный
налог, налоги на неторговые предприятия, на прибыль промышленных и торговых
предприятий, регистрационные и гербовые сборы, сборы за патенты, лицензии и
т.д. Они взимались в пользу торговой палаты и коммунальных (местных) бюджетов.
Дополнительно взимались также налоги в бюджет федерации Французской
Экваториальной Африки (ФЭА) – налоги на импорт и экспорт товаров, на
потребление, ввозные и вывозные пошлины, хранение товаров на складах и т.д.

Таким
образом, французская администрация постепенно заменила феодальную систему
налогообложения новой системой, которая активно применялась в современном Чаде
до получения им независимости (1960 г.). Изучение становления системы
налогообложения необходимо, чтобы, с одной стороны, лучше понимать ее
закономерности, а с другой – определить вклад французской метрополии в
разработку системы налогообложения и ее развитие.

*
* *

После
провозглашения независимости Республики Чад налоговое законодательство отнесено
к компетенции высших органов государственной власти. Это положение закреплено
не только в конституции Чада, но почти во всех конституциях освободившихся
франкоязычных стран. В основе системы налогообложения Республики Чад лежат
общие принципы налогового кодекса франкоязычных стран. Например, в Чаде
действуют общие положения кодекса, касающиеся либо отдельной группы налогов,
либо всех налогов. Налоговое законодательство Чада состоит из трех частей:
налоговый кодекс, таможенный кодекс и так называемый регистрационный, или
гербовый кодекс. Субъектами налогообложения являются физические, юридические
лица и приравненные к ним различные коммерческие организации и предприятия.
Налоги Республики Чад введены по различным основаниям. Ввиду ограниченности
финансовых ресурсов налоги рассматриваются как важный показатель процесса
развития экономики. По своей структуре налоги Республики Чад делятся на большие
группы: прямые и косвенные, а также местные. Критерием такого деления является
способ их изъятия. Прямыми являются те налоги, при уплате которых
налогоплательщик непосредственно вступает в налоговые правоотношения с
государственными органами, между ними нет посредников. К косвенным налогам
относятся такие, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта:
два плательщика и государство. Фактическим плательщиком выступает покупатель,
юридическим – производитель или продавец товара, который в финансовых органах
зарегистрирован в качестве плательщика налога. Таким образом, уплата налога
производится косвенно через цену товара.

Прямые
налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные.

К
реальным налогам, действующим в Республике Чад, относятся доходы от недвижимого
имущества, налог на операции с ценными бумагами и др. Наиболее состоятельные
лица перекладывают значительную часть реальных налогов через арендную плату на
мелкого труженика. Тяжесть реальных налогов особенно велика для крестьянина.
Надо также заметить, что налог на ценные бумаги пока не играет важной роли
ввиду слабой развитости кредитно-денежных отношений.

Личные
прямые налоги – налоги на доход или имущество физических лиц, взимаемые у
источника дохода или по декларации. Личные прямые налоги уплачиваются с
действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность
населения. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог на
имущество, переходящего в порядке наследования или дарения, и др.

В
прямом налогообложении Республики Чад самым значительным и наиболее
распространенным выступает подоходный налог. Он взимается как с граждан, так и
с предприятий (налог на заработную плату, на некоммерческую деятельность, на
доходы от торгово-промышленной деятельности, на доходы от движимого и
недвижимого имущества, гражданский налог и т.д.). Плательщиками подоходного
налога в стране являются торговцы, кустари, ремесленники, частные
предприниматели и пр. С налогоплательщиков подоходный налог взимается по
годовым ставкам в размере от 20 до 65% в зависимости от размера их дохода и
вида деятельности. Ставка налога зависит также от семейного положения
плательщика (холост, женат, вдовец) и т.д. Здесь доход делится на части
согласно числу членов семьи. К каждой части применяется прогрессивная шкала,
после чего определяется сумма налога. В целом для семьи такая система подсчета
налога достаточно сложна и практически затрудняет применение налоговых
деклараций. Лучше разбираются в этом рабочие и служащие относительно крупных
компаний.

Но
в настоящее время фискальное значение подоходного налога с граждан в стране
невелико, удельный вес в бюджете незначителен. Например, прямые налоги в
бюджете Чада составили в 1994/95, 1995/96, 1996/97, 1997/98 финансовом году
соответственно 25,95%, 18,22%, 16,29%, 15,75% от всех внутренних доходов. Здесь
надо заметить, что более 4/5 подоходных налогов поступает из столицы Чада.
Главная причина – низкий уровень доходов подавляющего большинства населения и
его неграмотность. К тому же в стране достаточно высок необлагаемый минимум. Он
практически исключает из налогообложения не только слои населения с низкими
трудовыми доходами, но даже и средние слои общества. Что касается налога с
капитала, то он не имеет широкого применения в Чаде ввиду экономической
отсталости и недостаточного развития кредитно-банковской системы. Это свойственно
не только Чаду, но и большинству стран Центральной Африки.

Гражданский
налог ранее в течение долгого времени назывался подушным налогом, которым
французская власть облагала население Чада, как и других франкоязычных стран
Африки, в целях изъятия доходов и стимулирования работ по найму. В условиях
колониализма данный налог вынуждал население Чада трудиться в качестве наемной
рабочей силы. Это была единая фиксированная сумма платежей, не связанная с
размерами доходов. Он до сих пор действует как в Республике Чад, так и в
некоторых странах Африки. Этим налогом облагается “душа”, то есть
физическое лицо, независимо от дохода или имущества. Плательщиками являются,
как правило, только мужчины. В настоящее время социально-экономическое значение
подушного налога изменилось, его фискальное значение теперь невелико, и он
скорее выполняет функции административного характера, позволяя учитывать
население в городах и других местностях и его передвижение. Исчисляется он по
твердым ставкам каждого года, взимается местной администрацией (агентами
супрефектур). Однако многие налогоплательщики скрываются от этого налога, хотя
и могли бы его платить. Например, если в 1995 г. от всех бюджетных доходов
подушный (гражданский) налог составлял 3,14%, то в 1996 г. – 0,85%, в 1997 г. –
0,35% , в 1998 г. – 0,36 % и в 1999 г. – 0,56%.

Прямые
налоги включают в себя отчисления от прибыли промышленных и торговых
предприятий, поступления от общего подоходного налога, налоги на прибыль
неторговых учреждений и объединений. Государственные предприятия всю чистую
прибыль отчисляют в доход государства.

Ставки
налога на прибыль дифференцированы в зависимости от характера деятельности
предприятий (сельское хозяйство – 25% и промышленность – 45% от балансовой
прибыли).

Надо
сказать, что подоходный налог является сложным для исчисления, его взимание
нуждается в квалифицированных кадрах и сопровождается существенными расходами.
Представляется также, что подоходный налог необходимо дополнить налогом на
доходы от капиталов в денежной форме. Также сгруппировать некоторые налоги и
отменить другие.

Одной
из важнейших особенностей налоговой системы Республики Чад является
преобладание косвенных налогов, которыми облагаются зрелищные, транспортные
услуги, сфера бытового обслуживания. К косвенным налогам относятся также
фискальные налоговые монополии и таможенные пошлины. Они составляют
значительный удельный вес в доходах бюджета.

Косвенное
обложение в бюджете Чада составило: в 1989/90, 1990/91, 1991/92, 1992/93,
1993/94, 1994/95, 1995/96 и 1996/97 финансовом году соответственно 77,2%,
53,1%, 53,5%, 53,8%, 47,8%, 41,7%, 49,7%, 55,2% от всех бюджетных доходов.
Косвенные налоги в виде импортных и экспортных пошлин, налога на импорт,
налогов на потребительские товары национального производства поступают в бюджет.
В то же время в Чаде и некоторых других странах Центральной Африки в составе
косвенного налогообложения возрастает роль акцизов.

В
налоговой системе Чада предусмотрены также местные (коммунальные) налоги,
которые уплачиваются физическими и юридическими лицами и поступают в местные
органы власти. Эти налоги чрезвычайно разнообразны. Современная система местных
налогов состоит из нескольких основных видов налогов, а также дополнительных
пошлин, взимаемых в пользу ряда государственных учреждений и некоторых
организаций (торгово-промышленная палата, палата ремесел, сельскохозяйственная
палата и др.)

Виды
коммунальных налогов:

земельный
налог на застроенные участки (ставки: в столице – 12%, за ее пределами – 11% от
стоимости аренды земли);

земельный
налог за незастроенные участки (ставки: в столице – 21%, за ее пределами –
20%).

патентный
сбор – разовый сбор. Ставки дифференцированы и распределены по группам в
зависимости от предполагаемой деятельности:

группа
А: в административном центре – от 6075 афр. фр. (* Условное наименование
денежной единицы ряда африканских стран – франка КФА (Franc de la cooperation
en Afrique Centrale – CFA-Franc), франк финансового сотрудничества в Африке. С
1994 г. 1 франк КФА со-ставляет 0,01 франц. франка) до 438 750 афр. фр.; за его
пределами – от 3035 афр. фр. до 386 100 афр. фр.;

группа
В: в административном центре – от 4500 афр. фр. до 112 000 афр. фр.; за его
пределами – от 4455 афр. фр. до 75 000 афр. фр.;

лицензионные
пошлины: в административном центре от 2200 афр. фр. до 165 000 афр. фр.; за его
пределами – от 2000 афр.фр. до 150 000 афр.фр.;

налог
на недвижимое имущество (налог с госсобственности):

аренда
жилья – 3200 афр. фр.);

коммерческие
учреждения: с физический лиц – 10 000 афр. фр., с юридических лиц – 25 000 афр.
фр.;

сбор
в сфере развлечений: за продажу билетов – от 15% до 30% цены билета; за
помещения (кинотеатры, цирки и др.) – 10% от годового дохода; бары, кабаре и
т.д. платят от 4000 афр. фр. до 240 000 афр. фр.

В
1995 г. налоговый сбор в местный (коммунальный) бюджет от всех налоговых
поступлений страны составлял 1,60%, в 1996 г. – 1,71%, в 1997 г. – 1,12% и в
1998 г. – 2,08%.

Ставки
налогов фиксируются советами местных органов власти (коммунальные советы) при
определении их бюджетов на будущий год с учетом размеров денежных средств,
которые они рассчитывают получить, однако эти ставки не могут превышать ряда
ограничений. Окончательные ставки утверждаются государственной властью
(комитетом Министерства финансов).

*
* *

За
последние 40 лет в налоговой системе Республики Чад произошли изменения,
отражающие предложения западных экспертов. Они были ориентированы на уровень,
установившийся в некоторых странах Западной Европы. Например, в Республике Чад
ставки налогов на прибыль предприятий увеличились с 25% облагаемой налогом
прибыли в 1963 г. до 45% в 1998 г. Были увеличены также и ставки других видов
налогов и сборов.

Налоговые
поступления, как важнейший метод формирования финансовых ресурсов в
государственном секторе, увеличиваются относительно медленными темпами. В
доходах бюджета Чада они очень низкие по сравнению с другими странами
Центральной Африки. Поэтому до сих пор страна зависит от внешней помощи. Одним
из основных факторов, ограничивающим абсолютные размеры налоговых поступлений в
стране, является низкий уровень национального дохода (например, в период с 1990
по 1997 г. валовой внутренний продукт на душу населения колебался в пределах
около 200-300 дол.). Рост налоговых поступлений сдерживается также из-за
преобладания полуфеодальных порядков, в результате чего значительная часть
прибавочного продукта присваивается эксплуататорской прослойкой общества. К
тому же сбор налогов осложняется слабой организацией финансового аппарата,
неудовлетворительностью бухгалтерского учета, трудностями подсчета доходов населения
и предприятий, недостаточной квалификацией налоговых чиновников и частично их
недобросовестностью.

При
определении фискальной эффективности налоговой системы должен учитываться
социально-экономический аспект налоговой политики. В государстве сейчас эта
политика непоследовательна, противоречива, зачастую носит двойственный
характер. Медленная перестройка социально-экономической структуры и налоговой
системы обусловливает недостаточность фискальных поступлений. Определенную роль
играет и географическое положение Чада – страна расположена в глубине
Африканского континента, не имея выхода к океану.

Важной
составной частью налогового механизма является управление налогами, включающее
в себя, в частности, учет доходов налогоплательщиков, начисление и сбор
налогов, контроль за их уплатой. Для всех центральноафриканских стран, в том
числе и для Республики Чад, совершенствование системы управления налогами имеет
особое значение, так как уклонение от налогов достигло в них чрезвычайно
высоких размеров.

Что
касается косвенных налогов, то они непосредственно не связаны с доходом или
имуществом плательщика. Государство, по существу, становится участником
распределения новой стоимости, заявляя о своих правах на часть этой стоимости в
момент реализации товаров и услуг. Надо отметить, что косвенное налогообложение
на предметы широкого потребления отличается несправедливостью, оно своей
тяжестью ложится на бедноту, создавая привилегии для богатых.

К
косвенным налогам относят налоги на внешнюю (таможенные пошлины) и внутреннюю
торговлю, акцизы, налог с продаж.

Вследствие
того, что таможенные пошлины на экспорт зависят от цен на мировом рынке, от
объема экспортируемой продукции и других причин, невозможно предусмотреть
точный потенциал источника доходов. С развитием промышленности в странах
Центральной Африки и реформированием организации СЕМАК изменилась структура
импорта, повысилась доля оборудования, облагаемого по льготным ставкам, что
привело к потере части таможенных пошлин (доходов). Сокращению доходов от импортных
пошлин способствовало также введение высоких протекционистских ставок (60-70%)
на ввоз тех товаров, производство которых намечено развить внутри стран-членов
СЕМАК. Эти государства стали искать новые источники доходов путем развития
внутренних косвенных налогов.

Различают
два основных вида налогов на внутреннюю торговлю – акцизы и общий налог на
продажу или налог с оборота. Для каждого конкретного вида подакцизного товара
применяется отдельная ставка акциза. Большая часть подакцизных товаров в равной
мере необходима для всех слоев населения. Поэтому налоговое бремя (доля налогов
в доходах) распределяется между представителями эксплуататорской прослойки и
трудящимися, уровень доходов которых чрезвычайно низок.

Необходимо
признать, что в условиях низкой эффективности прямого обложения в Республике
Чад и в остальных странах Центральной Африки внутренние косвенные налоги часто
являются единственным инструментом, позволяющим мобилизовать доходы от
значительной части населения. Однако прогрессивность налогообложения должна
достигаться путем увеличения вклада в государственный бюджет наиболее
состоятельных членов общества.

В
Республике Чад, как и в большинстве франкоязычных государств континента,
используется налог на оптовую торговлю, главным образом на стадии реализации
товаров производителями или импортерами. Этот налог более прост в изъятии и не
представляет больших сложностей при обложении импортных товаров, реализуемых на
внутреннем рынке, поскольку они регистрируются при прохождении через таможню. В
Республике Чад используется налог на добавленную стоимость, в некоторых
франкоязычных странах применяется налог с продаж, построенный по образцу
существовавшего во Франции до 1936 г. налога на производство.

Достоинство
налога с продаж по сравнению с акцизами заключается в том, что он применяется к
более широкому кругу товаров. Обложение этим налогом импортных товаров дает
возможность ввести некоторые элементы прогрессивности в систему косвенного
налогообложения за счет дифференциации ставок на предметы потребления различных
групп населения. Здесь можно заметить, что по отношению к налогу на розничную
торговлю и на добавленную стоимость дифференциация в структуре ставок должна
быть сокращена до минимума, предпочтительнее ввести одну общую ставку и
несколько льгот.

В
целом можно сделать вывод, что система прямых и косвенных налогов в Республике
Чад, как и в остальных странах Центральной Африки, еще несовершенна. Поэтому
государство должно принять ряд мер, направленных на изменение структуры
налоговых поступлений. Дальнейшая перестройка налоговой системы связана с
проведением социально-экономических преобразований, а диверсификация источников
налоговых поступлений зависит от совершенствования их структуры, от характера
проводимой экономической политики. Налоговая система, включенная в систему
государственного регулирования, сама способна стимулировать проведение тех или
иных реформ и быть инструментом их осуществления.

Список литературы

Code general des impots (tome I et
III). Tchad, CHKPY. 1995-1997.

Precis de la fisccalite tchadienne.
N’Djamena, 1994.

Guide fiscal du Tchad
“FIDAFRICA”. N’Djamena, 1997.

Nouveau regime fiscal et douanier
(CEMAK). Bangui-RCA, 1997.

Le code des investissements. Tchad,
1987.

Maillard D. La redevance coutimiare
du Tchad. C.H.E.A.M, Paris, 1951.

Ardant G. Theorie sociologique de
l’impot serpent. Paris, 1965.

Fotsing Jean Baptiste. Le pouvoir
fiscal en Afrique. Paris, 1995.

Kossi Djohongana Gatanadji. La
fiscalite et l’investissement au Tchad. Paris, 1991.

Tchad – partenaire economique.
France, 1996.

Connaissance sur le Tchad.
Bernes-Suisse, 1996.

Сагоан
Л.Ю. Республика Чад. М., 1993.

Сорокина
С.Ю. Проблемы экономического развития Республики Чад. М., 1973.

Африка
(Энциклопедический справочник) / Под ред. Ан.А. Громыко. Т. 2. М., 1987.

Козырин
А.Н. Таможенное законодательство стран Африки. М., 1996.

Новикова
О.Б. Страны Тропической Африки: налоги, стратегия развития и экономический
рост. М., 1991.

Осинов
Ю.М. Африка южнее Сахары. М., 1993.

Уразова
Е.И. Налоги и экономический рост в развивающихся странах. М., 1981.

– Annuaire statistique (42-e
edition). N.Y., 1997.

– Taxation in sub-saharan African
IMF. Washington, 1993.

– African development indicator –
1999/2000.

– Les journaux N’Djamena hebdo – №
227/1996 et № 7/1997.

– Jeune Afrique Annuaire (le
continent african). Samir Ghardi. Paris, 1997.

– Marches tropicaux et
mediterraniens № 2714 et № 2741/1997, № 2757 et № 2759/1998.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.vestnik.fa.ru/

Дата добавления: 09.01.2007