О подготовке преподавателей к профессиональной
деятельности в условиях информатизации высшего образования
П. И. Образцов
Одной
из острых проблем современной высшей школы является проблема подготовки
преподавательского состава к работе в условиях информатизации образования.
Немаловажным для ее решения является само отношение педагогов к информатизации
педагогического процесса. Как показал экспресс-опрос преподавателей трех
ведущих вузов силовых ведомств РФ, значительная часть респондентов (до 70 %)
склонна рассматривать ее только с позиции внедрения ЭВМ в систему вузовского
образования.
На
наш взгляд, это весьма упрощенное и одностороннее понимание сущности проблемы,
которое и является одним из основных препятствий в ее разрешении.
Она
же заключается в создании принципиально новой дидактической модели обучения,
предполагающей оптимальное информационное взаимодействие педагога и студента, а
также студента и ЭВМ в учебном процессе вуза.
Результаты
экспериментального обучения с применением в нашем вузе концепции
информационно-технологического обеспечения учебного процесса [1,2] по целому
ряду циклов дисциплин свидетельствуют, что уже сегодня в условиях
информатизации обучения существенно изменяются роль, место и задачи как
педагога, так и обучающихся. Все это, соответственно, влечет за собой
преобразование основных компонентов учебного процесса: меняется характер совместной
деятельности его субъектов; соотношение дидактических функций, реализуемых в
системе “преподаватель ЭВМ обучающийся”; усложняются программы и
технологии преподавания дисциплин; видоизменяются методы и формы проведения
учебных занятий. При этом схема “человек-компьютер” обладает
достаточно высокими возможностями и способна предложить принципиально новые
подходы к решению отдельных задач учебного процесса, отличные от традиционных.
Важно
отметить, что роль преподавателя в условиях информатизации обучения остается не
только ведущей, но и еще более усиливается. Это связано с тем, что педагог
осуществляет ее в новой педагогической среде, характеризующейся использованием
современных информационных средств. Наряду с этим, преподаватель получает
возможность расширить спектр своих воздействий на обучающихся через новую
стратегию педагогической деятельности, изначально заложенную в реализуемую
информационную технологию обучения. В этих условиях характер его труда
меняется. Педагогу приходится, во-первых, проектировать и конструировать
названную технологию обучения; во-вторых, разрабатывать на ее основе
дидактический информационный комплекс учебной дисциплины; в-третьих,
обосновывать логику организации педагогического взаимодействия с обучающимися
как на коммуникативном уровне, так и на уровне взаимодействия пользователей с
ЭВМ; вчетвертых, выбирать адекватные формы и методы управления познавательной деятельностью
студентов; в-пятых, разрабатывать и формировать педагогические тесты и тестовые
задания для организации контроля и самоконтроля и т.п.
Таким
образом, содержание деятельности преподавателя все в большей степени приобретает
творческий характер, что требует от него постоянного обновления своих знаний и
профессионального роста.
Важнейшим
условием эффективности профессиональной деятельности педагога в условиях
информатизации обучения становится его информационная культура. Это значит, что
преподавателю, наряду с основами педагогики и психологии, необходимо знать
возможности компьютера в своей предметной области и обладать навыками работы с
ним; иметь навыки управления познавательной деятельностью обучающихся как в дисплейном
классе, так и в период их самостоятельной работы с дидактическим комплексом
информационного обеспечения учебной дисциплины; уметь подбирать и
соответственным образом компоновать учебный материал для его реализации в
педагогических программных продуктах; в сотрудничестве с программистами или
самостоятельно разрабатывать элементы названного дидактического комплекса и
реализовывать их в учебном процессе вуза и т.п.
Вот
здесь и приобретает особую остроту проблема качества подготовки преподавательского
состава к работе в принципиально новых условиях своей профессиональной
деятельности. Дело в том, что сегодня даже в педагогических вузах подготовка
педагогов-технологов, способных решать профессиональные задачи в условиях
информатизации учебного процесса, пока не осуществляется.
И
если часть проблемы, касающаяся компьютерной грамотности будущих преподавателей,
частично решается в рамках обязательного изучения всеми студентами вузов основ
информатики и вычислительной техники согласно ГОС ВПО, то их
психолого-педагогическая подготовка остается на уровне 5-10летней давности. Об
этом свидетельствует следующий факт. Возьмите любой учебник (учебное пособие)
по педагогике и психологии высшей школы, выпущенный за последние десять лет, и
постарайтесь найти там сведения об информатизации учебного процесса в вузе, о
разработке преподавателем современных информационных технологий обучения. В лучшем
случае это будет отдельная глава, но, как правило, это только один параграф, а
то и просто упоминание о новых тенденциях в совершенствовании образовательного
процесса в современной высшей школе.
Еще
более обостряется эта проблема для ведомственных вузов, для которых подготовка
педагогов практически не осуществляется. В вузы на преподавательскую работу
приходят опытные специалисты, прошедшие хорошую профессиональную школу, имеющие
большой жизненный опыт, желающие поделиться им с молодым поколением. Но, к
сожалению, они испытывают большие трудности в своем новом качестве, не обладая достаточными
знаниями в области педагогики и психологии. Так, например, согласно
социологическим опросам, проведенным в вузах г. Москвы, в ведомственных учебных
заведениях более 90% преподавателей общепрофессиональных и специальных циклов
дисциплин и более 70% всего профессорско-преподавательского состава не имеют
базового психолого-педагогического образования.
Эта
ситуация требует особого изучения и поиска путей по ее изменению. Ведь, как правило,
названная категория педагогов начинает учить студентов так,как их самих учили
несколько, а порой и десяток лет назад.
Ни
у кого не возникает сомнения, что это проблема должна решаться на государственном
уровне, как это, например, делается в институтах повышения квалификации
школьных педагогов, которые имеются практически во всех регионах России. Но
пока проблема не решена, вся тяжесть ее ложится на плечи ректора вуза.
Справедливости ради следует отметить, что, к чести большинства российских
вузов, они с этой проблемой частично справляются.
Для
того, чтобы определить пути повышения качества профессиональной подготовки
преподавателей вуза в условиях информатизации образования, можно обратиться к
положительному опыту решения названной проблемы, накопленному в нашем учебном
заведении. В частности, согласно решению ректората, каждый новый преподаватель,
прежде чем стать к “педагогическому станку”, в обязательном порядке
проходит на факультете дополнительного образования и повышения квалификации
специальную начальную психолого-педагогическую
подготовку. Она осуществляется в отрыве от педагогической деятельности, в специальной
группе начинающих преподавателей в течение месяца. Так, например, в рамках этой
подготовки раздел “Основы дидактики высшей школы” читается в объеме
74 учебных часов. Наряду с этим, читаются курсы по методике организации учебных
занятий, проведению воспитательной работы с курсантами и слушателями, а также
организации на кафедре и в вузе научноисследовательской работы. Конечно, за месяц
подготовить преподавателя высшей школы нереально, но такая задача и не
ставится. В этот период важно дать слушателям начальные базовые знания, нацелить
их на самообразование, на созидательную деятельность, ознакомить с тенденциями
в становлении современных методов и технологий обучения.
В
результате анализа государственных требований к минимуму содержания и уровню
профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации
“Преподаватель высшей школы”, а также учебных программ, разработанных
для подготовки начинающих преподавателей, в учебном заведении пришли к выводу,
что слушатели, наряду с изучением большого объема теоретического материала,
должны приобрести в процессе обучения начальные навыки и умения по
проектированию учебного процесса.
Исходя
из этой посылки, в качестве индивидуального задания (курсовой работы) каждому
из них предлагается выбрать одну тему учебной дисциплины, которую они будут
преподавать, и спроектировать в ее рамках фрагмент технологии обучения.
Структура индивидуального задания включает в себя введение, два раздела,
заключение и приложения.
Во
введении слушатели должны были раскрыть сущность учебной дисциплины, ее целевые
установки, задачи, место в системе профессиональной подготовки выпускников
вуза, а также особенности и специфику преподавания в данном учебном заведении.
В
первом разделе индивидуального задания, который носит описательный характер,
обучающиеся обосновывают целевые установки изучения темы, ее место в структуре
учебной дисциплины, а также наличие междисциплинарных, межтемных и внутритемных
связей. Особое внимание при этом было уделено формулированию дидактических и
воспитательных целей обучения на диагностическом уровне.
Далее
проектирование фрагмента технологии переходит в плоскость определения
особенностей реализации каждого из этапов изучения содержания учебного
материала. В рамках разработки проекта слушателями определяются информационная
емкость изучения учебного материала (количество семантических единиц,
подлежащих усвоению); требуемые уровни обученности курсантов и слушателей по
результатам изучения выбранной темы; виды создаваемых преподавателем
коммуникативных ситуаций, а также способы управления познавательной
деятельностью обучающихся.
Во
втором разделе работы слушатели отрабатывают структурно-логическую схему
организации изучения выбранной темы. Для этого они подготавливают проект
технологии обучения наглядно, в виде технологической карты, в которой представляют
граф изучения темы и его спецификацию, матрицы междисциплинарных, межтемных и
внутритемных связей, планы проведения различных видов учебных занятий и др. В
этом же разделе слушатели обосновывают состав и структуру дидактического
комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины, то есть занимаются
конструированием дидактического процесса.
В
заключении курсовой работы освещаются особенности реализации в рамках изучения
выбранной темы квалификационных требований к выпускникам учебного заведения.
В
приложениях слушатели представляют комплекты тестовых заданий для оценки
качества усвоения обучающимися содержания изученного учебного материала.
Анализ выполненных индивидуальных заданий
показал, что абсолютное большинство слушателей справляются с ними успешно.
Важным является тот факт, что начинающие преподаватели приобретают первичные
умения и навыки проектирования учебного процесса, получают опыт публичной
защиты своих работ и осваивают технологический подход к реализации своей
будущей профессиональной деятельности.
Резюмируя
сказанное, делаем вывод, что описанный выше подход к подготовке начинающих
преподавателей с использованием метода учебных проектов является перспективным
и позволяет решать целый ряд прикладных задач, связанных с повышением качества
их профессиональной подготовки.
При
обосновании путей и способов повышения уровня профессиональной подготовки вузовских
преподавателей в условиях информатизации образования нельзя сбрасывать со
счетов широкие возможности, которые открываются с внедрением в учебный процесс
дистанционного обучения. В нашем вузе накоплен опыт реализации этой формы
обучения с использованием так называемой “кейс-технологии”. В
частности, речь идет о разработке для этих целей специального дидактического
комплекса информационного обеспечения профессиональной подготовки
преподавателей [3].
В
комплексе представлены рабочие программы по дисциплинам, обеспечивающим
качественную подготовку преподавателей (гипертекстовые варианты);
компьютеризированные учебники, включающие в себя текстовые варианты курсов
лекций по дисциплинам психологопедагогического цикла; электронные конспекты
лекций и электронные альбомы схем и наглядных пособий (последние реализованы на
основе интерфейса Windows-2000 и пакета Microsoft Office2000 графический
редактор PowerPoint); информационно-справочные системы, включающие в себя
версии электронных словарей профессиональной направленности, разработанные на
основе виртуальных библиотек Borland Database Engine; электронные практикумы по
изучаемым дисциплинам (гипертекстовые варианты); автоматизированная система оценки
и контроля знаний, приобретенных пользователями в результате изучения курса
психолого-педагогических дисциплин. Названный дидактический комплекс в
настоящее время размещается на CD-диске и при необходимости выдается
преподавателям. Однако он может быть размещен на сервере одного из вузов
региона, с возможностью дистанционного доступа к нему всех преподавателей,
занимающихся повышением своей квалификации или самообразованием.
Обоснованные
в статье пути повышения качества профессиональной подготовки преподавателей
вузов в условиях информатизации образования не исчерпывают все имеющиеся
сегодня возможности решения этой проблемы, но, в то же время, их реализация
позволяет снять в определенной степени ее остроту.
Список литературы
1.
Образцов П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей
школы//Педагогика. 2003. No5.С. 27-33.
2.
Образцов П.И. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее
образование в России. 2001. No 6. С.54-55.
3.
Образцов П.И. Дидактический комплекс информационного обеспечения учебной
дисциплины в системе дистанционного обучения // Открытое образование. 2001.
No5.С. 39-44.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru