Б. В. Овчинников.О путях развития марксистско-ленинской философии
Ленинград, 1983
1. Гносеология. Основнойвопрос философии
1.1 Психофизика
философскийзакон логика этика марксистский
Мир существует объективно,и существовал до человека, это бесспорно. Однако мое знание о нём также объективнос точки зрения внешнего наблюдателя. Это знание – есть в целом истинное, но неполноеи частично искаженное отражение внешнего мира. Причем степень неполноты и степеньискаженности сугубо индивидуальны, и значительно варьируются даже у одного субъектана протяжении его жизни. Причем практика в случае её успешности может закреплятьощущение истинности искажений, и поэтому сама по себе не может служить единственнымкритерием истины. Речи идет о внешней предметной практике. Внутренняя же практика– сопоставление цепи представлений, вызванных одним и тем же объектом, также неможет быть критерием истины. Только сочетание внешней и внутренней практик приводитк истине. Но еще более достоверный критерий – эффективный двусторонний обмен информациеймежду множеством субъектов, наблюдающих один и тот же объект и оперирующих с ним.Именно так, в ходе столкновения мнений, выясняется истина в теоретических научныхработах.
К тому же, предметная практикаможет разительно расходиться с философскими взглядами человека, и наоборот – тысячитому примеров, а полностью цельные люди единичны.
1.2 Психофизиология. Психофизиологическаяпроблема
Сознание человека есть функциямозга. Мозг же есть орган управления функционированием и поведением организма. Высшаяформа поведения – это активное преобразование среды обитания (индивидная адаптация)и размножение (видовая адаптация). Я подчеркиваю, что мозг управляет организмом,а не средой. Преобразование среды есть результат деятельности организма. Поэтомуинформация о состоянии организма, поступающая в мозг (необходимая предпосылка управления),обладает первостепенной значимостью по сравнению с информацией из внешнего мира.Суммарный же образ внешнего мира, хоть и необходим для организации поведения, ноне является для организма самоцелью. Он служит лишь средством преобразования средыв том направлении, которое нужно организму.
Всё сказанное полностью относитсяк человеку. Критерием индивидуальной адаптации тут служит идеальный образ самогосебя (своей деятельностью человек «лепит» самого себя), а критерием видовой адаптации– идеальный образ человечества, плотно состыкованный и, в общем-то, не противоречащийобразу самого себя. Противодействуя потоку информации извне, личность отбирает изокружающей её социальной (человеческой) и культурной (знаково-предметной) средыто, что, по её мнению, соответствует её внутренним идеалам.
Указанные идеальные образованияпо своему происхождению принципиально проективны, то есть не могут быть целикомвведены извне, а являются выражением структуры и организации личности в анатомо-физиологическомсмысле (генотип и фенотип). Можно сказать, что иерархия ценностей (матрица, структура)наследуется, а их номенклатура (исторически преходящая) потребляется извне.
Так личность, отчасти присваивая,отчасти преобразуя предлежащий перед ней мир, по возможности избегая чуждых и разрушающихвоздействий извне, строит мало-помалу индивидуальное личностное поле, носящее неизгладимыйотпечаток и неповторимый аромат самой личности. Отсюда у наивного наблюдателя создаётсявпечатление, что личность есть непосредственный продукт окружающих условий. На самомделе, всё обстоит наоборот: основным и ведущим в личности является не то, что целикомзаимствовано, а то, что преобразовано в соответствии с её внутренним идеалом.
Такой материализм по внешнейвидимости напоминает субъективный идеализм, однако он ближе к истине, чем примитивныйоднонаправленный рефлексионизм, выносящий причину человеческого поведения вне егоорганизма и создающий новый миф о всемудрейшем и вселюбящем обществе-мотиваторе.На самом деле, человек не имеет права ждать от общества мотивационного импульса.(Это этический аспект, он будет рассмотрен ниже.)
Для современной гносеологииидеи отражения недостаточно. Отражением чего является Покров-на Нерли, любой предметкультуры? Понятие выражения, включающее отражение как момент, превращает гносеологиюв часть праксиологии. Но она должна стать рефлексивной. Чтобы изменить мир, кактребовал Маркс, необходимо не только познать его, но и познать самого себя.
2. Онтология. Законы икатегории диалектики
Триада основных законов диалектикиявляется предельным обобщением, описывающим один полный цикл развития материальнойсистемы. Однако, в этой предельной общности и кроется их слабость.
Как найти противоположностив данном конкретном объекте? Структурны они или функциональны? Насколько они разнесеныв пространстве и времени? Не является ли их «борьба» антропоморфным понятием? Сколькоэтих противоположностей – две, четыре, или больше? На поставленные вопросы законединства и борьбы противоположностей ответа не даёт, и дать не может.
Переходы количественных измененийв качественные мы видим вокруг себя поминутно. Однако, когда именно произойдет указанныйскачкообразный переход? Количество чего должно изменяться, чтобы изменилось качество?Где мера?
И, наконец, закон отрицанияотрицания, замыкающий категориальное описание двухфазной «ячейки» развития. Возвратк прежнему качеству, но на новом уровне развития. Что, общество должно напоминатьнеживую природу? В каком смысле эта, новая, система должна напоминать ту, позапрошлую?А как быть с противоположностями? Новые ли должны возникнуть, или старые вернуться?
В общем и целом, законы диалектикив их нынешнем виде больше годятся для объяснения уже известного, чем для предсказаниябудущего. (Сова Минервы…). Даже глубокое их знание и умение практически применятьсовершенно не влияет на судьбу человека и историю общества.
Во всех областях знания ипрактики мы видим древо развития, а не спираль.
Философский же закон, наполненныйвсей силой знания и опыта человечества, должен обладать прогностичностью существенноболее отдалённой, определённой и точной, чем прозрение пророка или фантазия художника.Ведь «философия есть та же поэзия, только высший градус её» (Ф. М. Достоевский).
Дополнительные законы диалектики– парные категории – мало что могут прибавить к сказанному об основных законах.Прежде всего, эти инструменты познания не имеют определённой связи между собой,не образуют системы. Это лишь список, номера в котором не имеют никакого значения.Причина и следствие, сущность и явление, единичное и общее, прерывное и непрерывное,конечное и бесконечное… Они красиво звучат, эти высокие термины, но кто научит ихправильно применять? Они действительно взаимно текучи, но как определить моментих взаимного перехода? На эти вопросы нет ответа. В лучшем случае, посоветуют применятькатегории творчески, а скорее всего – пошлют учиться у классиков. В довершение всего,заметим, что список категорий не закрыт, и нечем доказать его полноту.
Итак, категории и законы диалектикиявляются скорее языком описания, чем собственно законами. Их предельная всеобщностьи, я бы сказал, функциональность, лишает их прогностической силы.
Попытаемся сформулироватьтребования к системе онтологических философских законов, а затем построить эту систему.
Требования:
1. Законы должны составитьдве группы: законы развития материи, и законы структуры (организации) материальныхсистем.
2. Законы должны быть вернымипо отношению к существующим трем формам движения материи и отбрасывать свет на будущую,четвертую форму.
3. Законы должны быть связаныв непротиворечивую систему.
4. Законы должны быть всеобщимипо пространственно-временным масштабам, но не обязательно приложимы к тем или инымчастным явлениям и процессам. В основном они должны «работать» на переходах от однойформы движения материи к другой.
Законы развития.
Первый закон раскрывает сущностьразвития. Он формулируется так:
1. Развитие есть повышениеустойчивости материальных систем.
Устойчивость здесь понимаетсякак способность сохранения всех присущих системе качеств (атрибутов) в условияхвсех возможных внешних взаимодействий, а также внутренних флюктуаций. Устойчивость– как бы потенциальная прочность системы, внутренний заряд её целостности. В этомсмысле биосфера устойчивее любой неживой системы, тат как очень жёстко поддерживаетсвою структуру и способна автоматически восполнять потери, нанесенные разнообразнымивнешними воздействиями (саморегуляция). Человеческое общество существенно устойчивеев сравнении с биосферой в основном за счёт знаково-предметной культурной среды,которой оно окружило себя наподобие крепостного вала.
Второй и третий законы раскрываютвнутренний механизм развития.
2. Развитие различных материальныхсистем, относящихся к одной форме движения материи, происходит неравномерно во временитаким образом, что одни системы обгоняют другие.
Этот закон есть обобщениезакона неравномерности развития капитализма, сформулированного В. И. Лениным в 1915г. в работе «О лозунге Соединённых Штатов Европы». Закон имеет следствием сосуществованиестарых форм с новыми, более развитых – с менее развитыми (включая и древнейшие),что и видим сейчас и на Земле, и во Вселенной. Из закона следует также, что старыеформы никогда не смогут догнать и перегнать новые, однако в ходе дальнейшего становленияи совершенствования новой формы они могут быть включены в её состав в преобразованномвиде.
3. Материя в ходе существованиянепрерывно рождает новые формы, однако «выживают» и развиваются далее только наиболееустойчивые из них.
Этот закон обобщает законестественного отбора Дарвина. Он показывает, каким образом довершается «разгонка»скоростей развития сосуществующих Старого и Нового: малая, ничтожная неравномерностьразвития в ранних периодах в дальнейшем всё более и более нарастает за счёт того,что новая форма как бы «притормаживает» развитие старой. Так, появление живого взначительной степени «заморозило» естественную геологическую эволюцию нашей планеты;аналогичное действие на биосферу оказывает растущее человечество.
Следующие два закона, четвертыйи пятый, касаются пространственных аспектов развития.
4. Развитие является всеобщимпроцессом, необходимо присущим всем материальным системам на всех этапах их существования.Всякий регресс и стагнация – результат внешних влияний, в то время как развитиеесть внутренняя сущность системы.
Развитие первично, регресс– вторичен. «Развивающий потенциал» любой системы в принципе безграничен. Если представитьсебе исчезновение человечества на Земле (что вообще-то абсурдно), то вслед за этимсобытием процесс антропосоциогенеза должен был бы повториться.
5. Появление новой формы существованияматерии происходит только в узкой «центральной» зоне области существования прежнейисходной формы.
Это закон сужения областисуществования в ходе развития. Пространственно-временные и энергетические границысуществования, в физической Вселенной чрезвычайно широкие, были при возникновенииживого катастрофически сужены. Образовавшаяся зона хоть и попросторнее «небольшоготёплого водоёма», о котором писал Дарвин, и включает практически всю сушу, океани атмосферу, однако это всё же далеко до ядер галактик, квазаров, межгалактическоговакуума и черных дыр. Условия же существования человека, в сравнении с биотическими,кажутся просто тесными: только тропики и субтропики – и без приспособлений ни шагудальше!
Шестой и седьмой законы касаютсявременных аспектов развития.
6. Развитие материи происходитоднонаправлено, оно необратимо.
Этот закон обобщает правилонеобратимости эволюции Долло, а также принцип поступательного развития человеческогообщества, являющийся одним из стержневых в марксизме-ленинизме.
Все регрессы и застои временны,лишь поступательный ход истории Природы и Общества вечен.
Частным следствием этого законаявляется принципиальная невозможность ни самоотравления человечества в ходе экологическогокризиса, ни его всеобщего самоубийства в мировом термоядерном конфликте.
7. Закон нарастания темпаразвития.
Всякая новая форма движенияматерии развивается быстрее, чем предыдущие. Новая форма при своём возникновенииначинает ускоренно двигаться как бы в новом времени, где единица отсчета на несколькопорядков меньше предыдущей.
Эволюция Вселенной, не считаяпервых мгновений, измеряется миллиардами лет; эволюция биосферы – сотнями и десяткамимиллионов лет; развитие общества — тысячелетиями и столетиями. Следует отметить,что закон нарастания темпа развития действует и при сужении «зоны сканирования»до временных рамок одной формы движения материи. Как в живой природе, так и в обществекачественные ступени вдоль оси времени становятся всё короче и короче.
Последний в первой группе,восьмой закон рисует общую схему развития материи, в значительной мере суммируявсе предыдущие.
8. Закон однолинейности развития.
Развитие материи везде и всюдупроисходит вдоль одного и того же причинно-следственного древа. Любая новая формаявляется уникальной не в смысле единственности существования во Вселенной (это практическиисключено), а в смысле вещественного состава (субстрата), структуры и функции. Выдумкиже насчёт «кремниевой жизни», «мыслящего океана» и пр. – нужно оставить на совестифантастов. Они беспочвенны. Жизнь может быть только водно-нуклеиново-белковой, общество– только примато-гоминидным.
Законы организации материальныхсистем.
Вторая группа законов в известноймере является рядом скрытых следствий из законов развития. Таким образом, их раздельноерассмотрение в значительной мере условно.
1. Закон повышения сложностиструктуры и организации. Каждая новая форма движения материи превосходит все предшествующиепо сложности своей структуры и организации.
Сложность структуры характеризуетсяв основном многообразием и топологией связей между частями. Сложность организацииопределяется числом состояний, в которых может пребывать данная система при сохраненииеё структуры, что отражает богатство её функционирования.
2. Закон внутренней причинности.Причинные факторы организации и развития любой материальной системы заключены внутринеё. Этот закон основан на древней философской традиции (Аристотель, Спиноза, Гегель).Окончательное завершение получил в марксистско- ленинской философии. По существу,закон позволяет очертить правильную границу философского рассмотрения материальнойсистемы: если внешние причинные факторы преобладают над внутренними, значит этаграница проведена неверно.
3. Закон оптимальности структурыи организации. Каждая новая форма движения материи обладает оптимальной структуройи организацией. Иначе говоря, «конструкция» системы и характер её функционированияполностью соответствует исторической линии её развития.
Этот закон соответствует принципутелеономичности, введённому Б. Питтендраем, и, по существу, является онтологическойредакцией важнейшего гносеологического принципа единства исторического и логического,применённого К.Марксом в «Капитале».
4. Закон гетерохроническойструктуры. Любая материальная система в каждый момент её развития содержит частии элементы, относящиеся ко всей предшествующей истории её существования.
Важно здесь то, что архаическиеэлементы присутствуют в системе вечно, а их число, как число колец на срезе дерева,со временем неуклонно нарастает. Таким образом, степень гетерохронии является однимиз показателей совершенства системы.
Взаимодействие нового со старымявляется существенным, если не основным причинным фактором развития системы.
5. Закон уникальности базовогоструктурного элемента. В функционирующей и развивающейся форме движения материиимеется единственный основной структурный элемент, декомпозиция которого приводитк утрате «большого качества» и деградации данной формы движения материи.
Возможно, что в неживой природетакими элементами являются кварки. Изучение их происхождения откроет человечествупредысторию Вселенной. В живой природе такой базовый элемент – клетка, в обществе– человек. В глубине клетки – источник движения живого, в глубине человека – человеческого.
6. Закон памяти. В структуреи организации системы содержится не только история её становления, но и историявсех её внешних взаимодействий.
Этот закон дополняет законгетерохронической структуры и вытекает из закона всеобщности развития. Если бы вмире существовали неразвивающиеся, вечно стабильные системы, мы ничего не моглибы узнать об их прошлом.
7. Закон повышения интенсивностидвижения (функционирования). Более совершенные системы не только быстрее развиваются,но и интенсивнее функционируют, то есть циклически движутся в пределах данного уровняразвития их структуры.
Этот закон вытекает из законанарастания темпа развития. Иными словами, каждая новая форма движения материи являетсяболее динамичной по сравнению со старой не только в диахроническом, но и в синхроническомаспекте. Последнее связано с повышением сложности организации новой системы.
8. Закон генетического единстваструктурных элементов. Всякая форма движения материи построена из однородных структурныхэлементов. Этот закон вытекает из закона однолинейности развития. Если вся Вселеннаяесть результат взрыва одного суперадрона, то ясно, что все её структурные элементыимеют одно «большое качество» и, в принципе, могут вступать во взаимодействия. Тоже относится и ко всем живым существам, состоящим из одних и тех же мономеров нуклеиновыхкислот и белка. (Здесь речь идет в основном о пищевых взаимодействиях.) И, наконец,все люди могут вступать между собой в любые человеческие отношения.
Представим систему законовразвития и организации в виде таблицы.
Таблица.1. Система общих философскихзаконовСтороны процесса развития Законы развития Законы организации Сущность развития Закон повышения устойчивости материальных систем Закон повышения сложности структуры и организации Механизм развития Закон неравномерности развития Закон внутренней причинности Закон отбора устойчивых форм Закон оптимальности структуры и организации Пространственный аспект Закон всеобщности развития Закон гетерохронической структуры Закон сужения зоны существования Закон уникальности базового структурного элемента Временной аспект Закон необратимости развития Закон памяти Закон нарастания темпа развития Закон повышения интенсивности движения Общая схема развития Закон однолинейности развития Закон генетического единства структурных элементов
Из таблицы видно, что парызаконов, отражающие какую-либо сторону процесса развития и находящиеся в одной строкетаблицы, наиболее тесно связаны между собой. Если один из них принять в качествепостулата, то второй следует принять в качестве теоремы, и наоборот. Правда, обратнаязависимость не всегда очевидна.
В целом, законы образуют восемьустойчивых взаимно дополняющих пар, раскрывающих все существенные стороны процессаразвития материи.
Следует отметить, что эмпирическогоматериала для обоснования приведенных «переломных» законов мало. Совсем ничего неизвестно о том, что было до сингулярного состояния («большого взрыва»), пока отсутствуютединые и всеохватывающие физические, биологические и социологические теории. Третьяформа движения материи – человеческое общество – не вышла ещё из стадии становленияи напоминает крошечный зелёный росток на древе природы. В силу особых причин, втом числе и психологического характера, мы меньше всего знаем о самих себе.
Однако, несмотря на всё сказанное,представляется, что время новых философских обобщений пришло. К такому выводу подталкиваютнас великие астрономо-космологические открытия и теории («красное» смещение галактик,реликтовое излучение, вращение Вселенной, теория Г. Гамова и др.); величайшее открытиевсеобщности генетического кода (М. Ниренберг), которое по глубине и значимости превосходитсоздание клеточной теории организмов; наконец, бурные общественные явления нашеговека: научно-техническая революция и раскол мира на две антагонистические общественно-политическиесистемы, политизация и милитаризация всей общественной жизни.
Как будет выглядеть с точкизрения изложенных общих законов очередная, четвёртая форма движения материи? Коммунизм,общие контуры которого ясно видны уже сейчас, по всей вероятности, будет вершинойразвития человеческого общества. Всё, что только было дурного в человеческой жизни,исчезнет. Раньше писали, что в коммунизме останется несчастная любовь. Это неправда.Безответная любовь есть признак неразвитости личности, в будущем она исключена.
Однако, чем лучше будет становитьсяжизнь, тем труднее будет людям расставаться с нею. Не в этом ли заключена тайначетвертой формы развития материи?
Она, несомненно, будет болееустойчивой, чем человеческое общество, при этом, более сложноорганизованной. Тольковнутренние причины, лежащие в самой глубине сущности человека, приведут к её возникновению.Оптимальность её структуры и организации будет обеспечена гармоничным сочетаниемвсех предшествующих форм. Базовый структурный элемент будет, как и ранее, единственным.Что это может быть, кроме существа некоего высшего типа? Оно, в соответствии с законом,должно помнить и знать всю историю материи гораздо лучше нас. Темп, интенсивностьего существования будет чрезвычайно высоким. Закон однолинейности развития требует,чтобы новая форма движения материи вышла из недр человеческого общества.
Мне кажется, что всеми перечисленнымисвойствами обладает только Сверхобщество бессмертных существ, которые, вечно сохраняясвою жизнь, творят сами себя.
3. Логика
Формальная логика Аристотелячересчур формальна, и при излишнем усердии вырождается в схоластику. Математическаялогика – это логика машин, а также высококвалифицированных математиков-теоретиков,оторванных от жизни.
Диалектическая логика не имеетникаких внутренних ограничений, она позволяет противоположным понятиям переходитьдруг в друга как раз тогда, когда это удобно мыслящему субъекту. Поскольку всё вприроде взаимосвязано, то можно связывать между собой любые понятия в любых сочетаниях.Не привела ли уже однажды такая «диалектическая» логика к теоретическим ошибками политическим безумствам?
Путь построения настоящейнаучной логики лежит в русле истории психологии и нейрофизиологии. Напомню выражениефон Неймана: «Скорее логика превратится в неврологию, чем неврология в раздел логики».
Нет сомнения в том, что впонятиях, созданных человеческим разумом, отражается объективно существующий мир.Однако как он отражается? Дело в том, что у одного и того же материального объектаможет быть бесчисленное количество «правильных» отражений, как, скажем, плоскостныхпроекций у трёхмерного тела. Именно поэтому всякое понятие, даже в пределах связноготекста, остаётся в принципе неопределённым до тех пор, пока не станет известна историяличности, употребившей это понятие. В связи с этим Гегель говорил, что истина, высказаннаяребёнком и стариком – это две разные истины.
Словесный обмен, обмен понятиямив основном происходит при неполном знании людьми друг друга, на уровне общих значений– весьма поверхностных операциональных характеристик. Истины, суждения, сформулированныепри этом, обыденны, сиюминутны, неглубоки. Смысл же понятия, то есть его основное,«большое» качество, лежит гораздо глубже – внутри личности, отражая сугубо индивидуальныйчувственный «фонд», связанный данной личностью на всём протяжении её жизни с даннымпонятием. Значение – лишь верхушка айсберга, а смысл – его подводная часть.
Таким образом, овладеть системойфилософских понятий, зазубрив их значения (даже в гениальных формулировках) – невозможно.Только проникновение в историю понятия, начиная с его зарождения, проникновениев историю понятия, начиная с его зарождения, прослеживание смыслов, которые вкладывалисьв это понятие на всех этапах его существования и развития, позволит наполнить понятиеистинным общечеловеческим смыслом.
Так в недалёком будущем будетпостроено историческое древо понятий. Это будет древо смыслов, а не слов, древосемантических полей. Тогда же и будет создана научная философская логика.
Понятие с его значением исмысловыми корнями напоминает пчелиные соты, и каждое поколение вносит в них своюлепту.
Система понятий является ивнутренним скелетом, и граничной оболочкой «теоретического радикала» всякой культуры.Именно в личностном смысле понятий и кроется их «орудийность», подмеченная Л. С.Выготским. Перефразируя Маркса, можно сказать, что в понятиях человек не толькоотражает мир, но и (мысленно) творит его. По происхождению отражённые, понятия впоследствиистановятся полноправными объектами материального мира, окружающего и наполняющегочеловека. Понятия, даже в тех многочисленных случаях, когда «отражаемое» ими существуетлишь в воображении (боги, духи, загробный мир и т. д.), всё равно не являются ошибкамиили заблуждениями сознания и имеют право на самостоятельное существование. Они порожденылюдьми, интимно связаны с их внутренней жизнью и требуют полноправного научногоанализа. При правильном с ними обращении, они раскроют перед нами структуру личности,дух наших исторических предшественников. «Фикции сознания» являются фикциями с психофизической,но отнюдь не фикциями с психофизиологической точки зрения.
Коммунисты должны не толькопоучиться хозяйничать у буржуев, но и поучиться логике у священников.
Дело в том, что в каждом слове,кроме семантического аспекта, кроется также и более древний прагматический, включающийпобуждение к действию и эмоциональное заражение. Вот в этом, как мне кажется, икроется сила и живучесть иррациональных понятий, а, с другой стороны, — относительнаяслабость разумных сциентистских категорий, верно отражающих природу, но не ставшихещё «полководцами человечьей силы» (В. В. Маяковский).
Следует отметить, что вскрытиеисторических корней понятий нужно не только для правильного использования их в настоящем.Всякое понятие имеет прогностический потенциал, и чем глубже проник человек в историюпонятия, тем лучше он видит его будущее.
Все понятия по механизму своегопроисхождения необходимо антропоморфны. Они несут на себе неизгладимую печать ихсоздателя – человека. Единство объективно-отражательной и субъективно-антропоморфнойсторон характеризует глубинную сущность понятий и является причиной их внутреннейдвойственности, так сказать, скрытой антиномичности. Последняя коренится в механизмеих происхождения, на что намекали А. Валлон и Н. Я. Марр. Эта внутренняя антиномичность(в качестве демонстрации принципа единства исторического и логического) и «разрешает»подмеченные диалектикой взаимные переходы одного понятия в другое в особых экстремальныхточках.
Критерий истины – в единствевнешней и внутренней практики. Истинное представление об объекте заключено не тольков нём самом, но и во всей истории человеческого знания о нём.
4. Этика
Идеал добра, с точки зренияизлагаемой здесь «антропоцентрической ереси от марксизма», заключается прежде всегов развитии человека, и в его личной ответственности за это.
«Человек ответственен за человечествов своём лице» — писал Кант. Не нужно спешить с ярлыком эгоизма. Только наведениеи поддержание порядка в себе самом делает человека полноценной личностью. Способностьк состраданию и помощи ближнему становится наибольшей в состоянии полного психическогоздоровья и душевного равновесия. А оно не приобретается вместе с материальными благамив качестве довеска. Душевное здоровье и совершенство – результат самостоятельнойработы личности по сознательной целенаправленной самоорганизации. «Формулируйтесвой идеал!» — призывал Ф. М. Достоевский.
Призыв древних к познаниюсамого себя мы должны дополнить призывом к созданию самого себя – подобно тургеневскомуБазарову, который сам себя воспитал. Иначе предоставляемое людям свободное времябудет «улетать в трубу», как это зачастую и происходит сейчас.
Не только физическое здоровье,как подчёркивал Ленин, является достоянием общества, но, что не менее важно, и здоровьепсихическое. А здоровье – это непрерывное развитие личности. Даже непродолжительныйзастой свидетельствует о внутренних неполадках. Обеспечив полноценные отношенияс самим собой, то есть целостность и единство сознания и самосознания, человек обеспечиваетсебе «надёжный тыл» и может строить полноценные и разнообразные отношения с другимилюдьми, в том числе, и половые, и трудовые.
Естественно, что направлениесаморазвития каждого должно быть однонаправленным с магистральным развитием общества,в котором он живёт. По возможности, человек должен стремиться опережать обществои приносить в него из будущего, как писал Н. Г. Чернышевский. Не «разумный эгоизм»,и не бездумное самоотречение ради продиктованной высшей цели – а постоянное самосовершенствованиево всех направлениях в пределах, разрешённых обществом, постоянный рост самосознания,самодисциплины и саморегуляции своей личности ради интересов общества – настоящихи будущих.
5. Эстетика
Идеал красоты может и долженбыть только антропоморфным. Он, конечно, историчен, и, подобно самой Природе, представляетсобой древо со множеством ответвлений, в том числе тупиковых. Но искусство – нетолько зеркало жизни, как считал Шекспир, оно также и творец жизни, наряду с другимиформами общественного сознания (последний термин представляется спорным, это теологическийатавизм). Не только философия способна изменить мир, как утверждал и доказал Маркс,но и наука – это стало очевидным в наше время, когда науке присвоен титул непосредственнойпроизводительной силы. Ещё небольшое усилие – и искусство должно быть по праву поставленов один ряд с наукой. Искусство – это та общая почва, которая питает и направляетвсе устремления человека. Искажение идеалов красоты – один из ранних и опаснейшихсимптомов болезни общества, да и отдельного человека тоже. В искаженных, изуродованных0пропорциях души и тела общество проецирует нарушение своих собственных пропорций.
Идеалом красоты может бытьтолько общество будущего – в полном развитии и расцвете присущих ему качеств.
Искусство может в отдельныхслучаях выполнять ту или иную партийную функцию, но по механизму своего происхожденияоно беспартийно, общечеловечно.
Искусство – это эмоциональныйязык людей, единый и неделимый.
Комментарий 2008 года.
Этот текст я писал для себя,понимая, что его нельзя опубликовать. Всё же хотелось кому-то показать. Вначалея показал начальнику кафедры философии ВМедА профессору Виктору Порфирьевичу Петленко.В связи с нашими давними хорошими отношениями, он внимательно прочел и, оставивна полях несколько дельных замечаний, вернул мне без комментариев. Понимай, какхочешь. Я не угомонился, и показал молодому математику Мише Данилову из нашей лаборатории,который казался тогда сильно умным. Миша прочел и сказал: «Слишком много законов…».Я внутренне согласился с ним и заткнулся. За истекшие 25 лет никакого нового мировоззренияу меня не сформировалось. Каждый из описанных законов я могу поставить сейчас подсомнение.
Например, если выводить четвёртую,сверхчеловеческую форму движения материи в соответствии с пятым законом развития,то она представится расой высших существ, по сравнению с которыми мы окажемся наположении шимпанзе. Такие ситуации я встречал в фантастических романах Г. Уэллсаи И. Ефремова. Неужели, так и будет? Ерунда какая-то, и противно.
Кроме того, мне сдаётся, что«форм движения материи» может оказаться не три, а две. Неживое и живое отличаютсядруг от друга сильнее, чем живое от человеческого. Переход от обезьян к людям менее«грандиозен» в масштабах живой природы, чем переход от прокариот к эукариотам илиот одноклеточных к многоклеточным.
Возможно, философия ХХ века,которой я и тогда не знал, и сейчас представляю смутно, может помочь построить болеесовершенную картину мира? Или философия «самораспустилась», сняв с себя всякие обязательствапо отношению к конкретным наукам и людям? В любом случае, мне интересно мнение специалистовпо поводу моего старого текста.