О
самоопределении личности в современном обществе.
Пусть я не знаю
смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни. [ Н. А. Бердяев]
В литературных источниках термин
“самоопределение” употребляется в различных значениях. Так, говорят о
самоопределении культурном, национальном, политическом, религиозном,
экономическом и др. При этом нельзя не согласиться, что личностное
самоопределение определяет развитие самоопределения социального и
профессионального.
Личностное самоопределение происходит на уровне ценностей.
Ценность же принципиально вневременна; задавая человеку представление о
будущем, она не соотносит его с временной осью, с хронологией, ибо та иная
размерность- размерность “смыслового будущего” [М.М. Бахтин]. В
сегодняшних нестабильных, быстро меняющихся условиях, человеку приходится
нередко перестраивать всю смысловую сферу личности, что драматически проявляет
себя в распаде профессионального “Я”, в утрате смысла бытия, в
чувстве потери себя.
В психологическом плане самоопределившаяся личность – это
“субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он
может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и
физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект,
готовый функционировать в системе общественных отношений. Самоопределение,
таким образом, это “относительно самостоятельный этап социализации,
сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла
жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения
своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к
нему со стороны окружающих и общества” [Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический
аспект самоопределения // Психологический журнал, 1984, №4. С. 65].
С.Л. Рубинштейн проблему самоопределения рассматривал в
контексте проблемы детерминации: “всякая детерминация необходима как
детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних
свойств объекта)” [см. Рубинштейн “Проблемы общей психологии”,
М.,1973]. Самоопределение выступает как самодетерминация, в отличие от внешней
детерминации; в понятии самоопределения, таким образом, выражается активная
природа “внутренних условий”. Подчеркивается роль “внутреннего
момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения
внешнему”. Более того, сама “специфика человеческого существования
заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другими (условиями,
обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека
сознания и действия”. Самоопределение, понимаемое как самодетерминация,
представляет собой, собственно говоря, механизм социальной детерминации,
которая не может действовать иначе, как будучи активно преломленной самим
субъектом в этой детерминации.
К.А. Абульханова-Славская, центральным моментом
самоопределения выделяет также самодетерминацию, собственную активность,
осознанное стремление занять определенную позицию. По К.А.Абульхановой-
Славской, самоопределение – это осознание личностью своей позиции, которая
формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что
от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему
месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная
активность личности [Абульханова-Славская “Деятельность и психология
личности”, М.,1989].
В зарубежной психологии в качестве аналога понятия
“личностное самоопределение” выступает категория
“психосоциальная идентичность”, разработанная и введенная в научный
оборот американским ученым Э.Эриксоном [Э.Эриксон “Идентичность: юность и
кризис”. М.,1996.]. Формирование чувства идентичности связано с осознанием
собственной ценности и компетентности. Иначе- происходит “размывание
чувства своего “я”, вследствие растерянности, сомнений в возможности
направить свою жизнь в определенное русло.
Профессиональное самоопределение принято рассматривать как
выбор и реализацию способа взаимодействия с окружающим миром и нахождение
смысла в данной деятельности [см. Пряжников “Психол. смысл
труда”,1997].
Современному обществу нужен профессионал, знающий свое
дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за эти
решения, за себя, за других, за страну. Сегодня важным фактором, определяющим
формирование профессионального самоопределения, является коммерциализация
отношений в обществе. По существу происходит замена профессиональной карьеры –
предпринимательской. А это закрывает возможность состояться человеку в
профессиональном отношении. Это вызывает тревогу. Переходное состояние
экономики обусловило перекос в системе профессиональных ценностей: современный
человек (особенно молодой человек) с его личностными особенностями, включающийся
в рыночные отношения стремится к достижению материального благополучия наиболее
быстрым путем. Необходимость выживания заставляет его изменить своему призванию
и выбрать такую профессию, овладение которой обеспечит более высокие
материальные возможности. То есть существует сильная мотивация к овладению
“доходной” профессией, но зачастую нет необходимых личностных
качеств. Также существует и противоречие между мотивацией выбора профессии и
отсутствием возможности для обучения (в том числе и материальной).
Сегодня наблюдается повышение престижа образования.
Статистика показывает, что число абитуриентов, поступающих в российские вузы в
последние несколько лет возрастает в арифметической прогрессии. В среднем в
стране конкурс этим летом был 2,3 человека на место. Самыми популярными,
по-прежнему, остаются театральные институты, конкурс в некоторые из них на
актерские факультеты составил около 100 человек на место. Престижными считаются
сегодня финансовые и юридические специальности: в столичные академии этих направлений
поступало в 6 раз больше абитуриентов, чем они могли принять. Одновременно
исследования института профтехобразования РАО показали, что до 25-30% учащихся
к концу обучения теряют интерес к своей профессии, ведь на первых шагах
профессионального самоопределения желания и стремления этих людей шли вразрез с
их способностями, о которых они сами имели лишь приблизительное представление.
Рыночные же отношения характеризуются необходимостью
приспособления к повышенной динамичности производства, возможной временной
безработице, внезапной смены профессии и места работы. В этих условиях для
специалиста необходимы профессионализм, высокая квалификация и отличное
качество работы, а также он должен обладать для повышения своей
конкурентоспособности на рынке труда и такими личностными качествами, как
целеустремленность, способность к непрерывному саморазвитию,
стрессоустойчивость, способность к риску и другими.
Главное – особенности переходной эпохи России отражаются и
на. готовности человека самоопределяться. Именно профессионализм и
компетентность будут определять положение как конкретных граждан в обществе
будущего, так и отдельных государств. Именно поэтому требуется сегодня изменить
социальные ценности и взгляд на экономику, чтобы сформировать новую позицию и поведение
по отношению к природным ресурсам и человеческому труду. В решении данных
проблем ведущее место – новым технологиям образования.
Список литературы
Исхакова А.М. (МОСУ). О самоопределении личности в
современном обществе.