Об идее баланса Светлых и Тёмных сил и методах магического воздействия на общество

Московский государственный
УниверситетМЭСИТверской филиал МЭСИКафедра гуманитарных и
социально-экономическихдисциплинКонтрольная работа
По предмету«Безопасность жизнедеятельности»Тема: «Об идее баланса Светлых иТёмных силиметодах магического воздействия на общество»
Работу выполнил:студент группы 38-МО-11
Конюхов Д. В.
Проверилпреподаватель: Соловьёв Б.А.
Тверь, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение  3
1.   Светлые и тёмные. Договор  4
2.   Магическое воздействие Иных   7
3.   Византийская девственница   8
4.   Великий иной   11
5.   Человечность Антона Городецкого   12
Заключение  15
Литература   16
Введение
Появление на экранах кинотеатров России фильма «Ночнойдозор» стало событием национального масштаба. Пиар кампания, котораяпредшествовала этому событию, заставляет относиться к творению Т.Бекмамбетова иС.Лукьяненко совершенно особенно. «Ночной дозор» является уникальнымпроизведением искусства – прообразом (или первым представителем) новогороссийского кино. Мнения просмотревших фильм разделились полярно. Часть из них(меньшая) ругает фильм, другая часть (явно побольше) исторгает восторженныеотзывы. У тех и других есть свои аргументы, которые, что интересно, касаютсяодних и тех же сторон фильма, воспринимаемых некоторыми как достоинства, а другимикак недостатки. Так, например, одни говорят о высоком качестве спецэффектов,другие – об их излишестве и вырванности из контекста фильма. Одни указывают нанесоответствие фильма идее одноименного романа С.Лукьяненко, другие называют«Ночной дозор» совершенным воплощением этой идеи. Одни хвалят игру актеров,другие её ругают. И так далее.
Разбор всех этих аспектоврассматриваемой картины не представляется необходимым. Гораздо более важнопонять, почему именно таким «Ночной дозор» вышел на экраны кинотеатров, почемуименно таким этот фильм понадобился российскому истеблишменту (так как отрицатьпричастность официальных властей к «раскрутке» фильма не представляетсявозможным).

1. Светлые и тёмные. Договор
Идея фильма «Ночной дозор»- это противостояние светлых и тёмных сил. Противостояние до появление договорасопровождалось физическим истреблением друг друга. Это может означатьмежплеменную вражду, которая в древности велась при помощи войн. Войны велисьжестоко и сопровождались уничтожением целых народов. Для Древнерусскогогосударства было актуально уничтожение Хазаров, Печенегов, Половцов. Основнаяпричина вражды – различный уклад жизни и мировоззрения. Для древнерусскогогосударства было характерно также и внутренние межплеменные войны. В этомконтексте, светлые – это военный альянс племён древнерусского государства.Тёмные – альянсы других племён. Исходя из этого, противостояние неизбежно велок физическому уничтожению друг друга. С укреплением государственности и возникновениеиерархии появились новые механизмы управления. Сформированная княжеская дружинаявлялась сильным аппаратом подавления и принуждения. Усиление государственностиозначает легализацию определенных приёмов управления и паразитирования(княжеская дружина собирает дань). Языческие представления были тесно связаны спониманием природы и не способствовали укреплению государственных отношений.Князья пытались использовать культ Перуна — княжеско-дружинного бога войны (первоначальнопочитался как бог грозы), но всё же требовалась иная идеологическая основа. Этоидеология должна была определять взаимоотношения между людьми. В фильме чёткообозначена дата Договора Тёмных и Светлых – тысячу лет назад. Данная датасовпадает с введением христианства на Руси в 988 году. Становление христианстваспособствовало укреплению государственного устройства. Христианство (идеология)+ государство (методы управления) способствовало легальному паразитизму напростом народе. В западной литературе по менеджменту явно указано, что управлениеприводит к гораздо более значительным прибылям, чем война или грабёж. Договорозначает новые формы подавления людей, не война и грабёж, а идеология иуправление. При этом всё же добро и зло остаётся, только переходят в иную формупротивостояния – идеологическую.
Возьмем напримеризвестную Христианскую дилемму: Господь (творец создавший мир) благ и добор ксвоим твореньям, но отчего же тогда существует зло и жестокость? Если онвсесилен, то почему не пресечет злодеяния? – Решение этих проблем, требуетглубокого и кропотливого вдумчивого разбора, этого не сделаешь впопыхах, необъяснишь в двух предложеньях. Но стоит вывернуть дилемму на изнанку,провозгласив что именно Зло изначально, а не Добро, как вот вам готовыйсуррогат, для затыкания дыр в идеологии и «якобы философии» — чуть что не так –так ведь Зло изначально, и вроде как больше ничего объяснять не надо, борись сним и баста. Ирак Зло – ракетами его, а жертвы среди мирного населения – ну такмы же Силы Добра, а когда силы воюют, щепки летят… Как просто теперь всеобъясняется, ненужно этих тяжелых взвешанных решений, на грани Добра и Зла –как по лезвию бритвы. Теперь у нас широкий фронт, война, даже дозоры можноучинить. А главное, чтобы быть добрым, не надо теперь делать чего-то такогосветлого человечного (на что ой как много душевных сил требуется, да ифизических), ходи только, да бей морду всякой нечисти — воюй за светлые силы. Акто, те гады, коим морду бить надо, тебе подскажут, уж будь спокоен.
Славные перевертыши,очень удобно, для тех, кто указывать будет: кто сволочь темная, а кто нашСветлый (хотя и подонок).
Тяжело разобраться,почему данный конкретный человек совершает злодеяние, если верить, что он такойже как ты (сын одного творца), а значит, в душе своей несет и светлые устремления.Куда как проще, причислить его к Темным Силам и уж не заморачиваться всякойерундой типа совести, мочи его где только не встретишь (ну или там в рамкахнекоего договора) и плевать что у него любимая жена и дети, все это злобныевыкормыши.
Воистину, катастрофы намне избежать, если все выступят на борьбу со злом, вместо того чтобы творитьДобро.
Псевдохристианскаярелигия является идеологией с двойным стандартом. Является деяние выгодным длягосударства, тут же находятся причины для его одобрения. Так посылались войскаради экономической выгоды и ради борьбы со злом. Если что-то угрожаетобщественному устройству – то находятся причины для его порицания.
Но полностью подавить иные идеологические учения неполучается. Поэтому и существовали язычники и староверы в древнее время.Церковь всячески противостояла этому. Тёмные являются альтернативойобщепризнанной идеологии, чем слабее влияние светлых тем сильнее становятсятёмные.
Многие участники обращаютвнимание на два образных ряда фильма. На то, что Светлые — это такие советскиеработники в потертых куртках или спецовках с надписью “Горсвет”; они обитают вобшарпанных коммуналках или старых хрущевках на окраинах Москвы, ездят на метроили раздолбанных аварийках, едят пельмени и пьют пиво в дешевых забегаловках.Зритель их отождествляет с бюджетниками: учителями, врачами, инженерами — с тембольшинством, которое живет в спальных районах, по утрам добирается до работына метро, а одежду покупает в дешевых магазинах или на рынке.
А Темные — успешные,гламурные, в стильной одежде, в сверкающих модных автомобилях, пирующие вдорогих ресторанах, — это, конечно, “новые русские”. Ну не без исключений.Вампир Костя со своим законопослушным отцом, довольствующимся свиной идонорской кровью, живут в том же доме с грязной лестничной клеткой иобшарпанными дверями, что и Антон Городецкий. Ну, так на то они и вампиры,парии среди Иных, подножие социальной иерархии Темных.
Надо сказать, в романахЛукьяненко подобного социального расслоения в среде Иных нет. Это в фильме ведьмаАлиса Донникова в откровенном концертном платье доводит до исступления публику— звезда шоу-бизнеса, яркая, броская, вызывающе сексуальная, в гневе способнаяпроехаться на своей красной “мазде” по фасаду гостиницы “Космос”. А в романеэта рядовая сотрудница “Дневного дозора” живет в маленькой квартиркезанюханного дома, ничуть не лучшей, чем у Антона Городецкого, пользуетсяобщественным транспортом и изредка ловит такси, чтобы не опоздать на работу.Это в фильме добропорядочного, скромного вампира сделали наемным киллеромТемных — у Лукьяненко он станет убивать лишь в следующем романе, “Последнийдозор”, в отчаянном желании повысить свой магический уровень, чтобы воскреситьсына.
Однако разделение:Светлые — бедные, Темные — богатые — создает очень важный акцент в видеоряде.Оно соответствует представлениям большинства населения страны (а это данныесоциологии) о невозможности достичь крупного состояния честным путем и в то жевремя рисует мир преуспеяния и богатства как мир темного соблазна, но и свободы.В ёрническом стихотворении Всеволода Емелина “Вампирочка с выходом”, котороеавторы бесстрашно поместили в сборник ученых статей, схвачен этот моментдуализма, парадоксальной эстетической соблазнительности зла и невыразительностидобра.
Седина мне краситгриву, Бес стучится мне в ребро.Видел я, как зло красиво, Как занудливо добро.
Я продам отца и мать, СтануЗавулоном, Только б не существоватьОфисным планктоном.
Начало резкогосоциального расслоения в стране — 1992 год. Именно в этом году в первом фильмедилогии Антон приходит к ворожее с просьбой вернуть жену. Ведьма сообщает, чтоженщина беременна, и предлагает вытравить плод (ей только в ладоши хлопнуть — иего не будет), и Антон отвечает согласием. Именно это нарушение моральногозакона приведет к тому, что сын Антона Егор, сильный маг, станет на сторонуТемных и нарушит баланс сил Света и Тьмы. Финал “Дневного дозора” возвращает кначалу первого фильма. В Москве, рушащейся под действием злой воли Егора, Антоннаходит стену того самого дома, где им было принято сомнительное моральноерешение, и пишет мелом “нет”. В узком смысле — это ответ на вопрос ведьмы.Время возвращается назад, помолодевший Антон снова звонит в злополучную дверь иотвечает отрицательно на вопрос ведьмы, отменяя тем самым все последующиесобытия; он не будет магом, но зато останется человеком. Но это “нет” носит,конечно, более общий характер. Нет чему? Апокалипсису местного значения,зрелищу страшного разрушения Москвы? Всему течению истории последнихчетырнадцати лет, с ее новыми для страны свободами, либеральными реформами,классовым расслоением?
В фильме показано, что Завулон организуют различныемолодёжные тусовки. В период распада моральных ценностей молодёжь ориентируетсяна потребительскую и эгоистичную идеологию. Не важно насколько это вредит себеи окружающим, нужно выделится из толпы, показать свою значимость. Моднаяодежда, красивая машина, тусовки – это статус современной молодёжи. Появляютсямножество молодёжных субкультур. Концерты организуются властями, антинравственнаялитература продаётся повсюду. В современном мире тёмная культура – это неплохойспособ заработка. Опять же двойной стандарт. Сами же создаём тёмную культуруради получения прибыли. Когда же возникают неприятные ситуации, общество резкокритикует эту культуру. В этом смысле фильм весьма актуален, посколькупоказывает ситуацию, сложившуюся в России.
В книге есть интереснаяфраза. Светлые редко образуют семьи, у тёмных это случается чаще.Общепризнанные идеологии являются антагонистами в обществе. Так христианство непризнаёт ислам. После распада советского союза лидирующая идеологияотсутствует. Так в дореволюционной России регулятором общественных отношенийявлялось христианство. В советское время христианство искоренялось, на сменупришло атеистичное учение Ленина и К. Маркса. В современной Россииобщепризнанные установки размыты. Это способствует распространению Тёмных сил –секты, молодёжные субкультуры. По-видимому, опасения, что тёмные одержат победуне являются надуманными. Среди тёмных браки встречаются чаще. Алиса являетсялюбовницей Завулона. Фашизм является продолжением идеологии Ф. Ницше. Тёмныеучения могут видоизменяться и принимать различные формы, так как у них естьобщий знаменатель – индивидуальность. 2.   Магическоевоздействие Иных
Согласноконцепции романа, природа так называемых «иных» заключается в способности какбы высасывать магическую «силу» (энергию) из людей и использовать ее в пользу«тьмы» или «света», причем, сами «иные» по своей природе никакой магическойсилой не обладают. «Светлые» заимствуют у людей «светлую» энергию, «темные» —темную. Энергия эта имеет сугубо земное, природное происхождение. Никакая мысльо благодати Божией как энергии принципиально иноприродной всем тварнымсуществам, любой тварной энергии, разумеется, не касается в этом смысле вполнедевственного сознания автора. «Свет» и «тьма», как добро и зло, здесьдостаточно условны, ибо у автора начисто отсутствует традиционная христианскаяонтология мира, о которой говорилось выше, объясняющая эти основополагающиекатегории в свете Писания и святоотеческого наследия.
В конечномсчете, в третьей части трилогии выясняется, что противопоставление обычныхлюдей и вообще всех «иных» гораздо важнее изначального противостояния «светлых»и «темных». (Что парадоксальным образом оказывается верным, посколькухристианская традиция, как известно, в принципе не признает деление магии на«белую» и «черную», считая его выдумкой самих оккультистов или, во всякомслучае, внутренним различием между ними, принципиально не существенным дляистинной, христианской оценки магии как соработничества с бесами. Вся интригаэтой, ключевой для понимания авторской концепции, части трилогии («Сумеречныйдозор») вертится как раз вокруг попыток (удающихся в итоге) не допуститьстремления некоторых зарвавшихся «иных» добиться превращения в «иных» вообщевсех людей. Антон Городецкий, главный и сквозной герой всей трилогии, вконечном счете понимает суть «игры». Мы все вампиры, говорит он, потому чтопохищаем силу у людей. Роль «иных» в концепции романа заключается лишь вумении, так сказать, технологически грамотно (то есть при помощи магии,магических заклинаний) использовать эту энергию, направляя как жизнь и делаотдельных людей, так и историю в целом к добру (к «свету») либо ко злу (к«тьме»). Таким образом, всемирная история есть, в концепции Лукьяненко, итогборьбы магов, магических сил, использующих «добрую» или «злую» энергию, имеющуюприродное происхождение. Такую замену Промыслу находит современноесуррогатно-интеллигентское сознание! Над всей этой оккультно-магическойисториософией господствует вполне гностическая, как было уже сказано, идеяпресловутого «равновесия». 3.   Византийскаядевственница
Кульминацией фильма является возможность разрушенияМосквы в результате глобальной катастрофы. Катастрофа, по-видимому, имеетсоциальный характер. Псевдохристианство с древних времён приводило квозникновению правящей элиты и порабощению народа. В 16 веке происходитабсолютизация власти и возникновение сословной монархии. Усиление гнётаприводит к явному противоречию и нарастанию напряжения. Образ Игната – этометоды по расслаблению общества и снятию напряжения. Из сцены в театре понятночто такие методы практиковались и раньше, что позволяла избежать катастрофы.Приведём два примера расслабляющей политики для России.
Отменакрепостного права. Ещев 1856 году император, принимая у себя представителей дворянства, сказал им освоем намерении проведения крестьянской реформы. По его мнению, «лучшеначать уничтожать крепостное право сверху, нежели дождаться того времени, когдаоно начнет само по себе уничтожаться снизу. » В экономической сференаблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного напринудительном, крайне неэффективном труде крепостных крестьян.
В социальнойсфере проявлялось усиление крестьянского протеста против крепостничества,которое выражалось в увеличении волнений.
Для сравненияприведем данные: 1831 – 1840 гг. — 328 крестьянских волнений; 1841 – 1850 гг. —545 крестьянских волнений; 1851 – 1860 гг. — 1010 крестьянских волнения.
Как мы видим,крестьянское недовольство существующим порядком нарастало с каждым днем.Правящие круги опасались того, что разрозненные крестьянские волненияперерастут во вторую «пугачевщину».
Кроме того,поражение в Крымской войне показало, что крепостное право — главная причинавоенно-технической отсталости страны. А модернизация страны, преодолениетехнико-экономической отсталости были невозможны в рамках крепостничества.
Опасаясьтого, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, правительствовстало на путь социальных, экономических и политических реформ.
Несмотря награбительский для крестьян характер реформы 1861 г., ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явиласьпереломным моментом при переходе от феодализма к капитализму. Освобождениекрестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление имнекоторых гражданских прав помогало развитию предпринимательства. Помещикам жереформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства ккапиталистическим.
Крестьянскаяреформа стала результатом компромисса между помещиками, крестьянами иправительством. Причем интересы помещиков были максимально учтены, так какиного пути освобождения крестьян, по-видимому, не было.
Реформапредотвратила массовые выступления крестьян, хотя локальные имели место.
Сосвобождением крестьян уходил в прошлое старый административный строй,основанный на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. Такимобразом, иные условия общественно-политической и социальной жизни выдвигалицелый комплекс первоочередных преобразований, имевших целью создать новуюсистему государственного управления.
Экономические противоречия вновь проявляются в1905-1907 году (сбитая воронка может вновь вырасти), что приводит к дальнейшимсоциально-политическим преобразованиям общества.

Освобождениеот коммунистической идеологии
 
Атеизм советскогообщества выражался в отделенности большинства людей от церкви, от религии какорганизованной веры в Бога. В то же время, как подчеркивали многие и русские, изарубежные мыслители, в советских людях сохранился и даже укрепился то, чтобогословы называют естественным религиозным органом – ощущение святости мира,человека, многих общественных отношений и институтов (например, армии,государства). Эта «атеистическая религиозность», вера в высшиесмыслы, делала советского человека равнодушным к суевериям, оккультизму,обскурантизму и пр.
Согласно наблюдениямА.Тойнби над кризисами цивилизаций, верным симптомом духовной деградациигосподствующего меньшинства является утрата ощущения «высшего смысла»и сдвиг его миросозерцания к суевериям («суеверное отношение к тварнымреальностям»). Этот тип мироощущения Тойнби называет«идолатрией».
Больше всего сейчасбросается в глаза разожженная рыночной реформой «идолатрия денег» какпрямой отход от высшего смысла и суеверное отношение к «тварнымреальностям» (вспомним восклицание Бродского, которое так понравилосьрыночным интеллектуалам). Но под этим идолопоклонством – разрушениерелигиозного органа. Все мы видели, как происходил срыв нашего общества, ипрежде всего образованного слоя, в суеверия и оккультизм. Массовыми тиражамистали печататься книги Блаватской, телевизионный экран заполнили астрологи ипрорицатели, образованные люди перепечатывают и изучают гороскопы – и все этовходит как постоянная часть в их сознание.
Этому сдвигу былипосвящены и конкретные исследования. Одна из таких работ, под названием«Мировоззрение населения России после перестройки: религиозность,политические, культурные и моральные установки», была проведена в1990-1992 гг. под руководством С.Б.Филатова с участием видных социологов икультурологов (например, Д.Е.Фурмана, тогда директора Центра политическихисследований Горбачев-Фонда). Научный отчет по этому исследованию был доступен,части его публиковались в журнале «Свободная мысль».
Вот некоторые выводы изработы, подтвержденные массой таблиц:
«Показателенповышенный интерес к нетрадиционным формам религиозности новой группы нашегообщества – коммерсантов и бизнесменов. Cреди них наиболее высока доля людей сярко выраженным неопределенным, эклектичным паранаучным и парарелигиозныммировоззрением. Именно в этой, социально очень активной, группе самое большоечисло верящих не в Бога, а в сверхъестественные силы – 20%».
И далее: «Как и висследовании 1991 г, наиболее прорыночной группой населения проявили себя»верящие в сверхъестественные силы”. Эти оккультисты – основнаямировоззренческая социальная база борцов с коммунистическим государством – исейчас чаще других выступают за распад СНГ и Российской Федерации”.
«Новые русские»– это люди активного молодого возраста с высоким образовательным уровнем.Авторы исследования пишут: «Опросы 1990-1991 г. показывали, что наиболее вовлеченная в массовую политическую борьбу и наиболеерадикально-демократическая группа – верящие не в Бога, а в сверхъестественныесилы, 24% из них поддерживали „Демократическую Россию“, что намногопревосходило и верующих, и атеистов». И еще: «вера в НЛО, cнежногочеловека, телепатию сильно связана с ценностями первого периодарадикально-демократического движения – антикоммунизмом, желанием похоронитьСССР, приоритетом прав человека и рынка».
И в этом мы видим отщепление от массы. Большинствограждан РФ переживали развал СССР как горе, а крушение советской идеологиипытались компенсировать возвратом к традиционным для нашей страны религиям(прежде всего, Православию). А наиболее радикально-демократическая ипрорыночная часть образованного слоя заняла крайне антисоветскую позицию истала верить не в Бога, а в телепатию и снежного человека.
Возникает вопрос от чего расслаблять общество.Товарно-денежные отношения изменить нельзя, возврат к монархии и коммунизмуневозможен. В области духовной жизни в пост советском обществе существует«свобода» выбора любой идеологии. Поэтому тактика Игната, в общем-то, верная.Он стремится показать ситуацию в России. Человек должен сам осознать своёположение и найти выход, возможно даже через истерику. Примечателен возрастСветланы – 29 лет. Это возраст людей, прошедших через Горбачёвскую перестройку,революцию 1991 года и дальнейшие политические преобразования. Широкий выборситуаций создаёт противоречивость и конфликт. В этой ситуации ни Гессер ниЗавулон бессильны, человек осознаёт ущербность методов управления и создаёт самсвоё мировоззрение. Данному поколению предстоит нелёгкая задача – осознатьситуацию в Россию и найти пути выхода из кризиса.4.        Великийиной
Великий иной – кто он?Почему за него ведётся такая борьба? Судя по возрасту (12 лет) – это поколение,выросшее на обломках Советского Союза. В период преобразований у этого поколениянет чёткий моральных принципов. В фильме Егор легко отзывается на зов вампира.Вампир – это безобразное воплощение зла. Это может быть бандитизм, наркотики,секты, проституция. Молодёжь легко отзывается на этот зов, вследствие внушенныхмифов. В фильме показано, что у Егора течёт кровь из носа.
Медведь:— Повышенное артериальное давление и кровотечение. Когда жертва идёт на зов,она ничего не соображает. Зов его ведёт. Повсюду он видит приметы и знаки,направляющие его.
Вэто время показывают как Егор идёт из бассейна по городу на зов.
Медведь:— Любое услышанное слово он воспринимает как команду. Главное не упустить его.Ты понял меня?
Антон:— Понял, понял.
Повышенное артериальное давление – это признакдавления различных учений и информации на психику человека. Кровь – приманкадля вампиров. Егор откликается в таком застрессованном состоянии на любуюкоманду. Указывается, что молодёжь хватается за любую идею. Егором интересуютсякак и светлые, так и тёмные. Завулон – символ разумного зла. Ему необходималёгкая дебилизация общества, а не полное разрушение психики. Гессеру –легальное паразитирование, основанное на общепринятой идеологии. Даннаяситуация – это не ситуация со Светланой. Это предел сферы влияния.
Ольга:— Иные отличаются от обычных людей. Иной обладает нечеловеческими способностями.
Егор:— Почему?
Ольга:— Ну потому, что ему в жизни пришлось пройти через нечеловеческие испытания.Понимаешь? И приложить к этому нечеловеческие усилия. И он становится Иным. Ижизнь у него становится Иная».
Светлые дают основныеустановки Егору о природе Иных, светлых и тёмных силах. Основная стратегиясветлых – это ложь, через умолчание. Так, например, завербовали Антона.Стратегия тёмных – показать двойной стандарт светлых. Поэтому основная тактикатёмных – это правда, но правда необходимая для достижения целей.
Почему же Егор выбереттёмные силы. Победа тёмных – это сокрытие света. В постсоветское время основныеидеологические учения ослабли, что дало возможность усиления тёмных сил.Дальнейшее закрепление успеха – это усиление критики общепризнанных моральныхстандартов, не дающих развитию индивидуальности и творчества. Такой процессочевидно можно наблюдать в различных молодёжных субкультурах.5.        ЧеловечностьАнтона Городецкого
Процесс инициации подробно описан в статье «Молодёжное«евангелие» для взрослых» В результате нечеловеческих испытаний возможногоубийства Антон становится Светлым Иным. Вербовка осуществляется по следующемупринципу. Ведьма лжёт намеренно, ложь светлых – это ложь по умолчанию. Светлыене сказали, что Егор – это его сын. Здесь и закладываются сомнения АнтонаГородецкого.
Не случайно следующаясцена фильма – Антон Городецкий охотится за вампирами. Сомнения в светлых силахприводят Антона к тёмным идеям и идеологиям. Эту склонность Антона используетГессер для уничтожения тёмных. Однако, соприкосновение с тёмным оставляетотпечаток вт сознании Антона. Можно вспомнить сюжет фильма «Мусульманин», гдерусский пленник принимает ислам и становится противником русского мышления.Также можно вспомнить сюжет мультфильма, где агента спецслужбы внедряют в средунаркоманов. В результате потребления наркотиков и общения с наркоманами егопсихика разрушается. Это необходимое зло для эффективной работы спецслужбы.
Перенося эти идеи наАнтона, можно предположить, что тёмные идеи разрушают психику Городецкого, чтомогло привести его к смерти. Гессер спасает Антона, но всё же настороженноотносится к состоянию Антона.
Гесер:— Куда ты идёшь? Ты же еле живой. Зря мы тебя привлекли к оперативной работе.Пить кровь, ловить вампиров — это не для тебя.
Антон:— Не в этом дело.
Гесер:— А в чём?
Антон:— Мы же сами выдаём им лицензии.
Гесер:— Выдаём.
Антон:— А потом ловим их на живца.
Гесер:— Кто это сказал?! Чьи это слова?!
Антон:— Это мои слова. Это я говорю. Вы же ничего не знаете. Сидите тут иничего не знаете. Это был ребёнок, ребёнок. Он для неё теперь как надкушенныйбутерброд, вынутый изо рта в последний момент Если я его не найду, его найдётона.
Гесер:— Подожди. Я дам тебе напарника»
Антон начал ощущатьдвойной стандарт светлых и пытается спасти Егора. Гессер обеспокоенный, чтоАнтон начинает выходить из под его влияния даёт напарницу Ольгу. Многиеопасения Гессера заложены в досье на Антона Городецкого.
В1995 принят на должность программиста в вычислительный центр АО «ГОРСВЕТ».Легко обучаем. Мало общителен. С коллегами дружеских отношений не поддерживает.Ведёт уединённый образ жизни. Самолюбие. В связях не разборчив. Поддерживаетдружеские отношения с соседом — Тёмным Иным (вампиром).
Завремя службы в АО «ГОРСВЕТ» лидерских способностей не проявил. Также как истремления к карьерному росту. Позволяет себе критиковать действия начальства иидеологию корпорации в целом.
Втекущем году по прямому распоряжению Генерального директора АО «Горсвет»Б.И.Гесера из соображений организационного характера и для повышенияквалификации переведён на оперативную работу.
Вкритической ситуации может принимать нестандартные решения. Для достиженияпоставленной цели способен на убийство».
Антон стремится понятьданную систему. Дружба с тёмным – это возможность расширения сознания, мылитьвне категорий светлой морали. В «Ночном дозоре» процесс осмысления человеческойсущности до конца не осмыслён Антоном.
В квартире Егора Антон,смотря на фотографию Ирины с Егором, испытывает явные непонятные ощущения.По-видимому, это чувство определенного родства с собственным сыном, которое ещёне потеряно. Вспомним фильм «Доктор Живаго». В одной сцене отец на судебномзаседании просит расстрелять своего сына. Приняв советскую идеологию, для отцауже мало значили родственные связи. Павлик Морозов – величайший геройсоветского времени. Трещина в сознании Антона позволяет такие человеческиеощущения. Напарница Ольга – это надзиратель над Антоном, контроль егонравственности. Современная молодёжь не должна освободится от гнётапаразитирующих идеологий.
Интересенконец фильма. Вампирша прямо указывает Антону на вину Светлых, которые своимпримером мешают «людям» жить по-человечески, отказываясь от Любви —необходимого условия помощи другим:
«Вампирша:— Я хочу жить.
Антон:— Ну так живи. Живи. Кто тебе мешает?
Вампирша:— Я хочу опять стать человеком.
Антон:— Хочешь стать человеком? Ну веди себя по-человечески!
Вампирша:— А разве вы ведёте себя по-людски? Он меня любил. А вы отдали меня ему, какпищу. А потом ещё убили его. Ты убил.
Антон:— У меня не было выбора. Он нарушил Договор.
Вампирша:— Вы, Светлые, добрые, которые решили, что вправе хранить мир от Тьмы. Гдевы были, когда пили мою кровь?! Почему я теперь не могу это сделать? А?
Антон:— Потому, что я не дам тебе это сделать. Егор, беги!»
Опять же вскрываетсядвойной стандарт светлых. Андрей мог быть наркоманом, который подсадил своюподругу на иглу. Любовь тёмных безрассудна и построена на зависимости отдругого (Завулон и Алиса). Андрея могли посадить в тюрьму, или же мог погибнутьв какой-нибудь потасовке. Значит светлые сначала дали возможностьжертвоприношения человека и превращение в вампира. Когда человек становитсятёмным светлые отбирают и тёмные идеалы. Антон не может ответить на вопросвампирши, так как ещё полностью не разобрался в двойном стандарте светлых.
Стараясь навязатьобщепризнанную идеологию общество способно на массовый террор. При этом гибнутмногие невинные люди. Попытка убийства Егора Антоном, возможно, являетсяпроявлением данного террора. По сути он также ужасен, как отвратительные тёмныепроявления.
Двойной стандарт характерен и для тёмных. Так ведьмаШульц обманув Антона, склоняет его к убийству. Завулон, говоря правду,осведомляет об этом Егора. Обман тёмных полуправда, часть правды, котораяполезна в данной ситуации. Завулон, например, не сказал, что Антона обманулаведьма, а сказал, что Городецкий хотел убить Егора.
Фраза Егора: «Вы такие же тёмные, только ещё и врёте».Таким образом, тёмные справились со своей задачей, дискредитировав светлых.
В «Дневном дозоре» Антон Городецкий исправляет своюошибку при помощи мела судьбы. По сути мел судьбы – это выбор. Правильный выборАнтона – это отказ от совершённого зла. В конце фильма «Дневного дозора» онвстречает Светлану. Возможный вариант продолжения фильма – это путь кчеловечности Антона и Светланы.

Заключение
Поверхностное понимание фильма приводит к неизбежномувыводу, что паразитирующие структуры будут существовать всегда. Эта установкавесьма выгодна для правящей элиты. Только глубокий анализ позволяет фильмапозволяет оценить ситуацию в России и избавиться от лживости и противоречивостиантичеловеческих учений.
Действительно, ряд сцен и хронология явно указывает наряд исторических фактов, которые происходили в России. Таким фактом являетсяпринятие христианства. В фильме это образно показано как заключение договора ивведение управления через магию слова. Образы Гессера и Завулона раскрываютосновные идеологические установки в России. Гессер олицетворяет библейскуюобщепризнанную концепцию. Завулон – концепцию молодёжных субкультур иодурманивания общества. Образ византийской девственницы и великого иного такжекрайне показателен для России.
Видеоряд фильма указывает на глубинные процессы,происходящие в обществе. В этом фильм очень полезен. К сожалению более яркимпредставляется идея управления обществом Иными (элитой). Данная установкавесьма притягательна для молодёжи и служит средством зомбирования. Библейскаяконцепция, выраженная через яркие спецэффекты, является сильным магическиморудием.
В современном мире магия кино является мощнымсредством воздействия на сознание людей. Нужно более серьезное отношение кфильмам, чётко осознавать идейную подоплёку. Отношение к фильмам как к забаве(что очень выгодно для правящей элиты) создаёт условия для массовогозомбирования людей.
Литература
1.        Семёнов Р.Молодёжное «Евангелие» для взрослых. Ночной дозор. СПб 2004.
2.        Алексей ЛарионовНа грани добра и зла (по следам Ночного дозора) Изба читальня 2008 г.
3.        Алла ЛатыгинаВидел я как зло красиво, как занудливо добро. «Новый мир» 2007 г. №4
4.        Владимир СеменкоНочной позор 2004 г.
5.        СергейКара-Мурза. Разрушение религиозного чувства и уход от рациональности. 2004 г.
6.        Руслан СемёновДневной дозор: подходящий сценарий. 2006 г.