КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Культурология»
по теме: «Объединение«Мир искусства»»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. История возникновения журналаи роль Дягилева в его создании
2. Принципы издания журнала и егоконцепция
3. Роль и значение журнала вкультурной жизни России
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
В культурной жизни России рубеж двух веков XIX и XX былознаменован основанием журнала «Мир искусства». Первыми набрались уверенности всебе, чтобы вырваться из рамок келейного искусства на широкую публику, некритики и поэты, а художники, музыканты и люди, влюбленные в оперу, театр ибалет. Именно они основали сначала объединение, а затем и первый русскиймодернистский журнал. Они поставили перед собой задачу «выхолить русскуюживопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее наЗападе».
Цель курсовой работы – подробно изучить деятельность модернистскогожурнала «Мир искусства». Для достижения цели были поставлены задачи: подробнорассмотреть создание объединения художников «Мир искусства» и журнала «Мир искусства»;изучить концепцию журнала и принципы его издания; проанализировать роль изначение журнала «Мир искусства» в культурной жизни России.
1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖУРНАЛА ИРОЛЬ ДЯГИЛЕВА В ЕГО СОЗДАНИИ
В конце XIX века художественная жизнь в России былавесьма оживленной. Общество проявляло повышенный интерес к многочисленнымхудожественным выставкам и аукционам, к статьям и сообщениям периодическойпечати, посвященным изобразительному искусству. Не только московские и петербургские,но и многие провинциальные газеты и журналы имели соответствующие постоянныерубрики. Возникали разного рода художественные объединения, ставившие передсобой различные задачи, но преимущественно просветительского характера, в чемсказывалось влияние традиций передвижничества. Одним из таких объединенийявлялось «Мир искусства» (1898–1904 гг.), в которое входили в разное время чутьли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А.Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В.Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест противофициального искусства, насаждаемого Академией, и натурализмахудожников-передвижников.
Возникновению объединения «Мир искусства» предшествовалмаленький домашний «кружок самообразования» на квартире А. Бенуа, гдесобирались его друзья по частной гимназии К. Мая: Д. Философов, В. Нувель, азатем Л. Бакст, С. Дягилев, Е. Лансере, А. Нурок, К. Сомов. Лозунгом кружкабыло «искусство для искусства» в том смысле, что художественное творчество самов себе несет высшую ценность и не нуждается в идейных предписаниях со стороны.В то же время это объединение не представляло собой какого-либо художественноготечения, направления, или школы. Его составляли яркие индивидуальности, каждыйшел своим путем.
Искусство «мирискусников» возникло «на острие тонкихперьев графиков и поэтов». Атмосфера нового романтизма, проникшая в Россию изЕвропы, вылилась в причуды виньеток модных тогда журналов московскихсимволистов «Весы», «Золотое руно». Рисунок узорных оград Петербурга соединилсяс устремлениями художников абрамцевского кружка И. Билибина, М. Врубеля, В.Васнецова, С. Малютина по созданию «русского национального стиля».
С точки зрения художественного метода, если говорить осамом главном в творчестве «типичных» мирискусников, они больше синтетики, чеманалитики, графики чем живописцы. В графике мирискусников рисунок часто следуетзаранее сочиненному узору, а цветовое пятно обводится контуром, чтобымаксимально подчеркнуть его «синтетический», декоративный характер. Отсюдарассудочность, ирония, игра, декоративизм. Рисунок, живопись и даже скульптураподчинялись декоративно-графическому началу. Это объясняет и тяготение ксинтезу различных видов и жанров искусства: соединению в одной композициипейзажа, натюрморта, портрета или «исторического этюда»; включение живописи,скульптуры, рельефа в архитектуру, стремление использовать новые материалы,«выход» в книжную графику и музыкальный театр. Однако стремление к «художественномусинтезу», вообще характерное для периода модерна, которое, казалось бы, должнобыло привести к созданию «большого стиля», самым парадоксальным образом сталопричиной ограниченности творчества мирискусников. Эти художники «снижалипонятие живописного толкованием его как декоративного ощущениядействительности… тут и заключалось противоречие, приведшее к глубококризисному, быстрому размельчанию столь яркого и энергичного направления… Отинтенсивнейшей деятельности блестящей эпохи осталось очень много красивыхпроизведений… Но совсем не появилось произведений всецело значимых…»[1]
На биографии Бенуа, как одного из организаторов ивдохновителей объединения, а впоследствии журнала «Мир искусства» остановимсяпоподробнее.
Живописец и график-станковист, иллюстратор и оформителькниги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, Бенуабыл одновременно выдающимся историком русского и западноевропейского искусства,теоретиком и острым публицистом, проницательным критиком, крупным музейнымдеятелем, несравненным знатоком театра, музыки и хореографии. Главной чертойего характера следовало бы назвать всепоглощающую любовь к искусству;разносторонность знаний служила лишь выражением этой любви. Во всей своейдеятельности, в науке, художественной критике, в каждом движении своей мыслиБенуа всегда оставался художником. Современники видели в нем живое воплощениедуха артистизма.
Александр Николаевич Бенуа – сын Николая ЛеонтьевичаБенуа, академика и архитектора, и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденнойКавос) – родился 3 мая 1870 года. По рождению и воспитанию Бенуа принадлежал кпетербургской художественной интеллигенции. В течение ряда поколений искусствоявлялось наследственной профессией в его семье. Прадед Бенуа по материнскойлинии К. А. Кавос был композитором и дирижером, дед – архитектором, многостроившим в Петербурге и Москве; отец художника также был крупным архитектором,старший брат пользовался известностью как живописец-акварелист. Сознание юногоБенуа развивалось в атмосфере впечатлений искусства и художественных интересов.
Художественные вкусы и взгляды молодого Бенуаформировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических»воззрений. Решение стать художником созрело у него очень рано; но посленедолгого пребывания в Академии художеств принесшего только разочарование,Бенуа предпочел получить юридическое образование в Петербургском университете,а профессиональную художественную подготовку пройти самостоятельно, по своейсобственной программе.
Ежедневные упорные занятия, постоянная тренировка врисовании с натуры, упражнение фантазии в работе над композициями в соединениис углубленным изучением истории искусств дали художнику уверенное мастерство,не уступающее мастерству его сверстников, учившихся в Академии. С такой женастойчивостью готовился Бенуа к деятельности историка искусства, изучаяЭрмитаж, штудируя специальную литературу, путешествуя по историческим городам имузеям Германии, Италии и Франции.
Самостоятельные занятия живописью (главным образомакварельной) не прошли даром, и в 1893 году Бенуа впервые выступил какпейзажист на выставке русского «Общества акварелистов».
Годом позже он дебютировал как искусствовед, напечатав нанемецком языке очерк о русском искусстве в книге Мутера «История живописи в XIXвеке», издававшейся в Мюнхене. (Русские переводы очерка Бенуа были опубликованыв том же году в журналах «Артист» и «Русский художественный архив».) О немсразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиесяпредставления о развитии отечественного искусства.
Сразу же заявив о себе как о практике и теоретикеискусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы,его таланта и энергии хватало на все.
В 1895–1899 гг. Александр Бенуа был хранителем коллекциисовременной европейской и русской живописи и графики княгини М. К. Тенишевой; в1896 году организовал небольшой русский отдел для выставки Сецессиона вМюнхене; в этом же году совершил свою первую поездку в Париж; писал видыВерсаля, положив начало своим сериям на версальские темы, столь любимые им втечение всей жизни.
Серия акварелей «Последние прогулки Людовика XIV» (1897–1898гг., Русский музей и др. собрания), созданная по впечатлениям от поездок воФранцию, явилась его первой серьезной работой в живописи, в которой он показалсебя самобытным художником. Эта серия надолго утвердила за ним славу «певцаВерсаля и Людовиков».
Мотивируя возникновение «Мира искусства», Бенуа писал:«Нами руководили не столько соображения «идейного» порядка, сколько соображенияпрактической необходимости. Целому ряду молодых художников некуда былодеваться. Их или вовсе не принимали на большие выставки – академическую,передвижную и акварельную, или принимали только с браковкой всего того, в чемсами художники видели наиболее явственное выражение своих исканий… И вотпочему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. К«непризнанным» присоединились те из «признанных», которым было не по себе вутвержденных группах. Главным образом, к нам подошли Левитан, Коровин и, квеличайшей нашей радости, Серов. Опять-таки, идейно и всей культурой онипринадлежали к другому кругу, это были последние отпрыски реализма, нелишенного «передвижнической окраски». Но с нами их связала ненависть ко всемузатхлому, установившемуся, омертвевшему».[2]
На протяжении своего долгого пути художника, критика иисторика искусства, Бенуа оставался верен высокому пониманию классическойтрадиции и эстетических критериев в искусстве, отстаивал самоценностьхудожественного творчества и изобразительную культуру, опирающуюся на прочныетрадиции. Важно также и то, что вся многогранная деятельность Бенуа была, по сути,посвящена одной цели: прославлению отечественного искусства.
Душой редакции журнала «Мир искусства» был А. Бенуа, аего организатором – С. Дягилев.
С.П. Дягилев родился 19 марта 1872 г. в Перми вНовгородской губернии в родовитой дворянской семье. Его отец былгенерал-майором царской армии, увлекался пением. В детстве по настояниюприемной матери (его родная мать умерла при родах) Дягилев учился игре нафортепиано.
В 1890 г. Дягилевы переехали в Петербург. Сергей поступилв Санкт-Петербургский университет на факультет права. Во время учебы он сдружилсяс А. Бенуа и Л. Бакстом. Одновременно с учебой в университете былвольнослушателем в классе пения Петербургской консерватории и брал урокикомпозиции.
В 1896 г. Дягилев окончил университет с дипломом правоведа.
После сокрушительного провала его первой постановки,Дягилев отказался от карьеры композитора, однако решил посвятить себя искусствув другом качестве. В начале 1898 года он организовал в Санкт-Петербурге выставкурусских и финских художников. В ней приняли участие Бакст, Бенуа, А. Васнецов,К. Коровин, Нестеров, Лансере, Левитан, Малютин, Е. Поленова, Рябушкин, Серов,Сомов и другие.
В том же 1898 году Дягилеву удалось убедить известных деятелейи любителей искусства С.И. Мамонтова и М.К. Тенишеву финансировать ежемесячныйхудожественный журнал. Вскоре в Петербурге вышел сдвоенный номер журнала «Мирискусства», редактором которого и стал Сергей Павлович Дягилев.
2. ПРИНЦИПЫ ИЗДАНИЯ ЖУРНАЛА И ЕГОКОНЦЕПЦИЯ
«Мир искусства» был первым журналом по вопросамискусства, характер и направление которого определяли сами художники. Редакцияинформировала читателей, что журнал будет рассматривать произведения русских ииностранных мастеров «всех эпох истории искусств, насколько означенныепроизведения имеют интерес и значение для современного художественногосознания».
Первый номер журнала открывала большая статья за подписьюДягилева «Сложные вопросы». По существу статья была выступлением в защитудальнейшего развития русской реалистической школы. Некоторые ее положенияявляются актуальными и поныне, как, например, о необходимости связи художника ссовременным ему поколением.
Способность «Мира искусства» смотреть не только вперед,но и назад, за пределы недавнего прошлого, вплоть до далекой древности, явиласьследствием не только классовых и мировоззренческих различий его участников, нои различий их индивидуальных вкусов и интересов. Во внутреннем ядре журнала идвижения «Мир искусства» наблюдался раскол на «консерваторов» (т.е. тех, когоинтересовало главным образом искусство прошлого) и «радикалов». К числу«консерваторов» принадлежали Бенуа, Лансере, Мережковский, иногда Серов, а к«радикалам» – Нурок, Нувель, Бакст, З. Гиппиус и тот же Серов. Уравновешивающуюроль играли Дягилев и Философов (редактор впоследствии созданного литературногоотдела). Очень часто разногласия выносились на страницы журнала. Вообще это ввысшей степени эклектическое издание предоставляло каждому автору полнуюсвободу в выражении его взглядов.
Эта свобода с самого начала произвела решительныйпереворот и в литературных, и в художественных вкусах. «Мир искусства» нетолько открыл читателю глаза на классическую красоту Петербурга и окружающихего дворцов, на романтическое изящество, характерное для эпох царствованияПавла и Александра I, и на до него мало кем оцененную красоту средневековойархитектуры и русской иконописи, но и заставлял задуматься о современномзначении древних цивилизаций и верований и о необходимости серьезно переоценитьсобственное литературное наследие.
В отличие от предшествующих изданий, которые помещали в основномлишь сообщения о художественной жизни, журнал стал систематически печататьмонографические статьи о русских и европейских мастерах. Многие зарубежныеживописцы и графики стали знакомы русской публике лишь после публикаций «Мираискусства». Причем авторами выступали известные европейские писатели ихудожники: Ж. Гюисманс, И. Израэльс, М. Либерман, М. Метерлинк, Д. Рёскин, И.Мейер-Грефе, Р. Мутер, Ф. Ленбах.
Главные удачи сопутствовали журналу в публикациях оботечественном искусстве. Были заново открыты целые периоды искусства, а нетолько имена и произведения отдельных мастеров: работы художников, скульпторови архитекторов XVIII – первой половины XIX века, а такжедекоративно-прикладные, считавшиеся в то время «низшим» родом искусства,недостойным серьезного внимания. Историко-художественные очерки и статьиотличались высокой содержательностью и блестящей формой, в них нередкоиспользовались архивные и малоизвестные материалы. Эти публикации, как теперьпризнается, внесли существенный вклад в отечественное искусствознание.
Много внимания журнал уделял современному русскомуискусству, посвятив целые номера ряду художников – В. Васнецову, Репину,Серову, Левитану, Сомову, Е. Поленовой, Малютину, Нестерову и другим. Некоторыедеятели искусства сами выступили как авторы статей и очерков – Билибин, Яремич,Нестеров.
«Мир искусства» проявлял также интерес к музыке итеатральным делам, особенно художественному оформлению спектаклей.
Среди журнальной продукции того времени «Мир искусства»выделялся своим внешним видом. Это было издание большого формата напревосходной бумаге. Тексты печатались елизаветинским шрифтом, который членыредакции обнаружили в Академии наук. Особое внимание редакция уделялахудожественному оформлению. Обложку, заставные листы, рамки, заставки, концовкикаждого номера исполняли художники мирискусники Бакст, К. Коровин, Сомов,Лансере, Добужинский и другие. Журнал, как правило, содержал много отличныхиллюстраций – фотографий и художественных репродукций, выполненных в разнойтехнике. Нередко их заказывали и готовили за рубежом. Появление журнала «Мирискусства» стало значительным этапом в истории отечественной графики иполиграфии.
В ходе издания журнала задачи его менялись, становясь всеболее широкими. В нем стали появляться статьи о великих представителях мировойкультуры –Пушкине, Толстом, Достоевском, Вагнере, – владевших тогда умамирусской интеллигенции. В 1900 году в журнале был создан литературный отдел, скоторым сотрудничали Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, и др.
Сергей Дягилев сыграл большую роль не только в основаниижурнала «Мир искусства», но и во всей последующей его деятельности. Дягилеввыступал в журнале как один из его авторов.
В переломную эпоху конца XIX – начала XX века очень островстал вопрос о художественной критике и нормах, которыми она должнаруководствоваться. Дягилев не мог пройти мимо этой животрепещущей проблемы. Онсчитал, что художественная критика не выполняет своего высокого предназначения.Беспомощность и неквалифицированность критиков и рецензентов особеннопроявлялись, когда речь заходила о новых направлениях в искусстве.
Не без основания Дягилев констатировал: «… при всемстремлении вникнуть в запросы современного искусства очень мало кто до сих пормог хоть сколько-нибудь в них разобраться, и даже самые доброжелательныекритики постоянно приписывают «новаторам» много чуждого для них и идущегоиногда прямо вразрез с их взглядами».[3]
Для преодоления хаоса и полнейшего произвола, царившихтогда в суждениях прессы, Дягилев призывал соотносить произведения современныххудожников с вечно прекрасными достижениями эпохи Возрождения. «Надо поднятьсяна высоту Флоренции, чтобы затем судить все нынешнее искусство», – заявлял он.Дягилев подчеркивал большое значение художественной критики, утверждая, что онапо своей природе «самостоятельное художественное творчество».
Весьма примечательна его статья «По поводу книги А.Н.Бенуа «История русской живописи в XIX веке, часть II». Дягилев справедливо обвинилБенуа в «искажении исторической перспективы», которое выразилось в «суровыхприговорах» над «наиболее крупными нашими художественными авторитетами» и внеумеренных восхвалениях молодых художников, пусть даже таких высокоодаренных,как Серов, Левитан и К. Коровин. Осуждая автора за субъективность и условностьоценок. Дягилев ставил вопрос о ценности искусства предшествующих поколений, овнимательном и непредвзятом отношении к культурному наследию. Из этого следует,что Дягилев не шел, как порой думали, на поводу у Бенуа. Забота о бесценномнаследии старых мастеров пронизывает и его статью «О русских музеях».
Эти статьи Дягилева не были случайными. Они являлисьплодом долгих раздумий, так как сам он намеревался создать многотомный труд «Историярусской живописи в XVIII веке». Дягилев рано, подобно Бенуа и Грабарю, стализучать архивные материалы. Однако, кроме вышедшей в 1902 году книги о Д. Г.Левицком – она не потеряла значения до наших дней – и статьи о портретистеШибанове, Дягилев больше не занимался исследованиями в области искусства.
Основное внимание Дягилев – художественный критик уделял,однако, не прошлому, а современному искусству. Он говорил: «Меня большеинтересует, что скажет мне мой внучек, чем что скажет дед, хотя тот инеизмеримо мудрее». Вот эта нацеленность в будущее очень характерна дляДягилева, ею пронизаны его очерки и статьи о современных мастерах и событияххудожественной жизни. Что в искусстве соответствует велениям времени, чтотленно, а что перейдет потомкам или даже в вечность? – этот вопрос всегда еговолновал.
Дягилев считал талант национальным достоянием. Он былнаделен редкой способностью распознавать его в самом начале. Одним из первых онотметил и поддержал Бакста, Александра Бенуа, Малютина, Малявина, Остроумову,Юона, Якунчикову и других. Его перу принадлежат превосходные и глубокосодержательные характеристики многих здравствовавших тогда художников. Онсчитал своим нравственным долгом почтить память людей, обогативших русскоеискусство. Некрологи, посвященные им И. Левитану и М. В. Якунчиковой, написаныим с большой любовью и пониманием исторического места этих художников.
Дягилев был первым критиком, обратившим внимание накнижную иллюстрацию. В 1899 году в статье «Иллюстрации к Пушкину» он высказалряд суждений о природе и особенностях этого трудного искусства, сохраняющихсвое значение и поныне.
На страницах журнала «Мир искусства» Дягилев как авторзатронул большой круг вопросов: цели и задачи искусства и критики, классика исовременное искусство, иллюстрация и книжная графика, музейное дело,художественная культура других стран и, наконец, то, что мы понимаем теперь подсловами «международное культурное сотрудничество».
Дягилев впервые сформулировал и поднял в историиотечественного искусства некоторые из этих тем, и позиция, которую он занял,заслуживает внимания, особенно его взгляды на проблему культурного обмена междустранами.
Статьи Дягилева выдвигали целую программу конкретныхдействий с целью радикально изменить положение в искусстве того времени. Сисключительной энергией и настойчивостью он стремился претворить ее в жизнь.Слово «надо», так часто встречающееся в выступлениях Дягилева, напоминало одолге людей искусства перед собой и обществом. Порой эти «надо» в пониманииДягилева принимают характер исторического предназначения молодого художественногопоколения на рубеже XIX–XX веков.
Выступления Дягилева в «Мире искусства» вызывали живойинтерес, как у единомышленников, так и у противников. Художник М. Ф. Ларионовутверждал, например, что Дягилев в тридцати строках заметки умел сказать «большеи интереснее, чем другие на многих страницах».
Авторитет Дягилева среди современников, любившихискусство и писавших о нем, был весьма высок. Примечательна записка известногохудожественного критика С. С. Голоушева к И. С. Остроухову от 16 февраля 1905года, в которой говорилось: «Скажите Дягилеву, что он чрезвычайно одолжил быменя, если бы разрешил зайти к нему и с ним поехать в Таврический посмотретьСомова. Мне хочется слышать его объяснение Сомова».
Следует отдать должное и Дягилеву-редактору. Он смогпривлечь к работе в журнале талантливых молодых художников и критиков своеговремени. Он открыл для широкого читателя искусствоведческое дарование А. Н.Бенуа и весной 1899 года пригласил сотрудничать И. Э. Грабаря, тогда ещеначинающего критика. Без повседневной и всесторонней помощи художников было быневозможно издание журнала в течение пяти с лишним лет. Они не только работалинад его оформлением, но были озабочены и содержанием заметок и статей. В 1902году Серов, например, просил поместить сообщение о работе Совета Третьяковскойгалереи. Под давлением Дягилева одни из художников впервые брались за перо,другие изыскивали средства для издания журнала среди своей клиентуры, анекоторые сами оказывали ему материальную поддержку. Художники считали журналсвоим детищем, и недаром М. В. Нестеров в ответ на ругань В. П. Буренина вадрес Дягилева заявил в 1898 году: «За Дягилева порукой те имена честных идаровитых людей, которые сознательно доверились ему, признавая в нем человекаспособного и с хорошим вкусом».
Высокую оценку этой деятельности Дягилева дал А. П.Чехов. ««Мир искусства», в частности, – писал он Дягилеву в 1903 году, – должныредактировать только Вы один».
Однако Дягилев занимался не только журналом. Одновременномного времени и сил он отдавал устройству художественных выставок. Устраиваявыставки, Дягилев не ограничивался заботами о составе участников и выборомэкспонатов. Он впервые стал рассматривать выставку как «художественноепроизведение», в котором «все части должны быть объединены каким-нибудьвнутренним смыслом», как «некую поэму, ясную, характерную и главное – цельную».[4] Ранеесовсем неведомое искусство экспозиции Дягилев блестяще продемонстрировал навыставках, связанных с его именем.
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства»,пользовались громким успехом. В 1899 году состоялась Первая международнаявыставка журнала «Мир искусства». На ней было представлено свыше 350произведений. В выставке участвовали сорок два европейских художника, в томчисле П. де Шаванн. Д. Уистлер, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар. Выставка позволиларусским художникам, зрителям ознакомиться с разнообразными направлениямиискусства Запада.
С 1900 по 1903 год состоялись три выставки «Мираискусства». Организуя эти выставки, Дягилев уделил основное внимание молодымотечественным художникам. Это были петербуржцы – Бакст, Бенуа. Сомов, Лансере имосквичи – Врубель, Серов, К. Коровин, Левитан, Малютин, Рябушкин и другие.Именно на москвичей Дягилев возлагал наибольшие надежды. Он писал: «… все нашетеперешнее художество и все, от чего мы можем ждать будущности, находится вМоскве».[5] Поэтомуон всячески старался привлечь московских художников на выставки «Мираискусства», что не всегда ему удавалось.
Выставки «Мира искусства» основательно познакомилирусское общество с произведениями известных отечественных мастеров и начинающиххудожников, еще не добившихся признания, таких, как Билибин, Остроумова, Добужинский,Лансере, Кустодиев, Юон, Сапунов, Ларионов, П. Кузнецов, Сарьян.
В 1903 г. мирискусники объединились с московской группой «36художников», образовав «Союз русских художников».
3. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЖУРНАЛА ВКУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ
Постепенно разногласия, царившие внутри группымирискусников, привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904года прекратил свое существование.
Дягилев через два года после прекращения выхода журнала,накануне своего отъезда в Париж, организовал еще одну, прощальную выставку«Мира искусства», состоявшуюся в Петербурге в феврале-марте 1906 года,представив на ней лучшие образцы того искусства, для расцвета которого прошлаядеятельность «Мира искусства» создала весьма благоприятный климат. Быливыставлены произведения всех столпов группы вместе с избранными работами М.Врубеля, В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, Н. Милиоти. Новымиименами стали Феофилактов и М. Ларионов.
Затем мирискусники показали свои работы на выставке русскогоискусства в парижском Осеннем Салоне, позже экспонированной в Берлине и в Венеции.С этого времени Дягилев начинает самостоятельную деятельность по пропагандерусского искусства на Западе. В 1906 году на «Русской художественной выставке»в Париже Дягилев показал собрания икон и живописи XVIII-начала XIX вв. и работыхудожников «Мира искусства»; в 1907 в Париже организовал пять «Историческихрусских концертов», представлявших русскую музыку от М.И. Глинки до А.Н.Скрябина; в 1908 на сцене «Гранд-Опера» в Париже поставил оперу М.П.Мусоргского «Борис Годунов» с участием Ф.И. Шаляпина. Вершиной этойдеятельности стали так называемые «Русские сезоны», ежегодно проходившие в Парижев 1909–1914 гг. Оперные и балетные спектакли на музыку классическую и современнуюв новаторских постановках молодых режиссеров-хореографов, в исполнении целой плеядызвезд, в оформлениях Бакста, Бенуа, Билибина, Головина, Коровина, Рерихасоставили эпоху в истории не только русской, но и мировой культуры.
С 1910 г. начинается новый, второй этап в историиобъединения «Мир искусства». А.Н. Бенуа и вместе с ним семнадцать художниковвышли из «Союза русских художников» и создали самостоятельное общество подизвестным уже названием. Его членами стали Л.С. Бакст, И.Я. Билибин, О.Э. Браз,И. Э. Грабарь, Г.И. Нарбут, М.В. Добужинский, Б.М. Кустодиев, Е.Е. Лансере, А… Л.Обер, А.П. Остроумова-Лебедева, Н.К. Рерих, В.А. Серов, К.А. Сомов, Н.А.Тархов, Я.Ф. Ционглинский, С.П. Яремич. Новое объединение вело активную выставочнуюдеятельность в Петербурге-Петрограде и других городах России. Основнымкритерием отбора произведений для выставок провозглашалось «мастерство и творческаяоригинальность». Такая терпимость привлекла на выставки и в ряды объединения многихталантливых мастеров. Объединение быстро разрасталось. В него вступили Б.И.Анисфельд, К.Ф. Богаевский, Н.С. Гончарова, В.Д. Замирайло, П.П. Кончаловский,А.Т. Матвеев, К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, З.Е. Серебрякова, С.Ю. Судейкин,П.С. Уткин, И.А. Фомин, В.А. Шуко, А.Б. Щусев, А. Е. Яковлев и др. В числе экспонентовпоявились фамилии И.И. Бродского, Д.Д. Бурлюка, Б.Д. Григорьева, М.Ф.Ларионова, А.В. Лентулова, И.И. Машкова, В.Е. Татлина, Р.Р. Фалька, М.З. Шагалаи др.
Понятно, что непохожие, иногда прямо противоположные творческиеустановки участников не способствовали художественному единству, как выставок,так и самого объединения. Со временем это привело к серьезному расколу объединения.Последняя выставка «Мира искусства» прошла в 1927 г. в Париже.
Объединение «Мир искусства» представляло собой неслучайное явление в отечественном искусстве, а исторически обусловленное. Таким,например, было мнение И.Э. Грабаря: «Если бы не было Дягилева, искусство этогопорядка должно было неизбежно появиться».
Касаясь вопроса о преемственности художественнойкультуры, Дягилев говорил в 1906 году: «Все настоящее и будущее русскогопластического искусства будет так или иначе питаться теми же заветами, которые «Мирискусства» воспринял от внимательного изучения великих русских мастеров современ Петра».[6]
А.Н. Бенуа писал, что все, сделанное мирискусниками, «вовсене значило», что они «порывали со всем прошлым». Напротив, утверждал Бенуа,самое ядро «Мира искусства» «стояло за возобновление многих, как технических,так и идейных традиций русского и международного искусства». И далее: «… мысчитали себя в значительной степени представителями тех же исканий и тех жетворческих методов, которые ценили и в портретистах XVIII века, и в Кипренском,и в Венецианове, и в Федотове, а также и в выдающихся мастерах непосредственнопредшествующего нам поколения – в Крамском, Репине, Сурикове».[7]
В.Е. Маковский, известный передвижник, в беседе сжурналистом заявил: «Мы свое дело сделали Нам ставят постоянно впример «Союз русских художников» и «Мир искусства», где якобы сосредоточилисьтеперь все лучшее силы русской живописи. Но кто они, эти лучшие силы, как ненаши же дети? Почему они ушли от нас? Да потому, что им стало тесно,и они решили основать свое новое общество».
В творчестве мирискусников эта преемственность лучшихтрадиций передвижничества проявилась во время революции 1905 года. Большинствохудожников «Мира искусства» включились в борьбу против царизма, приняв активноеучастие в выпуске изданий политической сатиры.
К.С. Петров-Водкин писал в 1923 году в воспоминаниях о «Миреискусства»: «В чем обаяние Дягилева, Бенуа, Сомова, Бакста, Добужинского? Нарубежах исторических переломов возникают такие созвездия человеческих групп.Они знают многое и несут с собой эти ценности прошлого. Они умеют извлекать изпыли истории вещи и, оживляя их, придают им современное звучание… «Мирискусства» сыграл свою историческую роль блестяще». И в другом месте тех жевоспоминаний: «Когда вспомнишь, как двадцать лет тому назад, среди миазмовдекадентства, среди исторической безвкусицы, черноты и слякоти живописи,оснастил свой корабль Сергей Дягилев с товарищами, как окрылились тогда вместес ними и мы, юноши, задыхающиеся в окружающем нас мракобесии, – вспомнишь всеэто, скажешь: да, молодцы, ребята, вы на ваших плечах донесли нас досовременности».
Н. К. Рерих заявлял, что именно «Мир искусства» «поднялзнамя для новых завоеваний искусства».
Вспоминая на склоне жизни далекие 1900-е годы, А. П.Остроумова-Лебедева писала: «Мирискусники выбирали и приглашали в свое обществомолодых художников, когда замечали в них, кроме таланта, искреннее и серьезноеотношение к искусству и к своей работе Мирискусники настойчивовыдвигали принцип «ремесла в искусстве», то есть они хотели, чтобы художникиделали картины с полным, детальным знанием материалов, которыми работали, идоводили технику до совершенства Кроме того, они все толковали онеобходимости повышения культуры и вкуса среди художников и никогда не отрицалив картинах тематики и, следовательно, не лишали изобразительное искусство емуприсущих свойств агитации и пропаганды». Вывод Остроумовой-Лебедевой был весьмаопределенным: «Просто нельзя уничтожить значение общества «Мир искусства» иотрицать это, например, как делают у нас искусствоведы из-за принципа «искусстводля искусства».
К.Ф. Юон отмечал: ««Мир искусства» указал нетронутуюцелину многообразных средств художественного выражения. Он поощрял всепочвенное и национальное…». В 1922 году А. М. Горький определил этососредоточение замечательных талантов как «целое течение, возродившее русскоеискусство».
В современной России традиции «Мира искусства» достойноподдерживают журналы «Новый мир искусства», «Золотой век», «Наше наследие».
Художественный журнал «Новый мир искусства» существует сянваря 1998 года. Он замышлялся его издателем Ю.Калиновским как художественныйжурнал. Концепция журнала – поиск новой тональности, способа выражениявпечатления от изобразительного искусства литературным языком. Средисотрудников много поэтов, литераторов, филологов. Журнал проводит линиюобособленного, «чистого» восприятия предмета искусства, отделяя его от личностиавтора, репрезентируя самодостаточность художественного объекта.
Была сформирована неформальная редколлегия журнала, советавторов, в который входят Аркадий Ипполитов, Михаил Золотоносов, СергейДаниэль, Николай Кононов. Журнал делает ставку на молодых авторов (их более 70процентов). Расширяя поле художественно-литературного эксперимента, журналангажирует авторов на работу с темами, ранее для них нехарактерными.
Журнал существует как издательство. Были выпущены плакатыи специальный номер для выставки «Петербургские мастерские. XX век», выставкискульптора Д.Каминкера, книга стихов А.Белле и др.
Одним из направлений деятельности журнала, так же, как ижурнала «Мир искусства», является организация различных творческих акций. В январе1998 года состоялась встреча коллектива журнала с творческой интеллигенцией Петербургав музее Достоевского. Летом того же года была проведена презентация III номера,первого напечатанного в России (до этого печать осуществлялась в Финляндии), вмосковской галерее «L». Осенью 1998 года произошла акция «Дефиле» в Елагиномдворце (г. Санкт-Петербург): по подиуму ходили актеры театра «Фарсы», используякартины как некий антураж театрального действа. Затем зрителям были показаныхудожники, демонстрировавшие себя на подиуме вслед за своими произведениями. Виюле 1999 года под патронажем журнала в Санкт-Петербурге в Музеенон-конформизма прошла выставка «Плохое искусство». В сентябре состоялась «Чайнаяакция» в магазине «Англия».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе было рассмотрено созданиеобъединения художников «Мир искусства» и журнала «Мир искусства»; концепцияжурнала и принципы его издания; роль и значение журнала «Мир искусства» вкультурной жизни России.
Журнал «Мир искусства» был создан в 1898 году ипросуществовал до 1904 года. Большую роль в создании и деятельности журналаиграл его организатор и главный редактор Сергей Дягилев. В разное время вработе журнала принимало участие подавляющее большинство передовых русскиххудожников конца XIX – начала XX века. Всех их объединил протест противофициального искусства, насаждаемого Академией, и натурализмахудожников-передвижников.
«Мир искусства» был первым журналом по вопросамискусства, характер и направление которого определяли сами художники. Редакцияинформировала читателей, что журнал будет рассматривать произведения русских ииностранных мастеров «всех эпох истории искусств, насколько означенныепроизведения имеют интерес и значение для современного художественногосознания».
В отличие от аналогичных изданий, которые помещали в основномлишь сообщения о художественной жизни, журнал стал систематически печататьстатьи о русских и европейских мастерах живописи. Журнал производил интересныеи подробные публикации о различных периодах отечественного искусства, отличалсявеликолепным полиграфическим исполнением. В ходе деятельности в журналепоявился литературный отдел, в нем неоднократно публиковались статьи о великихпредставителях мировой культуры.
Художественные выставки, организуемые «Миром искусства»,пользовались огромным успехом. Выставки «Мира искусства» основательнопознакомили русское общество, как с произведениями зарубежных художников, так иизвестных отечественных мастеров; а также с произведениями начинающихроссийских художников, еще не добившихся признания.
Постепенно разногласия, царившие внутри группымирискусников, привели к распаду и движения и журнала, который в конце 1904года прекратил свое существование.
Объединение «Мир искусства» представляло собой неслучайное, а исторически обусловленное явление в отечественном искусстве, чтоподтверждается высказываниями различных известных людей того времени. В современнойРоссии традиции «Мира искусства» достойно поддерживают журналы «Новый мирискусства», «Золотой век», «Наше наследие».
ЛИТЕРАТУРА
1. Асафьев Б. Русская живопись. Л.–М.: Искусство, 1966.
2. Бенуа А. Возникновение «Мира искусства». Л.: 1928.
3. Дягилев С. Автобиографические заметки. М.:1989.
4. Лапшина Н.П. «Мир искусства». М., 1977.
5. Петров В.Н. «Мир искусства». М., 1975.
6. Сахарова Е.В. Поленов Б. Хроника семьи художников. М.: Искусство, 1964.