Обеспечение финансирования расходов на образование в современных условиях

Федеральноеагентство по образованию РФ
НижегородскийГосударственный Университет им. Н.И. Лобачевского
Финансовыйфакультет
Дневноеотделение
Специальность«Финансы в сфере кредитно-денежного обращения»
Курсоваяработа
подисциплине «Финансы и кредит»
натему: «Обеспечение финансирования расходов на образование в современныхусловиях»
Выполнила
студенткагр.13СПО11
Сычёва М.Ф.
Руководитель:Макарова С.Д.
НижнийНовгород 2010 год

Содержание
Введение
Глава 1 Планирование, финансирование расходов на образование,подготовку кадров, культуру
1.1 Расходы бюджета
1.2 Финансирование расходов на образование
1.3 Финансирование расходов на подготовку кадров
1.4 Финансирование расходов на культуру
Глава 2 Роль образования в развитии российского общества
2.1 Российское образование и тенденции мирового развития
2.2 Новые социальные требования к системе российского образования
2.3 Состояние российской системы образования и необходимость еемодернизации
2.4 Цели и основные задачи модернизации образования
Глава 3 Приоритеты образовательной политики
3.1 Обеспечение государственных гарантий доступности качественногообразования
3.2 Создание условий для повышения качества общего образования
3.3 Создание условий для повышения качества профессиональногообразования
3.4 Формирование эффективных экономических отношений в образовании
3.5 Обеспечение системы образования высококвалифицированнымикадрами, их поддержка государством и обществом
3.6 Управление развитием образования на основе распределенияответственности между субъектами образовательной политики
Глава 4 Проблемы бюджетного финансирования образования
4.1 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
4.2 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
5 Концепция долгосрочного социально-экономического развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года
Заключение
Список использованной литературы

Введение
В своейкурсовой работе я затрагиваю очень важную проблему не только нашей страны, но ивсего человечества – это образование. Я думаю, что на него нужно как можнобольше расходовать средств, что бы еще больше увеличивалось образованных ивысококвалифицированных людей. И эти бюджетные расходы посылать не только наобразование, но и на расходы социальных нужд — это самый крупный вид расходов,так как к таким расходам относятся расходы на здравоохранение, просвещение,социальное обеспечение, социальное страхование.
Эти расходыпозволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать системусоциально — культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федеральногобюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но иэкономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественноепроизводство, потому что способствуют улучшению качественного состава трудовыхресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счетиспользования его научной организации и передовых научных достижений в этойобласти.
Природаэтих расходов во многом понятна — конституции многих стран, в том числе иРоссийской Федерации, провозгласили неотъемлемыми правами граждан права набесплатное школьное и дошкольное образование, здравоохранение, пенсионноеобеспечение после выхода на пенсию и так далее. Кроме того, Российскаядействительность предъявляет самые жесткие требования к данной группе расходов,во многом обеспечивающих стабильность в обществе, где без усиления социальнойориентации федерального бюджета не обойтись. Государство не только должно взятьна себя финансирование национальных программ развития образования,здравоохранения, культурного, социального обеспечения, но и по мере возможностипополнять этот список новыми видами затрат.

Глава 1 Планирование, финансирование расходов на образование,подготовку кадров, культуру
 
1.1 Расходы бюджета
Расходыявляются одной из важнейших характеристик государственного бюджета. Черезсистему расходов происходит перераспределение значительной части национальногодохода, осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы,реализация экономической и социальной политики государства. Расходы бюджетапредставляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государствомсвоих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределениемфонда денежных средств государства и его использованием по различнымнаправлениям.
Экономическаясущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служатактивным инструментом экономической политики. С их помощью государствовоздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода,структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторовхозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
Социальнаясущность расходов отражается в том, что через них государство осуществляетполитику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы.Следовательно, расходы государственного бюджета обеспечивают государствуосуществление его главных функций и задач. Управление процессами создания,распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсовосуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являютсяфонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечиваетсясбалансированность народно-хозяйственных, межотраслевых пропорций,
определяютсяпути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.По общественному назначению расходы бюджета государства могут быть поделены наследующие группы:
ü  расходы на социальные цели;
ü  внешнеэкономические расходы;
ü  экономические расходы;
ü  расходы на оборону страны;
ü  расходы на управление.
1.2 Финансирование расходов на образование
Образованиепредставляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. Право наполучение образование согласно Закону РФ «Об образовании» является одним изосновных и неотъемлемых прав граждан РФ. В расходы на образование всоответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование,воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовкукадров. Законом предусмотрено, что область образования входит в компетенцию РФ,субъектов РФ и органов местного самоуправления.
В компетенцииРФ — формирование доли федерального бюджета, направляемой на финансированиеобразования, установление федеральных нормативов финансирования образования. Вкомпетенции субъектов Федерации в этой области — формирование их бюджетов вчасти расходов на образование, установление региональных нормативов егофинансирования. В компетенции органов местного самоуправления находятсяформирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка ипринятие местных нормативов финансирования. На содержание учрежденийобразования в последние годы выделяется примерно 12% общих расходовконсолидированного бюджета. Причем, из федерального бюджета направляется около4% его расходов и около 20% расходов — из бюджетов субъектов Федерации. В общейсумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждениясоставляют примерно 15%, на общее среднее образование — 41%, школы-интернаты– 8%, среднее специальное образование — 10%, на высшее образование — 12%.
Финансированиеучреждений образования осуществляется на основе государственных и местныхнормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника покаждому типу и виду образовательного учреждения. Федеральные нормативыфинансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременнос принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимальнодопустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитыватьспецифику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия среднихпо данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом иэксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательногоучреждения.
Бюджетноефинансирование получают и негосударственные образовательные учреждения понормативам финансирования, аналогичным для государственных и муниципальныхобразовательных учреждений на данной территории. Эти учреждения получают правона государственное и муниципальное финансирование с момента их государственнойрегистрации. Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательныхучреждений по привлечению денежных средств по финансированию своей основнойдеятельности. Они вправе привлекать в соответствии с действующимзаконодательством финансовые ресурсы, а также добровольных пожертвований ицелевых взносов юридических и физических лиц. Привлечение образовательнымучреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов иабсолютных размеров его финансирования из бюджетной системы.
Негосударственныеобразовательные учреждения могут предоставлять учащимся дополнительныеобразовательные услуги (помимо услуг, регламентированных образовательнымстандартом). Если такие услуги предоставляются, то они взимают плату собучающегося не только за дополнительные образовательные услуги, но и в томчисле за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Платнаяобразовательная деятельность такого учреждения не рассматривается какпредпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещениезатрат по обеспечению образовательного процесса, заработную плату персонала, наего совершенствование и развитие.
1.3 Финансирование расходов на подготовку кадров
Подготовкукадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальныеучебные заведения (колледжи) и высшие учебные заведения (вузы). Все болееважное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходяиз требований рыночной экономики.
В странесформировалась система государственного и негосударственного высшегообразования. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственнымучебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым дляразвития экономики и непроизводственной сферы страны. Обучение осуществляетсяпо следующим формам: дневное, вечернее, заочное. Расходы на вузы определяютсяотдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционированияисходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения,ставок заработной платы преподавателей и других признаков.
Основнымфинансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем, целевоенаправление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований. Министерстваи ведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы свыделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями,стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения,приобретение оборудования и инвентаря. Расходы по остальным затратамутверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяетректор вуза в пределах общей суммы расходов.
В сметеприводятся общие сведения о вузе, учебно-материальной базе. При сводномпланировании расходы исчисляются на основе расчетных норм на одного студента.Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом ихвыпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочномуобучению.
Припланировании учитывается возможный отсев студентов. В расходах на вузызначительный вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы вузоввключается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала(включая преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебныхзаведений, лиц, привлеченных к педагогической работе на условиях почасовойоплаты, а также административно-технического, учебно-воспитательного и прочегоперсонала. Штаты профессорско-преподавательского состава по должностямопределяет и утверждает ректор вуза в пределах численности учащихся и фондазаработной платы, установленных для этой категории работников.
1.4 Финансирование расходов на культуру
В статье 7Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация — социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательногои культурного уровня.
Ежегодно нафинансовое обеспечение социально-культурных мероприятий направляется 30%доходов консолидированного бюджета России (7-8% федерального бюджета и 45-47%бюджетов территорий), в том числе финансирование расходов на культуру. Всоответствии с действующими законодательными актами в культурной сфере и сЗаконом РФ (от 09.10.1992 г. № 3612-1) «Основы законодательства РФ о культуре»ежегодно предусматривается направление не менее 2% из федерального и 6% изрегиональных бюджетов. Помимо указанного Закона нормативная база в сферефинансового обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностьюположений и норм, изложенных в ГК и других нормах законодательства РФ. Этимидокументами определены принципы финансирования расходов на культуру присочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, чтовполне соответствует структуре современного рыночного механизма.
С этойцелью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы(особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическимлицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизмаблаготворительности и т.д.). В зависимости от видов учреждения культурыорганизуются на государственной, региональной и частной собственности.Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получениеими внебюджетных средств. Согласно бюджетной классификации расходы на культуруотражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинематографию, «СМИ»,включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства.Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьямпосредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основесметного расчета. Методика расчета по основным статьям театров и концертныхорганизаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистическихи художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатныхсотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов ибюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий,определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляетсобой финансовый план, состоящий из 2-х разделов: доходы и поступления, расходыи отчисления.
В 1-мразделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы,бюджетные субсидии, во 2-м — все расходы независимо от источников покрытия.
В каждомсубъекте Российской Федерации имеются организации культуры, имеющие региональноезначение. Источником финансирования их деятельности выступают региональныебюджеты. Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сетьгосударственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может бытьсвободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объембюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на 2части:
1. дляфинансирования государственных учреждений,
2.дляфинансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельностинегосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры иискусства.
При такомформировании бюджета учреждения культуры применяется методология «отдостигнутого уровня».

Глава 2 Роль образования в развитии российского общества
Рольобразования на современном этапе развития России определяется задачами ееперехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике,необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденцийэкономического и общественного развития. В современном мире значениеобразования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики иобщества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала.Российская система образования способна конкурировать с системами образованияпередовых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороныобщественности проводимой образовательной политики, восстановлениеответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая ивсесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этогоресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепцияразвивает основные принципы образовательной политики в России, которыеопределены в Законе Российской Федерации «Об образовании»,Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в РоссийскойФедерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на2006-2009 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социально-экономическойполитики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу иопределяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии впредстоящее десятилетие — модернизации образования.
2.1 Российское образование и тенденции мирового развития
Образовательнаяполитика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования ипредъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденциимирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений всистеме образования: ускорение темпов развития общества, расширениевозможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимостьповышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход кпостиндустриальному, информационному обществу, значительное расширениемасштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важностьприобретают факторы коммуникабельности и толерантности; возникновение и ростглобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничествав рамках международного сообщества, что требует формирования современногомышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции,сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокиеструктурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность вповышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте ихпрофессиональной мобильности; возрастание роли человеческого капитала, которыйв развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, всвою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования какмолодежи, так и взрослого населения. Отечественная система образования являетсяважным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, еемеждународного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки,образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества исохранение общего образовательного пространства со странами СодружестваНезависимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.

2.2 Новые социальные требования к системе российского образования
Школа — вшироком смысле этого слова — должна стать важнейшим фактором гуманизацииобщественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установокличности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные,предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственныерешения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны ксотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью,обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Насовременном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичнойсвязи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономическогороста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, чтоделает его одним из важнейших факторов национальной безопасности иблагосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Потенциалобразования должен быть в полной мере использован для консолидации общества,сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоленияэтно-национальной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритетаправ личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничениясоциального неравенства.
Многонациональнойроссийской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения иразвития русского и родного языков, формирования российского самосознания исамоидентичности.
Обновленноеобразование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда,обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества — общества свысоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовойкультурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей кполноценному качественному образованию в соответствии с их интересами исклонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания,национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать всевозможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попеченияродителей.
Важнойзадачей также является формирование профессиональной элиты, выявление иподдержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетнойподдержки образования со стороны государства система образования должнаобеспечить эффективное использование своих ресурсов — человеческих,информационных, материальных, финансовых.
2.3 Состояние российской системы образования и необходимость еемодернизации
Государственно-политическиеи социально-экономические преобразования начала XXI века оказали существенноевлияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономиювысших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений ивариативности образовательных программ, развитие многонациональной российскойшколы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили своеотражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании»и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании».
Государствово многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием,в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. Всовременных условиях образование более не может оставаться в состояниивнутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженноесодержание школьного образования не обеспечивает выпускникамобщеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандартаобразования наступившего века: математики и информатики (включая умения вестипоиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных игуманитарных дисциплин (экономики, истории и права).
Профессиональноеобразование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему«кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровнюквалификации работников. В то же время многие выпускники учрежденийпрофессионального образования не могут найти себе работу, определиться всовременной экономической жизни. В условиях экономического расслоения обществавсе эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом ккачественному образованию в зависимости от доходов семьи.
Впереходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшиесоциальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательнойи профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития,рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуютгосударство и общество, предприятия и организации, граждане — все заинтересованныев качественном образовании.
В этойсвязи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенноеувеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулированиякачества и результативности педагогического труда. Должна быть повышенаинвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий,организаций и граждан, модернизированы действующие в образованииорганизационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объемвнебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использованиеэтих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условияхожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически наодну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневраресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержкиинновационных школ и других «точек роста» в образовании. Мерыгосударственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органовгосударственной власти и управления образованием в обеспечении совместно собщественностью высокого и современного качества работы образовательныхучреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм,систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда.
2.4 Цели и основные задачи модернизации образования
Главнаязадача российской образовательной политики — обеспечение современного качестваобразования на основе сохранения его фундаментальности и соответствияактуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизацияобразования — это политическая и общенациональная задача, она не должна и неможет осуществляться как ведомственный проект.
Интересыобщества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевымиинтересами самой системы образования, а потому определение направлениймодернизации и развития образования не может замыкаться в рамкахобразовательного сообщества и образовательного ведомства.
Активнымисубъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья иродительская общественность, федеральные и региональные институтыгосударственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическоесообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цельмодернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развитиясистемы образования. Для достижения указанной цели будут решаться впервоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностейполучения полноценного образования; достижение нового современного качествадошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системеобразования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмовпривлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социальногостатуса и профессионализма работников образования, усиление их государственнойи общественной поддержки; развитие образования как открытойгосударственно-общественной системы на основе распределения ответственностимежду субъектами образовательной политики и повышения роли всех участниковобразовательного процесса — обучающегося, педагога, родителя, образовательногоучреждения. Основой современной образовательной политики государства являетсясоциальная адресность и сбалансированность социальных интересов.
Стратегическиецели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессепостоянного взаимодействия образовательной системы с представителяминациональной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованныхведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждуюроссийскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методыдолжны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнениядолжны пристально изучаться органами управления образованием и руководителямиобразовательных учреждений и учитываться при проведении модернизацииобразования.

Глава 3 Приоритеты образовательной политики
 
3.1 Обеспечение государственных гарантий доступности качественногообразования
КонституцияРоссийской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако вусловиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегдаобеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществитмеры по их реализации, создав правовые и экономические условия для бесплатностиполного среднего образования в пределах государственного образовательногостандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленныхзаконодательством РФ; получения образования в соответствии с установленнымигосударственными образовательными стандартами.
Обучающиесядолжны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, овеличине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, окачественном уровне получаемого образования и его соответствии государственнымобразовательным стандартам. Для повышения объективности итоговой аттестациивыпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей наполучение среднего и высшего профессионального образования предстоитосуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов вобщеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средниеспециальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введениюЕГЭ. При этом в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку попрофессиям, предполагающим наличие определенных творческих, психологических,физических наклонностей. Одновременно будет отрабатываться системаспециализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы,ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в томчисле с учетом реальных потребностей рынка труда. Для расширения доступностиобразования вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи будетразработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечениюдоступности образования на всех его ступенях. Это обеспечит им доступностьдополнительных образовательных услуг и возможность обучения в учрежденияхобразования, реализующих программы повышенного уровня; создание системыгосударственного образовательного кредитования, субсидирования для расширениявозможностей детям из малообеспеченных семей получать среднее и высшеепрофессиональное образование, предусмотрев различные формы погашения кредита,субсидии; необходимо также использовать возможности государственногообразовательного кредитования и субсидирования для подготовки студентов поспециальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социальногоразвития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения всферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защитыправ потребителей платных образовательных услуг; стимулирование создания дляобучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем.
Дляобеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего ивысшего профессионального образования будут в установленном законом порядкерассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочкипризыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательнойшколы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднегопрофессионального образования для реализации ими права на поступление в учебныезаведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.
Дляобеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении качественногообщего образования будут осуществлены специальные меры по поддержке сельскойшколы, а также ее реструктуризации. Дети с ограниченными возможностями здоровьядолжны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальнымиусловиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по местужительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний — в специальныхшколах и школах-интернатах.
Дети спроблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательныминдивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. ПравительствоРоссийской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе сбеспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальнымсиротством. В их числе: создание сети учебно-воспитательных учреждений по типусуворовских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ,летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйственных и других училищ;создание специализированных консультативных подростковых центров, где подросткирешали бы свои психолого-педагогические и медико-социальные проблемы;рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемныхсемей и детских домов семейного типа; расширение подготовки специальных кадров- социальных педагогов и психологов — по профилактике социального сиротства идля работы с детьми группы риска; подготовка и переподготовка педагогическихкадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании иалкоголизма; введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченныхпо правам ребенка.
Одна изпричин, вызывающих рост асоциального поведения подростков и молодежи,нерациональная организация досуговой деятельности и каникулярного времени,подлинной проблемой которого становится детская безнадзорность.
Органамигосударственной власти всех уровней и местного самоуправления, органамиуправления образованием и образовательными учреждениями с привлечениемобщественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детейи подростков в период летних каникул и повышению их занятости.
3.2 Создание условий для повышения качества общего образования
Базовоезвено образования — общеобразовательная школа, модернизация которой предполагаеториентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммызнаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательныхспособностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную системууниверсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельнойдеятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевыекомпетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясьна богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшиетрадиции отечественного естественно-математического, гуманитарного ихудожественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет вобразовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности,интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Важнейшиезадачи воспитания — формирование у школьников гражданской ответственности иправового самосознания, духовности и культуры, инициативности,самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществеи активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействиешколы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаютсяодной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей иинтересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. В целяхсоздания необходимых условий достижения нового, современного качества общегообразования планируется: по итогам проводимого эксперимента пересмотретьструктуру и содержание общего образования, включая продолжительность обученияна каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образованиебудет принято по итогам эксперимента не ранее 2008-2009 годов); разработать иввести в действие государственные образовательные стандарты общего образованияи вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионови возможности общеобразовательных учреждений; провести оптимизацию учебной,психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательныхучреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в томчисле за счет:
а) реальнойразгрузки содержания общего образования;
б)использования эффективных методов обучения;
в) повышенияудельного веса и качества занятий физической культурой;
г)организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
д)улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
е)рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыхадетей и молодежи; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования приобеспечении государственных образовательных стандартов — на основе многообразияобразовательных учреждений и вариативности образовательных программ; болееполно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования иразвития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности;отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в томчисле путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального,среднего и высшего профессионального образования; усилить роль дисциплин,обеспечивающих успешную социализацию учащихся — экономики, истории, права,русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию итрудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; обеспечитьзнания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности какминимум одного иностранного языка; предусмотреть введение обязательного экзаменапо иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена поинформационным технологиям за курс основной школы; создать в системепрофессиональной ориентации условия для психологической поддержки молодежи,помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определенияреальных возможностей в освоении той или иной профессии; отработать в порядкеэксперимента в 2008-2009 годах различные механизмы реструктуризации основной истаршей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школи обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программдошкольного и начального образования); организовать на селе систему«школьных автобусов»; обеспечить в рамках федеральной целевойпрограммы «Развитие единой образовательной информационной среды (2007-2009гг.)» развитие дистанционного образования и др.; разработатьнормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательныхучреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учрежденийдля детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечить государственнуюподдержку школ для одаренных детей; создать эффективнуюгосударственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебнойлитературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторовна создание учебников нового поколения; обеспечить государственную поддержкуобразовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорнымплощадкам процесса модернизации образования; создать независимую от органов управленияобразованием государственную систему оценки качества образования, котораядолжна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективностиобразовательной деятельности.
3.3 Создание условий для повышения качества профессиональногообразования
Государствовозвращается в образование как гарант качества образовательных программ иуслуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональнымиобразовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессиональногообразования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности,сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и так далее. Должна бытьсоздана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностейрынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международныхтенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальнуюсистему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневуюструктуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынкатруда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должныдоводиться до населения через средства массовой информации.
В числестратегических направлений развития профессионального образования особое местозанимает укрепление и модернизация материально-технической базы иинфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальнуюсеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современнымоборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качестваучебного процесса, так и поддержку вузовской науки. Особое внимание будетуделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок,оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровнянародного хозяйства страны. Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализованряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессиональногообразования, в частности: переаттестацию всех образовательных программ вобласти экономики, права и менеджмента; переаттестацию и при необходимостиповторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов,выдающих дипломы государственного образца. Предстоит отработать и провести вжизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальныхи средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь ихпрофессиональных образовательных программ, вертикальную мобильность ихучащихся. Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействиирегионов и федерального центра в вопросах функционирования и развитияпрофессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективностидеятельности учреждений начального и среднего профессионального образованияследует разделить их на два уровня — федерального и регионального подчинения,предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере намуниципальный уровень.
Длястимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшейшколы будут расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в томчисле — в форме грантов на конкурсной основе. Основная цель профессиональногообразования — подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня ипрофиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своейпрофессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного кэффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового кпостоянному профессиональному росту, мобильности. Решение задачи коренногоулучшения системы профессионального образования, качества подготовки работниковв тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеетопределяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилияакадемического и педагогического сообщества, государства, предпринимательскихкругов.
3.4 Формирование эффективных экономических отношений в образовании
В ходемодернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасльнациональной экономики, государство будет последовательно наращивать егофинансовую поддержку до необходимой потребности. Важными элементамиформирования эффективных экономических механизмов модернизации и развитияобразования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансированияотрасли, должны стать: введение нормативного бюджетного финансирования общегосреднего и начального профессионального образования с учетом обеспечениягосударственных образовательных стандартов и необходимых условийобразовательного процесса; разработка дифференцированных нормативов бюджетногофинансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднегопрофессионального образования, отражающих характер реализуемых имиобразовательных программ; создание системы государственного образовательногокредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленныхтерриторий для получения ими профессионального образования; выделение средствна развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретениеучреждениями образования учебно-лабораторного оборудования иинформационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационныхресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей; достижениепрозрачности межбюджетных отношений в части, касающейся финансового обеспеченияобразования; развитие механизмов финансовой поддержки субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований с учетом требований модернизацииобразования; обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нуждыобразования из бюджетов разных уровней; стимулирование учредительства имногоканального финансирования учреждений профессионального образования;переход к финансированию учреждений профессионального образования наконтрактной основе; нормативно-правовое обеспечение экономическойсамостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличенияразнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений иорганизаций; последовательная реализация принципа экономической автономииучебных заведений при введении казначейской системы учета внебюджетных средствобразовательных учреждений; обеспечение прозрачности финансовой деятельностиобразовательных учреждений, повышение их финансово-экономическойответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств вучреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых; расширениена базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательныхуслуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенногообразовательного спроса и как внутреннего ресурса финансированияобразовательных учреждений, стимулирования инновационных образовательныхпроцессов; создание на базе образовательных учреждений (особенно в сельскойместности) культурно-образовательных, учебно-производственных,медико-оздоровительных центров; поддержка профильного учебного производства набазе образовательных учреждений; предоставление возможности использоватьсредства Федеральной программы развития образования для финансирования программразвития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательныхучреждений на условиях финансирования из соответствующих бюджетов. Системаобразования должна быть ориентирована не только на задания со стороныгосударства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос,на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентацияна реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должнасоздать основу для привлечения дополнительных финансовых иматериально-технических ресурсов.
3.5 Обеспечение системы образования высококвалифицированнымикадрами, их поддержка государством и обществом
Государстворассматривает улучшение материального положения и повышение социального статусаработников образования как одну из приоритетных задач образовательной политики.Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогическогокорпуса, соответствующего запросам современной жизни, — необходимое условиемодернизации системы образования России. В рамках подпрограммы«Педагогические кадры России» Федеральной программы развитияобразования предусматриваются меры по преодолению негативных тенденций вкадровом обеспечении образования, повышению социального статуса ипрофессионализма педагогических работников. Они будут включать в себя следующиеосновные направления:
1.Повышение статуса педагогического работника. Все педагогические работникидолжны получить возможность реализовать право на: участие посредствомпрофессиональных педагогических сообществ (ассоциаций, объединений, союзов идр.) в управлении образованием, в выработке принципов и направленийобразовательной политики; свободное получение профессиональной информации,связанной с образованием; бесплатное пользование фондами государственных, муниципальныхи учебных библиотек; льготное первоочередное обеспечение жилой площадью впределах социальных норм, в случае признания их нуждающимися в улучшениижилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2. Усилениегосударственной поддержки и стимулирования труда педагогических иуправленческих работников образования: введение финансирования расходов пооплате труда работников общеобразовательных учреждений из бюджетов субъектовРоссийской Федерации; при этом за счет введения нормативного финансированиядолжен быть зафиксирован обязательный надтарифный фонд, дающий возможностьобразовательному учреждению гибко устанавливать надбавки и доплаты в целяхстимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросомна рынке труда; осуществление на основе модернизации ETC перехода на системуоплаты труда педагогических работников с учетом специфики образовательнойотрасли; доведение к 2006 году средней заработной платы учителей до уровнясредней по промышленности; введение надбавок молодым специалистам на первые тригода педагогической деятельности, надбавок за продолжительность непрерывнойработы в образовательных учреждениях, а также надбавок, стимулирующих высокиерезультаты педагогической деятельности; решение в установленном порядке вопросаоб отсрочке призыва в ряды Вооруженных Сил для выпускников учреждений высшего исреднего профессионального образования, получивших педагогическуюспециальность, на время их работы на штатных должностях с полной учебной нагрузкойпедагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общегои начального профессионального образования, имеющих государственнуюаккредитацию, детских домах и интернатах; совершенствование системы пенсионногообеспечения различных категорий педагогических работников; совершенствованиесистемы медицинского и социального страхования работников образования;формирование отраслевой системы ипотечного кредитования приобретения жилья;закрепление нормативно-правовыми актами Российской Федерации льготпедагогическим работникам в области оплаты жилья и коммунальных услуг всельской местности.
3.Повышение профессионализма педагогических кадров: разработка иэкспериментальная апробация моделей реформирования системы подготовкипедагогических кадров — ее организации, структуры, содержания, принциповвзаимосвязи с образовательной практикой и инновационными процессами вобразовании; увеличение объема и повышение качества подготовки педагогическихкадров для системы начального и среднего профессионального образования;реорганизация системы учреждений повышения квалификации работников образования,перевод их финансирования на конкурсную основу и введение персонифицированногофинансирования повышения квалификации педагога на основе его собственного выбораместа дополнительного профессионального образования; оплачиваемое государствомповышение квалификации или переподготовку в установленных государством объемахне реже, чем один раз в пять лет; организация и проведение всеобуча поинформационным технологиям для управленческих и педагогических кадров;реорганизация методической службы органов управления образованием; построениеее деятельности на принципах сетевой организации и маркетинга; созданиеэффективной системы подготовки, повышения квалификации и аттестациируководителей органов управления образованием и образовательных учреждений,введение единого порядка замещения ими руководящих должностей. Основной задачейявляется модернизация системы научно-методического обеспечения образования,предусматривающая: качественное обновление педагогической науки, преодолениенеоправданного дублирования ведомственных институтов и научных учрежденийРоссийской академии образования, оторванности их от запросов современнойобразовательной практики; возрождение практико-ориентированных научных школ ипостроение принципиально новых моделей прикладных исследований, способствующихразвитию педагогической науки и распространению образовательных инноваций;целевое финансирование перспективных прикладных исследований и социально-образовательныхпроектов.
3.6 Управление развитием образования на основе распределенияответственности между субъектами образовательной политики
В процессемодернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытостьобразования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход отпатерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, кусилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия.Необходимо расширить участие общества в выработке, принятии и реализацииправовых и управленческих решений в образовании. Этот процесс долженобеспечиваться как соответствующей нормативно-правовой базой, так и реальнымимеханизмами действенного общественного участия в развитии образования.Планируется в установленном порядке закрепить правовой статус попечительскогосовета образовательного учреждения, обеспечивающий участие совета вформировании перечня платных образовательных услуг, оказываемых учреждениемсверх соответствующих образовательных программ и государственныхобразовательных стандартов, определении направлений профориентационнойдеятельности, решении кадровых вопросов, организации общественного контроля зарасходованием внебюджетных средств учреждения и др. Важнейшая задача и одно изприоритетных направлений модернизации системы образования — модернизация самоймодели управления этой системой. В современных условиях управление образованием- это прежде всего управление процессом его развития. Необходимо создатьотсутствующую до настоящего времени единую систему образовательной статистики ипоказателей качества образования, сопоставимую с мировой практикой, а такжесистему мониторинга образования. Ближайшая цель — формирование оптимальноймодели управления, в которой будут четко распределены и согласованы компетенцияи полномочия, функции и ответственность всех субъектов образовательнойполитики, прежде всего — образовательных учреждений и органов местногосамоуправления, региональных и федеральных управленческих структур. Должна бытьобеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческихрешений. В современных условиях значительную и все возрастающую частьинформации учащиеся получают самостоятельно и, в первую очередь, через средствамассовой информации. В этой связи планируется разработать и осуществить мерыактивизации роли средств массовой информации в формировании культуры,воспитании гражданских качеств, повышении ответственности за демонстрацию ипропаганду насилия, порнографии, расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости.Будет увеличено число и повышено качество образовательных программ нагосударственных радио- и телеканалах, расширены возможности свободного иоперативного получения информации, в частности через создание общедоступныхэлектронных библиотек в рамках федеральных целевых программ «ЭлектроннаяРоссия» и «Развитие единой образовательной информационной среды(2001-2005 годы)». Предполагается осуществить следующие меры, направленныена развитие образования как открытой и единой государственно-общественнойсистемы: введение государственных минимальных требований нормативнойобеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой,информационной, материально-технической), за исполнение которых несутответственность учредители и несоблюдение которых может служить основанием дляпрекращения деятельности соответствующих учреждений; созданиенормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразныхдоговорных отношений в сфере образования (между гражданами и образовательнымучреждением; между образовательным учреждением и его учредителями; междусоучредителями образовательного учреждения; между образовательными учреждениямии работодателями); отработка правовых и экономических механизмовсоучредительства и софинансирования образовательных учреждений органамигосударственной власти федерального и регионального уровня и органами местногосамоуправления; расширение публичности деятельности образовательных учрежденийи органов управления образованием, в том числе и в части использования бюджетныхи внебюджетных средств; поддержка инновационной деятельности образовательныхучреждений путем финансирования и софинансирования наиболее значимыхобразовательных проектов; развитие негосударственных образовательныхорганизаций (учреждений) при одновременном усилении контроля за качествомреализации ими образовательных программ; осуществление в системе дошкольногообразования постепенного перехода к долевому финансированию дошкольныхобразовательных учреждений со стороны государства, учредителя и родителей, приодновременной адресной социальной поддержке малообеспеченных семей;упорядочение форм оплаты дополнительных образовательных услуг сверхгосударственного образовательного стандарта в общем и профессиональномобразовании и усиление контроля за использованием полученных средств со стороныпопечительских и родительских советов; введение персональных счетов длядетей-инвалидов с целью аккумулирования государственных, корпоративных,спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждогоребенка; повышение ответственности образовательного учреждения за невыполнениесвоих функций, определенных уставом, нормативных условий образовательногопроцесса, государственного образовательного стандарта. Система образованияявляется сферой взаимодействия интересов государства и общества, в лице ихинститутов и граждан. Каждый из субъектов образовательных правоотношений должениметь возможность влиять на функционирование и развитие системы образования, новместе с тем нести свою долю ответственности за создание условий, необходимыхдля выполнения системой образования своих социальных и образовательных функций.

Глава 4 Проблемы бюджетного финансирования образования
 
4.1 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
Характернойособенностью современного состояния бюджетного финансирования образованияявляется недостаток выделяемых средств для нормального функционированиябюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишьосновные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируютсядаже те расходы, которые предусмотрены законами «Об образовании» и «О высшем ипослевузовском профессиональном образовании». Приоритеты при финансированииконкретных статей расходов определяются таким образом: оплата труда; стипендия;трансферты; оплата коммунальных услуг; остальные виды расходов.
Такаяоценка значимости расходов связана с тем, что действующее законодательствоустановило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечениеопределённого уровня финансирования образования:
— выделениена нужды развития образования не менее 10% национального дохода, в том числе навысшее профессиональное образование — не менее 3% расходной части федеральногобюджета;
— установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровняоплаты труда в промышленности;
— введениесоциальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнениевсех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнованийна образование из федерального бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что,очевидно, невыполнимо. Действующий порядок бюджетного финансирования,установленный БК РФ, характеризуется наличием противоречий с действующимзаконодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостаткови неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижаетэффективность использования бюджетных средств, приводит к значительнымтрансакционным издержкам.
Нормативно-методическаябаза бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы иматериалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствиявыраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождаетряд проблем, решить которые не удаётся.
Взаконодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансированияобразования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решатьвозникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственнымкритерием — целями, на достижение которых направляются бюджетные средства.Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определенияцелевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни собразовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительнона соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетнойклассификации.
Возможностиманеврирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный снеобходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.
Всё этопозволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политикагосударства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт иконтроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования.

4.2 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
1. Необходимоупорядочить бюджетное законодательство, в частности внести уточнения вБюджетный кодекс РФ, предусматривающие:
— передачуправа утверждения сводной сметы доходов и расходов учреждения, в том числеобразовательного, руководителю этого учреждения;
— включениебюджетополучателей в процедуру разработки бюджета. Это обусловлено тем, чтодействующий порядок распределения бюджетных средств, и установленноезаконодательством требование перехода к нормативам финансирования должныпредусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных бюджетныхучреждений, образовательных, связанных с их профилем, материальной базой,территориальным расположением и др. факторами, которые не могут быть в полноймере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проектбюджета;
— доведениеуведомлений о бюджетных ассигнованиях, объёмах доходов и расходов и лимитовбюджетных обязательств одной строкой;
— предоставление права бюджетополучателям осуществлять расходование средствбюджета в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя ихраспределение по статьям экономической классификации. При этом финансированиетакже должно осуществляться одной строкой, а не постатейно, как это делаетсясейчас;
— корректировку росписи расходов бюджета на основе фактически произведённыхрасходов в соответствии с кодами бюджетной классификации, предоставленными вбухгалтерском отчёте за конкретный отчётный период;
— сохранение за бюджетным учреждением остатка средств, обоснованнообразовавшегося по состоянию на 31 декабря текущего года на счёте бюджетногоучреждения; наделение руководителя бюджетного учреждения правом на установлениепорядка, сроков и целевого назначения расходования этого остатка, включаясоставление учреждением отдельной сметы расходования этих средств.
2.Необходимо при определении объёмов бюджетного финансирования образования наочередной финансовый год руководствоваться следующими принципами:
— общийобъём бюджетного финансирования образования должен быть увеличен в соответствиис положениями Национальной доктрины развития образования и программнымидокументами Правительства РФ, предусматривающими опережающий рост бюджетныхассигнований в эту сферу деятельности;
— вкачестве приоритетных статей экономической классификации, по которым должно бытьпредусмотрено увеличение по обоснованным расчётам, необходимо выделить оплатутруда, трансферты, расходы на обеспечение учебного процесса, комплектованиебиблиотек, проведение учебно-производственных практик и т.п., приобретениеучебного и научного и учебно-производственного оборудования, капитальный и,особенно, текущий ремонт. Необходимо также предусмотреть увеличение расходов наоплату коммунальных услуг
3.Целесообразно изменить подходы к бюджетному финансированию капитального ремонтаи приобретения оборудования для образовательных учреждений, переведя этирасходы из раздела 14 «Образование» функциональной классификации в федеральнуюадресную инвестиционную программу или формируемый в составе бюджета бюджетныйфонда развития образования. Это позволит:
— обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на действительно важныхнаправлениях, требующих значительных инвестиций;
— повыситьобоснованность проводимых работ, осуществляемых закупок и т.д. вследствиеприменения отработанных процедур реализации инвестиционных проектов ииспользования опыта специалистов в этой области;
4.Необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных иорганизационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор напостепенный запуск механизмов саморегулирования.
5. Припереводе стипендий в разряд адресных социальных выплат следует сохранитьпорядок их назначения через образовательные учреждения, т.е. через местафактического нахождения учащихся, а не места их проживания.
6.Целесообразно отменить регрессию единого социального налога для образовательныхучреждений, установив вместо этого сниженную ставку данного налога.
7.Необходимо предусмотреть возможность отмены финансирования начислений на оплатутруда (единого социального налога) и прямого перечисления этих средств со счётабюджета.
8.Необходимо освободить бюджетные учреждения от уплаты налогов с бюджетныхсредств, к которым отнесены все доходы бюджетного учреждения, в том числе отосуществления соответствующей деятельности с использованием государственногоимущества, переданного ему в оперативное управление.

Глава 5 Концепция долгосрочного социально-экономического развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года
 
Необходимымусловием для формирования инновационной экономики является модернизация системыобразования, являющейся основой динамичного экономического роста и социальногоразвития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальнойконкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоенияинноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегосямира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжаетоставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающимфактором социальной справедливости и политической стабильности.
В основуразвития системы образования должны быть положены такие принципы проектнойдеятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование»,как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов,конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы напрактике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характерпринимаемых решений.
Обновлениеорганизационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образованияобеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития иобщественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ееинвестиционную привлекательность.
Повышениегибкости и многообразия форм предоставления услуг системы дошкольногообразования обеспечит поддержку и более полное использование образовательногопотенциала семей. Развитие системы общего образования предусматривает индивидуализацию,ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферыдополнительного образования, а развитие системы профессионального образования — расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.Одним из главных условий развития системы высшего профессионального образованияявляется вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные иприкладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мирероссийские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей,ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальныенаучные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоениястудентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации.
Формированиесистемы непрерывного образования на основе внедрения национальнойквалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программпозволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создатьусловия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Необходимообеспечить равные условия доступа государственных и негосударственныхорганизаций, предоставляющих качественные образовательные услуги, кобразовательной инфраструктуре и государственному и муниципальномуфинансированию.
Стратегическаяцель государственной политики в области образования — повышение доступностикачественного образования, соответствующего требованиям инновационного развитияэкономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализацияэтой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.
Перваязадача — обеспечение инновационного характера базового образования, в томчисле:
ü  обновление структуры сети образовательных учреждений всоответствии с задачами инновационного развития, в том числе формированиефедеральных университетов, национальных исследовательских университетов;
ü  обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академическихзнаний и практических умений;
ü  обновление механизмов финансирования образовательных учреждений всоответствии с задачами инновационного развития;
ü  обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательныхучреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня,сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.
Втораязадача — модернизация институтов системы образования как инструментовсоциального развития, в том числе:
ü  создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннееразвитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья,социального положения;
ü  создание системы выявления и поддержки одаренных детей италантливой молодежи;
ü  создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
ü  развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включаяобразовательные кредиты.
Третьязадача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки ипереподготовки профессиональных кадров, в том числе:
ü  создание системы внешней независимой сертификации профессиональныхквалификаций;
ü  создание системы поддержки потребителей услуг непрерывногопрофессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки ипереподготовки профессиональных кадров;
ü  формирование системы непрерывного образования военнослужащих,включая переподготовку при завершении военной службы.
Четвертаязадача — формирование механизмов оценки качества и востребованностиобразовательных услуг с участием потребителей, участие в международныхсопоставительных исследованиях путем создания:
ü  прозрачной, открытой системы информирования граждан обобразовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременноеобновление и достоверность информации;
ü  условий для привлечения иностранных студентов в российскиеобразовательные учреждения;
ü  механизмов участия потребителей и общественных институтов восуществлении контроля и проведении оценки качества образования.
Установленыследующие целевые ориентиры развития системы образования: к 2012 году:
ü  формирование сети научно-образовательных центров мирового уровня,интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы,решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационныхпроектов;
ü  развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровыеи исследовательские задачи развития инновационной экономики на основеинтеграции образовательной, научной и производственной деятельности;
ü  введение новой системы оплаты труда на всех уровнях образованиякак основы для заключения эффективных контрактов;
ü  повышение доли (не менее чем на 25 процентов) внебюджетных средствв общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования;
ü  развитие форм финансирования образовательных учреждений,позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства нацели опережающего развития и структурных изменений в системе образования,перевод всех учреждений общего образования и не менее 50 процентов учрежденийпрофессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включаяразработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки);
ü  становление системы привлечения работодателей к созданиюобразовательных стандартов и аккредитации образовательных программ;
ü  формирование национальной квалификационной структуры с учетомперспективных требований опережающего развития инновационной экономики ипрофессиональной мобильности граждан, обновление государственныхобразовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней набазе квалификационных требований национальной квалификационной структуры;
ü  переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетомкредитно-модульных принципов построения образовательных программ, внедрениеобщеевропейского приложения к диплому о высшем образовании;
ü  переход учреждений профессионального образования на системуадресных стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможностьнуждающимся студентам самостоятельно прожить в регионе обучения;
ü  создание в образовательных организациях органов самоуправления(попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
ü  введение систем оплаты труда педагогического иадминистративно-управленческого персонала образовательных учреждений,учитывающих качество и результативность их деятельности;
ü  разработка стандартизированной программы повышения квалификации«Современный образовательный менеджмент» на базе современныхквалификационных требований к руководителям образовательных учреждений ипроведение сертификации всех руководителей образовательных учреждений;
ü  создание системы общественных рейтингов образовательныхучреждений, программ непрерывного профессионального образования;
к 2020году:
ü  формирование около 20 научно-образовательных центров мировогоуровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательныепрограммы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональныхинновационных проектов;
ü  формирование инфраструктуры и институциональных условийакадемической мобильности студентов и преподавателей;
ü  увеличение доли средств в структуре доходов российскихуниверситетов, получаемых за счет выполнения научно-исследовательскихразработок и научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (не менее25 процентов);
ü  создание условий для обеспечения участия в непрерывном образованиине менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно;
ü  введение в действие единого механизма государственной (итоговой)аттестации выпускников на всех уровнях системы образования, обеспечивающегопрохождение выпускниками итоговой аттестации во внешних независимыхаттестационных центрах;
ü  внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций,реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессиональногообразования;
ü  внедрение новых организационно-правовых форм учрежденийобразования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественногоконтроля за их деятельностью;
ü  наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50 процентовмигрантов трудоспособного возраста;
ü  усиление позиций российского образования на мировом рынкеобразовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российскихвузах — не менее 10 процентов объема финансирования системы образования);
ü  обеспечение условий, при которых показатели качества образования вроссийских образовательных учреждениях будут находиться в начале рейтинглистарезультатов международных сопоставительных исследований;
ü  наличие не менее 10 — 12 современных студенческих городков ицентров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущихнаучно-образовательных центрах;
ü  увеличение доли средств, предоставляемых на научные исследования,проводимые в вузах, в общем объеме средств, направляемых на научныеисследования, до 30 процентов;
ü  обеспечение значения показателей среднего возрастапрофессорско-преподавательского состава вузов на уровне средних показателейстран Организации экономического сотрудничества и развития;
ü  предоставление возможностей всем обучающимся старших классовосваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильноеобучение и профессиональную подготовку;
ü  создание не менее 500 центров сертификации и присвоенияпрофессиональных квалификаций;
ü  создание программ развития персонала, включающих в себяфинансирование программ подготовки, переподготовки, повышения квалификацииработников не менее чем 60 процентов предприятий и организаций;
ü  аккредитация не менее 15 процентов программ профессиональногообразования в международных ассоциациях, действующих в Российской Федерации;
ü  получение бесплатных услуг дополнительного образования не менеечем 60 процентами детей в возрасте от 5 до 18 лет;
ü  использование образовательных кредитов не менее чем 12 процентамистудентов;
ü  увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5процентов общего числа студентов, создание условий для подготовки в
Повышениеконкурентоспособности российского образования станет критерием его высокогокачества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров вобласти экспорта образовательных услуг.
По меререализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающихповышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования,текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост долирасходов на образование в валовом внутреннем продукте.
Реализацияинновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общихрасходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в2007-2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходовбюджетной системы — с 4,1 процента до 5,5-6 процентов валового внутреннегопродукта.

Заключение
Всвоемзаключении я бы хотела рассказать о том, что будет с нами, если мы не будемуделять большое внимание образованию. Я поняла, что сейчас мы — будущее, чтонаше государство не поможет нам в образовании, не улучшит качество идоступность, то мы не сможем дать все, то, что было познано столетиями своимдетям, внукам.…
Я думаю,что ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появлениеновых статей расходов, даже, несмотря на важную роль данной группы бюджетныхрасходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти достаточносредств по осуществлению социальной функции государства. Количественныехарактеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных, нои отражают постепенное ухудшение уровня социального обслуживания населениянашей страны. Во многом это связано с тем, что социальная функция государствадолгое время находилась «на втором плане», что позволяло экономить на затратахв социальной сфере.
Но это неединственная проблема, существуют также и возникшие относительно недавнотрудности в формировании данной группы расходов — это нахождение разумногобаланса между социальными запросами граждан, отраженными в принятых социальныхпрограммах, и источниками их финансирования. Как известно, в нашей странедолгое время применялся принцип остаточного финансирования социальныхпотребностей, который оставил без источников финансирования многие вновьпринятые Российским парламентом социальные программы. Такой принцип формированиясоциально — культурных расходов чреват невыполнением закона, ростом бюджетногодефицита и социальной напряженности в обществе.
Все эти имногие другие проблемы привели к тому, что динамика бюджетных расходов насоциально-культурные нужды отчетливо показывает их отставание по темпам ростане только от общего объема расходов бюджета, но и от расходов на народноехозяйство страны. Но рынок заставляет государство искать ресурсы не только дляосуществления экономической функции государства, а, пожалуй, даже, в первуюочередь — для социальной. Отечественный бюджет перегружен расходами нафинансирование народного хозяйства, в то время как государство не смоглообеспечить средствами надлежащий уровень социального обслуживания граждан.
Это и естьта самая российская действительность, однако, переход на основы рыночногохозяйствования должен заставить активно искать реальные пути усилениясоциальной ориентации расходов бюджета, т.к. это должно снять имеющуюсясоциальную напряженность в стране.

Список использованной литературы
1. Поляк, Г.Б. Финансы: учебник для студентов вузов. — М.:ЮНИТА-ДАНА, 2007. — 703с.
2. Брайчева, Т.В. Государственные финансы: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2001.-288с.
3. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы: учебник длявузов. — М.: ЮНИТИ, 2001.-687с.
4. Алифанова, И.А., Галаган, А.И. Финансирование образования //Социально — гуманитарные знания. — 2003. — №2. — С. 101 — 105.
5. Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г.Б. Поляка. М.:Юнити, 2006, — 540 с.;
6. Ходорович, М. И. «Бюджет и бюджетная система»: Учебное пособие/ВЗФЭИ-М.: Экономическое образование, 2006. — 450 с.
7. www1.minfin.ru/ru/ — официальный сайт Министерствафинансов РФ.
8. Конституция РФ